в это время в разных городах Сибири, с разной интенсивностью сложилась особая творческая среда, а художественное сознание обрело в ту пору новые историко-культурные горизонты.
1. Морозов А. И. Моя современность. М. : Галарт, 2011. 144 с.
2. Десять зональных выставок : сб. ст. / [ред.-сост. и авт. вступ. ст. Ю. Нехорошев]. Л. : Художник РСФСР, 1967. 177 с.
УДК 378.1
ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКИХ И ВЕДОМСТВЕННЫХ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В статье рассматривается вопрос взаимодействия образовательных организаций системы МВД России с гражданскими образовательными организациями при формировании ценностных оснований ведомственного непрерывного образования. Описаны основные направления сотрудничества.
Ключевые слова: ценностные основания, непрерывное образование, взаимодействие образовательных организаций высшего образования, вуз системы МВД РФ, ведомственное правоохранительное образование.
Образование есть взаимосвязанный процесс воспитания и обучения, осуществляемый для получения в качестве итога образовательного воздействия всесторонне развитой личности в рамках заданной, запрограммированной модели обучения и образовательной программы. Всемерно соглашаясь с изменениями в реализации государственной образовательной политики России, мы полагаем возможным обратить внимание на вопрос взаимодействия гражданских образовательных организаций, реализующих различные уровни образования и ведомственных правоохранительных образовательных организаций системы МВД РФ. Назначением такого взаимодействия мы видим формирование ценностных основ непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел.
Целью исследования вопросов взаимодействия гражданской и ведомственной правоохранительной моделей организации образовательной деятельности мы считаем выявление и обоснование путей взаимодействия ведомс-
3. Фатьянов А. Д. Вступительная статья к каталогу 2-й зональной художественной выставки «Сибирь социалистическая». Омск, 1967.
4. Лапшин В. Сибирь социалистическая. Зональная выставка. Л. : Художник РФСР, 1967. 44 с.
5. Муратов П. Д. Эпоха зональных выставок // Третьи Омские искусствоведческие чтения. Н. М. Брюханов и его время : сб. материалов. Омск : Альтернатива АРТ, 1999. С. 51-53.
© Бабикова Т. В., 2017
В. В. Васильев V. V. Vasiliev
WAYS OF INTERACTION OF CIVIL AND DEPARTMENTAL LAW ENFORCEMENT EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR THE FORMATION OF VALUE BASES OF CONTINUING EDUCATION OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
The article discusses the interaction of educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs system with civil educational organizations in the formation of value bases of departmental continuing education. The main directions of cooperation are described.
Keywords: value bases, continuing education, interaction of educational organizations of higher education, university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, departmental law enforcement education.
твенной правоохранительной системы образовательных организаций МВД России с аналогичными гражданскими образовательными организациями, обусловленного единообразным пониманием и формированием ценностных основ непрерывного правоохранительного образования сотрудников органов внутренних дел в нашем Отечестве.
Массив нормативных правовых актов в сфере образовательной деятельности, и прежде всего Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1], достаточно подробно очерчивает перечень взаимосвязанных образовательных элементов, составляющих в совокупности систему непрерывного образования, реализуемого в России. Анализируя данную систему с точки зрения ведомственного правоохранительного образования, мы с удовлетворением отмечаем, что фактически все элементы непрерывного образования, посредством которого осуществляется воспитание и обучение личности сотрудника органа внутренних дел (полиции), возможны и допустимы в системе
образовательных организаций, подведомственной Министерству внутренних дел России [2, с. 2]. Вместе с тем освоение отдельных уровней профессионального образования возможно на настоящий момент лишь в гражданских образовательных организациях либо в образовательных организациях, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти.
Проблема аксиологии непрерывного образования неоднократно становилась объектом научных исследований. Так, Л. Ф. Михальцовой была исследована проблема аксиологии непрерывного образования в условиях формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на их творческое саморазвитие. Ценностно ориентированное непрерывное образование, по ее мнению, может рассматриваться как постоянное обучение, переход от развития к саморазвитию, от информационного к продуктивному обучению и формированию ключевых компетенций как целенаправленное творческое саморазвитие, предполагающее интеграцию и преемственность обучения [3, с. 25].
О. Е. Шафранова, анализируя ценностный подход к построению непрерывного образования преподавателя высшей школы, исследовала аксиологические особенности непрерывного образования. По ее мнению, под непрерывным образованием профессионала понимается образовательный путь, форма профессионализации человека, обеспечивающая возможность ценностно-сообразного конструирования профессиональной картины мира, системы образов «Я-профессиональное», образов желаемых отношений с собой, миром и другими людьми посредством отношений четырех типов («человек - мир природы и культуры», «человек - его Я», «человек - человек», «человек - род») [4, с. 30].
По результатам изучения процесса формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования И. М. Купчигина приходит к ряду выводов. В частности, она полагает, что непрерывное образование в образовательных организациях МВД РФ с учетом изменяющихся потребностей обучающихся и общества выполняет ряд присущих ему специфических функций: компенсаторную, адаптирующую, развивающую, креативную, функцию культурного наследования, обеспечивающую приобщение курсантов и слушателей к ценностям мировой культуры, их участие в сохранении, обогащении общекультурных и профессиональных ценностей [5, с. 12].
По нашему мнению, наиболее точное понятие ценностных основ образовательной деятельности дано А. А. Тимо-ниной. Под ними ею понималась системная совокупность ценностей, являющихся смысловой основой образовательной деятельности, определяющих взаимодействие ценностей образовательной организации как социального института, ценностей педагогического коллектива образовательной организации, ценностей, определяющих развитие ценностно-смысловой сферы обучающегося [6, с. 8].
К числу ценностных основ непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД РФ, мы полагаем, должны быть отнесены:
- ценностные основания образовательной деятельности обучающихся;
- ценностные основания правоприменительной деятельности комплектующего ОВД;
- ценностные основания деятельности преподавательского состава образовательной организации.
Неоспорим тот факт, что взаимодействие ведомственных образовательных организаций системы МВД РФ и гражданских образовательных организаций по формированию, закреплению и своевременной и уместной коррекции ценностных оснований непрерывной образовательной деятельности обучающихся и правоприменительной деятельности комплектующих органов может и должно осуществляться. Исследуем более подробно возможности такого взаимодействия
Формирование ценностных основ ведомственного правоохранительного непрерывного образования может начинаться на уровне получения обучающимся среднего общего образования. Наиболее легкими, перспективными путями взаимодействия гражданских и ведомственных правоохранительных образовательных организаций является ранняя профессионально-патриотическая ориентация школьников в рамках так называемого кадетского (суворовского) обучения. Оно в настоящее время реализуется как гражданскими общеобразовательными учреждениями с различной степенью вовлечения представителей МВД РФ в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения правоохранителей, так и ведомственными суворовскими военными училищами МВД России.
Наименее затратным как с материальной, организационной точек зрения, так и с методико-воспитательной стороны организации процесса обучения в настоящее время является создание в имеющейся образовательной организации общего образования (как правило, муниципальной) специализированного кадетского класса с углубленным нравственно-патриотическим и физически-прикладным воспитательным процессом.
Окончание кадетского класса не налагает на выпускника никаких обязательств по поступлению на службу в ОВД, а равно по поступлению в вуз системы министерства внутренних дел. При поступлении в образовательные организации высшего образования МВД РФ такие выпускники не имеют конкурсных преимуществ перед остальными абитуриентами. Вместе с тем их выбор ведомственного правоохранительного вуза как места начала дальнейшей профессионально-трудовой (служебной) правоохранительной деятельности является более осознанным. Уровень сфор-мированности патриотизма, как одного из ценностных оснований непрерывного правоохранительного образования находится на более высоком уровне, по сравнению с уровнем среднестатистического курсанта вуза МВД РФ в процессе учебы на первом курсе в первом семестре.
Следующим уровнем взаимодействия гражданских и ведомственных правоохранительных образовательных организаций в рамках формирования ценностных основ непрерывного правоохранительного образования являются кадетские корпуса (училища) и суворовские военные училища МВД РФ. По сравнению с кадетским классом это значительно более затратная организация образовательного процесса, направленного на получение среднего общего образования, с одной стороны, и одновременно
формирование у воспитанника (кадета, суворовца) внутренних моральных и социальных патриотических установок -с другой. В качестве сравнения можем вспомнить известное стихотворное утверждение Н. А. Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан!», перефразировав поэта на кадета.
Как и в случае с кадетским классом, выпускник кадетского или суворовского военного училища МВД РФ не обязан связывать свою дальнейшую жизнь с системой и службой в правоохранительных органах. Он волен самостоятельно определять место своей учебы и работы. Тем не менее задача становления всесторонне развитой, патриотически ориентированной личности училищем и его педагогическим составом формально выполнена. По решению образовательной организации высшего образования МВД РФ выпускнику данной специализированной образовательной организации может быть предоставлено конкурсное преимущество (при остальных равных условиях) при поступлении в вуз системы МВД РФ.
Формирование ценностных основ правоприменительной деятельности как одного из элементов ценностных основ непрерывного правоохранительного образования сотрудников органов внутренних дел осуществимо также путем взаимодействия гражданских и ведомственных правоохранительных образовательных организаций. Определяя круг таких специфических ценностных основ, мы отталкиваемся прежде всего от тех требований, которые заказчик образовательного воздействия на сотрудников органов внутренних дел - территориальный ОВД предъявляет как к организации образовательного процесса, так и к его результату. Полагаем возможным эти ценностные основы правоприменительной деятельности комплектующего ОВД разделить на две подгруппы:
- требования, предъявляемые к сотруднику органа внутренних дел, получившему первоначальные правоохранительные знания, умения, навыки (получение высшего образования, прохождение профессионального обучения). К их числу традиционно относят умение профессионально исполнять служебные обязанности по профилю (узкой специализации) образования непосредственно после заступления на должность, наличие у выпускника навыков профессиональной деятельности и сформированность у него профессионально-специализированных компетенций, способность к самосовершенствованию и пр. Ценностными основами выступают профессионализм, гражданственность, обучаемость прикладным профессиональным правоохранительным навыкам;
- требования, предъявляемые к сотруднику органа внутренних дел, получающему дополнительное профессиональное образование. В качестве таковых территориальный ОВД видит минимальное время отвлечения сотрудника от исполнения служебных обязанностей, привитие обучающемуся актуальных знаний и формирование умений, возможность использования полученных знаний и сформированных умений в практической правоохранительной деятельности, коррекция устаревших и неверных знаний и умений, купирование элементов профессиональной деформации. Ценностными основами выступают оперативность, профессионализм, компетентность в самом широком смысле слова.
Для выполнения рассмотренных требований и формирования ценностных основ правоприменительной деятельности взаимодействие гражданских и ведомственных правоохранительных образовательных организаций строится по нескольким направлениям.
1) Подготовка для органов внутренних дел гражданскими образовательными организациями высшего образования так называемого «штучного товара» - специалистов в различных узкоспециализированных областях техники, народного хозяйства, 1Т-технологий и пр. Обучение таких специалистов (в частности, для подразделений по противодействию компьютерным преступлениям) в системе образовательных организаций высшего образования МВД РФ экономически и организационно невыгодно, а зачастую контрпродуктивно, в силу ведомственных особенностей организации образовательного процесса и комплектования штатов. Как показывает практика, модель программирования процесса воспитания и обучения в гражданской образовательной организации высшего образования менее консервативна, чем ее ведомственный правоохранительный аналог. Гражданский вуз активнее откликается на изменение конъюнктуры рынка труда и гораздо легче открывает подготовку кадров отдельных специальностей с учетом ограниченного набора студентов и возможных перспектив на трудовые ресурсы.
2) Получение сотрудниками территориальных ОВД высшего образования по такому уровню профессионального образования, как подготовка кадров высшей квалификации.
3) Дополнительное профессиональное образование сотрудников территориальных ОВД в гражданских образовательных организациях высшего образования по узкоспециальным направлениям повышения квалификации.
К общности ценностных основ непрерывного правоохранительного образования мы отнесли ценностные основания деятельности преподавательского состава образовательной организации. Очерчивая их круг, упомянем в их числе возможность постоянного повышения и совершенствования преподавательского мастерства, стабильность службы, востребованность на рынке образовательной деятельности. Исходя из данных ценностных основ, можно вести речь о путях взаимодействия, сотрудничества гражданских и ведомственных правоохранительных образовательных организаций по их формированию и реализации.
Во-первых, вузы должны шире привлекать к проведению занятий как по курсам по выбору, так и по отдельным темам в рамках изучаемых дисциплин ведущих специалистов взаимодействующих образовательных организаций. Такое взаимодействие не только разнообразит и актуализирует образовательный процесс, но и укажет преподавателю совершенствование своего методического и воспитательного уровня.
Во-вторых, вузы в рамках внедрения дистантной методической модели образовательной деятельности должны шире внедрять в процесс обучения видеотрансляции лекционных занятий ведущих специалистов и преподавателей страны по соответствующим отраслям знаний.
В-третьих, преподаватели вуза МВД РФ могут проходить повышение квалификации педагога в гражданских педагогических вузах и федеральных университетах.
Перспективы взаимодействия гражданских и ведомственных правоохранительных образовательных организаций просматриваются и в рамках выполнения вузами МВД РФ аккредитационных показателей по количеству докторов наук. Нахождение сотрудника вуза МВД РФ в докторантуре гражданской образовательной организации высшего образования с последующей защитой диссертации также относится к одному из путей межведомственного образовательного взаимодействия.
В заключение можно констатировать, что вариативность взаимодействия гражданских и правоохранительных образовательных организаций чрезвычайно широка. Формы и виды взаимодействия разноподчиненных образовательных организаций недостаточно исследованы и требуют дальнейшего осмысления и развития.
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Российская газета. 2012. 31 декабря.
УДК 378.1:004
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОВЕДЕНИИ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье приводятся методические рекомендации по применению интерактивных технологий на лекционных занятиях в вузе. Отмечается, что в условиях электронного обучения традиционное понимание интерактивности обогащается новыми способами и средствами взаимодействия обучаемых между собой, с преподавателем, с информационной средой или ее отдельными элементами. Рассмотрены следующие направления повышения интерактивности лекционных занятий: самостоятельное освоение теоретического материала с помощью электронной лекции; автоматизированный фактологический и терминологический контроль и самоконтроль знаний лекционного материала; коллективная работа студентов по созданию электронного образовательного контента по теоретическому материалу лекции; проведение учебных дискуссий на лекции в форме форума, чата, комментирования. Для каждого направления приведен список программных средств и интернет-сервисов.
Ключевые слова: электронное обучение, интерактивность в обучении, интерактивная лекция, электронные образовательные ресурсы, интернет-сервисы web 2.0.
2. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел : учеб. / авт. кол.: В. В. Васильев [и др.]. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2016. 316 с.
3. Михальцова Л. Ф. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2012. 48 с.
4. Шафранова О. Е. Аксиология построения непрерывного образования преподавателя высшей школы: дис. ... д-ра пед. наук. Благовещенск, 2015. 692 с.
5. Купчигина И. М. Формирование профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2009. 24 с.
6. Тимонина А. А. Ценностные основания программирования воспитательного процесса загородного детского оздоровительного центра : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2013. 23 с.
© Васильев В. В., 2017
Е. С. Гайдамак, С. М. Закутская, Г. А. Фёдорова E.S. Gaydamak, S.M. Zakutskaya, G.A. Fedorova
INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN CONDUCTING LECTURE IN THE E-LEARNING CONDITIONS
The article provides methodological recommendations on the use of interactive technologies in lecture classes at the university. It is noted that in conditions of e-learning, the traditional understanding of interactivity is enriched by new ways and means of interaction between students, with the teacher, with the information environment or with its individual elements. The following directions of increasing the interactivity of lecture classes are considered: independent development of theoretical material with the help of an electronic lecture; automated factual and terminological control and self-control of knowledge of lecture material; collective work of students on the creation of electronic educational content on the theoretical material of the lecture; conducting of educational discussions at the lecture in the form of forum, chat, commenting. For each direction there is a list of software tools and Internet services.
Keywords: e-learning, interactivity in teaching, interactive lecture, electronic educational resources, Internet services web 2.0.
Традиционно в системе высшего образования лекция остается «главной информационной магистралью» в учебном процессе, выражающей основное содержание дисциплины, организующей процесс формирования и систе-
матизации знаний, определяющей отношение студентов к предмету изучения, к его роли и значению в системе подготовки специалиста [1]. Современная педагогическая наука предлагает целый спектр видов интерактивных лекционных