Научная статья на тему 'Р. Г. КУЗЕЕВ О НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ РОССИИ'

Р. Г. КУЗЕЕВ О НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этничность / этническое возрождение / межнациональные отношения / национальная политика / нациестроительство / многонациональный регион / Р.Г. Кузеев / ethnicity / ethnic revival / interethnic relations / national politics / national building / multinational region

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — И М. Габдрафиков

В статье дается аналитический обзор научных и научно-практических работ выдающегося российского ученого, этнолога, члена-корреспондента РАН Р. Г. Кузеева на тему этнических процессов, культурного и языкового взаимодействия этнических групп в Башкортостане, межнациональных отношений и национальной политики, написанных им в позднесоветский и постсоветский периоды (1986–1999 гг.). Освещаются причины, вызвавшие научный интерес ученого-этнолога, который прежде занимался изучением традиционных проблем советской этнографической науки – этногенезом, этнической историей, родоплеменным составом и традиционной культурой. Наиболее детально рассматриваются основные положения и идеи, изложенные в проекте концепции государственной программы «Народы Башкортостана», разработанной под научным руководством Р. Г. Кузеева. В данном проекте, к разработке которого ученый приложил огромные усилия и который по сути является его итоговым трудом по современным проблемам, он сформулировал собственную формулу национально-государственного строительства многонационального региона, каким является Республика Башкортостан. Эта формула органически учитывает как этнический фактор и местную этнокультурную специфику, так и необходимость гражданской интеграции населения – «многонациональный народ Башкортостана». Эта этногражданская региональная идентичность не противоречит общероссийской идентичности, а является составной ее частью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

R. G. KUZEEV ON NATIONAL STATE BUILDING IN THE MULTINATIONAL REGION OF RUSSIA

The article provides an analytical review of the scientific, practical works of the outstanding Russian scholar, ethnologist, corresponding member of the Russian Academy of Sciences R. G. Kuzeev on the topic of modern ethnic processes, cultural and linguistic interaction of ethnic groups in Bashkortostan, interethnic relations and national politics, written by him in the late Soviet and post-Soviet periods (1986–1999). The article highlights the reasons that prompted the scientific interest of the ethnologist, who previously studied the traditional problems of Soviet ethnographic science – ethnogenesis, ethnic history, tribal composition and traditional culture. The article examines in the most detail the main provisions and ideas set out in the draft concept of the state program “Peoples of Bashkortostan”, the scientific director of the creative team of which was R. G. Kuzeev. In this project, the development of which the scientist has made great efforts and which in fact is a kind of his final work on modern problems, he formulated his own formula for national state building of a multinational region such as the Republic of Bashkortostan. This formula organically takes into account both the ethical factor and local ethnocultural specifics, as well as the need for civic integration of the population – the “multinational people of Bashkortostan”. This ethno-civil regional identity does not contradict the all-Russian identity, but is an integral part of it.

Текст научной работы на тему «Р. Г. КУЗЕЕВ О НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ РОССИИ»

ЭТНОЛОГИЯ

УДК 323.1

DOI: 10.62669/30342139.2024.4.41 И. М. Габдрафиков

Р. Г. КУЗЕЕВ О НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ РОССИИ1

В статье дается аналитический обзор научных и научно-практических работ выдающегося российского ученого, этнолога, члена-корреспондента РАН Р. Г. Кузеева на тему этнических процессов, культурного и языкового взаимодействия этнических групп в Башкортостане, межнациональных отношений и национальной политики, написанных им в позднесоветский и постсоветский периоды (1986-1999 гг.). Освещаются причины, вызвавшие научный интерес ученого-этнолога, который прежде занимался изучением традиционных проблем советской этнографической науки - этногенезом, этнической историей, родоплеменным составом и традиционной культурой. Наиболее детально рассматриваются основные положения и идеи, изложенные в проекте концепции государственной программы «Народы Башкортостана», разработанной под научным руководством Р. Г. Кузеева. В данном проекте, к разработке которого ученый приложил огромные усилия и который по сути является его итоговым трудом по современным проблемам, он сформулировал собственную формулу национально-государственного строительства многонационального региона, каким является Республика Башкортостан. Эта формула органически учитывает как этнический фактор и местную этнокультурную специфику, так и необходимость гражданской интеграции населения - «многонациональный народ Башкортостана». Эта этногражданская региональная идентичность не противоречит общероссийской идентичности, а является составной ее частью.

Ключевые слова: этничность, этническое возрождение, межнациональные отношения, национальная политика, нациестроительство, многонациональный регион, Р.Г. Кузеев.

Основные сферы научных интересов Р. Г. Кузеева многие десятилетия, с самого становления его как ученого, были связаны с традиционными для советской этнографии направлениями - теорией этноса, этногенезом и этнической историей башкир и других народов Волго-Уральского региона. Его фундаментальные монографии «Очерки исторической этнографии башкир», «Башкирские шежере», «Происхождение башкирского народа», «Народы Среднего Поволжья и Южного Урала:

этногенетический взгляд на истории» и др. давно стали классическими и заложили основу для последующего развития этнологической науки в Башкортостане [Кузеев 1957; Башкирские шежере; Кузеев 1974; Кузеев 1992]. Безусловно, эти труды ученого и сегодня не только не потеряли свою актуальность, но и являются образцами научно-исследовательских работ, на которые часто ссылаются отечественные и зарубежные историки. В советской этнографической науке ученый стал

1 Исследование выполнено в рамках государственного задания ИЭИ УФИЦ РАН «Социальные основы этнополитических процессов в республиках Урало-Поволжья». №АААА-А21-121012290085-3.

одним из ведущих исследователей, которого признавали далеко за пределами бывшего Советского Союза. Неслучайно японский историк, профессор Хоккайдского университета Томохико Уяма, специалист по истории России и Евразии, заслуженно назвал Р. Г. Кузеева ведущим авторитетом в науке по этногенезу не только башкир, но и других народов Волго-Уральского макрорегиона: «Его подход имеет многогранный и свободный от национализма характер, и он пользуется большим уважением в регионе» [Уяма 2003: 40].

Однако общественно-политические процессы в Советском Союзе и в других государствах социалистического лагеря, которые в конце XX в. так неожиданно для многих круто повернули вектор развития этих стран, внесли свои коррективы и в научные интересы Р. Г. Кузеева. С середины 1980-х гг. горбачевская политика перестройки и демократизации провоцировала тектонические сдвиги в политической жизни не только в странах социалистического блока, но и изменила весь мировой порядок. Эта политика возродила национальные движения и привела сначала к пробуждению, а затем и всеобщей мобилизации этничности, ее политизации. К сожалению, процесс демократизации имел и негативную сторону, которая со временем только усиливалась и привела к необратимым последствиям - росту центробежных сил, радикализации этнического фактора, в т.ч. и межэтническим конфликтам и, в конечном счете, распаду некогда могущественной страны под названием СССР и всего социалистического лагеря. Джин непримиримого национализма был выпущен из бутылки и стремительно окутывал все большие и большие пространства.

Уже в начале 1990-х гг. в общественно-политической повестке новой России и постсоветских государств стали проявляться два взаимосвязанных, но сущностно различающихся проекта. С одной стороны, возрождение и развитие этнонациональных движений, а с другой - укрепление институтов государства, формирование государственно-гражданской идентичности и нациестроительства в полиэтничной стране. По этой причине актуализировалась потребность в поисках средств консолидации политического сообщества, ставя в центр общественно-политического дискурса проблемы соотношения этнической и гражданской идентичностей, научным осмыслением которых активно занялись многие ученые.

Тогда тема этнического возрождения, межэтнических отношений и этнонациональной политики в общественных науках приобрела особую остроту, вызвав к жизни огромное количество научных, научно-публицистических, а порой псевдонаучных и откровенно националистических работ. Естественно, занимаясь этнологией/этнографией, непосредственным объектом исследования которой являются этносы и их взаимодействия, имея громадный багаж научных знаний, Р. Г. Кузеев не мог оставаться в стороне от этих животрепещущих проблем общественного бытия.

Именно со второй половины 1980-х гг. ученый активно начал заниматься изучением проблем национальной политики и межнациональных отношений - направлением, которое до сих пор не потеряло свою общественно-политическую значимость и в силу своей природы неоднозначно воспринимается и осознается не только рядовыми гражданами, но и учеными-гуманитариями, исследующими эту сферу общественной жизни. Уже в перестроечные годы исследования Р. Г. Кузеева в этой области стали предметом оживленных научных дискуссий и даже противодействий. Слушая его лекции, будучи еще студентом исторического факультета Башкирского государственного университета, позже аспирантом Института истории, языка и литературы УНЦ РАН, а затем долгое время работая под его руководством и рядом с ним в созданном им же Институте этнологических исследований УНЦ РАН, я восхищался широте его кругозора, умению мыслить системно, быть беспристрастным исследователем. К сожалению, были и не очень приятные моменты, связанные с его публикациями на этнонациональную тему. Я был неоднократным свидетелем того, как ему приходилось сталкиваться с резкими, порой бестактными и грубыми выпадами оппонентов. переводя научную дискуссию в плоскость личностных оскорблений. Однако Р. Г. Кузеев всегда сохранял высокую академическую планку, уважительно относился к своим критикам и никогда не переносил научные разногласия (и даже со своими учениками и подчиненными) на плоскость личных взаимоотношений.

Мы можем констатировать, что многие мысли и заключения, написанные ученым 30-40 лет назад, оказались настолько глубокими, что практика показала их обоснованность, они остаются актуальными применительно и к нынешним реалиям нашей республики и страны. В качестве

доказательства приведем один пример. Накануне Всесоюзной переписи населения 1989 г. Р. Г. Кузеев, анализируя влияние этнодемографи-ческих, этнокультурных и этноязыковых процессов на общественную ситуацию в Башкортостане тех лет, писал: « Сегодня было бы безнадежным и бесперспективным анахронизмом возвращаться к дискуссии конца XIX - начала XX в., когда национальную принадлежность предлагали устанавливать по разговорному языку, а не по национальному самосознанию. <...>. Не редкость также ситуация, когда различные части одного этноса говорят на разных языках.» [Кузеев 1986: 9].

Солидный жизненный опыт, колоссальные знания в области теории и практики этнических процессов и национально-государственного строительства позволили ему приступить к разработке сложнейшей теоретико-методологической проблемы функционирования этничности в условиях постсоветской России. Р. Г. Кузеев выдвинул собственную концепцию соотношения общегражданского и этнического моделей в национально-государственном строительстве. Применительно к современным реалиям Российской Федерации и всего Евразийского пространства он писал, что «.этнос сам по себе не является главным субъектом истории. Сегодня, когда права человека являются доминирующим элементом международной политики, главным объектом этнографии должен стать человек и те институты, которые он создает. Есть масса ученых, которые в современных народах видят только этническое содержание. Мы же утверждаем иное понимание - гражданское общество при сохранении этничности» [Кузеев 1999б: 7-20].

В 1996 г. руководство Башкирии, учитывая жизненный опыт, колоссальные знания и авторитет Раиля Гумеровича, именно ему поручило возглавить творческий коллектив по разработке Государственной программы «Народы Башкортостана» [Постановление 1996]. Исходя из сложности и многоплановости поставленной перед правительством Башкортостана задачи, Р. Г. Кузеевым были включены в состав творческой группы разработчиков государственной программы специалисты из разных отраслей научного знания - этнологи, историки, социологи, экономисты, юристы, демографы, лингвисты, а также руководители национально-культурных обществ республики.

Будучи заместителем руководителя творческого коллектива, могу констатировать, что работа

над этой программой шла с трудом, т.к. надо было согласовать разные, порой диаметрально противоположные позиции и взгляды на проблемы межнациональных отношений и национальной политики. Несмотря на эти сложности, работа над государственной программой «Народы Башкортостана» для членов творческого коллектива была весьма полезной и поучительной как в теоретическом, так и в практическом отношении. Р. Г. Кузеев, приступая к разработке данной государственной программы и в ходе работы над ней, опубликовал целый цикл исследований и конкретных разработок, которые получили очень высокую оценку в стране как серьезный вклад в теорию и практику национальных и межнациональных процессов [Кузеев 1997; Патернализм 1999; Кузеев 1999а].

Р. Г. Кузеев предложил свою формулу национально-государственного строительства в многонациональном Башкортостане, которая органически учитывает как этнический фактор и местную этнокультурную специфику, так и необходимость гражданской интеграции населения. Здесь будет уместно, на наш взгляд, привести обширную цитату из его работы:

«Целесообразно содействовать развитию консолидации нации в направлении к гражданскому состоянию. При этом должны восприниматься как норма контактных зон несовпадение самосознания и родного языка, возможность и целесообразность двойной идентификации (например, русский-башкир, башкир-татарин.) в смешанных зонах и семьях. Накануне III тысячелетия было бы безнадежным анахронизмом очерчивать конфигурацию нации по племенным, диалектным признакам или по границам этнографических групп, как это имеет место в ряде республик. Широкая конфигурация и открытость нации является совершено необходимой предпосылкой для успешного развития и модернизации «республикообразующей» нации, что в свою очередь является условием для подъема всей республики.

Вторая линия консолидации должна более динамично сплачивать все народы и этнические группы республики в «многонациональный народ». Консолидация может успешно происходить только на реальной идеологической базе, т.е. вокруг социально-политических идей и лозунгов, в которые поверят массы» [Кузеев 1997: 37-38].

На основе этой главной формулы строилась концепция Р. Г. Кузеева о том, что этнос/этническая группа всегда функционирует и развива-

ется прежде всего во взаимодействии с другими этническими сообществами на определенном пространстве в ходе реализации сложной системы жизнеобеспечения. Этим пространством может быть вся страна, историко-культурная область (например, Волго-Уральский регион) или отдельная территория - субъект Российской Федерации.

Исходя именно из вышеназванных концептуальных принципов, эта программа была разработана в двух частях. Ведущее значение в ней имела первая часть, где представлены разделы, имеющие общегражданскую направленность:

1) общие положения и механизмы реализации программы;

2) социально-политические и политико-правовые проблемы развития народов Башкортостана;

3) этнические аспекты социально-экономических и социально-культурных процессов в Республике Башкортостан.

В этой части ставятся ориентиры, объединяющие всех граждан Республики Башкортостан. Разделы включают такие главы, как:

- права человека и гражданское общество;

- равенство прав человека - равенство прав народов;

- здоровье и социальная экология;

- культура и быт;

- семья и положение женщин;

- образование;

- местное самоуправление;

- формирование гражданского самосознания и др. [Концепция: 25-125].

Вторая часть программы была направлена на решение специфических проблем в жизни народов РБ. Здесь решающая роль отводилась инициативе самого «народа», а государственный патернализм не может иметь значение главнейшего и, тем более, единственного источника жизнедеятельности этнических групп. В ней каждому народу посвящен отдельный раздел (подпрограмма): тюркские (башкиры, татары, чуваши), восточнославянские (русские, украинцы, белорусы), финно-угорские (марийцы, удмурты, мордва). Свои подпрограммы имеют немцы, евреи,

латыши, а также малочисленные на территории РБ этнические группы (греки, армяне, чеченцы, казахи и др.) представлены общим разделом [Кузеев 1999а: 126-142].

Р. Г. Кузеев был убежден, что в современных условиях в национально-государственном строительстве такого многонационального региона, как Башкортостан, а также в стране в целом нельзя абсолютизировать как чисто этнические модели, так и модели, основанные на полном игнорировании этнического фактора в государственной политике и общественной жизни. В России, являющейся многонациональным государством, национально-территориальная и национально-культурная автономия как формы самоопределения народов должны друг друга дополнять, а не исключать. Это единственно реальный и демократический путь для успешного развития страны. Именно поэтому в государственной программе «Народы Башкортостана» констатируется необходимость сочетания и развития в многонациональных обществах двуединого самосознания, которое не противопоставляет, а предполагает формирование этногражданской региональной идентичности по формуле «Многонациональный народ Башкортостана» как составной части общероссийской идентичности [Кузеев 1999а: 122-125].

Развитие событий в нашей стране и мире в первую четверть XXI в. полностью подтвердило правоту взглядов Р. Г. Кузеева. В многонациональных регионах и странах, в которых происходит чрезмерное выпячивание этнического фактора в общественно-политической жизни, мы наблюдаем межэтническую напряженность или даже открытый конфликт. К таким же последствиям приводит и явное игнорирование этничности, этнокультурных интересов и потребностей граждан. Наоборот, там, где есть сочетание общегражданских и этнических подходов в национальной политике, мы видим позитивное развитие межэтнических отношений, мир и согласие между гражданами, принадлежащими к разным этническим и конфессиональным группам.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Башкирские шежере - Башкирские шежере / Сост., перевод текстов, введение и коммент. Р. Г. Кузеева. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1960. 304 с.

Концепция - Концепция Государственной Программы «Народы Башкортостана» (проект) // Патернализм и этническая мобилизация в развитии народов России (модель Башкортостана) / Авт.-сост. Р. Г. Кузеев; РАН,

Центр по изучению межнац. отношений Ин-та этнол. и антроп. им. Н. Н. Миклухо-Маклая; Уфим. науч. центр, Отд. народов Урала и Музей археол. и этногр.; отв. ред. М. Н. Губогло. М.: Старый сад, 1998. С. 11-149.

Кузеев 1957 - Кузеев Р. Г. Очерки исторической этнографии башкир. Ч. 1. Родоплеменные организации башкир в XVII-XVIII вв. Уфа: Башкнигоиздат, 1957. 184 с.

Кузеев 1974 - Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. М.: Наука, 1974. 572 с., карты.

Кузеев 1986 - Кузеев Р. Г. Докладная записка в Башкирский обком КПСС (февраль 1986 г.), 12 с. // Личный архив И. М. Габдрафикова.

Кузеев 1992 - Кузеев Р. Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. М.: Наука, 1992. 344 с.

Кузеев 1997 - Кузеев Р. Г. Этнополитическая история и современность Башкортостана // Материалы и исследования по истории и этнологии Башкортостана / Акад. наук Респ. Башкортостан; № 1. Уфа: Б.и., 1997. 43 с.

Кузеев 1999а - Кузеев Р. Г. Демократия. Гражданственность. Этничность / Отв. ред. М. Н. Губогло; РАН Центр по изучению межнациональных отношений Ин-та этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Центр этнологических исследований УНЦ РАН. М.: ЦИМО, 1999. 376 с.

Кузеев 1999б - Кузеев Р. Г. Почувствовать дыхание времени, дыхание народов.: [интервью с чл.-кор. РАН, академиком АН РБ Р. Г. Кузеевым / Беседу провел И. Г. Петров] // Вестник Акад. наук Респ. Башкортостан. 1999. Т. 4. № 3. С. 7-20.

Патернализм 1998 - Патернализм и этническая мобилизация в развитии народов России (модель Башкортостана) / Авт.-сост. Р. Г. Кузеев; РАН, Центр по изучению межнац. отношений Ин-та этнол. и антроп. им. Н. Н. Миклухо-Маклая; Уфим. науч. центр, Отд. народов Урала и Музей археол. и этногр.; отв. ред. М. Н. Губогло. М.: Старый сад, 1998. 324 с.

Постановление 1996 - Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан «О мерах по расширению научных исследований по проблемам национальной политики в Республике Башкортостан и разработке государственной программы «Народы Башкортостана» № 79 от 6 марта 1996 г. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/17705368/?yscHd=m0o24d1e8a955747221 (дата обращения: 04.09.2024).

Уяма 2003 - Уяма Т. От «булгаризма» через «марризм» к националистическим мифам: дискурсы о татарском и чувашском этногенезе // Новая волна в изучении этнополитической истории Волго-Уральского региона: сборник статей / Под ред. К. Мацузато, Саппоро: Центр славянских исследований при Хоккайдском университете, 2003. С. 16-51.

REFERENCES

Bashkirskie shezhere [Bashkir shezhere (family trees)]. Ufa: Bashknigoizdat Publ., 1960. 304 p. (in Russian) Kontseptsiya Gosudarstvennoi Programmy «Narody Bashkortostana» (proekt) [The concept of the state program "Peoples of Bashkortostan" (draft)]. In: Paternalizm i etnicheskaya mobilizatsiya v razvitii narodov Rossii (model' Bashkortostana) [Paternalism and Ethnic Mobilization in the Development of the Russian Peoples (Bashkortostan Model)]. Moscow: Stary Sad Publ., 1998. Pp. 11-149. (in Russian)

Kuzeev R. G. Ocherki istoricheskoi etnografii bashkir. Ch. 1. Rodoplemennye organizatsii bashkir v XVII-XVIII vv. [Essays on the historical ethnography of the Bashkirs. Part 1. Tribal organizations of the Bashkirs in the XVII-XVIII centuries]. Ufa: Bashknigoizdat Publ., 1957. 184 p. (in Russian)

Kuzeev R. G. Proiskhozhdenie bashkirskogo naroda: etnicheskii sostav, istoriya rasseleniya [Origin of the Bashkir people: ethnic composition, history of settlement]. Moscow: Nauka Publ., 1974. 572 p., maps. (in Russian)

Kuzeev R. G. Dokladnaya zapiska v Bashkirskii obkom KPSS (fevral' 1986 g.) [Memo to the Bashkir Regional Committee of the CPSU (February 1986)]. In: Personal archive of I. M. Gabdrafikov. 12 p. (in Russian)

Kuzeev R. G. Narody Srednego Povolzh'ya i Yuzhnogo Urala: etnogeneticheskii vzglyad na istoriyu [Peoples of the Middle Volga and Southern Urals: an ethnogenetic view of history]. Moscow: Nauka Publ., 1992. 344 p. (in Russian) Kuzeev R. G. Etnopoliticheskaya istoriya i sovremennost' Bashkortostana [Ethnopolitical history and modernity of Bashkortostan]. Ufa, 1997. 43 p. (in Russian)

Kuzeev R. G. Demokratiya. Grazhdanstvennost'. Etnichnost' [Democracy. Citizenship. Ethnicity]. Moscow: TsIMO Publ., 1999. 376 p. (in Russian)

Kuzeev R. G. Pochuvstvovat' dykhanie vremeni, dykhanie narodov...: [interv'yu s chl.-kor. RAN, akademikom AN RB R. G. Kuzeevym / besedu provel I. G. Petrov] [To feel the breath of time, the breath of nations... [Interview with Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Academician of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan R. G. Kuzeev / the conversation was conducted by I. G. Petrov]]. In: Vestnik Akad. nauk Resp. Bashkortostan [Bulletin of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan]. 1999. Vol. 4. No 3. Pp. 7-20. (in Russian)

Paternalizm i etnicheskaya mobilizatsiya v razvitii narodov Rossii (model' Bashkortostana) [Paternalism and ethnic mobilization in the development of the Russian peoples (Bashkortostan Model)]. Moscow: Stary Sad Publ., 1998. 324 p. (in Russian)

Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Bashkortostan «O merakh po rasshireniyu nauchnykh issledovanii po problemam natsional'noi politiki v Respublike Bashkortostan i razrabotke gosudarstvennoi programmy «Narody Bashkortostana» № 79 ot 6 marta 1996 g. [Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Bashkortostan "On measures to expand scientific research on issues of national policy in the Republic of Bashkortostan and the development of the state program "Peoples of Bashkortostan" No 79 of March 6, 1996]. URL: https://base.garant.ru /17705368/?ysclid=m0o24d1e8a955747221 (date of request: 04.09.2024). (in Russian)

Uyama T. Ot «bulgarizma» cherez «marrizm» k natsionalisticheskim mifam: diskursy o tatarskom i chuvashskom etnogeneze [From "Bulgarism" through "Marrism" to nationalist myths: Discourses on Tatar and Chuvash ethnogenesis]. In: Novaya volna v izuchenii etnopoliticheskoi istorii Volgo-Ural'skogo regiona: sbornik state [New wave in the study of the ethnopolitical history of the Volga-Ural region: collection of articles]. Sapporo: Center for Slavic Studies at Hokkaido University Publ., 2003. Pp. 16-51. (in Russian)

I. M. Gabdrafikov

R. G. KUZEEV ON NATIONAL STATE BUILDING IN THE MULTINATIONAL REGION OF RUSSIA

The article provides an analytical review of the scientific, practical works of the outstanding Russian scholar, ethnologist, corresponding member of the Russian Academy of Sciences R. G. Kuzeev on the topic of modern ethnic processes, cultural and linguistic interaction of ethnic groups in Bashkortostan, interethnic relations and national politics, written by him in the late Soviet and post-Soviet periods (1986-1999). The article highlights the reasons that prompted the scientific interest of the ethnologist, who previously studied the traditional problems of Soviet ethnographic science -ethnogenesis, ethnic history, tribal composition and traditional culture. The article examines in the most detail the main provisions and ideas set out in the draft concept of the state program "Peoples of Bashkortostan", the scientific director of the creative team of which was R. G. Kuzeev. In this project, the development of which the scientist has made great efforts and which in fact is a kind of his final work on modern problems, he formulated his own formula for national state building of a multinational region such as the Republic of Bashkortostan. This formula organically takes into account both the ethical factor and local ethnocultural specifics, as well as the need for civic integration of the population - the "multinational people of Bashkortostan". This ethno-civil regional identity does not contradict the all-Russian identity, but is an integral part of it.

Keywords: ethnicity, ethnic revival, interethnic relations, national politics, national building, multinational region.

Габдрафиков Ильдар Махмутович,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева УФИЦ РАН (Уфа, Россия) [email protected]

Gabdrafikov Ildar Makhmutovich,

Candidate of Sciences (History), Senior Researcher,

R. G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies UFSC RAS (Ufa, Russia) [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.09.2024 Received 09.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.