Научная статья на тему 'Работа пенитенциарного педагога-психолога с негативными эмоциональными состояниями осужденных в местах лишения свободы'

Работа пенитенциарного педагога-психолога с негативными эмоциональными состояниями осужденных в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
783
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЙ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / РАБОТА С НЕГАТИВНЫМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ ЛИЧНОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА / CONVICT IN PRISONS / WORK WITH A PERSON’S NEGATIVE EMOTIONAL STATE / PENITENTIARY PEDAGOGUE-PSYCHOLOGIST’S WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабурин Сергей Витальевич, Зауторова Эльвира Викторовна

В статье рассматривается проблема исследования негативного эмоционального состояния у осужденных, которые, попадая в места лишения свободы, постоянно находятся в ожидании отрицательных событий, внутренних противоречий, испытывают сильное психоэмоциональное напряжение, способствующее развитию дезадаптации, что в значительной степени осложняет исправительный процесс. Показана роль и работа педагога-психолога с осужденными данной категории в условиях исправительного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабурин Сергей Витальевич, Зауторова Эльвира Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the problem of studying negative emotional state of the imprisoned convicts who constantly expect negative events, inner contradictions, experience strong psycho-emotional pressure contributing to the development of disadaptation, which significantly hinder the correction. The authors explain the role and work of the pedagogue-psychologist with the convicts of this category determined by the penitentiary institution.

Текст научной работы на тему «Работа пенитенциарного педагога-психолога с негативными эмоциональными состояниями осужденных в местах лишения свободы»

психокоррекция и регуляция состояний

УДК 37.013.77

РАБОТА ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С НЕГАТИВНЫМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ ОСУЖДЕННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

С. В. Бабурин, Э. В. Зауторова

В статье рассматривается проблема исследования негативного эмоционального состояния у осужденных, которые, попадая в места лишения свободы, постоянно находятся в ожидании отрицательных событий, внутренних противоречий, испытывают сильное психоэмоциональное напряжение, способствующее развитию дезадаптации, что в значительной степени осложняет исправительный процесс. Показана роль и работа педагога-психолога с осужденными данной категории в условиях исправительного учреждения.

Ключевые слова: осужденный в местах лишения свободы, работа с негативными эмоциональными состояниями личности, деятельность пенитенциарного педагога-психолога.

Педагог-психолог (сотрудник воспитательного отдела) является ключевой фигурой в исправительном учреждении, на которую возложена основная деятельность по оказанию психолого-педагогической помощи осужденным в адаптации к условиям изоляции, социальной среде, режиму содержания, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, в оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и ре-социализации '. От его работы во многом зависит, в каком психическом состоянии осужденный будет отбывать наказание в местах лишения свободы, какими навыками он овладеет для того, чтобы научиться справляться с негативными эмоциями и другими проявлениями криминогенного характера (нацеленность на противостояние, агрессивный настрой, гнев, отвращение и т. д.), что во многом может определить дальнейшую жизнь человека.

Проблемами негативного состояния осужденных занимались Ю. М. Антонян, Ю. К. Александров (нейтрализация негативных проявлений тюремной субкультуры) 2, В. Ф. Пирожков (вопросы психологических основ режима) 3, М. С. Козловская (влияние саногенного мышления на коррекцию эмоциональных состояний осужденных) 4, В. А. Семенов (проявления эмоциональной сферы осужденных в симптомокомплексе качеств) 5, В. Н. Шмы-хов (стили коммуникативной активности осужденных) 6 и другие авторы.

Ученые отмечают, что у осужденного, находящегося в изоляции от общества, возникают отрицательные (астенические) психические состояния: разочарование в людях, душевная беспомощность, равнодушие, дефицит доброты, избегание чувства вины за собственные ошибки и т. п. В условиях мест лишения свободы у осужденных снижаются возможности удовлетворения разнообразных потребностей. Это обусловливает определенную недостаточность их эмоциональной сферы и даже эмоциональную ущербность: происходит вытеснение своих желаний, имеет место подавление эмоций и т. д.

Сталкиваясь с экстремальными условиями или воспринимая их таковыми, человек начинает взаимодействовать с ними. Он и ситуация выступают друг для друга в качестве объекта и субъекта взаимодействия, что можно представить как переживание, преодоление экстремального условия 7. По мнению Г. Ф. Хохрякова, вольная или невольная изоляция негативно отражается на психическом состоянии любого человека: повышаются тревожность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость, поведение становится непредсказуемым. Жестокость, встречающаяся в местах лишения свободы, появляется из-за желания освободиться от влияния последствий лишения свободы. Агрессивность и жестокость уменьшают страх, мучительные угрызения совести, а жизнь в заключении развивает индивидуализм, эгоизм, нетерпимость, уничтожает сострадание. Ничего не имеющий доволен тем, что претендовавший на преимущество ничего не получит. Осужденный слишком ценит свои страдания и забывает о чужих 8.

Лица, лишенные свободы и имеющие, как правило, негативное настроение, часто являются пограничными субъектами, легко попадают под различные «механизмы» манипулирования сознанием. Таким образом, осужденный, оказываясь в местах лишения свободы, постоянно находится в состоянии отрицательных ожиданий, внутренних противоречий, испытывает сильное психоэмоциональное напряжение, способствующее развитию дезадаптации, что в значительной степени мешает ему сделать первый шаг в изменении собственной личности.

Главное в деятельности пенитенциарного педагога-психолога — обучение осужденного определенным знаниям, умениям и навыкам последующей самостоятельной внутренней работы над собой. В этом деле важная роль отводится и самому осужденному: он должен стремиться познавать ресурсы собственной личности и окружающей действительности, стараться менять отношение к условиям своей жизнедеятельности.

Любые изменения в жизни, включая позитивные, требуют психологических жертв и повышают риск расстройства здоровья 9. Осужденный, как правило, приписывает ответственность за собственную жизнь, за плохое настроение и его перепады, вызванные стрессом, неважное самочувствие и многое другое сугубо внешним обстоятельствам. Если человек стремится обвинить других, всех, кроме себя, то получает от этого недолгое облегчение. Появление проблемы может быть вызвано какими-либо внешними обстоятельствами конкретной жизненной ситуации, но ее корни уходят вглубь индивидуальной психологии, в подсознание человека, в его негативный опыт мышления и поведения. Поскольку проблема не находит своего разрешения в реальной жизни, то чувство разочарования и ненависти продолжает расти.

Осужденного следует научить осознавать, что накапливать злобу и обиды вредно для физического и психического здоровья. Поэтому основные вопросы, которые необходимо решать пенитенциарному специалисту в работе с осужденными, — это укрепление воли, повышение уверенности в себе и улучшение отношений с окружающими, избавление от плохого настроения и мобилизация внутренних резервов своего организма, победа над негативными мыслями, устойчивость к стрессу и критическим (конфликтным) ситуациям, мешающим самореализации человека. В работе с лицами, лишенными свободы, важным является восстановление физиологического состояния их нервной системы, изменение жизненных приоритетов, развитие способности производить осознанный выбор, более полно использовать собственные потенциальные ресурсы.

В целях обеспечения условий для позитивной реализации и самоутверждения осужденных следует приобщать их к социально полезной деятельности, вовлекать к мероприятиям психокоррекционного характера, содействовать им в получении дополнительных знаний, развитии творческих способностей и расширении кругозора. Большую роль в данном процессе играет опора на положительные качества личности, уверенность в том, что осужденный оправдает надежды сотрудников; при этом используется влияние родственников и общественности, что стимулирует развитие положительных психических состояний, процессов и свойств личности.

Чтобы правильно построить процесс ресоциализации осужденных, необходимо знать, как они реагируют на замечания и требования администрации, насмешки и похвалу окружающих, как относятся к своему прошлому и настоящему. Конечно, одни эмоциональные отклики существенно характеризуют личность, другие менее значимы и не раскрывают своеобразия личности. Имея достаточно полную картину эмоциональной жизни осужденного, можно раскрыть существенные стороны его личности 10.

В ряде исправительных учреждений УФСИН России по Вологодской области было проведено анкетирование по определению эмоционального состояния осужденных, находящихся в местах лишения до одного года (ИК-1 — осужденные женского пола, ИК-12 — осужденные мужского пола; всего в опросе приняло участие 98 осужденных). Использовалась модификация методики «Незакон-

ченные предложения», которая включала 15 незаконченных предложений, касающихся надежд, страхов, чувств и ожиданий человека.

Каждый ответ оценивался по пятибалльной шкале:

а) +2 — ответ выражает содержательно наполненные, отражающие собственную активность, позитивные представления, связанные с будущим, настоящим или прошлым: «В будущем я мечтаю ... получить профессию, создать семью», «Сейчас мое настроение я опишу как ... целеустремленное», «Помню тот день, когда . я ушел в армию, у меня было много хороших друзей»;

б) +1 — ответ выражает содержательно наполненные, позитивные представления, связанные с будущим, настоящим или прошлым, но пассивного характера: «В будущем я мечтаю ... получить в подарок машину; съездить на море». «Сейчас мое настроение я опишу как . нормальное», «Помню тот день, когда ... у меня был день рождения»;

в) 0 — нейтральные, неопределенные ответы, отсутствие ответов: «В будущем я мечтаю . пообедать; ни о чем не мечтаю», «Сейчас мое настроение я опишу как . просто настроение; обыкновенное; как всегда», «Помню тот день, когда . была хорошая погода, началось лето»;

г) -1 — ответы, выражающие слабо выраженные негативные представления пассивного характера: «В будущем я мечтаю . о том, что скорее всего не сбудется; ни о чем», «Сейчас мое настроение я опишу как ... настроение неудачника; равнодушное», «Помню тот день, когда . ушла жена»;

д) -2 — ответы с ярко выраженным негативным представлением активного характера: «В будущем я мечтаю . уехать ото всех; не общаться со знакомыми; стать таким, каким они меня считают, т. е. плохим», «Сейчас мое настроение я опишу как. тяжелое; мрачное; надоело все», «Помню тот день, когда . меня посадили, мать заболела; сломалась моя семейная жизнь».

Анализ анкетных данных показал, что у осужденных женского и мужского пола преобладают ответы, выражающие негативные представления о себе и своей жизни (77%), многие из них тревожно настроены, в том числе и по отношению к своему будущему. Наибольшие опасения вызывает страх: они боятся еще раз попасть в места лишения свободы. Многие из опрошенных характеризуют свою жизнь (на данный момент) как некий негативный этап. Осужденные говорят о своих психических состояниях: «нервничаю и переживаю», «избегаю общения, замкнут», «испытываю гнев по любому поводу», «не могу быть самим собой», «очень быстро раздражаюсь», «бесит все до мелочей», «есть желание на ком-то сорваться» и т. п. Возможно, общая негативная оценка связана с осознанием своего образа жизни и изменением его в сторону асоциального, с отсутствием поддержки со стороны семьи, боязнью непринятия себя в коллективе осужденных, с несформированностью навыков саморегуляции и самоконтроля.

Отметим, что около 20% респондентов высказывают нейтральное отношение к своему будущему («полное безразличие ко всему», «нет ни интереса, ни настроения»), это может быть связано с длительностью срока наказания, т. е. осужденные не представляют себя и свою жизнь через такой длительный период. Часть осужденных отмечает пози-

тив по отношению к настоящей жизни, дает оптимистическую оценку себя и своих возможностей в будущем, стремится к реализации своего потенциала (3%).

На основании полученных данных был подобран специальный психокоррекционный материал, включающий упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, решение таких конкретных проблем, как неуверенность в себе и своих силах, состояние депрессии и стресса, а также на мобилизацию внутренних ресурсов человека и его возможностей.

На занятиях с осужденными мы придерживались следующего алгоритма: сначала необходимо добиться расслабления мышц (ровное дыхание, спокойное сердцебиение и т. д.), осуществить остановку вербальных и словесных процессов мышления (прекратить диалоги, подавить внутреннюю речь и т. д.); затем важно переключить внимание на внутренние ощущения и невербальные образы, найти особое, измененное состояние сознания, при этом необходимо устранить негативные эмоции, избавиться от травмирующих воспоминаний.

Лишенные свободы выполняли задания, направленные на контроль эмоций, с ними проводилась работа по ликвидации плавающей тревожности (панические атаки), навязчивых страхов, мыслей и действий. На занятиях осужденный тренировал навыки самонаблюдения, учился вживаться в положительную эмоцию, ощущать, как отступает неприятное чувство, и старался удержать позитив.

На одном из занятий педагог-психолог предложил научиться останавливать подъем эмоциональной волны. Объяснение заключалось в том, чтобы подключить сознание: улавливая в себе эмоцию, определенное чувство, мы замечаем свои внутренние ощущения — это должно стать сигналом («сигнал тела» по Р. К. Дубиел п). Далее начинается работа с внутренним «Я», необходимо отделиться от эмоции, наблюдать как бы со стороны; затем проанализировать истинную причину и постараться ее нейтрализовать, т. е. самому перейти в нейтральное состояние. От занятия к занятию участнику предлагается тренировать умение по ускорению данного процесса (это может помочь в экстремальных ситуациях, если навык довести до автоматизма).

Положительную результативность работы с осужденными, имеющими негативные состояния, можно достигнуть, если специалист проводит психокоррекцион-ные мероприятия с использованием различных форм, методов и технологий (сочетание индивидуальных и групповых форм, аутотренинг, социально-психологические тренинговые занятия (поведенческие, общения, личностного роста и т. д.), методы арт-терапии, медитации, ре-бефинга, вайвейшна и др.). Для разрядки напряженности у осужденных эффективными могут быть общение с природой, переключение внимания, физическая работа, короткое полное лечебное голодание. При этом важно использовать такие средства, как внимание, дыхание, расслабление, положительно влияющие на процессы, протекающие в центральной нервной системе человека. Достичь результата можно тогда, когда осужденный возьмет на себя ответственность за свое физическое и душевное состояние, а в итоге — за свою жизнь.

Навыки закрепления состояния равновесия и уверенности, полученные осужденным на психокоррекционных занятиях, оказывают целительное действие на душевные травмы человека, снимают груз стресса и психологических проблем, различных волнений и невзгод, развивают умение решать поставленную задачу заново (в соответствии с переменчивыми условиями окружающей среды). Этот опыт поможет осужденному, находящемуся в местах лишения свободы, научиться принимать правильные решения, избегать необдуманных поступков, самому разрешать психологические противоречия, дающие внутреннюю решимость и целеустремленность на пути исправления.

Для эффективного исправительного процесса огромное значение имеет психическое состояние осужденного в местах лишения свободы. Поскольку человека нельзя заставить переживать то или иное чувство, то для формирования позитивных эмоциональных состояний осужденных необходим комплекс психолого-педагогических мер. Следует учитывать, что воспитательный процесс будет исчерпывающим, если в нем сочетаются методы психокоррекции и самоизменения личности 12. Основная цель работы пенитенциарного педагога-психолога заключается в том, чтобы создать условия возвращения осужденного в реальность, где начинается его психологическое и социальное право быть автором своего жизненного сценария, нести полную ответственность за то, что он в него включает.

1 Психологическая служба в уголовно-исполнительной системе. URL: http://5psy.ru/chitaem-knigi/psixologicheskaya-slujba-v-ugolovno-ispolnitelnoie-sisteme.html (дата обращения: 19.01.2016).

2 Антонян Ю. М., Верещагин В. А., Калманов Г. Б. Тюремная субкультура и нейтрализация ее негативных проявлений // Гос-во и право. 1996. № 10. С. 72-79 ; Александров Ю. К. Очерки криминальной субкультуры. М., 2001. 152 с.

3 Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994. 323 с.

4 Козловская М. С. Влияние саногенного мышления на коррекцию эмоциональных состояний осужденных : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2005. C. 8-9.

5 Семенов В. А. Эмоционально-волевые качества осужденных молодежного возраста и психологические особенности их коррекции в ИТУ : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1991. 21 с.

6 Шмыхов В. Н. Индивидуальный стиль коммуникативной активности осужденных // Психологический журнал. 1996. № 3. С. 44-53.

7 Ильина В. В. Понятие экстремальных условий в психологической науке и практике // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1(16). С. 38.

8 Хохряков Г. Ф. Парадоксы тюрьмы. Проблемы, дискуссии, предложения. М., 1991. URL: http://lawlibrary.ru/izdanie10052. html (дата обращения: 12.08.2016).

9 Holmes Т. Н., Rahe R. Н. The Social Readjustment Rating Scale. URL: http://bookap.info/genpsy/hok_40_issledovaniy_kotorye_ potryasli_psihologiyu/gl174.shtm (дата обращения: 19.01.2016).

10 Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология: учебник. Ростов н/Д, 2007. URL: http://yurpsy.com/files/ ucheb/penit2/penit.htm (дата обращения: 12.08.2016).

11 Дубиел Р. К. Сигналы тела: тренировка интуиции / пер. Н. Сазаева. URL: http://www.ozon.ru/context/detail/id/20108955/ (дата обращения: 19.01.2016).

12 Зауторова Э. В. Приобщение к искусству как средство педагогической коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных : монография. Вологда, 2010. С. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.