Научная статья на тему 'Ранняя история сибирского старообрядчества в изображении тобольских книжников конца XVII в. (О происхождении летописных известий)'

Ранняя история сибирского старообрядчества в изображении тобольских книжников конца XVII в. (О происхождении летописных известий) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сибирский летописный свод старообрядчество

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солодкин Яков Григорьевич

Статья посвящена анализу содержащихся в Сибирском летописном своде сведений о начальном этапе старообрядческого движения в восточных регионах России в конце XVII в. Особое внимание уделено инцидентам самосожжения и их описаниям в рассматриваемом литературном памятнике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ранняя история сибирского старообрядчества в изображении тобольских книжников конца XVII в. (О происхождении летописных известий)»

Я. Г. Солодкин

РАННЯЯ ИСТОРИЯ СИБИРСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА В ИЗОБРАЖЕНИИ ТОБОЛЬСКИХ КНИЖНИКОВ КОНЦА XVII в.

(О происхождении летописных известий)

Первые редакции Сибирского летописного свода (далее — СЛС), точнее, его второй, наиболее обширной части — «Описания о постав-лении городов и острогов в Сибири по взятии ее», содержат, как не раз отмечалось исследователями, ряд более или менее подробных свидетельств (причем зачастую уникальных), отражающих перипетии старообрядческого движения на востоке России. Происхождение этих свидетельств, однако, пока остается неясным.

В старшей среди дошедших до нас редакций СЛС — Книге записной (далее — КЗ) — сообщается о том, что «того ж году (вероятно, 7195, когда, как читаем накануне, в Сибири «молебство было» о Вечном мире между Россией и Речью Посполитой, а из Тары в Тобольск пришел в октябре караван с солью «от Ямышева» озера) в самое Светлое воскресенье, в заутреню» в селе Каменке Тюменского уезда сгорели две церкви — Покровская и старая (название которой не приводится) — «с людьми от пороху. А говорят, что раскольники сожгли с собой ... И сгорело де и убитых бревнами человек с полтретьяста».1 Возможно, создатель КЗ поведал об этом, следуя отписке тюменского воеводы в тобольскую приказную палату.2

1 ПСРЛ. Т. 36. Ч. 1. Ч. 1. М., 1987. С. 177. Далее ссылки на это издание произведений «группы Есиповской летописи» приводятся в тексте статьи с указанием страниц.

В КЗ рассказывается и о «великом мятеже», поднятом раскольниками в Москве 5 июля 1682 г., и казни на следующий день Никиты Пустосвята (ПСРЛ. Т. 36. Ч. 1. Ч. 1. С. 173).

2 К отпискам тюменских администраторов можно возвести еще два сообщения КЗ (ПСРЛ. Т. 36. Ч. 1. С. 139, 151). Д. Я. Резун не сомневался в том, что «в основе

© Я. Г. Солодкин, 2017

Вряд ли можно согласиться с заключением, будто в КЗ совмещены две версии пожара в каменской церкви — «от пороху» и вследствие раскольничьей «гари»,3 ибо староверы (о чем летописец говорит понаслышке) могли сжечь храм, используя порох.4

В Головинской редакции (далее — ГР) свода (в предыдущей — Мил-леровской — о пожаре в Каменке не сказано) повествуется о том, что к заутрене собралось с 300 «тутошних жителей» «всяких чинов», и во время «утреннего пения» «с ысподи та церковь (какая, не поясняется, вероятно, имеется в виду Покровская. — Я. С.) загорелась и с людми сгорела. И ис того пожару иные люди выкидывались в окна» (225). Возможно, подробности события (на причину гибели храма в ГР нет и намека), о которых умалчивается в КЗ, летописцу стали известны по упомянутой отписке тюменского воеводы, так как в названных редакциях СЛС говорится, соответственно, о «полтретьяста» скончавшихся и 300 явившихся к заутрене, причем части из них, выбросившихся в окна, не исключено, удалось спастись.

Основной вид Нарышкинской редакции (далее — ОВ НР) свода зафиксировал ряд новых обстоятельств пожара в Каменке весной 1687 г. По сведениям летописца, в этом селе, расположенном в 20 верстах от Тюмени, к «утреннему пению» собралось до 400 человек, и тогда «та церковь (наименование ее, как и в ГР, не указано. — Я. С.) под трапезою внутрь ея5 и под папертию загорелася великим огнем еди-наго часу», и, «знатно заводом и умыслом» раскольников, храм сгорел с иконами, утварью и всеми людьми, многие же, которые «в окны церковныя ... бросались вон, ... высоты ради убивалися до смерти, а иные ломали руки и ноги» (В ТВ НР о выпрыгивавших в окна умалчивается) (103, 282, 337).6 Летописец, теперь уже убежденно (в отличие от «слогателя» КЗ) считавший пожар в каменской церкви

сведений» КЗ «о пожарах ... лежат приказные данные» (Резун Д. Я. Городовые летописи как источник по истории социальной борьбы и культуры городов Сибири XVII — начала XVIII в. // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск, 1982. С. 27, и др.).

3 Журова Л. И. Сибирский летописный свод: нарративный аспект // Азиатская Россия: проблемы социально-экономического, демографического и культурного развития (XVII-XXI вв.): материалы международной научной конференции: Новосибирск, 28-29 ноября 2016 г. Новосибирск, 2016. С. 18.

4 В представлении Д. Я. Резуна, в тюменском селе Каменском раскольники «сожгли церковь во время службы» (Резун Д. Я. Городовые летописи. С. 36, и др.).

5 В Томском виде (далее — ТВ) НР СЛС при этом сказано о «внутренней церкви».

6 По указанию Д. И. Сапожникова, в Каменке сгорели 250 прихожан, а свыше сотни были изувечены. См.: Сапожников Д. И. Самосожжения в русском расколе (со второй половины XVII века до конца XVIII). Исторический очерк по архивным документам. М., 1891. С. 30.

во время богослужения делом рук староверов, увеличил количество погибших (за счет пытавшихся спастись) до примерно 400 и сообщил об истреблении в ту пору огнем икон и церковной утвари, а также заметил, что у тех, кому удалось выжить, оказались сломанными руки и ноги. Быть может, источником данной летописной статьи послужила не воеводская отписка сибирскому «наместнику», а донесение, поступившее из Тюмени в резиденцию тобольского митропо-лита.7

Как читаем в КЗ, в том же году, когда случился пожар в Каменке, «заведена была раскольная пустыня в Верхотурских уездех, на Юр-мыче от Каргинские (вернее, Киргинские, так как она располагалась на реке Кирге. — Я. С.) слободы. И сгорели в той пустыне близ ста человек» (177). Киргинская слобода находилась отнюдь не в «Верхо-турских уездах», очевидно, Верхотурском уезде, а в Туринском, но относилась к «Тобольскому присуду», ибо была сооружена по распоряжению старших сибирских воевод.8 Это обстоятельство склоняет к мысли, что приведенная запись о самосожжении 1687 г. на Юрмыче появилась в стенах тобольского Софийского дома, а не воеводской канцелярии. В ГР же о нем сообщается во многом иначе: в Киргин-ской слободе Тобольского уезда, на Юрмыче, собрались «с раскол-щики в один двор крестьяне з женами и з детьми, згорели же человек с тритцать болши» (225). Думается, летописцу стало известно об этом по материалам приказной палаты сибирской столицы. В заметке из ОВ НР о самосожжении в деревне на Юрмыче, которое отне-

7 Как заметил еще С. В. Бахрушин, источниками СЛС явились «официальные данные» тобольской воеводской палаты и Софийского дома (Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. М., 1999. С. 498). Е. К. Ромодановской же казалось, что СЛС создавался по материалам архива «властодержателей» «далечайшей государевой вотчины» и документам Сибирского приказа (Ромодановская Е. К. Тобольская летопись и Сибирский архив // ТОДРЛ. Т. 57. СПб., 2006. С. 315).

8См.: Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 2. М., 2000. С. 92, 501, 502, 561, 715; Пузанов В. Д. 1) Колонизация юга Сибири в XVII в. // Актуальные вопросы истории Западной Сибири. Сургут, 2011. С. 65; 2) Военная политика Русского государства в Западной Сибири (конец XVI — начало XVIII в.). Сургут, 2011. С. 182. Ср.: С. 140.

В первые годы XVIII в. существовала и Юрмыцкая слобода (Преображенский А. А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI — начале XVIII века. М., 1972. С. 176; Мосин А. Г. О времени и формах утверждения трехчленной структуры именования в русской антропонимии (на материалах Среднего Урала) // В. О. Ключевский и проблемы российской провинциальной культуры и историографии: Материалы научной конференции: Пенза, 25-26 июня 2001 года. Кн. 2. М., 2005. С. 104, и др.). П. А. Словцов, кстати, писал о старообрядческом самосожжении в Нагормыче около Тюмени (Словцов П. А. История Сибири: От Ермака до Екатерины II. М., 2014. С. 153), очевидно, допустив неточность.

сено к 7196 г., речь идет о смерти около полусотни человек9 с женами и детьми, собравшимися «в один двор к мужику» (103, 282).10 Возможно, со временем в воеводской избе получили более точные сведения о количестве погибших на Юрмыче и хронологии этой «огненной смерти», что и нашло отражение в ОВ НР «Описания.».

С ремаркой «а говорят, что от раскольнаго ж вымыслу» в КЗ повествуется об апрельском пожаре 1687 г. (в рукописи оставлено место для числа) в Тюмени, когда сгорели «город», семь церквей, включая две соборных, «приказы оба» и «гостин двор», мирские дворы на посаде, а за Турой — татарские юрты «с нижнева конца до Кожевников» (177).11 Вероятно, летописец сообщил про этот пожар (о нем в последующих редакциях СЛС не сказано) на основании отписки тюменских «начальных людей», присланной тобольским властям.

Четвертая подряд из рассматриваемых записей, составляющих концовку свода 1688 г.,12 отведена попытке самосожжения «на Юрмыче же в ином месте», куда «собрались в раскольную пустыню человек ста с полчетверта». К ним, согласно КЗ, были посланы «на разговор от архиерея собору большаго ключарь Иван Васильев»,13 а из при-

9 По утверждению А. А. Преображенского, «гарь» в Киргинской слободе в 1688 г. унесла жизни 50 человек (Преображенский А. А. Урал и Западная Сибирь. С. 363).

10 Последний оборот встречается и в двух предыдущих записях той же разновидности СЛС о старообрядческих «гарях».

В продолжении ОВ НР по Академическому 2-му списку сказано об отъезде 27 ноября 1694 г. митрополита Игнатия из Тобольска в остроги и слободы Тюменского, Туринского и Верхотурского уездов «для исправления духовных дохматов и во обличение церковных расколников»; в ТВ той же разновидности свода эта поездка владыки приурочена к 204 г. (ПСРЛ. Т. 36. Ч. 1. С. 295, 341). Верной следует признать первую из этих дат. См., например: Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века (История Сибири: Первоисточники. Вып. 10. Далее — ЛП). Новосибирск, 2001. С. 202, 378

11 Согласно ГР, с 29 мая по 14 июня 1679 г. «были в Тоболску пожары многие от зажигалщиков и выгорело от земского двора, где стоят писмяные головы, по Большой улице, от Троецкие улицы по девичь Успенской монастырь, а в другую сторону по Казачей по Малой звоз». Эти пожары «от воров зажигалщиков», приуроченные в НР и Шлецеровской редакции (далее — ШР) свода к маю — июлю предыдущего года (ПСРЛ. Т. 36. Ч. 1. С. 101, 214, 275, 331, 351; см. также: Резун Д. Я. Городовые летописи. С. 36-37), летописцы, однако, раскольникам не инкриминировали.

12О его датировке см.: Солодкин Я. Г. Присяги московским государям по данным Сибирского летописного свода (К определению источников основных редакций памятника) // Вестник «Альянс-Архео». Вып. 17. М.; СПб., 2016. С. 91-92. Примеч. 3.

13 См. о нем: Дворецкая Н. А. 1) Изменения в официальном сибирском летописании на рубеже XVII-XVIII вв. (Анализ Погодинского списка Сибирской летописи) // Сибирская археография и источниковедение. Новосибирск, 1979. С. 53, 54; 2) Сибирский летописный свод (вторая половина XVII в.). Новосибирск, 1984. С. 91; ЛП. С. 383.

казной палаты — сын боярский А. Ушаков14 и подьячий Стефан,15 и «их де они разговорили, и по своим жилищам разъехались все» (177).16

Благодаря Миллеровской редакции СЛС (а не ГР, как подчас утверждалось17) известно о том, что 19 февраля 1676 г. к тобольским воеводам боярину П. М. Салтыкову «с товарыщи» пришол государской указ . о церковных расколщиках», которых надлежало «роспраши-вать и приводить трикраты. И буде не повинятся, и велено сжечь и пепел их розвеять, чтоб и костей их не осталось», молодых же «поневоле приводить и бить, и наказанье им чинить, и буде не обратятся, велено по тому же жечь»; уже 28 февраля в срубе сожгли попа Степана, дьякона Феодота и старца Никона (211, примеч. 67-68). Об участи, постигшей названных трех раскольников, летописец мог сообщить по отписке тобольских властей в Москву. Этот книжник, вероятно, располагал царской грамотой о наказании тех, «которые объявятся в расколех»; ее содержание он и изложил. (В более поздних редакциях СЛС о государевом указе относительно староверов и сожжении в 1676 г. трех из них не сказано).

В ГР обширные статьи отведены «гарям» в Тобольском уезде — на речке Березовке18 (что в 12 верстах от Ялуторовска) и в Утяцкой слободе, — «гарям», сведениями о которых создатель КЗ, вероятно, не располагал. В 7187 г., как повествуется в одной из сложившихся в конце 1680-х годов редакций СЛС, вверх по Тоболу, между Ялуторовской и Суерской слободами, «завел пустыню (где постригал многих служилых и тяглых людей «всяких чинов» из Тобольского и Тюменского уездов. — Я. С.) черной поп Данило, иже бывый в белцах

14 См. о нем: Александров В. А., Покровский Н. Н. Власть и общество: Сибирь в XVII в. Новосибирск, 1991. С. 206; Парфенова Н. Н. Источниковедческий аспект исследования русских фамилий Зауралья (Статья I) // Северный регион: Наука: Образование: Культура. 2000. № 2. С. 23; Семенов О. В. Приказное руководство Са-маровского и Демьянского ямов в XVII веке // Мининские чтения: Сборник научных трудов по истории Восточной Европы в XI-XVII вв. Нижний Новгород, 2011. С. 390, 392, 395.

15 Вероятно, это С. Шишкин, посланный в 1687 г. на речку Березовку «для досмотру» (Александров В. А., Покровский Н. Н. Власть и общество... С. 343), видимо, родственник того Ивана Шишкина, по свидетельствам которого (и Сендяша, то есть Сейдяша Кульмаметева) летописец рассказал о возвращении тоболяков из «соляного» похода 1686 г. (ПСРЛ. Т. 36. Ч. 1. С. 177).

16 В Записках, к сибирской истории служащих, где КЗ (как определила Н. А. Дво-рецкая) дополнена по НР свода, предотвращение «гари» на Юрмыче отнесено к 1686 г.

17 Александров В. А., Покровский Н. Н. Власть и общество. С. 345.

18 В. А. Александров и Н. Н. Покровский однажды локализовали это самосожжение в совершенно другом месте — «под Березовым» (Александров В. А., Покровский Н. Н. Власть и общество. С. 187. Ср.: С. 343).

Дементиян». В эту пустынь отправились «розговаривать» из сибирской столицы архимандрит Знаменского монастыря Герасим,19 ключарь Софийского собора (очевидно, это упоминавшийся ранее Иван Васильев), протодьякон, тобольские дети боярские и подьячие. Их миссия оказалась безуспешной, и тогда возле пустыни, где ежедневно принимали постриг как минимум двадцать человек, посланные из Тобольска рейтары и конные казаки под началом стрелецкого головы выставили «заставу, чтоб ниоткуды в ту пустыню люди не ехали», и хотя тем самым многих удержали, «ис слобод и ис сел наипаче убегаху — велия в то время смута бысть». Женщины, в том числе не постриженные, а также «бесные девицы» (предрекавшие конец света и «иное прорицаху», которое «ничто по их не збывалось») жили в пустыни за речкой в особых кельях, — счел нужным сообщить летописец. По его словам, «против 6-го» января, на праздник Богоявления, ночью, «черной поп с людми сами зажглися и згорели . числом до 2000»; погибли и иконы, а «животворящий крест господень с мощьми святых» был найден целым, только «немного одного края погорело»; его передали в тобольскую церковь Воскресения Христова и Святых апостолов Петра и Павла.20 «А как в той пустыни заж-глися, — продолжает анонимный «списатель» — оттуда бежали три старца, которых схватили и отправили «под начал в Знаменской монастырь» (214-215).21

В ОВ и ТВ НР о первом сибирском самосожжении говорится значительно менее подробно, причем сказано, что «во дворы расколщи-ков» (а не в пустыню) собрались «з животами» жители, включая де-

19 Он был участником церемонии крестоцелования Федору Алексеевичу в Тобольске в 1676 г. (ПСРЛ. Т. 36. Ч. 1. С. 168).

20 Об этой церкви см.: Манькова И. Л. Реконструкция православного ландшафта Тобольска XVII — первой половины XVIII вв.: приходские церкви // Историческая урбанистика: прошлое и настоящее города. Сборник научных статей Всероссийской конференции с международным участием: г. Сургут, СурГУ: 14 ноября 2014 г. Курган, 2015. С. 236, 238. Утверждение И. Л. Маньковой, будто тобольская церковь Петра и Павла в СЛС впервые упоминается «в связи с пожаром» в декабре 1686 г., таким образом, неточно. Кроме того, в КЗ среди участников «соляного» похода того же года назван «поп ... петропавловской», а в описании начавшегося 29 апреля 1688 г. сооружения земляного вала со рвом вокруг Тобольска значится Петропавловская башня этого «города» (ПСРЛ. Т. 36. Ч. 1. С. 175, 226).

21 В относящемся ко второй половине XVIII в. Музейском списке, сохранившем особый вид ГР (Солодкин Я. Г. Из истории книжной культуры Тобольска конца XVII в. (О происхождении Музейского вида Головинской редакции Сибирского летописного свода) // Азиатская Россия: проблемы социально-экономического, демографического и культурного развития (XVII-XXI вв.): материалы международной научной конференции: Новосибирск, 28-29 ноября 2016 г. Новосибирск, 2016. С. 13), этого рассказа нет (ПСРЛ. Т. 36. Ч. 1. С. 214-215, примеч. 43-45).

тей, Тобольского, Тюменского и Верхотурского уездов, в том числе «з городов» (в рассмотренной статье ГР, напомним, о последнем из этих уездов, да и городах, умалчивается), и сгорели 2700 человек (то есть на 700 больше, нежели сообщается в СЛС), «прельщенных» «учением неправым» бывшего попа тюменца Данила, в чернецах До-ментиана,22 и его последователями (101, 275, 331). По другим источникам, в том числе возникшим в среде старообрядцев, «гарь» 6 января 1679 г. унесла 1700 душ.23

С точки зрения А. Т. Шашкова, об этом «самоубийственном губи-тельстве» создатель ГР, приводя и уникальные известия, очевидно, писал по не дошедшим до нас документам.24 Возможно, одним из них послужила отписка25 властей архиерейского дома из «столнейшего града» Сибири в Москву. Недаром, упомянув про посланных для уговоров раскольников архимандрита Герасима, летописец не назвал имени и фамилии тобольского стрелецкого головы, под началом которого служилые люди устроили заставу у пустыни попа Данилы. Вспомним также, что в ГР СЛС сообщается о трех старцах, бежав-

22 В действительности Даниил — это иноческое имя Доментиана (Дометиана, Де-ментиана), являвшегося одно время попом тюменской Знаменской церкви. См.: Шашков А. Т. 1) Послание сибирской «братии» протопопа Аввакума и его адресаты // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985. С. 86; 2) Старообрядческие самосожжения на Урале и в Сибири в XVII — начале XVIII вв. // Сургут, Сибирь, Россия: Международная научно-практическая конференция, посвященная 400-летию г. Сургута: Доклады и сообщения. Екатеринбург, 1995. С. 136-137; 3) К истории массовых старообрядческих самосожжений на Русском Севере и в Сибири в конце XVII в. // Северный регион: Наука. Образование. Культура. 2000. № 2. С. 26; Александров В. А., Покровский Н. Н. Власть и общество. С. 186, 187.

23 См.: Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032-1882 гг. Сургут, 1993. С. 91. Примеч. 46; Малышев В. И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 317; Шашков А. Т. 1) Послание сибирской «братии». С. 93; 2) Старообрядческие самосожжения. С. 137-138; 3) К истории массовых старообрядческих самосожжений. С. 26; Александров В. А., Покровский Н. Н. Власть и общество. С. 187, 344. П. А. Словцов находил, хотя без каких-либо оснований, что на Березовке, скорее всего, сгорели 270 человек. А. А. Преображенскому казалось, что там погибли сотни из приблизительно 1700 собравшихся (Словцов П. А. История Сибири. С. 153; Преображенский А. А. Урал и Западная Сибирь. С. 362363).

24 Шашков А. Т. Нарративные источники по истории урало-сибирского старообрядчества XVII — начала XVIII в. // Документ: Архив: История: Современность. Вып. 8. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Документ: Архив: История: Современность»: 11-12 октября 2007 г., г. Екатеринбург. Екатеринбург, 2007. С. 261.

25 Она могла быть составлена еще до приезда 25 марта 1679 г. нового митрополита Сибирского Павла на его «богопорученный престол».

ших из этой пустыни и заключенных в Знаменском монастыре, и «отсылке» немного обгоревшего креста в Воскресенскую церковь Тобольска. Однако автор пространной статьи о березовской «гари» 1679 г., судя по известию о женских кельях за речкой и живших там «бесных девицах», мог воспользоваться и свидетельствами архимандрита Герасима и сопровождавших его духовных лиц, ездивших к Ялуторовску, дабы убедить новоявленных монахов и инокинь вернуться в свои «жилья».

К статье о возникновении березовской пустыни и «огненной смерти» ее обитателей стилистически близок столь же обширный рассказ, посвященный самосожжению в Утяцкой слободе и его предыстории. Как читаем в ГР свода, в этом поселении, расположенном вверх по реке Тоболу, в 7190 г. «завели пустыню слободчик26 и крестьяне, к ним начали стекаться служилые и, особенно, тяглые люди. Когда к пустыни приехал игумен Далматовского Успенского монастыря Исаак,27 сло-бодчик с крестьянами «на розговор (чтобы «были б по-прежнему». — Я. С.) не дались», новых книг и обрядов «принять не похотели, и во многих статьях . непослушание учинили»; тогда в Утяцкую слободу из Тобольска направили письменного голову Р. П. Орлова с «литвой», конными казаками и драгунами, дабы окружить пустынь заставами. В декабре 7191 г. «в той пустыне и слободе старцы зажгли и сгорели», погибло немало «всякого имения и хлебного запаса»; семь старцев, избежавших «самоубийственной смерти», были в Тобольске «рострижены и роспрашиваны, и пытаны»; некоторые из них скончались в том же году, а «иных сожгли» в следующем (218-219).28 Помимо несохранившихся документов (как думалось А. Т. Шаш-кову29), к примеру, донесения митрополита Павла в Москву (примечательно следующее свидетельство «слогателя»: «по новоизданным книгам и служить на просвирах четвероконечного креста принять (раскольники. — Я. С.) не похотели»), автор приведенных строк, в первую очередь последних из них, мог писать и как непосредственный участник событий, скорее всего, будучи приказным Софийского дома.

В обоих видах НР СЛС, а также его ШР об утяцкой «гари» говорится куда более лаконично: в 7190 г. в слободу собралось человек

26 Подразумевается Ф. Иноземцев. См.: Шашков А. Т. Послание сибирской «братии». С. 96; Александров В. А., Покровский Н. Н. Власть и общество. С. 346, и др.

27 См. о нем: Манькова И. Л., Шашков А. Т. Исаак // СККДР. Вып. 3. Ч. 2. СПб., 1992. С. 115.

28 Создатель Музейского вида ГР свода опустил и этот рассказ (ПСРЛ. Т. 36. Ч. 1. С. 218-219, примеч. 17-20).

29 Шашков А. Т. Нарративные источники. С. 261.

«ста с четыре»30 с женами, детьми, «животами», и «в тех дворах запершись, сгорели (получается, в том же самом году. — Я. С.) слобоц-ких жителей (мужиков)» — приверженцев «учения ... прелесников старцов» (102, 277, 333, 352). Нетрудно заметить, что в этом сообщении, во многом повторяющем свидетельство, надо думать, того же автора, о «гари» на Березовке, оригинально лишь упоминание о количестве собравшихся в слободе, — упоминание, которое летописец мог найти в документации тобольской воеводской избы.

Под 7195 г. вслед за известием о пожаре «на Каменке» в ГР говорится о самосожжениях на речке Тегени (в Тюменском уезде), где в одном дворе погибли «человек с шездесят и болши» раскольников, и в деревне Куярской (Куяровской) слободы на реке Пышме, куда собрались «с полтораста и болши» людей «всяких чинов» вместе со староверами.31 В ОВ НР сообщается о том, что на Тегени, в 50 верстах от Тюмени, сгорело «человек с 300 и болши» «простых мужиков» с женами и детьми в одном мужицком дворе;32 то же произошло в деревне Боровикове на Пышме, но погибших оказалось вдвое меньше (225, 282).33 Стало быть, редактор уточнил местоположение Тегени и впятеро увеличил количество жертв «гари», последовавшей за по-

30 А. А. Преображенский писал о 104 погибших в Утяцкой слободе. В. А. Александров и Н. Н. Покровский, повторяя это мнение, считали, что в НР неточно сказано примерно о четырех сотнях. А. Т. Шашков вначале определил количество «са-мосжигателей» в 104, позднее — в 400. См.: Преображенский А. А. Урал и Западная Сибирь. С. 363; Александров В. А., Покровский Н. Н. Власть и общество. С. 346, 385. Примеч. 32; Шашков А. Т. 1) Послание сибирской «братии». С. 96; 2) Старообрядческие самосожжения. С. 138-139; 3) К истории массовых старообрядческих самосожжений. С. 26-27. Следует предпочесть последний из этих выводов. В ОВ НР, а порой в других разновидностях СЛС, читаем: «ста с полчетверта» (относительно предотвращения «гари» на Юрмыче), «ста три и болши», «сот с пять» (в сообщениях о тобольских пожарах 7186 и 7188 гг.), «ста з два» (в описании пожара в Тобольске в 7198 г.), «сот с сем (семь)», «сот с шесть» (в статьях, посвященных нападениям казахов на русские земли тогда и два года спустя) (ПСРЛ. Т. 36. Ч. 1. С. 103, 104, 177, 230, 275, 276, 283-285, 331, 332, 351, 353, ср. 101, 103, 154), и речь явно идет о приблизительно 200, 700 и 600 соответственно.

31 И. В. Щеглов со ссылкой на данные академика И. П. Фалька писал о 56 сгоревших в Куртайской слободе (Щеглов И. В. Хронологический перечень. С. 94), надо полагать, Куярской.

Едва ли, подобно В. А. Александрову и Н. Н. Покровскому, в ГР можно уловить связь между старообрядческими самосожжениями и переписями населения, увеличением ренты, возрастанием несвободы вообще (Александров В. А., Покровский Н. Н. Власть и общество. С. 385. Примеч. 28).

32Точнее, это случилось на заимке деревни Калугиной. См.: Александров В. А., Покровский Н. Н. Власть и общество. С. 347.

33 По данным А. А. Преображенского, на Пышме летом 1688 г. лишились жизни 210 человек (Преображенский А. А. Урал и Западная Сибирь. С. 363). В продолжении

жаром в Каменке,34 а относительно самосожжения на Пышме, в котором тоже, оказывается, погибли женщины и дети, привел название деревни, где это случилось, — Боровикова. Не исключено, что создатель ОВ НР воспользовался какой-то справкой о старообрядческих «огненных смертях», которая могла быть составлена в приказной палате Тобольска или архиерейской резиденции.

В ТВ НР имеется обобщающая запись о самосожжениях 7195 г.: на Тегени, Пышме и в «Киргиской» (очевидно, Киргинской) слободе «человек с восемьсот собравшихся по двором сгорели» (337).35 (Если суммировать данные ОВ НР, то выйдет более 500).36 Рассмотренные сообщения СЛС заставляют пересмотреть вывод о том, что для его ГР и особенно НР «характерны стабилизация и стандартизация текста».37 Данные сообщения часто существенно отличаются друг от друга. Это можно объяснить тем, что обличавшие «раскольную прелесть» (повлекшую за собой массовые «гари» и пожары не только в сельском храме, но и даже в целом городе) летописцы прибегали то к документам резиденции воевод Тобольского разряда, то к материалам канцелярии сибирских митрополитов, а о некоторых событиях, как и многих других,38 знали понаслышке либо являлись их очевидцами.

Абрамовского вида Основной редакции Есиповской летописи читаем о гибели «ста полтора и болше» на реке Пышневке (ПСРЛ. Т. 36. Ч. 1. С. 103).

34 Если исходить из показаний документов, на Тегени погибли свыше 300 человек во главе с чернецами Пименом и Ефремом (Сапожников Д. И. Самосожжения в русском расколе. С. 30-31), а не от 225 до 300 (Александров В. А., Покровский Н. Н. Власть и общество. С. 347). А. Т. Шашков находил вероятной последнюю цифру. См., например: Древний город на Оби: История Сургута. Екатеринбург, 1994. С. 128.

35 В Академической редакции свода, возникшей позднее остальных, сведения о «гарях» не встречаются (ПСРЛ. Т. 36. Ч. 1. С. 375-376).

36 П. А. Словцов, не упоминавший о трагедии на Тегени, определял общее количество погибших в старообрядческих «гарях» в 323 человека (Словцов П. А. История Сибири. С. 153). Эту цифру следует признать сильно заниженной.

37 Покровский Н. Н., Ромодановская Е. К. Предисловие // ПСРЛ. Т. 36. Ч. 1. С. 23; Александров В. А., Покровский Н. Н. Власть и общество. С. 125, и др. Ср.: Ромо-дановская Е. К. 1) «Описание о поставлении городов и острогов в Сибири по взятии ее» // СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 421, 422; 2) Тобольские летописцы // Родина. 2004. Спец. вып.: Тобольск — живая былина. С. 49.

38 См.: Резун Д. Я. Городовые летописи. С. 46, и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.