ПУТИ РАЗВИТИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ АПК РЕГИОНА
WAYS OF DEVELOPMENT OF DISTRIBUTION LOGISTICS AGRIBUSINESS IN THE REGION Магомедов Али Магомедович,
кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика фирмы» Дагестанского государственного института народного хозяйства,
E-mail: [email protected]
Бучаев Ахмед Г амидович,
доктор экономических наук, проф., проректор по среднему и начальному профессиональному образованию Дагестанского государственного института народного хозяйства.
Аннотация
На пути от производителя до конечного потребителя сегодня теряется не менее 40 % сельскохозяйственной продукции. Недостаточно уделяется внимание развитию распределительной логистики в АПК, - вопросам заготовки, хранения, транспортировки, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции. В статье рассмотрена роль распределительной логистики в агропромышленном комплексе региона. Дан анализ функционирования важнейших звеньев логистической цепи АПК - хранения и переработки сельхозсы-рья. Определены условия формирования логистической цепи АПК Республики Дагестан с включением в неё хранения и переработки сельхозпродукции. Предложены меры по развитию хранения и переработки сельхозсырья.
Ключевые слова: распределительная логистика, АПК, регион, логистическая цепь, логистический центр, хранение и переработка сельхозсырья.
Abstract
On the way from the manufacturer to the end user today lost at least 40 % of agricultural output. Insufficient attention is paid to the development of distribution logistics in the agricultural sector - on harvesting, storage, transportation, processing and marketing of agricultural products.
The article discusses the role of distribution logistics in the agricultural sector in the region. The analysis of the functioning of the most important parts of the supply chain of agricultural complex -storage and processing of agricultural raw materials. The conditions for the formation of the supply chain of agriculture of the Republic of Dagestan with the inclusion of the storage and processing of agricultural products. Proposed measures to develop the storage and processing of agricultural.
Keywords: distribution logistics, agriculture, the region, the logistics chain, logistics center, storage and processing of agricultural raw materials.
Аграрная сфера экономики и в условиях командной экономики была самой уязвимой, а с переходом на рыночные отношения вовсе оказалась в глубоком кризисе. С развалом старой распределительной системы отечественный продовольственный рынок заполонила дешевая импортная продукция, хотя и невысокого качества, но субсидируемая странами-экспортерами в размере от 20 до 50% её себестоимости. Многие крупные сельхозпроизводители - колхозы и совхозы, привыкшие к стабильным ценам, устойчивым хозяйственным связям, системе государственного снабжения и закупок, не выдержав наступления рынка, развалились. Централизованная система производства, заготовок, хранения, переработки и сбыта сельхозпродукции в одночасье, без попыток реформирования, была ввергнута в рыночную стихию. Рынок, конечно, представил развитию частного бизнеса на селе широкие возможности. Однако условия конкуренции были явно не в пользу отечественного производителя.
В последние десять лет пришлось приложить неимоверные усилия по улучшению ситуации в АПК страны. Важной вехой в этом деле стало принятие Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Была также принята в 2010 г. «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации».
Продовольственная безопасность страны предполагает устойчивое снабжение населения достаточным объемом безвредных и полноценных продуктов питания с учетом его платежеспособности, надежное обеспечение предприятий перерабатывающей промышленности сельскохозяйственным сырьем, а также относительная независимость от импортных поставок сырья и продовольствия.
Доктриной продовольственной безопасности определены критичные для страны продукты и минимальный уровень их собственного производства: зерно (95 %), сахар (80 %), растительное масло (80 %), мясо (85 %), молоко (90 %), рыба (80 %), картофель (95 %) и пищевая соль (85 %). К настоящему времени почти по всем продуктам достигнут
минимальный уровень собственного производства. Лишь по молоку и молокопродуктам отечественное производство обеспечивает потребность на 80%, при норме 90%.
С целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития отрасли принята Государственная программа развития АПК на 2013 - 2020 годы. Программа предусматривает рост производства сельскохозяйственной продукции в 2020 г. по отношению к 2010 г. на 39%.
Однако на пути от производителя до потребителя сегодня, по оценкам специалистов, теряется не менее 40% продукции. На наш взгляд, в указанной программе недостаточно уделяется внимание развитию распределительной логистики в АПК, - вопросам заготовки, хранения, транспортировки, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Для сельхозпроизводителей главной проблемой сегодня является не столько производство, сколько сбыт произведенной продукции. Сбытовая (распределительная) логистика выступает неотъемлемой частью общей логистической системы АПК. Она обеспечивает наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции и охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировка, складирование и другие операции, совершаемые в процессе доведения продукции до потребителя.
На наш взгляд, наиболее полное определение распределительной логистике даёт Войткевич Н.И. Она пишет: «Распределительная логистика, являясь функциональной областью логистики предприятия на стратегическом уровне устанавливает цели сбыта предприятия, на оперативном является частью сбытовой деятельности производителя, связанной с управлением товарными и сопутствующими информационными, финансовыми, правовыми и сервисными потоками» [2]. Можно было, конечно, упомянуть тут и трудовые потоки, а правовые заменить более емкими - институциональными.
АПК как вид межотраслевого комплекса остро нуждается в логистической интеграции. В 80-е годы прошлого века, еще при административно-командной системе, предпринимались шаги по переводу АПК на рельсы логистики. Сам термин «логистика» был известен лишь узким специалистам, но отдельные логистические принципы оптимизации уже применялись на практике. Однако в условиях господства государственной собственности, когда не происходит смена собственника ресурсов, оптимизация экономических систем, в том числе и АПК, осуществлялась преимущественно административными методами [3].
С переходом на рыночные отношения заново пришлось выстраивать технологическую цепь «поле - прилавок». До реформы участниками этой цепи выступали крупные сельхозпроизводители (колхозы и совхозы), государственные предприятия по переработке,
3
снабжению и хранению сельхозпродукции, а также специализированная сеть предприятий оптовой и розничной торговли. В результате реформ на смену крупным сельхозпроизводителям пришли мелкие товаропроизводители (крестьянские хозяйства, фермерские хозяйства и пр.), а организованное снабжение населения продовольствием было заменено рыночной стихией.
Заготовка, хранение и переработка сельхозпродукции мелким производителям и торговцам оказалось не под силу и эти звенья из цепи вовсе выпали. Еще при командной экономике эти звенья были «узкими местами». Продовольственная программа СССР (1982 г.) акцентировала внимание на развитие и техническое перевооружение предприятий хранения и переработки сельхозсырья. Однако к моменту рыночных преобразований предприятия по переработке и хранению не располагали современной технической базой и технологией, которые обеспечат качество и конкурентоспособность продукции. Но одно дело, когда мощностей крайне мало, а другое - когда эти мощности вовсе отсутствуют. По законам рынка спрос порождает предложение. С участием отечественного и иностранного частного капитала во многих регионах стали строить новые предприятия по переработке сельхозсырья и логистические центры. Однако без государственной поддержки полноценное функционирование указанных звеньев логистической цепи АПК крайне сложно.
Частично упорядоченное множество поставщиков, посредников осуществляющих доведение продукции до потребителей называется логистическим каналом распределения. Произведенная сельскохозяйственная продукция до конечного потребления может поступать различными путями. Часть продукции прямо с поля или фермы сельхозпроизводитель может сам отвезти на местный рынок или на ярмарку и реализовать. В этом случае цена продукции, как правило, бывает ниже сложившейся. Фермер старается поскорее продать и вернуться к своему хозяйству. На первый взгляд, выигрывает в цене и покупатель, и продавец. Но таким способом реализовать всю продукцию производители не смогут. Кроме того, они одновременно не могут заняться и производством и торговлей. Ведь третье общественное разделение труда давно выделило торговцев в отдельную группу.
Другую часть урожая производители могут заложить на хранение для последующей реализации, ожидая роста спроса или цен. Прямо с поля или с хранилища производители могут реализовать продукцию также оптовым посредникам, перерабатывающим предприятиям и розничным торговым организациям. Цены, объемы поставок продукции определяется не только объемами производства, а развитостью инфраструктуры распределительной логистики, конъюнктурой рынка и уровнем конкуренции.
Системы хранения и переработки сельхозпродукции не менее важны, чем производство или сбыт. Сезонность производства и потребления продукции АПК обуславливает по-
4
требность в запасах, а соответственно и в их хранении и переработке. Ненадлежащая подготовка к перевозке, несоблюдение условий перевозки и хранения, а также переработки приводят к потерям значительной части урожая. Хранения и переработка - это важнейшие звенья логистических систем, которые позволяют устранить количественные, пространственные, временные и качественные диспропорции между наличием и потребностью в сельхозпродукции при производстве, реализации и потреблении.
Сельскохозяйственная продукция выступает сырьем для перерабатывающей и пищевой промышленности. Сельское хозяйство и пищевая промышленность, используя преимущества разделения труда, до определенного уровня могут развиваться в отдельности и вполне эффективно. Но со временем возникает необходимость в логистической интеграции деятельности этих отраслей АПК. На межфирменном уровне агропромышленного комплекса логистика с помощью экономических рычагов сама прокладывает себе дорогу. Рыночные институты и экономические интересы объединит участников агропромышленной интеграции в логистическую цепь. Однако образование такой продуктовой логистической цепи -процесс стихийный и долгий. Аграрная политика государства может и должна выступить катализатором образования таких логистических цепей. На макроуровне требуются механизмы государственного регулирования по сбалансированному использованию ограниченных природных ресурсов и социально-экономического развития территорий. Лишь внедрение логистических подходов на региональном уровне с учетом специфики объекта изменит ситуацию.
Дагестан один из субъектов РФ, где преобладает сельское население - около 55 % (в РФ - 26,3 %). Сельские жители - это 62% всех безработных республики. Республика имеет лидирующие позиции по отдельным видам продукции. Дагестан занимает первое место по выращиванию овощей. Так, в 2013 году в республике выращено 1117,5 тыс. тонн овощей (7 % объема выращиваемых овощей в Российской Федерации) , 335,6 тыс. тонн картофеля, 120,9 тыс. тонн фруктов и 136,3 тыс. т винограда. Республика снабжает плодоовощной продукцией не только свой внутренний рынок, но и вывозит эту продукцию в другие регионы.
На долю животноводства приходится более 58 % объема всей валовой продукции республики. Поголовье овец составляет более 5 млн. и мы занимаем по этому показателю в России первое место.
Однако потенциал АПК республики остается в полной мере неиспользованным. Одной из основных причин такого состояния является недостаточный уровень развития логистической инфраструктуры АПК и, в первую очередь, системы хранения и переработки.
В республике нет современных хранилищ для плодоовощной продукции, а также развитой системы ее предпродажной подготовки, упаковки и фасовки. Это не позволяет закладывать
5
на хранение, хотя и востребованную рынком экологически чистую качественную продукцию АПК.
С целью создания необходимых условий для формирования комплексной системы заготовки, хранения, предпродажной подготовки, промышленной переработки и реализации овощей, фруктов и картофеля Министерством сельского хозяйства и продовольствия РД приняты ведомственные целевые программы по развитию логистических (оптовораспределительных) центров и переработки продукции в отрасли растениеводства в Дагестане на период 2013 - 2015 годы [11].
Программой предусматривается создание трех логистических (оптовораспределительных) центров, которые позволят хранить 172,0 тыс. т в год и с количеством рабочих мест 330. Объем финансирования программы составит 840 млн. руб., вт.ч. за счет республиканского бюджета - 103,5 млн. руб. Суть основных мероприятий программы заключается в предоставлении субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим строительство оптово-распределительных центров. Субсидируемая часть затрат составляет 14% от прямых расходов товаропроизводителей (по положению разрешается субсидировать до 30%).
Предусматриваемые программой логистические центры должны включать в себя хранилища для хранения овощей, фруктов и картофеля, как контейнерного типа, так и навального, линии подработки, калибровки, фасовки, предпродажной подготовки, транспортные средства для доставки продукции до потребителя.
Логистические центры планируют построить в: Карабудахкентском районе (ООО Агрофирма «Герей-Тюз» - 480 т.), Тарумовском районе (ООО «Дагагрокомплекс» - 150 тыс. т.) и Кайтагском районе (МУП «Маджалисское» -1500 т.). Основным участником данной Программы является ООО «Дагагрокомплекс», который реализует приоритетный инвестиционный проект «Приоритетная программа развития сельского хозяйства с внедрением современной техники и технологий в РД». Согласно данному проекту в Кизлярском и Тару-мовском районах республики будут построены современные логистические центры, позволяющие единовременно хранить до 600 тыс. тонн овощей и зернохранилища емкостью 100 тыс. т. В октябре 2013 года в Кизляре этой компанией открыт также завод по производству томатной пасты 8 тыс. т. в год. ООО «Дагагрокомплекс» в Тарумовском районе строит сахарный завод объемом производства 200 тыс. т. сахара в год. При этом сырье для своих перерабатывающих предприятий компания выращивает сама, используя самые передовые технологии.
ООО «Дагагрокомплекс» - по сути единственная из компаний, которая успешно применяет логистическую концепцию управления в АПК Дагестана. Свой успех компания свя-
6
зывает построением логистической цепи «поле - потребитель» и понимает стратегическую роль таких звеньев в этой цепи как хранение и переработка. На наш взгляд, роль отраслевого министерства в развитии логистических центров выглядит так: частные сельхозпроизводители планируют развитие такого рода центров, а ведомство их присоединяет к своим проектам, субсидируя из бюджета часть расходов самих сельхозпроизводителей.
Для сельскохозяйственного производства Дагестана присуща мелкотоварность. Лишь 11,1% всей продукции сельского хозяйства республики приходится на долю сельскохозяйственных организаций, а на долю хозяйств населения 75,8% (остальное - на долю КФХ).
В структуре производства овощей, фруктов и картофеля более 95 % приходится на малые формы хозяйствования (ЛПХ и КФХ). Это значит, если бы даже сегодня появятся крупные предприятия по переработке и хранению, их мощности не будут загружены из-за отсутствия поставок сырья. Получается парадокс - производство есть, а нет поставок. Для снабжения крупного перерабатывающего предприятия должны быть задействованы сотни и более ЛПХ и КФХ. Заводу или логистическому центру сложно иметь отношения с таким количеством контрагентов. В тоже время хозяйства населения и фермерско-крестьянские хозяйства нуждаются в помощи реализации своей продукции.
Отсутствие гарантированного сбыта, непомерно низкие закупочные цены на продукцию сдерживает развитие сельского хозяйства и социального развития села. Взять хотя бы молоко, закупочная цена 1 литра которого 9-11 руб., перерабатывающие предприятия реализуют по цене 35-40 руб., а в розничной торговой сети - 50-55 руб. Закупочная цена молока порою ниже ее себестоимости. Как видим, основное повышение цен происходит в перерабатывающем звене АПК. Формирование закупочной цены молока имеет следующие особенности: сырое молоко нельзя хранить в ожидании роста цен; продавцов молока много, а покупателей для переработки или последующей перепродажи перерабатывающему предприятию несколько; при приемке молока у мелких производителей сложно определить качество молока и выявить фальсификацию. В итоге закупочная цена на молоко на низком уровне. Помимо этого в Дагестане рынок молочной продукции имеет свои особенности. Более 80% молока производится хозяйствами населения и КФХ.
Сельское население горных районов республики традиционно занимается животноводством, ведет натуральное хозяйство, изготавливая домашним способом необходимые для себя продукты питания: национальные сыры и брынзу; топленое масло и творог; сушеное мясо и горскую сушеную колбасу. Г орное животноводство имеет свои особенности. Породы скота в горах малопродуктивные, но продукция качественная и экологически чистая. Скот для выпаса отгоняется в горы на летние пастбища. К фермам летних пастбищ не подведено электричество и нет автомобильных дорог. На ферме доярка за определенную плату
7
за сезон из молока готовит сыр. При этом по хозяйству помогает и стар и млад. Весь труд животноводов ручной и одна доярка может взять для ухода не более 20-30 коров частников. Осенью скот возвращается к хозяевам и зимой он содержится в хуторах вблизи оседлого аула или в самом ауле. Проблема кормов и тяжелый физический труд является тормозом в развитии животноводства в горах. Пока не будет качественного развития инфраструктуры села (дорожная сеть, транспорт, электроснабжение, газоснабжение и т.д.) ожидать роста товарности продукции сельского хозяйства и не следует. В логистической интеграции территорий и отраслей хозяйствования решающее значение имеет именно развитие транспортной подсистемы. «Транспорт нанизывает на логистическую цепь места производства и потребления, склады хранения и распределения, грузополучателей и грузоотправителей» [5, с. 231].
В настоящее время при натуральной системе ведения хозяйства, как это имеет место в горной части республики, нет потребности в развитии промышленной переработки и хранения сырья животноводства. Однако в равнинной части республики крупные сельхозпроизводители могут использовать передовые технологии производства, хранения и переработки, а мелким следует для этого кооперироваться. Государству следует стимулировать создание кооперативов фермерских хозяйств, предоставляя им льготные кредиты на закупку сельхозтехники и оборудования для хранения и переработки сырья.
На промышленную переработку поступает не более 10% продукции животноводства. Всего в республике девять молокоперерабатывающих предприятий, из них три предприятия в Махачкале, по одному предприятию в Кизляре, Кизилюрте, Избербаше и Дербенте. Вообще отсутствуют такие предприятия в городах Буйнакск, Хасавюрт, Каспийск, Южно-Сухокумск и во многих районах республики. Еще хуже ситуация с мясоперерабатывающими предприятиями в республике. Их всего семь предприятий, из них самые значимые «Махачкалинский», «Кизлярский» и «Урицкий» мясокомбинаты. Почти отсутствует промышленной переработки мяса и молока в таких районах как Бабаюртовский, Ногайский, Хасавюртовский и Буйнакский. Животноводство в этих районах развивается и имеет перспективу, а потому должны быть построены здесь и перерабатывающие предприятия.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия РД следовало исследовать объемы и источники потоков сельхозсырья и определить потребность в логистических центрах и места их размещения. На наш взгляд, логистические центры по хранению и переработке должны построить в местах производства сельхозсырья.
Половина выращиваемых овощей в республике приходится на два района: Левашин-ский - 307,6 тыс. т. и Дербентский - 253,4 тыс. т. Целесообразно в этих районах построить логистические центры по хранению и переработке овощей. Мощности по хранению и пере-
работке овощей должны быть рассчитаны на первом этапе хотя бы под половину собираемого урожая.
Картофель в основном выращивают в трех районах - Левашинский (51 тыс. т.), Аку-шинский (45 тыс.т.) и Буйнакский (32,6 тыс.т.). Вполне оправданным является строительство в каждом из этих районов картофелехранилищ с емкостью 25-30 тыс. т.
Больше всего плодов собирают в следующих районах: Магарамкентский (27,1 тыс. т.), Сулейман-Стальский (14,4 тыс. т.), Гергебильский (19,6 тыс. т.) и Унцукульский (13,5 тыс. т.). Магарамкентский район расположен рядом Сулейман-Стальским, а Гергебильским рядом с Унцукульским районом. С учетом того, что перерабатывающее предприятие в одном районе может принимать сырье и от соседнего района следует решить вопрос размещения логистического центра в том или ином районе.
Принципиально важно, чтобы указанные логистические центры были предназначены не для хранения товаров, принадлежащих самому владельцу складов, а складами общего пользования. Упомянутая выше ведомственная целевая программа не предусматривает строительство такого рода оптово-распределительных складов-отелей. Однако с учетом мелкотоварного характера сельскохозяйственного производства в республике востребованными являются именно склады общего пользования.
После сбора сельскохозяйственную продукцию желательно заложить на хранение в местах производства. При транспортировке неподготовленной к хранению и перевозке продукции возможны ее существенные потери. Внесезонный период сельхозрабочие могут быть привлечены для переборки и подготовки продукции к реализации, отчасти решая вопрос трудозанятости сельского населения.
Раньше для хранения урожая, выращенного в личных подсобных хозяйствах, колхозники приспосабливали цокольные (подвальные) этажи своих жилых домов под овощехранилища. Потери бывали минимальные, т.к. урожай после сбора и тщательной подготовки бережно хранился под контролем самого хозяина. Продукция же с полей колхозов и совхозов, которая уже начинала портиться поступала на государственные овощные базы, где для переборки не хватало ни механизмов, ни рабочих. Половина урожая не доходила до потребителя. В то же время плодоовощная консервная промышленность имела соответствующую производственную структуру. Так, в 1990 г. объем производства плодоовощных консервов в Дагестане составлял около 350 млн усл. банок в год. Плодоовощные консервы поставлялись не только на местный рынок, но и в другие регионы страны. В результате реформ консервные заводы были приватизированы и «институциональная среда определила вектор в сторону распределения существующих ресурсов, а не развития производства» [8].
Сегодня на долю продукции местных предприятий на потребительском рынке плодоовощных консервов приходится 18 %. В 2012 г. объем производства плодоовощных консервов составил лишь 44,7 млн усл. банок, что почти в 8 раза ниже уровня 1990 г. Мощности по производству плодоовощных консервов используются на четверть. Износ оборудования составляет 85% и менее одной трети мощностей соответствует современному уровню.
В этой связи возникает потребность в программно-целевом подходе решения задач модернизации технологического оборудования, производства и внедрения современной тары и упаковочных материалов, использования средств хранения и транспортировки по всей логистической цепи АПК. «Иногда следует увеличить затраты в отдельных звеньях цепи ради снижения общих затрат. Так, увеличивая затраты на реконструкцию перерабатывающей промышленности, внедрение передовых технологий производства, транспортировки и хранения, можно существенно снизить потребность в ... ресурсах и в целом увеличить конечные результаты» [7, с. 22].
Государственной программой Республики Дагестан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 -2020 годы» предусмотрено увеличение производства плодоовощных консервов до 300 млн усл. банок. Данный прогноз нам представляется нереальным [11]. При этом программой развития перерабатывающей промышленности предусматривает рост в 2015 г. объема производства консервов лишь на 40,3 муб. Данной программой охвачены 13 существующих предприятий консервной промышленности. На три предприятия из этого перечня (Хасавюртовский консервный завод, Дагагрохолдинг и Кикунинский консервный завод) приходится 80% всей выручки консервной промышленности, а на остальные 13 предприятий - 20%. Казалось бы, отраслевое министерство должно создавать все условия для наращивания производства на простаивающих предприятиях. Однако ведомственной целевой программой планируется к концу 2015 г. одинаковый прирост выручки от реализации продукции для каждого предприятия консервной промышленности, - в 2,36 раза. Это говорит о формальном подходе к планированию и использовании инструментария разработки целевых программ для получения и распределения бюджетных средств. Этой же программой предусмотрено увеличение производственных мощностей по переработке плодоовощной продукции на 40%. Если 25% существующих мощностей сегодня вырабатывают около 45 муб, то дополнительные мощности должны довести объем производства до 126 муб. Это даже если старые бездействующие мощности будут продолжать простаивать. По расчетам общая производственная мощность консервной промышленности к концу 2015 г. должна составить 252 муб. Получается, что производственные мощности будут использоваться лишь на треть.
Скажем прямо, для программы такого рода это несущественный индикатор.
В октябре 2013 года отраслевым министерством была принята новая ведомственная целевая программа «Развитие консервной промышленности Республики Дагестан» на 20142016 годы. Программой предусматривается строительство двух заводов по производству консервированной продукции из томатов и строительство завода по производству плодоовощных смесей для детского питания, восстановление консервного завода в Сулейман-Стальском районе, а также реконструкцию ряда консервных предприятий. К концу планируемого периода производство плодоовощных консервов должно возрасти до 184 муб. За счет модернизации производства планируется внедрить безотходные и энергосберегающие технологии переработки плодоовощного сырья. Особое внимание будет сосредоточенно на производстве натуральных плодоовощных консервов (томатные, соки фруктовые, овощные) и расширении их ассортимента.
Объем финансирования всей программы составляет 8249,7 млн. руб., в том числе средства из республиканского бюджета 1474,4 млн. руб., т.е. примерно 22% к внебюджетным средствам. Принят следующий порядок господдержки предприятий консервной промышленности: из республиканского бюджета субсидируется возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования для переработки плодоовощного сырья, с тары и упаковки, для производства консервированной плодоовощной продукции, основного и вспомогательного сырья соответствен дополнительно к затратам инвестора - 50%, 20% и 40%.
В целом на поддержку перерабатывающих отраслей АПК направляются незначительные средства. Так, на поддержку отдельных отраслей АПК республики в 2012 году было выделено из федерального и республиканского бюджетов 2516,9 млн руб., а для пищевой и перерабатывающей промышленности лишь 90,9 млн руб., т.е. 3,6% всей помощи. При острой нехватке средства должны быть направлены именно на самые важные участки. Для перерабатывающей промышленности - это приобретение современного технологического оборудования и данное направление следует поддержать, а не распылять средства на разные направление.
Из предусмотренных программой 1474,4 млн руб. субсидий из республиканского бюджета на покупку технологического оборудования планируют лишь 530,4 млн. руб., а львиная доля идет на пополнение оборотных средств предприятий - 873,4 млн. руб. Пополнение оборотных средств
Таким образом, резюмируя сказанное выше можно делать следующие выводы:
- хранение и переработка сельскохозяйственной продукции остаются самыми проблемными звеньями в распределительной логистике, без кардинального развития которых невозможно дальнейшее развитие в целом АПК;
- вопросы развития хранения и переработки следует решать в комплексе с вопросами развития логистической инфраструктуры села, в частности дорожного хозяйства;
- в первую очередь, следует строить логистические центры в местах сельскохозяйственного производства;
- следует направить средства государственной поддержки на развитие вертикальной интеграции в АПК региона;
- необходимо повысить качество целевых программ развития переработки и оптовораспределительных (логистических) центров;
- следует разработать систему мер, направленных на развитие кооперации сельскохозяйственного производства;
- государству следует направлять средства исключительно на техническое перевооружение перерабатывающей промышленности.
Логистическая концепция развития АПК требует комплексного решения обозначенных задач.
Список литературы
1. Абакарова П.М., Магомедов А.М. Институциональные препоны на пути социальноэкономического развития Дагестана // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 54 (6). С. 17.
2. Войткевич Н.И. Цели и функции распределительной логистики // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2008. № 5. С. 18-25.
3. Магомедов А.М., Бучаев А.Г. Логистика агропромышленного комплекса региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 10 (58). С. 74.
4. Магомедов А. М. Транспортная подсистема в логистической системе региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 11 (59). С. 15.
5. Магомедов А.М. Транспорт и логистическая интеграция региональной экономики // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-2. С. 231-235.
6. Магомедов А.М., Бучаев А.Г. Использование земельных ресурсов региона на основе логистики // Экономика сельского хозяйства России. 2013. № 5. С. 076-082.
7. Магомедов А.М.Природопользование региона на основе логистики (на примере Республики Дагестан) // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 17. С. 20-26.
8. Магомедов А.М. Институциональная среда как фактор развития региональной экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 53 (5). С. 50.
9. Магомедов А.М. Сельскохозяйственное производство и перерабатывающая промышленность Дагестана: проблемы и подходы логистической интеграции // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2; Ц^: www.science-education.ru/116-12452 (дата обращения: 28.03.2014).
10. Прокофьева Т., Адамов Н. Геоэкономические предпосылки формирования на территории Республики Дагестан транспортно-логистического кластера «Каспийский ХАБ» // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 2. С. 49-58.
11. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД. - Ц^: http://mcxrd.ru/data/docs/progs/1292448509.html (дата обращения: 25.02.2014).