МРНТИ 18.41.51 УДК 786.2
DOI:10.56032/2523-4684.2022.4.4.27
А.Е. Нурпеисова1 Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)
РАБОТА НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ В
КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
При подготовке данной темы автор раскрывает проблему работы над художественным образом, затрагивает те моменты, которые вызывают затруднения у обучающихся. Изучение трудов по методике помогает подкрепить и обогатить понимание ряда вопросов, возникающих перед педагогом в процессе изучения произведения с обучающимися, привести примеры анализа, наблюдений из собственной практики.
Ключевые слова: фортепиано, хореография, музыка, музыкальный образ, выбор репертуара.
А.Е. Нурпеисова1 1 Казак улттык хореография академиясы (Астана, Казакстан)
ХОРЕОГРАФИЯЛЫК МЕКТЕП ОКУШЫЛАРЫМЕН ФОРТЕПИАНО СЫНЫБЫНДА КОРКЕМ ОБРАЗ БОЙЫНША Ж¥МЫС
Аннотация
Осы такырыпты дайындау кезiнде автор кэркем турде жумыс iстеу мэселеан ашады, студенттерге киындык тудыратын сэттердi козFайды. Эдiстеме бойынша енбектердi зерттеу мYFалiмнiн алдында туындыны окушылармен б'1рге зерттеу барысында туындайтын бiркатар мэселелердi туанудi ныFайтуFа жэне байытуFа, эз тэжiрибесiнен талдау, бакылау мысалдарын кел^руге кэмектеседi.
ТYЙ¡нд¡ сездер: фортепиано, хореография, музыка, музыкалык образ, репертуарды тандау.
A.E.Nurpeisova1 Kazakh National Academy of Choreography (Astana, Kazakhstan)
WORKING ON AN ARTISTIC IMAGE IN A PIANO CLASS WITH STUDENTS OF A CHOREOGRAPHIC SCHOOL
Annotation
In preparing this topic, the author reveals the problem of working on an artistic image, touches on those moments that cause difficulties for students. The study of works by the methodology helps to strengthen and enrich the understanding of a number of issues that arise before the teacher in the process of studying the work with the teaching staff, to give examples of analysis, observations from their own practice.
Key words: piano, choreography, music, musical image, choice of repertoire.
Введение. Процесс работы над художественным произведением представляет собой постепенное углубление в сущность исполняемого произведения, постепенное познание его содержания, его художественных образов, стилистических
особенностей. У обучающихся, обладающих различной степенью дарования, некоторый ряд качеств будет проявляться неодинаково. Это художественные качества: содержательность, проникновенность, артистичность и др. Также можно отнести такие качества, как красота звучания, тембровое богатство, нюансировка. В основе всех вышеназванных качеств лежат способности обучающегося - исполнителя. Если материалом для развития какого-либо технического качества могут быть специальные упражнения и этюды, то для развития художественных качеств инструктивный материал отсутствует. Вследствии чего мы должны понимать, что развивать чувство музыкального образа можно, постигая шаг за шагом сокровенный смысл и изучая законы музыки различных эпох, разных композиторских стилей. Знание традиций и бережное к ним отношение - это то, без чего не может существовать исполнительское искусство, также это надежная опора для педагога обучающегося.
Методы исследования. В данной статье использован сравнительно-сопоставительный метод исследования. Также исследовалась связь искусства
фортепианной игры со спецификой
хореографического искусства.
Обзор литературы по теме. По данной теме были изучены труды Л. Гинзбург «О работе над музыкальным произведением» [1], Н.Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано» [2], Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» [3], Н.Л. Ярмолович «Принципы музыкального оформления уроков классического танца» [4], А. Артоболевской «Первая встреча с музыкой» [5]. По изучению работы над музыкальным произведением я опиралась на труды Л. Гинзбурга «О работе над музыкальным произведением» [1] и Н.Любомудровой «Методика обучения игре на фортепиано» [2]. В книге Г.Нейгауза «Об искусстве фортепианной игры» [3], можно найти множество ценных цитат, универсальных для любого вида искусства, тем более всем известно, что музыка и танец взаимосвязаны. Этот труд является «настольной книгой» для каждого педагога-музыканта. Книга Л. Ярмолович «Принципы музыкального оформления уроков классического танца» [4] изучалась для более глубокого понимания специфики урока классического танца. Многие нотные примеры выбраны из сборника А. Артоболевской «Первая встреча с музыкой» [5]. Этот сборник очень удобен в работе с обучающимися в период их начального обучения.
Результаты исследования. Этапы работы. Работу над художественным образом можно условно разбить на три основных этапа. Условность эта зависит от индивидуальных различий обучающихся, от особенностей их природных данных, степени продвинутости и т.д. Условность касается и самого членения процесса, и длительности отдельных этапов.
Определяя в общих чертах сущность этих органично связанных между собой этапов, можно отметить, что первый из них посвящен созданию общего представления о пьесе, о ее основных художественных образах. Второй этап знаменует собой постепенное углубление в сущность изучаемого произведения. На этом этапе происходит
отбор и овладение средствами выражения, необходимыми для реализации его художественного содержания. Наконец, третий этап, подводящий итог всей предшествующей работы, приносит и качественно новое начало: художественное произведение получает законченное
исполнительское воплощение, требующее единство мысли и чувства. «Искусство есть мышление в образах» [1, с.9].
Выбор репертуара. Самое основное условие для успешного выступления обучающегося - правильный выбор репертуара. Хорошо подобранное с художественной и педагогической точки зрения музыкальное произведение - залог успешного выступления в концерте и в дальнейшем музыкальном развитии обучающегося.
Выбирая произведения, соответствующие способностям обучающихся, задачам данного этапа развития (художественного и технического), педагог, естественно, должен исходить из музыкального содержания этих произведений, яркости, конкретности и доступности их художественных образов.
Учебный процесс предусматривает
ознакомление обучающихся с музыкальными произведениями различных художественных стилей и эпох. Это способствует всестороннему развитию обучающегося и его художественного вкуса, развитию «чувства стиля».
Занимаясь с обучающимися хореографического отделения, нужно, в первую очередь, помнить, что хореография - это единство музыки и движения. И это направление нужно провести через все года обучения. Обучающийся должен понимать, что построить танцевальную комбинацию невозможно без знания строения музыкальной фразы. Важен также ритм, характер, к какой эпохе относится данная музыка. Занимаясь обучением фортепиано, обучающийся всесторонне развивается. Он знакомится не только с танцевальной музыкой и стилем - менуэт, вальс, полька, галоп, а также с вокальной музыкой - романс, песня.
В период начального обучения закладывается тот фундамент, на котором будет складываться дальнейшее развитие обучающегося. Предмет «Фортепиано» должен быть освоен обучающимся в полном объеме для приобретения знаний по специальности во время обучения и дальнейшей его работы. Приобретя данные навыки, обучающийся сможет проанализировать произведение, его окраску, гармонию, музыкальный размер.
«Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся, будь это ребенок, отрок или взрослый, должен уже духовно владеть какой-то музыкой: хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим ухом», - говорил Г.Г. Нейгауз [3, с.13].
Исполняемые произведения должны быть полноценными с этой точки зрения. С другой стороны, репертуар необходимо подбирать осторожно, таким образом, чтобы произведение было посильно обучающемуся в музыкальном отношении, чтобы его знания по возможности соответствовали той информации, которая в нем заложена. Очень опасно давать обучающемуся произведение, которое будет его музыкальному сознанию не по силам, которое выходит за «орбиту» его художественного понимания, превышает его звуковые представления. Преждевременное прохождение таких произведений может принести больше вреда, чем пользы.
При первом знакомстве с предметом «Фортепиано» необходимо выбирать произведения из сборников для начального обучения. На примере этих пьес обучающийся знакомится с основными законами построения фраз, приобретает технические навыки и слуховые гармонические представления. В начале необходимо выбирать материал, особенно доступный для понимания. Это произведения с понятным музыкальным образом, запоминающейся мелодией и удобной фактурой. Например:
КУРОЧКА
Умеренно, деловито И. ЛЮБАРСКИЙ
Рис. 1. Н.Любарский «Курочка»
Рис.2. Украинская народная песня «Ой ти. Д'1вчино»
Также можно включать в репертуар произведения разных танцевальных жанров, так как обучающиеся с ними знакомятся на уроках хореографии. Например:
МЕНУЭТ
Я. МОЦАРТ
Умеренно
Рис.3. Л. Моцарт «Менуэт»
Некоторые методические варианты. С
обучающимися хореографических школ для развития музыкальных впечатлений можно использовать метод рассказа после проигрывания какого-либо произведения педагогом. Например, можно сыграть следующее произведение:
БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ
П, ЧАЙКОВСКИЙ
Умеренно
ш «за.
Рис.4. П. Чайковский «Болезнь куклы»
Также можно использовать на уроках метод живописи. Обучающийся должен понять с помощью педагога, что чем светлее музыка, тем светлее цвет и
наоборот. Можно предложить нарисовать картину после прослушивания произведения, например:
дождик
С, Майкапар, Детская пьеса
Скоро
Рис.5. С.Майкапар «Дождик»
Следующий метод для развития понятия музыкального образа - это танец. К этому времени обучающиеся уже знают некоторые упражнения по хореографии и можно попросить исполнить какие-либо ритмические упражнения под танцевальную музыку:
Рис.6. А.Гречанинов «Вальс»
Рис.7. Д. Шостакович «Марш»
В работе с обучающимися хореографических школ при подборе репертуара важно всегда помнить и знать о том, что специфика танцора - это движение под музыку. Он должен двигаться и слышать аккомпанемент. И поэтому необходимо в репертуар включать ансамблевые произведения, даже если обучающийся будет исполнять совсем простую партию. В более старших классах можно подключать на вторую партию также обучающегося. Например «Немецкая песенка» из «Детского альбома» П.И. Чайковского:
Molto moderato. Весьма умеренно
левая рука Haà правой рукой
Рис.8. П.Чайковский «Немецкая песенка»
Для ознакомления с шедеврами классической музыки можно дать более легкое переложение. Например:
Утро
И s свои I ы " 11 t'|ï Гюн 1 *
<IH43-19V7)
[ а - J. j' — >
(\,f,r~\ г If m
Рис.9. Э.Григ «Утро»
Обязательным должно быть исполнение музыки из балетов, конечно же, более легкие переложения. Например:
56. ТАНЕЦ ЛЕБЕДЕЙ
1(3 Ou.lVTA .Лсврдиное одн?ро" *)
II. ЧАЙКОВСКИЙ
Рис.10. П.Чайковский «Танец лебедей» из балета «Лебединое озеро»
Важное место в учебном репертуаре составляет музыка композиторов Казахстана. Это произведения композиторов XX века:
Е. Брусиловского, Л. Хамиди, А. Жубанова. И более современных:
А. Исаковой, К. Дуйсекеева, Г. Жубановой, А. Абдинурова. Например, произведение Г. Жубановой «Легенда»:
2. ЛЕГЕНДА
Andante con molo
con Ped. marcato
VI '« - - 4 * -Ч - mf legato
L f- f- | f
Рис.11. Г. Жубанова «Легенда»
Заключение. Художественные задачи, стоящие перед учащимися на каждой из ступеней его
обучения, не должны превышать его возможностей и в то же время должны постоянно вести его вперед, способствовать его художественному росту.
Роль музыканта-педагога в процессе работы обучающегося над произведением очень велика. Роль эта видоизменяется в зависимости от одаренности, развития обучающегося. Начиная от выбора изучаемого произведения, заканчивая подготовкой к публичному выступлению, педагог несет огромную ответственность за все течение рассматриваемого процесса.
Выбор произведения, ознакомление
обучающегося с произведением, не только проигрывание, но и беседа о его стиле, содержании, форме и жанре, об авторе произведения и его эпохе. Прочтение произведения, изучение нотного текста, анализ и выбор средств выражения, подбор вспомогательного технического материала, творческое воплощение, публичное исполнение, наконец, последующее обсуждение - таковы основные этапы, связанные с изучением художественного произведения. Педагог помогает своему ученику в отборе тех или иных технических средств, направляет развитие и совершенствование исполнительских навыков и технических приемов, необходимых для воплощения ее художественных образов.
Высказывания известных музыкантов
применимы не только для одаренных детей. Мы знаем, что музыке учатся одаренные, и гениально одаренные, живые реальные люди.
Вспомним крылатое изречение выдающегося педагога и музыканта Г.Г. Нейгауза: «Самое главное у пианиста не постановка рук, а постановка головы!» [3, с.76]. Задача каждого учителя игры на фортепиано -всячески содействовать духовному росту учеников, обучать их на лучших образцах мировой музыкальной культуры. В работе необходимо видеть перспективу учебного года и даже перспективу всего учебного цикла обучения, хотя бы в общих чертах. Это едва ли не самое главное в педагогической работе. Известно,
что от общего к частному идти проще, чем «воздвигать здание», не зная, что получится в итоге.
Список использованных источников:
1. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. - М., 1981. - 264 с.
2. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 2019. - 255 с.
3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.,1987.
- 207 с.
4. Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления уроков классического танца. - Л.: Музыка,1968. - 110 с.
5. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. - М., 1992.
- 101с.
References:
1. Ginzburg L. About work on a musical composition. - M., 1981. - 264 р.
2. Lyubomudrova N. ¡Methods of teaching piano playing. -М., 2019. - 255 р.
3. Neuhaus G. On the art of piano playing. - M., 1987. - 207 р.
4. Yarmolovich L. Principles of musical design of classical dance lessons. - L.: Music, 1968. - 110 р.
5. Artobolevskaya A. The first meeting with music. - M., 1992.
- 101 р.