Научная статья на тему 'Рабочая программа курса «Восток в мировой политике»'

Рабочая программа курса «Восток в мировой политике» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
795
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рабочая программа курса «Восток в мировой политике»»

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«ВОСТОК В мировой политике»4

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Место курса в образовательной программе

Курс «Восток в мировой политике» предназначен для студентов бакалавриата последнего года обучения по направлению «Зарубежное регионоведение», специализирующихся на изучении стран Азии и Африки.

Эффективное усвоение материала курса требует предварительного изучения дисциплин «Политическая и экономическая карта мира», «Культурно-религиозные традиции Востока», «Традиционный Восток», «Новая и новейшая история Востока», входящих в учебный план подготовки бакалавра по направлению «Регионоведение». Параллельно данный курс позволяет актуализировать знания, умения и навыки, полученные студентами в ходе изучения специальных страноведческих дисциплин «Политическая география страны/региона специализации», «История страны/региона специализации», «Политические системы стран региона специализации», «Международные отношения и внешняя политика стран региона специализации». Необходимой предпосылкой успешного усвоения материала курса является также знание английского или французского языка в объеме, предусмотренном бакалаврской программой.

Данный курс может быть рекомендован студентам, обучающимся по смежным

направлениям «Международные отношения», «Международная журналистика», «Востоковедение, африканистика» в качестве элективной составляющей их индивидуальных образовательных траекторий.

1.2. Цели и задачи курса. Образовательные результаты

В соответствии с назначением основной целью курса является формирование у регионоведов-востоковедов последнего года обучения обобщающего представления о современной роли стран Востока в мировой политике с учетом всей сложности дискуссионных подходов, применяемых в рамках различных направлений политической науки.

Основной задачей настоящего курса является выработка у студентов объективного, т.е. не только европоцентристского, но и, по преимуществу, неевропоцентристского видения современных мировых процессов, отражающего последние тенденции мировой политической мысли. Курс органично сочетает анализ общих проблем мировой политики и международных отношений с регионоведчес-ким (востоковедным) видением мира, что позволяет решить педагогическую задачу комплексной подготовки выпускников к итоговому бакалаврскому экзамену по регионоведению.

Настоящий курс рассчитан на один семестр (32 часа аудиторных занятий) и состоит из трех проблемно-тематических блоков, каждый из которых вклю-

4 РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ: д.полит.н., профессор А.Д. Воскресенский, д.и.н., профессор В.Я. Белокреницкий, д.и.н., профессор С.И. Лунёв, к.полит.н., доцент К.А. Ефремова. Программа разработана на кафедре востоковедения МГИМО(У) МИД России в 2009 г.

87

COMPARATIVE POLITICS • 2/2010

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2/2010

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ВОСТОК В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

чает четыре лекционных занятия обзорного типа и завершается контрольным тестом. Содержание контрольных тестов не просто повторяет, но дополняет и расширяет тематику читаемых лекций. Таким образом, курс изначально нацеливает студентов на самостоятельное углубление и расширение знаний, полученных за время обучения по специальности за все предыдущие годы, а лекционный

материал служит только путеводной нитью в этом процессе, либо предоставляя обобщения в некоторых сегментах знания на основе современных концепций мировой науки, либо расширяя и углубляя познания студента по тем темам, которые не получали по тем или иным причинам должного освещения в лекционных курсах на предшествующих ступенях обучения.

Образовательные результаты курса:

Знание и понимание

Знание и понимание: • знание основных теоретических концепций востоковедного регионоведения (Ф. Фэнон, Э. Саид, А.Г. Франк, Л. Пай, Чэнь Сяомэй); • понимание причин возникновения дихотомии «Запад — Восток», знание исторической динамики этого процесса; • понимание места и роли Востока в современной системе международных отношений. Образовательные методики (формы проведения занятий) • лекции • самостоятельная работа

Форма проверки знаний • тестирование

КОМПЕТЕНЦИИ

Аналитические компетенции: • способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде; • знание политической системы на глобальном, региональном и государственном уровнях; • знание основных глобальных тенденций и учет их влияния на локальные институты. Образовательные методики (формы проведения занятий) • лекции • самостоятельная работа

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции • тестирование

88

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ВОСТОК В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

КОМПЕТЕНЦИИ

Системные компетенции: • способность демонстрировать самостоятельное обучение; • способность последовательно оценивать собственное обучение и определять потребности в обучении; • способность учиться у других, заниматься самообразованием; • умение принимать решения в состоянии стресса и ограниченного контроля времени. Образовательные методики (формы проведения занятий) • самостоятельная работа

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции • тестирование

Коммуникационные компетенции: • представление специализированных неявных знаний; • способность к тесным взаимоотношениям и частому общению. Образовательные методики (формы проведения занятий) • самостоятельная работа

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции • тестирование

Данный набор компетенций планируется развивать в ходе обзорных лекций и самостоятельной подготовки студентов к компьютерному тестированию, составляющему основную форму промежуточной и итоговой аттестации по курсу «Восток в мировой политике». Учитывая интегральный характер данного курса, представляется, что для более эффективной подготовки к промежуточной и итоговой аттестации студенты могут объединяться в произвольные «кружки взаимопомощи», состоящие из представителей разных языковых групп. Чтобы облегчить взаимодействие в рамках подобных неформальных объединений и подготовить студентов к использованию компьютерной системы проверки знаний, им будет предоставлена возможность обмениваться учебной информацией в рамках виртуальной среды обучения Competentum Magister Plus, задавая вопросы друг другу и преподавателю. Таким образом, даже при отсутствии семинарских занятий преподаватель получит возможность оценить степень сформированности ком-

муникационных компетенций каждого студента.

При перечислении способов формирования и оценки степени сформи-рованности компетенций, предлагаемых разработчиками, следует особо отметить авторский метод компьютерного тестирования, который сам по себе является инновационным. Компьютерные тесты по курсу «Восток в мировой политике», насыщенные мультимедийными элементами (карты, государственная символика и т.п.), имеют не только контролирующий, но и обучающий характер: вопросы сформулированы таким образом, что, даже не сумев предложить правильного ответа, внимательный студент получит значительную долю «фоновой» информации, которая поможет ему улучшить свой результат при повторном или последующем тестировании. Подобный подход объясняет значительный объем тестового материала, который планируется включить в УМК, и отсутствие в тестах стандартных «ключей», позволяющих студенту заучить правильный ответ из учебника вместо того, чтобы найти его самостоятельно в ре-

89

COMPARATIVE POLITICS • 2/2010

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2/2010

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ВОСТОК В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

комендованной литературе и электронных справочных источниках (что является одной из обязательных форм самостоятельной работы по данному курсу).

Кроме того, студенты, пропустившие по уважительной причине контрольный тест или желающие повысить свою итоговую оценку за счет выполнения допол-

1.3. Критерии оценки знаний и компетенций

нительного задания, могут предложить собственный вариант вопросов к тесту, разработанный по заданному преподавателем шаблону на основе рекомендованных источников. Лучшие варианты могут быть впоследствии включены в компьютерную базу контрольных заданий для использования в учебном процессе.

Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента

Вид работы Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы Доля вида работы в итоговой оценке

Контрольный тест № 1 • знание основных исторических дат; • знание динамики исторических процессов на Востоке; • знание причин и понимание сути исторических явлений на Востоке; • знание политической карты Востока в исторической ретроспективе; • знание выдающихся общественных деятелей и их политической роли; • знание национальной специфики отдельных стран Востока; • знание основных определений востоковедного регионоведения; • знание теоретических концепций востоковедного регионоведения; • знание и умение раскрыть содержание востоковедческих терминов. 30%

Контрольный тест № 2 30%

Контрольный тест № 3 30%

Проектное задание 10%

Итого: 100%

Текущая проверка знаний студентов проводится с использованием методики компьютерного тестирования. Тестовые задания организованы в три группы, характеризующиеся разной степенью сложности. К первой группе относятся вопросы, нацеленные на выявление базовых знаний регионоведов-востоковедов, полученных ими за весь предшествующий период обучения. Вторая группа объединяет вопросы, позволяющие оценить уро-

вень профессиональной эрудиции студентов, и в основном базируется на материале настоящего лекционного курса. В третьей группе собраны вопросы «на понимание», требующие применения аналитического подхода. Задания преимущественно формулируются в открытой форме, что исключает возможность случайного выбора правильного варианта из предложенного списка и требует от тестируемого самостоятельной работы над ответом.

90

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ВОСТОК В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

Контрольный тест содержит 10 типовых заданий нарастающей сложности, последовательно предлагаемых студенту. В каждом типовом задании содержится несколько конкретных вопросов, охватывающих отдельные страны и регионы Востока. При тестировании компьютерная программа случайным образом выбирает один из вопросов, что исключает

возможность совпадения вариантов теста и позволяет достовернее оценить индивидуальные знания каждого студента. На прохождение теста отводится 60 минут, при этом время выполнения каждого отдельного задания не регламентируется. Повторное возвращение к пропущенному заданию и навигация по тесту не допускаются.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2.1. Организационно-методические данные курса

Вид работы Трудоемкость (в акад. часах)

Общая трудоемкость 90

Аудиторная работа 26

Ориентация 2

Лекции 24

Самостоятельная работа 58

Самоподготовка (повторение лекционного материала, самостоятельное изучение рекомендованной литературы, подготовка к компьютерному тестированию) 48

Проектное задание 10

Виды контроля (компьютерное тестирование) 6

2.2. Тематический план курса

Наименование разделов и тем Дневная форма обучения

Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)

Теорети- ческие занятия Практи- ческие занятия Самосто-ятель-ная работа Всего часов по теме

Ориентация 2 — — 2

Раздел 1. Восток в мировой системе международных отношений 8 2 16 26

Тема 1.1. Введение в проблематику курса. Восток — Запад: особенности социально-политической структуры и динамики политических процессов 2 — 2 4

Тема 1.2. Системный подход в международных и региональных отношениях. Тенденции формирования мировой системы отношений и мировой политики, место Востока в этой системе 2 — 2 4

91

COMPARATIVE POLITICS • 2/2010

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2/2010

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ВОСТОК В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

Наименование разделов и тем Дневная форма обучения

Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)

Теорети- ческие занятия Практи- ческие занятия Самосто-ятель-ная работа Всего часов по теме

Тема 1.3. Восток и Запад: тенденции и противоречия динамики социально-экономического развития 2 — 2 4

Тема 1.4. Проблемы и модели политической модернизации стран Востока в XIX—XXI вв. 2 — 2 4

Контрольный тест 1 — 2 8 8

Раздел 2. Колониализм, деколонизация и независимое развитие стран Востока 8 2 16 26

Тема 2.1. Страны традиционного Востока в международных отношениях в колониальную эпоху 2 — 2 4

Тема 2.2. Рост международно-политического значения Азии и Африки на завершающих этапах колониального господства 2 — 2 4

Тема 2.3. Страны Востока в международных отношениях периода холодной войны 2 — 2 4

Тема 2.4. Рост значения стран Востока в системе международных отношений после окончания холодной войны 2 — 2 4

Контрольный тест 2 — 2 8 8

Раздел 3. Современные глобальные вызовы и страны Востока 8 2 16 26

Тема 3.1. Новые измерения отношений Север — Юг: Восток в современной мировой системе 2 — 2 4

Тема 3.2. Восток и проблемы глобальной и региональной безопасности 2 — 2 4

Тема 3.3. Восток и новые глобальные вызовы: сепаратизм, терроризм, наркоторговля, межцивилизационные конфликты 2 — 2 4

Тема 3.4. Восток в эпицентре мировых экологических, демографических и энергетических проблем 2 — 2 4

Контрольный тест 3 — 2 8 8

92

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ВОСТОК В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

Наименование разделов и тем Дневная форма обучения

Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теорети- ческие занятия Практи- ческие занятия Самосто-ятель-ная работа Всего часов по теме

Проектное задание — — 10 10

Итого по курсу: 26 6 58 90

2.3. Содержание курса

Раздел 1. Восток в мировой системе международных отношений

Тема 1.1. Введение в проблематику курса. Восток-Запад: особенности социальнополитической структуры и динамики политических процессов

Задачи и особенности курса. Актуальность проблематики. Краткий обзор современной литературы по проблематике курса. Регионоведческие аспекты литературы по теории международных отношений и мировой политике.

Международные отношения, мировая политика, мировое комплексное регионоведение — соотношение понятий.

Восток как совокупность территориально-цивилизационных комплексов Азии и Африки. Восток как цивилизационное образование. Дихотомии Восток-Запад, Север — Юг, Центр — периферия. Восток как социокультурное понятие. Восток как географическое, историкокультурное, социополитическое, экономическое, цивилизационное понятие.

Особенности структурного подхода к Западу и Востоку. Схожесть доантичных западных и восточных культур. Структурообразующие отношения в западном античном мире. Структурообразующие отношения на традиционном Востоке. Смысл альтернативных структур противостояния власти на Востоке. Особенности динамики исторического процесса на Востоке.

Особенности цивилизационного подхода к Западу и Востоку. Концепция цивилизационной «смеси». Исторические корни «противостояния» Запада и Востока. Концепции «восточного деспотизма» и «азиатского способа производства». Понятия формации и цивилизации. Смысл цивилизационного подхода: идея много-укладности, концепции «исторической эпохи», сопротивления культур («полуцивилизаций» в терминологии Ф. Броделя), этнической пестроты, «анклавности» капитализма.

Особенности социального строя и политического процесса на Западе и на Востоке

Особенности политического процесса на Западе: концепция эффективности, принцип неопределенности, атомарно-номиналистический принцип, принцип разделения властей, системнофункциональный принцип, теория светской политической культуры, концепция «открытого общества». Особенности политического процесса на Востоке: принцип у-вэй (воздержание от волюнтаристской активности), теократический принцип, принцип консенсуса «служилого государства» (принцип уравнительной справедливости), принцип священной справедливости.

Тема 1.2. Системный подход в международных и региональных отношениях. Тенденции формирования мировой системы отношений и мировой политики, место Востока в этой системе

93

COMPARATIVE POLITICS • 2/2010

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2/2010

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ВОСТОК В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

Системный подход и теория систем. Противоречия и их роль в системе. Основные свойства систем и подсистем. Классификация систем. Качество систем и принципы управления ими. Безопасность как свойство системы. Общие принципы организации и механизмы обеспечения безопасности в системе.

Значение системного подхода для анализа международных и региональных отношений.

Особенности и основные направления системного подхода в МО. Типы международных систем. Законы функционирования и трансформации международных систем. Системы и подсистемы в МО. Критерии вычленения региональных подсистем. Регионы и региональные подсистемы. Региональный и глобальный срез МО. Региональные подсистемы и комплексы двусторонних отношений. Региональные подсистемы и межрегиональные отношения и проблемы. Концепция регионального комплекса.

Теории «центра-периферии», «мир-системы», «первого», «второго», «третьего» и «четвертого» миров. Цивилизации и региональные подсистемы. Цивилизационные миры (исламский, индийский, конфуцианский, буддийский) и «культурные ареалы» как региональные подсистемы.

Разобщенность древнего и средневекового мира и понятие «международное сообщество». «Международное сообщество» как предтеча системы международных отношений. Локальные и региональные комплексы международных отношений. Появление современной системы государств в Европе. Европоцентристский мир и «мир Востока». Тенденции расширения ареала европейской политики. Международная (внешняя) политика современных государств. Глобальная и региональная внешняя политика. Региональная внутренняя политика, проблема границ, национального суверенитета и государственной целостности. Понятие региональных подсистем международ-

ных отношений. Региональные подсистемы и регионы. Региональные подсистемы на Востоке: «Большая» Восточная Азия; «Большой» Ближний Восток; Африка.

Тема 1.3. Восток и Запад: тенденции и противоречия динамики социально-экономического развития

Сравнительный анализ динамики и факторов политико-экономического развития ведущих стран Востока и Запада. Проблема поиска репрезентативных показателей. Проблема учета структурных изменений. Проблема измерения мощи и движения экономической системы. Понятие «комплексной мощи».

Экономическое развитие, комплексная мощь и место в системе международных отношений.

Экономическая эволюция стран Востока и Запада в исторической перспективе. «Цена включения» стран Запада в хозяйственную систему стран Востока. Причины стагнации и отставания стран Востока. «Модернизационные» прорывы Х!Х в.: опыт Японии.

Генезис современного экономического роста: эпоха промышленного переворота. Проблема параметров модерниза-ционного процесса. Стратегия и тактика «колониального проникновения». Особенности экономической эволюции колониальной и полуколониальной периферии.

Новые модели экономической модернизации в послевоенный период. Проблема «догоняющей» стратегии развития.

Современные модели экономического роста развивающихся стран во второй половине ХХ в. и проблемы центра-периферии.

Тема 1.4. Проблемы и модели политической модернизации стран Востока в XIX— XXI вв.

Модернизация и развитие: истоки возникновения понятий. Модернизация: определение понятия. Социальная и политическая модернизация. Модернизация и вестернизация. Параметры политической модернизации.

94

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ВОСТОК В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

Эшелоны модернизации. Модернизация и глобализация. Ловушки модернизации. Модернизация и прогресс.

Модернизация и развитие, концепции развития (development), «недоразвития» (under-development) и зависимости (dependency). Критика теорий развития и модернизации.

Проблема «третьей волны» демократизации (С. Хантингтон) и модернизация в странах Азии и Африки. Особенности политического процесса и политической модернизации в традиционных и посттрадиционных обществах: авторитарные, демократические, социалистические модели. Социальный, социокультурный, экономический контекст политической модернизации. Политическая эволюция стран Востока.

Региональные модели модернизации восточных стран. Китайская модель (КНР), ее особенности, этапы становления и перспективы. Проблемы сочетаемости экономической и политической стратегии модернизаций в КНР. Варианты альтернативных китайских модернизаций (Тайвань), стратегия создания «Большого Китая». Тайваньская модель политических модернизаций: от авторитарной, однопартийной системы к многопартийности и демократии. Сравнительный анализ тайваньского и китайского (материкового) опыта политических и экономических модернизаций.

Японская модель: экономический, социально-политический и культурноцивилизационный аспекты. Роль традиционных ценностей в модернизации Японии. Альтернативы модернизаций стран Корейского полуострова: РК и КНДР.

Стратегия и особенности региональных моделей модернизаций Юго-Восточной Азии на примере Малайзии, Индонезии, Филиппин, Таиланда. Экономические и социально-политические аспекты. Проблемы модернизационно-го развития «периферии» ЮВА (Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма).

Региональные эволюции политических и хозяйственных систем новых

независимых государств Центральной Азии: Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана.

Модернизационные «прорывы» в Южной Азии. Опыт Индии. Особенности современных социально-политических трансформаций в Индии. Этнорелигиозный фактор и проблемы сепаратизма на пути модернизации.

Региональные и страновые модели модернизаций Ближнего и Среднего Востока (Турция, Иран, Пакистан, Афганистан). Турецкий опыт модернизации в общеисламской проекции. Проблема сопоставимости. Арабские модели модернизаций. Общее и особенное в развитии и модернизации арабских стран. Израильский фактор на Ближнем Востоке. Арабо-израильские противоречия и проблемы модернизаций Израиля и его арабских оппонентов. Ресурсные модели арабских модернизаций (Саудовская Аравия, ОАЭ). Особенности нефтяной модернизацион-ной стратегии.

Тропическая, Северо-Западная и Северо-Восточная Африка — варианты «догоняющей» модернизации. Региональные характеристики. Южная Африка — сочетание индустриальных и традиционных моделей модернизации.

Модернизация на Востоке: «тупиковая ветвь» или будущее русло мирового цивилизационного синтеза?

Раздел 2. Колониализм, деколонизация и независимое развитие стран Востока

Тема 2.1. Страны традиционного Востока в международных отношениях в колониальную эпоху

Начало европейской экспансии на рубеже XV—XVI вв. Азия и Африка в период перед проникновением европейцев и на первых колониальных этапах. Ислам и имперская государственность. Османская империя. Персия. Могольская Индия. Дальневосточные цивилизации, «закрытие» Китая и Японии для европейцев. Исламская индоокеанская система.

95

COMPARATIVE POLITICS • 2/2010

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2/2010

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ВОСТОК В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

Освоение Ост-Индскими торговыми компаниями индоокеанского пространства (XVII—XVIII вв.). Утверждение Голландии в Индонезии, Англии в Индии, Франции в Индокитае. Освоение Российской империей Сибири и Дальнего Востока, присоединение Кавказа и Средней Азии (XVIII-XIX вв.).

Упадок Османской империи и установление колониального господства в Северной Африке и на Ближнем Востоке. «Открытие» стран Тихоокеанского бассейна. Ослабление Китая (Цинской империи) и раздел на «сферы влияния». Колониальный раздел Африки.

Пик политического господства в системе международных отношений стран Западной Европы, России, Японии и США в начале ХХ в.

Тема 2.2. Рост международно-политического значения Азии и Африки на завершающих этапах колониального господства

Первая мировая война и начало процесса деколонизации. Ликвидация колониальной системы Германской империи. Распад Османской империи. Расширение колониальных владений и зоны «протек-торатно-мандатной» ответственности Англии и Франции. Формирование системы полузависимых арабских государств на Ближнем Востоке. Ликвидация Российской империи, создание Советской России и СССР.

Межвоенная эпоха мировой депрессии и усиление фашистских, тоталитарных и милитаристских режимов. Кризисные явления в Китае и захват Японией Маньчжурии. Колониальные захваты Италии в Северной Африке. Японская агрессия против Китая. Расширение зоны военно-политического господства Японии в Юго-Восточной Азии на первых этапах Второй мировой войны. Поражение Германии на восточном (советском) фронте и перелом в ходе военных действий. Успехи объединенных военно-морских сил США и Великобритании на Тихоокеанском пространстве. Капитуляция Японии, ее оккупация США и раздел Кореи.

Смешанная реакция в азиатско-африканском мире на столкновение двух коалиций в мировой войне, усиление борьбы за независимость. Обострение кризиса английской колониальной системы после окончания войны и предоставление колониям в Южной Азии и Восточном Средиземноморье независимого статуса. Провал попыток Голландии задержать освобождение Индонезии. Борьба за независимость во Французском Индокитае, образование двух вьетнамских государств.

Завершение борьбы за политическую консолидацию Китая, образование КНР. Война в Корее и закрепление ее раздела на два государства.

Освобождение Африки от колониальной зависимости в середине 1950-х — середине 1960-х гг. и повышение удельного веса афро-азиатского мира в мировой политике.

Тема 2.3. Страны Востока в международных отношениях периода холодной войны

Соперничество экономически развитого, либерально-индивидуалистического «северного Запада» и индустриально-коллективистского «северного Востока» в зоне слаборазвитого авторитарно-общинного «южного Востока». Проблема выбора пути развития для освободившихся афро-азиатских государств. Их игра на противоречиях между Западом и Востоком периода холодной войны. Стремление найти «третий путь», средний между капитализмом и коммунизмом. Подъем национализма, движений афро-азиатской солидарности и неприсоединения.

Выход КНР на мировую политическую арену. Влияние советско-китайского раскола на международные отношения и ситуацию в странах Азии и Африки. Китайский фактор и разрядка напряженности в отношениях между США и СССР. Вьетнамская война и последствия поражения в ней США в середине 1970-х годов.

Ближневосточное (арабо-израильское) противостояние в 1960— 1980-х гг. Укрепление международных позиций не-

96

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ВОСТОК В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

фтедобывающих мусульманских государств Ближнего и Среднего Востока. Исламская революция в Иране и ираноиракская война.

Афганская политика СССР. Ослабление и распад социалистической системы, дезинтеграция СССР, появление новых независимых государств в Центральной Азии и на Южном Кавказе.

Тема 2.4. Рост значения стран Востока в системе международных отношений после окончания холодной войны

Усиление роли Китая в мировой политике и экономике. Проблема Тайваня и отношений с США. Укрепление стратегического партнерства КНР с Россией, создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Усиление международно-политической роли Индии. Развитие отношений в треугольнике Индия — Россия — Китай. Повышение уровня доверительности в индийско-американских связях. Сохранение за Японией позиций ведущей экономической державы мира, укрепление стратегического партнерства с США.

Рост международной роли Республики Корея, Индонезии, Вьетнама, Малайзии. Усиление международно-политического значения мусульманских государств — Исламской Республики Иран, Саудовской Аравии, Турции, Пакистана. Рост авторитета Организации Исламская Конференция (ОИК). Центральное для мировой политики значение израильско-палестинской проблемы.

Появление антизападной и антиглобалистской идеологии джихада (радикального исламизма). Активные действия исламистов в Алжире, Судане, Афганистане, а также в Индии (Кашмире), России (Чечне) и ряде других районов мира. Террористические акты 11 сентября 2001 г. и разгром интернациональными силами во главе с США исламистского режима в Афганистане. Вооруженное вторжение США и их союзников в Ирак. Разногласия в мире по поводу превентивных и односторон-

них действий. Значение ООН в мировой политике и вопрос о повышении роли государств Азии и Африки в решении задач глобального развития.

Раздел 3. Современные глобальные вызовы и страны Востока

Тема 3.1. Новые измерения отношений Север — Юг: Восток в современной мировой системе

Политические последствия распада биполярной системы. Потеря организованного характера противостояния развивающихся стран развитым государствам. Появление «серой зоны». Роль факторов силы в международных отношениях на современном этапе. Процессы регионализации (формирование региональных держав и укрепление региональной интеграции) на Востоке.

Перспективы эволюции системы международных отношений и современные тенденции мировой политики. Глобализация и мировая политика. «Новая» роль национальных государств, наднациональных объединений и цивилизационных общностей.

Разновекторность социально-экономического развития в мире. Транзитные страны и капитализм в развивающемся мире. Перспективы модели «догоняющего развития». Усиление различий между новым индустриальным и отсталым Востоком. Диверсификация экономического роста и выход азиатских стран на первые места по объему экономики. Перестройка в мировом хозяйстве и процессы глобализации. Проблемы «открытости экономик».

Тема 3.2. Восток и проблемы глобальной и региональной безопасности

Проблема глобальной безопасности и распространение ядерных технологий в ареале стран Азии. Превращение КНР в ядерную державу. Установление режима нераспространения ядерного оружия. Испытание ядерного устройства Индией. Планы создания «исламской бомбы». Ближневосточный «ядерный узел». Проблема «пороговых государств». Присоеди-

97

COMPARATIVE POLITICS • 2/2010

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2/2010

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ВОСТОК В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

нение Китая к режиму нераспространения и запрета на ядерные испытания. Отказ Индии поддержать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Превращение Индии и Пакистана в фактические ядерные державы. Перспективы дальнейшей нуклеаризации и обеспечение глобальной и региональной безопасности.

Значение военного фактора в современной мировой системе. Военно-политические аспекты обеспечения безопасности стран Востока. Военно-политические механизмы и политико-дипломатические мероприятия по обеспечению национальной безопасности.

Основные компоненты обеспечения региональной безопасности в Восточной Азии и изменения их значимости в биполярный и постбиполярный период. Двусторонние отношения и соглашения как фундаментальная база обеспечения безопасности. Многосторонние структуры обеспечения безопасности в АТР. Региональные конфликты (проблема Корейского полуострова и Тайваня).

Асимметрия в Южной Азии и доминирование Индии. Проблемы обеспечения безопасности региона и различные подходы государств. Роль внешних акторов в Южной Азии.

Проблема режимов региональной безопасности на Ближнем и Среднем Востоке. Ирано-иракская война. Афганский кризис. Военная операция США и ее союзников в Афганистане. Кувейтский кризис и война в Заливе. Новая война в Ираке и глобальная безопасность. Палестинская проблема и ближневосточное мирное урегулирование.

Вооруженные конфликты в Африке.

Тема 3.3. Восток и новые глобальные вызовы: сепаратизм, терроризм, наркоторговля, межцивилизационные конфликты

Возможность создания моноцивилизационного мира. Нарастание культурно-цивилизационной отчужденности на современном этапе и проблемы безопасности.

Политическая мобилизация в сепаратистских и террористических целях. Изменение форм социального протеста на Востоке во второй половине ХХ в.: от массовых уличных выступлений к вооруженным методам. Влияние внешних факторов и новых технико-материальных условий на формы реализации национал-сепаратистских настроений.

Ареал исламской цивилизации и новые формы политической борьбы. Национальные движения курдов в странах Ближнего и Среднего Востока. Радикальные исламистские течения, фундаментализм и экстремизм. Подъем исламизма в Иране, Пакистане и Афганистане.

Конфликты на стыке исламского и неисламского ареалов. Коммунализм, сепаратизм и национальная безопасность в Индии. Сепаратизм и проблема китайской государственности. Межцивилизационные столкновения на «стыках» буддийского ареала (Шри-Ланка, Мьянма, Камбоджа).

Рост наркоторговли и вовлечение в нее стран Азии. Проблемы безопасности личности и нацменьшинств на Востоке. Проблема «нетрадиционных» угроз безопасности.

Тема 3.4. Восток в эпицентре мировых экологических, демографических и энергетических проблем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тенденция сокращения подушевых показателей обрабатываемой и пахотной площадей и концепция «антропогенной нагрузки на землю». Концепция «несущей способности» территории. Истощение почв и других невозобновляемых ресурсов. Загрязнение атмосферы. Проблемы «всемирного потепления» и промышленных выбросов. Опасности атомной энергетики. Нищета, отсталость, открытая и скрытая безработица в странах Востока.

Азия и Африка в демографических прогнозах. Пессимистические прогнозы (всеобщий кризис, мировая «смута», расширение очагов «неоархаики» в международных отношениях).

98

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ВОСТОК В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

Нефтяные и газовые сверхдержавы. Основные импортеры источников энергии. Важнейшие тенденции в развитии энергетики и внешнеэкономических связей в этой области. Энергетические стратегии стран Востока и проблемы энергетической безопасности.

Оптимистические и пессимистические прогнозы мирового развития и развития стран Востока. Представления о неограниченных возможностях развития на базе творческих инноваций (закон «возрастающей отдачи»).

Возможное усиление роли Востока в мире на фоне вероятных тенденций демографической, экономической и политической эволюции.

2.4. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа по курсу складывается из повторения лекционного материала и проработки рекомендованной литературы, предназначенной для подготовки к тестам. При самостоятельном изучении материалов по курсу рекомендуется обратить особое внимание на ключевые даты, имена и биографии видных афро-азиатских деятелей в сравнительной ретроспективе. Важно знать не только то, что происходило в том или ином регионе Востока в определенный период, но и уметь сопоставить рассматриваемые события с динамикой межрегиональных и глобальных политических процессов.

При подготовке к тестированию рекомендуется заранее ознакомиться со структурой и содержанием тестов, а также критериями оценки отдельных заданий. Типовой тест включает десять заданий, предметные поля которых представлены ниже:

Задание 1. Укажите страны, отвечающие заданному критерию

В данном задании студенту предлагается ответить на десять вопросов о том, отвечает ли то или иное государство заданному критерию (см. ниже). За исчер-

пывающий ответ на вопрос (выбраны все правильные варианты и ни одного ошибочного) начисляется 2 балла, за неполный ответ (выбрана часть правильных вариантов и ни одного ошибочного) баллы начисляются пропорционально количеству выбранных правильных вариантов, в случае неверного ответа (выбран ошибочный вариант) баллы не начисляются. Набранные в ходе правильных ответов баллы суммируются. Максимальная «стоимость» задания — 10 баллов.

Предметное поле задания (по разделам):

1. Колонии европейских держав (Испании, Португалии, Голландии, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Бельгии) и Японии; протектораты; территории, находившиеся под мандатом Лиги Наций.

2. Принадлежность государства к одной из афро-азиатских региональных группировок (АСЕАН, СААРК, БИМС-ТЭК, ШОС, ССАГПЗ, САМ, ЭКОВАС, СЕЕАК, ВАС, САДК).

3. Актуальность для страны тех или иных вызовов и угроз безопасности (сепаратизм, межэтнические конфликты, межконфессиональные конфликты, религиозный экстремизм, проблемы легитимности правящего режима, «несостоятельность» государства, аграрное перенаселение, недостаток водных ресурсов, недостаток энергоресурсов, ядерное распространение).

Задание 2. Укажите верное соответствие изображенному объекту

В данном задании, включающем две секции по одному вопросу, студенту предлагается выбрать из предложенного перечня, включающего восемь пунктов, единственный правильный ответ, соответствующий изображенному на карте объекту. Одновременный выбор нескольких ответов не допускается. За правильный ответ начисляется 2 балла. Максимальная «стоимость» задания — 4 балла.

99

COMPARATIVE POLITICS • 2/2010

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2/2010

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ВОСТОК В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

Предметное поле задания (по разделам):

1. Азиатские и африканские империи, европейские колониальные империи в начале ХVШ — середине ХХ в.

2. Региональные и межрегиональные организации Азии и Африки (АСЕАН, СААРК, ШОС, ССАГПЗ, САМ, ЭКОВАС, СЕЕАК, ВАС, АРСИО, АТЭС, ЕврАзЭС, АСЕМ, АС, ЛАГ, ОИК, ОПЕК).

3. Культурно-цивилизационные ареалы и анклавы (махаянский, хинаянский, синтоистский, индусский, суннитский, шиитский, ибадийский, иудейский, беха-итский, католический, протестантский, монофизитский).

Задание 3. Восстановите хронологические рамки события

В данном задании, включающем десять вопросов, студенту предлагается указать примерный временной диапазон, когда происходило то или иное событие (с точностью до десяти лет). Каждый вопрос предусматривает всего один правильный ответ, за который начисляется 2 балла. Максимальная «стоимость» задания составляет 20 баллов.

Предметное поле задания (по разделам):

• Колониальные завоевания и подъем национально-освободительных движений народов Азии и Африки в первой трети XIX — первой трети ХХ в.

• Борьба народов Азии и Африки за независимость и политическое развитие независимых афро-азиатских государств в начале ХХ — начале XXI в.

• Международные кризисы и конфликты в Азии и Африке (первая треть XX — начало XXI в.).

Задание 4. Назовите имя общественнополитического деятеля

В данном задании, включающем пять секций, студенту предлагается выбрать из списка, содержащего восемь пунктов, имя известного общественно-политического деятеля, сыгравшего заметную роль в судьбах того или иного региона. Каж-

дый вопрос предусматривает всего один правильный ответ, за который начисляется 3 балла.

Предметное поле задания (по разделам):

• Правители, проповедники, философы, реформаторы и революционеры, сыгравшие заметную роль в истории афро-азиатского антиколониального и антиимпериалистического движения.

• Лидеры национально-освободительных движений, тираны и диктаторы середины ХХ в.

• Наиболее известные главы государств и правительств, лидеры автономий и непризнанных режимов Азии и Африки.

Задание 5. Восстановите правильную последовательность событий

В данном задании, состоящем из двух секций, тестируемым предлагается перегруппировать четыре элемента списка таким образом, чтобы они выстроились в хронологическом порядке. За правильно восстановленную последовательность событий начисляется 5 баллов, неправильные варианты не засчитываются. Максимальная «стоимость» задания — 10 баллов.

Предметное поле задания (по разделам):

• Возникновение древних и средневековых государств Востока, особенности их культурно-исторического развития. Колониальная экспансия европейских держав.

• Процессы национального самоопределения и национального строительства, формирование региональных интеграционных группировок в Азии и Африке.

• Процессы деколонизации и глобализации, их влияние на взаимоотношения развитых и развивающихся стран. Политические кризисы и военные конфликты в современном афро-азиатском мире (вторая половина ХХ — начало XXI в.).

100

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ВОСТОК В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

Задание 6. Отметьте одно или несколько утверждений, позволяющих исчерпывающе ответить на поставленный вопрос

В данном задании, состоящем из двух секций, студенту предлагается выбрать из предложенного перечня, включающего восемь пунктов, одно или несколько утверждений, соответствующих действительности. За исчерпывающий ответ на вопрос (выбраны все правильные варианты и ни одного ошибочного) начисляется 5 баллов, за неполный ответ (выбрана часть правильных вариантов и ни одного ошибочного) баллы начисляются пропорционально количеству выбранных правильных вариантов, в случае неверного ответа (выбран ошибочный вариант) баллы не начисляются. Максимальная «стоимость» задания — 10 баллов.

Предметное поле задания (по разделам):

1. Дихотомия «Восток — Запад», основные характеристики восточного общества как альтернативной общественной модели. Особенности феодальных и капиталистических отношений на Востоке.

2. Основные положения важнейших международных договоров, касающихся колониальных и развивающихся стран. Внешнеполитические и внутриполитические стратегии афро-азиатских государств, претендующих на региональное лидерство.

3. Проблемы безопасности и устойчивого развития стран Азии и Африки на современном этапе.

Задание 7. Отметьте единственно верное утверждение

В данном задании, состоящем из двух секций, студенту предлагается выбрать из предложенного перечня, включающего восемь пунктов, единственный правильный ответ, за который начисляется 3 балла. Одновременный выбор нескольких ответов не допускается. После того как ответ выбран, студенту предлагается письменно обосновать, почему он считает выбранный ответ единственно верным (500—750 знаков). За убедительную аргументацию

каждого ответа дополнительно начисляется до 3 баллов. Максимальная «стоимость» задания — 12 баллов.

Предметное поле задания (по разделам):

1. Причины и последствия европейской колонизации для народов Азии и Африки. Особенности экономического и политического развития стран Востока в сравнении со странами Запада.

2. Идеологические поиски, проблемы и противоречия на путях независимого развития народов Азии и Африки.

3. Проблемы устойчивости политических режимов, кризисы и конфликты в Азии и Африке конца ХХ — начала XXI в.

Задание 8. Укажите принадлежность цитаты

В данном задании студенту предлагается выбрать из списка, содержащего шесть пунктов, название религиозно-философского или теоретического подхода, которому соответствует цитируемый отрывок. В качестве цитат выбраны наиболее характерные отрывки из оригинальных трудов мыслителей (в том числе из хрестоматий).

Задание содержит три вопроса. Единственно возможный правильный ответ на каждый вопрос оценивается в 3 балла. Максимальная стоимость задания — 9 баллов.

Предметное поле задания (по разделам):

10. Крупнейшие религиозные философы христианства, ислама, иудаизма, индуизма, буддизма и синтоизма.

2, 3. Крупнейшие представители культурно-исторического, формационного, геополитического, реалистического, неореалистического, либерального, неолиберального и постмодернистского подходов в теории международных отношений.

Задание 9. Обозначьте понятие, к которому относится данное определение

В данном задании студенту предлагается ввести с клавиатуры ПРОПИС-

101

COMPARATIVE POLITICS • 2/2010

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2/2010

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ВОСТОК В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

НЫМИ БУКВАМИ понятие, к которому относится приведенное определение. Каждый пропуск в тексте соответствует одному слову (не словосочетанию). Здесь допускается всего один правильный ответ, за который начисляется 5 баллов. Пожалуйста, обратите внимание на орфографию вашего ответа!

Предметное поле задания:

1. Основные понятия, характеризующие различные формы зависимости афро-азиатских стран от европейских держав и особенности социально-экономической трансформации восточных обществ.

2. Основные понятия, характеризующие различные политические процессы и структурные явления, имеющие место в Азии и Африке.

3. Общемировые социально-экономические процессы на рубеже XX— XXI вв. и реакция на них народов Востока. Азиатские и африканские идеологии конца XIX — начала XXI в.

Задание 10. Подробно раскройте содержание термина

В данном задании студенту предлагается подробно (2500—3000 знаков) раскрыть значение приведенных востоковедных терминов. Данное задание оценивается преподавателем в 0—5 баллов, в зависимости от глубины понимания студентом указанного феномена и его составных элементов. При оценке учитывается не только фактологическая сторона вопроса, но и связность, логичность и грамотность изложения:

0 баллов — полное незнакомство с рассматриваемым явлением;

1 балл — смутное представление о рассматриваемом явлении, неумение раскрыть его содержание;

2 балла — фрагментарное или частично искаженное представление о рассматриваемом явлении;

3 балла — верное, но ограниченное понимание сути и содержания рассматриваемого явления;

4 балла — достаточно полное понимание сути и содержания рассматриваемого явления;

5 баллов — полное понимание сути рассматриваемого явления, умение раскрыть его историческое содержание и связь с аналогичными явлениями.

Примечание. Если итоговый балл составляет меньше установленного порогового значения (60% от «стоимости» задания, т.е. 3 балла), ответ не засчитывается.

Предметное поле задания (по разделам):

1. Особенности социальной и конфессиональной структуры традиционных обществ Востока.

2. Политические идеологии независимых государств Азии и Африки.

3. Этноконфессиональные группы и религиозно-философские идеологии современных стран Азии и Африки.

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

3.1. Критерии оценки знаний

Оценка за контрольный тест выставляется путем суммирования баллов, полученных за каждое выполненное задание, и пересчета полученных баллов в академический рейтинг по шкале переноса града-

102

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ВОСТОК В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

ций, применяемой в рамках Европейской системы переноса и накопления кредитов (ECTS Grade Transfer Scale):

— по итогам каждой аттестации формируется рейтинговый список студентов, успешно прошедших контрольный тест;

— список разбивается на пять частей в соответствии со сравнительными (относительно друг друга) результатами промежуточной аттестации студентов;

— 10% студентов, набравших наибольшее количество баллов, получают отметку «A», следующие 25% — отметку «B», следующие 30% — отметку «C», следующие 25% — отметку «D» и последние 10% из числа успешно прошедших тест — отметку «E».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итоговая оценка по курсу выводится на основании результатов трех промежуточных контрольных тестов, которые могут при необходимости заменяться и/или дополняться выполнением проектного задания (например, если студент пропустил тестирование из-за болезни или стажировки). Проектное задание, выполненное в качестве дополнения к контрольному тесту, может принести дополнительно до 10 баллов, которые добавляются к результатам соответствующего промежуточного тестирования, повышая тем самым позицию студента в рейтинговом списке. Студенты, чей средний академический рейтинг за три промежуточных теста (с учетом проектных заданий) составляет меньше 70%, считаются не освоившими курс и сдают обобщающий итоговый тест вне рамок учебного расписания.

Примечание. Максимальное значение академического рейтинга за прохождение обобщающего итогового теста составляет не более 69%, независимо от количества набранных баллов.

3.2. Список источников и литературы для самостоятельной подготовки

3.2.1. Источники

1. Статут Лиги наций (1919).

2. Атлантическая хартия (1941).

3. Устав Организации Объединенных Наций (1945).

4. Декларация ГА ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960).

5. Соглашение о торговле и связях между Тибетским районом Китая и Индией (1954).

6. Заключительное коммюнике конференции стран Азии и Африки (1955).

7. Совместная декларация семидесяти семи развивающихся стран (1964).

8. Каирская декларация о правах человека в исламе (1990).

9. Бангкокская декларация о правах человека (1993).

10. Тегеранская декларация о диалоге между цивилизациями (1999).

3.2.2. Литература

К разделу 1

Обязательная

1. Алаев Л.Б. История Востока: Первобытная эпоха. Древность. Средние века. Новое время. М. : РОСМЭН, 2007. 496 с.

2. Васильев Л.С. История Востока : учебник для вузов : в 2 т. Т. 1. 4-е изд., ис-пр. и доп. М. : Высшая школа, 2005. 511 с.

3. Васильев Л.С. История Востока : учебник для вузов : В 2 т. Т. 2. 4-е изд., ис-пр. и доп. М. : Высшая школа, 2005. 575 с.

4. Системная история международных отношений, 1918—2000 : в 4 т. Т. 1 : События. 1918—1945 / под ред. А.Д. Богатурова. М. : Московский рабочий, 2000. 516 с.

5. Системная история международных отношений, 1918—2000 : в 4 т. Т. 2 : документы. 1910—1940 / сост. А.В. Мальгин. М. : Московский рабочий, 2000. 243 с.

6. Системная история международных отношений, 1918—2003 : в 4 т. Т. 3 : События, 1945—2003 / под ред. А.Д. Богатурова. М. : Московский рабочий, 2003. 718 с.

7. Системная история международных отношений, 1918—2003 : в 4 т. Т. 4 : Документы. 1945—2003 / под ред. А.Д. Богатурова. М. : Московский рабочий, 2004. 598 с.

8. Хорос В.Г. Модернизация как общемировой процесс // Политическая наука в России: интеллектуальный по-

103

COMPARATIVE POLITICS • 2/2010

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2/2010

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ВОСТОК В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

иск и реальность : хрестоматия / под ред. А.Д. Воскресенского; Моск. обществ. на-уч. фонд. М. : МОНФ; ИЦНиУП, 2000.

С. 320-335.

Дополнительная

1. Алаев Л.Б. История традиционного Востока с древнейших времен до начала XX века : учеб. пособие / МГИМО (У) МИД России, каф. востоковедения. М. : МГИМО — Университет, 2004. 380 с.

2. Вигасин А.А. История Древнего Востока : учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. М. : Дрофа, 2007. 223 с.

3. История Востока : в 6 т. Т. 3 : Восток на рубеже Средневековья и Нового времени XVI—XVIII вв. М. : Восточная литература, 1999. 696 с.

4. История Востока : в 6 т. Т. 4 : Восток в Новое время (конец XVIII — начало XX в.). Кн. 1 / Ин-т востоковедения РАН. М. : Восточная литература, 2004. 608 с.

5. История Востока : в 6 т. Т. 4 : Восток в Новое время (конец XVIII — начало XX в.). Кн. 2 / Ин-т востоковедения РАН. М. : Восточная литература, 2005. 574 с.

6. История Востока : в 6 т. Т. 5 : Восток в Новейшее время (1914—1945 гг.) / Ин-т востоковедения РАН. М. : Восточная литература, 2006. 717 с.

7. Львова Э.С. История Африки в лицах: Биографические очерки. Выпуск 1. Африка в доколониальную эпоху. М. : Прогресс-Традиция, 2002. 256 с.

8. Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М. : Изд-во МГУ, 1996. 304 с.

9. Новая история стран Азии и Африки: XVI—XIX века : учеб. для студентов вузов : в 3 ч. Ч. 1 / Ацамба Ф.М., Родригес А.М., Галкина Е.С. и др.; под ред. М.А. Родригеса. М. : Владос, 2004. 400 с.

10. Новая история стран Азии и Африки: XVI—XIX века : учеб. для студентов вузов : в 3 ч. Ч. 2 / Ацамба Ф.М., Родригес А.М., Галкина Е.С. и др.; под ред. М.А. Родригеса. М. : Владос, 2004. 463 с.

11. Новая история стран Азии и Африки: XV—XIX века : учеб. для студен-

тов вузов : в 3 ч. Ч. 3 / Ацамба Ф.М., Родригес А.М., Галкина Е.С. и др.; под ред. М.А. Родригеса. М. : Владос, 2004. 511 с.

12. Панарин А.С. Политология: западная и восточная традиции. М. : Кн. дом «Университет», 2000. 319 с.

13. Саид Э.В. Ориентализм: Западные концепции Востока. СПб. : Русский мир, 2006. 635 с.

14. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия / сост., ред., вступ. ст. Б.С. Ерасова. М. : Аспект Пресс, 1999. 556 с.

15. Энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс] / гл. ред. А.В. Добровольский. URL: http://www.krugosvet.ru, свободный.

16. Chen Xiaomei. Occidentalism: A Theory of Counter-Discourse in Post-Mao China / Chen Xiaomei. Oxford: Oxford Univ. Press, 1995. 239 p. (Электронная версия книги на Google Books. URL: http://books. google.com, ограниченный.

17. Fanon F. Black Skin, White Masks / Frantz Fanon. — N.Y.: Grove Press, 1991. — 232 p. (Электронная версия книги на Google Books. URL: http://books.google. com, ограниченный.

18. Fanon F. Peau Noire, Masques Blancs / Frantz Fanon. Paris: Editions du Seuil, 1975. 188 p.

19. Frank A.G. ReORIENT Global Economy in the Asian Age / Andre Gunder Frank. Berkeley: California Univ. Press, 1998. 337 p.

20. Pye L.W. Asian Power and Politics : The Cultural Dimensions of Authority / Lucian W. Pye, Mary W. Pye. Cambridge, Mass. : Belknap Press, 1985. xiii, 414 p.

21. Pye L.W. The Confrontation between Discipline and Area Studies / Lucian W. Pye // Political Science and Area Studies: Rivals or Partners? / Ed. by Lucian W. Pye. Bloomington: Indiana Univ. Press, 1975. Pp. 3—22.

К разделу 2

Обязательная

1. Васильев Л.С. История Востока : учебник для вузов : в 2 т. Т. 1. 4-е изд., испр. и доп. М. : Высшая школа, 2005. 511 с.

104

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ВОСТОК В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

2. Васильев Л.С. История Востока: учебник для вузов : в 2 т. Т. 1. 4-е изд., испр. и доп. М. : Высшая школа, 2005. 575 с.

3. Восток / Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений: учеб. пособие для вузов / под ред. А.Д. Воскресенского. М. : РОССПЭН, 2002. 526 с.

4. Новейшая история стран Азии и Африки / науч. ред. и сост. С.Б. Дружи-ловский; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. востоковедения. М. : МГИМО — Университет, 2008. 400 с.

5. Системная история международных отношений, 1918—2000 : в 4 т. Т. 1 : события. 1918—1945 / под ред. А.Д. Бога-турова. М. : Московский рабочий, 2000. 516 с.

6. Системная история международных отношений, 1918—2000 : в 4 т. Т. 2 : документы. 1910—1940 / сост. А.В. Мальгин. М. : Московский рабочий, 2000. 243 с.

7. Системная история международных отношений, 1918—2003 : в 4 т. Т. 3 : события, 1945—2003 / под ред. А.Д. Богатурова. М. : Московский рабочий, 2003. 718 с.

8. Системная история международных отношений, 1918—2003 : в 4 т. Т. 4 : документы. 1945—2003 / под ред. А.Д. Бога-турова. М. : Московский рабочий, 2004. 598 с.

Дополнительная

1. Булатов А.С. Мировая экономика : учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Экономистъ, 2007. 860 с.

2. Кальвокоресси П. Мировая политика. 1945—2000 = World Politics 1945— 2000 : в 2 кн. Кн. 1. М. : Международные отношения, 2003. XXVII, 594 с.

3. Кальвокоресси П. Мировая политика. 1945—2000 = World Politics 1945— 2000 : в 2 кн. Кн. 2. М. : Международные отношения, 2003. VII. 435 с.

4. Новейшая история стран Азии и Африки ХХ в. 1900—1945 : учебник : в 3 ч.

Ч. 1 / под ред. А.М. Родригеса. М. : Вла-дос, 2005. 367 с.

5. Новейшая история стран Азии и Африки ХХ в. 1900—1945 : учебник : в 3 ч.

Ч. 2 / под ред. А.М. Родригеса. М. : Вла-дос, 2005. 320 с.

6. Новейшая история стран Азии и Африки ХХ в. 1900—1945 : учебник : в 3 ч.

Ч. 3 / под ред. А.М. Родригеса. М. : Вла-дос, 2005. 272 с.

7. Павлов Ю.М. Мировая политика и международная экономика: учеб. пособие / Моск. психолого-социальный ин-т. М. : Флинта, 1998. 112 с.

8. Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н.А. Симония. М. : Экономика, 2004. 1319 с.

К разделу 3

Обязательная

1. Васильев Л.С. История Востока : учебник для вузов : в 2 т. Т. 1. 4-е изд., ис-пр. и доп. М. : Высшая школа, 2005. 511 с.

2. Васильев Л.С. История Востока : учебник для вузов : в 2 т. Т. 2. 4-е изд., ис-пр. и доп. М. : Высшая школа, 2005. 575 с.

3. Кальвокоресси П. Мировая политика 1945—2000 = World Politics 1945-2000 : в 2 кн. Кн. 1. М. : Международные отношения, 2003. XXVII, 594 с.

4. Кальвокоресси П. Мировая политика 1945—2000 = World Politics 1945— 2000 : в 2 кн. Кн. 2. М. : Международные отношения, 2003. VII, 435 с.

5. Современные международные отношения и мировая политика: учебник для вузов / отв. ред. А.В. Торкунов. 2-е изд. М. : Просвещение, 2005. 990 с.

6. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / под ред. А.Д. Воскресенского, М.А. Сапроновой; МГИМО (У) МИД России. М. : МГИМО — Университет, 2005. 576 с.

Дополнительная

Васильев Л.С. История религий Востока : учеб. пос. для вузов. М. : Кн. дом «Университет», 2006. 704 с.

1. Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока: учеб. пособие / МГИМО (У) МИД России, каф. востоковедения. М. : МГИМО, 1999. 217 с.

105

COMPARATIVE POLITICS • 2/2010

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2/2010

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ВОСТОК В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

2. Льюис Б. Последнее наступление ислама? [Электронный ресурс] / Бернард Льюис // Россия в глобальной политике. 2007. Сентябрь-октябрь. № 5. Режим доступа: Электронная версия журнала «Россия в глобальной политике». URL: http:// www.globalaffairs.ru/printver/8549.html, свободный.

3. Михеев В. Северо-Восточная Азия: энергетические стратегии безопасности / Михеев В., Якубовский В., Бергер Я., Белокурова Г. Рабочие материалы Московского центра Карнеги. № 6. М. : Carnegie Endowment for International Peace, 2004. 51 с.

4. Наумкин В.В. Фехтование цивилизаций [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. 2007. Сентябрь-октябрь. № 5. Режим доступа: Электронная версия журнала «Россия в глобальной политике». URL: http://wwwglobalaffairs. ru/printver/8550.html, свободный.

5. Новейшая история стран Азии и Африки ХХ в. 1900-1945 : учебник : в 3 ч.

Ч. 1. / под ред. А.М. Родригеса. М. : Вла-дос, 2005. 367 с.

6. Новейшая история стран Азии и Африки ХХ в. 1900-1945 : учебник : в 3 ч.

Ч. 2 / под ред. А.М. Родригеса. М. : Вла-дос, 2005. 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Новейшая история стран Азии и Африки ХХ в. 1900-1945 : учебник : в 3 ч.

Ч. 3 / под ред. А.М. Родригеса. М. : Вла-дос, 2005. 272 с.

8. Региональные конфликты в Азии и Северной Африке / под ред. академика РАЕН А.М. Хазанова, академика МАН

С.Н. Кузнецова, к.и.н. В.П. Панкратьева; Институт востоковедения РАН. М. : ИВ РАН, 1997. 341 с.

9. Северо-Восточная и Центральная Азия: динамика международных и межрегиональных взаимодействий : учеб. пособие / под ред. А.Д. Воскресенского. М. : РОССПЭН, 2004. 471 с.

10. Суслов Д.В. Международные экономические отношения и региональная экономическая интеграция в странах Азии : доклад на основе ситуационного анализа // Азиатский многоугольник: конфликтность и потенциал интеграции / Гос. ун-т Высшая школа экономики. М. : ИД ГУ ВШЭ, 2007. С. 7-26.

11. Хаас Р. Новый Ближний Восток [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. 2006. Ноябрь-декабрь. № 6. Режим доступа: Электронная версия журнала «Россия в глобальной политике». URL: http:// wwwglobalaffirs.ru/ numbers/23/6676.html, свободный.

12. Южная Азия: конфликты и геополитика / отв. ред. В.Я. Белокреницкий; Ин-т востоковедения РАН. М., 1999. 174 с.

13. Kakutani M. A Challenge for the US: Sun Rising on the East [Электронный ресурс] / Michiko Kakutani // The New York Times. 8 May 2008. Режим доступа: Электронная версия газеты «Нью-Йорк Таймс». URL: http://www.nytimes. com/2008/05/06/books/06kaku.html, свободный.

14. Sanghee L. Realities and Possibilities for a Peace System in Northeast Asia / Lee Sanghee. Wash.: The Brookings Institution, 1 November 2007. 17 p.

РАЗДЕЛ 4. МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4.1. Список учебно-лабораторного оборудования

Для проведения тестирования необходим компьютерный класс.

4.2. Программные средства обучения

Виртуальная среда обучения Com-petentum Magister Plus, интегрированная с программой «Электронный деканат».

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.