УДК 316 ББК 60.5
РАДИКАЛЬНЫМ ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ ОЛЕЙНИК,
аспирант кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета E-mail: oleynik_007@mail.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье раскрывается процесс радикализации ислама в современном мире и его распространения в странах Западной Европы, выделяются вызванные этим вызовы и угрозы человеческой цивилизации. Акцентируется внимание на религиозно-политических аспектах ислама как идеологии, крайней практической формой выражения которой является терроризм.
Ключевые слова: ислам, исламизм, терроризм, религия, исламизация, радикальный, террористическая деятельность, Западная Европа, идеология.
Annotation. The article reveals the process of radicalization of Islam in the modern world and its distribution in Western Europe, highlighted the consequent challenges and threats to human civilization. Focuses on religious-political aspects of Islam as an ideology, an extreme practical form of expression of which is terrorism.
Keywords: Islam, islamism, terrorism, religion, islamization, radical, terrorist activity, Western Europe, ideology.
Сегодня наблюдается активный процесс эскалации исламского радикализма и экстремизма в мире. Форсированное распространение радикальных исламских идей в различных странах является фактором формирования новых вызовов и угроз международной и национальной безопасности. Убежденность исламистов в нераздельности политики и религии, а также в исключительной роли ислама в общественной жизни мешает принятию ими принципов демократии и светского государства, что явилось одной из причин провала политики мультикультурализма в Европе, активизации террористической деятельности на континенте. Одним из примеров этому может служить террористический акт в редакции Charlie Hebdoв в Париже 7 января 2015 г., вызвавший широкий резонанс в мировом сообществе. Заметно усилилась тенденция к радикализации ислама, а исламизм как религиозно-политическая идеология находит все большую поддержку среди мусульман, в том числе и в странах Западной Европы, где провозглашены принципы демократии и секуляризма.
В современных условиях происходит усиление роли религиозного фактора, он становится одной из существенных составляющих политических процессов как на национальном, так и на международном уровнях. Особенно проявляется это в переходные периоды развития обществ, когда неизбежно возникают конфликтные ситуации. Вследствие несовместимости религиозных доктрин различных конфессий периодически возникают очаги напряженности, где иногда до-
вольно сложно провести грань между политической и религиозной составляющей.
В этой связи необходимо обратить внимание на политический ислам (исламизм), представляющий собой идеологическую основу формирования радикальных настроений многих мусульман. Отечественный ученый С.А. Семедов определяет исламизм как один из вариантов выстраивания отношений между исламом и политикой, который, в отличие от модернизма, не ведет к секуляризации и носит как антизападный, так и антилиберальный характер. Он утверждает, что идеология политического ислама - это набор концепций, используемых для формулирования конкретной идейной позиции [1].
Стоит отметить, что ислам как религия изначально содержал в себе политическую составляющую. Его основатель, пророк Мухаммед, был не только религиозным лидером, но и военачальником. Религия не была отделена от политики, что нашло свое отражение и в последующем правлении халифов, послужило идеологической основой для арабских завоеваний, а также оказало влияние на дальнейшую историю ислама (вплоть до наших дней). Во многом именно теократический характер раннего ислама (заложивший основу религии) мешает современным радикально настроенным исламистам отказаться от своих политических амбиций по переустройству общества в соответствии с законами шариата.
Некоторые мусульмане рассматривают священную войну (джихад) как один из столпов ислама, но
это утверждение вызывает много споров, так как зачастую именно джихад подвержен неверным интерпретациям. В буквальном смысле он означает «усилие», а именно борьбу со своими духовными и социальными пороками [2]. Тем не менее, понятие «джихад» довольно многозначно и выступает в различных формах. Многое зависит от его интерпретации и конкретизации. Например, существует такое понятие, как «джихад сердца» (или «большой джихад») - борьба мусульманина против своих греховных страстей и духовных пороков (нафсом). Данную интерпретацию ввел один из основателей суфизма, исламский богослов, философ Абу Хамид аль-Газали. Он отмечал, что мусульманину приходится постоянно бороться со своим нафсом и лучше попасть в плен к неверному, чем позволить дьяволу погубить себя изнутри и вызвать этим гнев Аллаха [3]. К сожалению, в современном информационном пространстве понятие джихада подвержено спекуляциям и в основном используется как «джихад меча», вооруженная борьба с неверными, а также деятельность, направленная на установление законов шариата в немусульманских странах.
Понятие «джихад» широко используется в лозунгах экстремистов и террористов и подкрепляется отдельными сурами из Корана, хадисами, которые выполняют у них функцию «морального оправдания» террористической и экстремистской деятельности. Тут можно согласиться с Х. Арендт, которая в своей работе «О насилии» отмечала инструментальный характер насилия, которое, с феноменологической точки зрения, довольно близко к мощи, т.к. орудия насилия (подобно всем другим орудиям) создаются и используются с целью умножения естественной мощи. Она пишет, что насилие всегда нуждается в оправдании той целью, для достижения которой оно используется. Следовательно, то, что нуждается в оправдании со стороны чего-либо иного, не может само быть сущностью чего бы то ни было [4]. Примечательно то, что в Коране достаточно много сур, которые могут быть использованы экстремистами и террористами для оправдания целей насилия. В качестве примера можно привести суру 9:5: «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать намаз, выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах - Прощающий, Милосердный» [5]. Тем не менее, насилие, направленное против мирного населения, не соответствует духу ислама (Коран, сура 25:68). Сюда же относится и самоубийство ради достижения цели, которое также неприемлемо и является отступлением от норм шариата (Коран, сура 4:29, 2:195).
Несмотря на это, представители радикальных течений ислама сознательно умалчивают подобные наставления Корана, так как они смягчают и ослабляют идеологическую почву их деятельности. Следовательно, большое значение имеет достаточный уровень грамотности мусульман в области богословия, так как в
противном случае они являются легкой добычей террористов и экстремистов.
На современном этапе можно наблюдать изменение методов, используемых исламскими террористами, их стиля деятельности, что во многом связано и с процессом глобализации. Все большее значение приобретают такие организации и движения, как «Аль-Каида», «Талибан», «Хизб ут-Тахрир», «ХАМАС» и т.д. Этому во многом способствует сетевая структура многих из них. Наблюдается переход исламистских организаций к тактике децентрализации и интернационализации своей деятельности, а сетевой характер таких взаимодействий позволяет террористам из числа радикальных мусульман проводить эффективную информационную политику и, при необходимости, организовывать точечные удары в разных странах. Некоторые ученые даже говорят о новой форме терроризма - сетевого терроризма, когда террорист мотивируется на совершение теракта информационным полем, но действует самостоятельно, без непосредственной связи с террористической организацией [6]. Стоит также отметить, что если раньше террористы действовали в рамках своих государств, то теперь акцент все больше смещается на «дальнего врага», в том числе и на страны Западной Европы, США.
Исламисты воспринимают свою религию как универсальную систему, которая отвечает их политическим, экономическим и культурным потребностям. Исламизм рассматривает ислам как полноценную божественную систему со своей политической моделью, культурными кодами, правовой структурой и экономическим устройством - систему, которая реагирует на любые человеческие запросы. При этом число адептов ислама в мире неуклонно растет. Согласно данным исследовательского центра Pew Research Center при сохранении нынешних тенденций к 2050 г. численность мусульман примерно сравняется с числом христиан по всему миру. В Европе мусульмане составят около 10% от общей численности населения, а в США численный состав мусульманской общины превысит еврейскую. В целом, число приверженцев ислама будет расти быстрее чем любой другой мировой религии [7]. Отсюда можно сделать закономерной вывод, что данные страны будут представлять собой удобную площадку для распространения радикальных исламистских идей.
В этой связи показателен пример стран Западной Европы, где процесс исламизации имеет тенденцию к расширению и углублению. Условно можно выделить два типа исламизации - горизонтальную (исламизация институтов гражданского общества) и вертикальную (исламизация властных структур).
При этом особое внимание необходимо обратить на горизонтальную исламизацию с сетевым взаимодействием исламских организаций. На сегодняшний день их деятельность охватывает значительное социальное пространство: мечети, исламские центры, национальные и религиозные организации, а также образовательные учреждения, студенческие союзы,
молодежные и женские движения. В Западной Европе насчитывается более 7 тысяч мечетей, центров и учреждений, принадлежащих мусульманской общине [8]. Наблюдается процесс постепенной исламизации, наряду с которой возможно построение параллельных структур власти.
Вместе с тем, тревожным сигналом для стран Западной Европы является создание на их территории шариатских судов, что может являться как результатом активной деятельности исламистов, так и слабостью существующей судебной ветви власти. Шариатские суды уже существуют и действуют в Великобритании, Бельгии, Германии, Голландии и других странах [9]. Но их круг вопросов ограничен, в основном это гражданские дела.
Осложнение процесса интеграции, отсутствие социальных лифтов приводит к геттоизации мусульман. Это создает почву для распространения радикальных исламистских идей. Но необходимо помнить, что далеко не все исламисты делают акцент на вооруженную борьбу («джихад меча»). Например, в странах Западной Европы они принимают активное участие в общественно-политической жизни стран проживания, занимаются религиозно-просветительской деятельностью, стремятся оказывать влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и принятие политических решений, используя при этом демократические рычаги.
На современном этапе заметно усилилась тенденция к радикализации ислама. Исламизм как религиозно-политическая идеология находит все большую поддержку среди мусульман, в том числе и в странах Западной Европы, где провозглашены принципы демократии и секуляризма. Он выступает как в умеренной форме (политическое участие с использованием демократических рычагов), так и в форме террористической деятельности (в частности, сетевого терроризма). В последнем случае необходимо пресекать поддержку исламских радикалов некоторыми государствами и международными организациями, координировать действия различных субъектов в борьбе с исламским радикализмом.
В связи с провалом политики мультикультура-лизма и неуклонным ростом числа адептов ислама во многих странах существует необходимость в идеологической альтернативе исламизму. Необходима существенная доработка концепции евроислама и акцентирование внимания на тех конструктивных положениях ислама, которые сближают его с другими религиями. Странам Западной Европы ослабленным внутренними противоречиями и неподконтрольной иммиграцией необходима не только идеологическая альтернатива исламизму, но и комплекс мер, направленных на профилактику исламского политического радикализма, предупреждение конфессиональных конфликтов.
Литература
1. См.: Семедов С.А. Политический ислам в современном мире: Дисс. ... докт. филос. наук. М., 2009. С. 135-136, 181-182, 190-193.
2. См.: Lindholm C. Islam: Middle East // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, Elsevier Science Ltd. 2001. Р. 7924.
3. См.: Аль-Газали А.Х. Исследование сокровенных тайн сердца. Пер. с араб. М.: «Ансар», 2008. С. 19-21.
4. См.: АрендтХ. О насилии. Пер. с англ. М.: «Новое издательство, 2014. С. 54-67.
5. Кулиев Э. Смысловой перевод священного Корана на русский язык. Пер. с араб. Медина: Комплекс имени Короля Фахда по изданию священного Корана, 2010. С. 226.
6. См.:Терроризм как социально политическое явление. Противодействие в современных условиях: монография / [В.Ю. Бельский и др.] / Под ред. В.Ю. Бельско-го, А.И. Сацуты. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 156-159.
7. См.: The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050 // Pew Research Center Washington, DC. 2015. Р. 5-7.
8. См.:Исламские организации Европы//http://yar-dem.islamtat.ru/publ/stati/poznavatelno/16-1-0-14.
9. См.: Юрченко В.М., Олейник В.И. Религия и политика: исламизм в светском государстве (на материалах Западной Европы) // Вестник российской нации. 2014. № 6. С. 293.
References
1. See: Semedov S.A. Political Islam in the modern world. Diss. ... Dr. Philos. Sciences. M. 2009. Pp. 135136, 181-182, 190-193.
2. See: Lindholm C. Islam: Middle East // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, Elsevier Science Ltd. 2001. P. 7924.
3. See: Al-Ghazali A.H. studies of the innermost secrets of the heart. TRANS. with the Arab. M.: «Ansar», 2008. Pp. 19-21.
4. See: ArendtH. On violence. TRANS. angl. M.:»the New publishing house, 2014. P. 54-67.
5. Kuliyev E. Semantic translation of the Holy Quran in Russian language. TRANS. with the Arab. Medina: the Complex of a name of King Fahd on the publication of the Holy Quran, 2010. P. 226.
6. See: Terrorism as a socio political phenomenon. Opposition in modern conditions: monograph / [V.J. Belsky and others]; edited by V.J. Belsky, A.I. Secuty. M.: Uniti-DANA, 2015. Pp. 156-159.
7. See: The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050 // Pew Research Center Washington, DC. 2015. R. 5-7.
8. See: Islamic organizations in Europe//http://yar-dem.islamtat.ru/publ/stati/poznavatelno/16-1-0-14.
9. See: Yurchenko V.M., Oleinik V.I. Religion and politics: Islamism in a secular state (on materials of Western Europe) // Bulletin of the Russian nation. 2014. No. 6. P. 293.