ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
СЛЕПЦОВА И.Ф.
Важнейшей задачей подготовки специалистов дошкольного профиля - формирование у них таких значимых психолого-педагогических умений, как аналитические, проектировочные, конструктивные, а также овладение педагогическими технологиями. Поэтому приоритетным направлением профессионального образования является поиск путей совершенствования психолого-педагогической подготовки будущих воспитателей.
В структуре профессиональной готовности педагога традиционно выделяются три взаимосвязанные стороны: теоретическая, психологическая и практическая. Теоретическая определяет системность психо-лого-педагогических знаний, структурированность представлений о коммуникативном процессе в целом, в том числе о его структуре механизмах. Психологическая сторона - направленность на организацию взаимодействия с детьми в деятельности и на занятиях, проявляющаяся в наличии установок на их реализации. Практическая сторона включает необходимые умения и навыки, способные обеспечить эффективность организации взаимодействия с детьми.
Эти три стороны являются взаимозависимыми, так как даже очень высокий уровень теоретической подготовки, не подкрепленный психологической установкой на организацию личностно-ориентированного взаимодействия с детьми и необходимыми практическими умениями и навыками, не обеспечивает успешность педагогической деятельности воспитателя. Поэтому в процессе обучения необходимо трансформировать теоретические знания в практические умения и навыки, создавать условия для накопления и осмысления педагогического опыта по организации личностно ориентированного взаимодействия с детьми, способствовать расширению и обогащению коммуникативного опыта самого воспитателя. Для этого в содержание учебно-практической деятельности необходимо включить систему заданий, соответствующих деятельности по организации личностно ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста и создающих условия для ее реализации.
В структуре профессиональной готовности нужно выделять следующие компоненты: потребностно-мотивационный, коммуникативно-технологический, операционально-действенный, интеллектуальнопознавательный, эмоционально-волевой, оценочно-атрибутивный. Они включают мотивационноценностное отношение к деятельности, профессионально и социально значимые качества личности, совокупность профессионально-педагогических знаний и умений, а также опыт их использования на практике; при этом мотивационная сфера является логическим центром и определяет профессиональнопедагогическую и познавательную направленность личности будущего воспитателя.
Учитывая логику построения учебного процесса в педколледже, нами была разработана методика формирования профессиональной готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста, реализующаяся в несколько этапов: профессионально-ориентационный; теоретический; проектировочно-обучающий, учебно-практический (технологический); профессионально-практический.
Основное содержание профессионально-ориентационного этапа заключается в формировании направленности студентов на предстоящую педагогическую деятельность в целом. Для этого мы предлагаем использовать разнообразные формы внутригрупповой деятельности (ролевые игры, коллективные творческие дела, проблемные обсуждения), чтобы студенты получили первые навыки профессионального общения и взаимодействия, познакомились с преподавателями и студентами старших курсов. В результате у будущих воспитателей формируется установка на фундаментальную теоретическую подготовку, на общение и взаимодействие в различных межличностных структурах.
Второй этап - теоретический, цель которого - накопление теоретических психолого-педагогических знаний о личностно ориентированном взаимодействии, а также формирование исследовательских умений. Он включает в себя аудиторную подготовку, основанную на интеграции предметов психолого-педагогического цикла, и сочетающуюся с различными формами семинарских занятий (тренинги, деловые игры, проблемные обсуждения и т.п.). Также осуществляется знакомство студентов с методами и методиками педагогического исследования в процессе решения педагогических задач, написания курсовой работы, рефератов.
Третий этап - проектировочно-обучающий. Он позволяет оптимизировать процесс формирования практических и интеллектуальных умений и навыков у будущих воспитателей, сформировать мотивационноценностное отношение к практической реализации взаимодействия с детьми. Это создаст предпосылки для творческого осмысления и использования знаний, умений и навыков, заложит фундамент дальнейшего профессионального и личностного совершенствования. Наиболее оптимальной формой работы, на наш взгляд, является семинар-тренинг, в рамках которого студенты смогут использовать психолого-педагогические знания о личностно ориентированном взаимодействии, на их основе получить необходимые практические умения и навыки, а также овладеть необходимыми коммуникативными действиями.
Семинарская работа (в логике личностно-ориентированного взаимодействия с детьми) включает в себя все этапы - от постановки цели, определении задач, отбора содержания и средств его реализации до формирования мотивационно-ценностного отношения к деятельности, создания положительного эмоционального фона взаимодействия, развития творческого отношения к своей деятельности, формирования навыков прогнозирования, моделирования и диагностики.
Каждый этап завершается формированием у студентов определенных умений и навыков, совокупность которых обеспечивает эффективное взаимодействие, а также определенные внутриличностные изменения в сфере мотивов, эмоций, представлений и т.п.
Четвертый этап методики - учебно-практический (технологический) - нацелен на закрепление умений и навыков взаимодействия и связан с овладением технологией личностно ориентированного взаимодействия на педпрактике. На этом этапе углубляется мотивационная основа деятельности, закрепляются и расширяются коммуникативные механизмы в структуре личности воспитателя. Овладение технологией происходит на специально разработанных занятиях, т.е. практика принимает ярко выраженный обучающий характер. Практические и лабораторные занятия, проводимые в детском саду, предусматривают не только наблюдение фронтальных форм работы и их анализ, но и общение с детьми, выполнение учебно-исследовательских заданий диагностического и обучающего характера. В результате практиканты начинают осознанно относиться к изучению специальных дисциплин. Это проявляется в углублении интереса к лекциям, в увеличении количества профессиональных вопросов, дискуссий. Таким образом, изучение психолого-педагогических дисциплин приобретает личностный смысл, обеспечивает устойчивый интерес к деятельности и превращать внешние цели во внутренние потребности.
Пятый, завершающий этап - профессионально-практический - предусматривает самостоятельную педагогическую деятельность, цель которой - сформировать окончательную готовность к активному и адекватному использованию знаний, умений и навыков в процессе взаимодействия с детьми. Этот блок реализуется, как правило, уже по окончании обучения в педколледже, способствуя закреплению профессиональной направленности личности, ее самоопределению в педагогической среде и утверждению как специалиста.
Итак, данная методика обеспечивает формирование всех компонентов профессиональной подготовки будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста.
Содержание мотивационно-ценностного компонента закладывается в ходе реализации первого этапа, а в дальнейшем закрепляется в теоретической подготовке (на уровне профессиональных интересов и потребностей в расширении знаний) и в практической деятельности (на уровне мотивов, отношений и стремлении к самосовершенствованию).
Формирование эмоционально-волевого компонента в основном происходит на проектировочнообучающем и учебно-практическом (технологическом) этапах реализации методики.
В процессе педагогической практики студенты овладевают коммуникативными навыками, на тренинговых семинарских занятиях осуществляется развитие практических умений и навыков.
Теоретический, проектировочно-обучающий и учебно-практический (технологический) этапы методики вооружают студентов необходимыми знаниями, формируя у них умения и навыки взаимодействия с детьми, в том числе умения организовывать взаимодействие и управлять им, ставить и решать цели и задачи коммуникативной деятельности.
Данная методика предусматривает формирование, прежде всего, мотивационно-ценностного отношения к будущей деятельности, на основе которого происходит накопление как теоретических психологопедагогических знаний, как и знаний об организации и управлении личностно ориентированным взаимодействия, которые, в свою очередь, являются основой для совершенствования необходимых практических умений и навыков. Уверены, именно комплексный характер методики обеспечивает профессиональную готовность как сложное личностное новообразование, все компоненты которого взаимосвязаны.
Теоретический анализ, а также опросы, проведенные среди студентов старших курсов педколледжа и воспитателей детских садов, позволили нам выделить основные критерии готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста. К ним относятся следующие:
- личностно-адаптационный (активность воспитателя, адекватность его действий и отношений, отсутствие внешних и внутриличностных конфликтов как показатель успешного взаимодействия с детьми, родителями и коллегами);
- мотивационный (мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности, установка на реализацию личностно ориентированного взаимодействия, творческий подход к решению педагогических задач);
- личностно ориентированный (ориентация педагога не на абстрактный образ идеального ребенка, а на потребности и возможности ребенка, искренний интерес и любовь к детям);
- специальный (знание возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, особенности их психического развития, а также умения и навыки, необходимые для организации личностно ориентированного взаимодействия с ними);
- технологический (владение технологией организации личностно ориентированного взаимодействия с детьми, т.е. умение определить цель деятельности, прогнозировать ее результат, выделить основные этапы и наиболее эффективные методы, приемы и способы деятельности, а также корректировать ее ход на основе проводимой диагностики);
- коммуникативный (коммуникативная компетентность, т.е. эмпатийные и перцептивные навыки, способность устанавливать эмоционально положительный контакт с детьми в различных видах деятельности и действовать не только на основе «аффективного понимания», но и с позиции ребенка, соответствующим образом изменяя свое поведение в ответ на его реакцию);
- профессионально-рефлексивный (стремление к профессиональному росту, высокий уровень развития самостоятельности студентов, их аналитических, проектировочных и конструктивных умений, спо-
собности обосновывать решение педагогических задач, а также рефлексивных умений и навыков, позволяющих адекватно оценивать собственное поведение и поступки детей).
Программа спецкурса
«Основы личностно ориентированного взаимодействия».
Спецкурс интегрирует психолого-педагогические знания студентов о взаимодействии с детьми и о социально-психологическом развитии личности, а использование элементов тренинга на семинарских занятиях позволяет трансформировать их в практические умения и навыки.
По итогам изучения спецкурса целесообразно организовать дискуссии, круглые столы, диагностику самими студентами потенциала, который они уже приобрели, и проблем, оставшихся нерешенными или требующих освоения в дальнейшей самостоятельной деятельности.
Программа нашего спецкурса рассчитана на 46 часов (20 лекционных и 26 практических занятий). Темы занятий
1. Коммуникативная культура как показатель профессионального мастерства воспитателя (2 лекции).
2. Психологические закономерности общения. (2 лекции).
3. Коммуникативный потенциал личности воспитателя. (2 семинара).
4. Понятие и структура личностно ориентированного взаимодействия. (2 лекции).
5. Особенности перцептивной стороны общения воспитателя с детьми. (4 семинара).
6. Особенности личностно ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста. (2 лекции и 2 семинара).
7. Социально-психологические факторы развития ребенка дошкольного возраста. (2 лекции).
8. Воспитательные возможности взаимодействия. (2 лекции и 2 семинара).
9. Коммуникативные приемы и техники личностно ориентированного взаимодействия. (2 лекции и 4 семинара).
10. Роль игры в процессе личностно ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста. (2 семинара).
11. Личностно ориентированная модель взаимодействия как условие построения развивающей среды в дошкольном учреждении. (2 лекции).
12. Ролевые позиции участников личностно ориентированного взаимодействия. (4 семинара).
13. Секреты продуктивного общения. (4 семинара).
14. Диагностика развития и результатов личностно ориентированного взаимодействия. (4 лекции и 2 семинара).
Содержание спецкурса.
Тема 1. Коммуникативная культура как показатель профессионального мастерства воспитателя. Гуманизация образования и новые требования к профессиональной культуре педагога. Особенности становления профессиональной культуры. Почему коммуникативная культура оказывается принципиальным компонентом профессиональной культуры?
Практическое задание: проанализировать трудности педагогического общения в деятельности воспитателей в процессе педагогической практики.
Самостоятельная работа: самоанализ затруднений в общении.
Тема 2. Психологические закономерности общения.
Почему мы не всегда понимаем друг друга? Что влияет на характер общения? Установка. Жизненный багаж. Психологические особенности личности (темперамент, тип нервной деятельности, степень интро-или экстравертированности).
Практическое задание: тестирование темперамента; определение психологических особенностей воспитанников.
Тема 3. Коммуникативный потенциал личности воспитателя.
Наиболее значимые показатели коммуникативного потенциала воспитателя: терпимость, коммуникативный контроль, благоразумие, чувство собственного достоинства, умение влиять на других, оптимизм и т.д.
Семинарские занятия:
1. Самодиагностика коммуникативного потенциала.
2. Разработка плана развития коммуникативной культуры.
Тема 4. Понятие и структура личностно ориентированного взаимодействия.
Основные подходы к определению понятия «личностно-ориентированное взаимодействие» в психоло-го-педагогических исследованиях. Общие закономерности общения и взаимодействия. Роль и значение личностно-ориентированного взаимодействия в личностном развитии субъектов образовательного процесса.
Тема 5. Особенности перцептивной стороны общения воспитателя с детьми.
Развитие перцептивных, рефлексивных и атрибутивных умений и навыков, практических умений и навыков управления взаимодействием с детьми дошкольного возраста. Осмысление полученного опыта педагогической деятельности. Расширение и закрепление адаптации будущих воспитателей во взаимодействии с детьми.
Психолого-педагогический практикум: наблюдение за поведением детей в группе сверстников; анализ структуры отношений в детском коллективе; составление социометрической матрицы детского коллектива; исследование особенностей личностного развития детей, принадлежащих к различным статусным группам; наблюдение за внешними особенностями поведения детей; анализ особенностей своего поведения в процессе взаимодействия с детьми на занятии или в каком-либо виде деятельности.
Тема 6. Особенности личностно ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста.
Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста. Особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. Психолого-педагогические основы личностноориентированного взаимодействия.
Семинарские занятия:
1. Анализ социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте.
2. Методика построения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Тема 7. Социально-психологические факторы развития ребенка дошкольного возраста.
Роль среды и наследственности в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Роль семьи в социальном развитии личности. Значение детского сада как особой социальной системы. Воспитатель и дети. Формирование личности дошкольника в разных видах деятельности.
Тема 8. Воспитательные возможности взаимодействия.
Структура педагогического взаимодействия, его основные функции. Формирование психологического климата взаимодействия и его значение. Стили взаимодействия и педагогического общения. Особенности диалогичного взаимодействия, способы организации диалога во взаимодействии с детьми, родителями, коллегами.
Семинарские занятия:
1. Понятие «педагогического взаимодействия», его структура и содержательные характеристики.
2. Диалог как форма взаимодействия.
Тема 9. Коммуникативные приемы и техники личностно ориентированного взаимодействия.
Понятие педагогической техники как деятельности по конструированию взаимодействия. Техники «слушанья», «высказывания», интеракции. Установление контакта, поддержание интереса участников взаимодействия. Анализ ситуации общения, ее построение и изменение. Приемы выражения эмоционального состояния. Эмпатийные и перцептивные приемы. Определение адекватного стиля поведения и общения, коммуникативной стратегии.
Семинарские занятия:
1. Структура коммуникации, ее основные компоненты. Позиции участников коммуникации.
2. Стили общения. Влияние стиля поведения и общения воспитателя на психологический климат взаимодействия с детьми.
3. Формирование основных коммуникативных навыков: эмпатии, перцепции, передачи эмоционального состояния, снятие эмоциональной напряженности и т.п.
4. Коммуникативная деятельность воспитателя в работе с детьми дошкольного возраста.
Тема 10. Роль игры в процессе личностно ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста.
Роль и значение игры в воспитательном процессе. Игра как основная форма сотрудничества взрослого с детьми. Многоплановость игры и ее возможности в оптимизации взаимодействия.
Семинарские занятия:
1. Особенности игры как формы организации личностно-ориентированного взаимодействия.
2. Использование игровых приемов и методов в работе с детьми дошкольного возраста.
Тема 11. Личностно ориентированная модель взаимодействия как условие построения развивающей среды в дошкольном учреждении.
Стратегия и тактика построения развивающей среды в детском саду. Организация игрового пространства как условие для осуществления многовариантных игр. Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях.
Тема 12. Ролевые позиции участников личностно ориентированного взаимодействия.
Основы трансактного анализа как метод развития коммуникативного потенциала. Сущность трансактного анализа. Проявление состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Рефлексия как способ развития коммуникативного самоконтроля. Понятие «ролевая позиция», «педагогическая позиция», сущностная характеристика понятий. Взаимосвязь ролевой позиции и самооценки.
Семинарские занятия:
1. Трансактный анализ педагогических ситуаций. Определение ошибок в тактике общения.
2. Поиск вариантов продуктивных контактов с детьми, родителями, коллегами.
3. Позиция воспитателя в личностно-ориентированном взаимодействии.
4. Функциональные, предметные и личностные позиции участников взаимодействия.
Тема 13. Секреты продуктивного общения.
Невербальные знаки общения. Понятие о ведущей модальности, важность ее учета в педагогической практике. Искусство диалога: секрет Сократа. Роль и значение визуального контакта. Определение дистанции и организация тактильного контакта. Значение позы и жеста в невербальном общении с детьми дошкольного возраста.
Семинарские занятия:
1. Значение невербального общения в коммуникативной деятельности воспитателя.
2. Формирование навыков невербального общения воспитателя.
Практическое занятие: социально-психологический тренинг, упражнения по использованию навыков продуктивного общения; анализ педагогических и бытовых ситуаций.
Тема 14. Диагностика развития и результатов личностно ориентированного взаимодействия.
Понятие педагогической диагностики, принципы отбора форм и способов диагностики процесса взаимодействия воспитателя с детьми. Методики исследования детского коллектива. Методики исследования социально-психического развития личности дошкольника.
Семинарские занятия:
1. Диагностические приемы и методы как компонент технологии личностно-ориентированного взаимодействия.
2. Психолого-педагогические средства оценки влияния личностно-ориентированного взаимодействия на личностное развитие детей дошкольного возраста.