Научная статья на тему 'Пути совершенствования деятельности предприятий хлебобулочного производства по результатам маркетингового исследования'

Пути совершенствования деятельности предприятий хлебобулочного производства по результатам маркетингового исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1471
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ОПРОС / РЫНОК ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильченко Ирина Анатольевна

Проведено маркетинговое исследование мнения индивидуальных и оптовых потребителей о качестве и ассортименте хлебобулочной продукции крупного городского производителя, ее преимуществах и недостатках по сравнению с продукцией конкурентов. Установлено, что наибольшим спросом у индивидуальных и оптовых потребителей пользуются хлебные изделия, затем булочные изделия, бараночные и кондитерские изделия, высокие средние оценки получили качество продукции, ассортимент и ее доступность. Проанализированы особенности деятельности данного предприятия и предложены пути ее совершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильченко Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования деятельности предприятий хлебобулочного производства по результатам маркетингового исследования»

И.А. ИЛЬЧЕНКО

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОБУЛОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведено маркетинговое исследование мнения индивидуальных и оптовых потребителей о качестве и ассортименте хлебобулочной продукции крупного городского производителя, ее преимуществах и недостатках по сравнению с продукцией конкурентов. Установлено, что наибольшим спросом у индивидуальных и оптовых потребите-

лей пользуются хлебные изделия, затем булочные изделия, бараночные и кондитерские изделия, высокие средние оценки получили качество продукции, ассортимент и ее доступность. Проанализированы особенности деятельности данного предприятия и предложены пути ее совершенствования.

Маркетинговое исследование, опрос, рынокхлеба и хлебобулочных изделий.

Хлеб и хлебобулочные изделия относятся к товарам первой необходимости и традиционно являются одним из основных видов продуктов питания в рационе большинства россиян, поэтому бесперебойное обеспечение населения качественной хлебопекарной продукцией представляет важную задачу органов государственного, регионального и муниципального управления. Важным акцентом этой проблемы является производство отечественных хлебобулочных продуктов с целью удовлетворения потребностей питания населения как условие сокращения объемов поставок импортной продукции и независимости внутреннего продуктового рынка от экономических коллизий других государств постсоветского пространства и др. Действительно, основные виды сырья производятся отечес твенными производителями, которые обладают необходим ыми мощностями для удовлетворения спроса хлебопекарной промышленности, а цены на это сырье могут регулироваться государством [1; 2]. В то же время увеличение количества предприятий и компаний в хлебопекарной отрасли на продовольственном рынке отдельных муниципальных образований приводит не только к расширению ассортимента хлебобулочной продукции в торговых точках, но и к увеличению конкуренции между ее производителями. С другой стороны, низкая эффективность хлебопекарного производства, обусловленная ростом тарифов на энергоносители, износом оборудования, подорожание муки и дополнительного сырья, сдерживают рас -ширение объемов и ассортимента выпускаемой продукции [1; 2], что приводит к банкротству местных предприятий и появлению на муниципальном рынке продукции иногородних поставщиков.

В частности, в Таганроге треть рынка хлебобулочной изделий (32,4%) принадлежит ООО «Хлебозавод Юг-Руси» (г. Ростов-на-Дону) и ИП «Элара» (ООО «Аютинский хлебозавод», г. Шахты). Потребитель не только оплачивает транспортные издержки внешних поставщиков продукции, но и подвержен угрозе остаться без товара повседневного спроса в случае проблем с доставкой товара. Так, имевшие место перебои с хлебом в конце января 2014 г. из-за снежных заносов на трассе ростовского направления подчеркнули необходимость наличия в городе собственного надежного крупного производителя хлебных изде-

лий, чтобы гарантировать населению бесперебойное снабжение этими продуктами.

Цель данной работы заключалась в изучении мнения потребителей о продукции ООО «Каравай-Юг» (г. Таганрог) и выработке рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия. Объектом исследования является продукция данного предприятия, предмет исследования - факторы, которыми руководствуются покупатели при выборе хлебобулочных изделий в пользу данной продукции.

Предприятие ООО «Каравай-Юг» выпекает хлеб и хлебобулочные изделия, используя только традиционные технологии и натуральное сырье (дрожжи, ржаные закваски и т.п.), и обеспечивает 24% потребностей таганрожцев в данном виде товаров повседневного спроса. Производство хлеба составляет более 19 тв сутки [3], что позволяет отнести его к крупным предприятиям хлебопечения [4]. За последние пять лет производство хлебных изделий сократилось примерно на 7%, общее производство батонных изделий увеличилось в среднем на 6%, для группы булочных изделий наблюдалось значительное уменьшение объемов выпуска продукции - почти на 33%. Приведенные данные можно объяснить как тенденцией уменьшения потребления населением хлеба и хлебобулочных изделий [3], так и оттоком потребителей к конкурентам.

Ассортимент выпускаемой продукции данного предприятия в настоящее время включает свыше 10 наименований хлебных изделий (3 вида батонов, 6 видов формового хлеба, 2 вида подового хлеба, 2 вида цельнозернового хлеба), 15 наименований булочных изделий, 3 наименования бараночных изделий и более 40 наименований кондитерских изделий (7 наименований кексовых изделий, 7 наименований изделий группы «Восточные сладости», 8 наименований печенья, 5 наименований мучных кондитерских изделий, 10 наименований пирожных, 4 наименования рулетов, 14 наименований тортов) [3]. Анализ степени загруженности имеющихся производственных мощностей показал наличие свободных мощностей, при загрузке которых предприятие способно выпекать до 40 т хлеба в сутки. Следовательно, при получении заказов на продукцию ООО «Каравай-Юг» может обеспечить их выпуском продукции как по объему, так и по ассортименту, и таким

образом увеличить долю своего присутствия на рынке хлебобулочной продукции г. Таганрога. Наличие на рынке предложения продукции от местного производителя в достаточных количествах может привести к тому, что городские магазины и магазины пригородных сельских поселений могут сократить размеры заказов на аналогичную продукцию от иногородних поставщиков и в перспективе отказаться от них, т.к. это сокращает затраты на доставку товара и снижает риск нарушения сроков поставок вследствие неблагоприятных погодных условий или нарушения графика движения транспорта на автотрассах. В свою очередь, получение заказов приведет к созданию на предприятии дополнительных рабочих мест, что также благоприятно скажется на занятости трудоспособного населения города. Таким образом, изучение потребительского спроса на продукцию ООО «Каравай-Юг» и его учет при разработке мероприятий по совершенствованию деятельности данного предприятия имеет практическую ценность.

В маркетинговом исследовании мнения потребителей хлебобулочной продукции ООО «Каравай-Юг» был использован метод анкетирования путем проведения опроса розничных потребителей и оптовых покупателей продукции данного предприятия [5; 6]. В анкетировании, проведенном в марте-апреле 2015г., приняли участие 50 индивидуальных потребителей и 15 представителей точек розничной торговли. Опрос респондентов проводился по анкете, в которой предлагалось оценить работу предприятия, отдельные показатели качества продукции и спектр наиболее востребованных ее видов, выявить частоту приобретения (заказа) продукции и т.д. Кроме того, предлагалось сообщить такие сведения о себе, как возраст, пол, семейное положение, социальное положение, среднемесячный доход на одного члена семьи, объем заказа за неделю, длительность работы с данным предприятием и т.п. Разработка анкеты, проведение анкетирования и обработка его результатов были выполнены по методикам [7].

Характеристики выборки индивидуальных потребителей :

г)

а)

б)

в)

по полу - мужчины (23,3%), женщины (76,7%); по возрасту - лица в возрасте от 20 до 30 лет -30%; 30-40 лет - 6,6%; 40-50 лет - 40%; свыше 50 лет - 23,4%;

по социальному статусу - рабочие (51,5%), служащие (9,1%), студенты (9,1%), домохозяйки (9,1%), пенсионеры (21,2%);

Д)

е)

по семейному положению - одинокие люди (20%), семьи из двух человек без детей (30%), семьи с 1-2 детьми (43,3%), семьи с 3 и более детьми (6,7%);

по среднемесячному доходу на 1 чел. - от 5 до 10 тыс. руб. (46,0%), от 10 до 15 тыс. руб. (50%), свыше 15 тыс. руб. (26,7%); по образованию - высшее образование (33,3%), неоконченное высшее (13,3%), среднее (53,4%). В результате проведенного исследования оказалось, что наиболее востребованной позицией продукции ООО «Каравай-Юг» являются хлебные изделия (66,7%). Далее интересы распределились так: булочные изделия (19,4%), бараночные изделия (8,3%), кондитерские изделия (5,6%) (рис.1). Потребители покупают продукцию данного предприятия преимущественно каждый день (30%) или через день (33,3%), раз в неделю (20,0%), крайне редко (16,7%). Чаще всего потребители приобретают продукцию в продуктовых магазинах (54,8%), на городских рынках (25,9%), в фирменных ларьках (19,3%). Следует отметить, что супермаркеты не принимают на реализацию продукцию данного предприятия вследствие отсутствия герметичной упаковки. На вопрос о необходимости введения новых видов продукции все опрошенные ответили отрицательно.

80 60 40 20 0

19,4

8,3

5,6

V

хлеб, батоны

булочки баранки

конд. изделия

Рис. 1. Мнение респондентов (индивидуальных потребителей) о предпочитаемых видах продукции ООО «Каравай-Юг» Результаты изучения мнения потребителей отно-стельно их удовлетворенности характеристиками продукции ООО «Каравай-Юг» представлены в табл.1. Для сравнения полученных результатов был рассчитан средний балл каждой характеристики как средневзвешенное арифметическое [8]. Качество продукции, ее ассортимент и доступность получили высокие средние оценки: 4,469-4,867 балла, тогда как цена и упаковка получили менее высокие значения - соответственно 3,736 и 4,202 балла.

Таблица 1

Уровень удовлетворенности индивидуальных потребителей характеристиками продукции _ООО «Каравай-Юг»_

Характеристики продукции Баллы,% Средний балл

1 2 3 4 5

Качество продукции - - 3,3 33,3 63,4 4,601

Ассортимент продукции - - - 13,3 86,7 4,867

Доступность товара потребителю - 3,3 13,3 16,6 66,8 4,469

Цена 3,3 13,3 20 33,3 30,1 3,736

Упаковка 3,3 10 10 16,6 60,1 4,202

В числе преимуществ ООО «Каравай-Юг» были названы (рис. 2): широкий ассортимент продукции -30,7%, высокое качество - 43,5%, доступность товаров потребителю - 25,8%, а в числе недостатков оказались высокие цены - 50,0%, недостаточная доступность товаров потребителю - 12,5%, малый ассортимент продукции - 3,1%, низкое качество -3,1%, отсутствие упаковки - 3,1% (рш. 3). 28,2% опрошенных не обнаружили у продукции этого предприятия недостатков. Для большинства индивидуальных потребителей хлебной продукции важным фактором, влияющим на выбор той или иной марки, выступает качество, а одним из показателей качества является свежесть, сохранение которой в значительной степени определяется упаковкой. Ранее другими исследователями рынка хлебобулочной продукции отмечалось [9; 10], что фирменная упаковка положительно воспринимается индивидуальными покупателями со средним и высоким доходом. Кроме того, в настоящее время наблюдается расширение ассортимента практически во всех сегментах спектра хлебобулочных изделий, и для идентификации своей продукции в магазинах предприятия начали уделять внимание оформлению упаковки. Поэтому разработка и использование добротной фирменной упаковки в сочетании с правильно организованной рекламной кампанией будут способствовать расширению рынка ООО «Каравай-Юг». Среди критериев выбора хлебобулочной продукции были названы: а) доверие марке - 43,5%, внешний вид - 35,8%, стоимость - 20,7%. На основании результатов ранжирования критериев выбора продукции можно рекомендовать предприятию обеспечение выпуска качественной продукции с адекватной, не завышенной стоимостью, т.к. наблюдаемая в российской экономике тенденция непрерыв-ного роста цен обусловливает снижение покупательной способности значительной части населения, а также более экономное расходование хлеба и хлебных изделий вследствие вьеокой цены [11; 12].

43,5

50

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

л<г>°

/

50 40 30 20 10 0

Рис. 3. Недостатки продукции ООО «Каравай-Юг» по сравнению с конкурентами по мнению индивидуальных потребителей

Для изучения мнения о деятельности предприятия ООО «Каравай-Юг» было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 15 точек розничной торговли. Характеристики выборки оптовых покупателей:

а) примерные объемы единичных закупок - 2-5 тыс. руб. (18,2%), 5-10 тыс. руб. (54,5%), свыше 10 тыс. руб. (27,3%);

б) продолжительность работы с предприятием - 1-5 лет (45,5%), 6-10 лет (45,5%), свыше 10 лет (9%);

в) одновременная работа с другими хлебозаводами -«Пчелка» (40%), ООО «Аютинский хлебозавод» (26,6%), ООО «Боун» (6,7%), ООО «ЮГ-Хлеб» (20%);

г) цели приобретения продукции - для заказа на торговую точку (9,0%); одновременно для реализации на торговой точке и для заказа на торговую точку (91,0%).

У оптовых потребителей наиболее востребованной позицией продукции ООО «Каравай-Юг» яв-лятотся хлебные изделия (50,0%), затем булочные изделия (36,3%), бараночные изделия (9,1%), кондитерские изделия (4,6%) (рис.4). Закупка продукции совершается ежедневно (100%). На вопрос о необходимости введения новых видов продукции все опрошенные оптовики ответили отрицательно.

50

50 40 30 20 10 0

¿Г

Рис. 2. Преимущества продукции ООО «Каравай-Юг» по сравнению с конкурентами по мнению индивидуальных потребителей

Рис.4. Мнение оптовых покупателей о наиболее востребованн ых видах продукции ООО «Каравай-Юг»

В табл.2 показаны результаты изучения удовлетворенности оптовых потребителей характеристиками работы ООО «Каравай-Юг», из которой видно, что самый низкий средний балл оказался у таких характеристик, как быстрота оформления заказа (2,094), возможность получения информации о готовности заказа (3,275), самый высокий средний балл - быстрота получения готового заказа (4,728) и формы оплаты заказа (4,636), промежуточные значения получили доброжелательное отношение к клиенту (3,908) и возможность внесения изменений в заказ (3,999).

В числе преимуществ ООО «Каравай-Юг» оптовиками были названы широкий ассортимент продук-ции - 46,6%, высокое качество - 46,6%, доступность товаров потребителю - 6,8% (рш. 5), а в числе недостатков оказались вьсокие цены - 38,4%, недостаточная доступность товаров потребителю - 7,6%, малый ассортимент продукции - 0%, низкое качество - 0%, малый срок годности - 46,4%, трудность дозвона в отдел заказов - 7,6% (рш. 6). Важное значение для оптового потребителя имеет цена поставщика: при наличии транспортных расходов она должна быть или невысокой при небольших транспортных расходах, или средней величины при нулевых транспортных расходах. Для магазинов, имеющих выгодное географическое расположение по отношению к крупным потокам покупателей и вынужденных платить высокую арендную плату, возможно повышение отпускной цены на продукцию до 30% [9]. Комментируя претензии к сроку годности продукции, было высказано мнение о необходимости использования герметичной упаковки, продлевающей срок реализации хлеба. В то же время предприятие располагает упаковочной машиной для батонов в нарезке, тогда как для цельных батонов и хлеба такая техника отсутствует. Все опрошенные не сочли необходимым изменить формы оплаты заказов (100%). Отмеченные трудности коммуникаций с представителями пред -приятия по поводу оформления заказов на продукцию объясняются загруженностью телефонной линии

и отсутствием возможности подавать заявки в электронном виде через сайт предприятия. В то же время ранжирование требований потребителей хлеба и хлебобулочных изделий при наличии герметичной упаковки у данной продукции показывает, что сначала предпочтение отдается цене, затем качеству и далее упаковке [10; 13; 14].

60 40 20 0

Ч 1 ^

ассортимент

высокое качество

доступность

Рис. 5. Преимущества ООО «Каравай-Юг» по мнению оптовых покупателей

60

40

20

54 5

46 6

54 5 35 4 46 6

7, 6

оформ. мал.срок высокая доступность заказа годности цена

Рис. 6. Недостатки ООО «Каравай-Юг» по мнению оптовых покупателей Об уровне удовлетворенности характеристиками продукции ООО «Каравай-Юг» оптовых потребителей можно судить на основании полученных данных опроса (табл. 3): средний балл всех характеристик продукции предприятия, по их мнению, оказался достаточно высоким - от 4,454 до 4,909. Следовательно, оптовики в целом дали высокие оценки всем характеристикам продукции изучаемого предприятия.

Таблица 2

Уровень удовлетворенности оптовых потребителей характеристиками работы с ООО «Каравай-Юг»

Характеристики работы Баллы,% Средний балл

1 2 3 4 5

Быстрота оформления заказа 27,2 54,5 - 18,3 - 2,094

Возможность получения информации о готовности заказа 9,0 36,4 - 27,3 27,3 3,275

Быстрота получения готового заказа - - - 27,2 72,8 4,728

Доброжелательное отношение к клиенту 18,2 - 9,1 18,2 54,5 3,908

Возможность внесения изменений в заказ 9,1 18,2 - 9,1 63,6 3,999

Формы оплаты заказа 9,1 - - - 90,9 4,636

Уровень удовлетворенности оптовых потребителей характеристиками продукции ООО «Каравай-Юг»

Таблица 3

Характеристики продукции Баллы,% Средний балл

1 2 3 4 5

Качество продукции - - - 27,2 72,8 4,728

Ассортимент продукции - - - 9,1 90,9 4,909

Доступность товара потребителю - - 9,1 18,2 72,7 4,636

Цена - - 18,2 18,2 63,6 4,454

0

По результатам проведенного маркетингового ис-следования наиболее востребованной позицией продукции ООО «Каравай-Юг» у индивиду альных и оптовых потребителей являются хлебные изделия, затем булочные, изделия, бараночные и кондитерские изделия. Качество продукции, ассортимент и ее доступность у индивидуальных потребителей получили высокие средние оценки - 4,469-4,867 балла, а цена и упаковка получили менее высокие значения - соответственно 3,736 и 4,202 балла. Оптовики всем характеристикам продукции поставили высокие оценки -от 4,454 до 4,909 балла.

Характеристики работы предприятия с оптовыми потребителями получили следующее балльное выражение :

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) быстрота оформления заказа (2,094) и возможность получения информации о готовности заказа (3,275) - самый низкий средний балл;

2) быстрота получения готового заказа (4,728) и формы оплаты заказа (4,636) - самый высокий средний балл;

3) доброжелательное отношение к клиенту (3,908) и возможность внесения изменений в заказ (3,999) -промежуточные значения. Преимуществами ООО «Каравай-Юг» являются широкий ассортимент продукции, высокое качество, доступность товаров потребителю, а в числе недостатков оказались высокие цены и малый срок годности.

Для совершенствования деятельности предприятия можно рекомендовать следующие мероприятия:

1) расширение рынка реализации продукции путем охвата пригородных сельских населенных пунктов и получения заказов на поставки продукции в городские супермаркеты;

2) разработка и использование фирменной упаковки;

3) правильно организованная рекламная кампания;

4) приобретение упаковочной машины для упаковки хлебных изделий и батонов;

5) улучшение процесса оформления заказа оптовых покупателей на готовую продукцию - увеличение количества диспетчеров, принимающих заказы по телефону, и организация приема заказов через Интернет на официальном сайте ООО «Каравай-Юг».

ЛИТЕРАТУРА 1. Мельникова E.H. Причины низкой эффективноети предприятий хлебопекарной промышленное ти

России // Вестник Омского государственного университета. 2008. №11. С. 104-108.

2. Квасова С.А. Повышение эффективности отечественных предприятий хлебопекарной промышленности и влияние ВТО // Управление экономичес -кими системами. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uecs.ru (дата обращения: 10.03.2015).

3. Официальный сайт предприятия ООО «Каравай-Юг» http://www.karavai-yug.ru/

4. Романова О.С. Процессное управление предприятиями хлебопекарной промышленности: монография. М. : Хлебпродинформ, 2006. 255 с.

5. Лебедева O.A., Лыгина H.H. Маркетинговые ис -следования рынка. М.: ИНФРА-М, 2013. 192 с.

6. Нагапетъянц Р.Н. Маркетинг в сфере производства и обращения. М.: Юнити-Дана, 2012. 240 с.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Омега-Л, 2007. 568 с.

8. МихееваЕ.Н., Сероштан М.В. Управление качеством. М.: Дашков и К0, 2012. 531 с.

9. Самагина O.A. Маркетинговая стратегия в производстве и продвижении хлебобулочной продукции (на примере Воронежского регионального рынка) // Вестник ВГУ. Экономика и управление. 2008. № 1. С. 133-138.

10. Косач О.Ю. Исследование спроса на качество хлебопекарной продукции на региональном потребительском рынке. Территория новых возможностей //Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2010. № 1 (5). С. 93-98.

11. Цыганова Т.Е. Технология и организация производства хлебобулочных изделий. М.: ИЦ «Академия», 2013. 448 с.

12. Корячкина С.Я, Матвеева Т.В. Технология мучных кондитерских изделий. М.: Троицкий мост, 2011. 400 с.

13. Прокофьев В.Е. Анализ рынка хлебобулочных изделий // Пищевая промышленность. 2012. №5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.food prom.ru (дата обращения: 10.03.2015).

14. Алферов А. Рынок хлеба и хлебобулочных изделий: реалии, перспективы, тенденции развития // Хлебопродукты. 2009. № 2. С.60-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.