Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №2 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-2 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/121TVN215.pdf DOI: 10.15862/121TVN215 (http://dx.doi.org/10.15862/121TVN215)
УДК. 336.7
Сплендер Виктор Анатольевич
ФГКОУ ВПО «Военный университет»
Россия, Москва1
Профессор кафедры «Финансы и управление банковской деятельностью в ВС»
Доктор военных наук Старший научный сотрудник E-mail: [email protected]
Палеха Виктор Иванович
ФГКОУ ВПО «Военный университет»
Россия, Москва
Доцент кафедры «Финансы и управление банковской деятельностью в ВС»
Кандидат экономических наук, E-mail: [email protected]
Пути совершенствования банковского обслуживания
военнослужащих
1 123001, Москва, ул. Б. Садовая, 14
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы реформирования организации современного банковского обслуживания Вооружённых Сил РФ. Постоянно меняющаяся политическая ситуация вокруг Российской Федерации является двигателем постоянных реформ в армии. Это касается не только развития вооружения и военной техники, но и социально-экономического обеспечения войск в целом и военнослужащих в частности. Банковское обеспечение, денежное довольствие военнослужащих в новых условиях также требуют соответствующего совершенствования. Краткий анализ имеющегося зарубежного опыта банковского обеспечения военнослужащих, анализ имеющегося отечественного опыта, в том числе Великой отечественной войны, других войн советского периода, положительные и отрицательные характеристики этого вида обеспечения военной деятельности являются предметом исследования данной публикации.
На основании проведенного анализа отечественного и зарубежного, прошлого и современного опыта финансового обеспечения вооруженных сил авторами статьи сделана попытка сформулировать первоочередные пути банковского обеспечения военнослужащих ВС РФ на новом этапе их развития.
Результаты исследования показали объективный фактор необходимости современного реформирования банковского обеспечения ВС РФ в складывающихся геополитических условиях и представлены в обобщённом виде на примере зарубежного опыта в форме конкретных предложений. Учитывая, что для российской армии представленный подход в сфере банковского обеспечения является не характерным и новым, то предлагаемые решения сформулированы в виде проблемных направлений, которые требуют обсуждения специалистов.
Ключевые слова: военнослужащие; вооруженные силы; банковское обслуживание; банковские карты; бюджетные средства; денежное довольствие; коммерческие банки; платежная система; полевые учреждения Банка России; экономическая безопасность.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Сплендер В.А., Палеха В.И. Пути совершенствования банковского обслуживания военнослужащих // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/121TVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/121ГУШ15
В ходе реформирования Вооруженных Сил РФ значительное внимание уделяется взаимосвязи адаптации армии и флота к новым экономическим реалиям и повышению эффективности обеспечения боевой готовности войск на требуемом уровне. Экономика этого процесса охватывает весь спектр оснащения вооруженных сил материальными ресурсами, организации социально-бытового обеспечения и оказания военнослужащим услуг банковского обслуживания.
Говоря о сфере банковского обслуживания военнослужащих, надо отметить, что эта услуга приобретает для вооруженных сил новое качество.
Так, с 01 января 2012 г. начисление денежного довольствия и всех других выплат военнослужащим производятся централизованно через созданный в Минобороны России Единый расчетный центр (ЕРЦ) МО РФ, который является казенным бюджетным учреждением, состоящим из территориальных управлений финансового обеспечения (УФО) вооруженных сил. До недавнего момента функции непосредственного перечисления денежных средств возлагались на коммерческие банки, которые осуществляли их начисление на зарплатные «карточные» счета военнослужащих.
Но в настоящее время, наряду с финансовыми и другими заинтересованными органами Минобороны России, к решению данных задач начали привлекаться созданные для расчетно-кассового и кредитного обслуживания вооруженных сил полевые учреждения Центрального банка Российской Федерации.
Процесс обеспечения денежными средствами личного состава военнослужащих проходит следующие этапы:
• воинская часть представляет в Единый расчетный центр МО (ЕРЦ МО) исходные данные по личному составу, необходимые для составления расчетных ведомостей на выплату денежного довольствия военнослужащим;
• в ЕРЦ МО составляются ведомости на выплату денежного довольствия, реестры военнослужащих по каждой воинской части с указанием общей суммы выплаты, которые направляются соосветствующим коммерческим банкам, эмитировавшим банковские карты, для зачисления соответствующих сумм на карточные счета.
Командование воинской части должно чётко подготовить первичные финансовые документы по личному составу военнослужащих с учётом всех нормативов и других положенных начислений, а затем в установленные сроки представить их в ЕРЦ МО. Это достаточно трудоёмкая в организационном плане схема расчётов, но в ней заложены и дополнительные выгодные удобства. Прежде всего - это организация финансового обслуживания военнослужащих с помощью банковских карт через банкоматы, что исключает контакт финансовых органов с «живыми» деньгами и практически снижает на нет злоупотребления с ними и коррупционную составляющую.
В процессе организации денежного обеспечения воинского труда через банковские институты представители командования воинской части перед заключением договора выбирают: банк-эмитент; платежную систему (международную или локальную); определенный тип и вид банковской карты; валюту счета карты; наиболее выгодные тарифы по обслуживанию карточных счетов; режим кредитования по зарплатной карте: рассматривая возможность выпуска "кредитных карт", т.е. банковских карт, по которым предоставляется возможность получения кредита в виде "овердрафта" при отсутствии средств на карточном счете, а также ипотечного кредитования.
Вопросы организации взаимодействия военного командования и банковских институтов, обслуживающих персонал военных баз и воинских гарнизонов хорошо проработан во многих развитых странах.
Наиболее ярким примером является Армия США. Исследование банковского и военного законодательства США, показывает, что деятельность банковских учреждений осуществляющих банковское обслуживание Армии США регулируется определенными правилами, главными из которых являются:
• выбор банка на конкурсной основе;
• контроль и помощь военнослужащим со стороны Армии в процессе оказания банковских услуг;
• взаимодействие банков с должностными лицами гарнизонов;
• комплексность и универсальность оказываемых услуг.
В целях наиболее полного удовлетворения потребностей личного состава в банковских услугах по ходатайству старшего воинского начальника объявляется конкурс среди коммерческих банков на банковское обслуживание воинских частей гарнизона.
При подведении итогов конкурса учитываются такие основные факторы как:
• перечень и стоимость предоставляемых услуг;
• наличие опыта обслуживания армейских гарнизонов;
• финансовое положение банка;
• рекомендации начальника гарнизона.
Окончательное решение о выборе банка принимает помощник министра Армии США (Финансовый управляющий). Решение об отборе коммерческого банка согласовывается с соответствующим департаментом Казначейства США и помощником Министра обороны США - Главным контролером. Отобранные для финансового обеспечения военных банки получают статус «гарнизонных банков».
Так как гарнизонные банки являются обычными коммерческими банками, их деятельность контролируется банковскими надзорными органами на общих основаниях.
В США такими органами являются: Контролер денежного обращения; Федеральная корпорация страхования депозитов; Федеральные резервные банки; Совет управляющих Федеральной резервной системы.
В процессе банковского обслуживания вооружённых сил ряд армейских должностных лиц контролируют деятельность гарнизонного банка, а также принимают участие в обеспечении его нормальной повседневной деятельности.
Это прежде всего:
• помощник Министра обороны США - Главный контролер: согласовывает с должностными лицами Казначейства и министерства обороны вопросы разработки и осуществления планов по развитию комплекса банковских услуг; для гарантии соответствующего качества предоставляемых услуг взаимодействует с контролирующими банковскими органами; координирует действия органов Министерства обороны США при организации гарнизонного банка от рассмотрения заявки до его утверждения в качестве уполномоченного банка;
• помощник Министра обороны США по управлению персоналом: отвечает за поддержание морального состояния личного состава, анализируя функционирование учреждений банков на предмет повышения морального духа военнослужащих и гражданского персонала;
• начальники гарнизонов и их вышестоящее руководство: контролируют процесс выполнения армейских банковских программ; соблюдение требований по созданию и ликвидации банков и их материально-техническому обеспечению; взаимосвязь с банковскими ассоциациями; выделение бесплатной охраны офицерам, получающим наличные денежные средства, а также обеспечивают охрану банкоматов; розыск военнослужащих, не погасивших долги банку; санкционируют новое строительство, осуществляемое банком, при стоимости не превышающем 500 000 долларов США (если стоимость строительства превышает 500 000 долларов США то, решение принимается коллегиально).
Начальникам гарнизонов и их вышестоящему руководству запрещено заключать с конкретными банками договора на обслуживание гарнизона.
Для урегулирования взаимоотношений между администрацией гарнизона и руководством гарнизонного банка заключается соглашение, которое включает следующие основные вопросы: номенклатуру услуг, предоставляемых банком; возложение финансовых рисков на банк по совершению расчетных операций; обязательство банка по разработке программ по обслуживанию военных клиентов и совершению банковских операций.
Исследование опыта банковского обслуживания военнослужащих гарнизонов Армии США позволяет сделать следующие выводы:
1. Банковское обслуживание персонала военных баз и воинских гарнизонов осуществляется коммерческими банками, выигрывших конкурсные процедуры и утвержденных в статусе уполномоченного банка на государственном уровне. Решение об отборе принимается помощником Министра Армии США -финансовым управляющим и согласовывается с Департаментом Казначейства США и помощником Министра обороны США - Главным контролером.
2. В Армии США назначенное должностное лицо, отвечающее за банковское обеспечение вооруженных сил (это помощник Министра Армии США -финансовый управляющий) контролирует ход исполнения принятых банковских программ, анализирует деятельность банков с целью улучшения благосостояния и защиты интересов персонала Департамента Армии, рассматривает и обосновывает предложения по созданию и ликвидации банков в армейских гарнизонах, утверждает расчет рентабельности деятельности банка и порядок его материально-технического снабжения (на платной или бесплатной основе).
Основными принципами деятельности армейских банковских учреждений в США являются:
• обеспечение полного спектра банковских услуг клиентам, прежде всего военнослужащим и членам их семей, а также рентабельность их функционирования;
• на банковское обслуживание гарнизона заключается соглашение между выигравшим конкурс коммерческим банком и гарнизонной администрацией, которое включает в него следующие основные вопросы: номенклатуру услуг, предоставляемых банком и тарифы на оказываемые услуги; возложение финансовых рисков на банк по совершению расчетных операций; обязательство
банка по улучшению программ обслуживания военных клиентов и совершению банковских операций;
• в процессе банковского обслуживания военных гарнизонов деятельность банков подвергается контролю со стороны армейских должностных лиц, в том числе гарнизонного командования на предмет полноты выполнения банковских программ;
• личный состав банковского учреждения комплектуется гражданскими лицами. Исключением может быть только должность директора армейского банка, который при желании или по необходимости может быть призван на действительную военную службу из резерва, продолжая при этом занимать должность директора гарнизонного банка;
• с целью повышения уровня взаимодействия между гарнизонным банком и администрацией гарнизона в ходе выполнения банковских программ начальник гарнизона назначает специальное уполномоченное лицо - офицера по работе с личным составом. Его деятельность должна способствовать решению любых проблем возникающих между банком и его клиентами в процессе банковского обслуживания гарнизона.
Армейские банки за границей, как правило, имеют статус филиала коммерческого банка, зарегистрированного на территории США.
В России исторически сложилась и действовала своя система финансового и денежного обеспечения вооруженных сил, которая была адаптирована к собственным условиям и учитывала отечественные особенности. Конечно же российская система финансового обеспечения вооруженных сил кардинально отличалась от американской системы банковского обслуживания армии и флота.
В годы советской власти финансовое обеспечение Советской Армии и ВМФ осуществлялось через систему отделений Госбанка СССР и его полевых учреждений.
Как уже отмечалось выше, с начала 1990-х годов многие органы, обеспечивающие безопасность России начали обслуживаться через развивающуюся сеть коммерческих банков, в которых им открывались счета и осуществлялось расчетно-кассовое обслуживание. Через коммерческие банки проходили значительные бюджетные средства, направляемые на обеспечение обороноспособности страны.
Практика ведения таких расчётов практически сразу выявила много негативных явлений, связанных с: задержкой перечисления денежных средств при осуществлении безналичных расчетов; «прокрутке» бюджетных средств для оборонных нужд на счетах коммерческих банков; «увода» из военного бюджета значительных средств через подставные фирмы; сбоев при выдаче наличных денег военнослужащим и многим другим коррупционным и незаконным операциям с «военными» деньгами.
Ещё больше конкретных недостатков проявилось при непосредственном обслуживании военного ведомства коммерческими банками:
• военнослужащие и гражданский персонал, проходящие службу в отдаленных местностях Российской Федерации, получая денежное довольствие на карточки, не имеют возможности снять наличные деньги в необходимый момент из-за отсутствия или значительной удалённости банкоматов или отделений банка, обслуживающих их в данном регионе;
• несвоевременное пополнение денежной наличностью действующих банкоматов банками по той же причине их удаленности от места дислокации обслуживаемых воинских частей, а также недостаточного количества инкассаторских автомобилей;
• ненадежность коммерческих банков и, как следствие, частые случаи отзыва у них лицензий на совершение банковских операций;
• безналичные зачисления денежных средств военнослужащих на пластиковые карточки коммерческих банков приводит к раскрытию служебной информации, т.к. воинские части и учреждения обязаны предоставлять в банки списки своих сотрудников для открытия им лицевых счетов;
• международные платежные системы (Visa Electron, Cirrus/Maestro, Visa Classic, Eurocard/MastejCard Mass, Visa Gold, Eurocard/MasterCard Gold, Diners Club, American Express), используемые для работы пластиковых карт могут давать сбои или вообще могут быть заблокированы, так как являются иностранным, часто недружественным, финансовым продуктом;
• в условиях военного времени обеспечение денежным довольствием военнослужащих с использованием пластиковых карт, эмитированных коммерческими банками, становится практически невозможным.
По аналогии с обязанностями помощника Министра обороны США (см. выше) по контролю за деятельностью гарнизонного банка, полагаем, что такие недостатки в обеспечении ВС РФ также могут подорвать морально-психологическое состояние наших военнослужащих.
Жадность, активное участие коммерческих банков в коррупционных схемах, привели к значительным потерям бюджетных средств и их дискредитации как надежного партнёра для военного ведомства. Но всё усугубляется ещё и тем, что в основе большинства коммерческих банков, обслуживающих сферу российской государственной безопасности, лежит иностранный капитал, т.е. де-факто они являются иностранными банками, работающими на территории России.
Это обстоятельство стало решающим по созданию системы финансово-кредитного обеспечения войск, гарантирующей их независимость от рыночных колебаний и позволяющей обеспечить сохранность сведения, составляющих государственную тайну.
Поэтому в настоящих условиях центральными звеньями системы банковского обслуживания Вооруженных Сил РФ стали банки с 100% российским государственным капиталом и полевые учреждения Центрального банка Российской Федерации.
Необходимо отметить, что система полевых учреждений Банка России (правопреемница полевых учреждений Госбанка СССР) была создана в конце 30-х годов прошлого века и в процессе своей деятельности показала высокую эффективность и надежность в организации расчётно-кассового обслуживания Вооруженных Сил СССР не только в годы Великой Отечественной войны, но и послевоенное время. Свою особую роль полевые банки сыграли в ходе финансового обеспечения войск во время локальных военных конфликтов: Афганистан, Чечня, Южная Осетия. При этом полевые учреждения Банка России способны обеспечивать не только нужды войск, но и быть основой для организации кредитной системы в отдельных регионах страны или за рубежом.
Всё это позволяет сделать вывод о том, что восстановление деятельности полевых учреждений Банка России в финансово-кредитном обеспечении ВС РФ является правильным направлением в совершенствовании системы экономической безопасности государства.
Выявленные недостатки финансового обеспечения, расчётно-кассового обслуживания военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ требуют срочного их устранения в связи с новыми реалиями геополитической обстановки и жёстких санкционных мероприятий со стороны США, ЕС в финансовой сфере, а также активизации действий НАТО в непосредственной близости с границей Российской Федерации.
Анализ отечественного и зарубежного, прошлого и современного опыта финансового обеспечения вооруженных сил предлагает сформулировать на суд экспертного сообщества следующие первоочередные пути развития банковского обеспечения ВС РФ:
• осуществление банковского обслуживания полевыми учреждениями Банка России не только воинских частей и формирований Минобороны России, но и других структур, обеспечивающих безопасность страны (органов государственной власти, других силовых структур, предприятий ОПК);
• разработать и утвердить соответствующую законодательную, правовую и нормативную базу, закрепляющую за полевыми учреждениями Банка России полномочия действовать в качестве расчётно-кредитных центров по банковскому обслуживанию вышеперечисленных организаций;
• полевые учреждения Банка России должны принять активное участие в создании Национальной платежной системы государства в части национальной обороны (в перспективе программы вооружения, госзаказа и ОПК) и стать органичной основой всего финансового обеспечения этой сферы государственного финансирования;
• организовать эмиссию пластиковых карточек Национальной платежной системы полевыми учреждениями Банка России в первую очередь, для Вооруженных сил России, и для других силовых ведомств;
• предоставить право полевым учреждениям ЦБ РФ принимать денежные средства во вклады от военнослужащих, проходящих службу в отдаленных местностях, на условиях процентных ставок не ниже среднего уровня по региону;
• возродить практику кредитования полевыми банками предприятий военной торговли, осуществляющих торговое и бытовое обслуживание военнослужащих в отдаленных местностях в целях расширения ассортимента и повышения качества товаров и услуг;
• предусмотреть возможность предоставления военнослужащим других банковских услуг, учитывая опыт банковского обслуживания военнослужащих иностранных государств.
Решение предлагаемых задач должно привести к положительным результатам для подразделений вооружённых сил и конкретных военнослужащих, а именно:
• закрытию проблемных вопросов банковского обеспечения военнослужащих, связанных с сохранением сведений о личном составе и движению денежных средств по автоматизированной финансовой системе силовых ведомств;
• ведение безналичных расчётов с помощью пластиковых карт позволяет уменьшить расходы силовых структур, связанных с получением, хранением и выдачей наличных денежных средств, в результате полной автоматизации этих операций;
• внедрение системы расчётов через полевые учреждения ЦБ РФ позволит значительно сократить объём кассовой работы в финансовых подразделениях силовых структур, предоставить военнослужащим более гибкую и удобную форму получения денежных средств, избавиться от депонирования невостребованных денежных сумм, решить проблемы соблюдения безопасности при транспортировке и хранении наличных денежных средств;
• открытие счетов военнослужащим и их расчётно-кассовое обслуживание должно производиться бесплатно и удовлетворить личный состав положенными видами денежного довольствия и заработной платы;
• объединить всех участников финансовой расчётной системы Минобороны России и других силовых структур в единую информационную сеть.
При продуманном включении в систему финансового обеспечения войск (сил) полевых банков и органов федерального казначейства финансово-кредитный механизм экономических отношений между силовыми структурами, обеспечивающими безопасность Российской Федерации, и отечественной банковской системой может получить новый эффективный импульс развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № ЗОб-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (с изменениями и дополнениями), © Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12191544/#ixzz3TRf5m DoA.
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". © КонсультантПлюс, 1992-2015.
3. Постановление правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту".
4. Постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях".
5. Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".
6. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583», © КонсультантПлюс, 1992-2015. - http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_164951/.
7. Воробьев Д.А. Переход армии на казначейскую форму обслуживания / Финансовый рынок России: проблемы формирования и функционирования. Сборник научных трудов / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.И. Колесникова, канд. экон. наук, доц. И.П. Леонтьевой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
8. Воробьев Д.А. Роль и место полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации в банковской системе: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10: СПб., 2000 137 c.
9. Воробьев Д.А. Введение системы пластиковых карт в полевых учреждениях ЦБ РФ / Финансовый рынок и кредитно-банковская система России. Сборник научных трудов / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.И. Колесникова, канд. экон. наук, доц. Л.П. Давиденко, канд. экон. наук, доц. И.П. Леонтьевой. - СПб.: ЦОТПБСП, 2000.
10. Army Regulation 210-135. Installations. Banks and Credit Unions on Army Installations. Headquarters. Department of the Army. Washington. DC. 1 June, 1988.
Рецензент: Гребеник Виктор Васильевич, д.э.н., профессор кафедры «Финансовый менеджмент» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Splender Victor Anatolyevich
Federal state public educational institution higher professional education «Military University»
Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Palexa Victor Ivanovich
Federal state public educational institution higher professional education «Military University»
Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Ways to improve banking services for military personnel
Abstract. The article considers topical issues of reforming the organization of modern banking services of the Armed Forces. The constantly changing political situation around the Russian Federation is the engine of permanent reforms in the army. This applies not only to the development of weapons and military equipment, but also socio-economic welfare of the troops in General and soldiers in particular. Banking security, military salaries in new conditions also require a corresponding improvement. A brief analysis of the available international experience of banking for military personnel, analysis of existing national experience, including the great Patriotic war and other wars of the Soviet period, the positive and negative characteristics of this type of military activity are the subject of this publication.
On the basis of the analysis of domestic and foreign, past and current experiences financial support of the armed forces the authors attempt to formulate a primary way Bank of servicemen of the Russian armed forces in the new stage of their development.
The results showed an objective factor in the need for modern banking reform components of the armed forces in the emerging geopolitical conditions and are summarized on the example of foreign experience in the form of specific proposals. Considering that the Russian army presents an approach in banking software is not distinctive and new, the solutions proposed are formulated in the form of problematic areas that require discussion specialists.
Keywords: military personnel; armed forces; the banking service; payment system; bank cards; budget funds; pay; commercial banks; field institutions of the Bank of Russia; economic security.
REFERENCES
1. The Federal law from November, 7th, 2011 № 306-FZ "On military pay and provide them with separate payments" (with changes and additions), © System GARANT: http://base.garant.ru/12191544/#ixzz3TRf5mDoA.
2. The Federal law from July 10, 2002 No. 86-FZ "About Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)". © ConsultantPlus, 1992-2015.
3. The decree of the government of the Russian Federation from December 5, 2011 №992 "On establishing the salaries of military personnel undergoing military service under the contract".
4. The RF Government decree of December 30, 2011 №1237 "About the size of the coefficients and percentage of allowances and their application for calculation of the salaries of servicemen undergoing military service under the contract, and employees of some Federal Executive bodies, military service (service) in the far North and equated to them districts and other districts with adverse climatic or ecological conditions, including remote areas, mountainous areas, desert and arid areas".
5. The order of the Minister of defence of the Russian Federation of 30 December 2011 No. 2700 "About approval of the procedure of money allowances of servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation".
6. The order of the Minister of defence of the Russian Federation dated 23 April 2014 № 255 "on measures for implementation in the Armed Forces of the Russian Federation resolution of the Government of the Russian Federation from August 5, 2008 № 583", © ConsultantPlus, 1992-2015. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 164951/.
7. Vorob'ev D.A. transition of the army to Treasury form of service / Financial market of Russia: problems of formation and functioning. Collection of scientific papers / ed. dRA Ekon. Sciences, Professor V.I. Kolesnikov, PhD. Econ. Sciences, Assoc. I.P. Leontieva. - SPb.: Publishing house of Economics, 2000.
8. Vorob'ev D.A. the Introduction of plastic cards in field agencies CBR / Financial market and the credit and banking system of Russia. Collection of scientific papers / ed. d-RA Ekon. Sciences, Professor V.I. Kolesnikov, PhD. Econ. Sciences, Assoc. L. P. Davidenko, PhD. Econ. Sciences, Assoc. I.P. Leontieva. - SPb.: COMPSP, 2000.0,1 p. L. 7. Vorob'ev D.A. the Role and place of field agencies of the Central Bank of the Russian Federation in the banking system: Dis. Cand. Econ. Sciences: 08.00.10 : SPb., 2000.
9. Vorob'ev D.A. the Introduction of plastic cards in field agencies CBR / Financial market and the credit and banking system of Russia. Collection of scientific papers / ed. d-RA Ekon. Sciences, Professor V.I. Kolesnikov, PhD. Econ. Sciences, Assoc. L P. Davidenko, PhD. Econ. Sciences, Assoc. I.P. Leontieva. - SPb.: COMPSP, 2000.
10. Army Regulation 210-135. Installations. Banks and Credit Unions on Army Installations. Headquarters. Department of the Army. Washington. DC. 1 June, 1988.