Научная статья на тему 'Ранняя диагностика и коррекция нарушений психофизического развития детей'

Ранняя диагностика и коррекция нарушений психофизического развития детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8841
697
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА / СКРИНИНГОВОЕ ОБЛСЕДОВАНИЕ / НАРУШЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПМПК ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ДЕТИ С ТНР ТЯЖЕЛЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ДЕТИ С ЗПР ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ОДА ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАННЕЙ ПОМОЩИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГОВ / CHILDREN WITH DISABILITIES / EARLY AGE / EARLY DIAGNOSIS / SCREENING RESEARCH / IMPAIRED MENTAL AND PHYSICAL DEVELOPMENT / SPECIAL EDUCATION / REMEDIAL AND DEVELOPMENTAL WORK / COMPREHENSIVE SUPPORT / PMPC PSYCHO-MEDICO-PEDAGOGICAL COMMISSION / SPECIAL CONDITIONS OF UPBRINGING AND EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SPECIAL CORRECTIONAL-DEVELOPING ENVIRONMENT / CHILDREN WITH TNR SEVERE SPEECH DISORDERS / CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION MENTAL RETARDATION / CHILDREN WITH DISORDERS OF THE ODE AND MUSCULOSKELETAL SYSTEM / CHILDREN WITH IMPAIRED HEARING AND VISION / DIFFERENTIATION AND INDIVIDUALIZATION OF TRAINING AND EDUCATION / GEF PRE-SCHOOL EDUCATION / REGIONAL EDUCATION SYSTEM / INTERAGENCY PROGRAMME OF EARLY INTERVENTION / TRAINING OF SPEECH PATHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новоторцева Надежда Вячеславовна

В статье освещены основные проблемы ранней диагностики и коррекции нарушений психофизического развития детей, раскрывается состояние изученности комплекса проблем, касающихся психофизического здоровья детей раннего возраста, начиная с периода 60-70-х гг. ХХ в. Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии на этом этапе было основополагающим принципом дефектологии и развивающейся специальной педагогики. Анализ исследований данных научных проблем учеными ИКП РАО позволяет соотнести достижения на российском и региональном уровнях. В статье раскрыт региональный аспект постановки проблем и определения путей их решения; приведены статистические сведения о распространенности нарушений в развитии детей, которые актуализируют вопросы диагностики и квалифицированной помощи детям раннего возраста. В содержании статьи раскрыты аспекты решения обозначенных проблем на организационно-правовом, научно-исследовательском, методическом уровнях; представлены направления сотрудничества дефектологического факультета ЯГПУ с образовательными организациями г. Ярославля и Ярославской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новоторцева Надежда Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Early Diagnostics and Correction of Children’s Psychophysical Development Disorders

In the article the main problems of early diagnostics and correction of children’s psychophysical development disorders are presented. It reveals the state of knowledge of the complex issues relating to early age children’s mental and physical health, starting from the period of the 60-70-ies of the XX century. Early detection and correction of deviations in development at this stage was the fundamental principle of developing defectology and special education. The analysis of the research data of scientific problems by scientists of the ICP RAO may refer to achievements at national and regional levels. The article examines the regional aspect of the production problems and defines ways of their solution; the statistical information about the prevalence of disorders in the development of children who actualize the questions of diagnostics and qualified help to early age children. In the article the aspects of solution of problems at the organizational, legal, research, methodological levels are revealed; directions of cooperation of the Faculty of defectology, YSPU with educational institutions of Yaroslavl and the Yaroslavl region are presented.

Текст научной работы на тему «Ранняя диагностика и коррекция нарушений психофизического развития детей»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 37

Н. В. Новоторцева

Ранняя диагностика и коррекция нарушений психофизического развития детей

В статье освещены основные проблемы ранней диагностики и коррекции нарушений психофизического развития детей, раскрывается состояние изученности комплекса проблем, касающихся психофизического здоровья детей раннего возраста, начиная с периода 60-70-х гг. ХХ в. Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии на этом этапе было основополагающим принципом дефектологии и развивающейся специальной педагогики. Анализ исследований данных научных проблем учеными ИКП РАО позволяет соотнести достижения на российском и региональном уровнях. В статье раскрыт региональный аспект постановки проблем и определения путей их решения; приведены статистические сведения о распространенности нарушений в развитии детей, которые актуализируют вопросы диагностики и квалифицированной помощи детям раннего возраста. В содержании статьи раскрыты аспекты решения обозначенных проблем на организационно-правовом, научно-исследовательском, методическом уровнях; представлены направления сотрудничества дефектологического факультета ЯГПУ с образовательными организациями г. Ярославля и Ярославской области.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, ранний возраст, ранняя диагностика, скрининговое облседование, нарушение психофизического развития, специальная педагогика, коррекционно-развивающая работа, комплексное сопровождение, ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия, специальные условия воспитания и обучения, образовательная среда, специальная коррекционно-развивающая среда, дети с ТНР - тяжелыми речевыми нарушениями, дети с ЗПР - задержкой психического развития, дети с нарушением ОДА - опорно-двигательного аппарата, дети с нарушением слуха и зрения, дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания, ФГОС дошкольного образования, региональная система образования, межведомственная программа ранней помощи, профессиональная подготовка дефектологов.

CORRECTIONAL PEDAGOGICS

N. V. Novotortseva

Early Diagnostics and Correction of Children's Psychophysical Development Disorders

In the article the main problems of early diagnostics and correction of children's psychophysical development disorders are presented. It reveals the state of knowledge of the complex issues relating to early age children's mental and physical health, starting from the period of the 60-70-ies of the XX century. Early detection and correction of deviations in development at this stage was the fundamental principle of developing defectology and special education. The analysis of the research data of scientific problems by scientists of the ICP RAO may refer to achievements at national and regional levels. The article examines the regional aspect of the production problems and defines ways of their solution; the statistical information about the prevalence of disorders in the development of children who actualize the questions of diagnostics and qualified help to early age children. In the article the aspects of solution of problems at the organizational, legal, research, methodological levels are revealed; directions of cooperation of the Faculty of defectology, YSPU with educational institutions of Yaroslavl and the Yaroslavl region are presented.

Keywords: children with disabilities, early age, early diagnosis, screening research, impaired mental and physical development, special education, remedial and developmental work, comprehensive support, PMPC - psycho-medico-pedagogical Commission, special conditions of upbringing and education, educational environment, special correctional-developing environment, children with TNR - severe speech disorders, children with mental retardation - mental retardation, children with disorders of the ODE and musculoskeletal system, children with impaired hearing and vision, differentiation and individualization of training and education, GEF pre-school education, regional education system, interagency programme of early intervention, training of speech pathologists.

Ранняя диагностика и своевременная коррекция нарушений развития ребенка приобрела особую актуальность для специальной педагогики как в России, так и в других странах с 90-х гг. ХХ в. До этого дети от рождения до 3-х лет были

в основном во внимании медицинской службы, предполагалось участие в воспитании детей раннего возраста родителей, основные проблемы касались необходимости организации медико-психолого-педагогического консультирования де-

© Новоторцева Н. В., 2017

тей с отклонениями в развитии, в определении объема содержания и характера помощи.

В настоящее время мы отмечаем множество позитивных изменений в решении проблем диагностики и коррекции нарушений развития в раннем возрасте, но актуальность этих вопросов не снижается. Академик В. И. Лубовский, анализируя в своих статьях состояние диагностической и коррекционной работы с детьми раннего возраста, отмечает ряд нерешенных вопросов, касающихся организации им своевременной и квалифицированной помощи. Ученый отмечает следующее:

— в специальной педагогике не разработаны системы специального и интегрированного воспитания и обучения детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития;

— ослаблено внимание к сенсорному, умственному, эмоциональном развитию ребенка от рождения до трех лет;

— необходима помощь детям в возрасте одно-го-двух лет в условиях семьи, однако родители не готовы к воспитанию «особого ребенка», не имеют необходимых педагогических знаний и умений;

— практически отсутствует подготовка специальных педагогов, психологов и дефектологов для работы с этой возрастной категорией детей;

— диагностикой нарушений развития в раннем возрасте занимаются преимущественно врачи, выявляющие в основном повреждение сенсорных органов, центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата;

— участие в диагностической и реабилитационной работе разнопрофильных специалистов, психологов, дефектологов, логопедов позволило бы получить более полные сведения о проявлениях отклонений в психофизическом развитии детей;

— практически при всех нарушениях у детей в раннем возрасте выявляется замедленное формирование психофизических функций вследствие незрелости центральной нервной системы, отставание в становлении доминантности одного из полушарий;

— организация качественной ранней помощи зависит от научного исследования проблемы сен-зитивных периодов в развитии функций у детей с нарушениями в сенсорной, двигательной, психической сферах [4, с. 3-5].

Следует отметить, что дифференциальная диагностика некоторых отклонений развития ребенка в раннем возрасте затруднена. Это касается задержки речевого и психического развития, легкой

степени интеллектуального нарушения, общего недоразвития речи. Результаты комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка имеют особое значение для определения условий воспитания и развития, характера помощи в дошкольном детстве. Раннее выявление и своевременная коррекция отклонений в развитии являются - основополагающие принципы дефектологической науки и развивающиеся направления в системе образования и специальной педагогике.

Фундамент этого направления заложен Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной, Е. Ф. Рау и другими учеными еще в 20-30-е гг. ХХ в. В 6070-е гг. XX в. представителями психологии и дефектологии разрабатывались теоретические основы и содержание семейного воспитания детей с ОВЗ (Л. А. Венгер, Б. Д. Корсунская,

Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард). В 80-90-е гг. появились практико-ориентированные научные труды по вопросам воспитания детей с нарушениями в сенсорной сфере, которые не потеряли методической ценности и в настоящее время (Э. И. Леонгард, Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко). Начиная с 80-х гг. прошлого века вопросы организации ранней помощи детям с нарушениями в развитии находят отражение в документах Министерства просвещения.

В 90-е гг. по заданию Министерства образования РФ Институтом коррекционной педагогики РАО на основе онтогенетического и деятельност-ного подходов была разработана технология психолого-педагогической диагностики детей раннего и дошкольного возраста, в дальнейшем апробированная в различных регионах Центральной России, в том числе и в Ярославской области. Комплект диагностических материалов профессора Е. А. Стребелевой был внедрен в деятельность региональных и городских психолого-медико-педагогических комиссий и эффективно используется в настоящее время [8, с. 70-73].

Учеными ИКП РАО предложена модель раннего выявления и коррекции отклонения в развитии, включающая четыре основных блока.

Первый блок - скрининговое обследование детей первого года жизни, цель которого - выявление признаков риска появления у детей отклонений в развитии. Вопросы совершенствования скрининговых методик, процедуры обследования психофизического развития детей первого года жизни остаются актуальными и в настоящее время.

Второй блок - дифференциальная диагностика, целью которой является качественный анализ симптомокомплекса, уточнение структуры дефекта, определение содержания медицинского воздействия и психолого-педагогического сопровождения.

Третий блок - медико-психолого-

педагогическая коррекция отклонений и нарушений в психофизическом развитии детей раннего возраста. Для решения задач данного блока требуется взаимодействие специалистов на межведомственном уровне. Система комплексной помощи ребенку должна осуществляться в поликлинике по месту жительства, в специализированных, реабилитационных центрах, в образовательных учреждениях. В Ярославском регионе такая работа проводится специалистами пяти психолого-медико-педагогических комиссий. Углубленная психолого-медико-педагогическая диагностика позволяет уточнить структуру дефекта, определить результативность проведенных мероприятий, внести необходимые изменения в индивидуальную программу развития ребенка. Опыт работы показывает, что эффективность комплексной помощи во многом зависит от уровня компетентности специалистов медицинского, психологического и педагогического профилей, от способности к профессиональному взаимодействию в диагно-стико-аналитической, коррекционной, развивающей, профилактической работе.

Четвертый блок - профессиональная подготовка кадров для осуществления комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста на различных его этапах: диагностико-аналитическом, этапах прогнозирования и планирования, коррекции, анализа результатов коррекционной работы, профилактики.

На основе модели, разработанной ИКП РАО, создается система ранней коррекционной помощи детям от рождения до трех лет в регионах нашей страны. Коррекционная помощь включает широкий спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью ребенка с ОВЗ. Такая семейно-ориентированная, комплексная помощь осуществляется благодаря согласованной деятельности специалистов разного профиля по «линиям развития» (познавательное, речевое, социальное, двигательное).

Вопросы раннего комплексного сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в современном межведомственном пространстве поднимаются на научных конференциях разного уровня, эти про-

блемы обсуждались на Первом Всероссийском съезде дефектологов «Особые дети в обществе», который состоялся 26-28 октября 2015 г. в Москве. Ученые и педагоги-практики были единодушны во мнении, что результативность комплексного сопровождения детей с ОВЗ возможна при следующих условиях:

— своевременное (раннее) выявление нарушений психофизического развития, определение отклонения от нормы, признаков риска;

— сокращение разрыва между моментом диагностирования первичного нарушения и началом целенаправленного комплексного сопровождения ребенка и помощи его семье;

— подготовка родителей к воспитанию особого ребенка, включение их в процесс коррекцион-но-развивающей работы начиная с младенческого возраста;

— расширение временных границ специального образования. ФГОС дошкольного образования определяет возраст начала обучения и воспитания - два месяца;

— создание полноценной, а для особых детей специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, отвечающей требованиям доступности, безопасности, насыщенности, вариативности, полифункциональности, трансфор-мируемости;

— дифференциация и индивидуализация процесса развития, обучения и воспитания;

— обеспечение эффективного профессионального взаимодействия специалистов, педагогов, дефектологов разного профиля в комплексной работе;

— уровень квалификации и компетентности участников комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста.

Актуальные вопросы ранней помощи детям с ОВЗ решаются и на региональном уровне. Система образования в Ярославской области динамично развивается, основными целями являются обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования для всех детей. Главной темой Коллегии Департамента образования Ярославской области от 28 декабря 2016 г. была тема «Региональная система образования детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, пути совершенствования». Выявлением детей с отклонениями в развитии, определением их права на обучение и воспитание в специальных образовательных учреждениях либо в условиях инклюзивного обучения занимаются пять психо-

лого-медико-педагогических комиссий. В Ярославском регионе ежегодно проходят обследование около 7 600 детей в возрасте от 0 до 18 лет. Дети раннего и дошкольного возраста составляют 68 % от всех обследованных [5].

В содержании докладов была обозначена проблема: в области отсутствует единая система ранней помощи и комплексного сопровождения детей, нуждающихся в коррекции первичных признаков отклонений. На актуальность решения этого вопроса указывает распространенность нарушений развития в дошкольном возрасте. Из 6 870 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 3 076 - с тяжелыми нарушениями речи, 860 - с задержкой психического развития, 718 - с нарушением зрения, 683 - с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 88 - с умственной отсталостью, 24 - слабослышащие, остальные - с различными отклонениями, с сочетанной патологией [5].

Решение проблем на региональном уровне согласуется с утвержденной Правительством РФ от 31 августа 2016 г. «Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года». Ближайшая задача, стоящая перед системой образования Ярославского региона, - участие в разработке и внедрении региональной модели и межведомственной программы ранней помощи детям с нарушениями в развитии и детям-инвалидам [2]. Для решения этой задачи в регионе необходимо создание финансово-экономических, материально-технических, организационно-

педагогических, культурно-просветительских и кадровых условий.

Роль Ярославского государственного педагогического университета, дефектологического факультета в достижении поставленной цели вполне определенна, так как связана с профессиональной подготовкой кадров для системы специального и инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На основе анализа имеющегося опыта определены основные направления взаимодействия кафедр с региональной системой образования. Участие кафедр в выполнении инициативных проектов обеспечивает образовательные организации научным руководством, а результаты инновационной проектной деятельности используются в формировании профессиональных компетенций у студентов в процессе учебных практик. В филиалах кафедр и базовых учреждениях открыты региональные и муниципальные инновационные площадки. К наиболее значимым для совершенствования си-

стемы ранней помощи можно отнести такие темы исследований, как «Обучение детей с отклонениями в психофизическом развитии на дому», «Кор-рекционно-развивающая среда как фактор преодоления недостатков в развитии детей раннего возраста», «Модель взаимодействия участников комплексного сопровождения развития детей раннего возраста».

С содержанием и результатами инновационной проектной деятельности образовательных организаций студенты знакомятся на научных конференциях. В учебном процессе используются материалы, опубликованные по итогам научно-практических конференций, а также учебные пособия представителей московской и ярославской научных школ - С. Ю. Бениловой,

Л. Р. Давидович, Н. В. Микляевой,

Н. В. Новоторцевой. Совместная научно-методическая деятельность преподавателей кафедр, аспирантов, педагогов-практиков, студентов является основанием для разработки регионального компонента образовательной программы по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» [1, 3]. Координация усилий в профессиональном сотрудничестве в направлении научных исследований и подготовки дефектологических кадров высшей школы для региональной системы образования позволит эффективно решить проблемы совершенствования комплексной помощи детям раннего возраста.

Библиографический список

1. Бенилова, С. Ю. Дошкольная дефектология [Текст] : ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович, Н. В. Микляева. -М. : Парадигма, 2012. - 312 с.

2. Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : утв. 31 августа 2016 г.№ 1839-р. - Режим доступа: ЬИр//№№^соши11ап11.га.

3. Логопедическое сопровождение речевого развития детей раннего возраста [Текст] : учебное пособие / сост. Н. В. Новоторцева. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. - 96 с.

4. Лубовский, В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития [Текст] / В. И Лубовский // Дефектология. - 1994. -№ 2. - С. 3-5.

5. Материалы Коллегии Департамента образования Ярославской области. Региональная система образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : опыт, проблемы, пути совершенствования. 22 декабря 2016 года. - Ярославль, 2016.

6. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] /

под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - rg.ru>2013/11/25/doshk-standart-dok.html

8. Стребелева, Е. А. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей [Текст] / Е. А. Стребелева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 1. - С. 70-73.

9. Юртайкин, В. В. Организация ранней помощи детям - структура, содержание, формы [Текст] / В. В. Юртайкин, П. Л. Жиянова, А. М. Кузьмин, А. Л. Рева // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. - М., 1996. - С. 222-228.

Bibliograficheskij spisok

1. Benilova, S. Ju. Doshkol'naja defektologija [Tekst] : rannjaja kompleksnaja profilaktika narushenij razvitija u detej (sovremennye podhody) / S. Ju. Benilova, L. R. Davidovich, N. V. Mikljaeva. - M. : Paradigma, 2012. - 312 c.

2. Koncepcii razvitija rannej pomoshhi v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [Jelektronnyj resurs] : utv. 31 avgusta 2016 g. № 1839-r. - Rezhim dostupa: http//www/consultant.ru.

3. Logopedicheskoe soprovozhdenie rechevogo razvitija detej rannego vozrasta [Tekst] : uchebnoe

posobie / sost. N. V. Novotorceva. - Jaroslavl' : RIO JaG-PU, 2016. - 96 s.

4. Lubovskij, V. I. Osnovnye problemy rannej diag-nostiki i rannej korrekcii narushenij razvitija [Tekst] /

V I Lubovskij // Defektologija. - 1994. - № 2. - S. 3-5.

5. Materialy Kollegii Departamenta obrazovanija Ja-roslavskoj oblasti. Regional'naja sistema obrazovanija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Tekst] : opyt, problemy, puti sovershenstvovanij a. 22 dekabrja 2016 goda. - Jaroslavl', 2016.

6. Ot rozhdenija do shkoly. Osnovnaja obrazovatel'na-ja programma doshkol'nogo obrazovanija [Tekst] / pod red. N. E. Veraksy, T. S. Komarovoj, M. A. Vasil'evoj. -3-e izd., ispr. i dop. - M. : MOZAIKA-SINTEZ, 2015.

7. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 17 oktjabrja 2013 g. № 1155 g. Moskva «Ob utverzhdenii federal'nogo gosu-darstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija» // Rossijskaja gazeta. -rg.ru>2013/11/25/doshk-standart-dok.html

8. Strebeleva, E. A. Podhody k sozdaniju edinoj sis-temy rannego vyjavlenija i korrekcii otklonenij v razvitii detej [Tekst] / E. A. Strebeleva // Doshkol'noe vospi-tanie. - 1998. - № 1. - S. 70-73.

9. Jurtajkin, V V Organizacija rannej pomoshhi det-jam - struktura, soderzhanie, formy [Tekst] /

V V. Jurtajkin, P. L. Zhijanova, A. M. Kuz'min, A. L. Reva // Podhody k reabilitacii detej s osobennostja-mi razvitija sredstvami obrazovanija. - M., 1996. -S. 222-228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.