ботанных материалов в сети. Эти технологии позволяют сразу же получать результат совместной работы, что дает ощущение непосредственного участия в его формировании каждому члену сетевого взаимодействия, не требует больших технических знаний или сложных операций.
Как правило, это проекты по созданию сетевых энциклопедий, организованных по принципу коллективного гипертекста, соавторы которого собирают информацию и публикуют статьи по тем или иным вопросам. Идеи такой работы просты: каждый участник проекта может опубликовать свои статьи, дополнить или внести исправления в существующие, поучаствовать в обсуждении различных тем.
Одним из самых серьезных и «взрослых» сетевых проектов, основанных на WikiWiki, является международная ВикиПедия, в российской части которой (ru.wikipedia.org) участниками проекта в настоящее время опубликовано порядка 80 тыс. статей по самым разным темам.
Для решения образовательных задач в помощь каждому учителю существуют и другие проекты, например, проект «Летописи» (www.letopisi.ru), поддерживаемый компанией «ШеЬ и «ТрансТелеКом». Цель проекта - создание учебной цифровой карты России, на которой были бы отмечены и описаны города, села и деревни так, как они видятся школьникам, студентам и учителям в настоящее время. Участие в этой работе может принять любой ученик, студент или учитель независимо от возраста и места проживания, а основное направление в этой деятельности связано с местами, событиями и людьми, которые значимы для обучения.
Как видим, подобная организация проектной деятельности позволяет, с одной стороны, организовать исследовательскую деятельность школьников и студентов, направленную на изучение значимых для них мест и событий, включающую целенаправленное использование ресурсов Интернета. С другой - через статьи, опубликованные другими участниками, можно познакомиться с историей, географией, природным миром, культурой, традициями других уголков нашей страны, а с третьей - получить большой и значимый результат совместной работы - интернет-энциклопедию, востребованную тысячами
пользователей российской части Сети. Очевидно, что все три компонента имеют важное значение в образовании каждого участника проекта, но при этом они и неразрывно связаны. При этом Интернет и технология WikiWiki, вокруг использования которых выстраивается образовательный проект, позволяет сделать работу учеников продуктивной и активной, ориентированной на реализацию новых образовательных целей.
Е.М. Сказоватова (Волгоград)
РАДИОКЛУБ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ФИЗИКЕ
Обосновываются актуальность развития познавательного интереса к физике, возможности решения этой проблемы в деятельности школьного радиоклуба. Раскрывается опыт работы радиоклубов Волгограда, дается характеристика системы подготовки руководителей школьных радиоклубов на физическом факультете Волгоградского государственного педагогического университета.
Известно, что учащийся эффективно овладевает только тем, что для него интересно и актуально, что соответствует его потребностям и запросам. Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и прежде всего - в учении И.Я. Ланина. Одной из важнейших задач учителя являются подбор и использование таких средств, которые трансформировали бы интересное для учителя в интересное для ученика. Широкое проникновение физики в практическую жизнь человека потребовало включения в структуру физического образования опыта творческого «добывания» и использования физического знания В.И. Данильчук. Учеников интересует не только содержание, но и методологическая ценность знаний, методы науч-
© Сказоватова Е. М., 2006
ного поиска. Эффективным средством пробуждения познавательного интереса считается эксперимент (мысленный, вычислительный, приборный), поскольку он создает потребность в поиске новой информации Г.И. Щукина. Эксперимент, теоретическое его обоснование, организация исследования, интерпретация и оценка результата - эти и другие элементы исследовательской деятельности создают мотивационный фон, а учение, организованное как творческий процесс, требующий умственного и волевого напряжения, - необходимое условие развития личности.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении происходит по двум основным направлениям. С одной стороны, с помощью содержания учебных предметов, с другой, - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся. И та, и другая линия не являются обособленными, однако, формируя познавательные интересы, надо иметь в виду, что каждая из них имеет свою специфику. В радиоклубе это и учебная деятельность, и ее особенная форма организации. Радиоклуб дает возможность учителю физики развивать познавательный интерес к физике и технике, воспитывать у детей патриотизм, самостоятельность в принятии решений и ответственность за них.
В Волгограде на базе образовательных учреждений активно функционирует ряд радиоклубов. Так, в Волгоградском мужском педагогическом лицее работает радиоклуб «Северный Бастион Сталинграда», где ребята обучаются по специальной программе, разработанной заслуженным деятелем культуры РФ, доцентом кафедры теории и методики обучения физике и информатике ВГПУ В.В. Полтавцом и его учениками (коллективная радиостанция RZ4AYQ). Курс основ радиотехники предназначен для обеспечения радиотехнической подготовки лицеистов. Программа предусматривает изучение конструкций приемников разных типов, в том числе военных, гражданских и просто самодельных, а также передатчиков, радиостанций. Учебный план образовательной программы студии «Основы радиотехники» в лицее рассчитан на два года и является составляющей непрерывного педагогического процесса «лицей - ВГПУ».
Глубокие радиолюбительские традиции сложились в клубе «Колос» имени Героя
Советского Союза Я.Ф. Павлова Волгоградского технического колледжа. В нем более 35 лет функционируют коллективные радиостанции «RZ4AWE» и «RZ4AXQ», на которых подготовлены более 20 мастеров спорта СССР, чемпионы и призеры первенств СССР и России по коротковолновой связи, тысячи спортсменов-радио-любителей. Клуб - обладатель золотых медалей ВДНХ СССР разных лет.
Еще один клуб - «Импульс» имени героев Сталинграда братьев Феофановых. Традиции этого клуба уходят корнями в 1920-е годы, но официально он был открыт 20 мая 1947 г. и скоро отмечает свое 60-летие. На его коллективной радиостанции RZ4AWB прошли в разное время практику известные радиолюбители Волгограда, такие как братья Феофановы, чемпион России Л.С.Сушкова, профессор ВГПУ В.В. Саманов, доцент ВГПУ И.Ф. Герасименко, ректор ВГПУ В.И. Данильчук, профессор Н.Б. Догадин, доцент В.В. Полтавец, доцент Б.Г. Марков и др. Развитию познавательного интереса к физике в радиоклубе служат комплекс лабораторнопрактических работ, посещение музея истории связи и радиолюбительства, спортивное радиоориентирование, исследовательская деятельность.
Комплекс лабораторно-практических занятий посвящен изучению технических характеристик и принципа работы радиопередающей аппаратуры на основе знаний курса физики базовой школы, т. к. его составляющие дают детям и новые знания, и умения, и мотивы к дальнейшей деятельности.
В музее истории связи и радиолюбительства Царицына-Сталинграда-Волгогра-да можно узнать историю поколений и технические особенности различных типов приемников, передатчиков, телеграфных и других аппаратов; познакомиться с биографиями изобретателей и подвигами связистов. В нем экспонируется много интересных и важных для истории радиосвязи реликвий, собранных руками радио-любителей-следопытов. Музей является центром патриотического воспитания радиолюбительской молодежи Волгограда.
Спортивное радиоориентирование способствует не только выработке новых умений, но и развитию физической подготовки школьников: это ближний, дальний и слепой поиск передатчиков; на-
стройка на частоту; определение уровня сигнала.
Исследовательская деятельность объединяет в себя все компоненты развития познавательного интереса школьников и может быть связана с поисковой работой, которая ведется по нескольким направлениям: работа и поиск с помощью радиостанции, переписка с участниками радиоэфира (в первую очередь с ветеранами войны и спорта), поиск в архивах, обработка и изучение адресов радиолюбителей, раскопки на местах боевых действий и т.д.
К сожалению, в настоящее время наблюдается недостаток педагогических кадров, способных на самом раннем этапе обучения дать подростку грамотное направление развития его увлечения. Такая ситуация сложилась в 1990-е годы, когда прекратили свое существование большинство технических клубов и кружков вследствие их социально-экономической необеспеченности. Дети, интересующиеся радиотехникой, потеряли базы и грамотных педагогов-наставников. Необходима целенаправленная работа в этой области, особенно в педагогических вузах. В связи с этим встает вопрос подготовки будущего учителя физики к руководству школьными радиоклубами.
Пятнадцатилетний опыт работы ВГПУ позволил сформировать конкретную школу целенаправленной квалифицированной подготовки руководителей школьных радиоклубов на базе физического факультета ВГПУ (радиостанция RZ4AXZ радиоклуба «Квант»), созданную доцентом кафедры теории и методики обучения физике и информатике ВГПУ В.В. Полтав-цом. Система подготовки предусматривает теоретическую и практическую подготовку за счет часов, выделенных на курсы по выбору на физическом факультете для студентов 4 - 5-х курсов, большинство из которых занимают видное место в процессе подготовки радиолюбителей: «Лицей» - радиоклуб «Квант» (студенты 1, 2 и 3-го курсов) - подготовка руководителей радиоклубов. При этом имеется в виду и тот факт, что многие дисциплины, необходимые для подготовки высококвалифицированного специалиста - руководителя школьного радиоклуба, уже изучались ранее (например, педагогика, психология, иностранный язык, основы элект-
ро- и радиотехники, радиоэлектроники, вычислительной техники и информатики; безопасности жизнедеятельности, теория физической культуры и др..
Руководитель радиоклуба должен иметь определенный опыт, четкие знания и навыки по основным видам радиоспорта и радиолюбительства: конструирование радиоаппаратуры, коротковолновая и ультракоротковолновая связь, спортивная радиопеленгация и др., а также знать особенности технической подготовки и тренировок по видам радиоспорта, правила судейства, организацию и методику проведения занятий. Программа подготовки студентов по специальности «Руководитель школьных радиоклубов» содержит два основных раздела:
1. Специальная теоретическая подготовка, которая проводится в форме лекций и включает в себя вопросы истории радиосвязи и радиолюбительства, основы методики руководства кружковыми занятиями и тренировками, методику обучения и воспитания, правила судейства соревнований по радиоспорту, знакомство с устройством и эксплуатацией широко распространенных радиостанций и современной радиоэлектронной аппаратуры связи (в том числе и сотовой).
2. Практическая подготовка, которая включает в себя конструирование радиоаппаратуры, работу на KB- и УКВ-радио-станциях, подготовку аппаратуры к соревнованиям, спортивное ориентирование и «охоту на лис», прием и передачу телеграфных сообщений, тренерскую и судейскую практики.
Тренерская практика проводится во многих радиоклубах и радиокружках средних школ, лицеев, ссузов и вузов Волгограда. Большое значение имеет вопрос ее организации в школах: в опыте ВГПУ он решается в ходе педагогических практик студентов 4 и 5-го курсов. Прежде чем выйти на практику, студенты получают инструктаж по внеклассной работе, которую они обязаны проводить по плану, и конкретное задание: подготовить из числа своих подопечных 3 - 4 школьников для участия в соревнованиях по радиоспорту (спортивная радиопеленгация, КВ-и УКВ-связь, многоборье радистов). Как правило, задание успешно выполняется, все большее количество детей начинает ин-
тересоваться радиоделом и, как следствие, у них возрастает интерес к физике. Многие из них потом начинают заниматься в радиоклубе.
Судейская практика студентов проводится в ходе различных очных соревнований по радиоспорту и заочных КВ- и УКВ-соревнований разного ранга - таких как «Казачок», «Атаман», Кубок братьев Феофановых, Кубок Героя Советского Союза А.Г.Батурина, областных и городских кубковых соревнований по УКВ-связи. При судействе широко используется компьютерная техника, которую студенты, будущие учителя физики и информатики, знают в совершенстве. В зависимости от того, на каких должностях они принимают участие в судействе соревнований, им присваиваются судейские категории по радиоспорту и выдаются соответствующие документы и значки судей. Организация многих районных, городских и областных соревнований не обходится без их активного участия. Все студенты курса подготовки руководителей школьных радиоклубов имеют свои наблюдательские по-зыв-ные и участвуют в соревнованиях по КВ-и УКВ-связи, совершенствуя свое мастерство. По окончании курса студентам присваивается квалификация тренера-препо-давателя школьных радиоклубов. К настоящему времени подготовлено около 300 человек, из них примерно 150 увлеклись радиосвязью на KB и УКВ, другие стали заниматься спортивной радиопеленгацией, конструированием и т.д. И хотя основной упор делается на приобретение педагогического опыта будущих руководителей школьных радиоклубов, приятно удивляют результаты, достигнутые в радиоспорте. Ясно, что для будущих преподавателей физики радиоспорт стал уже хобби сам по себе, и, придя в школу, молодые учителя смогут увлечь ребят личным примером.
Литература
Данильчук, В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе. (Личностно-гуманитарная парадигма): монография / В.И. Данильчук. Волгоград: Перемена, 1996.
Ланина, И.Я. Методика развития познавательного интереса учащихся при обучении физике / И.Я. Ланина. Л., 1984.
Т.Ю. Дюмина (Волгоград)
КОНСТРУИРОВАНИЕ СИСТЕМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОСТАВЛЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ
Описаны различные пути конструирования систем математических задач. Показано, как могут быть использованы те или иные варианты конструирования систем задач в зависимости от поставленных учителем целей урока.
Эффективность обучения математике в значительной степени зависит от правильной организации деятельности учащихся по решению задач. Успешность этой деятельности обусловлена тем набором задач и порядком их предъявления, которые выбраны для ее реализации.
На большую важность решения задач в системе, выработку принципов составления систем задач указывали психологи А.Ф. Эсаулов, Н.А. Менчинская, Л.М. Фридман, В.И. Зыкова, педагоги Д.Пойа, М.И. Зарецкий, методисты Ю.М. Коля-гин, П.М. Эрдниев, Г.В. Дорофеев, И.Г. Шарыгин, Г.И. Саранцев и др.
В методической литературе выделяются четыре основных пути конструирования систем задач.
• Через выделение ключевой задачи.
Для данного варианта характерно наличие задачи-факта или задачи-метода, используемых при решении всех остальных задач системы.
• Через варьирование задачи.
Этот путь состоит в том, что каждая задача системы получена из данной путем варьирования ее содержания или формы.
• Путем определения целевой задачи.
Для построения системы задач здесь
выделяется целевая (достаточно сложная) задача, решение которой предполагает применение основного ядра знаний учащихся и наиболее полно отражает сущность изучаемого материала. Целевая задача предваряется вспомогательными, назначение которых состоит в постепенном приближении к уровню сложности данной целевой задачи. После решения целевой указываются задачи, развивающие ее.
• Путем организации «снежного кома» задач.
© Дюмина Т. Ю., 2006