Проблемы экономики и менеджмента
О.Е. Полозюкова
аспирант,
ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ
Аннотация. В середине 1990-х гг. ученые-экономисты и руководство Китая пришли к выводу, что экстенсивный тип развития страны и сверхвысокие темпы роста экономики КНР носят разрушительный характер. В связи с этим, правительством Китая были разработаны и осуществлены ряд целевых программ и планов. Во многом, благодаря поддержке государства, значительному притоку иностранных инвестиций и увеличению расходов на НИОКР, Китаю удалось добиться за достаточно короткий период значительных успехов на пути инновационного развития «экономики знаний».
Ключевые слова: Китай, инновации, НИОКР, экономика знаний.
O.E. Polozyukova, Plekhanov Russian Economic University
THE STRATEGY OF INNOVATION DEVELOPMENT OF CHINA
Abstract. In the mid-1990s. economists and the Chinese leadership concluded that the extensive type of development and the extremely high growth rates of China's economy are devastating. In this regard, the Chinese government has developed and implemented a number of targeted programs and plans. Largely thanks to the support of the state, a significant influx of foreign investment and increased spending on research and development, China has managed to achieve in a relatively short period substantial progress on the path of innovative development of the "knowledge economy".
Keywords: China, innovation, research, development, economy.
В результате экстенсивного пути развития китайская экономика характеризовалась следующими особенностями:
- обвальное падение эффективности производства;
- увеличение числа убыточных предприятий и размеров убытков;
- рост неплатежей и как следствие, государственного долга;
- увеличение числа безработных.
Кризис экстенсивной модели роста наиболее ярко проявился в 1992-1996 гг., когда стало очевидно, что сверхвысокие темпы роста экономики КНР носят разрушительный характер. Поэтому, начиная с середины 1990-х гг. и ученые-экономисты, и руководство КНР приходят к выводу, что экстенсивный тип развития не сможет обеспечить решение неотложных проблем страны, таких как хозяйственная отсталость западных районов страны, а также улучшение качества жизни людей.
Проблема перехода КНР к интенсивному типу воспроизводства экономики заключается, прежде всего, в огромной численности населения страны. Большая численность населения в свое время стимулировала развитие широкомасштабного мелкотоварного производства и кустарной промышленности. Вследствие развития кустарной промышленности произошло значительное распыление материальных и финансовых ресурсов страны, вызвав нерациональную структуру производства, слабое использование производственных мощностей (особенно в обрабатывающей промышленности),
84
№ 3 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
хронический дефицит сырьевых, энергетических, земельных и водных ресурсов. Китайская модель отличалась очень низким уровнем производительности труда, широкомасштабным применением ручного труда.
Поэтому НТП можно рассматривать и как один из основных факторов роста китайской экономики, и как одно из важнейших направлений ее развития.
В целях реализации этого направления развития национальной экономики, в Китае еще в 1982 г. была принята программа инноваций в социально-экономической сфере, так называемые штурмовые планы. Результатом одного из первых таких «штурмов» стала идея создания научных парков, которые были призваны ликвидировать научнотехнологическое отставание КНР от стран Запада. Первый из таких парков был организован в 1985 г. в Шэньчжэне, рядом с Гонконгом. Он стал источником информации и капиталов. Научно-технологическую поддержку парку оказал не только местный университет, созданный в 1984 г., но и другие научные центры КНР.
Успех этого и появившихся вслед за ним других технологических парков способствовал привлечению в КНР венчурного капитала, который впервые появился в КНР в уже 1985 г. В начале 2005 г. в стране насчитывалось более 180 различных венчурных инвестиционных компаний, из них 90% - правительственные, 8% - иностранные, а остальные 2% - совместные. Общая сумма их капиталовложений превысила 30 млрд юаней (более 3,5 млрд долл.). Правительственная поддержка научнотехнической и инновационной деятельности осуществлялась через ряд целевых программ и планов.
На Всекитайском научно-техническом съезде (в январе 2006 г.) были обнародованы основы плана развития страны в сфере науки и технологий до 2020 г. Основная цель - повышение возможностей самостоятельного инновационного развития страны и построения инновационной экономики. Устанавливалось три приоритета: снизить уровень зависимости страны от иностранных технологий до 30%, повысить затраты на НИОКР до 2,5% ВВП, увеличить вклад наукоемких производств в экономическое развитие до уровня более 60%.
На XVII съезде КПК, состоявшемся в октябре 2007 г., была обнародована «научная концепция развития», в которой обоснована необходимость перехода от экстенсивных методов развития к интенсивным методам, что предполагает повышение роли науки и техники в экономике. В достижении поставленной цели ведущее место отведено научно-техническому прогрессу, так как регулирование и оптимизация промышленной структуры ставят задачу ускорения развития новых высоких технологий, внедрения во все промышленные отрасли информационных сетей, оснащение новыми технологиями традиционных производств и др.
Таким образом, изначально идеи инновационного развития были привнесены
№ 3 - 2011
85
Проблемы экономики и менеджмента
официальными (партийными и государственными) источниками.
Одновременно китайскими исследователями стали разрабатываться теоретические аспекты инновационного развития национальной экономики. Это новое научное направление, имеющее китайскую специфику, получило название «китайская теория экономики знаний». Экономика знаний определяется этим направлением как «экономика, основанная на производстве, распределении и использовании знаний и информации».
В течение 1990-х гг. в Китае были предприняты законодательные и практические меры по формированию и продвижению «экономики знаний». Это в совокупности позволяет решить поставленные задачи. Так, были приняты и реализуются «Закон о научно-техническом прогрессе», «Закон об охране интеллектуальной собственности», «Закон о государственной монополии», «Закон об административных взысканиях» и др.
Базой инновационного развития страны должны были послужить, во-первых, имеющийся значительный научно-технический потенциал. Согласно статистике, в КНР в научно-технической сфере заняты 38,5 млн человек, из них 1,09 млн занимаются непосредственно исследованиями и разработками (в США, занимающим первое место в мире по этому показателю, количество научных исследователей достигает всего 1,3 млн чел.). По этим двум показателям Китай занимает первое и второе места в мире соответственно.
Во-вторых, значительное воздействие на НТП оказывает импорт технологий, позволяющий развивать такие прогрессивные сектора экономики, как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии, здравоохранение. В «Китайскую Силиконовую долину», расположенную в районе Хайдиан севернее Пекина и насчитывающую многочисленные исследовательские центры и университеты, уже устремляются самые передовые в технологическом плане компании ведущих стран.
С помощью национальной стратегии инновационно-технологического прорыва в КНР формируется новая постиндустриальная основа развития всей страны. Происходит концентрация инновационно-инвестиционных ресурсов государства и общественного сектора на стратегических направлениях, обеспечивающих распространение высоких технологических укладов на всю экономическую систему, на центральные и западные регионы страны. При этом государство взяло на себя финансирование базисных инноваций производственного сектора и обеспечение инноваций в нерыночном секторе, создание благоприятного инновационного климата, содействие развитию венчурного финансирования малого и среднего инновационного бизнеса, поддержку экспорта национальной наукоемкой продукции. Особенно активизировались усилия по модификации инновационной стратегии Китая и усиление внимания к притоку инвестиций в сферу высоких технологий после вступления КНР в 2001 году в ВТО. Активно обнов-
86
№ 3 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
ляется законодательная база, инфраструктура, возникают новые электронные платформы, а также кадровая и финансовая составляющие.
Нынешняя инновационная стратегия Китай нацелена на заимствование и использование иностранных технологий прорывного характера, по мнению экспертов, продолжится в ближайшие 15 лет.
Основные принципы инновационного развития Китая:
- На начальном этапе - максимальная восприимчивость и копирование технологий, стандартов, позитивного опыта других стран;
- Переосмысление и создание собственных продуктов (иногда - на грани плагиата). Развитие собственной системы патентования;
- Контрактное законодательство и лоббирование государством национальных интересов позволяет китайской стороне менять условия в соответствии со своими интересами;
- Если раньше Китай обучал своих студентов за рубежом, поощрял участие своих ученых и квалифицированных рабочих в деятельности за границей, то теперь задействована программа возвращения ученых;
- Создаются технопарки и бизнес-инкубаторы. По числу бизнес-инкубаторов в настоящее время Китай находится на втором месте в мире после США. Для привлечения иностранных ученых создаются технопарки за рубежом.
В то же время следует отметить, что в Китае, при недостаточном внимании к фундаментальным исследованиям, предпочитают развивать направления, способствующие созданию новых продуктов и завоеванию новых рынков сбыта.
Во главу угла инновационного развития Китай ставит не мировую гегемонию (как США) и не задачи, связанные с обеспечением благополучия и процветания народов (как ЕС), а национальные интересы, последовательное решение конкретных задач развития национальной социально-экономической системы, повышение конкурентоспособности отечественной продукции с целью дальнейшей экспансии на мировом рынке.
Одним из основных направлений реализации задач модернизационного и инновационного развития Китая выступают государственные зоны новых и высоких технологий, технопарки и пр. Однако следует отметить, что создание этих зон основывалось на зарубежных (преимущественно западных) теориях.
За период с 1988 г., когда в КНР началось создание зон освоения высоких и новых технологий государственного значения, наблюдается быстрое развитие научнотехнических предприятий, которые стали важной силой, стимулирующей социальноэкономическое развитие страны. В то время, основным подспорьем для их создания были западные технологии. В настоящее время в Китае насчитываются 56 зон государственной категории по освоению высоких и новых технологий. Общие доходы таких
№ 3 - 2011
87
Проблемы экономики и менеджмента
зон от хозяйственной деятельности увеличились с 4,1 млрд долл. в 1992 г. до 1,14 трлн долл. в 2009 г. И даже в период мирового финансового кризиса (в 2008 и 2009 гг.) рост главных экономических показателей в этих зонах сохранялся на уровне свыше 17%.
В Китае наблюдается стабильный рост расходов на НИОКР (см. Таблицу 1), по этому показателю Китай в 2011 году выйдет на второе место в мире, потеснив Японию.
Таблица 1 - Расходы на науку и технику в Китае за период 2000 - 2011 гг. (млрд долл.)
Показатели/годы 2000 2002 2004 2006 2008 2009 2010 2011 (прогноз)
Расходы на НИОКР 12,9 18,4 28,08 37,54 65,3 91,42 141,4 153,7
Доля расходов на НИОКР в ВВП,% 0,9 1,07 1,23 1,42 1,52 1,85 2,34 2,32
Источник: Государственное статистическое управление (UCE) Министерства науки и технике КНР (МНТ) 2011.
«План-2020», направленный на реформу инновационной сфер, содержит перечень ключевых направлений (например, «энергетика»), прорывных технологий («продвинутая энергетика»), инженерных («продвинутые ядерные реакторы») и научных («нанотехнология») мегапроектов, на которые и выделяется основное финансирование. Особое внимание уделяется сельскому хозяйству, медицине и биологии, охране окружающей среды и другим компонентам «устойчивого развития».
В результате предпринимаемых в стране усилий быстрыми темпами развиваются высокотехнологичные отрасли, такие, как микроэлектроника, связь, выпуск компьютерной продукции и программного обеспечения, биофармацевтика, производство новых материалов и др.
За последние годы в КНР получены следующие результаты в технологическом и инновационном развитии:
- созданы благоприятные условия для внедрения в производство достижений науки и техники;
- из специалистов, прошедших обучение и стажировки за рубежом подготовлены высококвалифицированные предприниматели, менеджеры, финансисты и др., для работы и управления привлечены люди с новым мышлением;
- осуществлены необходимые инвестиции.
В то же время в развитии инновационного направления в Китае не удалось избежать ряда проблем, среди которых мы выделяем следующие:
- формирование стартового капитала для инновационных проектов и проблемы последующего финансирования;
- отсутствие механизмов оказания эффективной правительственной помощи высокотехнологичным компаниям;
88
№ 3 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
- упрощение бюрократических процедур, связанных с организацией и функционирование высокотехнологичных компаний, в том числе - в особых экономических зонах.
Таблица 2 - Экономические показатели развития высокотехнологичных отраслей промышленности Китая в 2009 г, млрд юаней
Отрасли производства Валовое производство, млрд ю. Рост в % Производство вновь освоенной продукции Рост в %
Валовое промышленное производство (по предприятиям с объемом реализации более 5 млн юаней), в т.ч.: 40727,39 5,36 4117,80 6,08
По высокотехнологичным отраслям в целом, в т.ч.: 4842,73 1,75 948,72 1,69
1. Средства информатизации для учебного процесса 57,04 03,36 12,32 24,90
2. Фармацевтика: 749,26 18,78 102,65 23,98
В т.ч.: - синтезированные лекарства 389,00 15,05 62,97 22,59
- лекарства китайской медицины 165,33 20,36 21,31 28,42
- биологические и биохимич. препараты 73,22 24,93 9,37 11,20
3. Авиация и космонавтика: 97,42 9,35 35,46 2,88
3.1. Самолетостроение и ремонт 92,31 9,21 33,96 2,84
3.2. Космическое оборудование 5,11 11,96 1,51 3,64
4. Электроника и телекоммуникационное оборудов.: 2277,54 -0,52 509,34 -6,57
4.1. Телекоммуникационное оборудование: 676,84 -3,07 230,85 0,34
В т.ч.: - передающее оборудование 42,82 -2,00 7,65 -10,32
- оборудование для обмена 210,45 20,53 65,43 16,02
- оборудование для конечных станций 43,91 -9,88 5,64 30,19
- оборудование для мобильной связи 339,20 -14,65 147,64 -6,12
4.2. оборудование для релейных станций 10,41 7,62 4,25 11,75
4.3. оборудование для радио и телевидения 33,49 9,76 6,60 11,24
4.4. продукция электроники: 488,61 -1,26 75,01 -06,09
- вакуумные приборы 311,18 -34,39 8,03 -22,62
- полупроводники 41,97 -5,85 0,57 -5,90
- системные плато 151,99 -10,86 32,09 -30,48
- лазерное оборудование 263,48 13,46 30,11 -46,65
4.5. элементы для электроники 672,96 -2,50 55,85 -10,40
4.6. видео- и теле- оборудование 304,87 5,3 □ 127,04 9,22
4.7. прочее оборудование для электроники 90,30 17,93 9,73 13,57
5. Вычислительная техника и офисное оборудование: 1311,05 -4,60 236,37 12,35
5.1. электронные калькуляторы 778,66 3,80 165,07 38,32
5.2. оборудование для компьютерных сетей 30,21 -6,20 6,57 12,06
5.3. вспомогательное оборудование для ЭВМ 447,08 -15,72 61,22 -24,53
5.4. офисное оборудование 55,11 -10,42 3,51 -14,00
6. Медицинское и измерительное оборудование: 345,14 7,57 52,18 4,21
6.1. Медицинское оборудование 74,87 18,07 11,88 7,56
6.2. Измерительное оборудование 070,27 4,99 40,30 3,26
7. Программное обеспечение массового применения 0 0 0 0
8. Прочее 4,98 18,50 0,40 81,58
Источник: Чжунго гунъе бао. 30.11.2009.
№ 3 - 2011
89
Проблемы экономики и менеджмента
В 2009 г. доля вновь освоенных видов продукции в среднем в валовой промышленной продукции повысилась до 9,42% (против 9,36% в сопоставимом периоде 2008г.) - в высокотехнологичных отраслях доля вновь освоенных видов продукции 19,59% (против 19,61%) (см. Таблица 2).
В целом можно сделать вывод о том, что, несмотря на определенные успехи и относительную длительность развития данного направления, сфера новых и высоких технологий в Китае остается на одной из начальных стадий своего развития.
Список литературы:
1. Логутова Л.В., Кучинская Т.Н. Инновационный потенциал как фактор устойчивого развития китайского региона. // http://www.rae.ru/forum2010/35/425.
2. Мировая экономика: прогноз до 2020 года. / под ред. Дынкина А. А. - М.: Магистр, 2007.
List of references:
1. L.V. Logutova, T.N. Kuchinskaya Innovative potential as a factor for sustainable development of the Chinese region. // http://www.rae.ru/forum2010/35/425.
2. The world economy: the forecast until 2020. / Ed. A.A. Dynkin - M.: Magistr, 2007.
90
№ 3 - 2011