в применении исключительно карательных методов борьбы с экологическими радикалами нет необходимости, в отличие от экологических террористов .
Экологический терроризм является одним из глобальных вызовов международной безопасности и устойчивому развитию общества. Террористы широко используют достижения современной науки и техники, а потому их воздействие на техногенные объекты может поставить под угрозу жизнь человечества как таковую, поскольку, реализуя крайнюю форму выражения социального, этнического, религиозного фанатизма, террорист не склонен останавливаться ни перед чем для достижения своих целей .
Таким образом, в настоящее время объективно назрела необходимость формирования соответствующей системы противодействия экологическим посягательствам в рамках государственного механизма защиты населения от внешних и внутренних угроз . Для адекватного и компетентного реагирования на преступления экологических террористов и экологических радикалов система противодействия должна строиться на четкой и продуманной нормативно-правовой базе . Наши предложения по изменению существующего законодательства в полной мере будут способствовать достижению заявленной цели
Список литературы
1. Moore А. N. Caging animal advocates' political freedoms: the unconstitutionality of the animal and ecological terrorism act // Animal Law. 2005. Vol . 11. 2 .
2. Основы теории национальной безопасности : учеб. пособие / отв . ред . Е. А . Матвиенко . Волгоград, 2012 .
УДК 343.9 © Р. А. Мамасадыков, 2017
Радикальная религиозная идеология в исламе и ее влияние на деятельность запрещенных террористических и экстремистских организаций
Р. А. Мамасадыков
Статья подготовлена на основе политологического анализа радикальной религиозной идеологии в исламе и ее влияния на деятельность террористических и экстремистских организаций. В государствах Центрально-Азиатского региона происходят процессы, связанные с широким распространением среди населения религии ислам, имеет место своего рода «ренессанс» религии. Наряду с этим в регион стали проникать различные религиозные идеологии радикального и экстремистского характера. Радикальная религиозная идеология служит фундаментом, на котором базируется террористическая и религиозно-экстремистская деятельность. В статье объясняется суть данной радикальной религиозной идеологии, перечисляются запрещенные в государствах Центральной Азии террористические и экстремистские организации, которые используют данную идеологию в своей деятельности. Автор акцентирует внимание на принятии ряда неотложных государственных мер по противодействию радикальным религиозным идеологиям.
Ключевые слова: радикальная религиозная идеология, террористические организации, религиозные экстремистские организации, салафизм, такфир-джихадизм, правоохранительные органы.
Противостояние со стороны государства любой радикальной религиозной идеологии подразумевает четкое понимание причинно-следственных связей ее зарождения, эволюции и популярности в том или ином обществе Террористические акты, происшедшие 3 апреля 2017 г. в метрополитене Санкт-
Петербурга, 5 июня 2016 г. в Актобе и 18 июля 2016 г. в Алматы Республики Казахстан, 30 августа 2016 г. в Бишкеке Кыргызской Республики, а также предотвращенные органами безопасности и специальными службами государств Центральной Азии и России более десятка террористических актов на стадии их
приготовления, актуализировали проблематику противодействия терроризму и насильственным проявлениям экстремизма . Радикальная религиозная идеология остается действенным инструментом запрещенных террористических организаций, помогает им в вербовке новых адептов, в достижении поставленных ими перед собой террористических целей.
Президент Казахстана Н . А . Назарбаев в ходе заседания Совета Безопасности Республики 10 июня 2016 г. возложил ответственность за совершенные теракты в Актобе и Алматы на приверженцев нетрадиционного радикального религиозного течения — салафизма .
Расследование террористического акта, совершенного в августе 2016 г в Бишкеке на территории Посольства КНР, показало, что заказчиками теракта являются действующие в Сирии уйгурские террористические группировки, аффилированные с запрещенной террористической организацией «Джабхат ан-Нусра».
Предварительные данные хода расследования террористического акта в метрополитене Санкт-Петербурга указывают на то, что совершено оно по указанию лидеров террористической организации ИГИЛ, исполнителями стали граждане России, уроженцы Центрально-Азиатских республик, завербованные ранее в ряды данной террористической организации
Большинство из запрещенных в мире террористических организаций, таких как «Ат-Такфир валь Хиджра», «Жайшуль-махди», «Союз исламского джихада», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Джунд аль-Халифат», «Джабхат ан-Нусра», ИГИЛ, берут за основу такфиритско-джихадистскую идеологию, крайне радикальное ответвление религиозного течения — салафизм
В июле 2016 г. в интервью телеканалу МВС (ОАЭ) бывший имам мечети «Аль Харам» в Мекке (КСА) шейх Адель аль-Калбани на вопрос журналиста МВС о том, является ли ДАИШ (ИГИЛ, ИГ) ответвлением салафизма, ответил, что ДАИШ приняла идеи сала-физма, их идеологический источник — салафизм
Таким образом, салафизм, или, если быть более точным, его радикальное религиозное ответвление такфир-джихадизм (сокращенно — такфиризм), стал в настоящее время основной деструктивной религиозной идеологией, влияющей на деятельность многих запрещенных террористических и экстремистских организаций в мире . Более того, именно она является учением, на котором зиждется деятельность многих террористических организаций .
Упомянутый террористический акт в Алма-ты в форме вооруженного нападения на сотрудников полиции и граждан был совершен 27-летним Р. А. Куликбаевым, гражданином Республики Ка-
захстан, ранее дважды судимым, апологетом идеологии такфир-джихадизма На Совете безопасности Республики Казахстан 10 июня 2016 г. председатель Комитета национальной безопасности В. З . Жумака-нов сообщил о том, что Р. А. Куликбаев был заражен радикальной идеологией в период отбывания наказания в исправительной колонии Некоторые из лиц, совершивших террористический акт 5 июня 2016 г. в Актобе, также ранее отбывали сроки за различные общеуголовные преступления и восприняли в местах лишения свободы данную радикальную религиозную идеологию
Директор консультативно-реабилитационного центра «Ансар» в Актобе А Сабдин отмечает, что в 2014-2015 гг. во время известных событий лично встречался с двенадцатью участниками террористической группы, а уже после случившегося теракта 5 июня 2016 г. в том же городе — с шестью из восьми взятых живыми террористами . Эксперт отмечает, что практически все задержанные за участие в данной террористической группе — граждане Казахстана, являются убежденными такфиритами А Сабдин провел собственное исследование об убеждениях этих лиц, о том, что они читали и изучали, кого слушали, оказалось, что все изучали труды Мухаммада ибн Абдулваххаба, признают авторитетами основоположников данной радикальной идеологии — ибн Таймию, ибн База, ибн Усаймина, Албани.
Факты нападения в 2015-2016 гг. на религиозных деятелей во Франции, нападения на представителей другого вероисповедания в канун празднования Рождества с использованием грузового автотранспорта в Германии, нападение на граждан, празднующих новогоднюю ночь в ночном клубе в Турции, захват заложников и их расстрел в театре «Батаклан» в Париже, где проходили концерты рок-группы, расстрел журналистов «Шарли Эбдо» в Париже — все эти действия представителей террористических организаций не являются простыми совпадениями Мы воочию наблюдаем столкновение радикальной религиозной идеологии такфир-джихадизма с господствующей в мире идеологией глобализма, столкновение концепции светского развития государств с последователями радикальных религиозных идеологий, стремящихся установить Халифат
Попытки поджога новогодней елки в канун празднования нового 2014 г в г Оше (Кыргызская Республика) — это также результат влияния радикальной религиозной идеологии, которая стремится воспитать в гражданах нетерпимость к представителям других вероисповеданий, имеет целью разжечь межрелигиозную и межнациональную рознь, породить у граждан несогласие со светским устройством государства и толерантным отношением в обществе ко всем религиозным конфессиям
Государства Центральной Азии и Россия должны скрупулезно подойти к проблеме распространения радикальной религиозной идеологии Такое деструктивное религиозное ответвление религии, как такфир-джихадизм — это религиозно-политическое антисистемное течение, сформированное саудовским ученым-богословом Мухаммадом ибн Абдул-ваххабом путем селекции положений учения богословов Ибн Таймии и Ибн аль-Кайима .
Для современного такфир-джихадизма характерны:
— обособленное толкование единобожия и его деление на три вида (рубубия, улюхия, асмауасы-фат), впервые сформулированное на основе умозаключения (иджтихад) Ибн Таймией, а также чрезмерно широкого понимания понятий «поклонение» и «многобожие», на основе вышеуказанных толкований и спекуляций и обвинении окружающих, в том числе мусульман, в неверии, многобожии, заблуждении и новшествах;
— пропаганда вражды и ненависти;
— чрезмерная неприязнь к светскости в любой форме и стремление к радикальному теократическому правлению;
— отрицание местных традиций, обычаев, культуры, государственных и национальных праздников, истории и наследия предков;
— отрицание правомочности местной религиозной традиции (Ханафитский мазхаб, Матуридит-ская акыйда);
— крайняя политизация отдельных положений религии, таких как тагут, джихад, шахид;
— резкая критика официального духовенства и государственных органов;
— оправдание насилия по отношению к тем, кто не согласен с их воззрениями;
— наделение дилетантов-неофитов полномочиями исламских ученых, распространение принципа охлократии (власть толпы) в исламских науках в частности и в исламе в целом
Идеологи такфир-джихадизма и их наставники учли все ранее допущенные ошибки и используют самые продвинутые методы манипуляции общественным сознанием в продвижении своей идеологии
На заре становления независимости Центрально-Азиатских республик было немыслимо, чтобы верующие мусульмане, в особенности молодежь, отрекались от своих родителей, считая их неверующими, отказывались сидеть с родственниками за одним праздничным столом, обвиняли других мусульман в неверии и заблуждениях, угрожали им «огнем Ада», не признавали обычаев, культуры, традиций своего народа, противостояли обществу и государству, пользовались чуждой, привнесенной радикальной религиозной идеологией
Тренд по внедрению вируса такфиризма в мусульманскую среду Центрально-Азиатского региона является глобальным и имеет далеко идущие намерения, он направлен на очернение самого ислама Усилия идеологов такфиризма уже привели к серьезным последствиям в Ираке, Ливии, Египте и Сирии, когда представителей одного религиозного течения ислама удалось столкнуть с последователями других течений
А. Сабдин считает, что в складывающихся условиях государственным органам крайне важно понять теологическую составляющую радикальной идеологии Современный такфиризм — это «идейный вирус», который в силу своей природы имеет способность распространяться Данная идеология весьма притягательна, так как в ее арсенале имеется множество приемов психологического воздействия . Это и «монополизация истины», дающая чувство исключительности, наделение дилетантов-неофитов полномочиями ученых (так называемый синдром богослова), и использование конфликтологии, когда религиозное учение представляется неким конфликтом, боевиком, что привлекательно для молодежи Кроме того, это своего рода субкультура, где молодой человек может репрезентовать себя; субкультура со своей корпоративной лексикой, внешним видом и поведением, что также востребовано молодыми людьми в процессе их самоидентификации Причем все это делается под громкими религиозными лозунгами «очищения ислама», возврата к «чистому исламу» времен праведных предков
Основные проблемы распространения такфиризма в мире скрыты в идейно-ценностных ориентирах данного радикального религиозного учения, противодействие данной радикальной религиозной идеологии необходимо вести комплексно Сегодня стало ясно, что одними запретительными и карательными методами остановить распространение данной религиозной антисистемы невозможно Главная задача, по мнению экспертов, состоит в том, чтобы противодействовать тем силам и лицам, которые продвигают «такфиритскую экспансию» При противодействии экстремисткой идеологии в государствах Центральной Азии отмечается явная недостаточность специально подготовленных экспертов-теологов, которые обладали бы знаниями и инструментарием идеологического противостояния радикальным идеологиям Как и где получить подготовленных специалистов в этой области государствам Центрально-Азиатского региона, остается вопросом открытым
По нашему мнению, деструктивной идеологии необходимо противопоставить конструктивную религиозную идеологию, которая была бы поддержана общественностью наших стран Председатель Комитета по делам религии Республики Казахстан
Г. Шойкин отмечает, что использование идеологами современного терроризма религии, в данном случае ислама, требует от нас принятия превентивных мер, в том числе представителями самой религии Для решения проблем терроризма и экстремизма, угрожающих миру и согласию народов, немаловажно обратить внимание на объединяющую и созидающую природу ислама Пропаганде религиозной исключительности деструктивных идеологов общество, а главным образом духовенство, должны противопоставить современный, просвещенный, толерантный, миролюбивый ислам
Роль государственных органов, в том числе компетентных и правоохранительных, должна состоять в поддержке и содействии официальному духовенству в противодействии радикальной религиозной идеологии Шаги, предпринимаемые главами государств Центральной Азии и России, показывают и определяют правильный вектор для дальнейшей деятельности в данной области (например, когда Президент России принимает участие в открытии Соборной мечети в столице России и выступает в поддержку традиционному духовенству).
Инициатива Президента Казахстана по созданию всемирной площадки «Ислам против радикализма и экстремизма», озвученная на Генеральной Ассамблее ООН и на саммите глав государств СНГ, также способствует координации усилий государства в поддержке официального духовенства и привитии нашим обществам иммунитета от воздействия деструктивных идеологий
Именно инициатива главы Кыргызской Республики А Ш Атамбаева по разработке Концепции государственной политики в религиозной сфере на 2014-2020 годы помогла создать в республике новую модель государственного регулирования и взаимодействия с религиозными организациями, основанную на партнерстве и взаимном доверии
Сегодня существует необходимость в создании единого на пространстве Центральной Азии совета улемов, состоящего из авторитетных ученых и богословов, экспертов по исламу На первом региональном Форуме улемов и исламских деятелей, прошедшем 11 марта 2016 г. в Бишкеке, первоначальная договоренность об этом была достигнута
Предполагается, что это будет своего рода площадка исламских ученых-богословов, мыслителей и духовных лидеров, на которой будут вырабатываться стратегии развития ислама в Центрально-Азиатском регионе, общих позиций, ценностей, позволяющих противостоять идеологии радикализма Имеется необходимость в создании площадки для сотрудничества, где можно было бы обмениваться опытом, собираться для переосмысления и осовременивания инструментов характерного для
центрально-азиатских народов Ханафитского мазха-ба, в целях недопущения раскола между мусульманами
Еще одной задачей совета улемов предусматривается подготовка интеллектуальных кадров, аналитиков, которые могли бы давать объективную информацию о религиозной ситуации, обучать и просвещать молодежь .
Государствам региона необходимо сосредоточиться на вопросах снижения противоречий между светскими и религиозными ценностями, в решении общей для всех стран Центральной Азии проблем поднятия авторитета официальных институтов духовенства
Один из участников Форума улемов и исламских деятелей теолог К Маликов отмечает, что в мире есть силы, которые пытаются дестабилизировать ситуацию в Центральной Азии путем разделения верующих мусульман на разные течения в целях инспирирования внутриконфессиональных конфликтов По его мнению, государства Содружества не должны допустить того, что происходит в Сирии и Ираке, а для этого необходимо объединение и обмен опытом между странами [1].
Представитель Комитета по делам религии Узбекистана Муххамад Бабур Юлдашев утверждает, что ряд авторитетных международных организаций, таких как ООН, ОБСЕ и ЕС, признают стабильность Центрально-Азиатского региона При этом эксперт отмечает, что «экстремизм со своими многообразными формами стал распространенным явлением в регионе и приобретает все более угрожающие масштабы Анализ событий, происходящих в регионе, свидетельствует об усилении активности экстремистских и террористических организаций, которые используют лозунги джихада и разжигания межрелигиозной вражды для достижения своих политических целей Экстремистские силы активно используют идеологический инструментарий для воздействия на умы прихожан мечетей, особенно на молодое поколение Акцент делается исключительно на агрессивную природу ислама и его протестный потенциал . При этом игнорируются вековые духовные и культурные ценности религии» [2]
Теолог Ассоциации центров исследования религий Казахстана Р. Садуев считает, что провокаторами дискредитации Ислама являются радикалы, причисляющие себя к мусульманам «Религиозный экстремизм — самый опасный, так как влияет на сознание людей путем воздействия на самое трепетное чувство — веру С одной стороны, фальсификация религиозных доктрин, их неверная интерпретация радикалами ведет к агрессии по отношению к представителям иных конфессий . С другой — появляется встречная агрессия» [3].
Таким образом, государства Центрально-Азиатского региона стоят перед необходимостью выработки собственной политики и идеологии в правовой, образовательной и информационно-просветительской сферах. Это даст возможность проведения глубокой профилактики распростране-
ния радикальной религиозной идеологии, устранения негативных представлений об исламе, имеется также необходимость в модернизации подходов к религиозному и религиоведческому образованию, которые в странах Центральной Азии пребывают не в лучшем состоянии .
Список литературы
1. Маликов К. Экстремистские группировки как инструмент влияния геополитических игроков // Материалы итогов проведенного Форума улемов и исламских деятелей Центральной Азии «Согласие и созидание — традиционная основа ислама в Центральной Азии» . Бишкек, 2016 . С . 74 .
2 . Юлдашев М. Б. Мнения и позиция улемов Центральной Азии о религиозном радикализме и экстремизме // Там же . С . 51.
3 . Ибраев З. Мусульманское духовенство Центральной Азии объединилось в борьбе против идеологии экстремизма . URL: http://knews . kg/2015/03/musulmanskoe-duhovenstvo-tsentralnoy-azii-obyedinilos-v-borbe-protiv-ideologii-ekstremizma/ (дата обращения: 19.03.2017) .
УДК 342.9 © А. А. Симаков, 2017
Анонимность в глобальных сетях
А. А. Симаков
Защита российского информационного пространства в глобальных сетях от внешней информационной агрессии заставляет с высокой степенью осторожности относиться к правовому регулированию отношений в глобальных анонимных сетях и, в частности, к анонимной пиринговой сети DarkNet. Большинством пользователей глобальных сетей в России востребованы услуги не их анонимности, а защищенности передачи информации (как в правовом, так и в техническом смысле), особенно если эти услуги связаны с электронной коммерцией. Защита от внешних источников угроз по отношению к нашему государству — одна из приоритетных задач национальной безопасности России на современном этапе.
Ключевые слова: анонимность, анонимайзер, прокси-сервер, криптовалюта, туннелирование, информационная безопасность, Интернет.
Анонимность в сети — основная задача компьютерных сетей, построенных на основе анонимных прокси-серверов . Существует круг лиц, которые хотели бы пользоваться возможностями глобальных сетей (желательно, без ограничений) и при этом скрывать свой 1Р-адрес . Причины такого поведения пользователей весьма разнообразны, причем они необязательно связаны с преступными деяниями . Например, многие понимают, что чем меньше информации о собственном доступе в компьютерную сеть известно другим пользователям сети, тем меньше
шансов у злоумышленников удаленно воздействовать на компьютер или использовать его для противоправных действий Положительным моментом анонимного доступа в сеть можно отнести и сужение каналов доступа на компьютер спама или назойливой рекламы
Однако действия преступного характера, которые осуществляет анонимный пользователь в глобальной сети, имеют более широкий спектр . Экономические преступления, действия экстремистской направленности, методы информационных войн,