педагогические науки
Рубцова Елена Викторовна ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ...
УДК 37:002
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
© 2017
Рубцова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык и культура речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3; e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье исследуются различные психолого-педагогические подходы к проблеме тестирования (акцент делается на компьютерном тестировании), обосновывается эффективность тестового контроля в процессе обучения. Автор проводит сравнительный мониторинг положительных моментов традиционного и автоматизированного тестового контроля. Исследование включает в себя анализ результатов проведенного анкетирования преподавателей дисциплин кафедр гуманитарного и социально-экономического циклов Курского государственного медицинского университета, ответственных за составление тестов. Делаются важные выводы о том, что тестовый контроль помогает оценить уровень сформированности той или иной компетенции каждого студента по дисциплине, но при этом нет возможности дифференцированного подхода в зависимости от уровня базовой подготовки студента (для иностранных студентов). На сегодняшний день используемая версия программы Adit Testdesk для создания тестов не соответствует всем требованиям, предъявляемым к созданию части фонда оценочных средств - базы тестовых заданий. Новая программа ISpring дает большие преимущества в создании компьютерных тестов, но данная оболочка не загружена на сервер и не используется в потоковом тестировании студентов Курского меду-ниверситета.
Ключевые слова: тестовый контроль, компьютерное тестирование, процесс обучения, фонд оценочных средств, сформированность компетенций, студенты вуза, программа Adit Testdesk, пути совершенствования.
WAYS OF IMPROVING THE HIGHER EDUCATION STUDENTS'S TEST CONTROL OF THE FORMATION COMPETENCIES
© 2017
Rubtsova Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the department of «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, e-mail: [email protected])
Abstract. The article explores various psychological and pedagogical approaches to the testing problem (emphasis is placed on computer testing), the effectiveness of the test control in the training process is justified. The author compares the positive aspects of traditional and automated test control. The research includes an analysis of the results of a questionnaire survey of lecturers, who teach humanitarian and socio-economic cycles of the Kursk State Medical University, responsible for the preparation of tests. The author makes the conclusion that test control helps to assess the level of one or another competency of each student, but there is no possibility of a differentiated approach depending on the level of basic student training (for foreign students). Nowadays, the current version of Adit Testdesk for creating tests does not meet all the requirements for creating part of the fund of evaluation tools - the database of test tasks. The new ISpring program gives great advantages in creating computer tests, but this shell is not loaded on the server and is not used in stream testing of students of the Kursk Medical University.
Keywords: test control, computer testing, training process, fund of evaluation tools, competence formation, university students, Adit Testdesk program, ways of improvement.
На современном этапе развития и совершенствования системы высшего образования, находящейся на этапе перехода к интенсивным, интерактивным методам обучения, ведется поиск более эффективных форм педагогического контроля, возможности объективной оценки сформированности компетенций.
Исследования многих авторов (Г.Е. Жураковский, В. Качалова, Б. Прудковский и др.) подтверждают, что именно тестовый контроль, проводимый независимо от того, кто обучает студентов, рассматривается как научно обоснованная система внешних контрольно-оценочных процедур, обеспечивающих объективность результатов, выявление, измерение и оценку основных характеристик как обучающихся, так и факторов, обеспечивающих образовательный процесс. [1]
Первые тесты для объективного контроля знаний, умений и навыков появились в начале XX века. Они быстро завоевали популярность среди преподавателей вузов и школ в западных странах: во Франции они стали применяться для дефектологических целей и для профориентации, в США тесты использовались при приеме на работу, в вузы, для оценки знаний школьников и студентов, для проведения социально-психологических исследований. [2]
Становление системы контроля в России связано с периодом реформ Петра I, который ввел экзамены государственного характера, впервые проведенные в Московском университете в 1755 г. Текущая проверка знаний планировалась по семестрам. Сессии по полугодиям проводились публично, с участием всех жела-
ющих, с публикациями в афишах и газетах программы экзаменов, с отличием медалями, печатными отчетами и благодарностями.
Важное место в контроле отводится тестированию, научные основы которого разрабатываются в тесто-логии - науке, исследующей теоретические вопросы разработки тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков и представлений. Методологические и теоретические основы тестологии исследовались такими учеными, как В.С. Аванесов, М.С. Бернштейн [3,4] и другие, определению места тестологии в системе педагогической науки посвящены работы Б.П. Битинас, Л.И. Натаевой, И.И.Тихонова и др. [5,6]. Разработкой типологии тестовых заданий занимались В.П. Беспалько, Д.С. Горбатов, Г.С. Костюк [7-13]. Исследования особенностей психологического тестирования принадлежат А. Анастази, Г.С. Ковалевой, В.П. Захарову [14,15,16] и другим. Многие исследователи отмечают значительную динамику развития тестирования на уровне вузовских образовательных систем.
По мнению В.С. Аванесова педагогический тест - это совокупность взаимосвязанных заданий возрастающей трудности и специфической формы, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний [3]. В исследованиях А.Н. Майорова подчеркивается, прежде всего, объективность, которая достигается путем стандартизации процедуры проведения и проверки показателей качества отдельных заданий и тестов целиком [17]. Н.Ф. Ефремова рассматривает современный тестовый контроль как систему контрольных измеритель-
Rubtsova Elena Viktorovna pedagogical
WAYS OF IMPROVING ... sciences
ных материалов, процедур тестирования, технологий проверки и оценивания результатов учебной деятельности субъектов образовательного процесса в качестве учебных достижений. При целенаправленном подборе заданий, соответствующих по своим характеристикам зоне ближайшего развития обучаемого, творческое развитие обучающихся становится доминирующим, самоценным, способствуя выполнению активизации обучающей, развивающей и мотивационной функций контроля [18]. Л.И. Долинер определяет тестовое задание как задание, к которому помимо содержания предъявлены следующие требования: одинаковость инструкции по его выполнению для всех испытуемых, адекватность инструкции форме и содержанию задания, краткость, формулирование задания в виде логического высказывания, правильность расположения элементов задания, наличие определенного места для ответов, одинаковость правил оценки ответов в рамках принятой формы. [19].
База тестовых заданий для экзамена, зачёта, дифференцированного зачёта, аттестации по практике является неотъемлемой частью фонда оценочных средств. С целью анализа текущего состояния готовности тестовых баз для проведения тестирования студентов Курского государственного медицинского университета по дисциплинам кафедр гуманитарного и социально-экономического циклов ответственным за составление тестов было предложено ответить на несколько вопросов по теме «Пути совершенствования тестового контроля знаний студентов»:
1. Виды тестового контроля
2. Время тестирования
3. Частота проведения тестов
4. Сколько тем объединяет 1 тест
5. Соответствие заданий тестов пройденному материалу
6. Возможность и варианты отработки теста
7. Как часто редактируется тестовая база
8. Меняются ли тестовые задания в зависимости от уровня базовой подготовки студентов
9. На какой уровень студента рассчитана степень трудности теста (наличие дифференцированного подхода в составлении тестов)
10. Имеются ли тренировочные тесты для самостоятельной подготовки к итоговому контролю
11. Совершенствование методики контроля выполнения тестовых заданий
12. Как проводится анализ итогов выполнения тестов (разбор ошибок, работа над ошибками)
13. Статистика предэкзаменационного тестирования (общая тенденция, процентное соотношение студентов успешно прошедших тест и не допущенных к экзамену по итогам теста).
По результатам данного анкетирования был проведен анализ полученной информации, который позволил сформулировать комплексные выводы о существующих базах тестовых заданий на различных кафедрах гуманитарного и социально-экономического циклов, а также наметить пути совершенствования тестового контроля знаний студентов.
На всех кафедрах гуманитарного и социально-экономического циклов созданы банки тестовых заданий по предметам, изучаемых как обязательные дисциплины кафедры, так и для элективных курсов или дисциплин по выбору. Текущий (тематический) тестовый контроль многими кафедрами проводится регулярно по завершении изучения темы, на некоторых занятиях есть и входной тестовый контроль для проверки уровня усвоения предыдущего материала и остаточных знаний студентов (в соответствии с планами семинарских занятий). Один тест может объединять от одной до трех тем. Также имеются итоговые (рубежные) тестовые задания (объединяющие материал нескольких тем), предэкзаменационные и экзаменационные тесты. При этом анкетные варианты теста проводятся только по клиническим группам и за-82
нимают 10 минут в начале и в конце занятия. В то же время для академических групп (30 человек) практически отсутствует возможность проведения анкетного теста, особенно если идут параллельно несколько занятий (может потребоваться порядка 60 тестов одновременно, что приводит к нерациональному использованию бумажных носителей и в конечном итоге требует большого количества времени у преподавателя для проведения проверки результатов). Для таких групп возможно только компьютерное тестирование и в связи с этим тест будет включать в себя 4-6 тем.
Тестовые задания соответствуют пройденному материалу за определенный промежуток времени, т.к. основой составления теста является лекционный материал и материал практических занятий (согласно рабочей программе). Задания в тестах рассчитаны на средний уровень подготовленности студентов. Тестовые задания составляются по принципу от простого к сложному.
Время тестирования для каждого вида тестов разное: текущий тестовый контроль занимает 15-20 минут, итоговые и экзаменационные тесты рассчитаны в среднем на 40-60 минут.
Тесты по дисциплинам имеются как на бумажном, так и электронном носителях.
Тестовая база для всех студентов одинакова и составляется в соответствии с требованиями ФГОС. Созданная тестовая база редактируется в основном один - три раза в год, при этом проводится анализ невалидных тестов на предмет логических, орфографических, смысловых и арифметических ошибок. Также имеются тренировочные тесты для самостоятельной подготовки к итоговому контролю, предоставляются студентам на кафедре.
Итоги выполнения тестов анализируются по количеству набранных балов (процентов), в случае анкетного тестирования производится анализ ошибок и работа над ошибками.
Согласно действующему положению о промежуточной аттестации студентов Курского государственного медицинского университета база тестовых заданий для предэкзаменационного тестирования обновляется и пополняется не реже чем один раз в три учебных года, не менее чем на 10% и предоставляется для экспертной оценки в Центр тестирования не позднее, чем за два месяца до начала экзаменационной сессии. Базы тестовых заданий, не прошедшие экспертную оценку, к использованию для предэкзаменационного тестирования не допускаются. Ответственность за качественную подготовку тестовых заданий, их своевременное пополнение и обновление возлагается на заведующих кафедрами. База тестовых заданий для предэкзаменационного тестирования должна быть доступна обучающимся для ознакомления.
Анализ статистики уровня прохождения экзаменационного теста за последний год показывает в среднем 90-100%, однако, по отдельным факультетам опускается до 70 %.
Тестовый контроль помогает оценить уровень сфор-мированности той или иной компетенции каждого студента по дисциплине. Но при этом нет возможности дифференцированного подхода в зависимости от уровня базовой подготовки студента (для иностранных студентов).
При печати тестовых заданий в пособии студенты имеют возможность ознакомиться с вариантами до занятия, поэтому такие тесты можно использовать только как обучающие. Контролирующие тесты должны выдаваться непосредственно на занятии, при этом для ускорения проверки тестов возможно создание перфокарт и т.п.
Одной из общих проблем можно выделить отсутствие возможности своевременно проводить компьютерный тестовый контроль тематический, рубежный в академических группах (30 человек). А также по дисциплинам, по итогам которого выставляется только зачет Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Рубцова Елена Викторовна ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ...
(нет экзамена - нет доступа в компьютерный класс).
Недостаточное количество компьютерных классов. В связи с этим иногда по графику ставится рубежное тестирование в тот день, когда студенты еще не закончили изучать темы (не получается вписаться в расписание компьютерных классов). Компьютерное тестирование (текущее) рассчитано на 20 минут занятия, но в связи с тем, что одновременно тестируются несколько групп и компьютерный класс находится в другом корпусе, на такое тестирование уходит все занятие (нерациональное использование учебного времени).
На некоторых кафедрах не все преподаватели владеют методикой составления тестовых заданий и их видами. По мнению Дремовой И.Б. (преподаватель курсов повышения квалификации в Курском медуниверситете), которая первая прошла подготовку к составлению тестовых заданий (в 1989 году) и успешно использует тестовые задания для проверки уровня знаний студентов, необходимо обучение всего профессорско-преподавательского состава кафедр методике составления тестов. Тот, кто владеет данной методикой, а также сам составляет тесты, может правильно анализировать итог выполнения теста и уровень усвоения материала студентами.
Для осуществления эффективного независимого входного и текущего контроля, а также для проверки остаточных знаний студентов в вузе целесообразно сформировать автоматизированную систему тестирования знаний. Данная система должна включать в себя следующие подсистемы:
- автоматического формирования билетов тестового контроля;
- обработки и обобщения результатов проведенного контроля [20].
При создании компьютерных тестов необходимо использовать разнообразные виды тестовых заданий из оболочки теста Adit Testdesk. «Сейчас программа для создания тестов Adit Testdesk поддерживает более 30 типов вопросов. Вы можете проводить обыкновенные текстовые опросы, вставлять в тесты картинки, видео-или аудиозаписи, и даже флеш-анимацию. Точно так же, при помощи этой программы для создания тестов вы без труда можете менять внешний вид вопросов и устанавливать самые разные варианты ответов: от простого "да/ нет" до произнесения определенных слов». На сегодняшний день в Курском государственном медицинском университете все тестовые задания составляются именно в этой оболочке, которая позволяет создавать следующие тесты:
- с правильными ответами (в тесте с правильными ответами каждый вопрос имеет правильный ответ, т.е. тестируемый получает максимальное количество баллов за правильный ответ и ноль за неправильный);
- психологический тест (в психологическом тесте для каждого ответа на вопрос можно задать соответствующий балл, т.е. тестируемый может получить различное количество баллов вплоть до максимального);
- опрос (в опросе не производится оценка ответов, данный тест создан для сбора и обработки данных), однако здесь можно проверить правильность заполнения ответа);
- скриптовый (в скриптовом оценка теста осуществляется специальным скриптом после выполнения теста, возможности оценки практически не ограничены, но требуют навыков програмирования) [21].
Все преподаватели кафедр гуманитарного и социально-экономического циклов отметили необходимость создания самозапускающихся тестов с возможностью для студентов видеть свои ошибки и корректировать их. Но такой тест учащиеся могут использовать только самостоятельно: нет возможности работать с самозапускающимся тестом в компьютерном классе. На наш взгляд, возможна работа с таким тестом только с помощью проектора или телевизора, при этом преподаватель не может контролировать каждого студента. В данной тестовой
оболочке преподаватель и студент не могут видеть (при любом виде тестирования) правильно или не правильно выполняется задание теста. Соответственно при таком подходе исключается дальнейшая работа над ошибками, нет возможности проанализировать результат усвоения темы, а соответственно - какие конкретно компетенции не были усвоены. Также в случае, если студент случайно закрыл свой тест, до того как преподаватель ознакомился и записал его результат, то самостоятельно восстановить результат невозможно, для этого необходимо дополнительно обращаться к серверной базе, курируемой организатором тестового контроля, а это в свою очередь чревато потерей времени.
На кафедре латинского языка были изданы еще в 2010 году «Методические рекомендации по организации тестового контроля на кафедрах латинского языка медицинских вузов России». В 2013 году принято Положение о тестовом контроле и выпущено 2 сборника тестовых заданий на русском и английском языках. Также имеется мультимедийный методический комплекс по организации компьютерных тестов, в который входят методические рекомендации и банк тестовых заданий.
Новая программа Шрп^ дает большие преимущества в создании компьютерных тестов, в которых есть возможность отправки на электронную почту преподавателя полного отчета о выполнении теста студентом, где указывается время тестирования, ошибки в выполнении задания, количество попыток и т.д. Все эти параметры задает сам преподаватель, составляющий тест. Адаптивное ветвление в настройках позволяет создать тесты с заданиями разного уровня, сюда же можно включать и ситуационные задачи.
Базы тестовых заданий должны соответствовать следующим методологическим и техническим требованиям:
- вся база тестов по дисциплине должна быть выполнена в едином стиле (одним шрифтом с кеглем не менее 14); состоять из одного файла и полностью отражать учебную программу по дисциплине;
- соотношение типов заданий в базе остается на усмотрение заведующих кафедрами и авторов тестовых баз;
- не рекомендуется использовать задания типа: да или нет, заполнить пропуски (пропуск редактирование);
- текст инструкций и содержание тестового задания набирается ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ, текст вариантов ответов - строчными.
Например:
- тестовое задание должно иметь четкую логически верную инструкцию, в заданиях множественного выбора в инструкции число правильных ответов не указывается;
- тестовое задание должно быть сформулировано в повествовательной форме, с учетом правил согласованности русского языка;
- в заданиях на выбор «горячей/их» зон задается только эффект при нажатии;
- все иллюстрации и видео-фрагменты должны быть сохранены, как внутренние файлы теста; при демонстрации мультимедийных объектов в отдельном окне в содержательной части тестового задания должна быть ссылка на иллюстрацию или видео-фрагмент;
- во всех возможных заданиях должен быть установлен режим перемешивания «все»;
- задания с инструкциями «укажите ошибку» и задания, имеющие в вариантах ответов слова «все перечисленное верно» или «все перечисленное неверно» исключаются;
Rubtsova Elena Viktorovna WAYS OF IMPROVING ...
pedagogical sciences
- в заданиях на проверку знания критических сроков консервативного лечения в формулировке содержательной части слова «не должны превышать», «не более» должны быть выделены красным цветом.
- задания, в содержательной части которых под литерами или цифрами написаны варианты выбора, а в вариантах ответов перечислены литеры или цифры так же исключаются.
Например:
Созданные тесты могут использоваться в электронном пособии, при этом имеется возможность задать следующие функции: если студент не справляется с тестом, то он не может перейти к изучению следующей темы, или, при совершении ошибки в каком-либо задании теста, программа будет отправлять студента на ту страницу в пособии, где имеется учебный материал для повторения и подготовки к выполнению именно этого задания. Такие пособия могут активно использоваться при заочном обучении, дистанционном.
В университете существует Положение о внутренней сертификации тестов, в соответствии с которым все тесты проходят проверку через экспертов и через Совет университета. На сегодняшний день снижен порог допуска к экзамену по результатам теста до 60%.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Корчинская Т.И. Тестовый контроль как одно из средств измерения качества учебных достижений студентов высших учебных заведений // Омский научный вестник. 2007. № 1 (51). С. 128-134
2. Митина Т.Е. Тестовый контроль как форма оценки промежуточных и итоговых знаний студентов в вузе // Известия ВолгГТУ, серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе». Вып. 12 : меж-вуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. Волгоград, 2014. № 15 (142). С. 5-6.
3. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий: Учебник для преподавателей вузов, техникумов, училищ, учителей школ, гимназий и лицеев. М.: Центр тестирования, 2002. 238 с.
4. Бернштейн М.С. К методике составления и проверки тестов // Вопросы психологии : четырнадцатый год издания / Ред. А.А. Смирнов, В.Н. Колбановский. 1968. №1 январь-февраль 1968. С. 51-67
5. Битинас Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс. 1971. 125 с.
6. Битинас Б.П., Натаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. №2. С.11-16
7. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1977. 304с.
8. Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основы). М.: Высшая школа, 1970. 300с.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. 192с.
10. Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика, 1993. №5. С. 16-25.
11. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. М.: Высшая школа, 1989. 144с.
12. Горбатов Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально-ориентированный подход // Педагогика. 1995. №4. С.21.
13. Костюк Т.С. О зависимости результатов тестирования от формы теста // Тесты. Сб.И. М., 1928._
14. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 456 с., Т.2. 523 с.
15. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2000. Школьные технологии. 2003. № 5. С. 85-96.
16. Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л.: ЛГУ, 1982. 100 с.
17. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). М.: Народное образование, 2000. 352 с.
18. Ефремова Н.В. Тестирование и мониторинг: Рекомендации учителю // Стандарты и мониторинг. 2001. №3. С.55-59.
19. Долинер Л.И. Компьютерные тесты успеваемости как средство оптимизации учебного процесса // Вестник Московского ун-та. Серия 20. Педагогическое образование. 2004. №2. С.25-56.
20. Мелехин В. Б. Автоматизированная система контроля знаний студентов в вузе / В. Б. Мелехин, Е. И. Павлюченко // Транспортное дело России. 2009. № 1. С. 23-25.
21. Программное обеспечение Adit Testdesk;URL: http://www.aditsoft.ru/
Статья поступила в редакцию 30.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
84
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)