Научная статья на тему 'Пути совершенствования профессиональной педагогической компетентности учителя музыки современной образовательной школы'

Пути совершенствования профессиональной педагогической компетентности учителя музыки современной образовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка / музыкальное обучение / музыкальное воспитание / профессионализм / понимание / восприятие / память / чувства / умение / музыкальные навыки / music / musical education / professionalism / musical training / perception / memory / sense / ability / musical skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халилов Ф. Н., Ходжаева С.

Cтатья посвящена проблеме эстетического воспитания школьников на уроках музыки, даны современные требования к учителю музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халилов Ф. Н., Ходжаева С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS TO IMPROVE THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A MUSIC TEACHER IN THE MODERN PRIMARY SCHOOL

The article enlightens the problematic issues connected with music lessons at school. There are also provided some demands to teachers of music.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования профессиональной педагогической компетентности учителя музыки современной образовательной школы»

Халилов Ф.Н.,

доктор педагогических наук, профессор Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами; Ходжаева С., старший преподаватель Узбекской государственной консерватории

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ХАЛИЛОВ Ф.Н., ХОДЖАЕВА С. ЗАМОНАВИЙ УРТА ТАЪЛИМ МАКТАБИНИНГ МУСИЦА МАДАНИЯТИ УЦИТУВЧИСИНИНГ КАСБИЙ ПЕДАГОГИК БИЛИМ ВА МАЛАКАЛАРИНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ ЙУЛЛАРИ

Ушбу мак,олада укувчиларнинг мусик,ий эстетик тарбиясини шакллантиришда мусик,а маданияти ук,итувчисига куйиладиган касбий талаблар х,ак,ида мулох,аза юритилган.

Таянч суз ва тушунчалар: мусик,а, мусик,ий таълим, юк,ори касбий малака, идрок этиш, хотира, х,иссиёт, к,обилият, мусик,а саводи.

ХАЛИЛОВ Ф.Н., ХОДЖАЕВА С. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена проблеме эстетического воспитания школьников на уроках музыки, даны современные требования к учителю музыки.

Ключевые слова и понятия: музыка, музыкальное обучение, музыкальное воспитание, профессионализм, понимание, восприятие, память, чувства, умение, музыкальные навыки.

KHALILOV F.N., KHODJAEVA S. THE WAYS TO IMPROVE THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A MUSIC TEACHER IN THE MODERN PRIMARY SCHOOL

The article enlightens the problematic issues connected with music lessons at school. There are also provided some demands to teachers of music.

Keywords: music, musical education, professionalism, musical training, perception, memory, sense, ability, musical skills.

В условиях претворения в жизнь Закона «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров в настоящее время современной школе нужен не просто дипломированный специалист, а творчески активная личность, широта кругозора и разносторонность интересов которой обеспечивают наиболее полную реализацию в педагогической деятельности духовного богатства и профессионального мастерства.

Национальная программа по подготовке кадров разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования и ориентирована на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу1.

Творчество как активная самостоятельная деятельность порождает нечто новое. Новизна творчества может быть оценена с объективной и субъективной точек зрения. В первом случае критерием становится социальная ценность и новизна решения, что подразумевает творчество в полном смысле слова как деятельность художника, ученого, изобретателя, педагога и т.д. Во втором случае творческий процесс не обладает новизной и социальной значимостью, но тем не менее в процессе творческой деятельности могут иметь место те же психологические процессы, которые характерны для полноценных форм творчества. Это объясняется тем, что субъект творчества во втором случае также совершает открытия, но для себя самого, и таким образом обогащает свои способности, творческий потенциал и внутренний мир в целом.

Именно поэтому творческая деятельность учащихся в самых разнообразных проявлениях становится важным средством успешного развития многих социально-значимых креативных качеств личности (воображение, мышление, смелость, решительность, волевые качества), и приобщение к данной деятельности рассматривается современной дидактикой как необходимый элемент содержания образования.

1 Национальная программа по подготовке кадров. Утверждена Законом Республики Узбекистан от 29.08.1997 г. № 463-1.

Педагогический процесс в общеобразовательной системе должен обеспечивать планомерное развитие способностей личности, которые стимулируют деятельность, получая добавочный импульс, энергию, для более интенсивной творческой деятельности.

Примечательны в этом плане суждения о том, что «... сегодня много и плодотворно работают над вооружением педагога научными знаниями в области, совершенствуется общая и психолого-педагогическая подготовка учителя. Но, как это ни парадоксально, мало внимания уделяется совершенствованию самой личности педагога, её природных качеств, не подвергается активному воспитательному воздействию сама человеческая природа педагога, которую и сам учитель осознаёт недостаточно, не всегда может ею распоряжаться и управлять в различных областях деятельности»2 путем поиска и решения творческих нестандартных задач, в развитии интеллектуальных умений и навыков, в выработке самостоятельности, инициативности, в постоянном неослабевающем стремлении к достижению высоких результатов. Происходит развитие творческого потенциала личности, направленное на творческую преобразующую деятельность не только во время обучения, но и в будущей деятельности.

Необходимость широкой и многоплановой подготовки и многогранной деятельности учителя музыки общеобразовательной школы отмечали такие исследователи музыкальной педагогики, как Б.Ф.Асафьев, В.Н.Шацкая, О.А.Апраксина, Н.В.Ветлугина, Л.Г.Арчажникова, Д.Б.Кабалевский,

Э.Б.Абдуллин и др., ученые нашей республики С.Аннамуратова, Р.Кадыров, Ф.Халилов, Д.Каримова, И.Ревес, К.Мамиров, Ш.Рахимов и др., считая, что их работа связана с ре-

2 Аннамуратова С.К. Художественно-эстетическое воспитание школьников Узбекистана. - Т.: «Фан», 1991. -С. 370.

шением множества задач, требующих активизации творческих умений и навыков.

Достижение высокого уровня педагогического мастерства учителя музыки продиктовано реализацией поставленной цели - формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части общехудожественной культуры, где важное значение имеет музыкально-эстетическое воспитание, которое предполагает:

- формирование у личности способности восприятия;

- правильное понимание прекрасного в искусстве;

- выработку эстетического понятия, вкусов и идеалов;

- развитие творческих задатков.

Процесс формирования профессиональной готовности педагога-музыканта непосредственным образом зависит от развитости творческих качеств личности, от реализации творческих проявлений ее в процессе профессиональной подготовки, через которые происходит процесс становления и развития творческой деятельности будущих специалистов в целом, в музыкально-эстетическом воспитании, в частности.

Чтобы наметить основные направления подготовки будущих учителей музыки к учебно-воспитательной работе в общеобразовательной школе, нужно выявить те знания, умения, навыки, которые необходимы учителю-организатору по музыкально-эстетическому развитию обучающихся.

Профессионально-педагогическая направленность учебного процесса высшей школы должна учитывать специфику будущей профессии и решать общие задачи музыкальной подготовки учителей музыки, иными словами, специалиста с широкими профессионально-педагогическими и музыкальными познаниями и интересами.

Урок музыки, как урок музыкального искусства, всегда должен быть целостным, объединяющим все входящие в него эле-

менты в единое понятие музыка, музыкальное искусство. Для того, чтобы проводить на уроках реализацию важнейших задач музыкального воспитания - формирования высоких музыкально-эстетических вкусов, развития творческих способностей, потребности общения с музыкой - по нашему мнению, нужен творческий специалист.

Если мы ставим перед собой задачу всестороннего, гармонического развития учащихся, то надо, прежде всего, позаботиться о всестороннем, гармоническом развитии преподавателей. А это значит, что только творческий учитель музыки, как носитель высокой художественной культуры, становится творцом музыкального искусства.

Следовательно, современный урок музыки, как урок искусства, немыслим без творческого процесса.

Таким образом, творческое начало характерно для развивающейся личности, и особенно присуще профессиям, связанным с художественно-исполнительской деятельностью, «... т.к. здесь важно создание личности, а не образа, как в искусстве, не механизма или конструкции в технике, и это требует от учителя музыки особой компетентности»1 своей выбранной профессии.

Основные требования к профессиональным и личным качествам педагога-музыканта выражаются в следующем:

а) Артистические, художественные, музыкальные способности, которые помогают более оригинальному и творческому осуществлению педагогической деятельности только при высоком уровне развития общепедагогических способностей.

б) Музыкально-теоретическая подготовка.

1 Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования. «Высшее образование сегодня». - М,: 2003 - № 5. -С. 12-13.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 12

Особому рассмотрению подлежат те требования, которые предъявляются к учителю музыки в связи со спецификой его работы в общеобразовательной школе, где теоретическая подготовка позволяет учителю музыки глубже понимать явления музыкального искусства, основные закономерности истории и теории музыки в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Изучение теории и истории музыки необходимо учителю как для проведения уроков, так и для организации внеклассной работы, поскольку дает ему знания об:

- основных закономерностях формирования и развития узбекской и зарубежной музыкальных культур в их связи с общественно-историческими условиями;

- основных особенностях национальных композиторских школ;

- диалектике развития художественных стилей (барокко, классицизм, рококо, романтизм и т.д.);

- эволюции основных музыкальных жанров и форм (опера, балет, симфония, оратория, соната и т.д.).

При этом учитель музыки приобретает следующие навыки и умения:

- интересно, грамотно, разносторонне и образно рассказывать детям о музыке, дополняя рассказ иллюстрацией музыкальных произведений;

- определять основные черты того или иного музыкального стиля, направления, течения;

- определять основные черты стиля данного композитора в его связи с эпохой;

- свободно анализировать произведения, выявляя закономерности образного содержания и его воплощение во всём комплексе формообразующих и выразительных средств;

- выявлять в произведении узловые моменты музыкальной драматургии.

Среди навыков и умений, связанных с преподаванием специфических курсов, можно указать следующие:

1. По курсу «Гармония» педагог должен уметь:

- определять ладофункциональное развитие музыкального произведения: тональный план, структура и функции аккордов, типы отклонений и модуляций, каденций;

- различать типы фактуры в музыкальных произведениях;

- подбирать аккомпанемент к заданным мелодиям;

- свободно транспонировать;

- подбирать необходимую музыку.

2. По курсу «Сольфеджио» педагог должен обладать навыками:

- слышать структуру аккорда, его расположение;

- чисто интонировать мелодию;

- удерживать слухом тональность;

- читать ноты с листа и транспонировать.

3. По курса «Полифония» учитель должен знать:

- основные закономерности многоголосия;

- эволюцию полифонического многоголосия от XV-XVI веков /полифония строгого стиля/ к XVIII века /полифония свободного стиля/, а также принципы развития современной полифонии;

- особенности узбекского народного многоголосия.

4. По курсу «Анализ музыкальных произведений» учитель должен уметь:

- ориентироваться в исторических особенностях формы, стиля, жанра при целостном анализе музыкальных произведений;

- комплексно воспринимать форму, фактуру, гармонию произведения;

- логически осмысливать каждую музыкальную форму в процессе изучения и исполнения музыкальных произведений.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 12

в) Требования к дирижерско-хоровой подготовке учителя.

Деятельность учителя музыки невозможна без достаточной вокальной и дирижерско-хоровой подготовки, которая предполагает умение читать хоровые партитуры, дирижировать, владеть методикой постановки голоса, а также знание особенности работы с хором.

Навыки дирижирования позволяют учителю моделировать музыкальный образ и воплощать его в том или ином конкретном звучании. Учитель, освоивший дирижирование, умеет координировать свои движения: дирижировать одной рукой и одновременно другой играть на инструменте; показывать вступление и снятие на любую долю такта, динамическое развитие, взятие дыхания и т.п.

Значение специфики вокальной работы помогает учителю осмыслить пути совершенствования слуховых навыков школьников на основе слушания голосов в тембровом и динамическом соотношении, а также выработки чистоты интонирования.

В целом вокально-хоровая работа требует от учителя умения следить за чистотой интонации, строем, ансамблем, дикцией, тембром, дыханием; управлять темпом, динамикой, агогикой1, штрихами, фразировкой в процессе хорового звучания произведения; приучать школьников петь по руке дирижера.

Учитель должен знать закономерности и особенности хормейстерской деятельности в школе; вокально-хоровой репертуар для различных составов хора и ансамбля.

У учителя должны быть сформированы следующие знания и умения:

- внутреннего интонирования партитуры;

1 Агогика (греч. адоде - ведение, воспитание, руководство, наставление) - теория и практика совершенствования человека, его способностей, познаний и искусства счастливой жизни в процессе и результате образования, воспитания и обучения.

- исполнительского и вокально-хорового анализа произведений;

- использования основных художественно-технических средств;

- гибкого варьирования приемов управления хоровым звучанием.

г) Инструментальная подготовка учителя.

Подготовка учителя музыки непременно включает овладение навыками исполнительской и концертмейстерской деятельности. Постепенно выступая на уроке в роли исполнителя, иллюстратора, аккомпаниатора, учитель музыки использует свое умение играть на инструменте.

Говоря об инструментальной подготовке, имеется ввиду подготовка по фортепиано, так как этим инструментом пользуется большая часть учителей. Кроме того, и те учителя, для кого инструментом является рубаб, дутар, баян, аккордеон или синтезатор (орган), должны неплохо играть на фортепиано.

Предпочтение отдается фортепиано, потому что в соответствии с программой урока музыки в школе учителю приходится играть много произведений, написанных специально для фортепиано, а также учитывая вокально-хоровую работу, где учитель одной рукой дирижирует, а другой аккомпонирует - удобнее всего это сделать на фортепиано.

В исполнительский репертуар учителя должны быть включены произведения для разных возрастных групп школьников: младших, средних и старших классов.

При исполнении учителю необходимо быть особенно требовательным к себе и постоянно помнить, что музыка должна будить творческую фантазию детей, способствовать формированию ассоциативно-образного мышления.

Одной из важных сторон специальной подготовки учителя музыки является владение навыками концертмейстерской работы.

МАКТАБ ТАЪЛИМИ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Учитель должен уметь:

- аккомпанировать хоровому и сольному пению;

- показывать вступление солисту и хору;

- петь, аккомпанируя себе при этом;

- читать с листа и транспонировать партию аккомпанимента в различные тональности;

- подбирать по слуху мелодии и сопровождение популярных песен;

- владеть навыками переложений, игры в ансамбле.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Овладение навыками чтения с листа, подбирая по слуху и транспонированию, позволит учителю значительно быстрее освоить достаточно широкий песенный репертуар; использовать в работе незнакомые сочинения; избежать излишнего форсирования детских голосов при исполнении сочинений, написанных в неудобных для детей тональностях.

В ходе чтения с листа учитель должен быстро вникать в замысел произведения, одновременно видеть партию солиста и аккомпанемент, музыкальный или литературный текст, осознавать характер музыки, обращая внимание на смену темпа, осознавать характер музыки, обращая внимание на смену темпа, тональности, фактуры и ритмического изменения.

Говоря об исполнительской деятельности учителя, следует подчеркнуть, что речь идет не об исполнении вообще, а об исполнении для детей - играть надо ярко, образно, эмоционально, имея постоянный контакт с классом.

д) Методическая подготовка.

Особо следует выделить владение учителем методикой музыкального воспитания, так как сюда включается как сугубо специальные, так и психолого-педагогические знания и умения в аспекте преподавания предмета «Музыка» в школе.

Знание методики музыкального воспитания помогает учителю правильно анали-

зировать и осмысливать школьную программу по музыке и в итоге овладеть методами работы с привлечением конкретного музыкального материала. Оно помогает дополнять и расширять границы урока музыки, исходя из условий и особенностей определенной школы, класса.

В методике музыкального воспитания раскрываются основные требования к учителю музыки в школе; освещается история музыкального воспитания; раскрывается содержание предмета «Музыка» в работе с учащимися различных возрастных групп, происходит знакомство с различными видами музыкальной деятельности учащихся в общеобразовательной школе.

Методическая оснащенность учителя способствует более широкой практической деятельности его в общеобразовательной школе.

От сегодняшнего учителя музыкальной культуры требуются хорошие знания и умения своей выбранной профессии, а также педагогическое мастерство.

Мастерство - это великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во чтобы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа.

Реформирование системы школьного образования может быть осуществлено лишь в том случае, если педагоги овладеют мастерством гармонического равития, технологией воспитания и обучения школьников, используя на занятиях инновационные и коммукационные технологии.

В процессе использования музыкальных технологий на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального искусства, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, даёт возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 12

Все музыкальные технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

Итогом развивающего музыкального образования должно стать представление учащихся о деятельности музыканта - композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве - как о высоком проявлении

человеческого творческого потенциала, как о большом интеллектуальном и эмоциональном труде души и как о высшей потребности в преобразовании человека. Все вышеизложенное требует сегодня от учителя музыки пересмотра своей профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность выступает в новом качестве, приобретает акмеологи-ческий1 и интерактивный характер.

Литература:

1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» от 29.08.1997 г. № 464-1.

2. Национальная программа по подготовке кадров. Утверждена Законом Республики Узбекистан от 29.08.1997 г. № 463-1.

3. Аннамуратова С.К. Художественно-эстетическое воспитание школьников Узбекистана. - Т.: «Фан», 1991. -С. 370.

4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: «Просвещение», 1990.

5. Выгодский Л.С. Психология искусства. - М.: «Искусство», 1986. -С. 573.

6. Музыка и пение в школе: Сб. статей. - Ростов на Дону, 1994.

7. Халилов Ф.Н. Дидактические основы инструментально-исполнительской подготовки будущих учителей музыки (монография). - Т., 1996. -С. 56-95.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования. // «Высшее образование сегодня»: М., 2003, № 5. -С. 12-13.

1 Акмеология (от др. греч. akme — вершина, др.-греч. logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.