Научная статья на тему 'Пути совершенствования образовательной программы на основе исследования профессиональной занятости выпускников'

Пути совершенствования образовательной программы на основе исследования профессиональной занятости выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКАМ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / РЫНОК ТРУДА / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиряева Натальягавриловна

в статье на основе исследования занятости выпускников анализируются направления совершенствования образовательных программ и их адаптация к современным требованиям эффективного управления, к региональному рынку труда, рассматриваются вопросы развития взаимодействия с выпускниками для повышения результативности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования образовательной программы на основе исследования профессиональной занятости выпускников»

Только при гармоничном сочетании этих компонентов можно говорить о межкультурной компетенции личности.

Необходимость комплексного планирования коммуникационной деятельности вуза по развитию международного сотрудничества, а также формированию межкультурной компетентности всех участников образовательного процесса обусловлена требованиями времени и неизбежностью межвузовской международной интеграции. При успешном межкультурном взаимодействии представителей вузовской науки и развитии академической мобильности студентов можно говорить о ведущем положении вузов как центров международного сотрудничества в сфере образования.

Литература

1. Ковалев А.И. Маркетинг высшего образование: коммуникационная концепция: монография / А.И. Ковалев, Н.А. Морозова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. -290 с.

2. Морозова Н.А. Межкультурные аспекты организационной коммуникации // Альманах современной науки и образования. 2010. № 4, с. 183-185.

3. Interkulturelles Management / N. Bergemann, A.L.J. Sourisseaux (Hrsg.) -Heidelberg: Physica - Verlag, 1996. - S. 295.

Н.Г. Чиряева

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

WAYS OF PERFECTION OF EDUCATIONAL PROGRAMS ON THE BASIS

OF RESEARCH OF PROFESSIONAL EMPLOYMENT OF GRADUATES

Аннотация: в статье на основе исследования занятости выпускников анализируются направления совершенствования образовательных программ и их адаптация к современным требованиям эффективного управления, к региональному рынку труда, рассматриваются вопросы развития взаимодействия с выпускниками для повышения результативности образовательного процесса.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, требования к выпускникам, совершенствование образовательной программы, рынок труда, менеджмент.

Abstract: based on research of graduates' employment, this article analyzes directions for improvement of education programs and their adaptation to current requirements of effective management and regional labor markets. The article also considers the issue of development of cooperation with graduates to increase educational process effectiveness.

Keywords: higher education, requirements for graduation, education program improvement, labor market, management.

Анализ трудоустройства выпускников в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» становится обязательным направлением деятельности вуза, предполагающим ориентирование профессионального образования на потребности рынка труда. Показатель, характеризующий трудоустройство выпускников, введен Министерством образования и

© Н.Г. Чиряева, 2013

науки Российской федерации в базовую группу показателей мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования с 2013 года.

Государственная политика в области развития высшего профессионального образования направлена на повышение результативности и эффективности системы российского образования, на оптимизацию подготовки кадров. Но требование подготовки специалистов с высшим образованием в соответствии с потребностями рынка труда в современных условиях далеко не всегда может быть вписано в жесткие схемы и правила.

Для обширной территории России с её крайне неравномерной экономической освоенностью и заселенностью встает проблема территориального трудоустройства. В определенной степени решению проблем обеспечения кадрами социально-экономического развития отдаленных регионов способствует создание федеральных университетов. Но межрегиональные различия в условиях и оплате труда могут помешать осуществлению таких проектов: сохраняется тенденция оттока высококвалифицированных специалистов в экономически наиболее развитые районы с высоким жизненным уровнем и разнообразием форм занятости.

В Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (бывшем Якутском государственном университете (ЯГУ)) выполнено масштабное исследование выпускников очного обучения, получивших диплом с квалификацией менеджера в период с 1996 по 2010 годы. Выпускники 1996 года были первыми выпускниками управленческого профиля в названном университете.

Исследование выпускников было направлено на следующие основные цели:

1. Изучение профессиональной деятельности и карьерного роста.

2. Отраслевое и региональное распределение специалистов.

3. Оценка использования профессиональных знаний в практической деятельности.

4. Совершенствование образовательных программ профессиональной подготовки в Финансово-экономическом институте СВФУ на уровнях бакалавриата и магистратуры в соответствии с потребностями рынка труда;

5. Развитие системы взаимодействия с выпускниками для оказания им поддержки в профессиональном развитии и их участия в подготовке студентов в соответствии с требованиями работодателей и высокими профессиональными стандартами.

Всего в исследовании участвовали 439 выпускников, что составило 96,4% от общего их количества. Большинство выпускников ответили на вопросы исследования, прислав анкеты по электронной почте. Полная информация по анкетам была получена от 398 выпускников, частичная (главным образом о месте проживания) о 41 человеке.

Со многими выпускниками проводились интервью, позволившие получить дополнительную информацию. Закономерно то, что наиболее удовлетворены уровнем и содержанием своего образования выпускники, сумевшие найти подходящую для себя работу по полученной профессии, добившиеся определенных результатов в плане карьерного продвижения или развития собственного бизнеса, имеющие определенные цели и способности.

Статистика свидетельствует о том, что большинство выпускников рассматриваемого университета остаются работать в Республике Саха (Якутии). В то же время выпускники школ Якутии, поступившие в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири и Дальнего Востока, стремятся остаться в регионах, где они получили профессиональное образование. Из исследования выпускников, получивших специальность «Менеджмент организации», выявлено, что 89,1% из них живут и работают в Якутии, причем в столице республики, городе Якутске, 75,1%, в районах -14,0%. Из выпускников, выехавших за пределы республики, в Москве живут 21 человек (4,7%), в других регионах России - 22 выпускника (4,9%), за рубежом - 6 человек (1,3%).

Результаты опроса выпускников показали, что абсолютное большинство из них работает в области «Экономика и управление». Качественный анализ мест трудоустройства отразил сложившуюся ситуацию на рынке труда, при которой выпускники довольно равномерно распределены между различными отраслями и видами деятельности, управленческими структурами и организациями различных форм собственности. Распределение мест работы подготовленных специалистов показывает предпочтительный характер трудоустройства (по убывающей): госслужба и некоммерческие организации (29%), банки, инвестиции, лизинг, финансы, страхование (19%), энергетика и природные ресурсы (12%), торговля (12%), недвижимость, строительство (8%). В остальных отраслях занято от 1 до 3% выпускников.

В результате исследования выявились проблемы, отразившие нехватку рабочих мест (не работают около 7% выпускников) или неспособность выпускников к занятию управленческих должностей. Фактически в первый год после окончания университета управленческие должности занимают только те выпускники, которые работают в семейном бизнесе или сами являются предпринимателями. В группах выпускников со стажем работы до пяти лет в среднем руководители составляют 14,6%, у работающих от пяти до десяти лет - 40,7%, у работающих более десяти лет - 53,6%. Такие цифры свидетельствуют о том, что управленческие знания и умения не применяет в своей трудовой деятельности значительная часть выпускников. Или же применяет их спустя достаточно много лет после получения диплома.

Стремление изменить профессию присутствует отчасти у тех, кто получает или уже получил второе высшее образование (14% от общего количества). 94% получивших второй диплом окончили юридические факультеты. Из тех выпускников, кто работает не по первой полученной специальности, более половины работают юристами (получившие образование в области юриспруденции) или в системе правоохранительных органов. Выпускники со вторым высшим образованием по существу расширили свои возможности и работают главным образом в тех организациях, где предъявляются такие требования (налоговые органы, госслужба) или выполняют работу, требующую дополнительных знаний (заключение хозяйственных договоров, арбитражный суд).

При анализе трудоустройства выпускников Якутского государственного университета следует принимать во внимание тот факт, что его абитуриенты раньше большинства других вузов вошли в новую систему приема: с 2001 года Якутия в числе пяти регионов России участвовала в эксперименте по приему в вузы по результатам сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ). При этом значительная часть абитуриентов ежегодно поступала не на те специальности, на которые они хотели бы поступить, а на те, где сумма их баллов позволяла пройти по конкурсу на бюджетное место. Например, в ЯГУ наиболее престижными специальностями для абитуриентов в группе «Экономика и управление» всегда были «Финансы и кредит» и «Мировая экономика». Соответственно, те из абитуриентов, кто не проходил по конкурсу на перечисленные специальности, могли участвовать в конкурсе (при достаточно высоких баллах) на специальность «Менеджмент организации». Некоторая часть выпускников, возможно случайно поступившая на обучение по указанной специальности, после окончания университета реализовала себя в смежных областях. Они работают экономистами, бухгалтерами, специалистами в различных организациях, кассирами, продавцами. Две последних категории характерны для занятости в первые годы после окончания, когда выпускники приобретают требуемый работодателями опыт работы.

Анализ мест работы выпускников показал, что наибольшее количество из них трудоустроилось в финансовые структуры и на производственные предприятия по итогам обучения на специализациях «Финансовый менеджмент» и «Производственный менеджмент», которые впоследствии были закрыты по решению вуза в связи с сокращением бюджетных мест. Подготовка выпускников без специализаций затрудняет их трудоустройство.

Неготовность некоторых выпускников к работе в сфере управления проявилась в отсутствии у определенной их части управленческих компетенций менеджера [1]: аналитического мышления, ориентации на достижения, инициативы, воздействия и оказания влияния, стремления к развитию других, уверенности в себе, настойчивости, лидерства, умения работать в команде, концептуального мышления и навыков поиска информации, что выявилось из интервью с работодателями.

Выполненное исследование выявило отсутствие прямой связи качества диплома (среднего балла) с профессиональной занятостью и карьерным ростом выпускников: не все отличники стали эффективными менеджерами, тогда как многие выпускники, учившиеся с тройками, стали предпринимателями, успешно проявили себя в различных организациях. Многие выпускники в процессе опроса выразили желание пройти повышение квалификации, дополнительное обучение для повышения эффективности своей деятельности. Выяснилось, что в наибольшей степени стремятся к обучению те из них, кто успешно работает и имеет определенные перспективы роста. В этом отношении благоприятные возможности создаются с развитием образовательных программ магистратуры.

Анализ трудоустройства и профессиональной карьеры выпускников подтвердил необходимость развития в студентах не только стремления к получению знаний, но и формирования определенных профессиональных компетенций. Необходимо отметить, что все выпускники, ответившие на вопросы исследования, обучались в соответствии с образовательными стандартами, не требовавшими приобретения определенных компетенций в качестве результатов обучения.

В новом Федеральном образовательном стандарте среди профессиональных задач, которые должен решать бакалавр по направлению «Менеджмент», отмечаются задачи не только текущей управленческой деятельности, но и задачи стратегического уровня. В связи с этим у студентов возникают закономерные вопросы: а готов ли работодатель принять на работу выпускника вуза для работы по разработке стратегии? Сколько лет надо работать на рядовых должностях, чтобы получить возможность выполнять те виды работ, которые указаны во ФГОС в качестве профессиональных задач выпускника бакалавра? И как приобрести необходимый опыт для способности осуществлять управленческую работу?

Исследования требований руководителей организаций к выпускникам вузов свидетельствуют о том, что работодатели, предъявляют к молодым специалистам многообразные требования и формируют их в основном как обладание новыми знаниями, мобильность, креативность, способность к саморазвитию, ответственность, трудолюбие, коммуникабельность, желание работать на результат и готовность за небольшую оплату выполнять большой объем работы. В то же время работодатели считают, что вузы формируют в студентах неадекватные амбиции, в результате чего выпускники претендуют сразу на руководящие позиции и на право решать стратегические вопросы [2].

Специфика профессиональной подготовки в области менеджмента требует решения принципиальных вопросов содержания образовательных программ и их нацеленности на реализацию полученного образования в процессе последующей работы выпускника. Необходимо обеспечивать заявленные в федеральных образовательных стандартах бакалавриата и магистратуры области и направления профессиональной деятельности выпускников соответствующими возможностями трудоустройства.

В этом отношении важнейшими направлениями реализации компетентностного подхода в подготовке бакалавров являются прохождение практики в различных организациях в целях приобретения опыта решения различных проблем на основе управленческих технологий и разработка практикоориентированных образовательных программ, в которых большое внимание уделяется решению конкретных управленческих задач организаций. При этом образовательная программа должна иметь модульную

структуру, сочетающую теорию с практикой, которую целесообразно проводить в течение учебного семестра, а летний период освободить для работы студента (при соответствующем желании и по фактическим интересам). Особенно важно в условиях ограниченности рабочих мест предоставлять студентам возможности индивидуальной практической подготовки.

С другой стороны, в рассматриваемом регионе необходимо в большей степени ориентировать образовательные программы в области менеджмента на реализацию конкретных управленческих функций в сфере малого и среднего бизнеса, отраслевого управления, повышать значимость образования для успеха в конкуренции.

Для подготовки успешных специалистов необходимо совершенствовать систему приема в вузы, обеспечивать её гибкость. Для зачисления на обучение по управленческим специальностям недостаточно ориентироваться только на баллы ЕГЭ. Следует уделять большое внимание личностным качествам поступающих и их мотивации в выборе профессии, целесообразно проводить психологическое тестирование, рассматривать портфолио. Повышение требований к абитуриентам позволит поднять на более высокий уровень подготовку управленцев и их готовность к результативной работе.

В подготовке менеджеров имеются проблемы, требующие внимательного рассмотрения при формировании образовательных программ не только по направлению «Менеджмент», но и по другим профессиональным группам. Следует отметить, что низкая эффективность управленческой деятельности во многих организациях связана с разрывом в понимании профессиональных задач определенных отраслей и организаций и системой управления в них, с неадекватностью используемых управленческих технологий. Повсеместно наблюдается ситуация, когда неэффективность управления на всех уровнях во многом связана с низким уровнем знаний и управленческих компетенций действующих руководителей. В то же время далеко не все студенты имеют возможности наряду со своей основной профессией овладевать знаниями по управлению в рамках дисциплин по выбору или факультативных дисциплин. Назрела необходимость специальной подготовки преподавателей менеджмента для реализации широкого распространения управленческих знаний для всех направлений подготовки по программам высшего профессионального образования.

Анализ занятости выпускников показал, что определенное их количество выполняет функции, соответствующие уровню среднего профессионального образования: рядовой бухгалтер, кассир-операционист, товаровед, продавец. Такое положение отражает общую ситуацию на рынке труда, когда в стране имеется значительный избыток специалистов с высшим профессиональным образованием при дефиците работников со средним профессиональным образованием и соответствующем наличии рабочих мест.

Вузам необходимо учитывать предстоящее сокращение финансируемого из государственного бюджета сектора высшего профессионального образования вследствие глобальных изменений, экономической целесообразности и необходимости оптимизации расходов федерального бюджета. По оценкам Всемирной организации труда, при сохранении тенденции роста количества рабочих мест с высокой профессиональной квалификацией их удельный вес на европейском рынке труда к 2020 году составит не более 35%, тогда как доля работников со средней квалификацией превысит 50% [3]. Должна происходить адаптация образования и обучения к нуждам новой рыночной экономики.

На наш взгляд, работу по сокращению учебных мест в вузах в пользу развития среднего профессионального образования целесообразно вести путем организации системы колледжей при университетах с приемом в них по традиционной системе, что позволит создать возможности получения профессии прежде всего для тех выпускников школ, кто отказался от сдачи ЕГЭ, а также перераспределить государственные средства в

систему среднего профессионального образования, увеличить финансирование образовательных программ высшего профессионального образования (за счет сокращения сроков обучения в колледжах до 2-3 лет и снижения общей численности студентов на программах ВПО). Развитие образовательных возможностей должно позволить разграничить области эффективного обучения более способных и целеустремленных студентов и той части молодежи, которая заполняет места в вузах без достаточной мотивации к учебе и заинтересованности в её результатах. Необходимо разделить образование по уровням сложности, что позволит отделить более способных от менее способных и тем самым обеспечить развитие способностей студентов в соответствии с их потенциалом.

Международный опыт позволил выдвинуть в качестве важнейшей задачи развития профессионального образования обеспечение его адекватности, значимости и качества. Международной организацией труда подчеркивается необходимость сбора, анализа и распространения достоверной информации об отраслях и профессиях [3]. В этой связи выполненное нами исследование позволяет понять региональную специфику рынка труда для выпускников образовательных программ бакалавриата и магистратуры в области менеджмента и адаптировать к требованиям работодателей содержание подготовки и технологий передачи знаний и профессиональных навыков.

По итогам исследования трудоустройства выпускников СВФУ сделаны определенные выводы и разработаны мероприятия по совершенствованию подготовки студентов в области менеджмента. К важнейшим выводам исследования, помимо уже отмеченных выше, относятся следующие:

• необходимо внедрить разработку образовательных программ на стыке направлений подготовки, что позволит приблизить выпускников к практическим задачам и расширит их профессиональные возможности, позволит принимать более эффективные решения (например, экономист-менеджер, инженер-менеджер);

• целесообразно предоставить студентам дневного обучения по управленческим специальностям более гибкие условия с возможностью проведения занятий в организациях на условиях модульной системы формирования учебных планов и учета региональной специфики;

• следует практиковать объединенное обучение студентов различных направлений подготовки при выборе дисциплин за пределами своего направления на основе согласования учебных планов (прежде всего внутри группы специальностей «Экономика и управление», для углубленной языковой подготовки, в области компьютерных технологий, психологии и др.);

• в сложившихся условиях по направлению «Менеджмент» необходимо увеличивать удельный вес магистерской подготовки, привлекая к обучению выпускников вузов, проявивших интерес и способности к управленческой деятельности независимо от полученного высшего образования;

• эффективное взаимодействие с выпускниками будет достигнуто при условии более тесного взаимодействия и их участия в процессе подготовки студентов путем проведения деловых совещаний по решению проблем, разработки программ повышения управленческой эффективности на практических занятиях для конкретных предприятий и организаций, изучение дисциплин на примере предприятий и путем исследования деятельности организаций, работающих в Якутии.

Исследования профессиональной занятости выпускников необходимо проводить с учетом их статуса, масштабов деятельности, отнесения к определенной отрасли экономики или социальной сферы, чтобы на их основе разработать механизмы приближения профессиональной подготовки к требованиям эффективного управления и обеспечения конкурентоспособности. Изучение опыта таких исследований, проводимых

в НИУ Высшая школа экономики [4], показывает, что разные вузы имеют свою специфику, свои ниши на рынке труда, а также свои ориентиры в разработке образовательных программ и оценке их востребованности. Тем не менее, есть и общие мнения выпускников вне зависимости от вуза и места его нахождения. К таким мнениям относится прежде всего необходимость практикоориентированного обучения и расширения образовательных возможностей в части выбора дисциплин для изучения.

Исследование мнения выпускников о полученном образовании, о степени его применимости в профессиональном и личностном развитии, о возможных направлениях совершенствования образовательных программ позволит обеспечить необходимую обратную связь для соответствия основных образовательных программ в области менеджмента требованиям эффективности управленческой деятельности.

Литература

1. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. - М.: Гиппо, 2010. - 384 с.

2. Малышева А.А., Невраева И.В. Компетенции молодых выпускников вузов глазами работодателей // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. № 8, с. 225-229.

3. Квалифицированная рабочая сила - основа интенсивного, устойчивого и сбалансированного экономического роста. Группа двадцати: стратегии в области профессиональной подготовки кадров [Электр. ресурс]: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/ed_emp/ifp_skills/documents/publication/wcms_158 969.pdf (дата обращения: 30.03.2013).

4. Отчет по исследованию «Мониторинг выпускников НИУ ВШЭ» (выпуск 2011 года, ноябрь 2011 г.) [Электр. ресурс]: http://www.hse.ru/data/2012/05/30/ 1252288159/Отчет_ Выпускники2011года_публиковать.pdf. (дата обращения: 05.02.2013).

Т.А. Воронова Т.Я. Сенкевич

ФОРМИРОВАНИЕ И ДИГНОСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

У СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ

FORMATION AND DIAGNOSIS OF MATHEMATICAL COMPETENCE

OF STUDENTS-MANAGERS

Аннотация: компетентность студентов рассматривается как образовательный результат, выделяется такой вид, как математическая компетентность. Освещаются некоторые результаты исследования по определению понятия «математическая компетенция», приводится определение и структура понятия. Обосновываются виды формирующих и диагностических заданий, направленных на освоение и выявление математической компетентности студентов. Показан опыт сотрудничества и сотворчества студентов и преподавателей по освоению и диагностики разного вида компетенций.

Ключевые слова: образовательный результат, компетенция, компетентность, математическая компетентность, диагностика, компетентностно-ориентированные задачи, ситуационные задачи, контекстные задачи, сотрудничество, сотворчество.

Abstract: students' competence is analyzed in the article as an educational result. Such type as mathematical competence is distinguished by the author. Some results of research aimed

© Т.А. Воронова, Т.Я. Сенкевич, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.