ного повторения. Главная ценность Anki заключается в том, что с ее помощью можно запомнить новую лексику надолго.
http://dict.klava.org/ - он-лайн флешкарты. Сайт хорош простотой, не требует никаких установок программ с карточками. Работает через браузер.
WordSteps Mobile Client - бесплатное мобильное приложение для изучения английских слов.
Сramberry.net - он-лайн флешкарты, поддерживают работу с iPhone, iPad, iPod. 30 карточек на английском в день бесплатно.
http://dynamo.dictionary.com - различные флэш-карты, с которыми можно работать онлайн, используя их как флэш-приложение, или же распечатать на бумаге в виде бумажных карточек. На сайте информация представлена на английском языке, по уровням обучения, а также по предметам изучения, в том числе по латинскому, французскому и испанским языкам.
http://www.mes-english.com/flashcards/ - готовые флэшкарты, которые можно скачать.
http://www.toolsforeducators.com/spelling/ - полезный сайт, на котором можно создать свои ми-ни-флэшкарты, например, для проверки орфографии, опираясь на базу готовых картинок.
http://www.nabbber.com - сервис, где люди делятся необычными словами. Можно подобрать необычные слова для карточек.
http://quizlet.com/ - самый большой образовательный сайт с карточками для запоминания,
играми, с более чем 10 миллионами бесплатных сетов с карточками, которые покрывают практически любые темы. Помимо классических флэш-карт, сайт работает как социальная сеть, где можно подобрать уже готовый словарь по любой тематике одного из участников.
В каждой науке есть свои основные термины и понятия, которые необходимо знать и помнить. Поэтому представляется возможным и необходимым использовать мнемонические приемы, в частности метод флэш-карт не только при изучении иностранного языка, но и любого другого предмета. Причем полет фантазии при его применении может быть практически ничем не ограничен.
Литература
1. Айзенк М. В., Андерсон М., Баддли А. Память. — М.: Питер, 2011.
2. Васильева Е. Е. Васильев В. Ю. Суперпамять для всех. - Москва, 2004.
3. Воробьева Л. И. Развитие ассоциативной памяти. Мнемонические приемы развития памяти на уроках немецкого языка. - Режим доступа: http://pedsovet.org/component/ option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4329/Itemid,118/.
4. Никитина Т. Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
5. Шейх-Заде Ю. Р. Суперпамять: древняя методика мнемотехники. Краснодар: Дел-Центр, 1991.
6. Joanna Budden Using flash cards with young learners. -Режим доступа: http://www.teachingenglish.org.uk/articles/ using-flash-cards-young-learners
7. URL. - http://psyfactor.org/lib/memory2.htm.
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
Т. Г. Сорокина, преподаватель физики, ВКК ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 10» г. Новокузнецк
Выпускники системы начального профессионального образования должны в полной мере овладеть профессиональным мастерством, специальными и общетехническими знаниями, иметь широкий политехнический кругозор, высокий уровень общего образования. От современного рабоче-
го требуется высокая мобильность профессиональных компетенций, позволяющая быстро осваивать новую технику и технологию, в кратчайшие сроки переключаться на новые условия труда и непрерывно совершенствовать своё мастерство. Основы этих качеств закладываются в период обучения, особенно на уроках физики.
В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения есть принципиальное отличие от старых стандартов и заключается оно в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого обучающегося и происходящие с ней в процессе обучения изме-
нения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения. Стандарт нового поколения нацелен на формирование универсальных учебных действий, которые дают возможность обучающимся самостоятельно овладевать новыми знаниями, умениями, на основе этого формирования учиться, что поможет им ориентироваться в различных предметных областях познания.
Выпускник, освоивший основную профессиональную программу начального профессионального образования, должен обладать не только профессиональными компетенциями, но и общими, включающими способность:
1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результат своей работы.
4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Отличительной особенностью компонента по физике нового ФГОС является его деятельност-ный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. В деятельностную компоненту входят наблюдение, описание и объяснение тех или иных явлений, измерение физических величин, проведение опытов и экспериментальных исследований, объяснение устройства и принципа действия приборов и технических объектов, практическое применение физических знаний.
Для осуществления органической связи профессиональной и общеобразовательной подготовки, т. е. обеспечения единства в обучении особое значение имеют межпредметные связи. В системе начального профессионального образования зачастую применяют комплексные межпредметные связи между предметами общеобразовательного, профессионального циклов и производственным обучением. Установление межпредметных связей способствует глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Одним из путей реализации межпредметных связей являются уроки профессиональной направленности.
Имея за плечами достаточно большой педагогический опыт по проведению уроков профессиональной направленности, я поделюсь с чита-
телями некоторыми мыслями и наработками в этой области деятельности.
В методике проведения таких уроков ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, благодаря которой они овладевают методами научных исследований физических явлений: наблюдения, физический эксперимент, приобретение умений различать факты, причины, участие в исследовательской деятельности. Немаловажную роль на уроках играет информационно-коммуникативная деятельность, предполагающая приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать её, умение развёрнуто обосновывать суждения, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, создавать презентации познавательной и практической деятельности, умение публичного выступления.
Рефлексивная деятельность, осуществляемая на конечном этапе урока, помогает приобретению умений контроля и оценки своей деятельности, определению собственного отношения к явлениям современной жизни.
Физика для профессий «автомеханик» и «электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» изучается на профильном уровне. Следовательно, знания по физике должны быть достаточными для продолжения образования по физико-техническим специальностям, а также овладения будущей профессией НПО.
Электромонтёру требуется наблюдательность, способность к логическому мышлению, хорошая зрительная память. Электрический ток невидим, и эта особенность создаёт определённые психологические требования к электромонтёру. Чтобы понять суть невидимых процессов, нужно иметь способность к абстрактному мышлению, уметь по схемам и описаниям мысленно создать картину того, как действует ток.
Автомеханик - это специалист широкого профиля, который выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, контролирует техническое состояние автомобиля с помощью диагностического оборудования и приборов, управляет автотранспортными средствами.
Предлагаю вашему вниманию краткую характеристику двух уроков профессиональной направленности.
1. Профессия «электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Урок по теме «(Магнитное поле и электромагнитная индукция» (урок обобщения и систематизации знаний) раскрывает пути реализации приме-
нения физических знаний для объяснения технологических процессов. Будущим электромонтёрам в своей практической деятельности придётся постоянно сталкиваться с ремонтом и обслуживанием электродвигателей, генераторов, трансформаторов, электроизмерительных приборов и т. д. А для этого необходимо знать принцип работы этих технических приборов.
Особенностью данного урока является то, что он проводится в форме итогового учёта знаний по двум темам программы - магнитное поле и электромагнитная индукция. Место урока в рабочей учебной программе - обобщающее повторение при подготовке к государственной итоговой аттестации обучающихся. Такая форма учёта знаний учит обучающихся думать, обобщать, делать выводы с позиций не одного урока, а всей темы. Они получают навыки самостоятельной работы с физическим экспериментом, теоретические основы которого связаны с их будущей профессией.
К уроку обучающиеся готовятся заблаговременно. Получают вопросы того или иного исследования физического процесса, изучают теорию и затем тщательно готовят демонстрационный эксперимент, в ходе которого показывают применение изученных физических явлений в технике
и будущей профессии. Демонстрация опытов подготавливает обучающихся к практической деятельности. Важно, что при выполнении таких опытов они не только изучают принцип работы конкретных технических объектов, но и закрепляют и углубляют свои знания об изученном ранее явлении. Также важно, что отобранные опыты составляют не простую сумму, а логически связанную систему, в которой каждый последующий опыт развивает предыдущий и опирается на него.
Перед обучающимися ставится задача: эксперимент должен быть убедительным, надёжным, кратковременным и эмоциональным; речь должна быть краткой и научной.
Урок построен в виде беседы. Ответы на вопросы учителя обучающиеся сопровождают демонстрацией и объяснением опытов. По ходу урока ребята делают выводы, обобщают и систематизируют учебный материал, анализируют содержание фрагмента кинофильма, просматривают и обсуждают видеофильм «Физика в моей профессии», снятый обучающимися в электромонтажной мастерской ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 10» на уроке производственного обучения, выполняют самостоятельную работу.
Таблица 1
Дидактическая структура урока Методическая подструктура урока Признаки решения дидактических задач
Методы обучения Форма деятельности Методические приёмы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельности
1. Целевая установка Сегодня на уроке мы повторим основные понятия, связанные с магнитным полем и электромагнитной индукцией, вспомним опыты, доказывающие существование магнитного поля и его действие на проводник с током и движущийся заряд, научимся самостоятельно применять полученные знания при выполнении конкретных заданий, увидим практическое применение физических знаний непосредственно в вашей будущей профессии
1. Мотивация познавательной деятельности обучающихся Информаци-оно - рецептивный а) просмотр кадра видеофильма; б) просмотр фрагмента «Введение» из кинофильма Красочный и озвученный текст помогает обучающимся лучше и быстрее внедриться в учебный процесс Мультимедиа, видеофильм «Физика в моей профессии»; кинофильм «Электромагнитная индукция», фрагмент «Введение» Фронтальный Осознание применения знаний повторяемой темы программы в современной технике и будущей профессии
Магнитное действие тока широко применяется в современной технике: в устройстве электромагнитов, генераторов, электродвигателях, телефонов, микрофонов, ускорителях заряженных частиц, автоматических устройствах, электроизмерительных приборах, в радиотехнике, в магнитной записи и воспроизведении изображения и звука и т. д. Магнитные поля играют важную роль в жизни растений, животных и человека, в процессах, происходящих на Солнце и звёздах и в космическом пространстве
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний Эвристический Беседа на основе эксперимента Ответы на вопросы учителя сопровождаются демонстрационным экспериментом (индивидуально), аудитория наблюдает, дополняет и, при необходимости, корректирует Источник постоянного тока; магнитная стрелка; проводник; постоянный магнит; параллельные токи Индивидуалный, фронтальный Воспроизведение знаний по созданию магнитного поля; опыты, подтверждающие существование магнитного поля
Технологическая карта урока
Окончание таблицы 1
3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений Исследовательский Беседа на основе эксперимента с информацией о применении физических знаний в преоб-ретаемой профессии; просмотр кинофильма; работа со слайдами; работа с формулами, решение качественных задач Ответы на вопросы учителя сопровождаются демонстрационным экспериментом (индивидуально ), аудитория наблюдает, анализирует увиденное, приводит примеры применения знаний в своей практической деятельности в учебных мастерских Источник постоянного тока; постоянные магниты (полосовой и дугообразный); круговой ток; металлические опилки; проволочный моток; гальванометр; две катушки на сердечнике; соединительные про вода; прибор для демонстрации правила Ленца; мультимедиа, кинофильм «Электромагнитная индукция» (фрагмент «Правило левой руки»); слайды с качественными задачами на определение силы Ампера, силы Лоренца, направления магнитного поля Индивидуалный, фронтальный Историческая справка об открытии электромагнитной индукции ; анализ демонстрационного эксперимента (направление магнитного поля, графическое изображение магнитного поля, магнитная индукция, сила Ампера, сила Лоренца, электромагнитная индукция,закон электромагнитной индукции)
4. Применение физических знаний для освоения будущей профессией Исследовательский при подготовке видеофильма; информаци-онно-рецеп-тивный при просмотре видеофильма Просмотр видеофильма Наблюдение связи теории с практикой позволяет обучающимся понять значимость изучаемой темы Мультимедиа, видеофильм «Физика в моей профессии»; Фронтальный Применение знаний по теме «Магнитное поле и электромагнит ная индукция» в профессии: устройство и принцип действия индукционного счётчика, магнит ного пускателя, асинхронного двигателя
5. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для выполнения практического задания Репродуктивный а) обобщение и систематизация знаний по теме «Магнитное поле и электромагнитная индукция» б) самостоятель ная работа а) обучающиеся находят самые важные моменты (на их взгляд) в повторяемой теме, затем информация обобщается и систематизируется. б) выполнение тестовых заданий Тестовые задания, образец выполнения заданий, критерии оценок. Мультимедиа Фронтальный Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действия, обеспечение их коррекции
6. Подведение итогов урока. Рефлексия Информационно - рецеп-тив-ный. Наглядно-демонстрационный Прослушивание информации учителя и обучающихся об итогах работы на уроке Анализ и оценка успешности достижения цели Мультимедиа Фронтальный Выставление оценок. Установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами
7. Информация о домашнем задании Информацон- но-рецептив- ный. Наглядно- демонстраци- оный Сообщение объёма и содержания домашнего задания, а также содержания следующего урока Инструктаж по выполнению домашнего задания Мультимедиа Фронтальный Установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами. Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке
2. Профессия «автомеханик». Урок «Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду» (вид урока - семинар). На уроке поднимается проблема загрязнения воздушного бассейна выхлопными газами автомобилей, в большей степени речь ведётся о Кузбассе. Кемеровская область относится к тем регионам Российской Федерации, где экологическая проблема стоит наиболее остро. Государственной
экологической экспертизой России область по степени деградации окружающей среды и состоянию здоровья населения входит в зону экологического бедствия. Экологическая напряжённость в Новокузнецке - самая высокая.
Конечная цель урока: каждый из обучающихся должен осмыслить, что человек и природа - это единое целое и нарушать это равновесие никто не имеет права.
Достаточно большая группа обучающихся заранее в соответствии с планом семинара выполнили опережающие задания. В процессе подготовки заданий им со стороны учителя была оказана консультативная помощь, рекомендована необходимая и достаточная литература.
Без самостоятельной работы невозможно овладение умениями и приобретение навыков.
Самостоятельная работа является средством борьбы за глубокие и прочные знания обучающихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как определяющих черт личности, развития их умственных способностей.
Особенностью проведённого урока являлась защита внеаудиторной самостоятельной работы с использованием программного обеспечения POWER POINT. Предварительно ребята провели исследовательскую работу по определению степени загрязнения воздуха вблизи профессионального лицея № 10.
Экологический опыт № 1 Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта
Цель: определить количество выхлопных газов, поступающих в атмосферу от автомобилей вблизи главного учебного корпуса ГОУ НПО ПЛ №10.
Место проведения - дорога, проходящая вдоль главного учебного корпуса ГОУ НПО ПЛ № 10.
Исследование провели: Гордеев Андрей и Ворзегов Аким, группа АМ-111.
Ход исследования предполагал подсчёт количества автотранспортных средств, проходящих мимо лицея за один час. Затем с использованием справочной таблицы, в которой отражено количество самых опасных выхлопных газов, выбрасываемых за один час автотранспортом (грузовики, легковые автомобили и автобусы), был произведён расчёт поступления в атмосферу загрязняющих веществ за один час. Эксперимент проводился трижды в разное время дня.
Вывод: за один час на участке дороги вблизи главного учебного корпуса ГОУ НПО ПЛ № 10 по улице Циолковского выбрасывается в атмосферу 13569,71 г. вредных веществ.
Вредные выбросы (в граммах) за 1 час
17В7,25б
■ Грузовики
13569,71 Г^Щю727,97 я Легковые
О
054,48
Автобусы
Экологический опыт № 2 Исследование загрязнения воздуха городским автотранспортом
Цель: определить количество вредных веществ на выбранном участке дороги.
Место проведения - дорога, проходящая вдоль второго учебного корпуса ГОУ НПО ПЛ № 10.
Исследование провёл: Турышев Александр, обучающийся группы АМ-111.
Как и в первом опыте был произведён подсчёт автотранспортных средств, проходящих мимо лицея за один час на участке дороги 100 м. Затем был рассчитан общий путь, пройденный всеми автомобилями за это время. С помощью справочных таблиц рассчитано количество топлива, сжигаемого двигателями автомобилей на участке 100 м. И вновь с помощью справочных таблиц произведён расчёт количества выделившихся вредных веществ на выбранном участке дороги.
Вывод: все автомобили в среднем за 1 час выбрасывают в атмосферу 75,7 кг вредных веществ на участке дороги 100 м.
3,219
-^Количество выделившихся вредйыхвеществ за 1 час (в литрах)
¡72,372
I Грузовики и автобусы
■ Легковые
Суммарное количество выбросов
В безветренную погоду и зимой и летом по нескольку дней подряд город Новокузнецк задыхается от дыма, выхлопных газов автомобилей и пыли. В наибольшей степени страдает Центральный район, так как он расположен в котловине, образованной отрогами Кузнецкого Алатау, Салаирским кряжем и предгорьями Горной Шории. Исторически сложилось так, что в этой же котловине были построены заводы, комбинаты, фабрики, угольные шахты. Кроме того, валовая скоротечная автомобилизация прибавляет выхлопных газов в городскую атмосферу с удручающей интенсивностью.
«Российская газета» со ссылкой на Министерство природных ресурсов и экологии обнародовала список 36 самых грязных в экологическом плане городов России. Разумеется, нашлось в «чёрном» списке место и Новокузнецку.
По информации ГИБДД по городу Новокузнецку в нашем городе на начало 2012 года зарегистрировано 168 тысяч транспортных средств. 153 тысячи из них принадлежат физическим лицам. Сегодня, по статистике, на каж-
дую тысячу жителей России приходится 250 легковых автомобилей. В Европе и США - 480 и 765 соответственно. Но некоторые наши города уже вплотную приблизились к западным показателям и даже превзошли их. Так, во Владивостоке каждый второй владеет автомобилем, здесь на каждую тысячу жителей приходится 556 автомобилей.
В самой Японии, откуда импортируются главным образом автомобили для жителей нашего Дальнего Востока, на тысячу душ приходится 553 автомобиля. В Германии - 510, а в Китае всего-навсего 10. В Кузбассе, исходя из статистики Росстата, «средний показатель обеспеченности граждан собственными легковыми автомобилями» составляет чуть больше 200 на тысячу населения. В Новокузнецке же - 280, заметно выше, чем по России.
Ребята исследовали автомагистраль, которая не относится к слишком загруженной автотранспортом в г. Новокузнецке. Но итоговые цифры даже на этом участке дороги просто ошеломляют.
«Надеемся, что наши исследования заинтересуют людей не равнодушных к экологической проблеме окружающей среды, помогут бережному отношению к природе.
Человек должен понять, что жизнь на Земле зависит от его отношения к природе, от гармонии между ними» (цитата из творческого отчёта).
Один из вопросов семинара затрагивал факторы, снижающие вредное воздействие автомобилей на окружающую среду. Одним из таких факторов является диагностика технического состояния автотранспорта, проводимая на станциях технического обслуживания.
В профессиональном лицее № 10 имеется современная диагностическая станция, которая основана в 2003 году. Она обслуживает как свой автомобильный парк, так и городской.
Г \
Автотранспортный парк
ГОУ НПО ПЛ №1
■ Легковые
■ Грузовые Автобусы
■ Прицепы
V_)
Назначение СТО ГОУ НПО ПЛ № 10
Цех диагностики двигателей внутреннего сгорания:
• электротехнические работы,
• регулировка тормозной системы,
• шиномонтажные работы,
• балансировка колес,
• мойка автомобилей,
• контрольно-диагностические, регламентные работы,
• регулировка фар, топливной аппаратуры,
• замена агрегатов легковых автомобилей.
В своих выступлениях обучающиеся рассказывают о том, как они получают первичные навыки технического обслуживания в учебных мастерских лицея. Ведь от их умелого диагностирования автотранспорта зависит на сколько будет чистым воздух в родном городе в недалёком будущем.
Как будущих специалистов автомобильного профиля обучающихся интересуют альтернативные виды топлива.
Водород - один из главных претендентов на звание топлива будущего. Наиболее реальный вариант - использование жидкого водорода.
В наше время есть новая техника для очистки дизелей, называемая SCR, представляющая собой техническое решение, на которое в будущем будет делать ставку всё большее число автомобилестроителей. SCR означает «селективное каталитическое восстановление». Дизельный двигатель, укомплектованный системой SCR, имеет много преимуществ по сравнению с обычным дизельным двигателем:
- чрезвычайно малые выбросы в атмосферу;
- более низкий расход топлива;
- меньшее содержание оксидов азота в выбросах в атмосферу.
Принцип работы системы SCR состоит во впрыскивании раствора мочевины, легко растворяющейся в воде, в систему выпуска отработавших газов, где последние превращаются в безопасный азот и воду. Техника SCR работает до -400С. В Европе она внедрена с 2006 года.
Всего на уроке было заслушано 11 сообщений:
1. Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду.
2. Свойства отдельных компонентов отработавших газов.
3. Причины отрицательного влияния тепловых двигателей на окружающую среду.
4. Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека.
5. Защита окружающей среды.
6. Станция технического обслуживания ГОУ НПО ПЛ № 10.
7. Информация с урока производственного обучения в группе АМ-111.
8. Альтернативные виды топлива.
9. Меры по охране природы.
10. Экологическое движение ГРИНПИС.
11.Творческий отчёт обучающихся по проекту «Исследование влияния автомобильного транспорта на окружающую среду» с использованием программного обеспечения POWER POINT .
Оба урока сопровождались компьютерной презентацией.
Можно сказать, что создание и проведение уроков с профессиональной направленностью обеспечивает ускорение и достаточно прочное усвоение учебной информации, быстроту формирования практических умений и навыков.
Подобные уроки способствуют развитию творческой познавательной деятельности обучающихся, наглядно-образного мышления, активности, самостоятельности, стремления к поисковой деятельности, возбуждают интерес к учению, положительно влияют на эмоциональную сферу деятельности. Формирование этих качеств обеспечивает способность ориентироваться в изменяющихся условиях производства, оперативно находить решение в разнообразных производственных ситуациях.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН
Н. В. Хлудкоеа, преподаватель литературы ГОУ НПО «Профессиональное училище № 50», г. Новокузнецк
М. В. Обидина, преподаватель истории
Важнейшая цель общества - всестороннее развитие человека. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, выявила потребность в специалистах с профессиональными знаниями и умениями, которые могут творчески подойти к решению любой возникшей проблемы.
В рамках существующей модели компетенции выпускника существенной проблемой является создание свободной, творческой личности, духовно зрелой, физически и морально совершенной, способной к решению жизненных проблем, готовой к самооценке, самоусовершенствованию и самореализации. Анализ психолого-педагогических исследований выявил большое разнообразие подходов к проблеме познавательной активности личности. Ученые утверждают, что познавательная активность личности - деятельное состояние, проявляющееся в разностороннем глубоком интересе к знаниям, приложении усилий, напряжении внимания, умственных и физических сил для достижения поставленной цели. В современных условиях основная цель образования состоит в форми-
ровании компетентной, социально активной творческой личности. Поэтому возникает необходимость в создании такой воспитательно-образовательной среды, которая позволит обучающемуся овладеть навыками активной деятельности. Причем характер обучения должен обеспечивать творческое развитие личности, а внедряемые методы обучения способствовать реализации на практике активной позиции обучающегося.
Цель, которую мы, преподаватели общеобразовательных дисциплин, поставили перед собой, - определить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию положительной мотивации к учебной деятельности.
Проследить процесс роста мотивации и повышения качества обучения представилось возможным на примере рационального использования интегративности при изучении различных учебных дисциплин. Понятие «интеграции» в российскую педагогику пришло в 80-е годы, и оно стало обозначать высшую форму межпредметных связей.
Обучающиеся изучают большое количество предметов, у них формируются разнообразные навыки и умения. Все это должно восприниматься ими как единый, взаимосвязанный комплекс.