Оригинальная статья / Original article УДК 665/075
DOI: 10.21285/1814-3520-2017-3-145-154
РАНЖИРОВАНИЕ ФАКТОРОВ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН
© С.П. Озорнин1, И.Е. Бердников2
Забайкальский государственный университет,
Российская Федерация, 672039, Забайкальский край, г. Чита, ул. Александро -Заводская, 30. РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Существующие системы технического обслуживания и ремонта машин не учитывают в полной мере условия эксплуатации, которые характеризуются определенной группой факторов. Проблема индивидуализации и оперативного корректирования режимов технического обслуживания и ремонта машин с учетом условий их эксплуатации весьма актуальна. Целью работы являлось ранжирование факторов условий эксплуатации машин для выявления наиболее значимых. МЕТОДЫ. В работе использован метод априорного ранжирования и методика оценки неслучайности согласия экспертов. РЕЗУЛЬТАТЫ. Выявлены четыре фактора: климатические условия, система и культура обслуживания, категория грунтов, интенсивность эксплуатации, оказывающие наибольшее влияние на изменение технического состояния транспортно-технологических машин. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В результате экспертного опроса собраны данные для априорного ранжирования факторов. С помощью методики априорного ранжирования выявлена группа факторов условий эксплуатации, оказывающих наибольшее влияние на изменение технического состояния транспортно-технологических машин. Ключевые слова: экспертный опрос, априорное ранжирование, условия эксплуатации, факторы, ранг, жесткость условий эксплуатации.
Формат цитирования: Озорнин С.П., Бердников И.Е. Ранжирование факторов условий эксплуатации, оказывающих негативное влияние на изменение технического состояния транспортно -технологических машин // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2017. Т. 21. № 3. С.145—154. DOI: 10.21285/1814-35202017-3-145-154
RANKING OPERATION CONDITION FACTORS AFFECTING NEGATIVELY ON TRANSPORT AND TECHNOLOGICAL MACHINERY TECHNICAL CONDITION S.P. Ozornin, I.E. Berdnikov
Zabaikalskiy State University,
30, Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Transbaikal region, 672039, Russian Federation.
ABSTRACT. PURPOSE. The existing systems of vehicle maintenance and repair do not give due attention to machinery operation conditions that are characterized by the specific group of factors. The problem of individualization and prompt correction of vehicle maintenance and repair modes in accordance with their operation conditions is extremely relevant. The purpose of this research is ranking of factors describing vehicle operation conditions in order to find the most important of them. METHODS. The study uses the a priori ranking method and the estimation procedure of the non-accidental agreement of experts' opinions. RESULTS. Four factors having the greatest effect on the change in the technical condition of transport and technological machinery have been revealed during the research. They are the climatic conditions, system and efficiency of servicing, category of soils and intensity of operation. CONCLUSION. The expert survey allowed to collect some data for the a priori ranking of factors, which in its term revealed a group of operation condition factors having the greatest effect on the change in the technical condition of transport and technological vehicles.
Keywords: expert survey, a priori ranking, operation conditions, factors, rank, severity of operation conditions
For citation: Ozornin S.P., Berdnikov I.E. Ranking operation condition factors affecting negatively on transport and technological machinery technical condition. Proceedings of Irkutsk State Technical University. 2017, vol. 21, no. 3, pp. 145-154. (In Russian) DOI: 10.21285/1814-3520-2017-3-145-154
Озорнин Сергей Петрович, доктор технических наук, профессор кафедры строительных и дорожных машин, e-mail: [email protected]
Sergey P. Ozornin, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Construction and Road-Making Machinery, e-mail: [email protected]
2Бердников Илья Егорович, аспирант, e-mail: [email protected] Ilia E. Berdnikov, Postgraduate, e-mail: [email protected]
ISSN 1814-3520 ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 23, No. 3 2017 145
Il L1J11 1 Транспорт
LhÉÉÉriJ Transport
Введение
Современный этап развития механизации строительного производства характеризуется отсутствием возможности быстрого обновления изношенного парка транспортно-технологических машин (ТТМ). В связи с этим важной и актуальной задачей является повышение технической готовности ТТМ и эффективности их использования. Одним из основных направлений решения этой задачи является учет технической готовности при планировании этапов и объемов технического обслуживания. Причем в большинстве случаев внедрение дорогостоящих средств диагностики основных узлов и агрегатов ТТМ является нецелесообразным. При планировании этапов технического обслуживания актуальным является совершенствование методов мониторинга условий эксплуатации ТТМ и разработка методов учета их изменения.
Повышение конкурентоспособности любого эксплуатационного предприятия неразрывно связано с необходимостью
широкого внедрения ресурсосберегающих технологий. Основным направлением решения этой задачи также является повышение эффективности использования машин.
Условия использования ТТМ характеризуются постоянно меняющимися нагрузочными режимами, варьированием в широких пределах климатических факторов условий эксплуатации. В случае невозможности внедрения методов контроля основных технико-эксплуатационных характеристик и сложности реализации непосредственной диагностики целесообразно использование методов опосредованного контроля технической готовности ТТМ. Существует требующая решения актуальная проблема индивидуализации и оперативного корректирования режимов технического обслуживания (ТО) и ремонта машин с учетом условий их эксплуатации. Но традиционные и ранее описанные методы не позволяют выйти на решение этой проблемы.
Методы и результаты
Выбор метода исследования. Авторами выполнено исследование, направленное на оценку влияния различных эксплуатационных факторов на техническое состояние ТТМ. По предположению авторов, изучение значимости факторов условий эксплуатации, оказывающих негативное влияние на изменение технического состояния ТТМ в эксплуатации, на начальном этапе может быть организовано с использованием метода экспертного опроса.
Экспертный опрос - разновидность социологического опроса, в ходе которого респондентами выступают компетентные лица - эксперты, имеющие глубокие знания о предмете или объекте исследования [1].
По мнению авторов, основное назначение метода экспертного опроса -выявление наиболее существенных, сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, обоснование информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию зна-
ний и опыта экспертов [2].
Целью данного исследования определено изучение значимости факторов условий эксплуатации, оказывающих негативное влияние на изменение технического состояния (ТС) технологических (земле-ройно-транспортных) машин в эксплуатации.
В проведении опроса приняли участие восемь экспертов из трех крупнейших вузов Сибири: Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева, Иркутского национального исследовательского технического университета, Забайкальского государственного университета, занимающие должности доцентов (кандидаты технических наук) и профессоров (доктора технических наук).
На рис. 1 представлена классификация условий эксплуатации, оказывающих влияние на изменение технического состояния ТТМ.
146
ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 21, No. 3 2017 ISSN 1814-3520
Il L1J11 1 Транспорт
LhÉÉÉriJ Transport
Условия движения машины / Vehicle driving conditions
Тип и состояние рельефа
местности / Type and condition of surface relief
Продольный рельеф / Vertical alignment
Поперечный рельеф / Cross alignment
Категория грунтов / The category of soils
Сопротивление движению машины / Resistance to the car movement
Режим работы / Operation intensity
Уровень нагрузочного воздействия / Level of load influence
Скорость движения / Driving speed
Интенсивность эксплуатации / Operation intensity
Качество управления машиной / Vehicle driving quality
Приемы управления машиной / Vehicle driving methods
Квалификация оператора / Operator's qualifications
Стаж работы оператора / Operator's working experience
Система и культура обслуживания / System and culture of service
Своевременное проведение ТОиР / Timely vehicle maintenance and repair
Качество выполнения ТОиР / Quality of vehicle maintenance and repair
Рис. 1. Классификация условий эксплуатации, оказывающих влияние на изменение технического состояния технологической машины Fig. 1. Classification of operating conditions affecting the changes in technological machine technical condition
Совокупность внешних воздействующих факторов, влияющих на изделие при его эксплуатации, формирует условия экс-плуатации3.
Из классификационных групп условий эксплуатации ТТМ отобрано десять ос-
новных факторов, оказывающих, по мнению авторов, наиболее существенное влияние на изменение технического состояния ТТМ. Эти факторы сведены в анкету (табл. 1), которая использовалась при анкетировании экспертов.
3
ГОСТ 25866-83. Эксплуатация техники. Термины и определения; введ. 01.01.1985. М.: Изд-во стандартов, 1983 / GOST 25866-83. Machinery Operation. Terms and Definitions. Introduced 1 January 1985. Moscow, Standards Publ., 1983.
ISSN 1814-3520 ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 23, No. 3 2017 147
Il L1J11 1 Транспорт
LhÉÉÉriJ Transport
Таблица 1
Перечень факторов для анкетирования экспертов
Table 1
_List of factors for questioning experts_
Наименование и обозначение факторов / Factor name and designation Номер фактора / Factor no. Ранг / Rank
Климатические условия (из Положения о ТО и ремонте / Climatic conditions (form the Provision on Maintenance and Repair) Ф1
Тип и состояние рельефа местности / Type and condition of surface relief Ф2
Категория грунтов (1, 2, 3, 4 категория) / Category of soils (1st,2nd,3d, 4th category) Ф3
Скорость движения / Driving speed Ф4
Нагрузка на двигатель и рабочее оборудование / Load on engine and machinery equipment Ф5
Характер управления машиной / Driving style Ф6
Интенсивность эксплуатации (режим работы: 1; 1,5; 2 смены И круглосуточно) / Operation intensity (operation mode: 1; 1,5; 2 shifts and on a 24-hour basis) Ф7
Система и культура обслуживания (своевременное и качественное проведение ТО и ремонта) / System and culture of servicing (modern and quality performance of maintenance and repair) Ф8
Организационно-технологические факторы / Organization and technological factors Ф9
Квалификация машиниста (оператора) / Operator's (drver's) Qualification of the driver Ф10
Ранжирование факторов. Анкета, разработанная авторами, были направлена экспертам с предложением расставить факторы по уровню значимости. Для обработки полученных результатов априорного ранжирования использовалась методика Е.С. Кузнецова4. Методика реализована в следующей последовательности:
♦ В таблицу априорного ранжирования (табл. 2) сведены индивидуальные оценки всех экспертов (по вопросам анкеты, представленным в табл. 1).
♦ Определена сумма рангов всех экспертов по каждому фактору:
т
Ак =Х акт , (1)
т=1
где т - число экспертов; к - число факторов.
Например, по фактору «Климатические условия» (табл. 2) сумма рангов всех экспертов равна
8
А1 =Х а1т =
т=1
= 1 + 2 + 2 + 2 +1 + 2 + 2 +1 = 13, где а т - ранг, присвоенный ¡-му фактору
4Кузнецов Е.С. Управление техническими системами: учеб. пособие. М.: МАДИ (ГТУ), 2003. 247 с. / Kuznetsov E.S. Control of technical systems. Moscow, MADI Publ., 2003, 247 p.
148
ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 21, No. 3 2017 ISSN 1814-3520
m-ым экспертом. ла сравнительных факторов к;
♦ Проверена правильность заполнения таблиМы: a ^ k; (2)
- максимальный ранг по конкретному фактору akm не может быть больше чис- (10 ~ 10к)
Таблица 2
Результаты априорного ранжирования факторов условий эксплуатации, оказывающих негативное влияние на изменение технического состояния ТТМ
Table 2
Results of a priori ranking of operating conditions having an adverse effect on changes in the
vehicle technical condition
Условные номера экспертов, m / Reference numbers of experts, m ' <n m 0 £
Наименование факторов / Factors 1 2 3 4 5 6 7 8 Сумма рангов / Sum of ranks i- со x <аз Œ о Z E I 2 >у CD 0 .с CD ZI S О 1 § S i ¿3 S Квадрат отклонения Squared deviation Место / Location Вес показателя / Index importance
Ранги оценки, akm / Assessment ranks, akm A , A k (A ^ )2 M Qk
Климатические условия / Climatic conditions 1 2 2 2 1 2 2 1 13 -31 961 1 0,18
Тип и состояние рельефа местности / Type and condition of surface relief 7 10 5 7 10 9 8 8 64 20 400 9 0,04
Категория грунтов / Category of soils 4 1 3 4 2 3 4 4 25 -19 361 3 0,15
Скорость движения / Driving Speed 9 8 9 10 9 10 7 10 72 28 784 10 0,02
Нагрузка на двигатель и рабочее оборудование / Load on engine and machinery equipment 5 5 6 9 5 5 6 9 50 6 36 6 0,09
ISSN 1814-3520 ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 23, No. 3 2017 149
Il L1J11 1 Транспорт
LhÉÉÉU Transport
Характер управления машиной / Character of vehicle driving 8 9 7 6 8 7 9 7 61 17 289 8 0,05
Интенсивность эксплуатации / Operation Intensity 2 4 4 5 4 1 1 5 26 -18 324 4 0,13
Система и культура обслуживания / System and culture of servicing 3 3 1 1 3 4 3 2 20 -24 576 2 0,16
Организационно- технологические факторы / Organization and technological factors 6 7 8 3 6 8 5 6 49 5 25 5 0,11
Квалификация машиниста / Operator's qualification 10 6 10 8 7 6 10 3 60 16 256 7 0,07
Итого / Total 55 55 55 55 55 55 55 55 440 - 4012 - 1,0
- максимальное значение суммы рангов по любому фактору не может быть больше произведения максимально возможного ранга на число экспертов, т.е.
САк )тах ^ (От )тах Х ^ (3) (А,)тах= А3 =72^80 = 10x8;
- минимально возможная сумма рангов по любому фактору не может быть меньше минимального ранга, умноженного на число экспертов, т.е.
(А, ) > (а, ) х m,
V к-> min V km s min '
(Ak)min -A = 13 > 8 = 1х 8.
Все три условия выполнены.
(4)
♦ Определены: - общая сумма рангов:
ZA
k - A1+A 2
к-1
к
^А,-13 + 64 + 25 + 72 + 50 +
к=1
+61 + 26 + 20 + 49 + 60 = 440; - средняя сумма рангов:
— к А
А = У *; 6 к '
7 440 ..
А =-= 44.
10
♦ Проверена правильность определения суммы рангов
150
ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 21, No. 3 2017 ISSN 1814-3520
гшш Транспорт
■ if WW Transport
^Л^ = m x k x a,
к=i
где а - средний ранг оценки факторов каждым экспертом:
_ I Лк
a ■■
к=1
K
- 55 __
а = — = 5,5;
10
к
8 х 10 X 5,5 = 440,
к=1
что соответствует формуле (4).
♦ Определено отклонение суммы рангов каждого фактора от средней суммы рангов:
Ак =Ак -А.
Отклонение суммы рангов первого фактора составило
а; = 13 - 44 = -31.
♦ С помощью коэффициента кон-кордации Кэнделла № оценена степень согласованности мнений экспертов:
г,
т х(к3-к) где к - число факторов; т - число экспертов; Э - сумма квадратов отклонений.
Таким обьразом, 12 х 4012
W = ■
= 0,76.
82 х (103-10) Коэффициент конкордации Кэнделла может изменяться от 0 до 1, при этом, чем ближе значение коэффициента к 1, тем теснее степень согласованности экспертов. В данном случае можно сделать вывод, что между мнениями экспертов имеется определенное согласие.
♦ При 0,5 проверена гипотеза о неслучайности согласия экспертов, для этого использован критерий Пирсона, который определяется по формуле
= W х т х (к-1), где к - число степеней свободы (к-1).
Соответственно
у2 = 0,76 x 8 x (10-1) = 54
Расчетное значение коэффициента сравнивается с табличным, определенным при числе степеней свободы к-1 и уровне значимости 0,01:
2 _ 2 . %р ;
54 >-21,7.
Выполненное сравнение свидетельствует о наличии существенного сходства мнений экспертов, значимости коэффициента конкордации и неслучайности совпадения мнений экспертов. Отсюда можно сделать вывод, что результаты, полученные априорным ранжированием, могут быть признаны удовлетворительными и адекватными.
♦ По сумме рангов Ак произведено ранжирование факторов. Минимальной сумме рангов (кк)тт соответствует наиболее важный фактор, далее факторы располагаются по мере возрастания суммы рангов.
Таким образом, по результатам выполненного исследования можно утверждать, что факторы условий эксплуатации, оказывающие негативное влияние на изменение технического состояния технологических ТТМ, по степени влияния распределились следующим образом:
1-е место - климатические условия - Ф1 (Дк=13);
2-е место - система и культура обслуживания - Ф8 (Дк=20);
3-е место - категория грунтов - Ф3 (Дк=25);
4-е место - интенсивность эксплуатации - Ф7 (Дк=26);
5-е место - организационно-технологические факторы - Ф9 (Дк=49);
6-е место - нагрузка на двигатель и рабочее оборудование - Ф5 (Дк=50);
7-е место - квалификация машиниста - Ф10 (Дк=60);
8-е место - характер управления машиной - Ф6 (Дк=61);
9-е место - тип и состояние рельефа местности - Ф2 (Дк=64);
ISSN 1814-3520 ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 23, No. 3 2017 151
гшш Транспорт
LÛÉMJ ■II 4« Transport
10-е место - скорость движения -Ф4 (Дк=72).
♦ Для наглядности представления весомости факторов построена априорная диаграмма рангов (рис. 2).
♦ Определены удельные веса показателей по степени их влияния на исследуемую систему по формуле
q =
2 х (k - M +1)
к х (к + 1) :
(12)
где М - место фактора по результатам ранжирования.
Удельный вес показателя для первого фактора составляет
= 2x004 + 1) к 10 х (10 + 1)
Все остальные результаты сведены в табл.2.
Из диаграммы априорного ранжирования факторов можно сделать вывод о том, что четыре фактора, такие как климатические условия, система и культура обслуживания, категория грунтов, интенсивность эксплуатации оказывают
наибольшее влияние на изменение технического состояния ТТМ.
На рис. 3 приведена ранее разработанная схема [3, 4] для оценки влияния различных факторов, которая позволяет разграничить уровни жесткости условий эксплуатации технологических машин. Под жесткостью условий эксплуатации понимается совокупность внешних воздействий и условий функционирования, вызывающих изменение технического состояния машин.
На схеме выделено четыре уровня жесткости условий эксплуатации машин: приемлемый, усредненный, увеличенный и критический. Результаты априорного ранжирования факторов условий эксплуатации подтвердили предположение о существовании нескольких уровней жесткости условий эксплуатации ТТМ.
Непрерывный контроль условий эксплуатации ТТМ и соблюдения основных правил эксплуатации невероятно сложен. В существующей системе технического обслуживания ТТМ, в том числе и при техническом сервисе, учитывается действие постоянных или почти неизменных факторов условий эксплуатации. Это является одним из основных недостатков обслуживающих систем.
Рис. 2. Априорная диаграмма рангов Fig. 2. A priori diagram of ranks
152
ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 21, No. 3 2017 ISSN 1814-3520
Условия эксплуатации землеройно-транспортных машин / Operating conditions of earth moving machines
Система и культура обслуживания / System and culture of servicing
1 смена / 1,5 смены / 2смены /
1 shift 1.5 shift 2 shifts
Круглосуточно / 24 hour
Природно-климатические условия (климат)/ Climatic conditions (climate)
Умеренный / Mild
Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный / Mild warm, mild warm humid, warm and humid
Жаркий сухой, очень жаркий сухой /Dry hot, very dry and hot
Умеренно холодный / Mild cold
ТОиР в полном объеме и в срок
/ timely and complete vehicle maintenance and repair
ТОиР в полном объеме, но с нарушением периодичности / Complete vehicle maintenance
and repair with broken periodicity
Холодный /Cold
> Очень холодный / Very cold
Жесткость эксплуатации землеройно-транспортных машин / Severity of earth moving machine operation
Приемлемая / Acceptable
Усредненная/ Average
Увеличенная / Enlarged
Критическая / Critical
ТОиР частично, с нарушением периодичности / Incomplete vehicle maintenance and repair with broken periodicity
ТОиР не проводится / Maintenance and repair is not performed
Природно-климатические условия (климат)/ Climatic conditions (climate)
I категория (песок, супесь, растительный грунт, торф) / The first category (sand, sand clay, vegetable soil, peat)
II категория (легкий суглинок, гравий, песок со щебнем) / The second category (light loam, gravel, breakstone sand)
III категория (жирная глина, гравий крупный, суглинок со щебнем или галькой) / The third category (rich clay, rounded coarse aggregate, clay loam with broken stone)
VI категория (тяжелая глина,
жирная глина со щебнем, сланцевая глина) / The fourth category (heavy clay, clay with broken stone, shale)
Рис. 3. Схема влияния различных факторов на жесткость условий эксплуатации машин Fig. 3. Diagram of various factors effect on the severity of machine operation conditions
Заключение
В результате экспертного опроса собраны данные для априорного ранжирования факторов. С помощью методики априорного ранжирования выявлено, что наибольшее влияние на изменение технического состояния технологических машин оказывают четыре основных фактора, та-
Библиогра
1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М.: ИНФРА-М, 2004. 768 с.
2. Кошевой О.С., Голосова Е.С., Сеидов Ш.Г. Организация экспертного опроса с привлечением специалистов государственного и муниципального управления // Известия высших учебных заведений. По-
кие как климатические условия, система и культура обслуживания, категория грунтов, интенсивность эксплуатации. Схема влияния различных факторов на жесткость условий эксплуатации машин получила практическое подтверждение.
кий список
волжский регион. Общественные науки. 2012. № 1 (21). С. 98-107.
3. Озорнин С.П., Бердников И.Е. Оценка жесткости условий эксплуатации строительных машин // Новая наука. Теоретический и практический взгляд: меж-дунар. науч. период. изд. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. В 3 ч. (г. Стерлитамак, 14 ноября
ISSN 1814-3520 ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 23, No. 3 2017 153
Il L1J11 1 Транспорт
LhÉÉÉriJ Transport
2015 г.). Стерлитамак: Изд-во РИЦ АМИ, 2015. Ч. 2. С. 181-186.
4. Озорнин С.П., Бердников И.Е. Обеспечение процессов функционирования технического сервиса мобильных транспортно-технологических машин с
использованием диагностико-информационной системы // Наземные транспортно-технологические средства: проектирование, производство, эксплуатация: материалы I Всерос. заочной науч.-практ. конф. Чита: Изд-во ЗабГУ, 2016. С. 154-164.
References
1. Dobren'kov V.I., Kravchenko A.I. Metody sotsiolog-icheskogo issledovaniya [Methods of sociological research]. Moscow, INFRA-M Publ., 2004, 768 p. (In Russian)
2. Koshevoi O.S., Golosova E.S., Seidov Sh.G. Organi-zatsiya ekspertnogo oprosa s privlecheniem spetsialis-tov gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Expert survey organization with state and municipal government specialists involvement]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Ob-shchestvennye nauki [Proceedings of Higher Educational Institutions. The Volga region. Social Sciences]. 2012, no. 1 (21), pp. 98-107. (In Russian)
3. Ozornin S.P., Berdnikov I.E. Otsenka zhestkosti uslovii ekspluatatsii stroitel'nykh mashin [Evaluation of construction machinery operating conditions severity]. Mezhdunarodnoe nauchnoe periodicheskoe izdanie po itogam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Novaya nauka. Teoreticheskii i prakticheskii vzglyad" [International sci-
entific periodical edition on the results of the International Scientific and Practical Conference "New Science. Theoretical and practical view"]. Sterlitamak: RITs AMI Publ., 2015, part 2, pp. 181-186. (In Russian) 4. Ozornin S.P., Berdnikov I.E. Obespechenie protsessov funktsionirovaniya tekhnicheskogo servisa mobil'nykh transportno-tekhnologicheskikh mashin s ispol'zovaniem diagnostiko-informatsionnoi sistemy [Ensuring maintenance servicing of mobile transport and technological machines with the use of a diagnostic and information system]. Materialy I Vseros. zaochnoi nauch.-prakt. konf "Nazemnye transportno-tekhnologicheskie sredstva: proektirovanie, proizvod-stvo, ekspluatatsiya" [Materials of the I All-Russia correspondence scientific and practical conference "Ground transport and technological machinery: designing, manufacture, operation"]. Chita: ZabGU Publ., 2016, pp. 154-164. (In Russian)
Критерии авторства
Озорнин С.П., Бердников И.Е. имеют на статью равные авторские права, за плагиат несет ответственность Озорнин С.П.
Authorship Criteria
Ozornin S.P., Berdnikov I.E. have equal author's rights, Ozornin S.P. bears the responsibility for plagiarism.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interests
The authors declare that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.
Статья поступила 27.12.2016 г.
The article was received 27 December 2016
154
ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 21, No. 3 2017 ISSN 1814-3520