ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION
УДК 378.14 ББК74.5
Галина Васильевна Гпинкина,
профессор, кандидат педагогических наук, Российская академия естествознания, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования (660079, Россия, г. Красноярск, ул. Матросова, 19), e-mail: [email protected]
Пути решения проблемы формирования у будущих педагогов профессионального умения структурировать предметное содержание учебных дисциплин
Статья содержит обоснование необходимости формирования у будущих педагогов такого профессионального умения, как структурирование предметного содержания учебных дисциплин. Владение учителями данным умением обусловлено введением в общеобразовательной школе федеральных образовательных стандартов нового поколения, а также требованиями Профессионального стандарта педагога, которые в совокупности определяют изменения в профессиональном педагогическом образовании. Автор предлагает пути решения проблемы формирования у будущих педагогов умения структурировать предметное содержание учебных дисциплин посредством решения нескольких задач: определить сущность процесса структурирования предметного содержания, проанализировать степень разработанности проблемы, выявить факторы и организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития данного умения. В процессе решения этих задач автором была разработана программа спецкурса, которая рассчитана на подготовку будущих учителей различных учебных дисциплин и может быть реализована на любых факультетах педагогических учебных заведений, т. к. теоретический блок программы содержит сведения из общих областей знаний (философии, логики и дидактики), а практический блок связан со структурированием содержания учебных дисциплин в соответствии со специальностью. Также выделены основные профессиональные умения, обеспечивающие способность структурировать предметное содержание сначала изучаемых (общепедагогических и специальных) дисциплин на этапе получения образования, а в дальнейшем и преподаваемых дисциплин в процессе педагогической деятельности.
Ключевые слова: логические знания и умения, организационно-педагогические условия, программа спецкурса, сборник понятий, структурирование.
6
© Глинкина Г. В., 2015
Galina Vasilievna Glinkina,
Professor, Candidate of Pedagogy, Russian Academy of Natural Science, Krasnoyarsk Regional Institute of Professional Development
and Retraining of Educators (19 Matrosov St., Krasnoyarsk, Russia, 660079), e-mail: [email protected]
Ways of Solving the Problem of Forming Future Teachers' Professional Skill of Structuring the Contents of Subjects
The paper justifies the necessity of forming such a professional skill of future teachers as structuring the content area of academic disciplines. The necessity of having teachers master this skill is conditioned by introduction of new-generation Federal Educational Standards in comprehensive secondary schools, as well as by requirements of Teacher Professional Standards, which in the aggregate determine alterations in professional pedagogical education. The author offers solutions to the problem related to formation of future teachers' skill of structuring the content area of academic disciplines by means of solving the following tasks: determining the matter point of the content area structuring process, analyzing the extent of problem development, and, finally, revealing factors and organizational and pedagogical conditions ensuring efficiency of development of this skill. In the course of solving these tasks, the author has devised a special course programme intended for training of future teachers of various academic disciplines, which can be implemented in any departments of pedagogical educational institutions, since the theoretical section of the programme contains information related to the areas of general knowledge (philosophy, logics and didactics), while its practical section is connected with structuring of academic discipline content subject to a certain specialty. Moreover, the author singles out the main professional skills providing for the ability to structure the content area of the disciplines, which are first being studied (general pedagogical and special disciplines) at the stage of getting education, and, in a later stage, of the disciplines which are being taught in the process of pedagogical activity.
Keywords: logical knowledge and skills, organisational and pedagogical conditions, special course programme, notions' collection, structuring of the subjects' contents.
Развитие у будущих педагогов умения структурировать предметное содержание учебных дисциплин (как изучаемых в период получения профессионального образования, так и преподаваемых в процессе профдея-тельности) является актуальной проблемой в системе современного педагогического образования. Это обусловлено несколькими причинами: во-первых, содержание образования характеризуется неструктурированностью, бессистемностью; во-вторых, многие используемые технологии обучения являются неэффективными. Этот факт подтверждается высказываниями учёных, обнаруживших ещё на этапе изучения проблемы формирования системных знаний. Так, М. П. Карпенко отмечал в своих трудах, что «Современный комплекс дисциплин, формирующих у молодого поколения научную картину мира, является во многом эклектичным, избыточным и бессистемным». В. А. Сластёнин и А. И. Мищенко пишут: «Система педагогического образования ориентирована на подготовку учителя-предметника и не формирует готовность к реализации целостного педагогического процесса, начиная с его системного видения». В. В. Краевский, анализируя содержание образования, пришёл к вы-
воду, что «наше образование, к сожалению, обусловливает фрагментарность, разрозненность, бессистемность формируемых знаний и способов деятельности» [5, с. 16]. В связи с этим особую актуальность приобретает поиск комплекса условий, соблюдение которых приведёт к серьёзным качественным изменениям в профессионально-педагогической подготовке в период введения ФГОС нового поколения.
К сожалению, в системе профессионального педагогического образования не уделяется достаточного внимания сущности процесса структурирования предметного содержания, условиям и средствам формирования профессиональных умений, обеспечивающих развитие способности структурировать предметное содержание при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин. Данное умение могло бы послужить выпускникам на этапе профессиональной деятельности основой для структурирования содержания преподаваемых дисциплин, учебников, аналитических материалов и др. Необходимость формирования у будущих педагогов умения структурировать предметное содержание подтверждается и Профессиональным стандартом педагога, в котором среди основных трудовых действий
указано «осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов» [7, с. 165; 22], ставящих перед современным учителем задачу формирования у учащихся универсальных учебных действий, среди которых значится и умение структурировать знания [24, с. 66]. Этим обусловлен поиск новых подходов к профессиональному педагогическому образованию, нацеленному в современных условиях на реализацию задач опережающего развития системы качественной подготовки педагогических кадров. Учреждениям педагогического профессионального образования отводится первостепенная роль, т. к. молодые специалисты должны быть компетентны в вопросах реализации стандартов нового поколения [7, с. 165; 19, с. 103].
Следует отметить, что в школы приходят молодые специалисты, не владеющие умением структурировать предметное содержание преподаваемых дисциплин и учебников, которые пока ещё очень далеки от совершенства: в большинстве своём они содержат неструктурированный материал; часто отсутствуют чёткие определения понятий, в том числе базовых, без осознания которых любая учебная дисциплина не может быть усвоена; допускаются не только фактические, но и логические ошибки; не показана иерархия изучаемых понятий, что затрудняет установление родо-видовых отношений и выстраивание классификации понятий; нередко нарушена и логика расположения тем, а это разрывает логические связи между дидактическими единицами программ учебных дисциплин; многие учебники не содержат ни примеров структурированного материала, ни заданий, помогающих учителю развивать у учащихся умение структурировать знания, и др. [2; 4, с. 160; 9, с. 12]. Следовательно, предметное содержание требует совершенствования посредством структурирования теоретического материала, помещённого в учебниках. К сожалению, молодые специалисты не обладают такой профессиональной компетентностью, поэтому уже в первый год работы молодых педагогов отправляют на курсы повышения квалификации. Результаты анкетирования, проведённого среди учителей -молодых специалистов, преподающих различные учебные дисциплины, подтверждают актуальность описанной проблемы: только 14 % связывают процесс структурирования предметного содержания с установлением взаимосвязи понятий, законов, теорий, выстраиванием системы, иерархии понятий; лишь 16 % считают, что в про-
цессе структурирования необходимо опираться на принципы системного подхода, остальные не смогли назвать никакие принципы;18 % соотносят структурирование только с выстраиванием порядка изучения разделов и тем в содержании учебных дисциплин; 28 % выдвинули предположение, что структурирование предметного содержания основывается только на установлении хронологических связей в истории развития учебных дисциплин; 66 % не смогли дать никого объяснения сущности данного процесса. Очевидно, что развитие у молодых педагогов умения структурировать предметное содержание учебных дисциплин является актуальной проблемой. Конечно, в системе повышения квалификации данная проблема решается посредством разработки специализированных программ и проведения курсов, но наиболее эффективной в данной области может быть подготовка будущих учителей на этапе профобразования. Для этого есть предпосылки: в разделе «Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по различным специальностям отмечается, что «Основная образовательная программа должна быть направлена на обеспечение профессиональной подготовки выпускника и воспитание у него гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств. Это может быть достигнуто как включением в основную образовательную программу соответствующих курсов (разделов дисциплин), так и организацией внеаудиторной работы» [20]. Некоторые общепрофессиональные дисциплины вузов закладывают основу для развития умения структурировать предметное содержание. Так, при изучении дисциплины «Психология» будущие педагоги знакомятся с формами мышления, сущностью и структурой учебной деятельности, в курсе «Педагогика» изучают методы и логику педагогических исследований, инновационные образовательные процессы [20].
Для решения описанной проблемы была определена цель: разработать педагогическое обеспечение процесса формирования у будущих педагогов профессионального умения структурировать предметное содержание изучаемых/преподаваемых дисциплин. Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Проанализировать степень разработанности проблемы формирования у будущих педагогов профессионального умения структурировать предметное содержание изучаемых/
преподаваемых дисциплин и на основе анализа уточнить содержание понятия «структурирование предметного содержания».
2. Выявить факторы, обеспечивающие эффективность развития у будущих педагогов профессионального умения структурировать предметное содержание изучаемых/преподаваемых дисциплин.
3. Разработать организационно-педагогические условия формирования у будущих педагогов профессионального умения структурировать предметное содержание дисциплин.
4. Опытно-экспериментальным путём проверить эффективность реализации разработанных условий в процессе профессионального педагогического образования.
На данном этапе решены первые три задачи. При изучении различной литературы было выявлено, что понятие «структурирование» применяется в различных областях научного знания, близких к педагогике. Так, в социологии в результате структурирования социологических знаний была выявлена их неоднородность и определена достаточно сложная, многоуровневая структура, обусловленная прежде всего различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов [16]. В кибернетике структурирование связывают с применением высокого уровня абстракции, который позволяет находить и применять общие методы подхода к изучению систем качественно различной природы, например технических, биологических, медицинских, экономических, лингвистических и даже социальных [15]. В инженерии знаний, где областью изучения является искусственный интеллект, структурирование применяется для построения полей, пирамид знаний и др. [1], что может стать одним из средств структурирования предметного содержания. В текстологии под структурированием понимается комплекс приёмов, позволяющих извлечь информацию из текста, провести его анализ, критиковать, редактировать, перерабатывать и т. д. [18]. С точки зрения технологии производства структурирование (структуризация) - это деление крупной системы на отдельные взаимосвязанные подсистемы, а иерархическое многоуровневое дерево - это наиболее часто используемый тип структурирования транспортных связей в корпоративной сети [17].
Изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы в области проблемы формирования у будущих педагогов профессионального умения структурировать предметное содержание изучаемых/преподаваемых дисциплин позволили обнаружить, что
корни структурирования предметного содержания целесообразно искать в общем понимании процесса. Структурирование (в широком смысле) принято рассматривать как процесс преобразования информации, предметов или материалов, который может обеспечивать улучшение их качества или создание благоприятных условий для развития или применения. Сущность любого вида структурирования заключается в установлении каких-либо (в большинстве своём логических) связей: структурных, причинно-следственных и др. [8, с. 26; 21, с. 572; 23, с. 657], однако структурирование предметного содержания (в том числе программ, учебников, текстов и т. д.) необходимо понимать как процесс его совершенствования (приведения в систему) посредством выявления прочных, устойчивых логических связей (отношений) между внутрипредметными и межпредметными понятиями, а также и в структуре каждого понятия [2; 9, с. 20; 4, с. 375]. Наиболее существенными логическими связями в данном процессе являются:
- структурные, позволяющие определять строение изучаемых предметов, понятий, явлений, роль и взаимосвязь их компонентов;
- родо-видовые, дающие возможность устанавливать иерархию (классификацию) понятий;
- причинно-следственные, обусловливающие свойства, функции и особенности развития как реальных предметов, явлений окружающего мира, так и абстрактных понятий.
При решении второй задачи были выявлены факторы, обеспечивающие эффективность развития у будущих педагогов профессионального умения структурировать предметное содержание изучаемых/преподаваемых дисциплин:
- основой умений структурировать предметное содержание учебных дисциплин являются знания из области логики (формы мышления (понятие, суждение, умозаключение), логические операции (определение, деление, обобщение, ограничение) и приёмы (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование), законы логики и т. п.);
- в процессе структурирования необходимо использовать разнообразные источники (учебники разных авторов, монографии, справочную литературу, интернет-материалы и др.);
- умение структурировать предметное содержание у будущих педагогов необходимо формировать с первых курсов обучения в педагогических учебных организациях (заведениях), т. е. параллельно с изучением обще-
профессиональных и узкопрофессиональных учебных дисциплин;
- для успешного формирования умения структурировать предметное содержание необходима специальная программа (например, спецкурса), которую можно реализовать на любых факультетах педагогических учебных заведений;
- важную роль в формировании у будущих педагогов умения структурировать предметное содержание играет мотивация к данной деятельности (осознание необходимости овладения данным умением, его роли в процессе обучения; стремление к профессиональному развитию);
- технология преподавания общепедагогических и специальных дисциплин должна обогатиться приёмами и средствами структурирования предметного содержания учебных дисциплин;
- освоение будущими педагогами содержания изучаемых дисциплин целесообразно сочетать с самостоятельным структурированием их содержания.
В ходе теоретического осмысления проблемы и решения третьей задачи было выдвинуто предположение, согласно которому формирование у будущих педагогов профессионального умения структурировать предметное содержание учебных дисциплин (как изучаемых в вузе, так и тех, которые будут преподаваться ими в будущей профдеятельности) будет осуществляться более эффективно при реализации следующих организационно-педагогических условий:
1. Освоение студентами 1-2-х курсов содержания программы спецкурса «Структурирование предметного содержания учебных дисциплин».
2. Использование студентами знаний и умений в области структурирования при изучении различных (общепедагогических и специальных) дисциплин в процессе профессионального образования.
3. Овладение студентами старших курсов средствами развития у учащихся умений структурировать знания и применение их в процессе педагогической практики.
Организационно-педагогические условия направлены на развитие когнитивной сферы сознания будущих педагогов, которая является ведущей сферой в профессиональной педагогической деятельности. Для создания первого условия была разработана программа спецкурса «Структурирование предметного содержания учебных дисциплин», реализация которой
на любых факультетах педагогических учебных заведений (организаций) способствует развитию у будущих педагогов умения структурировать предметное содержание изучаемых/ преподаваемых дисциплин. Содержание программы представлено разделами: «Философские и дидактические основания структурирования предметного содержания», «Логические умения как основные интеллектуальные средства структурирования предметного содержания учебных дисциплин», «Традиционные и инновационные приёмы структурирования предметного содержания изучаемых/преподаваемых учебных дисциплин». Каждый раздел содержит теоретическую и практическую части, освоение которых в совокупности даст возможность будущим педагогам сформировать профессиональные умения в области структурирования предметного содержания сначала изучаемых в вузе учебных дисциплин, а затем и тех дисциплин, которые им предстоит преподавать в школе.
Так, первый раздел «Философские и дидактические основания структурирования предметного содержания» позволит будущим педагогам осознать сущность процесса структурирования в его широком понимании и применительно к учебному процессу, рассмотреть исторические предпосылки и различные подходы учёных к изучению данного процесса, понять роль структурирования в различных областях познания и более глубоко в процессе преподавания дисциплин.
Содержание второго раздела «Логические умения как основные интеллектуальные средства структурирования предметного содержания учебных дисциплин» формирует у будущих педагогов систему логических знаний и умений, овладение которыми даст возможность не только структурировать предметное содержание дисциплин, изучаемых в процессе профессионального образования, но и на этапе изучения методики преподавания, педпрактики, а также в дальнейшей профдеятельности осуществлять структурирование преподаваемых дисциплин и различных аналитических материалов.
Изучение третьего раздела программы «Традиционные и инновационные приёмы структурирования предметного содержания изучаемых/преподаваемых учебных дисциплин» потребует от студентов применения знаний и умений, приобретённых на этапе освоения первого и второго разделов. При этом преобладающее количество часов отводится на практическую часть, чтобы студенты реально
могли включиться в процесс структурирования отдельных тем (разделов) тех дисциплин, которые были изучены ранее или осваиваются в данный период времени. Важно отметить, что преподавателям педагогических вузов и колледжей целесообразно включаться в процесс структурирования студентами предметного содержания в качестве их научных руководителей или консультантов. А для этого необходимо, чтобы профессорско-преподавательский состав был готов к такой деятельности (знал сущность, приёмы и средства структурирования, имел практику их применения, опыт разработки структурированных материалов).
В целом данный спецкурс построен таким образом, чтобы не стать отвлечённым фрагментом учебного плана вуза или колледжа, а наоборот, обеспечивать системность работы преподавателей и студентов посредством сотрудничества в процессе структурирования предметного содержания различных учебных дисциплин. Целесообразно периодически проводить разработческие семинары, научно-практические конференции, где демонстрируются результаты структурирования преподавателей и студентов, обсуждаются наиболее эффективные средства структурирования и проблемы. Курсовые работы и дипломные проекты выпускников также могут содержать разработки, являющиеся результатом самостоятельного структурирования содержания учебных дисциплин.
Результатом такой работы будет готовность выпускников профессиональных педагогических заведений к самостоятельной работе в области структурирования разделов и тем программ преподаваемых дисциплин, а также к развитию у учащихся умений структурировать знания.
Второе условие требует использования студентами знаний и умений в области структурирования предметного содержания при изучении различных (общепедагогических и специальных) дисциплин. Например, студенты, осваивающие специальность 032900 Русский язык и литература [20], при изучении дисциплины «Фонетика» могут структурировать материал по теме «Звуки речи»; «Морфология» - «Части речи»; «Синтаксис» - «Словосочетание», «Предложение», «Члены предложения»; «Теория литературы» - «Литературные жанры», «Средства художественной выразительности» и др. Студенты, обучающиеся по другим специальностям, будут структурировать содержание изучаемых дисциплин по соответствующим темам. Для этого целесообразно использовать
авторские разработки, лежащие в основе двух педагогических изобретений:
- Способ диалектического обучения, разработанный красноярскими учёными (А. И. Гон-чарук и В. Л. Зорина), получившими патент Международного центра педагогического изобретательства № 196 от 28.03.1996 г. [5, с. 8; 9, с. 20].
- Способ обучения и усвоения информации, содержащейся в учебном материале или любом тексте (авторы: В. Л. Зорина, И. Д. Еремеевская, Г. В. Глинкина; патент № 2396605 от 10.08.2010 г. Федеральной службы по интеллектуальной собственности РФ) [9, с. 91].
Данные авторские изобретения были выбраны неслучайно, они стали основой освоения будущими педагогами логических знаний и умений, а также инновационных дидактических средств, в совокупности с логическими умениями обеспечивающих способность структурировать предметное содержание изучаемых дисциплин. К инновационным средствам, разработанным и применяемым в теории и технологии указанных авторских педагогических изобретений, относятся:
- сборник понятий, позволяющий выстроить непротиворечивую систему (классификацию) понятий на основе формулирования наиболее точных определений понятий (структурных, функциональных, генетических); установления объёма понятий и родо-видовых отношений между ними [2; 3, с. 160; 4, с. 375; 5, с. 74; 6, с. 91; 9, с. 21];
- комплект карточек (№ 1 - вопрос-понятие, № 2 - вопрос-суждение, № 3 - сравнение, № 4 - противоречие, № 5 - категории философии, № 6 - умозаключение), применение которых даёт возможность выделять существенные признаки изучаемых понятий; определять их структуру; формулировать определения понятий на основе логических правил; сравнивать понятия, выделяя общие, особенные и единичные признаки; подводить понятия под философские категории (причина - следствие, первичное - вторичное, сущность - явление, целое - часть и др.); выявлять противоречия, формулировать проблемные вопросы и умозаключения [2; 5, с. 49; 9, с. 91].
Результатом применения будущими педагогами такого инструментария является объёмный структурированный материал, осознанно усваиваемый и дающий возможность проникать в глубинную сущность изучаемых дисциплин, что создаёт благоприятные условия в процессе профессиональной деятельности для дальнейшего успешного преподавания этих дисциплин и организации исследований учащихся.
К сожалению, из-за достаточно большого объёма сборников понятий и комплектов карточек невозможно привести их в полном виде, даже фрагмент занимает достаточно много места (как правило, 20-100 страниц). Познакомиться с алгоритмом разработки и примерами такого инструментарием можно в опубликованных монографиях, учебно-методических пособиях [5, с. 74; 9, с. 18], материалах конференций [3, с. 160; 6, с. 91, 7, с. 167]. Так, будущие филологи могут в качестве образца использовать сборник понятий и карточки по темам «Текст» [5, с. 120], «Имя существительное», «Имя прилагательное» [10, с. 5], «Предложение в русском и иностранных языках» [9, с. 27-142]; будущие учителя географии - «Формы рельефа», «Горные породы», «Воды суши» [14, с. 16, 35, 50]; будущие учителя химии - «Оксисоеди-нения» [11, с. 6]; будущие педагоги-психологи -«Мышление», «Память» [12, с. 9; 13, с. 8] и др.
Будущие учителя при освоении программы спецкурса осваивают алгоритм разработки такого инструментария и приобретают основные профессиональные умения в области структурирования предметного содержания изучаемых дисциплин:
- выделять базовые понятия в общем перечне,
- анализировать структуру любого понятия, взаимосвязь его компонентов,
- указывать в определении или находить в учебном тексте родовой и видовые признаки изучаемых понятий,
- устанавливать вид определения понятия (структурное, функциональное, генетическое),
- на основе анализа и сравнения видов понятия выявлять критерии деления,
- определять родо-видовые отношения между понятиями, выстраивать их классификацию (виды по разным критериям деления и полный объём),
- находить в учебниках и других источниках логические ошибки,
- разрабатывать предметные задания, способствующие развитию у учащихся умений структурировать изучаемый материал и др.
Предполагается исследование динамики развития у будущих педагогов описанных умений, чтобы обеспечить формирование профессиональной компетентности не только в области структурирования предметного содержания преподаваемых дисциплин, но и в целом в реализации ФГОС нового поколения
Решение трёх описанных задач создаёт базу и для четвёртой задачи - опытно-экспериментальным путём проверить эффективность реализации разработанных условий в процессе профессионального педагогического образования. Данная задача будет решаться на следующем этапе исследования.
Список литературы
1. Гаврилова Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //lib.alnam.ru / (дата обращения: 15.08.2015).
2. Глинкина Г. В. О проблеме структурирования содержания учебников по русскому языку и развития у учащихся умения структурировать знания // Гуманитарные науки и проблемы современной коммуникации: материалы I Междунар. науч.-практ. междисципл. интернет-конф. (г Якутск, 17-24 мая 2013 г) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // philology.s-vfu.ru/ (дата обращения: 10.06.2013).
3. Глинкина Г. В. Овладение умением структурировать предметное содержание изучаемых дисциплин как важная компетентность будущих учителей // Наука и культура России: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (г Самара, 27-29 мая 2013 г); в 2 т. Т. 1. Самара, 2013. 220 с. С. 159-162.
4. Глинкина Г В. Овладение учителями на курсах повышения квалификации средствами структурирования предметного содержания как основа повышения уровня их профессиональной компетентности // Проблемы развития образования на современном этапе: материалы III Междунар. науч.-
References
1. Gavrilova T. A., Khoroshevskii V. F. Bazy zna-nii intellektual'nykh sistem [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http: //lib.alnam.ru / (data obrashcheniya: 15.08.2015).
2. Glinkina G. V. O probleme strukturirovaniya soderzhaniya uchebnikov po russkomu yazyku i razviti-ya u uchashchikhsya umeniya strukturirovat' znaniya // Gumanitarnye nauki i problemy sovremennoi kommuni-ka-tsii: materialy I Mezhdunar. nauch.-prakt. mezhdist-sipl. internet-konf. (g. Yakutsk, 17-24 maya 2013 g.) [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http: //philology.s-vfu. ru/ (data obrashcheniya: 10.06.2013).
3. Glinkina G. V. Ovladenie umeniem strukturirovat' predmetnoe soderzhanie izuchaemykh distsiplin kak vazhnaya kompetentnost' budushchikh uchitelei // Nauka i kul'tura Rossii: Materialy X Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Samara, 27-29 maya 2013 g.); v 2 t. T. 1. Samara, 2013. 220 s. S. 159-162.
4. Glinkina G. V. Ovladenie uchitelyami na kursakh povysheniya kvalifikatsii sredstvami strukturirovaniya predmetnogo soderzhaniya kak osnova povysheniya urovnya ikh professional'noi kompetent-nosti // Problemy razvitiya obrazovaniya na sovre-mennom etape: materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt.
практ. конфер. (г. Махачкала, 18 декабря 2014 г); в 2 ч. Ч. 2. М., 2014. 524 с. С. 374-378.
5. Глинкина Г. В. Подготовка учителя к формированию у учащихся системных знаний. Germany, Saarbrücken: LAP LAMBERT AcademicPublishing, 2012. 232 с.
6. Глинкина Г. В. Пути решения проблемы подготовки педагогов к структурированию предметного содержания // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (г Нижневартовск, 7 февр. 2014 г.). Ч. II. Нижневартовск, 2014. 336 с. С. 90-92.
7. Глинкина Г. В. Структурирование студентами предметного содержания в процессе профессионально-педагогического образования // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Барнаул, 13-15 октября 2014 г.). Барнаул, 2014. 388 с. С. 165-168.
8. Глинкина Г. В. Умение учащихся структурировать знания как одно из основных общеучебных познавательных универсальных учебных действий // Личность как субъект инноваций: сб. науч. тр. / науч. ред. М. В. Волкова. Вып. 3. Чебоксары, 2012. 116 с. С. 23-31.
9. Глинкина Г. В., Зорина В. Л. Структурирование предметного содержания средствами способа диалектического обучения: предложение в русском и иностранных языках. Красноярск, 2014. 216 с.
10. Глинкина Г. В., Зорина В. Л. Способ диалектического обучения: сб. лингвистических понятий: Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Красноярск, 2000. 27 с.
11. Еремеевская И. Д., Зорина В. Л. Способ диалектического обучения: комплект учебно-методических материалов по теме «Кислородсодержащие производные углеводородов» (подтема «Оксисоеди-нения»): учеб.-метод. пособие для учителей химии и студентов химич. спец. вузов. Красноярск, 2002. 26 с.
12. Зорина В. Л., Глинкина Г В., Еремеевская И. Д. Психология. Познавательные процессы. Ч. II: Мышление: учеб. пособие для студ. спец. 020400К. Красноярск, 2004. 100 с.
13. Зорина В. Л., Еремеевская И. Д., Глинки-на Г. В. Общая психология. Познавательные процессы. Ч. III: Память: учеб. пособие для слушателей сист. доп. образ., аспир. и студ. спец. 020400 Психология, 050501 Педагог проф-го обучения. Красноярск, 2007. 128 с.
14. Использование современного дидактического инструментария познания при изучении физической географии на основе Способа диалектического обучения: учеб.-метод. пособие / В. Л. Зорина, И. Д. Еремеевская, М. А. Митрухина, М. И. Ко-вель. Красноярск, 2010. 120 с.
15. Кибернетика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //lomonosov-fund.ru/ (дата обращения: 14.08.2015).
16. Структура социологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.tinlib.ru/ (дата обращения: 14.08.2015).
konfer. (g. Makhachkala, 18 dekabrya 2014 g.); v 2 ch. Ch. 2. M., 2014. 524 s. S. 374-378.
5. Glinkina G. V. Podgotovka uchitelya k formirovaniyu u uchashchikhsya sistemnykh znanii. Germany, Saarbrücken: LAP LAMBERT AcademicPublishing, 2012. 232 s.
6. Glinkina G. V. Puti resheniya problemy podg-otovki pedagogov k strukturirovaniyu predmetnogo so-derzhaniya // Kul'tura, nauka, obrazovanie: problemy i perspektivy: materialy III Vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Nizhnevartovsk, 7 fevr. 2014 g.). Ch. II. Nizhnevartovsk, 2014. 336 s. S. 90-92.
7. Glinkina G. V. Strukturirovanie studentami predmetnogo soderzhaniya v protsesse profession-al'-no-pedagogicheskogo obrazovaniya // Modernizat-siya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: ten-dentsii, strategiya, zarubezhnyi opyt: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Barnaul, 13-15 okty-abrya 2014 g.). Barnaul, 2014. 388 s. S. 165-168.
8. Glinkina G. V. Umenie uchashchikhsya struk-turirovat' znaniya kak odno iz osnovnykh obshcheucheb-nykh pozna-vatel'nykh universal'nykh uchebnykh de-istvii // Lichnost' kak sub"ekt innovatsii: sb. nauch. tr. / nauch. red. M. V. Volkova. Vyp. 3. Cheboksary, 2012. 116 s. S. 23-31.
9. Glinkina G. V., Zorina V. L. Strukturirovanie predmetnogo soderzhaniya sredstvami sposoba dia-le-kticheskogo obucheniya: predlozhenie v russkom i inos-trannykh yazykakh. Krasnoyarsk, 2014. 216 s.
10. Glinkina G. V., Zorina V. L. Sposob dialektich-eskogo obucheniya: sb. lingvisticheskikh ponyatii: Mor-fologiya. Imya sushchestvitel'noe. Imya prilagatel'noe. Krasnoyarsk, 2000. 27 s.
11. Eremeevskaya I. D., Zorina V. L. Sposob dial-ekticheskogo obucheniya: komplekt uchebno-metodi-cheskikh materialov po teme «Kislorodsoderzhashchie proizvodnye uglevodorodov» (podtema «Oksisoedine-ni-ya»): ucheb.-metod. posobie dlya uchitelei khimii i stu-dentov khimich. spets. vuzov. Krasnoyarsk, 2002. 26 s.
12. Zorina V. L., Glinkina G. V., Eremeevskaya I. D. Psikhologiya. Poznavatel'nye protsessy. Ch. II: Myshlenie: ucheb. posobie dlya stud. spets. 020400K. Krasnoyarsk, 2004. 100 s.
13. Zorina V. L., Eremeevskaya I. D., Glinkina G. V. Obshchaya psikhologiya. Poznavatel'nye protsessy. Ch. III: Pamyat': ucheb. posobie dlya slushatelei sist. dop. obraz., aspir. i stud. spets. 020400 Psikhologiya, 050501 Pedagog prof-go obucheniya. Krasnoyarsk, 2007. 128 s.
14. Ispol'zovanie sovremennogo didaktich-eskogo instrumentariya poznaniya pri izuchenii fi-zicheskoi geografii na osnove Sposoba dialek-ticheskogo obucheniya: ucheb.-metod. posobie / V. L. Zorina, I. D. Eremeevskaya, M. A. Mitrukhina, M. I. Kovel'. Krasnoyarsk, 2010. 120 s.
15. Kibernetika [Elektronnyi resurs]. Rezhim dos-tupa: http: //lomonosov-fund.ru/ (data obrashcheniya: 14.08.2015).
16. Struktura sotsiologii [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http: //www.tinlib.ru/ (data obrashcheniya: 14.08.2015).
17. Структуризация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //opredelim.com/ (дата обращения: 14.08.2015).
18. Текстология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.hi-edu.ru / (дата обращения: 10.08.2015).
19. Черепанова Л. В. Проблема сопряжения программ высшего профессионального и общего школьного образования на этапе магистерской подготовки будущих учителей // Гуманитарный вектор. 2012. № 1 (29). С. 102-113.
Источники
20. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 032900 Русский язык и литература, квалификация «учитель русского языка и литературы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.mpgu.edu/uchebno_metodicheskoe (дата обращения: 10.06.2015).
21. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М., 1971. 656 с.
22. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //sovet-edu.ru/documents / (дата обращения: 24.02.2015).
23. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев [и др.]. Москва, 1983. 840 с.
24. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд. М., 2011. 79 с.
17. Strukturizatsiya [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http: //opredelim.com/ (data obrashcheniya: 14.08.2015).
18. Tekstologiya [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http: //www.hi-edu.ru / (data obrashcheniya: 10.08.2015).
19. Cherepanova L. V. Problema sopryazheniya programm vysshego professional'nogo i obshchego shkol'nogo obrazovaniya na etape magisterskoi podgotovki budushchikh uchitelei // Gumanitarnyi vektor. 2012. № 1 (29). S. 102-113.
Istochniki
20. Gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazovaniya. Spet-si-al'nost' 032900 Russkii yazyk i literatura, kvali-fikatsiya «uchitel' russkogo yazyka i literatury» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http: //www.mpgu. edu/uchebno_metodicheskoe (data obrashche-niya: 10.06.2015).
21. Kondakov N. I. Logicheskii slovar'-spravoch-nik. M., 1971. 656 s.
22. Professional'nyi standart pedagoga [Elektron-nyi resurs]. Rezhim dostupa: http: //sovet-edu.ru/docu-ments / (data obrashcheniya: 24.02.2015).
23. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' / L. F. Il'ichev, P. N. Fedoseev [i dr.]. Moskva, 1983. 840 s.
24. Fundamental'noe yadro soderzhaniya obshchego obrazovaniya / pod red. V. V. Kozlova, A. M. Kondakova. 4-e izd. M., 2011. 79 s.
Статья поступила в редакцию 22.08.2015