Идет урок
УДК 372.882:37.091.32 ББК Ч426.83-270
Работа с произведениями малых жанров на уроках русского языка и литературы
Т. Е. Коптяева
Екатеринбург, Россия
Аннотация. Описанная в статье методика работы с художественными текстами малых жанров перекликается с технологиями «критического мышления» и «смыслового чтения», а также с методикой работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку. Она расширит круг чтения ваших учеников, пробудит в них интерес к чтению, обсуждению и совместному осмыслению современной литературы.
Ключевые слова: методика преподавания литературы и русского языка, ЕГЭ по русскому языку и литературе, сочинение-рассуждение на основе предложенного художественного текста, технологии «критического мышления», «смыслового чтения», предметные и метапредметные УУД, современная литература в школе.
T. E. KOPTYAEVA. Working with small pieces of genres on the lessons of Russian language and literature
Abstract. The described technique of working with literary texts small genres echoes the technology of "critical thinking" and "semantic reading", with the methodology of work on composing USE in Russian. It will expand the range of reading your students, arouse their interest in reading, discussing and sharing understanding of contemporary literature.
Keywords: methods of teaching literature and Russian language, USE in Russian language and literature, writing, reasoning, based on the proposed text of art, technology, "critical thinking", "semantic reading" subject and a meta-ECU, modern literature in school.
Как скучную, рутинную работу по написанию сочинения-рассуждения ЕГЭ превратить в процесс познавательный, обогащающий, увлекательный, творческий? Надо начать с подбора хороших, неизбитых художественных текстов, которые бы вызвали эмоциональный отклик и личностные переживания обучающихся, поражали ли бы их каким-то новым взглядом на ту или иную проблему или неожиданным поворотом сюжета, предлагали бы уже известное увидеть с разных, порой, неожиданных, сторон.
Всеми этими качествами, на наш взгляд, обладают новеллы, вошедшие в сборник «Materies: книга о вещах и веществах» екатеринбургского поэта, литературного переводчика, журналиста, драматурга, писателя Аркадия Валерьевича Застырца. За эту книгу новелл он был удостоен в 2014 году Всероссийской премии имени П. П. Бажова в номинации «Проза».
Для работы на уроках (два урока по каждому тесту) предлагается взять две новеллы автора «Мой маленький серый медведь» и «Камея».
При работе с предложенными текстами необходимо проводить фронтальную, групповую и индивидуальную работу, последняя из форм должна носить итоговый характер.
Урок первый по новелле «Камея»
Подготовительный этап
Первая новелла, которая предлагается для совместного прочтения и обсуждения получила название «Камея».
Вопрос учителя: Кто из вас знает, что такое камея, как она выглядит, чем она ценна?
Предположения учащихся могут быть самыми разными, верными и неверными. Вот поэтому прежде чем предложить вопрос для формулировки собственной гипотезы, необходимо познакомить
школьников с тем, что такое камея, как она выглядит, в чем заключается ее ценность.
Камея — ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа (выпуклое скульптурное изображение) на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине.
«Камея Гонзага» (Древний Египет, III век до н. э.) — знаменитая камея из трёхслойного сардоникса. На ней изображены полновластные монархи эллинистического Египта Птолемей II и его жена Ар-синоя. Они представлены здесь как древнегреческие боги. Придворный мастер идеализирует их, придавая Птолемею II сходство с Александром Великим (Македонским), подчеркивая юность, красоту, энергию в идеальном профиле царя. Мягкие черты лица его супруги дышат спокойствием. На головах царя и царицы, как знак обожествления, — лавровые венки.
Названа камея в честь первого известного владельца — маркиза Франческо II Гонзага, мецената, правителя итальянского города Мантуи. Первое упоминание о ней встречается в 1542 году.
Сегодня эта знаменитая камея хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
I этап. Этап обсуждения и формулировки гипотезы (до чтения текста) в группах
Гипотеза — одна из форм развитий знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.
Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений.
Гипотезы будут базироваться на знаниях учащихся по истории и обществознанию, на их, пусть пока и небогатом жизненном опыте, исходя из личной системы ценностей.
Основой для выдвижения гипотезы послужит провокационный вопрос: Что в вашем понимании ценнее: знаменитая на весь мир камея Гонзага или круглый значок с рельефным профилем Ленина?
Возможные варианты гипотез
Первая гипотеза: камея Гонзага ценнее, чем значок Ленина, потому что она представляет собой историческую ценность (датируется третьим веком до нашей эры), искусно сделана из полудрагоценного камня, демонстрирует талант древнего мастера и уровень развития культуры Древнего Египта, знаменита на весь мир, находится в коллекции музея.
Вторая гипотеза: ценнее камеи значок с изображением В. И. Ленина. Ленин — знаменитый на
весь мир человек; был главой нашего государства и непосредственно связан с его историей; его именем названы площади, улицы, проспекты; о нем написаны книги, созданы фильмы; есть медали, ордена и значки с его изображением; когда-то Ленин был идеалом для жителей СССР.
II этап. Чтение текста, его обсуждение, выявление проблематики
1. Новелла распечатана на листах и лежит перед учащимися, текст выразительно читается вслух учителем (или заранее подготовленным учащимся)
Камея
За моей спиной падает, сорвавшись с крыши, ледяной сталактит. Я слышу голоса. Какие у меня клеши! Настоящие, матросские, черного сукна, с застежками на боках и безо всякой ширинки. А на ней голубые спортивные штаны из какой-то синтетической ткани, поношенная красно-коричневая болоньевая курточка и вязаный берет. Лицо у нее — простое, как у Маргариты, и даже еще проще: круглые щеки выдают грядущую полноту, глаза кажутся мне громадными, губы — полными и чувственными. Я стою рядом, мы держимся за руки, и этого довольно. Весь мир и так чересчур неустойчив, расплывается, тает на солнце. Я боюсь лишний раз поглядеть на нее. А она, на целый год, на целую вечность старше меня, ждет чего-то другого, такого, что я не в силах даже на миг себе представить. Ей скучно со мной, но вовсе отталкивать жалко: я все же хорошенький мальчик. Но сколько же можно так стоять на троллейбусной остановке в мареве постороннего звука — чужих голосов и голубиного воркованья? наконец, сощурившись от досады, она со значением сжимает мне руку и уходит прочь, по другой стороне улицы, навсегда, озаренная солнцем. Я открываю ладонь и с замиранием сердца гляжу на ее украдкой сделанный подарок. Это круглый значок с рельефным профилем Ленина под голубою выпуклой линзой. О, камея Гонзаго — ничто по сравнению с ним!
А. В. Застырец
2. Вопросы для осмысления и обсуждения прочитанного. Коллективная работа
Первый вопрос: Какое время года описано в новелле? Приведите доказательства.
Примерный вариант ответа: в новелле описана ранняя весна: падает сосулька с крыши — «ледяной сталактит», на героине болоньевая курточка и вязаный берет, голубиное воркование и чужие голоса на троллейбусной остановке, и уже теплое солнце, в котором тают не только сосульки на крыше остановки, но и весь мир.
Второй вопрос: Кто герои этого текста? Кто из них главный? В чем это проявляется?
Примерный вариант ответа: на остановке, взявшись за руки, стоят подростки, он и она, девушка и юноша, именно в этом возрасте разница в один год кажется герою «целой вечностью».
Главный герой новеллы — юноша, от лица которого ведется повествование, поток сознания которого зафиксирован в новелле. Поэтому можно говорить о том, что перед нами не только повествователь, но и лирический герой новеллы, предельно искренний и открытый, обнажающий перед читателем свои мысли, чувства, эмоции — свою душу.
Третий вопрос: Какое чувство впервые переживает главный герой? В каком состоянии он находится? В чем сомневается? На что не может решиться?
Примерный вариант ответа: герой этой новеллы впервые переживает влюбленность, а возможно, и любовь: «Я стою рядом, мы держимся за руки, и этого довольно». Неслучайно возлюбленная напоминает ему булгаковскую Маргариту, которая стала символом женской красоты, гармонии, чувственности, жертвенности, преданности, искренности...
Герой не может решиться признаться ей в своих чувствах, в любви к ней: «Я боюсь лишний раз поглядеть на нее», она «...ждет чего-то другого, такого, что я не в силах даже на миг себе представить». Он робок, нерешителен, застенчив, не знает, как вести себя в сложившейся ситуации, хотя по внешнему виду достаточно уверен в себе и мужественен (на нем настоящие морские клеши, он держит ее за руку).
Четвертый вопрос: Чем заканчивается история для главного героя новеллы «Камея»? Какую роль сыграл значок Ленина в его жизни?
Примерный вариант ответа: история заканчивается тем, что героиня новеллы уходит, «уходит навсегда, озаренная солнцем». Но на прощание она дарит подарок — значок с рельефным изображением Ленина, который для лирического героя ценнее, чем знаменитая камея Гонзаго, неслучайно он смотрит на этот подарок с замиранием сердца. Значок с изображением Ленина стал символом первой любви для главного героя этой маленькой новеллы.
Пятый вопрос: в каких произведениях русской и зарубежной литературы встречаются предметы-символы любви героев?
Возможные варианты ответов: А. И. Куприн «Гранатовый браслет», И. А. Бунин «Темные аллеи», О. Генри «Дары волхвов».
3. Выявление проблематики прочитанного текста. Групповая работа
Вопрос для обсуждения: Какова проблематика новеллы А. В. Застырца «Камея»?
Возможные формулировки проблематики текста: роль первой любви в жизни человека, проблема истинных и ложных ценностей в жизни человека, проблема памяти о первом серьезном чувстве, о первой любви.
III этап. Этап проверки выдвинутых гипотез (групповая работа)
Задание: Найдите в тесте предложение, в котором выражена позиция автора? Сформулируйте ее своими словами.
Примерный вариант ответа: Значок с изображением Ленина ценнее, чем знаменитая камея, потому что он стал символом любви, напоминанием о первой любви для главного героя.
Вопрос: Совпала ли выдвинутая вами гипотеза с позицией автора новеллы?
В чем ценность камеи? И в чем ценность подаренного герою значка с изображением Ленина?
Возможный вариант ответа: наша гипотеза совпала (не совпала) с позицией автора, потому что ценность камеи в материале, из которого она создана, в том, кто на ней изображен, в ее истории. Она представляет собой историческую и культурную ценность. Значок же с рельефным изображением Ленина приобрел для героя новеллы личностную ценность. Он стал символом первой любви.
IVэтап. Написание сочинения-рассуждения по тексту А. В. Застырца «Камея» (индивидуальная работа)
Урок второй по новелле «Мой маленький серый медведь»
I этап. Этап обсуждения и формулировки гипотезы(до чтения текста) в группах
Вопрос для выдвижения гипотез: Могут ли игрушки стать воспитателем ребенка? Способны ли они влиять на наше восприятие жизни?
Первая гипотеза: игрушки могут воспитывать ребенка, потому что они вызывают чувство радости, удовольствия, любви, помогают преодолеть одиночество, страхи, проблемы, развивают фантазию, готовят через игру к жизни.
Вторая гипотеза: игрушки не способны воспитывать ребенка, потому что они неживые, не могут заменить родителей и друзей, не способны развивать кругозор, не могут влиять на чувства, эмоции, мысли.
II этап. Чтение текста, его обсуждение,
выявление проблематики
1. Новелла распечатана на листах и лежит перед учащимися, текст выразительно читается вслух учителем (или заранее подготовленным учащимся)
Мой маленький серый медведь
Мне подарили его на первый (пятилетний) юбилей. А вернее сказать, тогда он вошел в мою жизнь, мой маленький серый медведь по имени Топ, никогда меня не подводивший, в любое время суток легко даривший мне утешение. Зато от меня он однажды, как это часто случается с истинно преданными существами, претерпел предательство. Марик выпросил у меня моего медведя — «просто поиграть». Я смутно догадывался, какие это могут быть игры, но, не желая выглядеть жадным, уступил его просьбам. Прошел день, другой... Наконец, не на шутку озабоченный, я пришел к Марику и потребовал вернуть моего медведя.
— Смотри, я тебе покажу, как мы с ним играем в гестапо,
— сказал он, отвратительно улыбаясь, и вдруг завопил:
— Говори, руссише швайн, где прячутся партизаны?! Медведь, конечно, молчал, потому что упрятанный в его животе механизм, позволявший ему реветь трогательным баском, вышел из строя давным-давно, во время первого же купания.
— Ах, ты не хочешь говорит? Найн? Найн?
И он принялся жестоко избивать несчастного Топа, который только кувыркался, беспомощно откидывал голову и болтал лапами в ответ на каждый удар. А Марик заходился «гестаповским» хохотом и время от времени испытующе поглядывал на меня. А я — в том-то и заключалось предательство — не остановил его сразу, подавив отвращение к происходящему и боль за моего серого друга желанием выглядеть «взросло» и «умно». И только спустя какое-то время, ни слова не говоря, перехватил Топа, отброшенного ударом в челюсть, и побрел с ним домой. До глубокой ночи я проплакал, с ужасом представляя, что ему пришлось пережить за все дни, проведенные у Марика. Я прижимал его к себе, целуя и умоляя о прощении... И он простил меня, конечно... С тех пор прошли долгие годы. Топ очень заметно постарел. Розовые подушечки на лапах истерлись и прорвались, так что пришлось наложить на них заплаты. Живые стеклянные глаза его выпали и были заменены подслеповатыми черными пуговицами со светлыми нитяными крестами. Он почти полностью облысел — на туловище и лапах показались темные линии родимых швов. Но я по-прежнему люблю его, как немногих людей в своей жизни. Когда он принялся кивать своей забавной ушастой головой с вытертым затылком и шевелить лапами над спинкой детской кроватки, моя дочь
впервые в жизни по-настоящему засмеялась, отчего и мы с женой смеялись, как никогда прежде. Теперь он живет у дочери в комнате, в окружении многочисленных дорогих мягких игрушек. И она его любит не меньше, чем я. И она его никогда не предаст — я это точно знаю.
И точно знаю еще одно: сколько бы ни было ему отпущено прожить на этом свете, когда-нибудь и он перестанет смешить детей, пропадет и канет в ненасытную тьму, поскольку серое тельце его состоит, подобно нашим телам, из смертной податливой ткани. Но и в жизни вечной найдется ему уголок, поскольку давно уж он сделался доброй частичкой наших бессмертных душ, мой маленький серый медведь по имени Топ.
А. В. Застырец
2. Вопросы для осмысления и обсуждения прочитанного. Коллективная работа.
Первый вопрос: Какой урок благодаря игрушке получил герой новеллы в пять лет?
Примерный вариант ответа: В пять лет благодаря маленькому серому медведю Топу герой прочувствовал и понял, что такое предательство, особенно того, кто дорог тебе, кто не способен защитить себя, кто приносил тебе утешение. Неслучайно герой новеллы еще в детстве испытал боль за своего серого друга, спас его от Марика, проплакал до глубокой ночи, прижимая медведя к себе, целовал его, раскаиваясь и моля о прощении. Первый урок, извлеченный из детского опыта героя-повествователя — нельзя никогда никого предавать, даже игрушку.
Второй вопрос: Что нового внес серый плюшевый медведь Топ в жизнь героя-рассказчика, когда он стал молодым отцом?
Примерный вариант ответа: Когда герой новеллы стал молодым отцом, то постаревший от времени мишка преподнес ему еще один урок жизни — урок, как быть счастливым. Он развеселил маленькую дочку и принес радость в молодую семью.
Третий вопрос: Что продлевает жизнь медведя Топа? Что общего между игрушкой и человеком, по мнению автора новеллы?
Примерный вариант ответа: жизнь игрушки продлевает любовь к ней со стороны героя и его дочки: «И она его любит не меньше, чем я. И она его никогда не предаст — я это точно знаю». Любовь к медвежонку Топу соединяет отца и дочь, старшего и младшего, представителей разных поколений, у которых есть общие ценности.
В последнем абзаце новеллы автор приводит читателя к глубокому и мудрому философскому рассуждению: и человек, и игрушка смертны, они
«пропадут и канут в ненасытную тьму», поскольку их тела состоят из «смертной податливой ткани», но их души бессмертны, вечны, так как от них в душах живых остается память. Помните Пушкина:
..................Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит...
Четвертый вопрос: вспомните, в каких еще произведениях русской и зарубежной литературы игрушка влияет на жизнь героя, помогает ему осознать мир и себя, преодолеть трудности?
Возможные варианты ответов: Д. Вильке «Шутовской колпак», В. Короленко, «В дурном обществе», Ю. Олеша «Три толстяка», Гофман «Щелкунчик», Л. Петрушевская «Синдром Петрушки», Г. Черкашин «Кукла» и другие.
3. Выявление проблематики прочитанного текста. Групповая работа.
Вопрос для обсуждения: Какова проблематика новеллы А. В. Застырца «Мой маленький серый медведь»?
Возможные формулировки проблематики текста: в новелле А. Застырца поставлена проблема истинных и ложных ценностей, проблема памяти, проблема связи поколений, проблема совести и осознания совершенного проступка, проблема предательства, проблема жизни и смерти (бессмертия души).
III этап. Этап проверки выдвинутых гипотез (групповая работа) Задание: есть ли в тесте предложение (-я), в кото-ром(-ых) выражена позиция автора? Сформулируйте ее своими словами.
Возможный вариант формулировки позиции автора: игрушка, как и человек, имеет не только тленное тело, но и душу, сердце. По мнению автора, игрушка способна прийти на помощь (помочь осознать предательство, пробудить совесть и вызвать искреннее раскаяние), подарить ему любовь и счастье, стать настоящей семейной ценностью.
Вопрос: Совпала ли выдвинутая вами гипотеза с позицией автора новеллы? Почему? Что нового открыл вам этот текст?
IVэтап. Написание сочинения-рассуждения по тексту А. В. Застырца «Мой маленький серый медведь» (индивидуальная работа) Конечно, читателей этой статьи заинтересует, что же написали одиннадцатиклассники. На них пока апробации не было, она прошла на семиклассниках. Они пытались тексты новелл осмыслить, выразить в письменных работах свои впечатления и чувства по поводу прочитанного. Не будьте слишком требовательны, а просто почитайте, какие тексты у них получились (тексты работ семиклассников приведены без правки учителя).
Кристина Маннанова, ученица 7 «Б» класса МАОУ СОШ № 44 г. Екатеринбурга
Главный герой новеллы «Камея» Аркадия Застырца робкий и стеснительный («Я боюсь лишний раз поглядеть на нее»). Он влюблен («Я стою рядом, мы держимся за руки, и этого довольно»). По сравнению со своей возлюбленной он маленький, неуклюжий мальчишка. Герой новеллы боится сделать лишнее движение, боится, что оно оттолкнет ту, которую любит.
Этот рассказ о любви, о том, что подарок, сделанный от души, много значит для человека, он бывает дороже любой старинной и дорогой вещи.
Новелла вызывает чувство восторга, радости, потому что мальчик, несмотря на расставание, счастлив, ее подарок для него много значит.
Рассказ побуждает задуматься о том, что надо ценить каждый момент жизни, и о том, что даже самая маленькая вещь может для человека много значить.
Даниил Репкин, ученик 7 «Б» класса МАОУ СОШ № 44 г. Екатеринбурга
У меня в детстве тоже был мягкий медведь. С ним мне легко засыпалось и сладко спалось. Иногда я жаловался ему на обиды и огорчения. А он меня успокаивал, и мне становилось легче.
К счастью, у меня не было друга-садиста, который бы издевался над моим бессловесным медведем. И поэтому мой мягкий и уютный друг благополучно дожил до моего младшего батика Егорки. Он с ним хорошо играет.
Я думаю, что медвежонок Топ научил героя новеллы верности, преданности, сочувствию, сопереживанию, умению чувствовать боль других. Этот медведь, я думаю, стал символом верности, добра, порядочности, и, в конечном итоге, связующим звеном поколений одной семьи.
Анна Мельникова, ученица 7 «В» класса МАОУ СОШ № 44 г. Екатеринбурга
Медвежонок Топ сыграл огромную роль в жизни героя новеллы «Мой маленький серый медведь». Этот мишка научил его различать добро и зло, оберегать того, кто занимает важное место в твоей жизни. Он показал герою, что у игрушки тоже есть душа, и она будет жить до тех пор, пока о ней будут помнить.
В новелле мне понравилось все: отношение героя к Топу, то, как он просил у медведя прощение, признавал свою ошибку. Но мне очень жаль Марика, он такой жестокий и злой, что вряд ли у него появятся настоящие друзья.
Мне понравился этот рассказ до такой степени, что, придя домой, я вытащила все свои мягкие игрушки из шкафа, положила их на диван и укрыла их на ночь одеялом.
Описанная методика работы с художественными текстами малых жанров во многом перекликается с технологиями «критического мышления» и «смыслового чтения», с методикой работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку. Она ориентирована на развитие и совершенствование у учащихся предметных и метапредметных универсальных учебных действий.
Такая работа и от учителя требует следующих умений:
— выбрать текст, который бы учитывал возрастные особенности учащихся, был бы им близок по тематике и проблематике, увлек их и заинтересовал, вызвал эмоциональный отклик, спровоцировал к дискуссии и совместному обсуждению;
— принять любые гипотезы, выдвинутые учащимися до прочтения текста, не критиковать и не комментировать их, а повести учеников по пути совместного исследования художественного текста к самостоятельному утверждению или опровержению первоначальных гипотез, к выработке нового отношения к тексту, авторской позиции, проблематике;
— быть не учителем, а организатором, координатором коллективной и групповой работы учащихся;
— создать атмосферу совместного исследования и проверки выдвинутых гипотез, творческого поиска, атмосферу, способствующую раскрытию личности учащегося, искреннему выражению им своих мыслей, чувств, эмоций, идей, рассуждений, которые станут основой для создания самостоятельной творческой работы на основе прочитанного и осмысленного художественного текста.
Будем рады, если наша работа окажется полезной и востребованной, расширит круг чтения ваших учеников, пробудит в них интерес к этой книге и ее автору, к чтению, обсуждению и совместному осмыслению современной литературы.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Коптяева Татьяна Евгеньевна — учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 44 Чкаловского района г. Екатеринбурга, руководитель Городской педагогической Ассоциации учителей русского языка и литературы. Адрес: 620085, г. Екатеринбург, ул. Санаторная, 20 Эл. почта: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Koptyaeva Tatyana Evgenievna is a Teacher of Russian Language and Literature in School № 44 in Yekaterinburg, Head of the City Pedagogical Association of Teachers of Russian Language and Literature.