УДК 37.017.7 Б01: 10.15593/2224-9389/2018.1.10
Л.К. Гейхман1, Э.И. Клейман1, Л.А. Клейман2.
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Российская Федерация 2 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация
ПУТИ РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Переход к информационному обществу происходит во всех цивилизованных странах. Информационная революция существенно преобразовывает производственные, управленческие, социальные процессы, проникает во все сферы жизнедеятельности человека. Возникает существенное противоречие между машиной, которая может все, и человеком, его готовностью справиться со шквалом обрушившейся на него информации, сохранением своего «Я», осмысленном и ответственном выборе ценностей и жизненных целей. Пример тому - хакерство. Помочь человеку решить такое противоречие призвано образование, но оно пока что сосредоточено на активном вовлечении в образовательный процесс технических аспектов информатизации, насыщением лабораторий и аудиторий техникой, использованием Интернета, развитием дистанционного образования и т.п. Вне должного внимания остаются сам растущий человек, его нравственность, его отношения с родителями, старшим поколением, со сверстниками. Приоритет и актуальность воспитания в данном контексте очевидны, как и то, что традиционными воспитательными воздействиями и коллективными мероприятиями требуемых воспитательных целей достигнуть не удастся. Необходим отказ от морализаторского, назидательного, поучающего воспитания. Перспективно лишь понимающее, персонифицированное, диалогическое воспитание, которое может помочь растущему человеку разбираться в бушующем информационном потоке на основе истинных нравственных ценностей и отношений. Требуется существенное изменение основ педагогической деятельности. В результате появятся люди, способные жить и творить в условиях информационного общества, использовать накопленный человечеством багаж знаний, истинно нравственные, толерантные к другим мировоззрениям, стремящиеся к непрерывному образованию, избегающие навязывания догм себе и другим.
Становление информационного общества - не революционный, а эволюционный процесс. Переходный период в жизни человека и общества всегда труден. Становление информационного общества - общества знания - есть неизбежность, которая потребует от нас не только готовности к изменениям, но и активного участия в разработке путей решения современных проблем образования и воспитания, и характерный тому пример - феномен хакерства.
Ключевые слова: человек, информация, общество, образование, воспитание, педагог.
Получена: 29.01.2018 Принята: 18.02.2018 Опубликована: 30.03.2018
L.K. Geykhman1, E.I. Kleyman1, Received: 29.01.2018
LA Kleyman2 Accepted 18.°22°18
' Published: 30.03.2018
1
Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russian Federation Perm State National Research University Perm, Russian Federation
EDUCATION AND PERSONALITY UPBRINGING IN THE PROCESS OF THE INFORMATION SOCIETY FORMATION: APPROACHES TO SOLVING CONTEMPORARY PROBLEMS
The transition to an information society occurs in all civilized countries. The information revolution significantly transforms production, management, and social processes; it penetrates all spheres of human activity. There is a significant contradiction between the machine, able to do everything, and the person, willing to cope with an information flurry (falling upon him/her), to preserve one's own personality, and to take a meaningful and responsible choice of values and life goals. Hacking can be mentioned as an example of this phenomenon. Education is intended to help people solve this contradiction, but nowadays it focuses on active involvement of IT and technical aspects into the educational process, saturation of the laboratories and classrooms with equipment, use of the Internet, development of distance education, etc. The growing up people, with their morality and relations with parents, the older generation, and their peers, feel themselves outside of proper attention. In this context, the priority and relevance of upbringing is obvious, as well as the fact that traditional educational influences and collective measures will not be able to achieve the required educational goals. The educators should refrain from moralizing, edifying, and lecturing upbringing. Only empathic, personified, and dialogic education is promising, which can help a maturing person to understand the raging information flow on the basis of true moral values and relationships. To achieve this, we are in need of significant changes in the foundations of pedagogical activities. As a result, there will appear people able to live and create in the information society, to use the accumulated knowledge of mankind, truly moral, tolerant to other worldviews, striving for continuous education, avoiding the imposition of dogmas on themselves and others.
The information society formation is not a revolutionary, it is an evolutionary process. The transition period in the life of a man and society is always difficult. The emergence of an information society -a knowledge society - is an inevitability that will require us not only to be ready for changes, but also to actively participate in developing the new approaches to solve the current problems of education and upbringing, and hacking phenomenon is a typical example of it.
Keywords: person, information, society, education, upbringing, teacher.
Введение
Любая профессиональная деятельность в сфере информационных технологий сегодня считается интересной и перспективной. Это неудивительно, поскольку мы знаем о развитии цифровой экономики в России от президента В.В. Путина; о создании платформы Российской электронной школы (РЭШ) от министра образования и науки О.Ю. Васильевой; о пилотном проекте по внедрению в школах обучения технологиям программирования с раннего возраста от председателя совета Центра стратегических разработок А.Л. Кудрина и т.д.
Становление информационного общества
Более полувека существует термин «информационное общество», который родился в Японии. Развитие информационной инфраструктуры, информационного рынка труда, новых информационных технологий происходит на наших глазах и является материальным подтверждением становления информационной цивилизации во многих странах Запада и Востока [1, 2].
Наличие развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры является необходимым, но недостаточным условием создания информационного общества. В.Б. Гухман [3] выделяет семь признаков информационного общества: культ знаний, информационную культуру, информационную экономику, информационный рынок труда, информационную инфраструктуру, информатизацию социальных технологий и информационное законодательство. В таком контексте очевидны перспективы развития в XXI веке российского общества как информационного.
Информационная революция изменяет окружающую действительность, в которой живет россиянин, и самого человека. Она постепенно продвигает нас к обществу, где сама информации, ее содержание, формы взаимодействия и обмена ею начинают играть системообразующую и определяющую роль в социуме. Информация и ее наиболее ценная форма - знание ставят перед человеком, прежде всего, нравственные и духовные проблемы [4; 5].
Вторжение гаджетов и Интернета во все сферы жизни вызывает изменение форм организации человеческих отношений. Информационные технологии требуют высокой профессиональной и личностной готовности человека, его духовной зрелости и ответственности. Нарушение баланса в пользу технологии является одним из существенных противоречий в развитии информационного общества.
Ребенок с детства привязывается к компьютерам, традиционные атрибуты человеческого общения - книги, театр, друзья оказываются в стороне, информационный мир создает другую реальность. В результате человек может разорвать связь с окружающим его миром и людьми, он перестает в них нуждаться. Наступает кризис связи между поколениями, ослабевает роль семьи во влиянии на детей. Духовность и нравственность человека подвержены сегодня противоречивым влияниям, между которыми человеку придется лавировать, дабы сохранить свое «Я» [6].
Высокий темп развития общества предвидела Маргарет Мид [7], которая писала, что возникнет культура, где инновации происходят так быстро, что взрослое население просто не успевает усваивать их. Опыт старшего поколения оказывается вредным, мешающим творческому подходу к новым, небывалым обстоятельствам. Она назвала эту культуру «префигуративной». Эта культура направлена на будущее. Главное в ней - духовный потенциал молодого поколения, которое обладает уникальным опытом, которого старшее поколение не только не имеет, но еще и отторгает. Место старшего поколения все бо-
лее занимает масс-медиа, массовая культура и Интернет как сетевое сообщество, которые сегодня перетягивают на себя функцию воспитания человека.
Эти проблемы можно разрешить, используя культурный опыт и традиции страны, с одной стороны, и совершенствуя систему образования одновременно с развитием информационно-технического прогресса, с другой стороны.
Образование на пути в информационное общество
Анализу особенностей образования в переходный период посвящено значительное число философских, социологических, психологических и педагогических работ. Исследователи отмечают, что в рамках традиционного образовательного пространства задачи по успешной социализации детей в условиях приближения к информационному обществу не могут быть реализованы. Образовательные организации закономерно теряют былую роль в социализации, они не могут сформировать у детей нравственных ценностей, достаточных навыков и компетенций для жизни в информационном обществе.
Сегодня моральная проблематика образования все более становится востребованной, но пока не приобретает практической реализации. Для новых социальных и образовательных реалий перспективными представляются вопросы автономии человека и самовоспитания, педагогической деятельности учителя и его личного морального облика как образца, нового статуса семьи и ее роли во взаимодействии ребенка и информационной среды и др. [8].
Воспитание человека будущего информационного общества как свободного, нравственного, творческого, компетентного и деятельного специалиста, дружественно контактирующего с миром, является перспективной целью системы образования России. Необходимо становление сознания, направленного на культ знаний и информационную культуру, без которых реальное информационное общество не может быть построено.
Происходящая информатизация образования пока использует ИКТ лишь как более эффективное средство для достижения целей традиционного обучения и воспитания. Хотя здесь открываются принципиальные возможности для индивидуализации обучения и воспитания, для «персональных образовательных траекторий» учащихся. В перспективе открывается замена классической классно-урочной модели организации обучения на проектно-групповую и индивидуальную модели. В будущем информационном обществе будет широко использоваться интернет-самообразование, которое уже существует во многих странах мира и в России.
Использование компьютеров и Интернета в образовательных организациях базируется на традиционной парадигме «наполнения сосуда» (то есть памяти обучаемого) информацией. Для информационного общества система образования должна быть направлена на парадигму «факела» - индивидуального самообразования и воспитания самостоятельного, творческого мышления. В целом стремление к знаниям (культ знаний) провозглашается в нашей
стране как нечто желаемое, но отсутствует как действительное. Даже в вузах знания, если и «приобретаются» студентами, то чаще всего одномоментно, чтобы сдать зачет или экзамен, после чего мгновенно забываются за ненадобностью. При переходе в информационное общество культура познания и отношение к знаниям не могут остаться теми же, что были прежде.
Всеми педагогами отмечается тот факт, что глобальные перегрузки информационными потоками оперативной памяти человека приводят к привычке просмотра, а не настоящего чтения текста, отсюда - непонимание смыслового содержания информации, «клиповое» мышление. Общение с виртуальным миром особых текстов, изображений и звуков, с компьютерами, с виртуальной жизнью и играми, нереальными персонами создает серьезные проблемы для воспитания личности. Никто пока не знает, а многие и не осознают возможных последствий такого взаимодействия с машинным Другим.
В качестве примера можно обратиться к деятельности хакеров, о которых неустанно сообщают средства массовой информации как во внутренних, так и в международных контекстах. Неудивительно, что юноши, ищущие себя в этом пространстве, довольно часто поднимают на различных интернет-форумах вопрос о том, как стать хакером. Находится много желающих поделиться своим мнением по этому вопросу. Анализ содержания таких форумов дает возможность сделать некоторые выводы и обобщения.
«Без IT далеко не пойти»
Хакером (от английского «hacker», «to hack» - «рубить», «кромсать») в XX веке называли суперкомпетентного специалиста, который легко решал любые компьютерные проблемы. Хакеры участвовали в создании Интернета и FIDO, UNIX-подобных систем, на которых базируются серверы. Отрицательные ассоциация со словом «хакер» появились в последние годы. Несправедливость в том, что вирусы и взломы сетей или компьютеров - это дело рук «кракеров» («cracker», «to crack» - «раскалывать, разламывать»), а не хакеров. Простые пользователи не влезают в такие детали и обобщенно считают хакера компьютерным взломщиком [9].
В современном контексте хакеры есть добрые (белые) и злые (черные). Белые - фанатики информационных систем и технологий, руководствующиеся следующими этическими принципами: 1) избегать нанесения ущерба (как у Гиппократа - «не навреди»); 2) свободный обмен технической информацией; 3) развитие человеческого знания как такового. Черные хакеры руководствуются кракерской «этикой»: навреди, укради, наследи и уходи. К сожалению, многие хакеры нарушают хакерскую этику, превращаясь в кракеров. И что обидно, российские хакеры в этом предосудительном занятии занимают далеко не последнее место.
Хакерами не рождаются, на хакера не учат, хакер всегда самоучка. Ему надо постоянно изучать самые разные дисциплины, языки, литературу,
сеть. Хакеров не так уж и много. Поэтому, чтобы стать одним из них, необходимо изначально готовить себя к кропотливой и долгой работе в первую очередь над самим собой.
Нам представляется интересным осмысление феномена хакерства как характерного для современного информационно-психологического пространства общества.
На повестке дня - культура обращения с информацией, способность выделить знание и дезинформацию (ложь) из информации. Всякие меры по контролю и запрету информационной свободы будут бессмысленны и неэффективны, если не помочь растущему человеку сориентироваться в информационном море на основе нравственных гуманистических установок и ценностей, которые и послужат надежными фильтрами для восприятия информации.
Для этого от устаревших объяснительных, доказательных, внушающих, воспитательных насильственных функций обучения необходимо перейти к образовательным технологиям взаимопонимания, взаимо- и самовоспитания, взаимо- и самопознания, взаимо- и самообучения в благоприятной информационной среде. Информация становится знанием, когда имеет личностный аспект, это средство общения [10].
Требуется изменить педагогический «командирский» дидактизм и перейти от языка объяснения к языку понимания. Как подчеркивает С.А. Голо-вань [11], создается жизненная необходимость формирования нового, «герменевтического» подхода к воспитанию личности, которая сама становится теперь «толкователем смыслов», поступающих из многих источников.
В современном социуме востребованы новые подходы к воспитанию подрастающего человека. Сейчас открыт доступ ко всему накопленному человечеством массиву знаний и ценностей, возможно включение человека в новый мир контактов - виртуальные взаимодействия с людьми (сверстниками, представителями младшего и старшего поколений), с окружающим миром в целом [12].
Известно, что цели воспитания философы как древности, так и современности стремились выразить через облик идеального человека как средоточия фундаментальных ценностей, основой которых в большинстве философских сочинений признается добродетель. Безусловно, многие человеческие добродетели являются вечными, они были, есть и будут в центре внимания воспитателей: вежливость, дисциплинированность, патриотизм, ответственность, честность, трудолюбие, скромность, тактичность, уважение к родителям, прилежание, толерантность и многие другие. Ряд качеств, которые должны быть воспитаны (сформированы), очень большой и понятный.
На смену традиционному «воспитанию добродетелей» пришло «воспитание личности» [11]. Однако провозглашение личностного подхода не отразилось на сути воспитательной деятельности и на отношении к воспитаннику как объекту воспитательного воздействия. В такой ситуации педагог занима-
ется рассказами о том, что такое хорошо и что такое плохо, но монологическая морализация не приводит к передаче ценностей. Такое воспитание является процессом управления человеком как объектом воздействий. Результат такого воспитания хорошо известен - это советский человек вчерашнего прошлого, который знает формальные требования и следует им, но не принимает декларируемые социальные и нравственные ценности.
Воспитание личности на этапе перехода к информационному обществу нуждается в осуществлении герменевтического (понимающего) подхода. Личность не готовится для осуществления тех или иных социальных ролей, ей не навязываются определенные кем-то свыше те или иные добродетели, не внедряются в нее якобы нужные программы поведения. Воспитание в этом случае -процесс поддержки становления личности, это диалог, в ходе которого воспитатель начинает понимать своего подопечного, а воспитанник осваивает смыслы культуры и становится личностью, способной осуществлять свободный выбор, не поддаваться манипуляциям разного рода и отвечать за свои решения [13].
Только таким путем сформируются личности, способные жить и творить в условиях информационного общества, использовать накопленный человечеством багаж знаний, истинно нравственные, толерантные к другим мировоззрениям, стремящиеся к непрерывному образованию, избегающие навязывания догм себе и другим [14].
Становление информационного общества - не революционный, а эволюционный процесс. Переходный период в жизни человека и общества всегда труден. Становление информационного общества - общества знания -есть неизбежность, которая потребует от нас не только готовности к изменениям, но и активного участия в разработке путей решения современных проблем образования и воспитания.
Список литературы
1. Чугунов А.В. Развитие информационного общества: теории, концепции и программы: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во фак-та филологии и искусств СПбГУ, 2007.
2. Katz R.L. The information society: An international perspective - New York: Praeger, 1988.
3. Гухман В.Б. О человеке обозримого будущего // Образ человека будущего: кого и как воспитывать в подрастающих поколениях: монография. Т. 2. - Киев: Фшософсько-космолопчне об'еднання, 2012. - С. 153-163.
4. Алексеева И.Ю. Информация и интеллект как ценности современной эпохи // Информационное общество. - 2009. - № 1. - С. 42-49.
5. Солдатова Г.В. Клавиатурный слой. Цифровая эпоха вносит в человеческий капитал свои коррективы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.centrasia.ru/news A.php?st=1354046520 (дата обращения: 12.03.2018).
6. Асмолов А.Г. Кризис современной педагогики // Вузовская педагогика в информационном обществе: материалы семинара; 28-31 января 1998. - Голицыно, 1998. - С. 34-48.
7. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988.
8. Павловская О.А. Проблема нравственного воспитания на этапе информационного развития общества: перспективные направления исследования // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: национальный и глобальный контекст: материалы междунар. науч. конф.; г. Минск, 12-13 ноября 2009 г. - Минск: Право и экономика, 2010. - С. 355-360.
9. Харьков А. Как становятся хакерами? Кто такой хакер [Электронный ресурс]. -URL https://www.syl.ru/article/185517/new_kak-stanovyatsya-hakerami-kto-takoy-haker (дата обращения: 12.03.2018).
10. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011.
11. Головань С. А. Трансформация воспитания в пространстве современной информационной культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ростов-н/Д, 2008.
12. Макеева Е.А., Литвинова М.А. Современное информационное пространство в системе воспитания подрастающего поколения // Молодой ученый. - 2016. -№ 10. - С. 1241-1245.
13. Гейхман Л.К. Кризис педагогического взаимодействия: цифровые «аборигены» vs цифровые «эмигранты» // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. -Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. - С. 302-309.
14. Барынькина Н.П. Ценностные ориентации человека и информационное общество // Анализ гуманитарных проблем современного российского общества: материалы всерос. науч. интернет-конф. с междунар. участ. - Омск, 2005. - С. 23-26.
References
1. Chugunov A.V. Razvitie informatsionnogo obshchestva: teorii, kontseptsii i programmy [The development of the information society: Theories, concepts and programs]. Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 2007.
2. Katz R.L. The information society: An international perspective. New York, Praeger, 1988.
3. Gukhman V.B. O cheloveke obozrimogo budushchego [A man in the foreseeable future]. Obraz cheloveka budushchego: kogo i kak vospityvat' v podrastaiushchikh pokoleniiakh. Vol. 2. Kiev, Filosofs'ko-kosmologichne ob'ednannia, 2012, pp. 153-163.
4. Alekseeva I.Iu. Informatsiia i intellekt kak tsennosti sovremennoi epokhi [Information and intelligence as values of modern age]. Informatsionnoe obshchestvo, 2009, no. 1, pp. 42-49.
5. Soldatova G.V. Klaviaturnyi sloi. Tsifrovaia epokha vnosit v cheloveche-skii kapital svoi korrektivy [Keyboard layer. Digital age brings adjustments into human capital]. Available at: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1354046520 (accessed 12 March 2018).
6. Asmolov A.G. Krizis sovremennoi pedagogiki [The crisis of modern pedagogy]. Vuzovskaia pedagogika v informatsionnom obshchestve: materialy seminara; 28-31 ianvaria 1998, Golitsyno, 1998, pp. 34-48.
7. Mid M. Kul'tura i mir detstva [Culture and the world of childhood]. Moscow, Nauka, 1988.
8. Pavlovskaia O.A. Problema nravstvennogo vospitaniia na etape informa-tsionnogo razvitiia obshchestva: perspektivnye napravleniia issledovaniia [The problem of moral education at the stage of information society development: Promising avenues of research].
Informatsionno-obrazovatel'nye i vospitatel'nye strategii v sovremennom obshchestve: natsional'nyi i global'nyi kontekst: materialy mezhdunar. nauch. konf.; g. Minsk, 12-13 noiabria 2009g. Minsk, Pravo i ekonomika, 2010, pp. 355-360.
9. Khar'kov A. Kak stanoviatsia khakerami? Kto takoi khaker [How to become a hacker? Who is a hacker ?]. Available at: https://www.syl.ru/article/185517/new_kak-stanovyatsya-hakerami-kto-takoy-haker (accessed 12 March 2018).
10. Ivanova E.O., Osmolovskaia I.M. Teoriia obucheniia v informatsionnom obshchestve [The theory of teaching in the information society]. Moscow, Prosveshchenie, 2011.
11. Golovan' S.A. Transformatsiia vospitaniia v prostranstve sovremennoi informatsionnoi kul'tury [The upbringing transformation in the space of modern information culture]. Abstract of Ph. D. thesis. Rostov-on-Don, 2008.
12. Makeeva E.A., Litvinova M.A. Sovremennoe informatsionnoe prostran-stvo v sisteme vospitaniia podrastaiushchego pokoleniia [Modern informational space in the system of the younger generation upbringing]. Molodoi uchenyi, 2016, no. 10, pp. 1241-1245.
13. Geikhman L.K. Krizis pedagogicheskogo vzaimodeistviia: tsifrovye "aborigeny" vs tsifrovye "emigrant" [The crisis of pedagogical interaction: Digital "natives" vs digital "immigrants"]. Novye tekhnologii v obrazovatel'nom prostranstve rodnogo i inostrannogo iazyka. Materialy V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Perm, Perm National Research Polytechnica University, 2013, pp. 302-309.
14. Barynkina N.P. Tsennostnye orientatsii cheloveka i informatsionnoe ob-shchestvo [Human values and the information society]. Analiz gumanitarnykh problem sovremennogo rossiiskogo obshchestva: materialy vseros. nauch. internet-konf. s mezhduna-rodnym uchastiem. Omsk, 2005, pp. 23-26.
Сведения об авторах
ГЕЙХМАН Любовь Кимовна
e-mail: [email protected]
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков, лингвистики и перевода, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, Российская Федерация)
КЛЕЙМАН Элина Ильинична
e-mail: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, лингвистики и перевода, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, Российская Федерация)
КЛЕЙМАН Лев Александрович
e-mail: [email protected]
Студент, Пермский государственный национальный исследовательский университет (Пермь, Российская Федерация)
About the authors
Lyubov K. GEYKHMAN
e-mail: [email protected]
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Dept. of Foreign Languages, Linguistics and Translation, Perm National Research Polytechnic University (Perm, Russian Federation)
Elina I. KLEYMAN
e-mail: [email protected]
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dep. of Foreign Languages, Linguistics and Translation, Perm National Research Polytechnic University (Perm, Russian Federation)
Lev A. KLEYMAN
e-mail: [email protected]
Undergraduate Student, Perm State National Research University (Perm, Russian Federation)