ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Т. Г. Калугина,
Н. Г. Корнещук,
И. Г. Овчинникова
РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ ДЛЯ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы качества профессионального образования на основе внедрения рамки квалификаций в практику деятельности учреждений профессионального образования Уральского региона (на примере Челябинской области) и работодателей по организации сертификации персонала и выпускников образовательных учреждений. Показана методика разработки рамки квалификаций в ходе реализации международного проекта, апробированная в учреждениях профессионального образования и на предприятиях Челябинской области.
Ключевые слова: Болонское соглашение, качество высшего профессионального образования, рамка квалификаций, сертификация персонала организаций и предприятий, выпускников учреждений профессионального образования, этапы разработки рамки квалификаций, дескрипторы, компетенции, уровни образования, уровни квалификаций.
Abstract. The paper considers the problems of quality of vocational education on the basis of introducing a job rating system into vocational institutions of the Ural region and employers’ work connected with certification of the personnel and graduates. It also presents in the context of the international project the methods of working out the sytem which was tested in vocational institutions and enterprises of Tchelyabinsk region.
Index terms: Bologna agreement, the quality of high vocational education, job rating, certification of the personnel and graduates, stages of working out the rating scale, descriptors, competences, levels of education, levels of job qualification.
Болонским еоглашением 1999 г. предусматривалось создание Европейского пространства высшего образования. Декларация о его открытии была подписана в Будапеште и Вене в марте 2010 г. Она позволяет обеспечить перспективу развития привлекательного и конкурентоспособного на международном уровне образовательного пространства, в котором вузы смогут выполнять разнообразные миссии в обществе, основанном на
знаниях, а студенты - получать выгоды от мобильности (в соответствии с признанием их квалификаций), а также выбирать наиболее подходящую образовательную траекторию.
«Высшее образование, - отмечается в Декларации, - является главным фактором социального и экономического развития, а также инноваций в мире, движимом знаниями» [1].
В условиях всемирной глобализации, стремительного расширения информационного пространства, развития инноваций особую актуальность приобретают вопросы усиления научного потенциала и подготовки высококвалифицированных кадров. В связи с этим весьма значимыми представляются исследования, посвященные изучению состояния и качества человеческого капитала как на стадии подготовки в учреждениях высшего профессионального образования, так и на стадии оценки и признания квалификаций действующего персонала.
Стремительная интернационализация образования и рынков труда обусловливает увеличение внимания к результатам международных сравнений, которые позволяют ориентироваться в вопросах выработки эффективной образовательной политики, помогают определить направления развития образовательных систем и пути повышения отдачи от вложений в образование для общества и отдельных людей. «Международные сопоставления и сравнительный анализ играют ключевую роль в формировании обоснованной образовательной политики, - отмечалось в материалах совместного заседания Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31 августа 2010 г. Понимая это, все больше стран включаются в международные программы исследований и выработку общих подходов к решению проблем [2].
Для исследования одного из важнейших направлений перспективного развития университетов и подготовки высококвалифицированных специалистов в них - создания рамки квалификаций и применения политики непрерывного образования на протяжении всей жизни - в Челябинской области совместно с зарубежными вузами-партнерами был реализован проект по международной программе ТЕМПУС «Разработка рамки квалификаций для учреждений высшего образования Уральского региона».
Главной целью проекта является не только создание рамки квалификаций (РК), но и применение регионального подхода к ее разработке, использование выбранной методики для создания национальной РК РФ, проверка соответствия полученных результатов, а также соответствия европейской рамке квалификаций.
Эта задача весьма актуальна и в связи с интернационализацией экономики и использованием российским рынком иностранных капиталов, способствующих открытию новых, в том числе европейских предприятий. Принимая на работу управленческие и производственные кадры, такие
предприятия неизбежно сталкиваются с необходимостью четко идентифицировать компетенции, необходимые для их развития. Кроме того, вступление российской экономики в мировой рынок нуждается в мобильности и адаптивности знаний, отвечающих требованиям этих новых рынков.
Данное обстоятельство обязывает университеты развивать систему образования, методы преподавания и содержание своих образовательных программ. Идея создания национальных рамок квалификаций (сертификаций) была предложена еще в 2003 г. на встрече министров образования стран Евросоюза в Берлине. Принятие подобных мер мотивируется тем, что многие европейские страны имеют собственные национальные рамки, каждая из которых отражает национальную структуру экономики, культуру отношений между образованием и карьерой, политические приоритеты.
Цель начатого тогда процесса состоит в том, чтобы дать возможность сопоставить каждую национальную рамку с другими рамками, обеспечить прозрачность дипломов об образовании, способствовать взаимному признанию дипломов между учреждениями образования разных стран, способствовать мобильности студентов в европейском образовательном пространстве.
Введение рамки квалификаций является очень сложным процессом. Он предполагает работу, с одной стороны, над дескрипторами (описаниями) и уровнями, а с другой - над результатами обучения и кредитами. Это означает не только обширную организационную деятельность, но и системный научный поиск. Такая работа и исследование на основе целого комплекса научных подходов были осуществлены в рамках специального проекта. Он объединил три университета Евросоюза: Лилльский (Франция), Эдинбургский (Шотландия), Лимерикский (Ирландия) и три вуза Челябинской области: Челябинский государственный университет, Челябинскую государственную агроинженерную академию, Магнитогорский государственный университет.
Для достижения целей проекта необходимо было последовательно решить четыре задачи:
1) освоение партнерами уже разработанных механизмов, использование методик и определение собственных методик, применимых к реальной ситуации в России;
2) составление перечня и анализ сертификаций, предлагаемых вузами области всех типов и видов в соответствии с определенной методикой;
3) разработку региональной рамки квалификаций, соответствующую представлениям о качестве работников, работодателей и образовательных учреждений;
4) проверку уместности рамки квалификаций и предложенной методологии для использования их в целях разработки национальной рамки квалификаций.
Для выполнения данных задач работа над проектом была разделена на несколько этапов, каждому из которых соответствовали свои методы.
На первом этапе осуществлялся детальный анализ рамок квалификаций, разработанных в трех странах Евросоюза: Франции, Шотландии, Ирландии, а также европейской рамки квалификаций. Во Франции рамка квалификаций действует с начала 70-х гг. прошлого столетия и имеет пятиуровневую номенклатуру сертификации; Шотландия располагает двенадцатиуровневой рамкой, а Ирландия - десятиуровневой рамкой квалификаций. С 2005 г. действует европейская рамка: она состоит из восьми уровней [3, 5].
Накопленный этими странами опыт позволил провести анализ существующих за рубежом рамок квалификаций. Анализ осуществлялся в каждом из трех университетов - партнеров Евросоюза - при содействии экспертов, представителей государственной власти. Он завершался научно-теоретическим семинаром с последующей разработкой аналитической сетки, характеризующей все виды сертификации, имеющиеся в системе образования Челябинской области (Россия).
Второй этап был посвящен сбору данных и разработке первого варианта проекта рамки квалификаций, отражающей реально существующие виды региональной сертификации. Он включал составление перечня сертификаций, тестирование сетки на примере нескольких сертификаций различных уровней, исследование сертификаций вузов и анализ полученных результатов, на основе которых разрабатывалась рамка квалификаций, учитывающая специфику и различия действующих в области сертификаций. Данный этап также завершался семинаром, конечной целью которого было утверждение разработанной РК и обсуждение ее с работодателями и образовательными учреждениями.
Третий этап предусматривал использование разработанной рамки в более широком масштабе, изучение мнения работодателей и учреждений образования относительно ее применения, сопоставление с европейской рамкой квалификаций, корректировку на основе предложений экспертов. На данном этапе осуществлялся также учет изменений, частичный пересмотр разработанной рамки, формировались рекомендации в отношении взаимодействия с национальной рамкой, предложения по использованию проверенных методик и механизмов.
На четвертом этапе происходило распространение результатов проекта. С этой целью была проведена международная научно-практическая конференция, на которой были представлены результаты проекта и возможности по их продвижению на рынки труда и образовательных услуг. Программа конференции предполагала обсуждение двух исходных сеток квалификаций (производственной и образовательной) и формирование на их основе региональной рамки квалификаций. В ее работе участвовали представители власти, органов управления образованием, работодатели, руководители образовательных учреждений, общественных организаций.
Для наиболее четкого определения и структурирования целей, результатов и хода исследования использовалась логико-структурная мат-
рица, которая составляет синтез проекта. Она же была применена и для создания концепции, планирования, осуществления и контроля за апробацией результатов исследования.
Логико-структурная матрица обеспечила возможность построения сетки квалификаций в сферах образования и труда на общих методологических основаниях. В качестве критериев оценивания были взяты знания, умения и компетенции. По результатам научного поиска был сформирован глоссарий, позволяющий всем участникам проекта действовать в одном терминологическом пространстве. На основе глоссария было предложено определение сетки квалификаций для сферы труда. По нашему мнению, это обобщенное описание квалифицированных уровней, каждый из которых характеризуется определенным набором требований к знаниям, умениям и компетенциям работника, т. е. содержит перечень ожидаемых способностей (перечень дескрипторов), необходимых для определенной профессиональной деятельности.
Какие знания может демонстрировать специалист? Конечно, прежде всего профессиональные, нормативные и управленческие. Умения применять эти знания определяются сложностью работы. В число компетенций входят адаптивность, ответственность, автономность, мотивированность.
Формирование региональной сетки квалификаций для сферы труда предусматривало следующие этапы.
1. Изучение основных нормативно-правовых документов, регулирующих отношения между работником и работодателями.
2. Анализ методологических подходов, определяющих требования к работникам.
3. Анализ и отбор критериев формирования и описания квалификационных уровней в сфере труда.
4. Выявление региональных особенностей в структуре квалификационных уровней на основе анкетирования руководителей тридцати трех предприятий и организаций различных отраслей, типов и видов.
5. Формирование предварительного варианта сетки квалификаций для сферы труда.
6. Апробация предварительного варианта сетки квалификаций для сферы труда на семнадцати предприятиях.
7. Формирование окончательного варианта сетки квалификаций с учетом мнений работодателей.
В результате были сформированы 8 уровней, которые соответствуют принятой в России терминологии уровней групп профессий: от рабочих профессий низкой квалификации до руководителей структурных подразделений и первых руководителей.
В качестве критериев оценивания для сетки квалификаций в сфере образования были также выбраны знания, умения и компетенции. К первым были отнесены базовые знания в различных областях и професси-
ональные знания; ко вторым - проектно-деятельностные и информационно-аналитические умения; к третьим - мотивированность, коммуникативность, рефлексивные качества и ответственность, адаптивность и способность к развитию.
Формирование сетки квалификаций в сфере образования также осуществлялось в несколько этапов.
1. Анализ нормативной и законодательной базы в сфере образования, имеющей отношение к проблеме нашего исследования (проект Европейского фонда образования, проекты «TUNING» и «Единая система квалификаций»).
2. Разработка на основе проведенного анализа системы дескрипторов и перечня образовательных уровней.
3. Разработка предварительной сетки квалификаций в сфере образования.
4. Организация опроса 147 образовательных учреждений (из них опрошено: учреждений высшего профессионального образования - 32, среднего профессионального образования - 54, начального профессионального образования - 61).
5. Корректировка предварительной сетки квалификаций с учетом мнений представителей ОУ.
6. Выбор методологии и методики оценки результатов обучения, апробация предварительной сетки в 18 образовательных учреждениях Челябинской области, Свердловской области и Республики Башкортстан.
7. Формирование окончательной сетки квалификаций в сфере образования.
Были выделены 8 уровней квалификаций, которые соответствуют принятой в России терминологии уровней профессионального образования: от начального профессионального до высшего профессионального образования, включая аспирантуру и докторантуру (табл. 1).
Таблица 1
Сетка квалификаций работников сферы образования
Критерии Уровень
1 2 3 4 5 6 7 8
Знания
Профессио- Знания, Знания, Знания, Знания, Знания Знания Теорети- Теорети-
нальные необхо- необхо- практи- практи- широко- широко- ческие и ческие и
димые димые ческие ческие го теоре- го теоре- практи- практи-
для вы- для вы- и теоре- и теоре- тическо- тическо- ческие ческие
полне- полнения тичес- тичес- го и прак- го и прак- знания знания,
ния про- работ кие, не- кие, не- тическо- тическо- о произ- необхо-
стейшей ограни- обходи- обходи- го спек- го спек- водст- димые
работы ченной мые для мые для тра, по- тра, по- венных для эф-
слож- выпол- выпол- зволяю- зволяю- и соци- фектив-
ности нения нения щие по- щие по- ально- ного раз-
Критерии Уровень
1 2 3 4 5 6 7 8
работ функцио вышать вышать эконо- вития
высокой нальных качество эффек- мичес- органи-
сложно- обязан- профес- тивность ких про- зации
сти ностей сиональ-ной деятельно-сти профес-сиональ-ной деятельно-сти цессах на предприятии
Норматив- Знание Знание Знание Знание Знание Знание Знание Знания
ные рабочих норма- норма- норма- дирек- дирек- законо- законо-
инструк- тивной тивной тивно- тивной тивной датель- датель-
ций и техно- и техно- справоч- и распо- и распо- ной, ди- ной,
логичес- логичес- ных до- ряди- ряди- ректив- распо-
кой до- кой до- кумен- тельной тельной ной и ряди-
кумен- кумен- тов по доку- доку- распоря- тельной
тации тации выпол- мента- мента- дитель- доку-
в преде- в преде- няемой ции, ме- ции, ме- ной до- мента-
лах вы- лах тех- работ тодиче- тодиче- кумен- ции, ме-
полняе- нологи- ских ских тации, тодиче-
мых ческого и норма- и норма- методи- ских
опера- процесса тивных тивных ческих и норма-
ций материалов по вы-полняе-мой работе материалов по вы-полняе-мой работе и нормативных материалов по вы-полняе-мой работе тивных материалов по вы-полняе-мой работе
Управлен- Знания Началь- Знания Первич- Первич- Первич- Знания, Знания
ческие не ные началь- ные ные ные необхо- в облас-
требуют управ- ные и управ- управ- управ- димые ти управ-
ся ленче- управ- ленче- ленче- ленче- для ления
ские ленче- ские ские ские управ- спосо-
знания, ские. знания знания знания ления бами
необхо- Способ- и знания и знания и знания проекта- профес-
димые ность принци- принци- принци- ми и ра- сиональ-
для ра- выби- пов ра- пов ра- пов ра- ботой ной дет-
боты рать ме- боты боты боты подчи- тельно-
в пред- тоды и в коллек- в коллек- в коллек- ненных сти
сказу- инстру- тиве тиве тиве и страте-
емой си- менты, в изме- гии раз-
туации связанные с решаемы-ми задачами ня- ющихся условиях вития органи- зации
Умения
Сложность Выпол- Выпол- Выпол- Выпол- Функции Само- Само- Руково-
выполняе- нение нение нение нение испол- стоя- стоя- дство,
мой рабо- простых работы, сложной регла- нителя тельно тельное приня-
ты и стан- требую- и нес- менти- при ре- выпол- решение тие
Критерии Уровень
1 2 3 4 5 6 7 8
дартных щей са- тандар- рован- шении нение сложных управ-
опера- мостоя- тной ра- ной ра- задач, сложных задач ленче-
ций тельных боты боты требую- заданий, в сочета- ских
решений с исполь- и реше- щих опреде- нии с ру- решений
в опре- зовани- ние ог- приня- ление ковод- и куриро
делен- ем рани- тия са- способов ством вание их
ных об- сложно- ченных мостоя- выпол- выпол-
стоя- го техно- задач. тельных нения нения на
тельст- логиче- решений работы уровне
вах ского оборудо- вания организации, предложение новых подходов в изменяющихся условиях
Компетенции
Адаптив- Приме- Приме- Приме- Осущест- Ориен- Ориен- Самосто- Ориен-
ность нение нение нение вление тирова- тирова- ятельное тирова-
ограни- адап- адап- профес- ние в ус- ние в ус- ориен- ние в из-
ченных тивных тивных сиональ- ловиях ловиях тирова- меня-
адап- способ- способ- ной де- смены смены ние в ус- ющихся
тивных ностей ностей ятельно- способов способов ловиях условиях
способ- при не- при из- сти в ус- деятель- профес- смены деятель-
ностей значи- менени- ловиях ности сиональ- произво- ности
в услови- тельных ях про- обновле- в про- ной дея- дствен- органи-
ях ста- измене- фессио- ния ее фесси- тельно- ного цик- зации
бильной ниях нальной содер- ональ- сти, оп- ла и со- и опре-
ситуа- профес- деятель- жания ной сре- ределе- здание деление
ции сиональ- ности и де ние их условий пути ее
ной дея- коррек- в пред- эффек- для его эффек-
тельно- тирова- сказу- тивно- эффек- тивного
сти ние ее емой си- сти в из- тивной разви-
в соот- туации меняю- реализа- тия
ветствии щихся ции
с этими условиях
измене-
ниями
Ответст- Ответст- Ответст- Ответст- Отвечает Отвеча- Отвечает Отвеча- Ответст-
венность венность венность венность за свою ет за за свою ет за ре- венность
в рамках в рамках в рамках профес- эффек- профес- зультаты на высо-
своей своей своей сиональ- тивность сиональ- работы ком
профес- профес- профес- ную дея- выбран- ную дея- подчи- уровне
сиональ- сиональ- сиональ- теьнссть, ных ме- тельность ненных за свою
ной дея- ной дея- ной дея- опреде- тодов. и дея- и реали- профес-
тельно- тельно- тельно- ленную Способ- тельность зацию сиональ-
сти и сти и сти и норма- ность группы, проектов ную дея-
способ- способ- способ- тивно- предоста опреде- тельность
ность ность ность право- вить ленную и дея-
Критерии Уровень
1 2 3 4 5 6 7 8
дать устный отчет предста- вить пись- менный отчет предоставить полный отчет о ней, включающий элементы анализа выми документами. Способность представить полный отчет, включающий анализ этой деятельности аналити ческие отчеты нормативно-правовыми до-кумен-тами; вносит предложения по совер-шенст-вованию способов профес-сиональ-ной деятельно-сти тельность организации. Умение устанавливать правила работы подчиненных. Способность представить комплекс-ный отчет. Осознанная социальная и экологическая ответственность
Автоном- Выпол- Выпол- Выпол- Руковод- Руковод- Руковод- Приня- Осуще-
ность нение нение нение и ствова- ствуется ствуется тие от- ствление
работы работы оценива- ние ин- инструк- инструк- ветст- управ-
под ру- под ру- ние сво- струкци- циями и циями и венных ленчес-
ководст- ковод- ей про- ями и норма- норма- решений, кой дея-
вом и/ ством и/ фессио- норма- тивно- тивно- управле- тельно-
или по или по нальной тивно- правовы- правовы- ние ра- сти на
инструк- инструк- деятель- правовы- ми доку- ми доку- ботой уровне
циям циям ности в соответствии с инструкциями и нормативно-правовыми документами ми документами, ор-ганиза-ция своего рабочего места, участие в работе команды ментами, ис-пользование их в организации работы коллектива ментами, ор-ганиза-ция на научной основе своей деятельности и/ или группы команды и реализацией проектов организации, выбор направления ее развития и способность оценить его эф-фектив-ность
Мотивиро- Пони- Пони- Пони- Пони- Осозна- Осозна- Стрем- Стрем-
ванность мание мание мание мание ние сво- ние сво- ление к ление
своей своей своей своей ей роли ей роли призна- к твор-
роли и роли в роли и роли и в коллек- в коллек- нию в ческой
заинте- команде, своего актив- тиве и тиве и профес- самореа-
ресован- заинте- вклада в нЫй достиже- достиже- сиональ- лизации,
Критерии Уровень
1 2 3 4 5 6 7 8
ность в ресован- деятель- вклад нии це- нии це- ной сре- профес-
выпол- ность в ность в де- лей ор- лей ор- де и твор- сиональ-
нении выпол- коллек- ятель- ганиза- ганиза- ческой ному и
работы нении тива ность цией. цией. самореа- общест-
конкрет- коллек- Стрем- Стрем- лизации. венному
ной ра- тива ление к ление к Заинте- призна-
боты профес- профес- ресован- нию.
сиональ- сиональ- ность в Форми-
ному при- ному при- повыше- рование
знанию знанию нии эф- корпо-
и заин- и заин- фектив- ратив-
тересо- тересо- ности ной стра-
ванность ванность и резуль- тегии и
в твор- в твор- татов осозна-
ческой ческой деятель- ние сво-
самореа- самореа- ности ей ответ-
лизации лизации органи- ственно-
зации сти за ее
реализа-
цию
Сравнение требований работодателей к работникам на основе сетки квалификаций в сфере труда с требованиями сферы образования к выпускникам образовательных учреждений различного уровня вплотную приблизило нас к пониманию того, как привести в соответствие, сбалансировать потребности рынка труда и рынка образования.
Сопоставление двух сеток квалификаций (в сферах труда и образования) также дало возможность рассматривать их в качестве исходных для формирования региональной рамки квалификаций. В связи с этим сопоставление проводилось по общим для обеих сеток критериям: знаниям, умениям и компетенциям. Количество уровней квалификаций также сопоставимо: по восемь в каждой из сфер.
С точки зрения разработчиков рамка квалификаций представляет собой системное, структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. С помощью РК можно проводить измерение и взаимосвязь результатов обучения, устанавливать соотношение дипломов, свидетельств/ сертификатов об образовании.
В основу разработки РК положены следующие принципы:
• непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней - от низшего к высшему;
• прозрачность их описания для всех пользователей;
• соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда по видам экономической деятельности и национальной системы образования;
• учет международного опыта при разработке структуры и содержания.
Рамка квалификаций построена на основе выделения уровней образования и дескрипторов. Уровни образования выделены в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Дескрипторы содержат информацию о том, какие требования целесообразно предъявлять к обучаемому или работнику на каждом образовательном уровне.
РК включает дескрипторы, характеризующие результаты обучения посредством знаний, умений и компетенций, которые работник или выпускник может предъявить на рынке труда. При этом знания рассматриваются как результат процесса познания действительности, отражающийся в сознании индивидуума в виде представлений, понятий, суждений, теорий, законов и т. п. Знания необходимы для решения учебно-профессиональных, научных и других задач.
В рамке квалификаций знания подразделяются на базовые и профессиональные. Базовые знания в различных областях отождествляется как с декларативными, так и с процедурными знаниями относительно научной картины мира. Они могут быть получены эмпирическим путем из практического или учебно-профессионального опыта, и прежде всего путем формального обучения.
Описание результатов обучения по данному дескриптору осуществляется в рамках критериев «широта» и «тип». Широта базовых знаний в различных областях характеризует охват имеющихся представлений о научной картине мира (декларативный аспект). Тип базовых знаний в различных областях определяет характер знаний и уровень овладения ими (процедурный аспект).
Исходя из логики РК, профессиональные знания - это совокупность знаний о структуре труда, способах осуществления профессиональной деятельности, полученных в процессе обучения. Эти знания являются преимущественно процедурными. В рамке квалификаций они характеризуются критерием «тип».
Умения - это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике. В рамке квалификаций умения подразделяются на проективно-деятельностные и информационно-аналитические.
Проективно-деятельностные умения - освоенные способы выполнения действий целеполагания, постановки проблемы, организации, планирования деятельности.
Информационно-аналитические умения - это освоенные методы выполнения поиска, отбора, анализа, синтеза, сравнения информации и способов решения задач.
Умения характеризуются такими критериями, как сложность деятельности и автономность. Автономность характеризует умение с точки зрения относительной независимости и самостоятельности деятельности.
Компетенции определяют способность эффективного и творческого применения знаний, умений и навыков, полученных в результате обучения, для решения учебно-профессиональных и научных задач или осуществления деятельности в различных ситуациях.
В рамке квалификаций компетенции подразделяются на мотивированность, коммуникативность, рефлексивные качества и ответственность, а также адаптивность и способность к развитию.
Мотивированность - это система внутренних и внешних факторов, вызывающих и направляющих поведение индивидуума, ориентированное на достижение цели.
Коммуникативность - способность к общению, специфическим образом проявляющаяся в сфере учебно-профессионального и научного взаимодействия.
Рефлексивные качества и ответственность - это комплекс способностей к осмыслению собственных действий: критика, самокритика, лидерство и мера ответственности за них.
Адаптивность, способность к развитию представляет собой комплекс способностей к адаптации в новых условиях деятельности, обучению, самообучению, повышению учебно-профессионального или научного уровней.
Компетенции характеризуются такими критериями, как роль, контекст, уровень, развитие. Роль определяет позицию человека, контекст -рамки (области), в которых осуществляется деятельность. Уровень характеризует степень овладения способами учебно-профессиональной или научной деятельности. Развитие рассматривается как осознание необходимости и поиск путей личностного и профессионального роста (табл. 2).
Таблица 2
Рамка квалификаций для Уральского региона
Знания Умения Компетенции
Базовые знания в различных областях1 Профессио- нальные знания Обобшенные умения Автоном- ность Коммуни- кативность Ответст- венность Адаптив- ность Мотивированность, способность к развитию
1 2 3 4 5 6 7 8
1-й уровень квалификации
Разрозненные факты, составляющие картину мира, на Предметные знания фактологического характера на Базовые умения, необходимые для выполне- Выполнение работы в учебной или профес- Осуществление устной коммуни-кации2 на Способность отвечать за результаты своей Ограниченные адаптивные способности Понимание значимости выбранной про-
1 Критерии знаний - широта, тип и вид; умения - степень сложности решаемых задач, компетенций - роль и контекст.
2 Коммуникация есть взаимодействие субъектов, помещенное в социальнокультурные условия ситуации (см.: Макаров М. Основы теории дискурса. М., 2003. С. 38).
1 2 3 4 5 6 7 8
уровне уз- уровне вы- ния про- сиональ- уровне работы, в рамках фессии,
навания полнения стых и пов- ной об- устной способен выпол- своей ро-
или воспро- конкретной торяющих- ласти речи на дать уст- няемой ли и вклад
изведения работы по ся опера- в соответ- государ- ный отчет работы в резуль-
готовым ций ствии ственном таты дея-
инструкци- с инструк языке тельности
ям циями и/или под руководством в рамках учебно-профес-сиональ-ной деятельности органи- зации
2-й уровень квалификации
Обобщен- Конкретные Базовые Выполне- Осущест- Способ- Адаптив- Понима-
ные факты, знания умения, ние рабо- вление ность от- ные спо- ние своей
составляю- и знания необходи- ты в учеб- устной и вечать за собности роли в ко-
щие упро- норматив- мые для ной или письмен- результа- при не- манде,
щенное по- ной и техно- решения профес- ной ком- ты своей значи- действует
нимание логической ограничен- сиональ- муника- работы, тельных как член
картины документа- ного набо- ной об- ции на умение измене- группы,
мира ции в пре- ра стан- ласти в государ- дать крат- ниях ус- заинтере-
делах реше- дартных соответ- ственном кий уст- ловий со- сован-
ния стан- задач на ствии с языке в ный и циальной ность в
дартных за- основе са- инструк- рамках письмен- или про- профес-
дач; на- мостоя- циями и/ учебно- ный отчет фессио- сиональ-
чальные тельного или под профес- нальной ном росте
управленче- поиска частич- сиональ- среды
ские зна- и отбора ным ру- ной дея-
ния, необ- методов ководст- тельно-
ходимые и способов вом сти, вы-
для органи- их реше- сказыва-
зации соб- ния из чис- ние и от-
ственной ла извест- стаива-
работы ных и проверенных ние своей точки зрения
3-й уровень квалификации
Обобщен- Обобщен- Набор уме- Выполне- Аргумен- Способ- Адаптив- Оценива-
ные факты, ные прак- ний, тре- ние и оце- тирован- ность от- ные спо- ние своей
способст- тические буемых для нивание ная, ясная вечать за собности роли и
вующие по- знания решения работы в и грамот- свою ра- при из- вклад в
ниманию и знания стандарт- учебной ная уст- боту, дать менении деятель-
целостной норматив- ных задач или про- ная и полный условий ность ор-
картины ной доку- с использо- фессио- письмен- отчет, социаль- ганиза-
мира ментации ванием нальной ная речь включаю- ной или ции, са-
в пределах сложного области на госу- щий эле- профес- мостоя-
технологи- оборудова- в соответ- дарствен- менты сиональ- тельное
ческого ния на ос- ствии с ном язы- анализа ной сре- определе-
процесса; нове само- инструк- ке, вы- ды ние задач
начальные стоятельно- циями и сказыва- профес-
управленче- го поиска норма- ние и от- сиональ-
ские зна- и отбора тивно- стаива- ного
ния, необ- методов и правовой ние своей и личнос-
1 2 3 4 5 6 7 8
ходимые способов докумен- точки тного раз-
для органи- их реше- тацией зрения вития,
зации как ния из чис- самооб-
собственной ла извест- разовани-
работы, так ных и ап- ем, осоз-
и работы робирован- нанное
в группе ных планирование повышения квалификации
4-й уровень квалификации
Системати- Обобщен- Набор уме- Осознан- Использо- Способ- Осущест- Оценива-
зированные ные теоре- ний, тре- ное ис- вание уст- ность от- вление ниесвоей
факты, спо- тические буемых для пользова- ной, и вечать за профес- роли и
собствую- и практи- постановки ние инст- письмен- свою дея- сиональ- активный
щие пони- ческие зна- и решения рукций и ной речи тельность, ной дея- вклад
манию це- ния, а так- сложных норматив- на госу- опреде- тельности в деятель-
лостной на- же знания задач на но-право- дарствен- ленную в услови- ность ор-
учной кар- норматив- основе са- вых доку- ном язы- норма- ях обнов- ганиза-
тины мира но-справоч- мостоя- ментов, ке как тивно- ления ее ции, вы-
ных и руко- тельного способ- средства правовы- содержа- бор пер-
водящих поиска, от- ность ор- делового ми доку- ния спектив-
документов; бора ганизо- общения ментами; ных на-
управленче- и оценки вать свое и пред- дать пол- правле-
ские зна- необходи- рабочее ставления ный пись- ний лич-
ния, необ- мой для место, результа- менный ностного
ходимые этого ин- участие в тов учеб- отчет, и профес-
для пони- формации работе ко- но-про- вклю- сиональ-
мания сущ- манды фессио- чающий ного раз-
ности орга- нальной элементы вития
низации деятель- анализа с учетом
и оператив- ности, на- как по собствен-
ного кон- чальная своей ра- ного ви-
троля собст- подготов- боте, так дения
венной ка к меж- и по ра- и потреб-
учебно-про- культур- боте ностей,
фессиональ- ной ком- в группе самооб-
ной дея- муника- разова-
тельности ции ние
и деятель-
ности кол-
лектива
Таким образом, региональная РК, разработанная в ходе нашего исследования, представляет собой описание (дескрипторы) достижения квалификационных уровней, которое может быть осуществлено через формальное, неформальное и внеформальное обучение на протяжении всей жизни. Ее можно рассматривать также как своего рода типовую модель для российской системы образования и рынка труда. Избранный подход (снизу вверх - от мнений работодателей и образовательных учре-
ждений до научных обобщений) позволяет учесть все особенности национальной системы образования и рынка труда и может применяться для разработки национальной рамки квалификаций. Кроме того, предложенная РК сопоставима с европейской, что чрезвычайно важно в условиях глобальной интеграции.
При разработке рамки квалификаций для Уральского региона использовались также имеющиеся разработки проектов национальной РК в Российской Федерации.
Среди наиболее известных: проект Европейского фонда образования и Центра изучения проблем профессионального образования; проект «Настройка образовательных программ в российских вузах», проект Федерального института развития профессионального образования (ФИРО) Министерства образования и науки РФ и Национального агентства развития квалификаций (НАРК) Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), проект по разработке Единой системы квалификаций РФ.
Чем выгодна, чем полезна РК? Что дает она работодателю, системе образования, пользователю (учащемуся, студенту, работнику, гражданину)?
На наш взгляд, рамка квалификаций позволяет
• формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные индивидуальные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;
• описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;
• разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификации персонала;
• решить задачу сокращения срока адаптации выпускников на рынке
труда.
Перечислим также, что дает рамка квалификаций экономике региона:
• РК позволяет разработать карту профессий и квалификаций, необходимых для развития экономики области;
• предоставляет возможность формировать профессионально-квалификационную структуру под потребности экономики и прогнозировать потребность в квалифицированных кадрах;
• создает реальные условия для формирования в области системы оценки качества профессионального образования;
• дает заинтересованным структурам возможность дополнительного контроля за качеством трудовой миграции;
• позволяет привлечь отраслевые и межотраслевые системы сертификации по профессиям, которые требуют общенациональной или международной сертификации.
Творческие задачи по начертательной геометрии как средство формирования обобщенной ориентировочной основы обучения ___________________инженерно-графической деятельности____________________
Таким образом, внедрение РК ведет к принципиально новому, инновационному развитию существующей системы квалификаций, обеспечивает эффективное использование кадров, их опережающей подготовки в условиях развития инновационной экономики, способствует ее обеспечению высококвалифицированными обучаемыми работниками.
Литература
1. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коулз М. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. М.: РИО ТК им. А. Н. Коняева, 2009. 115 с.
2. Российское профессиональное образование в контексте международных индикаторов. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: //http://prof-standart.ord/? p=560, октябрь 1st, 2010/ Метки: Медведев. Национальная система квалификаций. Профессиональное образование. Сертификация./ Рубрика: Профессиональные стандарты.
3. Приоритеты развития профессионального образования в России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://prof-standart. ord/? р=560, октябрь 1st, 2010/ Метки: Медведев. Национальная система квалификаций. Профессиональное образование. Сертификация / Рубрика: Профессиональные стандарты.
УДК 544. 18
С. А. Новоселов, Л. В. Туркина
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБОБЩЕННОЙ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрены педагогические условия формирования ориентировочной основы деятельности по выполнению графических заданий творческого содержания, позволяющих повысить творческую активность и мотивацию студентов при изучении начертательной геометрии.
Ключевые слова: графическая подготовка, начертательная геометрия, творческие графические задания, витагенно-ориентированные задачи, организация учебного процесса на основе деятельностного подхода, компонент обобщенной ориентировочной основы инженерно-графической деятельности.
Abstract. The paper considers pedagogical conditions of formation of the estimated basis of doing creative graphic tasks increasing creativity and motivation of students when studying descriptive geometry.