УДК 343.1
Sedih T.V., Cand. of Sciences (Politics), senior lecturer, Criminal Process Department, Stavropol Branch of Krasnodar University
of Ministry of Internal Affairs (Stavropol, Russia), Е-mail: sedix81@mail.ru
WAYS TO IMPROVE THE CRIMINAL-PROCEDURAL LEGISLATION OF THE SUBJECTS OF THE CRIMINAL PROCESS (WITH REFERENCE TO PROTECTION OF LEGITIMATE INTERESTS OF PARTICIPANTS OF CRIMINAL PROCEDURAL ACTIVITIES). The article deals with problems of development of the Russian criminal procedural legislation of subjects in a criminal process. Problems of improvement of the criminal-procedural legislation is considered with reference to the possibilities of ensuring better protection of the legitimate interests of participants of criminal procedural activities. The research is based on the analysis of modern research works. The author proposes to amend the code of criminal procedure principles, providing for the equality of citizens before the law and court, full and objective investigation of the circumstances of the case; to provide for in the code of criminal procedure as a new principle of the criminal process, the principle of "security of person", suggesting a clear definition of criteria for the limitation of rights and freedoms in the sphere of the criminal process and the application of security measures in relation to persons assisting in the implementation of fair justice.
Key words: criminal procedure law, participants in criminal proceedings, subjects of application of norms of criminal procedure law.
Т.В. Седых, канд. полит. наук, доц. каф. уголовного процесса, ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: sedix81@mail.ru
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ СУБЪЕКТОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА (на примере защиты законных интересов участников уголовно-процессуальной деятельности)
В статье рассмотрены проблемы совершенствования уголовно-процессуального законодательства на примере возможностей обеспечения лучшей защиты законных интересов участников уголовно-процессуальной деятельности. На основе анализа современных исследований, автор предлагает дополнить УПК РФ принципами, предусматривающими равенство граждан перед законом и судом, полное и объективное исследование обстоятельств дела; предусмотреть в УПК РФ в качестве нового принципа уголовного процесса принцип «обеспечение безопасности личности», предполагающий чёткое определение критериев ограничений прав и свобод личности в сфере уголовного процесса и применение мер безопасности в отношении лиц, содействующих осуществлению справедливого правосудия.
Ключевые слова: уголовно-процессуальное законодательство, участники уголовного судопроизводства, субъекты применения норм уголовно-процессуального законодательства.
Как известно, субъектами уголовного процесса являются органы государства, должностные лица, граждане, юридические лица, участвующие в процессе, как носители определённых прав и обязанностей. Рассмотрим основные пути совершенствования уголовно-процессуального законодательства в сфере субъектов уголовного процесса на примере защиты законных интересов участников уголовно-процессуальной деятельности.
Закон исходит из того, что гарантии прав участников процесса являются условиями, без которых правосудие и уголовный процесс не могут обеспечить выполнение стоящих перед ними задач. Поэтому закон обязывает суд, прокурора, следователя и лицо, производящее дознание, не только разъяснять участвующим в уголовном деле лицам их права, но и обеспечивать возможность осуществления данных прав. В то же время недостатки в законодательствах России, связанные с принципами уголовного процесса, должны быть восполнены, в том числе путём включения их в закон, т.к. они непосредственно связаны с обеспечением прав участников уголовного процесса. В этой связи представляется целесообразным предложение о введении в УПК РФ принципа безопасности личности, который бы включал в себя следующие положения: а) производство по уголовному делу предполагает, что любые ограничения прав и свобод личности со стороны лиц, осуществляющих её, возможны только в целях и на основаниях, указанных в законе; б) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; в) каждому гарантируется обеспечение конституционных прав и свобод личности при ведении производства по уголовному делу, а также безопасность при производстве следственных действий на любой стадии судопроизводства.
Системный анализ законодательства России, социологические и другие данные, показывают: а) посткриминальное воздействие осуществляется на протяжении всего уголовного процесса;
б) системе обеспечения безопасности участников процесса присуще самостоятельное содержание; в) незащищённость прав, свобод, чести и достоинства личности, в первую очередь от посткриминального воздействия, парализует уголовное судопроизводство [1].
Вместе с тем, меры безопасности следует классифицировать в зависимости от того, в рамках какой стадии процесса эти меры могут применяться. Круг уголовно-процессуальных мер, направленных на обеспечение безопасности участников уголовного процесса, следует расширить за счёт мер, которые не противоречат международно-правовым стандартам, и прошли апробацию в зарубежных странах. К таким мерам относятся: установление секретности сведений о защищаемом лице; возможность использования при предъявлении для опознания фото- и видеоизображения опознаваемого; воспроизведение звукозаписи, демонстрация видео и киносъемок этих показаний и т. п.. Например, во Франции при допросе в ходе дознания свидетель вместо своего адреса вправе назвать адрес ближайших к его месту жительства комиссариата или жандармской бригады. Такой «квази-адрес» используется и в последующих стадиях процесса [2].
Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидцев и пострадавшего от преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления. Однако правовое положение лиц, пострадавших от преступления, а также лиц, которые располагают сведениями, имеющими значение для расследования по уголовному делу, на данной стадии уголовного процесса не регламентировано. В стадии возбуждения уголовного дела статус участника процесса могут обрести не только заявители и очевидцы, но и лица, задержанные по подозрению в совершении преступления. Но они на данном этапе собственного статуса не имеют, или их статус недостаточно чётко определён в законе, что не способствует реализации ими в защите своих законных интересов.
На рассматриваемом этапе досудебного производства по уголовному делу в отношении указанных лиц применению подлежат, прежде всего, меры, определяемые как неотложные: охрана жилища и имущества; личная охрана; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице. Применение указанных мер безопасности в каждом конкретном случае носит индивидуальный характер. В зависимости от соответствия содержания той или иной меры безопасности и должен решаться вопрос о допустимости применения мер защиты в пределах данной стадии (стадий) уголовного процесса.
Среди всех видов процессуальной деятельности особое место в качестве гарантии прав и интересов личности в сфере уголовного судопроизводства принадлежит деятельности защитника, участвующего в уголовном процессе в качестве защитника обвиняемого (подозреваемого), представителя потерпевшего и других участников процесса. Так, одной из важнейших гарантий обеспечения прав и законных интересов обвиняемого, являющегося несовершеннолетним или по своему физическому или психическому состоянию лишённого возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, законом определено обязательное участие в уголовном деле не только их законных представителей (ст. 48 УПК РФ), но и участие защитника (ст. 50,51 УПК РФ). Однако такая возможность по УПК РФ не предоставлена потерпевшему, что не вполне соответствует принципам уголовного процесса (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ) и требованиям норм морали (справедливости и равенства) [3].
Для эффективной реализации идей научной теории о соотношении прав и обязанностей государства и личности в правовом государстве, норм обновляющего законодательства, прежде всего УПК, по мнению авторов [1 - 4], необходимо:
• дополнить УПК РФ принципами: равенство граждан перед законом и судом, полное и объективное исследование обстоятельств дела; предусмотреть в УПК РФ в качестве нового принципа уголовного процесса - принцип «обеспечение безо-
Библиографический список
пасности личности», предполагающий чёткое определение критериев ограничений прав и свобод личности в сфере уголовного процесса и применение мер безопасности в отношении лиц, содействующих осуществлению справедливого правосудия;
• чётко отразить в законе цель уголовного процесса, которая, отражая объективные интересы общества, государства и отдельной личности, и в соответствии с нравственными представлениями о справедливости и гуманизма должна быть направлена: а) на защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, а также общества и государства от всякого преступного посягательства; б) защиту личности от незаконного и необоснованного уголовного преследования, осуждения, ограничения её свобод.
• усилить средства защиты от вмешательств государственных органов и должностных лиц, в сферу, где личность правомочна действовать по собственной воле и усмотрению по защите своих законных интересов, особенно по делам частного и частно-публичного обвинения, в том числе путём внедрения методов восстановительного правосудия - медиацию в уголовное судопроизводство;
• установить эффективные способы и порядок реализации прав участников уголовного процесса, в частности, возлагая в обязанность должностных лиц, осуществляющих производства по уголовным делам, выдачу официального акта (протокола) при ознакомлении и разъяснении прав и обязанностей участников процесса с момента вовлечения лиц, к участию в уголовном судопроизводстве;
• определить оптимальные формы расследования и организации досудебного производства по уголовным делам, в частности, предлагается ввести сокращённую форму производства расследования по преступлениям небольшой и, по некоторым видам, средней тяжести.
Как ожидается, данные направления совершенствования уголовно-процессуального законодательства в сфере субъектов уголовного процесса помогут более эффективно соблюсти права личности.
1. Коомбаев А.А. Положение личности в уголовном судопроизводстве. Диссертация ... доктора юридических наук. Москва, 2014.
2. Брусницын Л.В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: мировой опыт и развитие российского законодательства (процессуальное исследование). Москва, 2010.
3. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. Москва: Норма, 2008.
4. Седых Т.В. Процессуальная деятельность следователя по взаимодействию с руководителем следственного органа. Мир науки, культуры, образования. 2014; 4 (47).
References
1. Koombaev A.A. Polozhenie lichnosti v ugolovnom sudoproizvodstve. Dissertaciya ... doktora yuridicheskih nauk. Moskva, 2014.
2. Brusnicyn L.V. Obespechenie bezopasnosti lic, sodejstvuyuschih ugolovnomu pravosudiyu: mirovoj opyt i razvitie rossijskogo zakonodatel'st-va (processual'noe issledovanie). Moskva, 2010.
3. Vitruk N.V. Obschaya teoriya pravovogo polozheniya lichnosti. Moskva: Norma, 2008.
4. Sedyh T.V. Processual'naya deyatel'nost' sledovatelya po vzaimodejstviyu s rukovoditelem sledstvennogo organa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 4 (47).
Статья поступила в редакцию 30.01.15
УДК: 343
Atoyan G.G., postgraduate, Department of Criminal Law and Process, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), Е-mail: garik26_72@mail.ru
TRANSPORT CRIMES: NOVELS OF CRIMINAL LAW. The article analyzes the two articles of the Criminal Code of the Russian Federation: Ar.263.1. and Ar.271.1. Both of these documents belong to a group of transport crimes, prevent or impede the normal functioning (movement and operation) vehicles. This article contains the author's conclusions and recommendations for the improvement of the criminal law. The article examines the Regulation of the RF Government dated 11.03.2010, No. 138 "On approval of the Federal rules of airspace of the Russian Federation" (as amended 19.07.2012 g; FZ dated 27.07.2010, No. 195-FZ "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with the provision of transport security"; FZ dated 07.11.2011, No. 304-FZ "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in establishing responsibility for violation of the rules of use of airspace".
Key words: traffic offenses, transport safety, transport infrastructure, requirements in the field of transport safety rules for the use of airspace.
Г.Г. Атоян, аспирант каф. уголовного права и процесса ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский Федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: garik26_72@mail.ru