Научная статья на тему 'Работа Острогожского уездного земства по вопросу развития местного народного образования (1864-1890 гг. )'

Работа Острогожского уездного земства по вопросу развития местного народного образования (1864-1890 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

248
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Моногаров Ю. Н.

Работа посвящена, по сути, главному направлению деятельности Острогожского уездного земства. самоотверженной работе его гласных по вопросу качественного и количественного развития народного образования в крае, улучшению условий учёбы и работы. Подвижнический и целеустремленный труд земства в этом вопросе актуален и сегодня, являясь примером результативного поступательного метода реформирования системы начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Моногаров Ю. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Work of District Bodies of Local Self-Management in

The work is devoted, as a matter of fact, to the main direction of activity of district local bodies of selfmanagement of Ostrogojsk self-sacrifi cing work of its delegates on the qualitative and quantitative development of national education, the improvement of conditions of both studying and work. The selfl ess and purposeful work of local bodies of self-management on this question is still urgent. Today it sets an example of a productive forward method of reforming of a system of initial education.

Текст научной работы на тему «Работа Острогожского уездного земства по вопросу развития местного народного образования (1864-1890 гг. )»

УДК 908

РАБОТА ОСТРОГОЖСКОГО УЕЗДНОГО ЗЕМСТВА ПО ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1864—1890 гг.)

Ю. Н. Моногаров

Воронежский государственный университет

Работа посвящена, по сути, главному направлению деятельности Острогожского уездного земства — самоотверженной работе его гласных по вопросу качественного и количественного развития народного образования в крае, улучшению условий учёбы и работы. Подвижнический и целеустремленный труд земства в этом вопросе актуален и сегодня, являясь примером результативного поступательного метода реформирования системы начального образования.

В настоящее время часто можно слышать о “загадочной русской душе”, о русском менталитете. Корни этих нравственно-эмоциональных особенностей следует искать в традициях, воспитании, искусстве и релита россиян. Образование, несомненно, также играет одну из основополагающих ролей в деле формирования не только духовных, но и социально-политических основ общества. Являясь наглядным признаком культурности и интеллектуальности населения, народное образование, его особенности порой объясняют те или иные общественные процессы.

На примере Острогожского уезда мне бы хотелось показать становление и развитие народного образования в исконно русской чернозёмной глубинке, отметить важнейшее влияние деятельности земских органов самоуправления в сфере повышения грамотности.

Старейшим в уезде учебным заведением было Рибенсдорфское училище. В 1767 году немцы протестанты основали в семи верстах от Острогожска собственную колонию Рибенсдорф. В том же году они выстроили при своей церкви деревянное здание для церковно-приходской школы. Строгая дисциплина и набожность привели к тому, что посещение училища для детей до шестнадцати лет было обязательным. Рост численности населения и пришедшая в негодность бревенчатая постройка подтолкнули немцев к тому, что в 1863 году они смогли себе позволить отстроить для школы новое, более просторное каменное здание.

Экономическое положение немцев было довольно неплохим, к тому же с 1872 года школа получала от уездного земства пособие, поэтому материальная база Рибенсдорфского училища отвечала всем необходимым для тех лет требованиям. Долгое время учителями в школе состояли члены

© Моногаров Ю. Н., 2007

семьи Дедерер — очень уважаемые и образованные люди в Рибенсдорфе, сумевшие дать хорошее образование нескольким сотням молодых колонистов. Преподавание русского языка в школе не практиковалось до 1875 года, когда Острогожское земство само определило специального учителя и дало гарантии по размеру и периодичности выплати денежного пособия для него [10, 10].

Нужно отметить тот факт, что в развитии народного образования в провинции не были заинтересованы ни власти, ни местные жители. Например, к 1810 году в Воронежской губернии учащихся в учебных заведениях, подведомственных министерству народного просвещения, было всего лишь 4529 человек [11, 32], при общем числе жителей около 800 тысяч чел. [2, 69]. Государство видело в распространении просвещения опасность для своего положения, пугаясь вместе со знаниями культивировать в народе вольнодумие и социальнополитическую самостоятельность.

Сами же сельские обыватели считали школу роскошью, “делом барским”, для крестьянина совсем не подходящим. Дело в том, что обученная молодёжь прекращала заниматься хозяйством, уходила на канцелярскую работу, переставала признавать авторитет стариков. Всё это, бесспорно, вызывало неприятие образования в крестьянских кругах. Таким образом, ещё более ценной является для нас та заинтересованность в учебных заведениях в Острогожском уезде, которая постепенно проявляется где-то к началу 19 века.

В этой связи, нельзя не упомянуть о важном событии в жизни самого города Острогожска. В нём было открыто 24 ноября 1788 года Малое народное училище, количество учащихся в котором постоянно возрастало (с 39 учеников в 1795 году до 81 ученика и 8 учениц в 1808 году) [13,51].

Обучение здесь около шести лет велось по “вольной” программе и лишь с 1805 года принци-

пы, предмета и методики изменились согласно вышедшему в свет 5 ноября 1804 года “Уставу учебных заведений, подведомственных университетам”. По этому предписанию обучение в училищах делилось на два годичных курса при 28 часах в неделю и должно было вестись двумя преподавателями. Интересен для нас достаточно широкий учебный план, который, к сожалению, из-за недостатка учительской квалификации и ограниченности финансовых возможностей выполнялся не в полном объёме.

По “Уставу...” 1804 года в училищах должны были изучать Закон Божий и Священную историю, русскую грамматику (в губерниях с нерусским населением местный язык), чистописание, правописание и правила слога, всеобщую географию и географию России, всеобщую и русскую историю, арифметику, начальные правила физики, естественную истории и технологию (имеющую отношение к местной промышленности), рисование.

Ещё более знаменательным событием явился тот факт, что первое в Воронежской губернии уездное училище было открыто именно в Острогожске. Случилось это 1 октября 1808 года и до нового года там обучалось 94 человека (81 мальчик и

13 девочек). В 1809 году число учащихся возросло до 101 мальчика и 16 девочек [13, 85]. В училище изучались, помимо предметов, которые предусматривались “Уставом...” 1804 года, латинский и немецкий языки.

По инициативе нового министра народного просвещения А. С. Шишкова, назначенного в мае 1824 года на этот пост, создаётся Комитет устройства учебных заведений, призванный разработать новые программные основы всех заведений образования. Плод двухгодичной работы Комитета — “Устав гимназий и училищ уездных и приходских” был утверждён 8 декабря 1828 года.

В новом уставе наблюдается стремление из каждого типа школ (приходское училище, уездное училище и гимназия) сделать самостоятельное учебное заведение, дающее законченное образование. В приходских училищах дети должны были обучаться один год, в уездных — три года, а в гимназиях — семь лет. Устанавливалась система строгого надзора за учащимися и преподавателями, придирчивая регламентация условий их жизни, учения и поведения [13, 113]. С 1828 года учебный план уездных училищ включал Закон Божий и Священную историю, русский язык, арифметику, геометрию (до стереометрии и без доказательств), географию, сокращённую всеоб-

щую и русскую истории, чистописание, черчение и рисование [9, 80].

К двадцатым годам 19 века Острогожское и Рибенсдорфское училища уже не были редкими очагами просвещения в уезде. В слободе Ровенка Острогожского уезда 11 мая 1817 года почётным смотрителем училищ И. А. Сафоновым было открыто приходское училище, количество учащихся в котором к концу 1817 года составляло 15 человек.

Здесь преподавались чтение, письмо, первые действия арифметики, Закон Божий и нравоучения. История создания и функционирования Ровенско-го училища интересна и наглядно показывает редкую заинтересованность для тех лет местных жителей в развитии образования. Забегая вперёд, отмечу, что уже в 1843 году Ровенское Училище обладало постоянным зданием при местной Николаевской церкви и сформировавшимся коллективом преподавателей из числа духовенства. Что же касается посещаемости, то к 1865 году число учащихся составляло 63 человека [10, 11].

К 1824—1825 гг. известны также ряд частных школ на территории Остро-гожского уезда. Среди них можно отметить школу отставного гусара Петра Чернявского в Новой Сотне, у которого обучались 32 мальчика, школу в Лушниковке фейерверкера Ефима Сокольникова с 16 учащимися мужского пола, и в той же слободе восемь мальчиков посещали частную школу местного жителя Ивана Буткова [1, 250]. Существовал некоторое время в Острогожске и частный пансион, открытий в 1829 году иностранцем Николаем де Грандом. Это учебное заведение в 1830 году приняло 17 мальчиков под свою опеку, а через год по неизвестным причинам было закрыто [4, 29].

Приходские училища министерства государственных имуществ стали создаваться в Воронежской губернии после 1840 года, К 1845 году в Острогожском округе функционировало десять таких училищ, обучение в которых проходили 407 учащихся, то есть больше всего в губернии (для примера: в Воронежском округе к тому же году было открыто лишь четыре приходских училища министерства государственных имуществ, в которых училось всего 106 человек) [3, 156].

К 1851 году сельских приходских училищ в Острогожском округе стало двенадцать (располагались в слободах: Новая Сотня — 70 учащихся, Лушниковка — 44, Новоосиновая — 24, Гнилая — 23, Лиска — 25, Сагуны — 117, Коденцово — 46, Белогорье — 85, Подгорная — 57, Старая Калит-

ва — 46, Новая Калитва — 38, Ровенка — 39). Итого: 614 мальчиков и 20 девочек [13, 131].

В пятидесятых годах 19 века в Острогожском уезде функционировали и три школы, находившиеся в помещичьих имениях: в Россоши, генерал-лейтенанта Г. И. Черткова, где учились 16 мальчиков и 4 девочки, в Марьевке, помещика Шеппинга, где 25 мальчиков проходили обучение, а также школа действительного статского советника А. Д. Черткова в Ольховатке, с 76 мальчиками и 8 девочками [13, 141].

Вторая половина пятидесятых и начало шестидесятых годов обусловились школьным “бумом”. Реформы 60-х годов были колоссальными изменениями в жизни крестьянства, ломались старые традиции, трансформировалось миропонимание, социально-экономические и духовные элементы жизни становились всё разнообразнее.

Эта причины, плюс финансовое благополучие сельских обществ, заслуги отдельных “основателей” — всё это привело к массовому появлению в Острогожском уезде ряда народных училищ.

Судьбы этих школ в чём-то очень похожи между собой: церковная караулка или наёмный дом в качестве помещения; солдат, священник или полуграмотная крестьянка в качестве учителя; десяток ребятишек разного возраста в качестве учеников.

Чётко организованной системы образования не было, училища имели разные, порой совершенно неприспособленные, условия для воспитания, подчинялись различным министерствам и ведомствам, зависели от нерегулярных капиталовложений меценатов и просто совестливых людей. Многие училища нуждались в книгах, мебели, более просторных: помещениях и в других необходимых мелочах.

Двадцатью четырьмя школами обогатился Острогожский уезд только в 1861 году. Десять из них были вынуждены прекратить свою работу уже через пять лет [10, 18].

В 1862 году в самом Острогожске существовали одно уездное и одно приходское училища, где обучались 80 мальчиков, в городе так же была одна частная женская школа, в которой учились

14 девочек. В уезде находилось 16 приходских сельских училищ ведомства государственных имуществ, обучалось в которых 985 мальчиков и 233 девочки, а в девяти училищах, находящихся в помещичьих имениях, проходили обучение 272 мальчика [11, 110].

Наблюдая за динамикой роста школ и учащихся в них, обращаешь внимание на то, что школы в

это время становятся необходимостью, но и важным делом было обеспечение нормальных условий для работы народных училищ, нужно также было создать единую систему контроля и финансирования их.

Созданные по закону 1864 года земские органы самоуправления должны были взять на себя основную тяжесть забот о местной хозяйственной и культурной жизни, о подъёме народного образования и здравоохранения. Положение о земских учреждениях 1864 года отводило земству в деле народного образования довольно своеобразную функцию.

Попечение о школах уезда относилось к числу необязательных ролей, хотя одновременно земским органам указывалось на обязательное финансирование народного просвещения. Подбор преподавательских кадров, контроль за школами, общая организация учебного процесса были возложены на училищные советы, формируемые из выборных земских представителей. Земские учреждения не имели ассигнований от правительства, поэтому обладали правой взимать на необходимые нужды (больница, школа, дороги и т.д.) земские сборы с местного населения.

В 1866 году начал свою работу училищный совет при Земском собрании Острогожского уезда. Обследование существовавшего положения народного образования в уезде дало неутешительную информацию. Материальная база ряда училищ была на очень низком уровне, не хватало школьной мебели, не хватало средств на должное количество дров для отопления, ощущался резкий дефицит помещений и квалифицированных преподавательских кадров.

Приведу конкретный пример: в Екатериновской слободе местные причетник, практиковавший обучение крестьянских детей, одновременно отдал своих собственных в соседнее Колыбельское училище, реально осознавая низкий уровень своих учительских способностей [10, 26].

К 1866 году Острогожский уезд имел 50 начальных школ, в которых числились 60 учителей и 4 учительницы. В данных училищах проходили обучение 2075 мальчиков и 356 девочек [10, 3]. Училищный совет немного необдуманно выделил в том же году на финансирование этих школ 5025 рублей [10, 4]. Выделил, а уж затем пожалел об этом. Дело в том, что последующие проверки показали факт существования многих учебных заведений и преподавателей только на бумаге, хотя материальная помощь ими получалась с завидной регулярностью.

Наученный горьким опытом училищный совет, с целью знакомства с действительными нуждами школ и контролем за выделенными средствами, разделил все реально существующие училища в уезде на шесть участков, которые должны были периодически посещаться двумя членами совета. Естественно, что уже в ходе первого объезда школ уезда были выявлены десятки нарушений.

Итог для “школ-невидимок” был неутешительный: только 35 школам из 43 действительно существовавших в 1867году в Острогожском уезде было выдано земское пособие. Осознавая возможные затраты, училищный совет ещё в 1868 году объявил

о предоставлении земского пособия тем школам уезда, которые со стороны сельских обществ будут обеспечены необходимым помещением, отоплением и солидным числом учащихся.

С каждым годом сумма пособия возрастала, а с 1869 года совет изменил порядок выдачи денег. Теперь они передавались не в распоряжение волостных правлений, как это было до сих пор, а непосредственно тем лицам или же их доверенным, кому следовало получить плату. Жалование преподавателям составляло 100 рублей в год, а их помощникам 60 рублей [10, 5].

К 1870 году ассигнование земства начальным училищам составило 6957 рублей, а в 1871 году возросло до 8857 рублей. Одновременно училищный совет увеличил жалование учителям, окончившим семинарию, и теперь оно составляло 180 рублей в год. Неожиданные посещения членами совета школ уезда дало также свои плода. Отлучка и неаккуратное посещение училищ преподавателями, столь обыкновенные в прежнее время, сделались редкими, исключительными явлениями. Сумма же пособия постоянно возрастала: 1873 г., — 7967 рублей, 1874 г. — 8500 рублей, 1875 г. — 11000 рублей и т.д. [10, 7]. Число самих народных училищ в Острогожском уезде также ежегодно росло.

Знаменательное событие произошло в Острогожске 10 января 1864 года. После долгих ожиданий было открыто женское училище для девочек всех сословий. Острогожское женское училище было разделено на два отделения: в первом — дети, только начинающие учиться грамоте, во втором уже умеющие читать и писать. Занятия в училище продолжались утром с 9 до 12 часов, после обеда летом с 15 до 18 часов, зимой с 14 до 16 часов, ежедневно, кроме воскресений и праздничных дней. Плата за обучение детей в училище назначена советом в размере пяти рублей в год с каждой

ученицы, с внесением оплаты за полгода вперёд. Беднейшие и сироты имели право обучаться бесплатно.

В Острогожском женском училище преподавались: Закон Божий, русский язык (чтение и письмо), арифметика, география, история (преимущественно отечественная), рукоделие [6, 10]. В день открытия училища учениц было всего пять, но уже к 1 июля 1864 года их число увеличилось до 50 учащихся девочек [6, 11].

Постепенно в ведение земств переходили некоторые церковно-приходские школы, школы волостных и сельских обществ, многие так называемые вольные крестьянские школы. В 1867 году земствам были переданы начальные училища министерства государственных имуществ. Все эти начальные народные школы содержались на совместные средства крестьянских обществ и земства. Примечательно и то, что процент грамотных в Острогожском уезде начал свой активный рост именно в годы деятельности местных земских органов.

Общее число жителей Острогожского уезда в 1848 году составляло 81370 человек, притом, что учащихся было всего 790 (включая 24 женского пола) — то есть 0,9 % или 1 к 103 [5, 11]. Ситуация в 1874 году заметно улучшилась, жителей в этом году в Острогожском уезде проживало 61029 человек (границы уезда значительно изменились), а учащихся было уже 2994 (включая 555 — женского пола) — то есть уже 4,9 % или 1 к 20 [8, 14].

Увеличение числа педагогов со средним образованием дало возможность заменить буквослага-тельный способ обучения звуковым. Регулярное посещение школ членами училищного совета заставляло учителей более ответственно относиться к выполнению своих обязанностей. Ушли в прошлое те времена, когда преподаватели, исправно получая зарплату, злостно не посещали место своей работы. Примечателен случай, когда учитель истории и географии Острогожского уездного училища пропустил в 1865—1866 учебном году 248 из 364 своих уроков, го есть около 68 % занятий [7,5].

В 1880 году было принято предложение попечителей Колыбельского сельского училища, в том числе местного землевладельца В. Е. Тевяшова, и Острогожское земство постановило, — обучение детей во всех земских школах сделать бесплатным [13, 207].

В конце восьмидесятых годов Острогожское земство через ряд постановлений нормализовало

обстановку в народном образовании уезда. В 1887 году собрание утвердило предложение управы о делении жалованья учителям на три разряда: 1) 240 рублей, 2) 180 рублей, 3) 120 рублей в год.

К первому разряду относились педагоги: (только мужчины), работающие в давно существующих школах, где сельские общества обязались вносить на нужды школы по 80 рублей в год в распоряжение управы. Учителя и учительницы с окладом 180 рублей в год назначались в школы, где сельские общества будут исправно платить также 80-ти рублёвый взнос ежегодно. Третий разряд относился к школам, где общество представляло лишь помещение для училища, отопление и квартиру учителям.

Так как до 1886 года размеры жалованья учителям определялись по образовательному цензу и по числу лет педагогической работа в уезде (через каждые пять лет учитель получал надбавку 50 рублей в год), то собрание постановило оставить зарплату таким учителям в прежнем размере, независимо от школы.

Собрание 1888 года утвердило предложение управы о выдаче пособий, кроме церковно-приходских школ, частным школам грамоты, которых в уезде к тому времени было 50. Кроме того, собрание постановило: 1) выдавать учителям по 50 рублей за каждого ученика одноклассной сельской школы, подготовленного им и сдавшего экзамен на сельского учителя; 2) просить училищный совет о представлении собранию ежегодных списков учителей, достойных пособий, на что и выделить 300 рублей в год; 3) предоставить право училищному совету распределять между законоучителями деньги, выделенные им на содержание; 4) выдать учителям и их помощникам (получающим месячные, а не годовые оклады) зарплату с 1 октября по

1 апреля [13, 208].

К 1891 году в Острогожском уезде функционировали 92 школы, из которых чисто земских было 51. Общее число учащихся было 7395 человек (причём 5164 человека учились в школах земских) [12, 76]. Деятельная работа острогожских органов местного земского самоуправления позволила протеканию нормального образовательного процесса, его качественному росту.

Несмотря на различия в создании и развитии начальных школ Острогожского уезда, можно выделить и некоторые общие черты. Длительное функционирование школ напрямую зависело от материальных условий, прежде всего от заинтересованности земских органов самоуправления и местного населения.

Наряду с официальными училищами продолжали существовать и частные преподаватели, труд которых пользовался спросом на протяжении длительного времени. Что касается почина при открытии школ, то он исходил от разных по своему происхождению и положению людей. Это мог быть и обычный крестьянин, и зажиточный землевладелец. Инициативы появлялись и от сельских обществ, желавших поднять уровень грамотности в своей слободе.

Правильно созданная земством система позволяла школам нормально работать, среди них появилась естественная конкуренция, направленная не на разрушение, а на улучшение условий учёбы для учащихся и труда для учителей. “Сильные” училища с хорошей материальной базой и квалифицированными преподавателями процветали, “ненужные” для собственных обществ и населения закрывались.

Острогожская земля дала миру многих замечательных людей. В Острогожске родились великий русский художник И. Н. Крамской, писательница Е. М. Милицина, пилот-астронавт П. Ф. Федосе-енко, здесь учились поэт С. Я. Маршак и лётчик-космонавт А. В. Филипченко. В 1816—1818 гг. в городе бывал поэт-декабрист К. Ф. Рылеев.

H. Г. Чернышевский писал: “Просвещение приносит народу и благосостояние, и могущество, оно доставляет человеку такое душевное наслаждение, с которым ничего не может сравниться’’ [14, 311]. Величие культуры Острогожска и в целом Воронежского края на практике доказывает правильность этих слов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Веселовский Г. Из истории частных школ в Воронеже // Русский вестник. 1864. № 6.

2. Воронежский край 18 века в описаниях современников. Воронеж. 1992.

3. ГАВО, ф. 24, оп. 4, д. 2.

4. ГАВО, ф. 64, оп. 1, д. 46.

5. ГАВО, ф. 64, оп. 1, д. 99.

6. ГАВО, ф. 64, оп. 1, д. 210.

7. ГАВО, Ф. 64, оп. 1, д. 221.

8. ГАВО, ф. 64, оп. 1, д. 378.

9. Константинов Н., Струминский В. Очерки по истории начального образования в России. М. 1949.

10. Народное образование в Острогожском уезде. С планами школ и картою грамотности. Воронеж. 1887.

11. Памятная книжка Воронежской губернии на 1663—1864 гг. Воронеж. 1864.

12. Памятная книжка Воронежской губернии на 1894 год. Воронеж. 1894.

13. Пыльнев Ю.В., Рогачёв С.А. История школы и народного просвещения Воронежского края 18 — начало 20 века. Воронеж. 1999.

14. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т. 3. М. 1934—1956.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.