Р.М. Асадуллин, А.Ф. Мустаев, Л.А. Амирова,
И.В. Кудинов, Е.В. Ефимова, А.И. Кортунов
ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Ключевые слова: система образования, региональное образовательное пространство, Центр непрерывного педагогического образования.
Аннотация: В статье говорится о перспективах создания и развития Центра непрерывного педагогического образования.
Роль образования как стратегического ресурса общества в современных условиях объективно возрастает, и степень экономического развития стран мира напрямую связана с уровнем образованности человека, который оценивается как основной ресурс экономического роста того или иного государства. Рассматривая систему образования в качестве важнейшего фактора прогрессивного развития государства и специфической области общественной жизнедеятельности, в которой моделируется будущее, следует прилагать серьезные усилия к процессу формирования ресурсной базы этой системы. Инновационный процесс в образовании уже сегодня инициировал ряд преобразований и в структурном, и в содержательном плане, среди которых наиболее значительными принято считать следующие:
1. Созданы федеральные университеты на базе крупных государственных вузов, в задачи которых входит выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук, доведение результатов интеллектуальной деятельности до практического применения на основе интеграции науки, образования и производства, обеспечение научных, технических и технологических решений комплексных задач регионального развития и реализации крупных программ социально-экономического развития страны.
2. Открыты национально-исследовательские университеты на базе ведущих технических вузов страны, задачами которых становятся подготовка кадров и проведение научных исследований в области высоких технологий, направленных на модернизацию научнотехнологического комплекса России и регионов.
3. Предполагается создание центров педагогического образования для создания эффективной социально-гуманитарной педагогической среды, обеспечивающей социализацию личности педагога; для формирования высококвалифицированного учителя, обладающего широким набором психолого-педагогических компетенций и готового работать в условиях вариативных образовательных программ; для проведения специализированных научных исследований психолого-педагогической направленности; для повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Очевидно, что такой Центр будет способен отвечать вызовам современной эпохи лишь при условии высокого уровня самоорганизации, когда его деятельность приобретет не только профессиональносистемный, но и социально-системный характер. При этом сама система работы Центра педагогического образования должна достичь такой степени единства с другими общественными и производственными структурами, при которой обеспечивается упорядоченная и бесконфликтная связь между ее внутренними элементами, в частности, между организационными структурами, нормами, целями и ценностями.
Данное видение развития системы отечественного профессионального образования согласуется с позицией Министерства образования и науки РФ, представленной премьер-
министру В.В. Путину: идеология новой программы МОиН опирается на ту часть показавшего себя достаточно хорошо национального проекта, которая посвящена комплексному развитию образования в регионах, поэтому в новой федеральной целевой программе заложена та же идея - помочь создать в регионах центры, где дается лучшее дошкольное и школьное образование, центры переподготовки кадров в области начального и среднего профессионального образования, в том числе и переподготовка по другим специальностям.
Инновации в образовательном пространстве продиктованы не политическими, макроэкономическими и даже не социальными причинами, их необходимость пролегла в технологической плоскости. Переход от индустриального общества, от простых технологических операций к постиндустриальному типу экономики, требует большого числа специалистов, которые смогут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, заставляющих самостоятельно оперативно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения. Потребность воспитания и развития такого человека определяет набор тех мировых трендов, которые влияют на развитие образования каждого отдельного государства, области, региона - массовость образования, концептуальная установка на его непрерывность, развитие рынка образовательных услуг, тотальная информатизация образования, изменение роли учителя в обществе - от «предметника» к «тьютеру жизни», консультанту.
Обеспечить устойчивое функционирование образовательной системы и общества в целом призваны, прежде всего, сами работники образования, педагоги всех его уровней. Формирование и развитие таких педагогов уже сегодня происходит в крупных педагогических вузах страны, именно на базе этих вузов-лидеров возможно развертывание федеральных центров педагогического образования и, соответственно, развития педагогических кадров. Определение «федеральный» для такого рода центра отражает его возможность принять на обучение студентов и обеспечить высококвалифицированными педагогическими кадрами любой регион Российской Федерации, а также выполнять актуальные для России научно-исследовательские проекты по педагогическим специальностям. Создание данных центров в округах является наиболее естественным, конструктивным и эффективным способом реализации непрерывного профессионального педагогического образования, так как при этом возникает возможность рационально использовать имеющиеся интеллектуальные, организационные, материально-технические, финансовые ресурсы с учетом интересов Федерации по обеспечению непрерывности педагогического образования и специфики региона: его географии, наличия транспортных и информационных каналов связи, существующей сети образовательных учреждений, традиций организации, содержательного наполнения и практической реализации педагогического образования. Такая система позволит получить целый комплекс экономических и чисто образовательных эффектов - организационных, управленческих, научных, информационных, морально-нравственных.
Создание Центра педагогического образования на территории Республики Башкортостан подготовлено широкими по своим масштабам и значительными по качественным характеристикам достижениями одного из крупнейших образовательных и научных центров региона - Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы, который входит в число ведущих педвузов России. Это вуз с более чем 40-летней историей, основан 9 января 1967 года как Башкирский государственный педагогический институт. В течение всего времени существования успешно обеспечивает квалифицированными педагогическими кадрами систему образования Республики Башкортостан, Оренбургской, Челябинской областей и других регионов России. В 2000 году Башкирский государственный педагогический институт получил статус университета, а в 2006 году Правительством республики Башкортостан ему присвоено имя выдающегося просветителя башкирского народа Мифтахетдина Акмуллы.
Сложившаяся к настоящему времени образовательная структура университета включает девять факультетов, Институт педагогики, Институт профессионального образования и информационных технологий, Институт исторического и правового образования, Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки, Институт независимого контроля качества обра-
зования, Центр информационных технологий, Центр довузовской подготовки, 51 кафедру, а также научные лаборатории по естественным, гуманитарным, педагогическим и психологическим наукам с исследовательскими площадками и базами.
В университете лицензировано и реализуется 13 основных образовательных программ среднего профессионального образования, 36 специальностей, 26 направлений подготовки бакалавров, 12 направлений специализированной подготовки магистров, 34 специальности послевузовского образования и более 100 программ дополнительного профессионального образования. Широкий спектр реализуемых основных образовательных программ обеспечивает высокую конкурентоспособность университета на рынке образовательных услуг и, соответственно, непрерывный образовательный процесс профессионального становления педагога.
Сегодня на 9 факультетах и в 4 институтах обучается более 11 тысяч студентов по 9 укрупненным группам направлений и по 74 направлениям и специальностям. Из них около 250 человек обучаются по основным образовательным программам специализированной подготовки магистров. В докторантуре и аспирантуре по 11 отраслям наук (34 специальности) успешно обучаются более 250 человек.
Активно развивается студенческая наука. Свыше 4000 студентов участвуют в научных исследованиях. Ежегодно публикуется более 300 студенческих научных работ, из которых более половины - без соавторства с преподавателями. Студенты участвуют в реализации более 50 грантовых проектов.
Кадровый потенциал обеспечивается высокой квалификацией профессорско-преподавательского состава университета, общая численность которого в настоящее время составляет 791 человек (688,5 ставок), из них 113 докторов и кандидатов педагогических наук по целому ряду специальностей (12,8 % от общей численности - докторы наук, профессоры). Основу профессорско-преподавательского состава составляют лауреаты Государственных премий, заслуженные деятели науки и культуры Республики Башкортостан и Российской Федерации, члены Союза художников РБ и РФ, народные артисты РБ.
Ежегодно учеными университета публикуется до 1500 работ, в том числе более 50 монографий, 140 учебников и учебных пособий, в том числе - с грифом УМО, около 100 статей в центральных рецензируемых отечественных и зарубежных журналах.
Научный потенциал университета подтверждается сложившимися научными школами. Научные разработки ученых БГПУ им. М. Акмуллы ориентированы на фундаментальные и прикладные исследования, необходимые для развития образовательной сферы региона, а также внедрения в экономическую, промышленную и сельскохозяйственные отрасли Башкортостана. Фундаментальные исследования пользуются широкой известностью в научных и педагогических кругах.
При университете успешно функционируют 5 диссертационных советов - по педагогике, филологии, биологии, генетике, философии; ежегодно защищаются 2-3 докторские и более 20 кандидатских диссертаций, накоплен так же богатый опыт развития творческой научнопознавательной активности студентов.
За сорок лет университетом подготовлено около сорока пяти тысяч специалистов, среди которых министры и их заместители, главы администраций районов, начальники районных отделов образования, руководители банков и строительных управлений, крупные бизнесмены; более четырехсот выпускников остались и успешно работают в университете. В их числе 127 кандидатов и 8 докторов наук.
Основа успешной работы БГПУ им. М. Акмуллы - преемственность профессионального становления специалистов - начиная с довузовской подготовки (в среднем ежегодно довузовской подготовкой охвачены свыше 1000 школьников, около половины которых - учащиеся сельских школ) и заканчивая повышением квалификации и профессиональной переподготовкой (в среднем около 3000 слушателей).
С 2006 года в университете ведется целенаправленная работа по внедрению современных систем обеспечения качества образования. Институт независимого контроля качества образования внедряет типовую модель системы менеджмента качества образования вуза, рекомендованную Федеральным агентством по образованию, и осуществляет постоянный мониторинг качества.
В 2010 году педагогический университет сертифицирован на соответствие требованиям ГОСТ ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008).
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы активно инициирует шаги по модернизации и интеграции в образовании. Сотрудничество осуществляется как с другими вузами и академическими структурами, так и с промышленными предприятиями, которые являются потенциальными работодателями для выпускников университета. Центральное место в этом аспекте занимает Ассоциация «Башкирский государственный педагогический университетский комплекс», под учредительным соглашением которой подписались представители Министерства образования РБ, ректоры и директоры педагогических вузов и колледжей Башкортостана. Приоритет инициирования реальных действий по интеграции и обеспечению преемственности между всеми ступенями педагогического образования принадлежит Центру педагогического образования. Имея в своей структуре узлы ресурсного обеспечения, такой Центр обладает необходимыми методологическими, организационно-управленческими, научно-методическими, технологическими ресурсами для построения «замкнутого цикла» подготовки педагога - от поиска своего абитуриента и его довузовской подготовки; через специально созданное учебно-научновоспитательное образовательное пространство профессиональной социализации на этапе вузовской подготовки - до создания специфической системы научно-методического сопровождения профессионального становления учителя.
Устойчивое поступательное инновационное развитие БГПУ им. М. Акмуллы и профессионального педагогического образования Республики Башкортостан в целом обеспечивается благодаря лучшей в республике воспитательной системе университета, осуществляющей духовно-нравственный рост и творческую самореализацию студентов, интенсивное развитие студенческой науки.
Учебная, научная, социально-культурная и спортивно-оздоровительная инфраструктуры университета дают возможность установить прочные научные, образовательные и культурные связи со странами Европы, Азии и Америки, а также реализовать совместные научнообразовательные и социально-культурные проекты; обеспечить интенсивное развитие систем непрерывного и дополнительного образования и, таким образом, проводить на высоком уровне образовательную, воспитательную, научно-исследовательскую и досуговую работу.
Создание центра педагогического образования (далее - ЦПО) на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, имеющего богатейший опыт интеграции в образовательную систему республики и России, позволит в «щадящем» режиме организационно модернизировать и содержательно обогатить систему образования РБ и Приволжского региона путем объединения педагогических вузов и колледжей. Оптимизация структуры профессионального образования региона и консолидация усилий упорядочивают процессы движения информации и разного рода ресурсов, а системе профессионального образования - открыть возможности создания полноценных условий для диверсификации и интеграции реальной образовательной практики.
Образовательный процесс, циркулирующий внутри Центра педагогического образования, следует рассматривать как определенный порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в закономерной связи. Его развертывание может происходить по нескольким векторам, при этом каждый элемент образовательного процесса по существу повторяет целое, обеспечивая принцип «двойного вхождения», самоподобие процессов и структур на различных иерархических уровнях. При таком подходе, независимо от величины объекта, структура всегда сохраняет присущие ему свойства - устойчивые связи, обеспечивающие его целостность и тождественность самому себе, при различных внешних и внутренних изменениях. Если данное условие перенести на реалии образовательного процесса, то фрагмент его структуры окажется подобен некоторой своей части, или более крупному фрагменту или даже образовательному процессу в целом. Данный принцип единого простого, задающего разнообразное сложное, предполагает, что образовательный процесс может строиться как «вложение малых структурных единиц в крупные». В соответствии с этим принципом учебные элементы должны быть распределены на разных уровнях
иерархии по степени детализации и конкретизации, а сам образовательный процесс, в зависимости от условий, в которых он протекает, имеет несколько стратегий развития. Соответственно, таким же образом, достигается «дифференциация» деятельности, структура которой определяет процессуальный аспект образовательного процесса. Ее простейшей абстрактной клеточкой выступает дидактически обработанное практическое действие, в ходе которого происходит усвоение социального опыта, человеческой культуры, превращение этой культуры из объективно-социальной формы в индивидуально-психическую. При этом ход развития процессов внутри образовательной среды состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности и единства события другими, более сложными и более высокого уровня развития. В интерактивном взаимодействии происходит непрерывное порождение связей, обеспечивающих новые формы единства, осуществляется перевод связей в отношения, создаются ситуации, соответствующие событийной логике образовательного процесса. Ситуация в образовательном процессе может выступать «единицей», позволяющей системно его оценивать, рассматривать как непрерывную цепь взаимообусловленных профессиональных ситуаций, в которых проявляются свойства непрерывности и дискретности, определяющие способность к саморазвитию всей системы.
Отношения внутри созданного центра строятся на принципах структурносодержательного единства образовательного комплекса, вертикальной интеграции образовательных учреждений по уровневой специфике, нормативного объединения образовательных структур различных форм собственности в единое юридическое лицо, консолидации учебных заведений с академическими и отраслевыми НИИ и базовыми предприятиями и организациями. Такая организационная модель позволит реализовать миссию ЦПО, достигнуть поставленных целей и задач посредством деятельности по следующим основным направлениям:
1. Разработка и введение в деятельность дидактической инфраструктуры как необходимого условия реализации основных (бакалавриат, магистратура) и дополнительных профессиональных образовательных программ.
2. Обеспечение условий для включения человека в цикл непрерывного образования.
3. Поиск и внедрение путей, средств и методов сопряжения в учебной деятельности системно-деятельностного и компетентностного подходов, разработка и реализация на их основе системы учебных и учебно-производственных задач.
4. Информатизация процесса обучения.
5. Реализация модели интеграционного взаимодействия работодателя, социальных, научных и образовательных структур.
6. Формирование инновационно-образовательной инфраструктуры.
7. Решение геополитических проблем региона через подготовку высококвалифицированных кадров (научных образовательных, управленческих и др.), ориентированных на обеспечение единства страны и региона, удовлетворение интересов граждан, межнациональную и межконфессиональную толерантность.
8. Разработка механизмов академической мобильности в учебном пространстве ЦПО, а также на региональном, федеральном и международном уровне, обучение приемам научно-инновационной деятельности, развитие навыков инновационного поведения.
Организационно такое крупное образовательное учреждение, как центр педагогического образования, решающий масштабные задачи, осуществляющий единство многомерного образовательного пространства профессионального педагогического образования структурно и функционально потребует определенной системы зонирования деятельности. Предполагается взаимодействие трех условно выделяемых зон: центральной, ближнего контакта и дальнего контакта.
В условиях зонирования целостность образовательного пространства обеспечивается разработкой единых теоретических, технологических, методологических и методических подходов к содержанию образования, и согласованных механизмов организации образовательного процесса, подчиненных единым целевым установкам. При этом развитие иннова-
ционных процессов задается ведущим принципом единства центростремительного и центробежного характера интеграционных связей между зонами, взаимодействие которых обусловлено прямым и обратным движением инноваций.
Согласованность содержания образования, методологических и методических подходов к организации образовательного процесса на всех ступенях и уровнях может быть достигнута только в ходе совместных проблемных семинаров, пилотных проектов, научнопрактических конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д. Результатом такого взаимодействия станет упорядочение инновационных типов проектов и интегративных признаков взаимодействия, что приведет к оптимальному планированию отдельных инноваций, их взаимодействию друг с другом и диффузному проникновению друг в друга, укрупняясь до сетевых и комплексных решений.
Проектный подход, интеграция науки, образования и практики, инновационный, прикладной, практико-ориентированный характер образовательной и научной деятельности позволяют развивать инновационные структуры - узлы ресурсного обеспечения как системные образования, удовлетворяющие двум ключевым критериям - глубина интеграции и масштаб внедрения проектов. По этим признакам возможна классификация проектов в виде матрицы.
Внедрение Рис.1. Матрица проектной деятельности
Матрица проектной деятельности включает девять ключевых сегментов: стадия рождения проекта, или «точка роста» инновации (1.1); внедрение инициативного проекта в центральной зоне (2.1); внедрение комплексного проекта в центральной зоне (3.1); внедрение проекта в зонах ближнего и дальнего контактов в единичном, локальном варианте (1.2; 1.3); внедрение проекта по множественному, сетевому принципу в зонах ближнего и дальнего контактов (2.2; 2.3); внедрение совместного, комплексного проекта в зонах ближнего и дальнего контактов (3.2; 3.3).
Наличие матричной структуры, отображающей систему управления образовательной, инновационной, научно-исследовательской деятельностью, позволяет изучать связи между соседними «узлами», отслеживать и формировать приоритетные для педагогического образовательного кластера направления развития проектов, в том числе, - принимать управленческие решения.
Рассмотрим в качестве примера перспективные направления деятельности некоторых планируемых узлов ресурсного обеспечения.
Институт развития образования ЦПО - решает задачи повышения квалификации и профессиональной переподготовки работающих специалистов и ориентирует их на приобретение и пополнение знаний, обеспечивающих наличие современных психолого-
педагогических, информационных, методических, специальных профессиональных компетенций в соответствии с запросами личности и общества. Система дополнительного профессионального образования в России реализует также современные виды надпрофессио-нального образования: компьютерная грамотность, знание основ менеджмента, рекламного дела, иностранных языков, делопроизводства, документоведения, психологии общения, управления, юридических и правовых основ и др. Система ПК и ПП становится неотъемлемой частью системы высшего профессионального образования, подсистемой профессионального образования, именно ей свойственна динамичность и гибкость реагирования на спрос рынка труда и образовательных услуг.
Развитие системы дополнительного образования должно стать не только основой для удовлетворения спроса на современного специалиста, но и создать высокоинтеллектуальную образовательную среду с высоким уровнем профессиональной мотивации. Ведущая роль при этом принадлежит формальному образованию, которое выступает фактором социальной защиты. Стратегической целью Института развития образования является качественная переподготовка специалиста, востребованного на рынке труда в современных социально-экономических условиях, повышение общей культуры человека и уровня его квалификации. ИРО может удовлетворить потребность работника в профессиональном росте, в расширении «профессионального поля» личности, в увеличении его профессионального ресурса, а также помочь ему выйти из морального кризиса, погрузив его в процесс освоения новых образовательных перспектив. Миссия ИРО, его специфическая направленность и статус, уровень обеспеченности высококвалифицированными кадрами определяют особое положение на рынке образовательных услуг. Институт развития образования - хорошая база для разработки различных научных и образовательных проектов. В его стенах зарождаются и протекают инновационные процессы, которые затем могут быть внедрены в систему дошкольного, общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования. В то же время идеи, возникшие в основных образовательных структурах, могут быть апробированы в системе повышения квалификации.
Институт развития образования - более гибкая и восприимчивая к инновациям форма организации, способная оперативно реагировать на изменения рынка труда, отслеживать спрос на специалистов, учитывать региональные особенности реализации образовательных услуг, в том числе по новым направлениям; он призван осуществлять реализацию и координацию всех видов дополнительных профессиональных образовательных программ, организацию научно-методической, научной и мониторинговой деятельности в сфере образования взрослых.
Издательско-полиграфический комплекс «Вагант» - представляет собой единый издательский и учебно-производственный комплекс и реализует книгоиздательские и учебные цели:
- формирование электронного и полиграфического банка инновационной научной продукции, современных педагогических технологий для обеспечения условий непрерывного профессионального образования;
- обеспечение внутренних потребностей университета в учебной и научной литературе;
- выход на внешний рынок учебной, научной и художественной литературы;
- подготовка студентов ИПОиИТ по направлению «Полиграфия», привлечение студентов к верстке, дизайну и изготовлению книжной продукции;
- совершенствование базы для лабораторных и практических занятий, учебнопроизводственной практики.
Актуальными направлениями деятельности являются:
- оперативное адресное доведение инновационных идей до потребителя;
- формирование единого межвузовского книжного рынка;
- создание электронного банка книжных макетов для цифровой печати с использованием технологии print-on-demand для обеспечения дистанционного обучения;
- популяризация научных знаний, продвижение на рынок научной, учебной и художественной литературы современных авторов Башкортостана.
В ИПК «Вагант» сформирован творческий коллектив, способный обеспечивать издательские потребности системы образования республики - это квалифицированные редакторские кадры и технические работники, имеющие специальное полиграфическое образование. На протяжении ряда лет издательство реализует такие успешные проекты, как «Педагогический журнал Башкортостана» (получивший в 2010 году статус издания, включенного в реестр ВАК), серии «Деятели народного образования», «Уфимская книга». Ежегодно издаются учебные, учебно-методические, научные книги, обеспечивающие потребности республики в педагогической литературе. Последние пять лет деятельность ИПК велась в тесном сотрудничестве с университетскими, республиканскими и центральными структурами.
В перспективе - инициирование массовых серий для школьных библиотек с учетом регионального материала и формирование центра учебного книгоиздания. Основными книгоиздательскими направлениями деятельности ИПК «Вагант» в ближайшем будущем остаются: учебная литература и учебно-методические комплексы, научная и научно-популярная литература, художественная литература для школьных библиотек, энциклопедическая и справочная литература. Принципиально новое направление - разработка формата вузовского электронного книгоиздания, обеспечивающего как интересы авторов (авторское право и авторское вознаграждение), так и запросы потребителя; разработка видеокниг лекций, дополненных и обогащенных вспомогательным электронным контентом (справочными материалами, статьями, заметками, библиографией и т.п.).
В соответствии с современными тенденциями развития университета как центра педагогического образования в перспективные планы издательско-полиграфического комплекса предполагается включить следующие задачи, которые будут реализовываться в совместных структурах: научно-методическое сопровождение внедрения ФГОСов второго поколения общего образования, психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОСов второго поколения общего образования, разработка материалов (методических, диагностических, коррекционных) по учебным дисциплинам, создание консалтинговой службы по адаптации личностно ориентированных технологий к условиям функционирования образовательного процесса, проведение экспертиз, рецензирование представляемых материалов.
Перспективным направлением является разработка и выпуск современного учебного продукта - учебно-методических комплексов нового поколения, в структуру которых входят: учебник для обучаемого, методическое пособие для учителя с поурочным планированием и разработками уроков, комплект мультимедийных обучающих программ (лекции, уроки, практические задания, программы тестирования и т.п.). Апробация новой учебной продукции возможна на базе экспериментальных площадок школ, учреждений СПО, вузов и ИРО как узла ресурсного обеспечения.
В соответствии с новыми задачами в большей степени меняются функции редакторского отдела: редактор выполняет роль менеджера, которая заключается в том, чтобы правильно определить востребованную рукопись, сформировать заказ и довести книгу не только до печатного процесса, но и до потребителя, то есть редактор полностью отвечает за конечный результат, в том числе и финансовый. Таким образом, деятельность редакторского корпуса строится не только по направлениям книгоиздания, но и по зонам ближнего и дальнего контакта. Полномочия централизованной маркетинговой службы заключаются в рекламе книжных серий, PR авторов книг, а также в аналитике и исследованиях. Решение же оперативных маркетинговых вопросов передается редакторам.
Усиление позитивной динамики развития издательско-полиграфической деятельности предполагает рост конкурентоспособности и расширение работы ИПК в сфере продвижения продукции
- точечной адресации и доведения до потребителя, для чего предусматривается регулярный мониторинг книжного рынка, изучение покупательского спроса и математическое моделирование экономической деятельности.
Научно-исследовательский институт информационно-образовательных технологий. Цель -создание виртуального двойника реального образовательного процесса в логике профессионального становления учителя как субъекта педагогической деятельности и аккумуляция цифровых ресурсов образовательного пространства Приволжского федерального округа Российской Федерации, координация и управление информационными потоками территориальных зон. Основные направления дея-
тельности: проведение исследований в области развития информационно-телекоммуникационных технологий в образовании, изучение возможностей построения сложных систем на основе фрактально-кластерного и синергетического подходов, создание ресурсного архива авторских мультимедийных учебно-методических комплексов; разработка и внедрение ресурсов сети Интернет как источников зоны безопасного поведения обучающихся, профессионального обеспечения педагогов и социальнопсихологической поддержки института семьи; построение систем трансляции дидактико-методического опыта посредством функциональных моделей движения информации в форме «Информационнообразовательного портала ПФО».
Потенциал и текущая структура. В настоящее время в вузе наблюдается ярко выраженная положительная динамика процесса информатизации образовательной деятельности на структурно-функциональной базе Центра информационных технологий; развиваются следующие стратегические направления информатизации: оснащение техническими средствами учебных подразделений; развитие корпоративной телекоммуникационной сети; информатизация учебного процесса и научных исследований, административной, социальной и общественной сфер деятельности, библиотечной системы, научные исследования в области ИКТ.
На 2010 год оснащенность университета характеризуется наличием более 800 компьютеров; ЛВС, объединяющих все компьютеры университета (более 18 километров кабеля); 32 компьютерных классов; 20 мультимедийных аудиторий (8 из них оснащено интерактивными досками).
Основой информационной поддержки административной, социальной и общественной сферы деятельности является динамически развивающийся официальный сайт университета (bspu.ru), дополняемый фото-сервисом (photo.bspu.ru) и видео-сервисом (video.bspu.ru). Информатизация учебного процесса и научных исследований обеспечивается авторской системой дистанционного образования (sdo.bspu.ru), ориентированной на ФГОС-3 в системе высшего профессионального образования и видео сервисом вуза (video.bspu.ru), с дальнейшей перспективой создания единого медиа-хранилища. На стадии завершения находится разработка Интернет-центра трансфера образовательных продуктов и услуг. Ведется проектирование модели «Единой электронной карты сотрудника университета». Для нужд библиотеки приобретена онлайн-версия программы MARC SQL, которая позволяет осуществлять поиск литературы по рубрикатору в каталоге через сайт университета. На базе Центра информационных технологий разработан «Информационно-образовательный портал Республики Башкортостан» как один из инструментов деятельности ведущего центра педагогического образования и научных школ субъекта федерации.
Научно-образовательный центр «Инновации, образование, наука». Основной целью научно-исследовательской инновационной деятельности в университете является обеспечение высокого уровня фундаментальных и прикладных исследований, предполагающих интеграцию науки и образования, совершенствование образовательного процесса в вузе, организованного в соответствии с приоритетными направлениями развития науки РФ, системы образования РБ. Для достижения вышеуказанной цели в ЦПО должна быть создана система организации и управления научно-исследовательской и образовательной деятельностью, обеспечивающая эффективность исследовательской работы.
Одно из определяющих условий поддержки высокого уровня научных исследований - обеспечение их надежного и регулярного финансирования. Сегодня финансовое обеспечение научноисследовательской деятельности коллектива БГПУ им. М. Акмуллы складывается из бюджетных, внебюджетных средств (собственных или привлеченных) и иных источников, не противоречащих законодательству РФ: федеральные целевые программы, аналитические ведомственные целевые программы Рособразования, гранты Министерства образования и науки РФ, гранты Роснауки, гранты Российского гуманитарного научного фонда, гранты Российского фонда фундаментальных исследований, гранты и программы Академии наук Республики Башкортостан, гранты министерств и ведомств Республики Башкортостан, международные программы и гранты, хозяйственные договоры, собственные средства вуза, средства прочих фондов и организаций.
Научно-образовательный центр «Инновации, образование, наука» как ресурсный узел ФЦПО представляет собой инновационную научно-образовательную среду, в которой обеспечивается взаимодействие между учителем-исследователем, ученым-практиком, методистом, учащимися. В
результате такого взаимодействия выстраивается непрерывная индивидуальная образовательная траектория индивида, при этом обучающая среда состоит из системообразующих направлений: фундаментальная наука, прикладная наука, педагогическая инноватика.
Инновационный проект как результат взаимодействия ресурсных узлов (на примере программы). Примером такого взаимодействия является уже реализованный в образовательной среде республики инновационный проект «Уфаведение». Его актуальность продиктована необходимостью формирования мировоззрения человека, его основных ценностей и жизненных принципов, осознания им своего места в обществе. Именно система образования способна обеспечить гармоничное сочетание развития гуманистических общечеловеческих качеств личности с возможностями полной реализации ее национально-культурных, этнических потребностей. В проекте новых образовательных стандартов содержание истории представляется в школьных курсах на разных уровнях: история человека -история социальных групп и социумов; история всемирная - история цивилизаций и история государств; история этнонациональная - история региональная - история края. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России, истории региона.
Цель проекта - обеспечение целостного концептуального подхода к преподаванию краеведческого содержания вариативной части федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения.
Результат взаимодействия узловых ресурсных центров в конкретном проекте при зонировании направлен на решение следующих основных задач:
• Создание образовательной и воспитательной среды, обеспечивающей формирование гармоничной, толерантной, инициативной личности на основе многообразия форм и способов взаимодействия студентов с конкретной социокультурной средой города и региона.
• Разработка концепции программы «Уфаведение», направленной на развитие познавательного интереса учащихся, приобщение обучаемых к междисциплинарному знанию и осмыслению на его основе собственного практического опыта взаимодействия, диалога с социокультурной средой; содействие образованию инноваций и удержанию сложившихся традиций; овладение технологиями социального взаимодействия и поведения, стимулирование развития творческого потенциала личности; содействие в адаптации к условиям мегаполиса.
• Создание программ по внедрению курса «Уфаведение» в центральной зоне, зоне ближнего контакта. Перспективные концептуальные разработки программ «Градоведения», «Регионоведения», «Краеведения» для зоны дальнего контакта с заключением стратегических соглашений с партнерскими образовательными учреждениями.
• Подготовка педагогических кадров к эффективной реализации краеведческого содержания вариативной части ФГОС. Оказание научно-методической и консалтинговой поддержки педагогам по территориальным зонам. Организация и проведение научнопрактических конференций, семинаров, круглых столов, Интернет-конкурсов по тематике направления.
• Издание учебной, учебно-методической, справочной литературы в области краеведческой истории и уфаведения.
• Обеспечение взаимодействия и интеграции в реализации краеведческого образования совместно с Министерством образования Республики Башкортостан по уровням непрерывного образования в логике метапредметного системно-деятельностного подхода.
Организация взаимодействия с субъектами образования РБ по внедрению инновационного проекта «Уфаведение» осуществляется по нескольким направлениям: взаимодействие с органами образования субъектов Республики Башкортостан, организация и проведение координационных Советов по истории градоведения РБ, Интернет-совещаний, проведение зональных мероприятий. Постоянными участниками Координационного Совета являются представители городов и районов Республики Башкортостан. Цель организации взаимодействия с субъектами образования РБ -обеспечение комплексного подхода к изучению региональной истории посредством консолидации и интеграции управленческих, организационных, научных, педагогических ресурсов в реализации проекта «Уфаведение». Идея консолидации образовательных ресурсов также реализуется при прове-
дении региональных, зональных краеведческих мероприятий для школьников и студентов (исследовательские конференции, фестивали, краеведческие марафоны, туристско-краеведческие маршруты, развитие олимпиадного движения по региональной истории, организация гражданских социальных акций, посвященных культурно-историческим событиям региона и др.) Взаимодействие реализуется в стратегии «ДОУ - школа - учреждения дополнительного образования - колледж - вуз» и развертывается на локальном, сетевом и комплексном уровнях.
Важнейшее направление в реализации инновационного проекта - обобщение, научнометодологическое и методическое осмысление и распространение педагогической практики и опыта обучения и воспитания на основе поисково-краеведческой деятельности образовательных учреждений. Особое внимание уделяется подготовке педагогов к вариативному внедрению учебного курса «Уфаведение» на основе интегративного, модульного и элективного подходов. В данном направлении на базе экспериментальных площадок Института исторического и правового образования, школ-филиалов создана система тьюторской подготовки учителей истории и педагогов дополнительного образования, реализуется комплекс обучающих, проблемных семинаров, конференций, мастер-классов, индивидуальных Интернет-консультаций; разрабатывается научно-методическое, информационное сопровождение курса.
В рамках обобщения, научно-методического осмысления проблематики проекта выполнен цикл научно-исследовательских работ при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда, результаты которых являются базой перспективных научноисследовательских и учебно-методических разработок, например: «Изменяющийся мир племен эпохи бронзы на примере Мурадымовского поселения» (проект № 06-01-84102 а/У), «Формирование и взаимодействие уральских народов в изменяющейся этнокультурной среде Евразии, проблемы изучения и историография чтения памяти К.В. Сальникова (19001966)» (проект № 07-01-84180 Г/У), «Военная служба народов Урала в XVI-XIX вв.» (проект № 08-01-84107 а/У), «Средневековые кочевники Поволжья» (проект № 09-01-000124а).
Локальный ■^1 Сетевой «=>1 Комплексный
ИДЕЯ ( Спецкурс ) ( Экспериментальный
школьный предмет у'
Ґ .. Л Г Л Г Л
Научная школа 1 Научная школа Научная школа
историко-культурного субъектного развития субъектного развития
наследия личности личности
+ +
Научная школа Научная школа
историко-культурного историко-культурного
наследия наследия +
УРЦ «Инновации, УРЦ «Инновации, УРЦ «Инновации,
образование, наука» образование, наука» образование, наука»
УРЦ «Центр учебно- УРЦ «Центр учебно- УРЦ «Центр учебно-
методического методического методического
книгоиздания» книгоиздания» книгоиздания»
УРЦ УРЦ
«Информационно- «Информационно-
образовательных образовательных
технологий» технологий»
УРЦ «Институт УРЦ «Институт
развития развития
образования ФЦПО образования ФЦПО»
Экспериментальные Министерство
площадки в школах образования
субъекта Федерации Республики
Башкортостан
Таким образом, новая, креативная, среда обучения обеспечивает оптимальный экономический эффект процессов балансировки социального заказа и ротации педагогических кадров, высокого качества профессиональной подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогов, расширения и модернизации базы учебно-профессиональной практики, формирования профильного мотивированного абитуриента и реализации спектра индивидуальных образовательных траекторий, сопряжения программ на разных ступенях образовательного пространства.
Подобное структурирование креативной образовательной среды позволяет обеспечить содержательно-функциональные условия и методологическое сопровождение процесса реализации образовательной инициативы «Наша новая школа». Логика инициативы имеет характер идейных целеуказаний, но требует обоснования и раскрытия механизмов реализации целей - непрерывности, сопряженности, комплексности, интеграции всех звеньев и уровней образовательной среды.