№3
2007
ТРАНСПОРТНОЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИ IIОСГ РОЕ Н И Е
536.24:532.52
РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТОВ ТРЕНИЯ И ТЕПЛООТДАЧИ ПРИ НЕСТАЦИОНАРНОМ НЕЙ ЗОТ Е Р М И Ч К С КО М 1 Е Ч Е11И И НЕСЖИМАЕМОГО ГАЗА В ОСЕСИММЕТРИЧ1-1ЫХ КАНАЛАХ
Каш). техн. паук, доц. ЮГ. ВОЛОДИН, асп. 0.1/. МАРФИНА
1 ¡ртюдятся результаты ¡на чета ко )ф(/шннентоа транш п тетоотОачп и широком Оштспоне изменении <)естаби:шчнрующпх течение и теплообмен //нначорок.
То showed results calculation coefficients friction ami heat transfer in the wide diapason change the destabilized factors into flow and heat transfer.
Нестационарным процессам, протекающим в технологических аппаратах жергети-ческой отрасли, уделяется достойное внимание. Явлениям нестационарное I и сопутствуют и другие: неизотсрмичность, изменение формы обтекаемой поверхности и т.п. Численный анализ проведем с позиции параметрических методов теории относительных предельных законов трения и теплоотдачи [1]. Предположим, что при достаточно большом периоде осреднения нестационарных параметров по сравнению с временным масштабом турбулентности нестационарность не оказывает влияния на структуру турбулентности пограничного слоя. 11ри :угом ос танутся справедливыми основные предпосылки полу:>мпиричсских теорий турбулентности.
Содержание параметров трения и теплоотдачи, определяющих различные виды дестабилизирующих воздействий, вытекает из граничных условий при аппроксимации профилей касательных напряжений и тепловых потоков по сечению пограничного слоя [2] и представляет собой
(еI) —* </„■ = ( -V- \ ос/
>
\ с% J : >(i c\h у
где т = т/т11, с[-ч/ч, , х', —параметр трепня.
Данные производные можно найти из уравнений движения и -энергии, записанных для области потенциального ядра и пристенной области,
+ р„и
с?и'0 _ дР
(2)
оI
сх
Подставляя (2) в (3) и умножая полученный результат на й/хи., получаем
М'З
2007
С,
Раскрывая производную в правой части (4) и замечая, что т„. = -^_Роио , найдем
X.
V ^ Л >„
1 () -2 +К--,
где параметр гидродинамическом нестационарности
2 б д\\>
С, и;, д(
параметр продольного градиента давления
^ = 2 5 д% С, И.0 д.Х
где с/и, —параметр теплоотдачи .
ди'„ дИ1
ё1 ох
Р„
сН 'и _ дс]
с( ду
Проведя преобразования, подобные параметру трения, получим
б,.
Я„ =
{ я-\
сщ
Я»
Здесь параметр тепловой нсстационарности
б, д 2 =---------
параметр продольного градиента энтальпии
(а;-/>,,)•
о/?,;
Л(Р/,(/7(;-/;„)ал-' Следуя [2], зависимость для коэффициента трения запишем в виде
(5)
(6)
(7)
(8) (9)
(10)
(П) (12)
1С г ' . .......
(13)
! %I ^
Входящее в (13) распределение плотности по сечению турбулентного пограничного слоя в стационарных условиях определяется интегралом Крокко [3]. Сделаем допущение, что и в нестационарных условиях имеет место данная зависимость, т.е.
р/Ро = [Ф/, + 0 - Фа )0)] ' - ГДС Фу, =К/Т0. (14)
Обозначим знаменатель в (13) через А'
сС^
Интегрируя (13) с учетом (14) и (15). получим
№3
2007
%
= J4\ =■
!(1 — (i),)ln£l(l
Введем функции относительного изменения коэффициента грення Ч\_ = (с, /С', | ,, где, согласно |4], С/и = 0,0256/Re""-:
1реобразуя (16), находим
16)
1С
С
2 о- co,)lnq1(,
0-<*>,,,) [МО со, А
17)
о подслоя
где /1 = J7T/To ' (01о и значения относительной скорости на границе вязког
ii
и его толщина в стандартных условиях. Как видно из (17), конечная реализация зависимости связана с распределением касательных напряжений. Следуя Федяевекому К.К. [5] и Фафурину A.B. [2], запишем их в виде
хл
-=1+ , % 1+2$)
; т >0;
' им) 4
0,
(18) (19)
где </ = Г„/(ч^+Т ).
Соотношения (17)—(19) совместно с зависимостями для относительных толщин вязкого подслоя и скорости на его границе
„■ 9
-I
(20)
21
1+7 —!)•
образуют систему уравнений, которая при заданных значениях Rc , i'(), ф/( и — поз
р « 8 С t _ б I 2
воляет рассчитать эволюцию относительного коэффициента трения. На рис. I показано влияние числа Рейнольдса и параметра трения в изотермических условиях. В области положительных значений 7 коэффициен т трения меньше своего стандартного аналога. Эволюция проявляется глубже при меньших числах Рейнольдса, так как поток менее устойчив к внешним возмущениям и требуется соответственно меньше затрат энергии для его деформации. Рост числа Рейнольдса заметно увеличивает сопротивляемость потока к внешнему возмущению.
В области отрицательных значений параметра трения относительный коэффициент зрения больше единицы. Меняется и дислокация их по числу Рейнольдса, что вызвано перераспределением энергии.
Согласно [2] закон теплоотдачи в общей форме запишем в виде
с/9 / ..К
(22)
ча
№3
2007
Рис. 1. Влияние числа К с** и параметра трения т'(. на относительный коэффициент трения п иютсрмических
условиях при ф(1 = 1,0
Подставляя в (22) распределение плотности (14) и интегрируя полученное выражение, находим .—
--V " -,-, (23)
Wk+CMÖ^,
В
где В =
t О J "г. СС:,
С'п) \ ~ ЗГ
(24)
Входящее в (24) распределение плотности теплового потока может быть аппроксимировано полиномом Фсдяевского К.К. [5] в области ~q„>- 0 и степенным полиномом Фафурина A.B. [2] при lj'w -< 0. Имеем
SL= |+-^иД/,-■Ö' >0
^(1+JU) 4^(1+^) '
=</,',«, + <У,'о)
(25)
(26) (27)
где с/' — параметр теплоотдачи, =
St_
Распределение касательных напряжения в (24) аппроксимируется зависимостями (IX) и (19). Однако в силу изменения переменной интегрирования данные выражения удобнее записать в виде
№3
2007
т
х„
8
Ч\.
ЧгИЪ/, | I ?г- Л
5
/
-^лк
■ Ь/, 0
■ • т -< О
1 1нН 4
ч\
(28)
>9)
Безразмерные параметры на границе теплового вязкого подслоя и Э, определяются из условия сопряжения линейной и логарифмической областей профиля температуры по методике[2]
КеГ Ртб,
Э, =
«Г
5/
Ь|„
ч-----
\
?
/
(30)
ь, =П,6
8/, V
/ а' I Л I +
ч
/
(31)
Выражения, определяющие коэффициент теплоотдачи (22)—(31), непосредственно указывают на воздействие гидродинамических эффектов. Последние проявляют себя пе только через диссипацию энергии, т.е. коэффициент трения, но и через профиль касательных напряжений, а также отношение толщин теплового и динамического пограничных слоев. Так как данные величины определяются числом Рейпольдса и параметром трения,
Рис. 2. Зависимость относительного коэффициента теплоотдачи от параметров трения т' и теплоотдачи </
при Ко" = Кс\* = КГ
то и коэффициент теплоотдачи является функцией данных параметров. Однако влияние их должно быть меньше, чем па коэффициент трения, т.к. коэффициент теплоотдачи пропорционален корню квадратному из этих величин.
На рис. 2 показано, как изменяются относительный коэффициент теплоотдачи для Яе" = ЯС;; = 1000 и различные значения и т'.. Положительным значениям параметра теплоотдачи при т', = 0 соответствуют значения относительного коэффициента теплоотдачи меньше единицы. При отрицательных значениях с[к наблюдается рост числа Стантона относительно стандартного значения. Параметр трения воздействует обратным образом. В ускоренных во времени и пространстве потоках коэффициент теплоотдачи уменьшается, а в замедленных — возрастает. Различные же их сочетания, естественно, могут изменить ситуацию в ту или иную сторону, что и иллюстрирует рис. 2.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. К у т а т с л а л з е С. С., Леонтьев Д. И. Турбулентный пограничный слой сжимаемого газа. Новосибирск: СО А11 СССР, 1962. — 180 с.
2. Ф а ф у р и и Л. В. Законы трения и теплоотдачи в турбулентном пограничном слое. Ч Тепло- и массообмен н двигателях летательных аппаратов, 1979. — Казань. — Вып. 2. — С. 62—69.
3. Кута I еладзе С. С. Основы теории теплообмена. — М.: Агомиздат, 1979. — 415 с.
4. К у т ат с л а л з е С. С.. Л е о и т ь е в Л. И. Теплообмен и трение в турбулентном пограничном слое. М.: Энергия, 1972.— 342 е.
5. Ф е д я е в с к и и К. К., Г и и с в с к и и А. С., К о л е с п и к о в Л. В. Расчет турбулентного пограничного слоя несжимаемой жидкости. —П.: Судостроение, 1973. — 256 с.
621.436
РАБОТА ДИЗЕЛЯ С РАЗДЕЛЕНЩ)Й КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ
НА РАПСОВбм МАСЛЕ
Д-р техн. наук, проф. П.А. ИВА I ЦЕПКО, д-р техп. паук, проф. В.А. МАРКОВ, асп. А.А. КФАНОВ
Рассмотрены особенности работы дизеля с разделенной камерой сгорания на альтернативном топливе растительного происхождения - рапсовом масле. Проведен сравнительный анализ показателей дизеля при использовании дизельного топлива и рапсового масла. Показана возможность снижения токсичности отработавших газов дизеля при переводе его на то альтернативное топливо.
Operation analysis of a diesel engine with the divided combustion chamber on alternative fuel of a phylogenesis - rapeseed oil is examined. The comparative analysis of indexes of a diesel engine is led with use of diesel fuel and rapeseed oil. The opportunity of lowering toxicity of the completed gases in a diesel engine moved on this alternative fuel is displayed.
В настоящее время в России ежегодно потребляется около 100 млн. тонн моторных гоплив, производимых из нефти. При этом автомобильный транспорт является одним из основных потребителей нефтепродуктов и останется главным потребителем моторных топлив на период до 2040—2050 г.г. В ближайшей перспективе ожидается увеличение потребления нефтепродуктов (при примерно постоянных объемах их производства) и дефицит моторных топлив.
Тенденция нарастающего дефицита нефти характерна для развития мировой экономики. В настоящее время в мире ежегодно добывается около 3 млрд. т нефти. При сохра-