Научная статья на тему 'Quality of higher education: an examination problem'

Quality of higher education: an examination problem Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПЕРТИЗА / МОНИТОРИНГ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / QUALITY OF HIGHER EDUCATION / EXAMINATION / MONITORING / COMPLEX ESTIMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Furyaeva Tatyana Vasilievna

The article deals with the problem of higher education quality examination, general approaches to the content of complex estimation of high school activity, directions of its licensing, certification and accreditation are considered, initial positions and principles of expert activity are given, its stages are emphasized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Quality of higher education: an examination problem»

 УДК 378 высшего образования (European Qual-

ББК Ч484 ity Assurance in Higher Education). При

Т. В. Фуряева этом качество рассматривается в самой

тесной связи с характером отношения,

Качество высшего образования: рефлексии, размышления над собствен-

проблемы экспертизы ной деятельностью (преподавания и

учения) всеми участниками вузовского

В статье поднимается проблема экс- образовательного процесса как важного

пертизы качества высшего образования, стимулирующего средства по повыше-

раскрыты общие подходы к содержанию нию мотивации и усилению инноваци-

комплексной оценки деятельности вуза, онных устремлений, ориентаций.

направлений его лицензирования, аттес- В рамках европейской ассоциации по

тации и аккредитации, изложены исход- обеспечению качества высшего образо-

ные позиции и принципы экспертной вания деятельность по оцениванию ка-

цеятельности, выделены его этапы. чества понимается как специфическая,

Ключевые слова: качество высшего об- экспертная; деятельность, имеющая

разования, экспертиза, мониторинг, свои особенности в образовательной

комплексная оценка. практике. Здесь немаловажным оказы-

вается то обстоятельство, что образова-

T. V. Furyaeva тельная практика отличается от любой

другой, являясь, по своей сути, гумани-

Quality of higher education: тарной, т.е. ориентированной на челове-

an examination problem ка. В этой связи критерием оценивания

адекватности и эффективности процес-

The article deals with the problem of са и результатов образования является

higher education quality examination, gen- характер и уровень соответствия их не

eral approaches to the content of complex только определенным эталонам, задан-

estimation of high school activity, direc- ным учредителем, но и ценностно-смыс-

tions of its licensing, certification and ac- ловым представлениям, ожиданиям всех

creditation are considered, initial positions участников и заказчиков. Последние мо-

and principles of expert activity are given, гут быть самыми различными.

its stages are emphasized. В соответствии с региональными за-

Keywords: quality of higher education, ex- конами о высшем образовании в Гер-

J T Jo ' amination, monitoring, complex estimation. мании, Австрии, принятыми с конца

90-х гг. ХХ вв., экспертная деятельность

Включение высшей тттколы в Болон- рассматривается в них как важнейшее

ский интеграционный процесс особо звено функционирования высшей шко-

актуализирует задачи обеспечения мо- лы. Экспертная деятельность осущест-

бильности, многоуровневости и качест- вляется в трех измерениях: идеальном

ва профессионального образования. Об (цели, задачи, декларируемые в соот-

особой значимости последней задачи ветствующих государственных и вузов-

свидетельствует создание специальных ских документах); феноменальном (реаль-

структур, которые занимаются разра- ная практика образования) и интерпре-

боткой сопоставимых критериев и мето- тационном (аналитическая деятельность

дологий оценки качества высшего обра- внутренних и внешних экспертов, пред-

зования. В частности, в западной прак- ставленная в аналитических текстах).

тике речь идет о создании европейской По своей структурной характеристике

ассоциации по обеспечению качества экспертная деятельность включает ис-

следовательско-аналитическую и проекти- раторное обеспечение, уровень требова-

ровочную. При этом предметом анализа ний при приеме, характер и эффектив-

является не только специально органи- ность процессуальной и итоговой систем

зованный в соответствии с замыслами контроля, востребованность выпускни-

организаторов образовательный про- ков, уровень научно-исследовательской

цесс, но и существующая в нем и вне его деятельности. Качественное представле-

жизнь, отношения участников. Экспер- ние результатов экспертизы предполага-

тная деятельность не ограничивается ет обращение к рейтинговой трехуров-

удостоверением наличия или отсутствия невой шкале порядка (средний уровень,

требуемых характеристик, изучением и выше среднего и ниже среднего) на ос-

Г . Г Г , вынесением взвешенного, аргументиро- новании заданных государством крите-

ванного суждения. Чрезвычайно важ- риальных значений в виде лепестковой

' г ным элементом экспортирования для диаграммы (Эпюра). Эти значения каса-

западных специалистов является выяв- ются учебной площади, спектра образо-

ление и содержательное определение вательных программ, процента препода-

направлений инновативного развития вателей с учеными степенями, нормати-

каждого университета, оказание компе- ва обеспеченности и характера учебно-

тентной помощи в создании стратеги- Г Г J методической литературы, количества

ческого проекта, замысла актуального и аспирантов, диссертационных советов,

стратегического развития вуза. объема научных исследований и др.

Содержание лицензионной, аттеста- Содержание экспертного анализа

ционной и аккредитационной экспер- каждого из пятнадцати разделов выстра-

тизы достаточно глубоко разработано ивается по системе SWOT, предполагаю-

в отечественной практике комплексной щей выявление положительных сторон,

оценки деятельности вуза, которой под- недостатков, проблем, рекомендаций и

вергается каждое высшее учебное заве- формулировку общего мнения экспер-

дение один раз в пять лет. Это отражено та в смысле соответствия или не соот-

в многочисленных материалах Минис- ветствия требованиям государственно-

терства образования и науки, в создании L J ' 1 Г го образовательного стандарта специ-

специальных структур в нем, а также в альности. При принятии решения по

учреждении ассоциации независимой комплексной оценке деятельности вуза,

экспертизы высшей школы в С-Петер- оформлении лицензии и свидетельства

бурге, открытого международного уни- о государственной аккредитации его

У Г ’ 1 ‘ 'У 1 ^ J * верситета качества образования и др. J/ 1 1 f т I на равный срок действия внешней эк-

Для экспертов внешних аттестационных спертизе принадлежит главная роль. В

комиссий предлагаются специальные целом, наше государство разработало

методические рекомендации по квали- достаточно жесткую процедуру прове-

метрии образовательных услуг вуза. При ' J г г ; г дения экспертизы, включающую опре-

этом выделяют пятнадцать показателей деленные этапы: представление заявле-

качества высшего образования: соответс- ния в федеральное министерство науки

твие внутривузовской документации и образования, определение графика и

] Г У ^ J ^ федеральным нормативам, наличие го- процедуры сопровождения; формиро-

сударственного образовательного стан- вание комплексной комиссии, которая

дарта, адекватность ему учебных планов, готовит три документа по основным

программ и организации учебного про- направлениям (лицензированию, аттес-

цесса, а также информационно-методи- тации и аккредитации); подготовку за-

ческое, кадровое, научно-методическое, ключений, принятие решения коллегии

материально-техническое, учебно-лабо- и выдачу лицензии и свидетельства о го-

сударственной аккредитации. Характер (С.Л .Братченко, Д.А. Иванов, С.В. Попов,

организации экспертизы деятельности И.Г. Шестакова и др.). В их основе лежат

вуза отражает характер отношений го- разнообразные теоретико-методологи-

сударства и высшей школы. Для россий- ческие подходы. Однако в реальности

ских вузов характерна традиция полной принцип общественно-государственно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зависимости университета от государс- го характера оценивания деятельности

тва в отличие от принципа академи- вуза не получил еще значительного рас-

ческой свободы западноевропейского пространения. В этой связи представля-

университета. Хотя в настоящее время в ет значительный интерес опыт органи-

отечественных документах и прессе до- зации экспортирования высшей школы

статочно четко артикулируется и обсуж- на примере Германии, которая в течение

дается такое важное условие повышения последних десяти лет проводит система-

качества высшего образования, как пере- тическую экспертизу вузовских учебных

ход от государственного к общественно- дисциплин.

государственному характеру управления Учитывая двойной юридический ста-

с целью стимулирования развития вуза, тус немецкого университета, в рамках

реальность свидетельствует не только о которого он является одновременно кор-

сохранении, но и об усилении влияния порацией, т.е. добровольным свободным

государства на вузовскую сферу. Тенден- объединением профессоров и студентов

У Г 1 1 J ' I Г J ция к усилению ответственности вуза пе- во имя определенной цели, и государс-

ред государством также обнаруживается твенным учреждением, финансируемым

г } г ' и в пространстве западно-европейского у г / Г ГУ государством в лице федерации и земли

образования. Однако она (тенденция) (10% и 90% соответственно), понятной

накладывается на другую традицию и не становится инициатива самих вузов по

является столь экстремальной, как в оте- организации оценивания их качества.

чественных вузах. Это находит свое от- Федеральное министерство образова-

ражение в процедуре экспертизы вузов. ния и науки в новом рамочном законе о

Как известно, результаты экспертной де- высшей школе от 08.08.2002, а затем зем-

7 г \ 1 г ятельности находятся в значительной за- ли, в своих принятых в 2002-2003 гг. за-

висимости от людей, ее организующих, конах о высшей школе (например, Гам-

от их ценностно-смысловых ориентиров, бург - в 27.05.2003, Бремен - 11.07.2003,

жизненного опыта, профессиональной Рейнланд-Пфальц - 9.07 2003 и др.) объ-

компетентности. Существует много раз- являют процедуру экспортирования как

ных норм, точек зрения, которые поз- важную функцию вуза, направленную

воляют по-разному трактовать суть экс- J Г J ^ У ; г J на улучшение качества образователь-

портируемых явлений, представляющих ного процесса. Для этого ректора шести

собой достаточно неопределенные и не- северных крупных немецких универси-

однозначные человеческие ситуации. В тетов (Гамбург, Бремен, Грайфсвальд,

этой связи встает острая необходимость Киль, Ольденбург, Росток) создают в

самого активного привлечения в качестве 1994 г. специальную ассоциацию или

экспертов всех участников образователь- союз (Verbund Nord-deutscher ипгуегейа-

ного процесса и лиц, заинтересованных eten) и в его рамках центр по развитию

в его эффективности. Эта мысль актив- высшей школы. Союз северных уни-

но проводится в современных отечес- верситетов Германии формируется как

твенных исследованиях, посвященных структурное объединение, предполага-

вопросам общественно-государствен- ющее проведение экспертизы высшего

ной, гуманитарной, деятельностно-пси- образования в пяти федеральных зем-

хологической экспертизы образования лях, независимо от государства, силами

самих университетов при самом актив- ния статуса, усиления влияния вуза.

ном участии студенчества. В положении Принцип многообразия перспектив реа-

о союзе подчеркивается особая значи- лизуется благодаря самому широкому

мость факта проведения самими уни- участию всех групп: сотрудников ака-

I г ' верситетами экспертного оценивания, У Г У ГУ ^ демической сферы - профессуры, сту-

поскольку «изменения, развитие имеют дентов, и неакадемической - научных

место только тогда, когда сами участни- работников, технического персонала.

ки идентифицируют себя с учреждени- Участие включает создание отчета по

' Г ГУ У г ем, свою деятельность с поставленными самоанализу, письменные и устные бе-

задачами». При этом важны как интен- седы с внешними экспертами и совмес-

сивность участия, так и круг, количес- тную выработку необходимых для даль-

тво вовлеченных в процедуру экспор- нейшего развития вуза мер. Совместное

тирования. Именно от них в конечном пространство экспертной деятельности

счете будет зависеть вероятность успеха сближает всех участников и служит их

и обеспечения общих и частных инте- взаимопониманию и сплочению. Ори-

ресов. Объединение в союз пяти универ- ентация на процесс характеризует про-

ситетов создает дополнительный шанс в цесс протекания экспертизы, которая

действенности экспертизы. Автономия призвана устранить выявленные недо-

вуза в организации экспертной оценки статки и принять адекватные меры по-

не сводится к автономии руководства вышения качества вузовского обучения.

одним университетом. Межвузовская При этом качество рассматривается как

экспертиза выстраивается на базе широ- динамическая величина, как сложно оп-

кого согласия и понимания друг друга ределяемый и постоянно развивающий-

всеми участниками союза. ся феномен. Экспертиза на разных эта-

В конце 90-х гг. по мере накопления пах ее проведения представляет самые

северными немецкими вузами опыта разнообразные стимулы и побуждения

Г У проведения экспертизы, проведения ее г г у У для совершенствования образователь-

университетами южных районов Герма- ного процесса. По сути дела, в 90-е гг.

нии были сформулированы три исход- немецкими университетами была пред-

ные позиции, или принципы, экспер- принята попытка разработать содержа-

тной деятельности в сфере высшего ние и методы организации экспертизы,

образования: дискурсивность, многообра- ориентированной не столько на конт-

зие перспектив и ориентация на процесс. роль и фиксацию результатов, сколько

Дискурсивный, или диалоговый, характер на усиление инновативной ориентации

^ \7Г ' ' Г Г экспертного оценивания означает вы- работников вуза и студентов, стимули-

страивание поля интенсивного диалога рование их инициатив в процессе арти-

на самых различных уровнях: внутри кулирования позитивных и негативных

вуза с разными участниками; вне вуза эффектов, имеющихся ресурсов и опре-

У г У ' У обмен мнениями с другими универси- деления перспектив. В многочисленных

тетами и избранными внешними экс- документах, которые сопровождали и

пертами. Точка приложения главных . 7 г г сопровождают процесс экспортирова-

усилий вуза фиксируется на задачах: ния специальностей в северных, а затем

7 У т гу м нахождения общих принятых ценнос- в южных вузах Германии, особое внима-

тей, позиций и определения вариан- ние обращается на профессиональный

тов и возможностей реализации полу- характер оценивания образовательного

ченных выводов. Способность универ- процесса. Кроме высокого профессио-

ситета вести разноплановые диалоги нализма, необходимым требованием к

рассматривается как фактор укрепле- внешним экспертам является наличие у

них своей стратегии и концепции оце- в плоскостях их актуального и ближай-

нивания. Считается, что плановая экс- шего развития вуза. В целом, отчет по

пертиза должна получить ответы на сле- самообследованию, как документ объ-

дующие вопросы: кто является адреса- емом 40-60 с., должен давать самую об-

том оценивания, какие цели оно пресле- стоятельную картину сильных и слабых

дует, кто инициирует, в течение какого сторон деятельности подразделения

времени, каким образом организуется, с по определенной специальности (на-

помощью каких инструментариев и ка- уке). Структура самоотчета включает

ковы возможные следствия, эффекты. пятнадцать пунктов: краткое описание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В зависимости от критерия, положен- специальности; цели преподавания и

ного в основание классификаций, наши учения; специализации; учебный план;

немецкие коллеги выделяют несколько содержание, формы обучения и учения;

видов экспертизы. По критерию - кто сопровождение учебного процесса; по-

является инициатором, организато- г г ' ложение студентов; экзаменационный

ром - различают внутреннюю и вне- и не экзаменационный период; выпус-

шнюю; по ориентации на процесс или кники; преподаватели; научный потен-

результат образовательного процес- циал; оснащение учебного процесса;

са - формативную и суммативную. Ди- управление и самоправление в образо-

11 J J J < ' намическая характеристика экспертизы вательном процессе; экспертиза и стра-

включает несколько этапов или циклов: тегия развития. В отличие от этапа са-

самоэкспертизу, внешнюю экспертизу, моотчета отечественного вуза нашими

реализацию или внедрение в практику. западными коллегами обращается осо-

Особенностью этапа самообследования бое внимание на мнение студентов, на

в германских вузах является организа- оценивание ими характера сопровож-

ция постоянного диалога между всеми дения образовательного процесса и др.

участниками вузовского процесса. Уже Заслуживает внимания сама процедура

в самом начале процедуры вырабаты- самообследования, которая предполага-

вается соглашение между руководством ет на начальном этапе создание рабочей

/ у 1 ; '-'у-"!'- ^ университета и факультетом или инсти- группы, в которую входят преподавате-

У Г ГУ ^ ^ Г Г ^ Г тутом по поводу цели, процедуры экс- г у ' г; ' г ли и студенты, во главе с координато-

пертизы, прав и обязанностей всех учас- ром. Возможным является включение

тников. При этом сразу задается четкая в эту группу внешнего эксперта, ком-

и понятная для всех позиция, которая петентного, например, в вопросах кон-

заключается не в контроле деятельности сультирования студентов, статистики,

подразделения, а в стимулировании его управления высшей школой, вузовской

развития с целью повышения качества дидактики и др.

образовательного процесса, достиже- На следующем этапе функциониро-

ния учебных успехов и удовлетворен- ^У ^ ТУ ^ г вания рабочей группы происходит сбор

ности всех участников. Если в середине мнений и затем определение актуальной

90-х гг. главное внимание на этапе само- проблематики всех участников. Сбор

обследования обращалось на изучение мнений осуществляется путем проведе-

всех сторон деятельности вуза, то к кон- ния анкетирования. Содержание анкет,

цу 90-х гг. значимым стало выявление предлагаемых рабочей группой с уче-

состояния и путей решения нескольких том рекомендаций бюро союза универ-

вопросов, в частности: каковы резуль- ситетов, является также предметом об-

таты вузовского обучения, каковы ус- суждений работников и студентов инс-

У У 7 У ловия обеспечения качества. При этом У ' 1 I У ^ титута или факультета. Примерно через

главный ракурс анализа осуществлялся месяц после начала самообследования

происходит межуниверситетская встре- твом, преподавателями, студентами, на-

ча представителей различных рабочих учными и техническими работниками.

групп (из каждого вуза минимум два че- Первое сообщение о своих впечатлени-

г; V ^ у у ^ ловека, из них один студент), в ходе ко- ях в логике, о сильных, слабых сторонах

торой идет обмен мнений. Обязательно с учетом специфики вуза, включающее

обсуждается структура отчета и анкеты, У 1 I У ' рекомендации по улучшению качества,

У ГУ УХ а также кандидатуры внешних экспер- Г ^ ^ У У ' делается на факультете перед всеми ра-

^ ^ У г г тов, которые не должны быть работни- ботниками и студентами. Окончатель-

ками университетов, принадлежащих ный письменный отчет эксперта пред-

У X ' 1 ' ' к данному университетскому союзу. ставляется через несколько недель на

п У У 1 У У Расходы, необходимые для составления, факультет, который имеет возможность

проведения и обработки анкет, состав- его обсудить. На заключительной кон-

ления отчета по самообследованию, ференции при участии факультетов

берет на себя университет. Причем это всех пяти университетов, обеспечиваю-

происходит в разных формах. Возмож- щих подготовку по одинаковой специ-

но получение статистических данных альности, происходит окончательная

из центральных структур управления дискуссия по поводу представленных

университетом. Возможно привлечение ^ у г ' 'У 1 ' внешними экспертами отчетов и при-

студентов, технических, научных работ- нимается окончательный вариант. При

у 7 7 у ' г ников на условиях временного трудово- этом особую значимость приобретает

1 ; ' г Гу го договора, оказание помощи в состав- возможность обменяться накопленным

лении анкет со стороны компетентных опытом организации профессиональ-

факультетов или кафедр и др. Первый ной подготовки и возможность лучше

вариант самоотчета («анализа сильных и понять себя в сравнении с другими в

слабых сторон преподавания и учения») Г 'Г У процессе делового общения. После ут-

активно обсуждается с максимальным верждения окончательного экспертно-

участием всех работников и студентов. го заключения факультеты принимают

У Г У ^ После этого составляется второй вари- I г ' сами решения, какие меры для преодо-

ант, который подписывается советом фа- ления высказанных замечаний и реали-

С Е 5 а г * г с с Е- а е- сы и п X 5 5 ы р 5 т е- ь 1-е ь н а зации принимаемых рекомендаций они

представляется на рассмотрение препо- будут осуществлять. Это согласуется с

давателям, представителям студенчества У ^У У у управлением университета и доводится

> г у и внешним экспертам. ^ ^ V ] " г до сведения бюро союза университетов,

Этап внешней экспертизы также от- ' Г У ' Г , который определяет сроки заключи-

личается от отечественного опыта ком- тельного этапа экспертирования - внед-

плексной оценки деятельности вуза. Эк- рения в практику. Здесь следует заме-

спертная комиссия, сроки и основные Г Г У ^ ' ^У тить, что в западной Европе есть страны,

сферы интересов которой заранее об- в частности Голландия, где на этом эта-

суждены, работает в течение полутора- пе экспертирования активно осущест-

У < ' 7 I У 1 двух дней. Внешняя экспертиза акцен- II У вляется государственный контроль. В

тирует свое внимание на четырех по- у г г частности, через два года после внешней

зициях: удовлетворенность участников экспертизы вуз посещают представите-

1 *• у ( Л 1 у г образовательного процесса; характерис- г у г ли государственной инспекции и прове-

тики учебных успехов; калькуляция рас- г ^ г ряют действенность намеченных мер по

У У 7 У 1 I ходов и анализ средств и востребован- улучшению качества профессиональ-

ность выпускников в профессиональной У У г г ной подготовки. Если государственные

У ГГ практике. Главными методами экспер- ^ У " 1 1 чиновники не удовлетворены, то воз-

тирования являются беседы с руководс- можна процедура лишения государс-

Г ^ ГУ ^

твенной аккредитации вуза (пока этого

не происходило; последствия отрица-

ется функция контроля. Если на пере-

дний план выступает задача развития и

тельного решения доводятся заранее до

стимулирования инновативной ориен-

сведения руководства вузом). Однако

тации учебного заведения как важного

вузы Германии до сих пор сохраняют

показателя качества его деятельности,

автономность эспертирования. Универ

тогда меняется сам характер и методы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ситеты уверены, что государство не име-

экспертирования.

ет права использовать результаты экспер

Среди последних преобладают ме-

тной оценки их деятельности для решения

тоды гуманитарной исследовательской

вопроса о финансировании учреждения.

практики - наблюдение, интервьюиро-

В целом, процедура оценивания де-

вание, беседа, анализ текстов как знако-

ятельности высшей школы, безусловно

во-символических проявлений челове-

необходима как для самих участников

ка, дискуссии, диалоги. Только в этом

образовательного процесса, так и для

случае, как справедливо считают наши

государства, которое финансирует уч-

коллеги, вузовские преподаватели гер-

реждение. Однако здесь очень важна

манских вузов, процедуры экспертизы

цель. Если речь идет об экономии или

действительно будут «гарантировать

сокращении средств на высшее образо-

объективность, доказательность» и ста-

вание, тогда, безусловно, актуализиру-

нут «прозрачными для общества» [5: 4].

1. Методические рекомендации п в процедуре комплексной оценки деятел (руководство эксперта). М., 2006.

2. Бордовский Г. А., Трапицын С. Ю. Обра ва : системный взгляд. Высшее образование

3. Иванов Д. А., Иванова Е. Л., Шестаков но-государственная экспертиза экспериме образовании. М., 1997.

4. Hochschulrahmengesetz in der Fas

5. Speck-Hamdan, Angelika/ T zeitliche,sachliche und soziale Dimensio senschaft . Universitaet Munchen, 2007.

6. Fragenkatalog Fakultat. Bayerisches schung und Kunst. Rat fur Wissenschaft und

7. Fragebogen Professoren. Bayerisches St schung und Kunst. Rat fur Wissenschaft und

Список литературы

о проведению лицензионной экспертизы ьности высшего учебного заведения

зование в области управления качест-егодня, 2004. № 3. С. 14-15. а И. Г., Тубельский А. Н. Обществен-нтальных площадок и инноваций в

sung vom 8. August 2002. Berlin,2002. ppelt,Rudolf Evaluation im Prozess -nen einer Evaluation in der Erziehungswis-

Sta

atsministerium fur Wissenschaft, For-Forschung. Munchen, 2006. aatsministerium fur Wissenschaft, For-Forschung. Munchen, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.