Научная статья на тему 'Пути совершенствования обучения врачейстоматологов в очной интернатуре'

Пути совершенствования обучения врачейстоматологов в очной интернатуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерны-стоматологи / последипломное обучение / dentists-interns / post diploma training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С П. Ярова, Н В. Мозговая, Т С. Осипенкова, Е В. Комаревская

Освещены вопросы преподавания стоматологии врачам-интернам. Представлена система оптимизации процесса обучения. Подчеркнуто, что для улучшения усвоения материала широко используются различные способы и методы обучения. Подчеркнула центральную роль преподавателей-клиницистов в решении подавляющего большинства педагогических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С П. Ярова, Н В. Мозговая, Т С. Осипенкова, Е В. Комаревская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper examines the problem of dentists-interns’ training. The system of training process optimization is presented. To improve study material various ways and methods are widely used. The leading part of the teachers-clinicians in the solution of the majority of pedagogical problems is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования обучения врачейстоматологов в очной интернатуре»

УДК: 616.314:378.144/.146

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ В ОЧНОЙ ИНТЕРНАТУРЕ

С.П. Ярова, Н.В. Мозговая, Т.С. Осипенкова, Е.В. Комаревская

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Резюме

Освещены вопросы преподавания стоматологии врачам-интернам. Представлена система оптимизации процесса обучения. Подчеркнуто, что для улучшения усвоения материала широко используются различные способы и методы обучения. Подчеркнула центральную роль преподавателей-клиницистов в решении подавляющего большинства педагогических проблем.

Ключевые слова: интерны-стоматологи, последипломное обучение. Summary

The paper examines the problem of dentists-interns’ training. The system of training process optimization is presented. To improve study material various ways and methods are widely used. The leading part of the teachers-clinicians in the solution of the majority of pedagogical problems is demonstrated.

Key words: dentists-interns, post diploma training.

Литература

1. Арутюнов С. Д. Горизонтальные и вертикальные связи при подготовке стоматологов общей практики в интернатуре / С. Д. Арутюнов, Н.В. Кудрявая, Е.И. Труфанова // Перспективы развития последипломного образования специалистов стоматологического профиля. Актуальные вопросы стоматологии : науч.-практ. конф.,

посв. 15-летию обр. стомат. ф-та РМАПО: материалы конф.- М.,

2003. - С. 30-33.

2. Наказ МОЗ України від 11.03.99, №53. Автоматизовані атестаційні системи II рівня з усіх лікарських спеціальностей для контролю рівня знань інтернів та лікарів.

3. Організація навчання лікарів-стоматологів в інтернатурі [посібн. для лікарів-інтернів та керівників] / Скрипнікова Т.П., Павленко Л.Г., Максименко П.Т. [та ін.]. - Полтава, 1998. - 62 с.

4. Ярова С.П. Оптимизация проведения аттестационного экзамена у врачей-интернов по специальности “терапевтическая стоматология” /

С.П. Ярова, Ю.В. Думанский, Т.С. Осипенкова // Таврический медико-биологический вестник . - 2004. - №2. - С.331-334.

Совершенствование стоматологического образования — процесс динамичный, ориентированный на постоянно изменяющиеся потребности здравоохранения в получении профессионально подготовленных специалистов. В связи с проходящими преобразованиями требуется новое осмысление всей системы образования, создание новых программ, усиливающих теоретическую и практическую подготовку обучающихся и отражающих последние достижения мировой стоматологи [1,3]. В этом аспекте наименее изучена и в настоящее время очень важна проблема образования стоматологов на этапе первичной профессиональной подготовки в интернатуре [4]. Актуальность проблемы заключается в том, что при существующей новой социально-экономической ситуации обучение стоматологов в интернатуре должно осуществляться с позиций подготовки врача-стоматолога общей практики.

Цель настоящей работы - изучить особенности организации преподавания стоматологии на кафедре общей стоматологии ФИПО ДонМНУ им. М.Горького.

Результаты и обсуждение

Обучение врачей-интернов по специальности “Стоматология” в Донецком национальном медицинском университете им. М.Горького проводится на кафедре общей стоматологии факультета интернатуры и последипломного образования, которая имеет 3 клинических базы: в учебно-научно-лечебном комплексе “Университетская клиника”,

областной стоматологической поликлинике г.Донецка, городской

стоматологической поликлинике г.Макеевки.

Очный цикл интернатуры начинается с определения исходного уровня знаний. С этой целью всем интернам, начинающим обучение на кафедре, предлагается набор тестовых заданий по всем разделам стоматологии (6 вариантов буклетов по 100 тестов в каждом). Анализ контроля базового уровня знаний интерна позволяет преподавателю судить об уровне подготовки интерна и ориентироваться, каким вопросам в дальнейшем следует уделить особое внимание на практических занятиях. На каждом занятии в соответствии с изучаемой темой занятия интернам предоставляются тестовые задания для оценки текущего уровня знаний с последующим разбором ошибок в аудитории. В конце занятий для определения усвоения полученных знаний проводится тестовый заключительный контроль, который позволяет систематизировать фактический материал. Для оптимизации процесса обучения на кафедре создан банк тестов формата А по всем темам, предусмотренным учебной программой, отдельно по терапевтической, хирургической,

ортопедической стоматологии. Положительный момент тестирования заключается в возможности унифицированного проведения контроля уровня знаний одновременно у всей группы интернов. Центральным и наиболее важным элементом обучения служат методические указания для врачей-интернов к практическим занятиям и методические рекомендации для преподавателей по их проведению. Обеспеченность методическими

рекомендациями на кафедре составляет 100 %. Они предназначены для управления обучением интернов и самоуправления в процессе работы обучающийся - преподаватель.

Работа интерна в клиническом кабинете предусматривает освоение и усовершенствование практических навыков. Все сотрудники кафедры являются врачами высшей и первой аттестационной категории. Прежде чем доверить курирование пациента интерну, преподаватель-клиницист должен хорошо знать мотивацию каждого куратора, уровень его теоретической, деонтологической и практической подготовки, его коммуникабельность. Большое внимание уделяется клиническим осмотрам, в которых интерны принимают непосредственное участие и докладывают данные о курируемых больных с изложением анамнеза заболевания, хода лечебных мероприятий, что обеспечивает возможность развития клинического мышления. Одной из форм практической работы с интернами является работа в четыре руки врач - ассистент врача. Выполнение функций помощника врача дает возможность интерну совершенствовать свои умения по выполнению целого ряда конкретных манипуляций: обезболивание зубов, наложение коффердама, подготовка материалов к пломбированию, снятие слепков и т.п. Наличие современных аппаратов для ортопантомографии, депофореза, вектор-системы помогает молодым врачам осваивать современные методы диагностики и лечения большинства стоматологических заболеваний, наблюдать динамику развития процесса, оценивать эффективность проводимого лечения. При этом преподаватели имеют возможность объективно контролировать и оценивать качество выполняемых интернами манипуляций, наглядно демонстрировать и обсуждать конкретные клинические ситуации. В процессе обучения используются мультимедийный проектор,

рентгенографические атласы. По учебным рентгенограммам и на конкретных клинических примерах изучаются основные

стоматологические заболевания, планируется лечение. На кафедре есть видеофрагменты и тематические фильмы. Цель видеофрагмента - отразить основные этапы обследования или лечения больных для формирования у врачей-интернов умений и навыков. Снимаются фрагменты оперативных вмешательств, методы и способы восстановления зубов и зубных рядов. Учебное кино дает возможность интернам видеть явления, недоступные для непосредственного наблюдения. Кадры крупным планом позволяют фиксировать основные наиболее важные этапы вмешательств благодаря замедленной их демонстрации. В целях фиксации внимания стоматологов на отдельных особо важных моментах используется также “стоп-кадр”.

В процессе обучения большое значение уделяется ведению медицинской документации (амбулаторная карта стоматологического больного, направления на дополнительные методы обследования, заполнение ежедневного листка учета принятых больных - форма 37, форма 39, консультативных заключений). Амбулаторная карта заполняется в соответствии с “Протоколами надання стоматологічної допомоги”, которые содержат унифицированный набор и объем диагностических и лечебных мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах болезней.

Для самостоятельной работы интернов разработаны и используются электронные учебники, которые представляют на сегодня полный аналог своего бумажного варианта. Включение в него большого количества иллюстраций, наличие видеофрагментов повышают его образовательную роль в сравнении с бумажным вариантом. Особую трудность для врачей-интернов представляет чтение первоисточников, поскольку они методически не адаптированы к учебным занятиям. В данном случае в помощь интернам сотрудниками кафедры разработан интернет-сайт.

Особого внимания заслуживает возможность оптимизации научной работы интернов. Благодаря тому, что на кафедре имеются материально-

технические условия и соответствующая квалификация сотрудников, поступают предложения от отечественных производителей по проведению клинической апробации созданных материалов и аппаратов. Было проведено медицинское испытание препарата “Витафтор”, продолжается сотрудничество с Институтом проблем криобиологии и криомедицины НАН Украины по апробации биопрепаратов для тканевой и клеточной терапии. К этой работе заинтересованно подключаются интерны. В настоящее время на кафедре общей стоматологии ФИПО выполняются 4 научно-исследовательские работы, две из которых - по заказу МЗ Украины.

После окончания очного цикла при подведении итогов определяется рейтинг успеваемости каждого интерна и проводится пробное тестирование с использованием банка тестов “Крок 3”. Проводимый тестовый контроль позволяет объективно оценить уровень подготовки, выживаемость знаний врачей-интернов и сделать заключение об эффективности преподавания всех циклов стоматологии, наметить пути устранения недостатков в процессе обучения. Вопросы оказания стоматологической помощи выносятся на научно-практические

конференции, проводимые для врачей-стоматологов.

Таким образом, представленные материалы свидетельствуют о том, что существующая форма организации обучения врачей-интернов по специальности “Стоматология” является положительным опытом, который, по нашему мнению, может быть полезным в совершенствовании учебной программы, преподавания и овладения практическими навыками у будущих специалистов. Подобная подготовка поможет молодому специалисту найти свое место в структурах практического здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.