Научная статья на тему 'Пути управления конфликтной ситуацией'

Пути управления конфликтной ситуацией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
257
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Р Ж. Божбанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути управления конфликтной ситуацией»

а) “эустресс” означает желательный эффект (встреча с любимым человеком, публичное признание коллегами успеха и т.д.);

б) “дистресс” означает негативный эффект (неприятные переживания, вызываемые вредоносным стрессом).

2. Природные механизмы стресса можно усовершенствовать, развить, усилить (т.е. планомерно влиять на психику человека, укреплять его стрессоустойчивость).

3. Один й тот же стресс может вызвать у разных людей неодинаковые реакции. Факторы, которые могут усиливать и тормозить стрессовое состоянир, — это генетическое предрасположение человека,1 пол, возраст, реактивность организма, его состояние в данный момент и др.

Авторы современных теорий стресса — физиолог Г.Н. Кассиль, биохимики В.Н. Васильев, B.C. Чугунов, эвдокринолог М. Вигаш. Из их работ следует, что стартовым химическим звеном стрессовой реакции является возрастание уровня адреналина и норадреналина в крови. Психологические стрессы, связанные с внешними проявлениями страха, тревоги, депрессии, зависят от секреции адреналина. Стрессы же с выраженным внешним проявлением агрессивности, гнева, ярости и т.п. зависят от секреции норадреналина. Это значит, что при химическом анализе крови человека, находящегося в стрессовом состоянии, можно получить объективные показатели уровня нервного напряжения. Итак, введением указанных препаратов можно искусственно вызвать указанные реакции организма. Общеизвестна практика применения додингов, психоделиков и друтих медикаментозных препаратов для использования физических и психических предельных возможностей человека.

Оценивая интенсивность стрессовых состояний по 10-балльной системе, английские ученые приводят следующую шкалу: у полицейского — 7,7, у военнослужащего — 4,7 балла.

Стрессы приводят к болезням. На первом месте — ИБС (нарушение коронарного кровообращения, приводящее к стенокардии, инфаркту, атеросклерозу и др.). Люди с высоким темпом жизни, но нечетко сформулированной целью (участвуют в разнообразных видах деятельности, испытывают дефицит времени, стремятся ускорить ход выполняемых заданий, обладают высокой психической и физической готовностью к действиям) в 6 раз чаще имеют атеросклероз коронарных сосудов, чем люди, склонные к спокойной и размеренной деятельности. После ИБС следуют гипертония, заболевания желудочно-кишечного тракта, бронхиальная астма, аллергия, головные боли, болезни кожи, экзема, угри, ослабление иммунной системы, сахарный диабет.

Как видим, знание физиологических основ возникновения конфликтных ситуаций является необходимым условием их профилактики и предупреждения.

42

Пути управления конфликтной ситуацией

Р.Ж, Божбанова Караганаинская высшая школа МВД Казахстана

Социально-психологический климат в правоохранительных органах в значительной степени зависит от знаний и умений сотрудников предупреждать возникающие и разрешать назревшие конфликтные Ситуации. Конфликты заключают в себе импульс целесообразного, позитивного социального развития, однако тем не менее часто отрицательно сказываются на психологическом здоровье его участников. Ведь в конфликте затрагиваются и интересы людей, они сознательно идут на обострение отношений, испытывая при этом отрицательные переживания.

Выделяют три вида конфликта; 1) внутрилич-носгный, который характеризуется борьбой примерно равных по силе мотивов, влечений, ш Пересов личности; 2) межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели; 3) межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые пели и препятствующие друг другу на пути их осуществления.

Психологическая интерпретация конфликта содержит ряд утверждений.

1. Конфликтная ситуация возникает при нали-

чии противоречивых позиций сторон: субъектов и объекта. ,

2. Для возникновения конфликта необходим инцидент. Он выражается в том, что одна из сторон начинает ущемлять интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает на инциденг, то происходит качественное преобразование конфликта, из потенциального он превращается в актуальный.

Анализ конфликта при рассмотрении субъективных факторов взаимоотношений рядового и командного состава в правоохранительных органах выявляет позитивные и негативные черты характера, разноуровневую культуру начальника и подчиненного, что можетбыть причиной возникновения конфликта по вертикали и способствовать напряженным ситуациям в отношениях по горизонтали. Универсальным психологическим механизмом возникновения конфликта считается превышение индивидуального порога толерантности (терпимости) участников конфликта. Для управления конфликтной ситуацией необходимо прежде всего правильно ее оценигь. Надо помнить, что в случае конфликта перед наблюдателем непосредственно предстает повод, но не его причина.

Следует также дать прогностическую оценку конфликтной ситуации в смысле жизнедеятельности коллектива. Как уже отмечалось, есть хронические конфликтные ситуации, деструктивным образом влияющие на коллектив. Важно подобную ситуацию не “загонять вглубь” административными методами и не делать вид, что ничего не происходит. В отдельных случаях открытое столкновение влияет на нормализацию коллективного взаимодействия конструктивным образом.

Направленность конкретных действий в конфликте поможет лучше установить и субъективные мотивы его участников. Оптимально такое управление конфликтом, которое устраняет объективные причины, создадите конфликтную ситуацию, а также снимает вызванную им психическую напряженность и восстанавливает нормальные как деловые, так и эмоциональные взаимоотношения.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1996, № 2 (4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.