УДК 656.13
А. Н. ГОРЯИНОВ, А. В. АЛПЕЕВА (Харьковская национальная академия городского хозяйства)
РАБОТА ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО И ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Вивчено iснуючi методи оцшки роботи вантажного транспорту й розроблена модель функцюнування вантажного транспорту в лопстичнш OTOTOMi з урахуванням мюького електричного транспорту.
Изучены существующие методы оценки работы грузового транспорта и разработана модель функционирования грузового транспорта в логистической системе с учетом городского электрического транспорта.
In the article the present evaluation methods of freight transport operation are studied and a model of functioning of freight transport in the city logistic system is developed taking into account the urban electrical transport.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими заданиями
На сегодняшний день грузовой автомобильный транспорт оказывает непосредственное влияние на развитие всех отраслей народного хозяйства, практически он выполняет все виды местных перевозок грузов на небольшие расстояния, а также значительную часть технологических и внутрипромышленных перевозок [1]. В то же время автомобильный транспорт является не единственным транспортом, который может осуществлять грузовые перевозки в городе.
Поэтому управление и организация работы грузового транспорта является одной из главных задач при формировании городских логистических систем. Исходя из вышесказанного, целесообразным является рассмотреть основные методы и модели оценки эффективности работы грузового транспорта в логистических системах.
Анализ последних исследований и публикаций
Существующие подходы к организации перевозок грузов в городах связано в большинстве случаев непосредственно с организацией работы грузового автомобильного транспорта [2 - 3]. При этом за рамками исследования остаются вопросы, связанные с организацией работы электрического транспорта для перевозки груза и взаимодействие автомобильного транспорта с городским электрическим транспортом в одной логистической системе.
Формулировка целей
Целью данной работы является анализ существующих моделей оценки работы грузового транспорта и разработка модели функционирования грузового транспорта в логистической системе с учетом городского электрического транспорта.
Основной материал
Анализ литературы позволил выделить [3 - 4] ряд показателей, которые оценивают работу грузового автомобильного транспорта -рис. 1.
Проведенные исследования показали, что г. Харьков имеет разветвленную сеть трамвайных и троллейбусных маршрутов. Протяженность трамвайных путей составляет 236,6 км, а протяженность троллейбусных линий -478,2 км [5]. В городе имеется участок трамвайного пути и спецчастей по ул. Чеботарской и подъездных путей ст. «Харьков-Товарная», который предназначен только для движения грузовых вагонов. Исходя из этого, «ХКП «Го-рэлектротранс» имеет возможность обеспечивать предприятие транспортными услугами по подаче на подъездные пути предприятий и в обратном направлении на железнодорожную станцию загруженных и пустых железнодорожных вагонов. Маневровые работы предприятий выполняются с помощью электровозов «ХКП «Горэлектротранс» (рис. 2).
«ХКП «Горэлектротранс» обеспечивает прохождение железнодорожных вагонов, которые прибывают к обслуживаемому предприятию логистической системы, по подъездным железнодорожным и трамвайным колеям, об-
служивает и ремонтирует путевое хозяйство и контактную сеть. Обслуживаемое предприятие, в свою очередь, оплачивает оказанные услуги.
Рис. 1. Схема показателей, характеризующих эффективность работы грузового транспорта
гистического центра на завод изготовления автомобилей. А венская компания TINA VIENNA назвала проект по грузовым перевозкам с помощью трамвая «новейшей городской системой логистики» [7].
, опп Вагоно-часы
400 200
ш
^ ^ еГ
I □ 2007 □ 2006 □ 2005 I
Рис. 2. Электровоз Э-3 с двумя товарними вагонами на улице Чеботарская [6]
Анализ работы электровозов по одному из договоров с предприятием позволяет получить следующую картину использования грузовых трамвайных вагонов для перевозки грузов -рис. 3.
Использование электрического транспорта рассматривается и за рубежом. Успешный опыт применение электрического транспорта для грузовых перевозок отмечает немецкая компания VOLKSWAGEN AG, которая использует грузовой трамвай при доставке деталей из ло-
Рис. 3. Вагоно-часы работы электровоза Э-3 за период 2005-2007 гг.
Этими странами круг использования электрического транспорта не ограничивается. Так, возможность использования «новейшей городской системы логистики» рассматривается в Испании, Бельгии, Франции, Италии, Финляндии и т.д. Предложенные мероприятия, связанные с организацией грузовых перевозок, в этих городах, помимо критериев эффективности, оцениваются и отношением участников логистической системы (грузоотправитель, грузополучатель, транспортное предприятие), общественности, городской власти [8]. Проанализировав результаты исследования [8], можно сделать вывод, что одним из эффективных мероприятий является не только перевозка груза электрическим транспортом, а и функционирование муниципального распределительного центра.
Несмотря на столь успешное применение электрического транспорта для перевозок груза, поиск в литературных источниках показателей, характеризующих работу грузового электрического транспорта, не дал результата. И, следовательно, на сегодняшний момент отсутствует модель функционирования логистической системы с учетом работы городского электрического транспорта (трамвай, троллейбус).
Для учета параметров городского электрического транспорта при формировании городских логистических систем предлагается следующая модель:
ЗГ = Злрсц1 + З£ +... + З£ ^ min,
(1)
где ^лц - затраты логистических систем города; 3^,Злрсц2,...,Злрсц - затраты отдельных групп логистических систем города (группы могут выделяться на основании).
месяц
Затраты групп логистических систем можно определить следующим образом:
зрц = 'V З + "S^ Зрц
(2)
где - затраты 7-го логистического распределительного центра, который обслуживает Ь-ое количество логистических систем г-ой группы; Злс« - затраты «-ой логистической
системы, которая входит в г-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром; Ь - общее количество логистических систем, которые входят в г-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром; Р -общее количество логистических распределительных центров, которые обслуживают Ь-ое количество логистических систем г-ой группы;
Затраты «-ой логистической системы, которая входит в г-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром, определяются следующим образом
Злс«г=£ зтп+£ зт„ +£ зт°г, (3)
m=1
m=1
m=1
где ЗтГпр - затраты т-ого отправителя в «-ой
«г
логистической системе, которая входит в г-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром; Зт -
«г
затраты т-ого транспортного предприятия в «-ой логистической системе, которая входит в г-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром;
Зт0ЛуЧ - затраты т-ого получателя в «-ой логи-
«г
стической системе, которая входит в г-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром; Р - общее число отправителей в «-ой логистической системе, которая входит в г-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром; С - общее число получателей в «-ой логистической системе, которая входит в г-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром.
Ввиду того, что объектом исследования является исследование движения грузового транспорта, далее выделим все затраты транспорта как единую функцию:
где S - общее количество групп, в которые входит L-ое количество логистических систем, обслуживаемые специальным логистическим распределительным центром z е 1; S; L - общее количество логистических систем, которые входят в z-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром п е 1; L ; D - общее число транспортных предприятий в n-ой логистической системы, которая входит в z-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром m е 1; D ; Зтр - затраты
mnz
m-ого транспортного предприятия в n-ой логистической системе, которая входит в z-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Проведенные исследования позволили определить достаточно серьезный потенциал развития города как транспортно-логистического комплекса. В дальнейших исследованиях необходимо определить влияние определенных групп факторов на функционирование логистической системы с учетом работы городского электрического транспорта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок [Текст] / под ред. Л. А. Александрова. - М.: Высш. шк., 1986. - 336 с.
2. Вельможин, А. В. Измерение эффективности автоперевозок [Текст] / А. В. Вельможин. - Волгоград: Нижне-Волж. кн. изд-во, 1985. - 144 с.
3. Воркут, А. И. Грузовые автомобильные перевозки [Текст] / Воркут А. И. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Вища шк., 1986. - 447 с.
4. Неруш, Ю. М. Логистика [Текст] / Ю. М. Не-руш. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 389 с.
5. Сайт агенства новостей «Медиа-объектив» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://Media-objectiv.com
6. Сайт авторской группы проекта «Харьков транспортный» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://gortransport.kharkov.ua
7. Light ideas for urban freight [Текст] // International Railway Journal. - 2007. - vol. 47, issue 6 (November). - P. 35-36.
8. City freight. Inter- and intra- city freight distribution networks. Final report. 2005 [Текст]. -239 p.
Поступила в редколлегию 28.03.2008.
S L D
=LLL3mi
z=1 n=1 m=1
►min.
(4)