ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2017. №4(50)
ПЕДАГОГИКА
УДК 37.013.32
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
© Светлана Дресвянина
TEXT ACTIVITIES AS A MEANS OF DEVELOPING LEARNERS' SPEECH
Svetlana Dresvjanina
The article studies text activities in the lessons of Russian and clarifies current requirements for the level of the oral and written speech development in students. The Federal State Educational Standard of General Secondary Education describes the learners' ability to perform text activities as a priority, for it is a decisive factor in the formation of their linguistic identity. The article presents a set of methods and techniques for analyzing essay texts. Special attention is paid to individual-authorial organization of statements in essays at the level of composition and speech. The article also substantiates the choice of essays used in teaching this genre to students and provides practical recommendations for analyzing the titles of essays and defining their genre characteristics as well as samples of analysis of texts written by modern authors: A. Kostunina's "Compassion" and Z. Prilepin's "Philistinism, Nice and Consistent: On the Inner Canary." We clarify the concepts of "speech act", "communicative and moral maxims" with respect to lyrical essays. The conclusion is made that the dialogical process with the text should have a positive impact on spiritual and moral shaping of school students' personality. The article presents the findings of the conducted experiment. By encouraging students to perform specially designed essay activities we develop their communicative culture.
Keywords: text, speech development, communication skills, teaching essays, text of the essay, features of the essay genre, speech act.
Статья посвящена проблеме работы над текстом на уроках русского языка. Уточняются современные требования к уровню развития устной и письменной речи обучающихся. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования умение работать с текстом обозначено приоритетным направлением. Деятельность учащихся на основе текста является решающим фактором формирования языковой личности. Представлен комплекс методов и приемов по анализу текстов эссеистики. Особое внимание уделено работе с индивидуально-авторскими особенностями организации высказывания в жанре эссе на уровне композиции и речевого оформления. Обоснован выбор литературных текстов эссе при обучении этому жанру школьников. Даны практические рекомендации по анализу названий эссе, определению его жанровых признаков. Приведены примеры анализа текстов современных авторов А. Костюнина «Сострадание» и З. Прилепина «Мещанство приятное и последовательное: о внутренней канарейке». Уточняются понятия «речевой поступок», «коммуникативно-нравственные максимы» относительно текстов эссе. Делается вывод, что процесс «общения» с текстом должен оказывать положительное влияние на духовно-нравственное становление личности школьника. Доказательно представлены данные проведённого эксперимента. Вовлеченность обучающихся в специально разработанную деятельность по работе с текстом в процессе обучения эссе способствует развитию коммуникативной культуры старшеклассников.
Ключевые слова: текст, развитие речи, коммуникативные умения, обучение эссе, текст эссе, признаки жанра эссе, речевой поступок.
В основу современного преподавания русского языка положен текстоцентрический принцип. Значимость обучения школьников работе над текстом отражена в федеральных государственных стандартах нового поколения. В соответствии с ФГОС среднего общего образования тре-
бования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы отражают «<...>владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; <...> способность выявлять в художествен-
ных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях <...>» [Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.)]. Текст рассматривается как ключевое понятие в преподавании русского языка и литературы.
Методика развития речи школьников на основе анализа литературных текстов была разработана в исследованиях ученых-методистов и реализована в практике школьного преподавания. Отечественные ученые-методисты (Л. И. Поливанов, М. М. Бахтин, Т. А. Лыдыженская, Н. А. Ипполитова, Н. С. Болотнова, Л. И. Величко, В. Н. Мещеряков, Л. Г. Антонова, Т. М. Вои-телева, Н. Л. Карнаух, Т. М. Пахнова, Т. А. Кал-ганова, З. И. Курцева и др.), учителя-практики говорят о необходимости систематической работы с текстом при изучении дисциплин гуманитарной направленности. Так, Н. С. Болотнова пишет: «Вне успешного освоения текстовой деятельности невозможно эффективное общение личности в целом. Степень владения текстовой деятельностью (умение порождать тексты и понимать их) является одним из главных показателей общей культуры человека» [Болотнова, с. 6]. В процессе работы с текстом создается речевая среда, способствующая воспитанию, развитию каждого ученика как языковой личности [Караулов].
В работах Т. А. Ладыженской [Ладыженская], Л. И. Величко [Величко], Л. Г. Антоновой [Антонова], Т.М. Воителевой [Воителева] и др. подчеркивается необходимость текстовой деятельности (анализ, интерпретация, создание собственного речевого высказывания и т. п.) для формирования коммуникативных умений обучающихся. Т. А. Ладыженская отмечает, что неотъемлемой частью подготовки к сочинению является процесс собирания материала по книге. Работа с разнообразными источниками, в том числе и с текстом, дает возможность отобрать «самый яркий и убедительный материал» [Ладыженская, с. 88]. Т. М. Пахнова считает, что комплексная работа с текстом чрезвычайно важна на этапе подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку [Пахнова, с. 3].
Н. А. Ипполитова в книге «Текст в системе обучения русскому языку в школе», анализируя различные подходы к использованию текста на уроках русского языка, показывает пути реализации в школьной практике принципа изучения единиц языка на текстовой основе. Она уточняет, что все языковые явления «интересны и значимы
не только сами по себе, являясь фактами такой уникальной системы, как язык, но и в качестве компонентов любого текста, который создается или воспринимается в ходе коммуникации» [Ип-политова, с. 3]. По мнению методиста, систематическая работа с текстом способствует развитию коммуникативных умений школьников, совершенствованию их речевой деятельности: «Словом, текст обнаруживает новые свойства изучаемых языковых единиц и представляет учащимся высший уровень их познания, открывающий путь к совершенствованию речевых умений и навыков» [Там же, с. 4].
Связный текст является основной дидактической единицей не только для осмысления признаков текста как единицы языка, но и для всестороннего изучения языковых явлений, для понимания филологии как науки в целом. «Сам процесс „общения" с текстом - это учебная деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений, которые связаны с постижением удивительной науки - филологии <...>» [Русский язык и литература. 10-11 классы, с. 6-7].
Понимание и интерпретация текста - процесс творческий, требующий интеллектуальных, нравственных усилий. При этом обучающиеся приобретают и развивают исследовательские навыки, совершенствуют коммуникативные умения: учатся рефлексировать, выражать собственную точку зрения на проблему, приводить аргументы. Об этом пишет М. М. Бахтин: «Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления» [Русская словесность, с. 227]. Безусловно, работа обучающихся с текстом является решающим фактором формирования коммуникативной личности.
В курсе преподавания русского языка используются тексты разных стилей и типов речи. Содержание их направлено, прежде всего, на духовно-нравственное становление личности обучающегося, на воспитание талантливого читателя, способного думать и рефлексировать. Практика показывает, что на едином государственном экзамене по русскому языку выпускники испытывают затруднения в написании сочинения части С, в котором требуется выявить проблему текста, прокомментировать ее; сформулировать личную позицию по вопросам, предложенным автором; привести аргументы, подтверждающие собственную точку зрения. В то же время комплексная работа с текстом дает возможность реализовать на уроках межпредметные связи, установить взаимосвязь между имеющимися знаниями обучающихся и новым материалом.
Чрезвычайно важна работа с текстом при обучении написанию жанровому сочинению, в том числе эссе. Возникает необходимость познакомить школьников с образцами изучаемых жанров (рассказа, эссе, письма, очерка, слова и т. п.). При этом особая роль принадлежит образцовым текстам, «анализ и усвоение которых будет содействовать совершенствованию языка учащихся при употреблении его в изложении собственных мыслей» [Ипполитова, с. 28].
Цель нашего исследования - обосновать необходимость работы с текстом при обучении написанию сочинения-эссе.
В 2014-2017 гг. в рамках диссертационного исследования «Формирование коммуникативных умений старшеклассников при обучении жанру эссе» была организована экспериментально-опытная работа, в процессе которой использовались различные тексты эссеистики.
Выбор произведений для анализа обусловлен важностью и необходимостью знакомить с эссе на образцовых текстах. В опыте обучения старшеклассников написанию сочинения в жанре эссе проводится анализ следующих текстов: М. И. Цветаевой «Мой Пушкин», «Два слова о театре»; И. Ф. Анненского «Книга отражений»; В. Розанова «Уединенное»; А. Битова «Воспоминания о Пушкине», «Эссе о так называемых неприятных словах»; В. Набокова «Николай Гоголь»; С. Залыгина «Мой поэт»; К. Паустовского «Чехов»; Ф. Искандера «Слово о Пушкине»; Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»; Д. Гранина «О милосердии»; Д. Л. Быкова «Календарь. Разговоры о главном»; А. Костюни-на «Сострадание»; З. Прилепина «Мещанство приятное и последовательное: о внутренней канарейке» и др.
При отборе текстов учитываются прежде всего возрастные особенности старшеклассников, особенности социокультурной среды. Кроме того, принимаются во внимание пожелания их. Темы представленных литературных образцов должны быть актуальными, интересными, побуждать к размышлениям и диалогу. Для большинства школьников важен факт популярности текстов в Интернете, на телевидении, в средствах массовой коммуникации. В этом случаем мы говорим о своеобразном неформальном «рейтинге» текстов эссеистики. В частности, современные авторы (Д. Быков, З. Прилепин, А. Костюнин) оказались в числе «самых востребованных» у школьников. По их мнению, в произведениях этих авторов «есть, о чем поразмышлять», показана «жизнь как она есть», «картинка дня», «портрет с нас самих». Берется во внимание также читательский опыт школьников. Многие тек-
сты эссеистики знакомы им по школьной программе, посвящены известным людям, поднимают нравственные, морально-этические проблемы, настраивают на позитивное восприятие жизни (М. Цветаева «Мой Пушкин», Ф. Искандер «Слово о Пушкине», Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» и др.).
Деятельность старшеклассников по работе с текстом включает анализ названий эссе, определение его литературных форм, сопоставление с близкими по форме жанрами, узнавание разновидностей эссе, определение жанрообразующих признаков; выявление способов постижения действительности и средств художественной выразительности, которые избирают те или иные авторы; видение оригинальности замысла писателя, знакомство с приемом ассоциации при создании текста эссеистики.
В процессе анализа названий эссе школьникам предлагается определить, отражают ли заголовки личность автора, его мысли и чувства. Обращаем внимание на языковую формулу заголовка, на связь названия и смысла авторской позиции. Просим обучающихся дать не только краткое толкование названия, но и привести примеры ассоциаций, которые возникают при первом восприятии заголовка.
Анализируя заглавия эссе, старшеклассники рассуждают на уровне предположений. Так, названия эссе М. Монтеня «О совести», «О добродетели», «О стойкости», «О педантизме», «О жестокости», «Трусость - мать жестокости» и др. прямо указывают на «лучшее и отталкивающее в человеке». В эссе И. Бродского «Похвала скуке» есть «тонкая ирония». Вероятно, автор «не приемлет скуку», «он творческая личность», «говорит с позиций стороннего наблюдателя». По мнению обучающихся, эссе «с непривычными названиями хочется сразу почитать». Делаем вывод, что заглавия лишь приблизительно отражают содержание эссе, часто не связаны с темой текста. Отмечаем важность названия для понимания оригинальной авторской идеи, особенностей мыслительного процесса эссеиста.
Следующим этапом станет определение места эссе в жанровой системе. Уточняем, что эссе, сохраняя жанровую самостоятельность, «только тогда остается собой, когда непрестанно пересекает границы других жанров» [Эпштейн, с. 11]. Н. Л. Карнаух в работе с жанром эссе предлагает использовать не только эссеистику, но и близкие по форме жанры (слово, письмо, стихотворение в прозе и др.): «Обучение должно строиться на основании комплексного анализа текстов различных жанров» [Карнаух, с. 214]. В нашем опыте проводится сравнительный анализ текстов одно-
го автора: текста «Цветы из стружек» из книги «Золотая роза» и очерк «Мой дом» из книги «Мещерская сторона» К. Г. Паустовского; сравнительный анализ текстов разных авторов: Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» и переписка Л. Н. Толстого и А. А. Фета; сравнительный анализ текстов на одну тему, написанных разными авторами: М. И. Цветаевой «Мой Пушкин», А. Битовым «Воспоминания о Пушкине», Ф. Искандером «Слово о Пушкине» и критические статьи В. Г. Белинского (статьи 1, 9) о творчестве А. С. Пушкина и др. Данная работа помогает обучающимся осмыслить специфические особенности жанра эссе, определить его место в жанровой системе. Признаки сходства и различия эссе и очерка, эссе и письма, эссе и слова и т. п. обязательно структурируются и оформляются в таблицу. Выбор текстов для сравнительного анализа связан, прежде всего, с тематикой поднимаемых в них проблем. Например, в эссе Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» и переписке Л. Н. Толстого и А. А. Фета, несмотря на разную форму представления, поднимаются актуальные вопросы современности, делается акцент на морально-этической стороне проблем.
В последнее время методисты, учителя-практики все чаще обращают внимание на содержание современного текста, на его подтекст, который направлен на создание определенной позиции читающего, слушающего, не всегда сообразной категории морали, нравственности. Безусловно, процесс «общения» с текстом должен иметь воспитывающий характер, оказывать положительное влияние на духовно-нравственное становление личности школьника. З. И. Кур-цева говорит о речевом поступке применительно не только к речи говорящего, но и к письменному высказыванию: «Речевой поступок - это намеренно созданное высказывание, отражающее нравственную позицию коммуниканта <. >, цель которого - воздействовать на адресата в кризисной ситуации общения (повлиять на его мнение, на его отношение к чему-либо или кому-либо, на принятие им решения и т.п.)» [Курцева, с. 71]. По мнению ученого, любой «достойный» речевой поступок (текст) должен содержать «коммуникативно-нравственные максимы» [Там же, с.73].
С целью обучения школьников эссе на текстах, содержащих нравственные аспекты, на этапе анализа литературных образцов знакомим обучающихся с текстами современных авторов З. Прилепина, А. Костюнина и др.
Небольшие по объему эссе А. Костюнина «Сострадание» и эссе З. Прилепина «Мещанство
приятное и последовательное: о внутренней канарейке» поднимают важную, с точки зрения старшеклассника, тему «души». Старший школьный возраст характеризуется состоянием самоопределения - личностного, профессионального, социального. Естественной потребностью для старшеклассника становится желание познать себя, свой внутренний мир.
Обращаем внимание на заголовки эссе. Если в первом случае школьники единогласны в том, что название эссе А. Костюнина «Сострадание» прямо указывает на основную идею текста, то во втором случае (З. Прилепин «Мещанство приятное и последовательное: о внутренней канарейке») «нельзя окончательно сказать, о чем пойдет речь». Отмечается особая роль первой и последней строки в представленных текстах. Учащиеся приходят к выводу, что в обоих текстах нет, как таковых, традиционных для школьного сочинения вступления и вывода, «начало и концовка мало связаны друг с другом». Уточняем жанро-образующие признаки эссе: свободная композиция, оригинальное начало, неожиданные сцепления, парадоксальный вывод и т. д. Тема эссе не претендует на исчерпывающий ответ, является лишь началом диалога с читателем и с самим собой. В обоих текстах видна индивидуальность пишущего, его «внутренняя позиция». Оригинальная авторская идея требует художественного воплощения. Обращаем внимание обучающихся на изобразительно-выразительные средства, синтаксическую организацию, которые используют те или иные авторы эссе.
Размышления авторов о «душе и разуме», о сострадании приводят старшеклассников к собственным самостоятельным высказываниям. Они демонстрируют противоречивые суждения о современной жизни: «о сострадании и милосердии», «о бездуховности современного человека», «о внутреннем непоследовательном мещанстве» и т. п. Это еще раз доказывает, что содержание эссе должно вызывать дискуссию, желание высказать собственную точку зрения.
Необходимым элементом эссе является прием ассоциации. Важно научить обучающихся осмысливать сравнения, подобия, аналогии, важные для построения текста. Так, отмечается оправданность употребления в эссе А. Костюнина уподобления «наших поступков» с «лягушкой на дне колодца». Для автора важно «пробудить сострадание именно в нас самих». В эссе З. Приле-пина «Мещанство приятное и последовательное: о внутренней канарейке» поражает «открытость» повествования, искреннее желание рассказчика «защитить мещанский уголок с канарейкой». Привлекает внимание яркая метафора «внутрен-
няя канарейка», которая в данном контексте приобретает иной смысл - «символ семейного счастья и защищенности». Безусловно, данный сравнительный анализ может обогатить читательский опыт современного школьника.
Особенностью жанра эссе являются различные способы представления мира: философского, художественного, научного, религиозного и т. п. В нашем опыте проводится анализ литературно-критических эссе М. И. Цветаевой «Мой Пушкин», Ф. Искандера «Слово о Пушкине», С. Залыгина «Мой поэт», К. Паустовского «Чехов», В. Набокова «Николай Гоголь», В. Непомнящего «Читая «Страшную месть», А. Битова «Воспоминания о Пушкине» и др. Выбор для анализа литературно-критического эссе обусловлен широкой представленностью данного вида в литературе. В подобном жанре в большинстве своем пишут сочинения школьники, если тематика работ связана с критической оценкой или интерпретацией художественных произведений. Работа по анализу литературно-критического эссе направлена на выявление особенностей данного вида письменного высказывания: определение специфических признаков жанра эссе, видение оригинальности авторского замысла, выявление средств художественной выразительности и т. д .
Промежуточная проверка в форме анализа текста Д. С. Лихачева «Самое большое» из книги «Письма о добром и прекрасном» показала сформированность у старшеклассников ключевых умений, связанных с анализом текста эссеи-стики: умение выявлять специфические признаки жанра на конкретных примерах, определять его литературные формы, узнавать виды эссе и т. п.
Заключительный этап предполагает анализ образцов сочинений учащихся прошлых лет и написание творческих работ. Хотя данный этап предполагает, в основном, рецензирование и создание письменных высказываний в разных жанрах (эссе, эссеистические миниатюры, построенные на ассоциациях, письма от лица литературного героя и т. п.), целесообразным будет продолжить работу по анализу текстов эссе. Возникает необходимость закрепить у обучающихся имеющиеся знания о жанре эссе. Использование элементов анализа текста при обучении написанию сочинения в жанре эссе возможно на образцах, необычных по содержанию, композиции, содержащих ассоциативные связи, авторские средства выразительности.
Предлагаем для анализа текст из книги В. Розанова «Уединенное». «Удивительно противна мне моя фамилия», - начинается эссе. Очевидно, что автор пишет обо всем, о чем думает в дан-
ный момент. Старшеклассники отмечают особую интимность повествования, личностное восприятие темы, свободное изложение. Текст насыщен яркими изобразительными средствами, авторскими комментариями. Просим обучающихся понаблюдать за «жизнью своей души» в течение дня и выразить письменно свои мысли «по типу Розанова». Последующий анализ сочинений показал, что в работах учащихся, написанных в разных жанрах, проявляется индивидуальный авторский стиль, выраженный в неожиданном названии эссе, в оригинальном толковании проблемы, в свободной композиции и т. д.
Разумеется, работа с текстом в процессе обучения эссе должна быть последовательной и систематической. Только в этом случаем мы можем говорить об эффективности предложенной модели обучения. Включенность старшеклассников в специально разработанную деятельность по работе с текстом в процессе обучения эссе способствует эффективному развитию коммуникативных умений старшеклассников, их общей речевой и коммуникативной культуры.
Предлагаемые рекомендации по анализу текстов эссеистики могут быть включены в систему общих рекомендаций по организации и проведению уроков развития речи в старших классах средней общеобразовательной школы. Они могут рационально и эффективно дополнять имеющуюся систему подготовки к созданию сочинения на этапе итоговой аттестации по русскому языку (части С ЕГЭ).
Список литературы
Антонова Л. Г. Письменный текст и коммуникативный аспект подготовки // Русский язык в школе. 2009. №3. С. 29-31.
Болотнова Н. С. Филологический анализ текста : учеб. пособие. 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. 520 с.
Величко Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1983. 128 с.
Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Филол. образование» и специальности «Рус. яз. и лит.». М.: Дрофа, 2006. 319 с.
Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб пособие для студентов пед. вузов. М.: Флинта, Наука, 1998. 176 с.
Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 5-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2006. 264 с.
Карнаух Н. Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. / Н. Л. Карнаух, И. В. Щербина. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003. 320 с.
Курцева З. И. Речевой поступок. // Русская словесность. 2004. № 5. С. 69-73.
Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. 255 с.
Пахнова Т. М. Комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в IX классе // Русский язык в школе. 2010. № 1. С. 3-8.
Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. Под редакцией проф. В. П. Нерознака. М.: Academiia, 1997. 320 c.
Русский язык и литература. 10-11 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Е. И. Харитонова. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2015. 167 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: Шр://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 23.07.17)
Эпштейн М. Н. Все эссе. В 2 т. Т. 1. В России Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 544 с.
References
Antonova, L. G. (2009). Pis'mennyi tekst i kommuni-kativnyi aspekt podgotovki [Written Texts and Communicative Aspects of Training]. Russkii iazyk v shkole. No. 3, pp. 29-31. (In Russian)
Bolotnova, N. S. (2009). Filologicheskii analiz tek-sta: ucheb. posobie [Philological Analysis of the Text: A Study Guide]. 520 p. Moscow, Flinta: Nauka. (In Russian)
Epshtein, M. N. (2005). Vse esse. V 2 t. [All Essays. In Two Volumes. ]. T. 1. 544 p. Ekaterinburg, U-Faktoriia. (In Russian)
Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego obshchego obrazovaniia (10-11 kl.) [Federal State Educational Standard (Forms 10-11)]. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/2365 (accessed:
23.07.17). (In Russian)
Ippolitova, N. A. (1998). Tekst v sisteme obucheniia russkomu iazyku v shkole: Ucheb posobie dlia studentov ped. vuzov [Text in the System of Teaching the Russian
Дресвянина Светлана Дмитриевна,
аспирант,
Вологодский государственный университет, 160000, Россия, Вологда, Ленина, 15. Dr_svetlana@mail.ru
Language at School: A Study Guide for Students of Pedagogical Universities]. 176 p. Moscow, Flinta: Nauka. (In Russian)
Karaulov, Iu. N. (2006). Russkii iazyk i iazykovaia lichnost'. [The Russian Language and a Linguistic Personality]. Izd. 5-e, stereotipnoe. 264p. Moscow, Kom-Kniga. (In Russian)
Karnaukh, N. L. (2003). Pis'mennye raboty po literature. 9-11 kl [Written Works in Literature. Grades 9-11]. 320 p. Moscow, Drofa. (In Russian)
Kharitonova, E. I. (2015). Russkii iazyk i literatura. 10-11 klassy : rabochie programmy : uchebno-metodicheskoe posobie. [Russian Language and Literature. Forms 10-11: Curricula: A Guide Book]. 2 izd, stereotip. 167 p. Moscow, Drofa. (In Russian)
Kurtseva, Z. I. (2004). Rechevoi postupok [A Speech Act]. Russkaia slovesnost', No. 5, pp. 69-73. (In Russian) Ladyzhenskaia, T. A. (1975). Sistema raboty po raz-vitiiu sviaznoi ustnoi rechi uchashchikhsia [The System of Work on the Development of Coherent Oral Speech in Students]. 255 p. Moscow, Pedagogika. (In Russian)
Neroznak, V. P. (1997). Russkaia slovesnost'. Ot teorii slovesnosti k strukture teksta. Antologiia [Russian Literature. From the Theory of Literature to the Structure of Text. An Anthology]. 320 p. Moscow, Academiia. (In Russian)
Pakhnova, T. M. (2010). Kompleksnaia rabota s tek-stom kak put' podgotovki k itogovoi attestatsii v IX klasse [Comprehensive Text Activities as a Way of Preparation for the Final Examination in Grade Nine]. Russkii iazyk v shkole, No. 1, pp. 3-8. (In Russian)
Velichko, L. I. (1983). Rabota nad tekstom na uro-kakh russkogo iazyka [Text Activities in Lessons of Russian]. 128 p. Moscow, Prosveshchenie. (In Russian)
Voiteleva, T. M. (2006). Teoriia i metodika obucheniia russkomu iazyku : ucheb. posobie dlia studentov vuzov, obuchaiushchikhsia po napravleniiu "Filol. obrazovanie" i spetsial'nosti "Rus. iaz. i lit." [Theory and Methodology of Teaching the Russian Language: A Textbook for University Students of Philology]. 319 p. Moscow, Drofa. (In Russian)
The article was submitted on 11.10.2017 Поступила в редакцию 11.10.2017
Dresvjanina Svetlana Dmitrievna,
graduate student, Vologda State University, 15 Lenin Str.,
Vologda, 160000, Russian Federation. Dr_svetlana@mail. ru