Научная статья на тему 'Пять правил реализации социально ориентированной модели управления школой'

Пять правил реализации социально ориентированной модели управления школой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ В ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галеева Наталья Львовна

Социально ориентированная модель внутришкольного управления. Причины выбора внутришкольных объектов для внешней оценки качества образовательного процесса. Сопоставление трёх моделей управления с реальной системой управления в школе. Пять правил, реализация которых позволяет повысить качество внутришкольного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пять правил реализации социально ориентированной модели управления школой»

пять

ПРАВИЛ РЕАЛИЗАЦИИ социально ориентированной модели управления школой

Наталья Львовна Галеева,

доцент, профессор кафедры управления образовательными системами Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, кандидат биологических наук, г. Москва, e-mail: [email protected]

Специалисты Института обеспечения качества Великобритании, анализируя направления развития социума и его подсистем, определили главное направление социальной эволюции на ближайшие 20 лет как переход от управления качеством к качеству управления организацией. Т.И. Шамова, основоположник Научной школы управления образовательными системами, дала в своих последних работах образное, но от этого не менее чёткое определение: «Опережающее управление — это качественное управление качеством образования»1. Это определило главное направление в деятельности её последователей: исследование качества управления в образовательных организациях не для составления рейтинга, но для создания стройной теории качества управления в образовании и определения целей и задач научно-методического консалтинга в этой области.

• качество управления организацией • социальная эволюция • научно-методический консалтинг • система управления • педагогический анализ

• качество социальности системы в школе

И

зучая поведение социальных систем, А. Чандлер и И. Ансофф показали, что в ситуации, когда появляются внешние факторы, реализующие новые неизвестные доселе воздействия, социальные системы сначала изменяют стратегию, сохраняя традиционную структуру и содержание. Однако без внутренней реорганизации невозможно разрешить противоречия, возникающие в ситуациях несоответствия новой стратегии с существующей системой и её структурой.

При этом реорганизация может частично затронуть структуру, содержание и технологии системы управления организации. Но иногда противоречия потребуют перестройки практически всей системы управления и структуры самой организации2.

1 Шамова Т.И. Научиться опережающему управлению // Управление школой. — 2009. — № 5.

2 Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. — СПб.: СПбГУ, 2011. — 548 с.

Можно привести доказательства того, что, несмотря на объективные потребности в реальных изменениях, школы сегодня в основном, проходят первый этап — стараются изменить направление развития, не меняя систему управления. Например, в прошлом учебном году в нескольких школах Москвы с участием автора проведён самоаудит внут-ришкольной системы оценки качества образования (ВСОКО) по алгоритму:

• сначала участники спроектировали структуру ВСОКО по трём объектам управления: качество результатов, качество процесса, качество управления;

• затем собрали все материалы от всех администраторов, используемые в мониторинге за год: справки, анализы, отчёты и систематизировали их в соответствии с новой структурой ВСОКО;

• а затем сопоставили реальность с проектом ВСОКО, классифицировали имеющиеся материалы по трём объектам управления.

Во всех школах практически все имеющиеся материалы имели отношение только к первым двум группам: анализировали и оценивали качество результатов и качество процесса, но не качество управления.

Можно выявить причины полученного результата, если рассмотреть структуру модели управления в социальной системе. Если под моделью управления понимаем «теоретически выстроенную целостную совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность»3, то необходимо включить в структуру такой модели «...базовые принципы управления, стратегическое видение, дви-

3 Барышников Ю.Н. Модели управления персоналом: Зарубежный опыт и возможность его использования

в России. — М.: РАГС, 1998. — С. 31.

жущие силы развития, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия её элементов, организационную культуру и мотивационную политику, аналитический мониторинг и контроль» (там же).

Первые четыре составляющие определяют концептуальные части модели: отвечая на вопросы, для кого и во имя чего существует организация. Вторая группа составляющих — организационная часть модели: что делаем, как и с помощью чего. Очевидно, что проще прописать изменения в первой части, а проверить извне валидно возможно только последние. Становится понятно, почему внешними аудиторами проверяется в первую очередь (а иногда и исключительно) мониторинг.

В настоящее время описано много различных моделей управления, хотя их всё можно свести к трём основным: технократическая, бизнес-модель и социально ориентированная модель. Именно последняя модель предусматривает решительное смещение акцентов в управлении на развитие кадрового потенциала, на управление в организации путём формирования эффективной мотивационной среды.

На схеме 1 показаны три типа моделей управления: один вариант разомкнутой системы управления и два варианта циклической системы.

В каждой из трёх моделей управления атрибутивно присутствуют две части — управляемая и управляющая система. Принципиальная разница между этими тремя моделями в алгоритмах деятельности управляющей системы:

• в разомкнутой системе управляющая система отдаёт приказы;

• в первом варианте циклической системы — так называемом варианте «чёрного ящика» — управляющая система рефлексирует выполнение и осуществлят следующее управленческое действие, учитывает полученный ответ, меняет своё взаимодействие с управляемой системой;

Разомкнутая система управления

Циклическая система управления

1. Кого учим?

2. Данные о внутренних ресурсах 3. Управленческое действие ^ 4. Анализ результатов

Схема 1. Три типа моделей управления

• во втором варианте циклической системы (вариант «белого ящика») в алгоритме деятельности управляющей системы появляется два новых шага:

> сначала производится необходимый и достаточный сбор информации о состояния управляемой системы;

> затем идёт анализ и переработка полученных данных для учёта;

> затем реализуется управленческое действие и обязательно анализируются результаты для выявления точек коррекции.

Таким образом, очевидно, что только в третьей модели управляющая система включает полный цикл управления. Более того, если под управляемой системой понимаем процесс учения ребёнка, то разомкнутая модель соответствует классической лекционной системе, а управление по типу «чёрного ящика» циклической системы соответствует обучению с использованием балльно-рейтинговой системы оценивания. И только в третьей модели процесс учения описывается с позиций человеческих отношений в личностно ориентированном образовательном процессе.

В настоящее время очень важно осознавать основное отличие бизнес-модели от социально ориентированной модели управления в об-

разовании. В первом случае продуктом являются лекции, книги, программы, курсы — то, что должно приносить прибыль в деньгах, а во втором случае продукт, пусть и в виде образовательных услуг, сам по себе не имеет никакой цены, если он не интериоризиро-ван в систему внутренних ресурсов ученика.

И во ФГОС и в КС и в новом Проф-стандарте чётко прописана субъектность ученика, а это значит, что законодательно определён выбор модели управления учением как циклического управления по принципу «белого ящика». Проблемы с введением инклюзии также однозначно определяют необходимость для учителей уметь на основании анализа социальной ненормальности поведения выстраивать педагогическое взаимодействие.

Педагогический анализ, согласно циклической модели управления, как первый этап управления качеством в системе «учитель — ученик» включает непосредственную деятельность учителя по определению уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха ученика.

За последние восемь лет автором проведён анализ психолого-педагогической компетет-ности слушателей на лекциях, а также при анализе заданий слушателей авторских дистанционных курсов Педагогического университета «Первое сентября». Результаты позволили оценить реальный уровень владения учителями методами и технологиями педагогического анализа внутренних ресурсов ученика, таких как обученность, обучаемость, познавательные (логические, информационные), регулятивные (организационные) и коммуникативные умения (УУД), особенности мотивационно-волевой сферы и психофизиологические особенности познавательной сферы ученика.

Оказалось, что из более двух тысяч респондентов 80% понимают смысл этих понятий, но только 23,5% умеют педагогическими методами определить уровень развития этих внутренних ресурсов у учащихся. При этом только 13,4% респондентов умеют использовать эти данные при проектировании реального образовательного процесса. Из последней группы большинство оказались учителями школ КРО, а каждый десятый имел два образования, одно из которых дефектологическое4.

На семинарах, проводимых автором в последние пять лет, учителя и администраторы школы оценивают ведущую модель организационного поведения в их школе5. Результаты выбора слушателей позволяют проанализировать некоторые характеристики используемой ими на практике модели управления. Определяя модель организационного поведения в системе «учитель — администрация», слушатели выбирают позиции коллегиальной и поддерживающей моделей. Однако проведение подобного

4 Галеева Н.Л., Юлкина Е.А. Проблемы и ресурсы реализации психолого-педагогической диагностики в школе / Технология ИСУД как ресурс реализации требований ФГОС. — Книга по требованию, 2013. — С. 117—120.

5 Барышников Ю.Н. Модели управления персоналом: Зарубежный опыт и возможность его использования

в России. — М.: РАГС, 1998. — С. 31.

анализа для системы «учитель — ученик» обычно приводит самих слушателей в замешательство. По данным самооценки, получается, что ядерная, целеобразующая образовательная система «учитель — ученик» живёт по законам организационного поведения в моделях авторитарной и опеки. А это значит, что в системе «учитель — ученик» работает теория управления, в которой человек (в данном случае ученик) объявляется плохим, недобросовестным и безынициативным работником, а в деятельности руководителя (в данном случае учителя) должна преобладать мотивация подчинённых (учеников), основанная на страхе наказания.

Итак, несмотря на то что наука постулирует необходимость социально ориентированного управления, а ФГОС, КС и профстандарт педагога придают этим положениям статус закона, в реальности образовательные системы не реализуют необходимый потенциал современного управления, и социализация пока остаётся основой для описания аксиологических подходов в программах развития. Если образовательное социализирующее пространство определить как систему специальной управляемой деятельности индивидуальных и групповых субъектов в ресурсно-обеспеченной среде с множественными связями и отношениями, создающими условия для развития личности ребёнка, педагога и родителя, то возникает необходимость уточнить содержание и формы ресурсного обеспечения среды.

В системе ресурсов, обеспечивающих функционирование и развитие социально-культурной организации, финансовые ресурсы6 — только часть, недостатки которой могут быть в определённых условиях скорректированы кадровыми, социально-

6 Галеева Н.Л. Системно-ресурсный подход к управлению внутренними ресурсами учебного успеха обучающегося / Управление образованием: перспективы развития научной школы Т.И. Шамовой: сборник статей Пятых Шамовских чтений (25 января 2013 г.) — М., МПГУ, 2013. — С. 216-219.

демографическими и иногда даже морально-этическим ресурсами. Но вот недостатки в морально-этических и кадровых ресурсах очень трудно, а чаще всего невозможно компенсировать.

Интересны результаты исследования, проведённого автором в группе завучей Москвы на одном из обучающих семинаров. На семинаре присутствовали 53 завуча с разным стажем работы. Им предложили обозначить направления, которые, по их мнению, наиболее результативны в решении проблем качества школьного образования. Оказалось, что завучи со стажем до 5 лет работы все ресурсы решения проблем видят только в собственных силах, при этом ждут целенаправленной помощи от компетентных коллег и не видят необходимости в изменениях самого учителя. Завучи со стажем от 6 до 15 лет готовы модернизировать внутришкольное управление, но ожидают помощи и поддержки от системы непрерывного профессионального образования. Самые опытные завучи со стажем более 15 лет очень сдержанно оценивают эффективность помощи извне, но зато практически все уверены в том, что главным ресурсом повышения качества образования является готовность самого учителя к изменениям.

В результате описанных исследований и на основании изучения исследований в области управления образованием сформулируем пять правил, реализация которых позволяет управлять качеством социальности системы в школе:

1. В социально ориентированной модели системы управления школой управляемой подсистемой служит процесс личностного развития учащегося средствами различных видов деятельности.

2. Социальность должна быть присуща всем составляющим образовательной среды:

• содержание предметов представлено как социально значимое;

• организационные формы урочной и внеурочной деятельности должны обеспечивать социализацию;

• педагогическое взаимодействие должно быть конструктивным и поддерживать процессы социализации.

3. В социально ориентированной модели управления в системе «учитель — ученик» учитель эффективно реализует психолого-педагогическую, коммуникативную и управленческую составляющие профессиональной компетет-ности.

4. Структура социально ориентированной модели управления выстраивается

в школе по принципу договорных взаимоотношений на основе модели циклического управления по принципу «белого ящика».

5. В социально ориентированной модели управления качество последней определяется тем, насколько эффективно каждый субъект деятельности реализует все функции управления. Особенно это касается контрольно-диагностической функции, результаты реализации которой должны быть основой для пересмотра собственной деятельности каждым участником, а не только источником информации для высших уровней системы управления. НО

От редакции. Наша позиция в отношении качества образования отражена во множестве публикаций и сводится к простому рассуждению: качественное образование должно обеспечивать успех в жизни. Успех в жизни тесно связан со стоимостью человеческого капитала выпускника, а человеческий капитал — это способность человека приносить пользу. Звучит утилитарно, зато доступно! Таким образом, хорошее образование должно оснастить ребёнка способностью быть полезным, продуктивным! Позволяют ли выводы и рекомендации авторов изменить способность школы наделять выпускников способностью приносить пользу в лучшую сторону? Или нет? Спросим у автров и подождём их следующую статью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.