УДК 339.187.62 JELG23 DOI 10.26425/2309-3633-2020-1-27-34
Получено: 25.12.2019 Одобрено: 27.01.2020 Опубликовано: 25.03.2020
Пути совершенствования форм и методов повышения конкурентоспособности лизинговых компаний в России
Тилов Арсен Асланбекович
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация
Актуальность исследования определяется необходимостью теоретического обоснования и разработки предложений по совершенствованию форм и методов повышения конкурентоспособности лизинговых компаний в современных условиях. В этой связи в статье проанализированы проблемы на российском рынке лизинговых услуг и причины их возникновения, определены основные тенденции его развития. Обозначены основные направления повышения конкурентоспособности лизинговых компаний в России и предложены конкретные пути развития этих направлений.
В статье детально рассмотрены и разработаны предложения по совершенствованию функциональной структуры управления лизинговыми компаниями, оптимизации способов финансирования их деятельности, совершенствованию ценовой политики. Рассмотрены возможности внедрения и развития риск-менеджмента, расширения ассортимента лизинговых услуг. Отдельным аспектом выделены и рассмотрены вопросы, связанные с государственной поддержкой отрасли лизинговой деятельности.
Особо выделена часть рисков лизинговых компаний, связанных с деятельностью организации лизингополучателя. К таковым отнесены риски неуплаты или несвоевременной уплаты лизинговых платежей, невозврата предмета лизинга, риск неплатежеспособности лизингополучателя. И в связи с этим определены пути снижения указанных рисков путем проведения комплексного анализа потенциала лизингополучателя с точки зрения реализации планируемого проекта с использованием всех возможных методов и инструментов финансового анализа.
Методологической основой послужили современные научные методы исследований, в числе которых: метод системного анализа, методы аналогий, сравнительного анализа, экспертные методы, рейтинговый анализ, структурно-функциональный и нормативный подходы.
Результатом исследования явились конкретные формы и методы повышения конкурентоспособности лизинговых компаний, повышения эффективности их деятельности.
Ключевые слова: лизинг, лизинговая компания, лизинговые услуги, конкурентоспособность, финансирование деятельности, финансовые риски.
Цитирование: Тилов А.А. Пути совершенствования форм и методов повышения конкурентоспособности лизинговых компаний в России//Управление. 2020. № 1. С. 27-34.
© Тилов А.А., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)
JELG23 DOI 10.26425/2309-3633-2020-1-27-34
Received: 25.12.2019 Approved: 27.01.2020 Published: 25.03.2020
Ways to improve the forms and methods of increasing the competitiveness of leasing companies in Russia
Tilov Arsen
Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Abstract
The relevance of the study is determined by the need for a theoretical justification and development of proposals to improve the forms and methods of increasing the competitiveness of leasing companies in the current environment. In this regard, the problems in the Russian leasing services market and the causes of their occurrence have been analyzed in the article, the main trends of its development have been defined. The main areas of increasing the competitiveness of leasing companies in Russia have been designated and specific ways of development of these areas are proposed. The proposals to improve the functional management structure of leasing companies, to optimize the way they finance their activities, to improve price policy, have been considered in detail and developed in the article. Opportunities for implementation and development of risk management, expansion of the range of leasing services have been reviewed. Issues related to the state support of the leasing industry have been highlighted and considered by a separate aspect.
Some of the risks of leasing companies associated with the activities of the leasing recipient organization especially have been highlighted. These include the risks of non-payment or late payment of lease payments, non-return of the leasing item, the risk of insolvency of the leasing recipient. And in this regard, ways of reducing these risks by conducting a comprehensive analysis of the leasing capacity in terms of the implementation of the planned project using all possible methods and tools of financial analysis have been determined.
The methodological basis for this paper were modern scientific methods of research, including: the method of system analysis, methods of analogies, comparative analysis, expert methods, rating analysis, structural-functional and regulatory approaches.
The results of the study were specific forms and methods to increase the competitiveness of leasing companies and improve their efficiency.
Keywords: leasing, leasing company, leasing services, competitiveness, financing activities, financial risks.
For citation: Tilov A.A. Ways to improve the forms and methods of increasing the competitiveness of leasing companies in Russia (2020) Upravlenie, 8 (1), pp. 27-34. doi: 10.26425/2309-3633-2020-1-27-34
© The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)
Лизинг в настоящее время является высокоэффективным способом финансирования деятельности предприятия. Российский лизинг на сегодняшний день достиг достаточно высокого уровня развития, выделившись и развиваясь как самостоятельная отрасль бизнеса. Согласно результатам анализа, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА», лизинговый рынок второй год подряд продолжает демонстрировать рекордные объемы. По данным исследования, объем рынка лизинга за 2018 г. достиг 1,34 трлн руб. [7]. На рынке лизинговых услуг успешно функционирует множество компаний с различной организационной структурой, отраслевой специализацией. Сегодня лизинг является одним из наиболее востребованных способов финансирования предпринимательской деятельности [2]. Но при всем при этом в ходе своей деятельности субъекты лизинговых отношений испытывают влияние различных проблем. К числу таковых можно отнести проблемы, связанные с ограниченной возможностью привлечения источников финансирования деятельности лизинговых компаний, повышением стоимости заемных средств для небольших компаний, невысокой информационной прозрачностью данного сегмента финансового рынка и недостаточной эффективностью взаимодействия с контрагентами. Напряженная политическая и экономическая ситуация в целом способна поставить договоры по международному лизингу под угрозу. Тенденция к повышению налогов со стороны государства также не будет способствовать развитию лизинга.
На современном этапе в России стали достаточно заметны тенденции, которые будут определять развитие рынка лизинга в ближайшие годы.
Первой из них прослеживается тенденция укрупнения лизинговых компаний.
В качестве второй заметной тенденции развития лизинговых услуг можно выделить то, что предложения лизинговых компаний будут становиться все более дифференцированными. Лизингодатели будут стараться предложить лизингополучателю более удобные варианты условий лизинговых платежей в части их периодичности, размеров и сроков выплат. Опыт мировых лидеров рынка, например, Германии, показывает повышение популярности в этой части так называемого шахматного договора лизинга, характерного для того случая, когда бизнес лизингополучателя является сезонным.
Следующей тенденцией развития рынка лизинга в России с высокой долей вероятности будет рост популярности лизинга высокотехнологичного инновационного оборудования. Данный вид лизинга всегда считался у лизинговых компаний высокорисковым.
Объясняется это тем, что в случае прекращения лизинговых платежей и изъятия объекта лизинга в пользу лизингодателя, последнему будет достаточно сложно найти нового клиента на вторичном рынке из-за уникальности объекта и его редкости. Однако, дальнейшее развитие высокотехнологичного производства и повышение спроса на его продукцию создает все большую потребность в таком оборудовании. Лизинговым компаниям придется прибегать к более активным действиям на этом рынке и принятию подобных рисков на себя.
Еще одна тенденция заключается в том, что все большее количество непосредственно производителей оборудования и техники будут прибегать к созданию дочерних лизинговых компаний. Рост популярности лизинга, как вида инвестиционной деятельности, способствует этому. Во-первых, это дает им возможность расширить сферу сбыта продукции, увеличить количество клиентов. Во-вторых, лизинг является достаточно привлекательной формой инвестирования из-за того, что риск невозврата инвестированных средств сведен к минимуму. С развитием реального сектора производства в России эта тенденция будет нарастать.
Однако, для реализации этих прогнозов, скорее всего, понадобятся стимулирующие действия правительства по поддержке как непосредственно лизинговых компаний, так и ведущих отраслей промышленности, обеспечивающих большое количество лизинговых сделок. Разумная политика банков в области предоставления финансирования лизинговым компаниям в виде кредитных линий и дальнейшее продвижение компаниями-производителями сдачи своей продукции в лизинг также будут способствовать реализации указанных прогнозов.
В связи с выше определенными тенденциями очевидным становится будущее повышение конкурентной борьбы на рынке лизинговых услуг. Это влечет за собой необходимость совершенствования форм и методов повышения конкурентоспособности лизинговых компаний.
Для нормального функционирования деятельности лизинговым компаниям необходимо обеспечить стабильное финансирование и возможность приобретать имущество широкой номенклатуры, стремиться минимизировать финансовые и имущественные риски. Этим необходимо руководствоваться при планировании деятельности лизинговой компании [3].
Говоря о конкурентоспособности необходимо отметить, что формы и методы ее повышения взаимно переплетены. Зачастую исходя из метода формируются определенные формы его реализации. В качестве основных методов повышения
конкурентоспособности лизинговых компаний можно выделить следующие: совершенствование функциональной структуры управления; оптимизация способов финансирования деятельности; совершенствование ценовой политики; внедрение и развитие риск-менеджмента; расширение ассортимента услуг; создание оптимальной системы государственной поддержки.
Метод совершенствования функциональной структуры управления влечет за собой такие формы реализации, как создание аналитического отдела, центров финансовой ответственности, финансового учета, затрат и других структурных подразделений. На оптимизацию способов финансирования деятельности направлено применение таких нетрадиционных форм, как факторинговые операции, секьюритизация активов, вексельное финансирование. Совершенствование ценовой политики, как метод повышения конкурентоспособности, может сопровождаться применением таких форм, как учетная политика, налоговая политика, стратегия выплат лизинговых платежей. Метод внедрения и развития риск-менеджмента в лизинговой компании характеризуется такими формами повышения ее конкурентоспособности, как классификация и систематизация рисков, диверсификация лизингового портфеля, страхование. Следующий метод — расширение ассортимента услуг. Формами его реализации можно считать новые виды лизинга, такие как возвратный лизинг, возобновляемый лизинг, лизинг «в пакете», генеральный лизинг, револьверный лизинг и т. д. И последним методом повышения конкурентоспособности нами выделено создание оптимальной системы государственной поддержки. К формам его реализации можно отнести льготное кредитование лизингодателей, субсидирование лизинговых платежей, льготный лизинг, государственную гарантию.
Рассмотрим подробнее указанные формы и методы повышения конкурентоспособности лизинговых компаний, возможности и направления их применения.
Формирование эффективной организационной структуры лизинговой компании является залогом ее успешной деятельности. Анализ деятельности лизинговых компаний выявил, что многие из них не занимаются прогнозированием путей развития лизинговых услуг, анализом возможных последствий тех или иных решений и действий. Под этот функционал должен быть сформирован аналитический отдел. Специалисты этого отдела должны проводить регулярный мониторинг рынка лизинговых услуг, оценку отдельно взятых сделок, давать рекомендации
по расширению продуктовой линейки и эффективных направлений деятельности.
Четко определенными целями и задачами деятельности должны руководствоваться лизинговые компании при формировании структуры функционирования. Специалисты компании должны обладать навыками эффективного управления бизнес-процессами, оценки имущества, анализа кредитоспособности, инвестиционного анализа. Лизинговой компании необходимо осуществлять эффективное взаимодействие с производителями и поставщиками имущества, а также лизингополучателями, страховыми компаниями и коммерческими банками. Данный функционал также должен быть четко формализован и привязан к определенным исполнителям и подразделениям компании.
Отдельным блоком должно быть выделено финансовое планирование. Определением центров финансовой ответственности (ЦФО), центров финансового учета (ЦФУ), применением современных методов финансового учета и планирования, таких как бюджетирование и т. п., должно быть также занято отдельное подразделение. Невозможно говорить об успешной деятельности лизинговой компании, если не разрабатываются цели стратегического развития и система мер для их достижения.
Следовательно, такие факторы, как четкое це-леполагание, формирование рациональной организационной структуры с определением конкретных функций и задач каждого подразделения, эффективное планирование с учетом изменений на финансовых рынках, рынке лизинговых услуг и экономической политики государства повышают конкурентоспособность, устойчивость к изменяющимся условиям хозяйствования.
Говоря о систематизации способов финансирования деятельности лизингодателя, необходимо отметить, что она должна предполагать использование доступных источников финансирования в достаточном размере с наименьшей стоимостью и минимальными рисками. Для разработки стратегии финансирования необходимо провести анализ и оценку используемых источников финансирования, сгруппировать и ранжировать их.
На сегодняшний день сформировался следующий перечень способов финансирования лизинговой деятельности:
• увеличение уставного капитала;
• кредиты банков;
• денежные кредиты небанковских организаций;
• коммерческие кредиты продавцов;
• факторинговое финансирование;
• секьюритизация лизинговых активов;
• вексельное финансирование;
• создание дочерних организаций — лизингодателей [4].
Помимо указанных источников можно говорить и о собственных средствах лизинговых компаний, на которые приходится порядка 15—16 % от общих источников финансирования [7]. При наличии и возможности лизинговые компании стараются активно использовать собственные средства для финансирования сделок.
Чаще всего в качестве источника финансирования лизинговые компании используют банковские кредиты. На сегодняшний день их доля составляет более половины от всей совокупности источников финансирования. Но периодически из-за их дороговизны, сложности и растянутости во времени процедуры получения лизинговым компаниям приходится вносить коррективы в формирование стратегии финансирования. Становится актуальной для лизинговых компаний необходимость разрабатывать альтернативные виды привлечения денежных средств для осуществления деятельности. Это позитивно отразится на повышении конкурентоспособности лизинговых компаний. Способность лизинговых компаний привлекать разнообразные источники финансирования на выходе даст оптимизацию стоимости, сроков и, в конечном итоге, повышение эффективности лизинговых сделок.
Следующим методом повышения конкурентоспособности лизинговых компаний необходимо определить совершенствование ценообразования лизинговых услуг. С целью снижения затратной части и, как следствие, стоимости лизинговой услуги лизинговым компаниям целесообразно активнее привлекать финансирование инвестиционных банков, иностранных финансовых компаний, частных инвесторов. Это даст возможность повысить финансовую устойчивость и уровень конкурентоспособности лизингодателей. Стоимость лизинговой услуги напрямую зависит от условий финансирования лизингового проекта. Поэтому применение более дешевых и доступных способов финансирования, описанных выше, сделает более интересными условия лизинговой компании для лизингополучателей с вытекающими отсюда последствиями.
Другим фактором, влияющим на стоимость лизинговой услуги, является грамотная учетная и налоговая политика в компании. Оптимизация налогообложения отразится на себестоимости услуги. Выбор стратегии выплат лизинговых платежей — прогрессивной, регрессивной или равномерной — также влияет на конечную приведенную стоимость лизинговой услуги.
С целью достижения эффективной деятельности лизинговым компаниям особое внимание необходимо уделять управлению рисками. Эффективный риск-менеджмент является залогом стабильности и гарантированного роста конкурентоспособности. Говоря о рисках в лизинговой деятельности, можно выделить классификацию по субъектам лизинговых отношений, в частности лизингодателя, лизингополучателя и финансирующего банка. Эти виды рисков взаимосвязаны между собой — изменения структуры рисков у одного из субъектов влечет изменения у остальных. Выявлять и систематизировать риски необходимо уже на стадии подготовки и обоснования сделки. Предупредительные мероприятия, направленные на снижение рисков, дадут возможность избежать части негативных последствий.
В лизинговых сделках особняком стоят имущественные риски, обусловленные правом собственности. К таковым относят риски случайной гибели или утраты предмета лизинга вследствие различных обстоятельств.
Исходя из практики и опыта можно утверждать, что наиболее эффективным способом снижения имущественных рисков является страхование объектов лизинга [1].
На сегодняшний день в 95 % от общего количества сделок лизинговое имущество застраховано от рисков хищения, полной гибели и утраты. Несмотря на это, показатели по потерям лизингодателей от повреждения или утраты имущества довольно значительны.
Диверсификация рисков, оптимальное их распределение между участниками лизинговой сделки позволит минимизировать в последствии риски лизинговой компании. При этом надо учитывать финансовое положение лизингополучателя, чтобы данные действия не повысили риск его неплатежеспособности.
Важными инструментами снижения рисков в лизинговых сделках также могут выступать обеспечительные меры со стороны государства и банковские гарантии. Опыт их применения в российской практике уже имеется. Однако воспользоваться подобными обеспечительными мерами могут далеко не все лизинговые компании. И в связи с этим приходится прибегать к дополнительным способам обеспечения, несмотря на то, что интересы лизингодателя защищены правом собственности на предмет лизинга.
Исходя из специфики лизинговой деятельности и на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что основная часть рисков связана с деятельностью организации-лизингополучателя. Лизинговая компания сталкивается с рисками неуплаты или несвоевременной
уплаты лизинговых платежей, невозврата предмета лизинга, неплатежеспособности.
Здесь необходимо отметить, что наиболее действенным и эффективным методом снижения этих рисков является предварительная оценка финансового состояния лизингополучателя. Важно отметить, что для достижения эффективных результатов деятельности лизинговым компаниям необходим комплексный анализ потенциала лизингополучателя с точки зрения реализации планируемого проекта. Анализ должен сопровождаться расчетом показателей, направленных на определение доли на рынке, финансового положения, наличия имущества в собственности, степени эффективности системы управления, а также показателей инвестиционного анализа, таких как срок окупаемости и внутренняя норма доходности проекта.
Лизингодатель должен уделять внимание диверсификации лизингового портфеля. Ее необходимо осуществлять и по географическим сегментам. Оптимизация состава поставщиков лизингового имущества также является важной составляющей минимизации рисков лизинговой компании.
В процессе управления деятельностью лизинговой компании необходим постоянный мониторинг изменений во внешней среде, оценка и выявление факторов, влияющих на конкурентоспособность и дающих новые возможности для развития лизинговых отношений. С целью поддержания конкурентоспособности лизинговой компании необходимо планировать свою деятельность с учетом потенциальных изменений и возможных последствий от них.
Следующим методом повышения конкурентоспособности лизинговых компаний является расширение перечня предлагаемых услуг и разработка для клиента дополнительного сервиса. Предложение клиенту дополнительных услуг позволит укрепить позиции лизинговой компании на рынке и привлечь дополнительных клиентов. Дополнительный пакет услуг может быть связан с техническим и сервисным обслуживанием, юридическим сопровождением, консультационными услугами, страхованием и т. д. Помимо дополнительных услуг лизингодатель может предлагать новые виды лизинга. В международной практике применяются такие виды лизинга, как возобновляемый лизинг, генеральный лизинг, комплексный лизинг [5]. Также можно говорить о лизинге предприятий в целом с имущественным комплексом, оборудованием, сопроводительным документальным и программным обеспечением, то есть «под ключ». Применение международного опыта в этой части позволит лизинговым компаниям расширить линейку лизинговых услуг.
Как было отмечено выше, уже просматривается тенденция к укрупнению бизнеса. В новейшей истории есть практика поглощения компаний, равноправного объединения в ассоциации. Объединения лизинговых компаний на добровольных началах в виде ассоциаций, саморегулируемых организаций способствуют дальнейшему развитию лизинговой отрасли, повышению конкурентоспособности этого сегмента в целом. Примером такого объединения в России на сегодняшний день может служить Ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг», Объединенная лизинговая ассоциация. Совместная деятельность в рамках подобных объединений дает возможность расширенного применения различных видов финансовых ресурсов. Лизинговые компании получают более значимые результаты, чем от деятельности по отдельности.
Заключительным методом повышения конкурентоспособности лизинговых компаний нами выделено создание оптимальной системы государственной поддержки.
Для создания эффективной системы государственной поддержки рынка лизинговых услуг России необходимо четко определить основные направления дальнейшего развития лизинговой отрасли и адресной поддержки ее участников. И здесь необходимо направить усилия государства на поддержку как лизингодателей, так и лизингополучателей, прямое их финансирование и предоставление им государственных гарантий.
Поддержка государством лизингополучателей должна способствовать решению крупных инфраструктурных проблем экономики, сделать лизинговую услугу более доступной для малого и среднего бизнеса.
Возмещение государством в виде субсидий части лизинговых платежей компаниям, приобретающим произведенное в России новое технологическое оборудование, ориентированных на внедрение инноваций и создание новых производств, дало бы импульс в развитии реального сектора экономики. Особую актуальность данные действия приобретают в условиях экономических санкций в отношении России.
Положительным опытом на сегодняшний день является осуществление Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее — Минпромторг России) частичного возмещения из федерального бюджета затрат, связанных с финансовой арендой (лизингом) производственных активов. Льготный лизинг возможен для бизнеса, активность которого проявляется в таких сферах хозяйствования, как сельскохозяйственное производство, спортивная
индустрия, жилищно-коммунальное хозяйство, легкая промышленность, дорожное строительство и другие виды деятельности, имеющие важное социально-экономическое значение. Субсидия Мин-промторга России может быть сразу израсходована на оплату аванса или использоваться как ежемесячная скидка на лизинговые платежи.
Льготная программа лизинга автомобильных средств выражается в том, что желающим участвовать в льготном лизинге Минпромторг России предлагает список автомобилей, подпадающих под его условия. При этом помимо отечественных машин, субсидия на лизинг распространяется и на иномарки, если их сборка осуществляется на российских заводах.
Таким образом, субсидирование лизинга состоит в предоставлении скидок на выплаты по условиям лизинга. Льготные условия предусмотрены для юридических лиц, приобретающих отечественную технику и оборудование, изготовленное на территории России. Претендовать на получение лизинговой субсидии может любое предприятие. Преимущества имеют те из них, которые работают в приоритетных хозяйственных направлениях [6].
Создание предпосылок к снижению административного давления на лизинговые компании, совершенствованию нормативной и законодательной базы, регулирующих лизинговую деятельность, является важным направлением государственного регулирования лизинговых отношений. Немаловажными также являются действия, направленные на обеспечение прозрачных условий для участников лизинговых отношений, повышение доверия между участниками лизингового рынка. Все эти меры будут способствовать развитию лизинговой отрасли в целом.
В рамках совершенствования законодательной базы лизинговых отношений важным направлением является упрощение процедуры изъятия предмета лизинга при нарушении лизингополучателем условий договора. В российской практике данная процедура сопровождается судебными разбирательствами, что негативно влияет на инвестиционную привлекательность лизинговой деятельности. Принятие дополнительных мер по повышению ответственности лизингополучателя за невозврат лизингового имущества также будет к месту.
Формирование базы лизингополучателей, связанных с мошенническими действиями, бюро кредитных историй в части лизинговой деятельности и меры государства по повышению прозрачности лизинговых отношений могут существенно повлиять на динамику развития рынка лизинговых услуг.
Помимо субсидий лизингополучателю меры государственной поддержки могут осуществляться и в адрес лизинговых компаний. Они могут выражаться в виде прямого государственного финансирования или погашения части процентов по привлеченным лизингодателями кредитам с целью обеспечения лизингодателей необходимыми финансовыми ресурсами, если речь идет о крупномасштабных проектах, имеющих важное значение для национальной экономики.
Применение вышеуказанных рекомендаций позволит прогнозировать изменения на рынке лизинговых услуг России и обеспечит в будущем его стабильное развитие.
Библиографический список
1. Алуханян, А. А. Особенности страхования лизинговых сделок на российском рынке финансовых услуг // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 1-2. С. 60-63.
2. Газман, В. Д. Неординарный лизинг. Учебное пособие для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2014. 527 с.
3. Ковалев, В. В. Лизинг: финансовые, учетно-аналити-ческие и правовые аспекты. М.: Проспект, 2015. 445 с.
4. Тилов, А. А. Основы лизинга. М.: ГУУ. 2016. 65 с.
5. Володин, А. А. и др. Управление финансами. Финансы предприятий: учебник / Под ред. А. А. Володина. 3-е изд. М.: Инфра-М, 2014. 364 с. + Доп.материалы. (Высшее образование: Бакалавриат) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://new.znanium.com/ read?pid=405633 (дата обращения: 24.12.2019)
References
1. Alukhanyan A. A. Osobennosti strakhovaniya lizingovykh sdelok na rossiiskom rynke finansovykh uslug [Features of insurance of leasing transactions at the Russian financial services market], Terra Economicus, 2013, vol. 11, no. 1-2, pp. 60—63.
2. Gazman V. D. Neordinarnyi lizing. Uchebnoe posobie dlya vuzov [Extraordinary leasing. Educational manual for universities], Moscow, GU VShE, 2014, 527 p.
3. Kovalev V. V. Lizing: finansovye, uchetno-analiticheskie i pravovye aspekty [Leasing: financial, accounting and analysis and legal aspects], Moscow, Prospekt, 2015, 445 p.
4. Tilov A. A. Osnovy lizinga [Fundamentals of leasing], Moscow, GUU, 2016, 65 p.
5. Volodin A. A. Upravlenie finansami. Finansy predpiyatii: uchebnik [Financialmanagement. The Finance of the enterprises:
6. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/ (дата обращения 24.l2.2019).
7. Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2018 года: консолидация в действии // Эксперт РА [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/ leasing/9m2018 (дата обращения: 24.l2.20l9).
a text book], pod red. A. A. Volodina, 3-e izd., Moscow, In-fra-M, 2014, 364 p. + Dop. materialy. (Vysshee obrazovanie: Bakalavriat). Available at: https://new.znanium.com/ read?pid=405633 (accessed 24.12.2019).
6. Ofitsial'nyi sait Ministerstva promyshlennosti i torgovli Rossiiskoi Federatsii [ Official website of Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation]. Available at:http:// minpromtorg.gov.EN/ (accessed 24.15.2019).
7. Rynok lizinga po itogam 9 mesyatsev 2018 goda: konsoli-datsiya v deistvii [Leasing market by the results of 9 months 2018:consolidation in action], Expert. Reitingovoe agentstvo [Expert Rating Agency]. Available at: https://raexpert.ru/ researches/leasing/9m2018 (accessed 24.12.2019).