Научная статья на тему 'Пути развития накопительного компонента пенсионной системы России'

Пути развития накопительного компонента пенсионной системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКОПИТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ / AN ACCUMULATIVE COMPONENT OF PENSION SYSTEM / ИНВЕСТИРОВАНИЕ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / NON-STATE PENSION FUNDS / ПРИНЦИП СРЕДНЕСРОЧНОЙ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ / THE PRINCIPLE OF MEDIUM-TERM PROFITABILITY / СОБСТВЕННОСТЬ НА ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОФИНАНСИРОВАНИЕ / THE STATE JOINT FINANCING / INVESTMENT OF PENSION ACCUMULATION / PROPERTY ON PENSION ACCUMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Н. Б.

В статье анализируются причины недостаточной эффективности накопительного компонента пенсионной системы РФ. Отмечается, что главными из этих причин являются недостатки действующего механизма регулирования. Обосновывается необходимость отказа от административных методов управления в пользу рыночных. В качестве перспективных мер называются упорядочение законодательства, предоставление государством налоговых льгот, внедрение личных взносов граждан и софинансирования предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ways of the Russian pension system accumulative component development

The paper devotes an analyses of the causes of insufficient efficiency of the Russian pension system accumulative component. It is noted that the main cause to this is a deficiency in operating regulation mechanism. The author proves the necessity of administrative methods of management refusal in favor of the market ones. Besides, the author describes perspective measures streamlining of the legislation, granting tax privileges by the state, introduction of personal contributions of citizens and joint financing of the enterprises

Текст научной работы на тему «Пути развития накопительного компонента пенсионной системы России»

Вестник Института экономики Российской академии наук

1/2016

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Н.Б. КОЗЛОВ

доктор экономических наук, профессор

ПУТИ РАЗВИТИЯ НАКОПИТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

В статье анализируются причины недостаточной эффективности накопительного компонента пенсионной системы РФ. Отмечается, что главными из этих причин являются недостатки действующего механизма регулирования. Обосновывается необходимость отказа от административных методов управления в пользу рыночных. В качестве перспективных мер называются упорядочение законодательства, предоставление государством налоговых льгот, внедрение личных взносов граждан и софинансирова-ния предприятий.

Ключевые слова: накопительный компонент пенсионной системы, инвестирование пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды, принцип среднесрочной безубыточности, собственность на пенсионные накопления, государственное софинансирование.

1БЬ: С230, Н550.

Состояние накопительного компонента пенсионной

системы РФ

В настоящее время накопительная система в РФ развивается в рамках обязательного и добровольного пенсионного страхования. Объем сформированных у граждан пенсионных средств (накоплений) в системе обязательного пенсионного страхования показан в таблице 1.

Пенсионные средства (резервы), собранные на добровольной основе, составляют 1,0 трлн руб., охватывают 6,3 млн чел. и управляются негосударственными пенсионными фондами (НПФ) [2]. Общий объем пенсионных средств составляет, таким образом, 4,6 трлн руб., что соответствует 6,3% ВВП России [3]. В последнее время этот объем расти перестал (в обязательном формате с 2014 г. в силу моратория, в добровольном - с 2007 г. в связи с кризисом). Данный показатель значительно отстает от уровня западных стран, где объем пенсионных средств соизмерим с объемами национальных ВВП.

Таблица 1

Пенсионные накопления граждан в системе обязательного пенсионного страхования (на 1.10.2015)

Страховщик Количество застрахованных лиц (чел.) Средства пенсионных накоплений (млрд руб.)

ПФР 53 500 487 1 942,4

в том числе:

ГУК Внешэкономбанк 53 017 890 1 902,7

частные управляющие компании 482 597 39,7

НПФ 27 175 087 1 687,2

ИТОГО 80 675 574 3 629,6

Источник: www.pfrf.ru,www.cbr.ru [1].

Однако тревогу вызывают, прежде всего, не количественные, а качественные показатели. Главным критерием эффективности является способность как минимум сохранить пенсионные средства граждан в реальном выражении. Между тем за время действия накопительного компонента доходность инвестирования средств пенсионных накоплений в среднем была ниже инфляции, т.е. произошло реальное обесценение пенсионных накоплений. Результаты инвестирования управляющих компаний и НПФ в сравнении с инфляцией приведены в таблице 2.

Речь идет о доходности, которая фактически отражается на индивидуальных лицевых счетах граждан.

Таблица 2

Доходность инвестирования пенсионных накоплений управляющими компаниями и НПФ

Среднегодовая доходность за 2005-2014 гг., в %; среднегодовая инфляция, в %

Государственная управляющая компания Внешэкономбанк 5,7

Частные управляющие компании 5,8

НПФ 3,9

Инфляция 9,2

Источник: рассчитано по методике, утвержденной приказом Минфина России от 18.11.2005 № 140н «Об утверждении порядка расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц».

Вестник ИЭ РАН. №1. 2016 С. 48-63

По данным ОЭСР, российские пенсионные накопления в 2014 г. стали худшими в мире по доходности [4].

Пенсионные средства - это «длинные» деньги, которые накапливаются в течение нескольких десятилетий трудовой деятельности гражданина до момента выхода на пенсию. Это фундаментальное преимущество обязательных накоплений и добровольных резервов в «длинных» инвестициях пока не воплотилось. Именно «длинные» и низколиквидные вложения дают необходимую для пенсионных денег комбинацию высокой доходности и надежности. Наиболее приемлемым инструментом, который способствовал бы реализации долгосрочных, в том числе инфраструктурных проектов, являются прямые инвестиции и облигации корпоративных эмитентов. Однако пока законодательство не предусматривает использование пенсионных накоплений в качестве прямых инвестиций. Долгосрочные корпоративные облигации также не получили должного распространения. В течение последних лет доля этого актива в совокупном инвестиционном портфеле НПФ едва превышала треть его размера и была представлена преимущественно краткосрочными, в том числе банковскими облигациями.

Реформа управления накопительным компонентом

В последние годы проведена большая работа по налаживанию бесперебойного функционирования накопительного компонента пенсионной системы с целью повышения ее эффективности и понижения до минимального уровня риска нарушения прав застрахованных лиц. Речь идет о внедрении адекватной системы регулирования и контроля, об определении оптимальной организационно-правовой формы предприятий, оптимизации операционной деятельности, учета и расчетов, а также об информировании граждан. В странах с развитыми финансовыми рынками для аналогичных институциональных изменений потребовалось в несколько раз больше времени.

Благотворно подействовало на устойчивость пенсионной системы создание на базе Банка России мегарегулятора, объединившего функции надзора за всеми участниками финансового рынка. Это особенно важно в условиях доминирования в России финансовых и финансово-промышленных групп. С 1 сентября 2013 г. важнейшие аспекты функционирования накопительного компонента в его добровольной и обязательной части перешли в ведение Банка России. Это способствует оптимизации регулирующих, надзорных и контрольных функций. Ранее существовавшее рассредоточение функций управления и контроля между Федеральной службой по финансовым рынкам, Министерством финансов, Министерством

труда и социальной защиты, Центральным банком снижало эффективность их выполнения.

Передача значительной части функций регулирования от Правительства Российской Федерации Банку России привела к важным качественным изменениям. Банк России, по понятным причинам, применяет рыночные методы регулирования. Только эти методы являются адекватными для компаний, управляющих многомиллиардными суммами денежных средств. Рыночные, а не административные методы регулирования являются подходящими не только для банков, страховых и инвестиционных компаний, но и для негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и связанных с ними договорными отношениями управляющих компаний.

Принципиальной, может быть, самой важной на сегодня мерой реформы накопительного компонента явилось решение о смене организационно-правовой формы НПФ. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» все НПФ, осуществляющие деятельность в качестве страховщика по пенсионному страхованию, должны пройти процедуру акционирования и преобразоваться из некоммерческих организаций в акционерные общества. Деятельность НПФ изначально соответствовала всем критериям коммерческой деятельности, вступая в противоречие с некоммерческой формой организации. Изменения, внесенные в законодательство, снимают это противоречие. Акционерная форма НПФ, как более прозрачная, максимально отвечает интересам застрахованных лиц и инвесторов, облегчает контроль со стороны регулятора, позволяет ввести единые стандарты в оценке стоимости активов и обязательств НПФ, повышает ответственность акционеров за результаты деятельности как перед регулятором, так и перед застрахованными лицами.

В результате указанных мер НПФ, желающие остаться в системе обязательного пенсионного страхования, прошли непростую процедуру проверки в Банке России с целью получить соответствующую лицензию. Такие НПФ для продолжения функционирования в сфере обязательного пенсионного страхования либо преобразовывались в акционерные общества, либо выделяли из своего состава обособленное подразделение с одновременным преобразованием в акционерный пенсионный фонд.

Важным условием включения НПФ в сферу обязательного пенсионного страхования является участие застрахованных лиц в системе гарантирования прав. Это установлено Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных

лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений». Созданием системы гарантирования, также как и системы страхования вкладов в банках, занимается Агентство по страхованию вкладов.

Процесс вхождения НПФ в систему гарантирования еще не завершен, но предварительные результаты свидетельствуют о несомненном положительном эффекте. Произошла санация данной сферы деятельности за счет вывода с рынка финансово неустойчивых НПФ. Из 77 НПФ, которые по состоянию на 03.11.2015 г. имеют лицензию Банка России, разрешающую участие в обязательном пенсионном страховании, после тщательной экономической и юридической проверки в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц включено 33 НПФ. В процессе ликвидации находится 13 неплатежеспособных НПФ. Вышеуказанные 33 НПФ сконцентрировали в своих руках 95% совокупной рыночной стоимости активов НПФ, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений [5]. Это означает укрупнение рынка страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, что должно способствовать его стабилизации.

Либерализация деятельности НПФ

После проведения необходимых реформ в части организационно-правового устройства НПФ, усиления контроля и надзора, проведения санации рынка пенсионного страхования становится возможной либерализация инвестиционной стратегии при размещении средств пенсионных накоплений. НПФ постоянно сталкивались с проблемой обеспечения безубыточности инвестиционной деятельности на горизонте одного года. В условиях преимущественно административного регулирования данной отрасли это было в значительной степени оправдано. Но следствием этого являлась крайне осторожная политика НПФ: нежелание вкладывать средства в долгосрочные ценные бумаги, имеющие низкую ликвидность, ограничиваться инвестициями в государственные ценные бумаги и банковские депозиты. Между тем именно низколиквидные инвестиции могут и должны обеспечивать соответствующую премию к доходности. Средства пенсионных накоплений, находящиеся в НПФ, не выполняли свою функцию «длинных» денег, столь необходимых экономике для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

Отказ от принципа краткосрочной безубыточности позволит НПФ в рамках законодательства инвестировать в долгосрочные ценные

бумаги, выпущенные, например, для реализации инфраструктурных проектов, в активы повышенной волатильности высокотехнологичных компаний. Вместе с тем полностью отказаться от принципа безубыточности невозможно в силу особенностей пенсионных средств. В соответствии с действующим законодательством должна быть безусловно обеспечена их сохранность в номинальном выражении. Поэтому сегодня используется компромисс - принцип среднесрочной безубыточности, который реализуется через механизм так называемой «5-летней скользящей». Этот принцип предполагает, что страховщик должен обеспечивать сохранность средств каждого гражданина на горизонте пяти лет.

Введение правила «5-летней скользящей» означает, что в случае частой смены страховщика гражданину не только не компенсируется возможный убыток, но им теряется и инвестиционный доход. Соответственно, у НПФ появляются новые возможности для проведения долгосрочной инвестиционной политики, допускающей безопасное для НПФ снижение доходности или убытки в отдельные годы указанных пятилетних периодов. Очевидно, что «5-летняя скользящая» является компромиссом, заставляя НПФ обеспечивать положительную доходность на пятилетнем горизонте. Это ограничивает возможности инвестирования в проекты с окупаемостью 10-15 лет.

Либерализация инвестиционной стратегии предполагает также расширение перечня активов, в которые могут быть инвестированы пенсионные средства. Это общий вектор политики, проводимой Центральным банком России. Данный процесс требует особой взвешенности принимаемых решений, поскольку непосредственно касается сохранности средств пенсионных накоплений граждан. Объективно набор разрешенных для инвестирования инструментов требует расширения. Диверсификация перечня инструментов и снижение процентных ограничений для НПФ и управляющих компаний осуществляется последовательно, хотя и невысокими темпами. Очевидно, что ускорению этого процесса помешал кризис 2007-2008 гг. и дестабилизирующие политические факторы последних лет. Тем не менее с 9 ноября 2015 г. вступило в действие положение Банка России № 451, которое разрешает НПФ инвестировать в паи (акции, доли) 17 иностранных биржевых инвестиционных фондов. Их доля может составлять до 20% инвестиционного портфеля НПФ. Общая сумма таких инвестиций, по оценке финансовых экспертов, может составить до 200 млрд руб. [6]. Тем самым расширяется круг разрешенных валютных инструментов, в котором до сих пор присутствовали только валютные депозиты, не пользовавшиеся особой популярностью не столько из-за валютных рисков, сколько по причине минимальной процентной ставки. В число новых инструментов, разрешенных для инвестирования средств пен-

сионных накоплений, включены также субординированные облигации и облигации концессионеров.

Диверсификация финансовых инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений закономерно сопровождается ужесточением контроля за вложениями в депозиты банков, имеющих низкие рейтинги, в ипотечные сертификаты участия, в активы аффилированных структур с целью исключения таких сомнительных активов из инвестиционных портфелей НПФ. Последние данные, связанные с негативными результатами деятельности ряда НПФ, показали особую актуальность постоянного мониторинга работы НПФ, а также принятия жестких оперативных решений со стороны Банка России по предотвращению потери пенсионных накоплений граждан, зависших на депозитах в банках с отозванными лицензиями, а также в неликвидных и необеспеченных ипотечных сертификатах участия.

Все сказанное свидетельствует о расширяющемся использовании рыночных методов регулирования. Однако они не приведут к желаемому результату, пока не будут урегулированы отношения собственности на средства пенсионных накоплений. Без этого меры по либерализации могут не только не дать желаемый результат, а даже способствовать снижению эффективности системы.

Проблема права собственности на пенсионные

накопления

В настоящее время, согласно закону, пенсионные резервы являются частной собственностью, а пенсионные накопления могут быть и государственной, и частной собственностью в зависимости от выбора гражданина. По Федеральному закону № 111-ФЗ они являются государственной собственностью, а по Федеральному закону № 75-ФЗ - частной. Если гражданин формирует свои пенсионные накопления в ПФР, то их собственником является государство. Если же он переводит их в НПФ, то собственником оказывается данный НПФ. Вряд ли можно признать обоснованным порядок, когда смена собственности происходит только по заявлению, без соблюдения соответствующей конкретному событию процедуры. Это означает, что права собственности фактически не урегулированы, и существует риск того, что эта собственность при определенных условиях может быть изъята государством.

Представляется, что целесообразнее формировать пенсионные накопления как частную собственность. Для повышения эффективности их формирования, инвестирования и выплаты гражданам должны использоваться рыночные механизмы, принципы конкуренции. Накопленный в стране опыт показывает, что административное регулирование не позволяет обеспечить необходимую эффективность.

Накопительная система предусматривает максимально индивидуализированный подход к учету обязательств и прав граждан. Сегодня мы наблюдаем попытки регулировать гражданско-правовые отношения с помощью норм публичного права, вместо того чтобы урегулировать эти отношения надлежащим образом на договорной основе. Примером может служить упомянутое использование формулы «5-летней скользящей». Механизм действия этой формулы является весьма громоздким. Практика постоянно создает варианты, не урегулированные в законе, и сегодня закон уточняется и дополняется фактически каждые полгода. Можно представить, что когда основные сюжеты будут урегулированы законом, необходимость в этой формуле отпадет и накопительная системы перейдет от принципа среднесрочной (5-летней) безубыточности к принципу долгосрочной (на весь период формирования пенсии) безубыточности.

Взносы граждан

Важным принципом реформы пенсионной системы является участие самих граждан в формировании накопительных пенсий.

Представляется целесообразным внести в законодательство норму об обязательных отчислениях самих работников на накопительную пенсию. Их размер не должен быть большим (1-2% от заработной платы). Цель обязательных взносов граждан - добиться изменения их отношения к накопленным пенсионным суммам, поскольку в этом случае будет явно присутствовать понимание права собственности на эти средства. У граждан повысится мотивация к управлению средствами пенсионных накоплений, появится желание контролировать деятельность НПФ и управляющих компаний. Это приведет к тому, что у последних повысится уровень ответственности за результаты своей деятельности, за предоставление максимально полной публичной отчетной информации. Тогда можно будет ожидать усиления конкуренции между этими организациями за привлечение клиентов не на основе обещаний, а на основе объективных результатов работы, что положительно повлияет на состояние пенсионной системы и интересы застрахованных лиц.

Очевидно, что эта мера не будет простой в реализации, так как увеличивает финансовую нагрузку на население. Однако взносы граждан - личный возмездный платеж, без которого сложно реализовать страховые принципы пенсионной системы. Вместе с тем уже сегодня может быть реализован комплекс мер поощрения добровольного участия граждан в формировании пенсионных средств. В реализации этих мер должны участвовать как государство, так и предприятия.

Типовые пенсионные программы

Можно предложить ряд относительно простых организационных мер, которые приведут к быстрому улучшению положения дел. К их числу относится разработка типовых программ пенсионного обеспечения. Отсутствие таких программ приводит к использованию неэффективных схем, а также к непониманию предприятиями и гражданами предоставляемых возможностей. В этой связи представляет интерес законопроект о реализации типовой пенсионной программы, предполагающей ее комплексное регулирование. Речь идет о создании собственно пенсионной программы и пенсионного договора между работодателем и негосударственным пенсионным фондом, соглашения с работниками, стандартных правилах финансирования пенсионных схем.

Предполагается использование четырех основных видов стандартных пенсионных схем: с фиксированными выплатами; с фиксированными взносами, смешанные схемы и схемы с единовременным взносом. Первые три вида могли бы иметь период накопления не менее 10 лет. При регистрации стандартной пенсионной схемы проверяется не только соответствие финансовой организации-инициатора установленным законом требованиям, но также расчет финансовой обеспеченности формируемых пенсионных прав физических лиц. Пенсионным схемам, которые будут включены в реестр Банка России, могут быть предоставлены максимальные преференции, в том числе налоговые льготы и государственное софинансирование.

При разработке пенсионных программ следует предусмотреть нормы по привлечению участников. Относительно проще это сделать в случае внедрения корпоративных пенсионных программ. Предоставление права включения в корпоративное пенсионное обеспечение может содержаться в коллективном договоре работодателя с работниками, в общенациональных, отраслевых коллективных договорах, может вытекать из добровольных пенсионных соглашений работника с работодателем. Одной из форм вовлечения работников в корпоративные пенсионные программы, используемой в зарубежных странах, является присоединение, по умолчанию, нового работника, поступающего на работу, к существующей корпоративной пенсионной программе. При этом за ним сохраняется право в любой момент выйти из числа ее участников, если он не будет удовлетворен предложенными условиями. Законодательство многих западных стран обязывает работодателей внедрять систему корпоративного пенсионного обеспечения. Представляется возможным использовать эту практику и в нашей стране.

Информация о доходности

Чтобы пенсионное обеспечение было успешным, необходимо предоставление полной информации, в первую очередь об особенностях инвестиционной политики и доходности размещения средств пенсионных накоплений. Граждане должны понимать, что размер выплат участникам зависит от размера накопленных взносов и от результатов инвестиционной деятельности страховщиков.

Сегодня используемые методики расчета доходности отличаются между собой в зависимости от целей, для которых они используются. При этом публикуемые данные об инвестиционном доходе зачастую не отражают конкретных значений изменения лицевого счета участников. Часть инвестиционного дохода уплачивается в качестве вознаграждения управляющей компании и специализированному депозитарию, часть дохода страховщики забирают в качестве собственного вознаграждения. Причем в рамках установленных законодательством ограничений проценты таких расходов разнятся. В связи с этим необходимо обязать рассчитывать и публиковать наряду с доходностью от инвестиционной деятельности также процентное изменение суммы средств на лицевом счете участников. Только такой подход позволит гражданам увидеть конкретный размер прироста средств на свои взносы, а при выборе страховщика учитывать фактические результаты инвестирования.

Необходимо создать систему, которая поможет гражданину как участнику негосударственного пенсионного обеспечения, так и как застрахованному лицу системы обязательного пенсионного страхования самостоятельно сравнивать преимущества той или иной формы накопления, преимущества того или иного страховщика. Для объективной оценки инвестиционной деятельности пенсионных фондов и управляющих компаний было бы полезно использовать индексный критерий, основанный на сравнительной оценке за одинаковый период доходности фондов и управляющих компаний и финансовых инструментов, в которые разрешено инвестировать средства пенсионных накоплений. Для этого нужно доработать методику расчета бенчмарка, который уже несколько лет используется на ОАО «Московская биржа» для оценки доходности некоторых инструментов из перечня разрешенных для инвестирования пенсионных накоплений. В настоящее время «Московская биржа» рассчитывает и публикует три индекса активов пенсионных накоплений: консервативный, сбалансированный и агрессивный, отличающиеся соотношением в портфеле государственных облигаций, корпоративных облигаций и акций.

Сравнение доходности управляющих компаний с ориентирами за ряд лет позволит выделить организации с хроническими неудовлет-

ворительными результатами, которые окажутся непривлекательными для граждан. Регулятор рынка будет вправе применить к таким управляющим компаниям штрафные санкции вплоть до отзыва лицензии. Это также создаст дополнительные условия для повышения конкуренции между НПФ и управляющими компаниями.

Использование бенчмарка должно стать одним из элементов пруденциального контроля, необходимого для комплексной оценки деятельности управляющих компаний и пенсионных фондов. Такой контроль позволит Банку России применять при анализе их деятельности количественные и качественные критерии и показатели. В свою очередь деятельность управляющих компаний и НПФ станет более транспарентной. Усиление прозрачности в их деятельности, более детальный объем отчетности, предоставление отчетности не на квартальной, а на ежемесячной основе облегчат Банку России исполнение контрольных функций и принятие оперативных превентивных решений, предотвращающих возникновение кризисных ситуаций. Застрахованные лица также получат достаточную информацию для принятия взвешенных решений при выборе страховщика.

Софинансирование

Наряду с организационными мерами весьма эффективным способом стимулирования накопительной системы могло бы стать финансовое участие государства и предприятий в накоплении пенсионных средств граждан. В стране имеется опыт реализации подобных мер.

Ныне действующая программа софинансирования предусматривает участие государства в формировании накопительной пенсии в размере до 12000 руб. на соответствующий взнос гражданина. На начало 2015 г. число участников программы составило 2,5 млн чел., взносы участников составили 9,8 млрд руб., государственное софинан-сирование - 9,4 млрд руб. [7].

Программа государственного софинансирования пенсий не сыграла кардинальной роли в увеличении пенсионных накоплений на добровольной основе из-за отсутствия системности в решении проблемы, в том числе невовлеченности работодателя в программу.

Более современным подходом к решению задачи стимулирования накопительной системы может стать разработанный проект реформирования досрочных пенсий. Выплата досрочных пенсий производится из бюджета ПФР - более 350 млрд руб. в год, причем с тенденцией к росту этой суммы. Общий объем страховых взносов, уплачиваемых работодателем в пользу данной категории работников, слабо связан с размером досрочных страховых пенсий по старости. Необходимо отметить, что с 1 января 2013 г. работодатели, которые имеют рабочие

места с опасными и вредными условиями труда, уплачивают дополнительные страховые взносы. Однако этих сумм совершенно недостаточно для покрытия затрат на выплату досрочных пенсий. Они не превышают 25% от объема выплат досрочных пенсий.

Основная нагрузка по оплате указанных страховых пенсий, по объему выплат и по их администрированию лежит на ПФР. Вряд ли может быть признана эффективной система, при которой бюджет субсидирует оплату труда предприятий топливно-сырьевого комплекса, большинство из которых являются весьма рентабельными. Однако даже если предприятие, на котором имеются рабочие места с опасными и вредными условиями труда, не является высокорентабельным, это не значит, что оплачивать такие условия труда должно все общество. При этом работодатель мало заинтересован в модернизации производства и улучшении условий труда с целью снижения количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.

В этой связи вызывает сомнение обоснованность сохранения существующей усложненной системы расчета. Работодатель отчисляет заниженные страховые взносы в ПФР, последний получает дотацию из государственного бюджета на выплату досрочных пенсий, организует выплату этих пенсий и при этом несет значительные расходы на администрирование. Представляется более логичным и справедливым сосредоточить все эти процессы в руках работодателя с помощью организации в компаниях специальных корпоративных пенсионных программ по негосударственному пенсионному обеспечению «досрочников». Такие программы могли бы строиться на рассмотренных выше принципах.

По нашему мнению, необходимо последовательно переносить организационную и финансовую нагрузку по обеспечению досрочной пенсии на систему негосударственного пенсионного обеспечения. Разрабатываемый федеральный закон [8] должен регламентировать условия и порядок осуществления государственной поддержки формирования средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения. Он предусматривает смещение акцентов при досрочном пенсионном обеспечении на добровольные формы. Существующие в проекте закона предложения предусматривают с помощью стимулов государственного софинансирования за несколько лет поэтапно создать систему добровольных взносов на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение работников, занятых в особых условиях труда. Размер государственного софинансирования должен составлять четырехкратный размер взносов работника, но не более установленного правительством уровня. В качестве возможного перспективного варианта может рассматриваться финансирование этих пенсий из трех источников: для

опасных работ - по 4% от работодателя и работника и 16% от государства. Это доведет суммарный тариф до 24%. Для вредных работ предлагаемое минимальное финансирование досрочных негосударственных пенсий может составить по 2% от работодателя и работника и 8% от государства. Суммарный тариф в этом случае составит 12%. В результате достигается совместное участие субъектов в финансировании досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

Необходимый переходный период для перевода этого сегмента пенсионной системы на добровольные начала будет связан с дополнительными расходами государства. Конкретные последствия для государственного бюджета, бюджета ПФР и пенсионной системы в целом от постепенного внедрения системы добровольного негосударственного обеспечения досрочных пенсий работников, занятых в особых условиях труда, были просчитаны Минтруда России. Расчеты показывают, что введение добровольного негосударственного пенсионного обеспечения и поэтапный переход в данную систему работников, занятых в особых условиях труда, приведет к снижению поступлений в ПФР страховых взносов в пользу застрахованных лиц, не достигших пенсионного возраста, а также к сокращению доходов ПФР. После 2025 г. выпадающие доходы бюджета ПФР будут резко снижаться, вплоть до нулевого значения к 2035 г. Перевод работников, занятых в особых условиях труда, и пенсионеров-«досрочников» на корпоративное пенсионное обеспечение за весь период реформирования сложившейся системы (15-20 лет) оценивается примерно в 1 трлн руб., которые складываются из выпадающих доходов ПФР из-за сокращения объема страховых взносов по дополнительным тарифам и расходов государства на софинансирование. Такова цена реформы, но очевидно, что эта «инвестиция» многократно окупится.

Налоговые льготы и преференции

Задача по расширению охвата населения негосударственным пенсионным обеспечением, как индивидуальным, так и корпоративным, требует создания для граждан и работодателей дополнительных стимулов. Наиболее действенными шагами выглядят меры в области предоставления налоговых льгот и преференций. Это, во-первых, отмена 13%-ного налога на пенсию, сформированную для гражданина его работодателем или третьим лицом в рамках добровольного накопления. Во-вторых, это увеличение максимального размера социального налогового вычета участника негосударственного пенсионного фонда со 120 000 руб. до 200 000 руб., предусматривающего возвращение гражданину 13% от суммы уплаченных в течение года взносов. Наконец, в-третьих, увеличение расходов работодателя на

социальные нужды, которые могут относиться на затраты и уменьшать налогооблагаемую базу, с 12 до 20%.

Мораторий

Кардинальной мерой совершенствования механизма функционирования накопительного компонента стал введенный мораторий на формирование накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования. Несмотря на всю сложность и неоднозначность принятого решения, его необходимо оценить положительно. Эта мера способствует достижению основных целей, указанных в «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» от 25 декабря 2012 г. Имеется в виду гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения, а также обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы. С нашей точки зрения, особенно важным при этом является решение проблемы, означенной в Стратегии как «снижение пенсионных прав граждан, включенных в обязательную накопительную систему, по сравнению с правами, формирующимися в распределительной системе». До настоящего времени государство индексировало страховые пенсии в среднем заметно выше инвестиционного дохода от размещения пенсионных накоплений. Выбрав накопительную пенсию, гражданин снижает начисление страховых баллов на 37,5%, что пока не компенсируется. По имеющимся расчетам, формирование накопительной пенсии за счет страховой ведет к снижению суммарного размера пенсии. При выходе на пенсию в 2015 г. оно составляет 4,6%, при выходе на пенсию в 2024 г. - 6,9%.

Кроме того, мораторий позволил снизить прямые убытки государства и граждан. Как известно, на 1 ноября 2015 г. Банк России возместил потери обанкротившихся негосударственных пенсионных фондов только по номиналу страховых взносов на формирование средств пенсионных накоплений в размере около 40 млрд руб. Более 10 млрд руб. инвестиционного дохода потерял 1 млн граждан, хранивших сбережения в НПФ. В случае невведения моратория потери были бы значительно больше.

Эта мера позволила предотвратить противопоставление и конкуренцию распределительного и накопительного компонентов пенсионной системы, которые основываются на разных фундаментах и работают по разным принципам. Ведь совершенно иной подход был заложен при создании накопительной системы президентским указом от 16 сентября 1992 г. «О негосударственных пенсионных фондах», где было предусмотрено независимое от государства функционирование накопительной системы на договорной основе. Причем, если в 2002-

2012 гг., когда накопительная система проходила стадию становления, использование средств распределительной системы для формирования накопительной еще имело определенный смысл, то сегодня, в условиях дефицита распределительной системы, это не является оправданным.

Достоинство моратория заключается в том, что он подталкивает систему к продолжению реформы накопительного компонента. Очевидно, что несвоевременное проведение реформы может угрожать самому существованию отрасли. Существенное улучшение пенсионного обеспечения граждан может быть обеспечено не за счет перекраивания существующих отчислений работодателя в ПФР, а за счет формирования иных, дополнительных взносов в накопительную систему, а также за счет создания комплекса условий, обеспечивающих ее эффективное функционирование.

Литература

1. Основные сведения об инвестировании средств пенсионных накоплений (электронный документ ПФР). pfrf.ru/grazdaaam/pensions / pens_nak/osnov_sved_invest; Субъекты рынка коллективных инвестиций (электронный документ Банка России). cbr.ru/finmarkets /?PrtId=sv_coll_invest.

2. Субъекты рынка коллективных инвестиций (электронный документ Банка России). cbr.ru/finmarkets/?PrtId=sv_coll_invest.

3. Основные сведения об инвестировании средств пенсионных накоплений (электронный документ ПФР). pfrf.ru/grazdanam/ pensions/pens_nak/osnov_sved_invest; Субъекты рынка коллективных инвестиций (электронный документ Банка России); cbr.ru/ finmarkets/?PrtId=sv_coll_invest; Национальные счета (электронный документ Росстата); gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/accounts.

4. Месропян М. Российские пенсионные накопления поставили мировой рекорд // Ведомости. № 3961. 17.11.2015.

5. Субъекты рынка коллективных инвестиций (электронный документ). cbr.ru/finmarkets/?PrtId=sv_coll_invest.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Царева Л, Яковлева М. У пенсии добавилось валютных рисков // Коммерсантъ (газетный выпуск). № 21. 09.02.2015.

7. Открытые данные (электронный документ ПФР). pfrf.ru/opendata.

8. Проект федерального закона «О государственной поддержке формирования средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» - Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. regulation. gov.ru/projects#npa=21086.

N.B. KOZLOV

doctor habilitatus in economics, professor [email protected]

THE WAYS OF THE RUSSIAN PENSION SYSTEM ACCUMULATIVE COMPONENT DEVELOPMENT

The paper devotes an analyses of the causes of insufficient efficiency of the Russian pension system accumulative component. It is noted that the main cause to this is a deficiency in operating regulation mechanism. The author proves the necessity of administrative methods of management refusal in favor of the market ones. Besides, the author describes perspective measures streamlining of the legislation, granting tax privileges by the state, introduction of personal contributions of citizens and joint financing of the enterprises. Keywords: an accumulative component of pension system, investment of pension accumulation, non-state pension funds, the principle of medium-term profitability, property on pension accumulation, the state joint financing. JEL: G230, H550.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.