УДК 65:338.45
Г. В. Козлов, Е. В. Коробейникова
Пути развития интеграционных процессов в холдинговых структурах
Рассмотрены механизмы повышения корпоративной общности крупных промышленных объединений. Предложены новые подходы к развитию корпоративной культуры на уровне интегрированных структур. Обобщен опыт Концерна ВКО «Алмаз - Антей» в вопросах организации научно-технических, спортивных, культурно-массовых и творческих мероприятий.
Ключевые слова: корпоративная общность, интегрированные структуры, корпоративная культура, программа выявления лидеров.
Введение
Объединение предприятий в интегрированные структуры - необходимый этап интеграционного процесса. Однако это лишь начальный этап, на котором помимо передачи акций управляющей компании реализуются различные процессы. Для полноценной реализации миссии создаваемого холдинга необходимо организовать тесную кооперацию дочерних предприятий на основе плана стратегического развития, предусматривающего разработку и проведение единой научно-технической политики, создание научного задела, оптимизацию производственных мощностей, проведение модернизации оборудования, унификации и стандартизации выпускаемой продукции, £ создание единой финансово-экономической ™ среды, реализацию корпоративной кадровой ц и социальной политики.
X Для успешной реализации этих интегра-
« ционных процессов большое значение име-
< ет развитие корпоративной общности работ-
м ников дочерних предприятий, формирование
| заинтересованных связей между ними. Это
» весьма непростой и длительный процесс, не
§ решаемый административными мерами. Корей
те поративная общность (а точнее - ее уровень) ^ является результатом целенаправленных ме-= роприятий по формированию и развитию кор* поративной культуры, которая, как известно, ■= выполняет две основные функции: внутренняя
8 интеграция сотрудников и внешняя дифференциация организации как бизнес-партнера, ра™ ботодателя и пр.
ю
9 Наибольшую актуальность вопрос фор-
3 мирования корпоративной общности приобре-
2 -
(П
^ © Козлов Г. В., Коробейникова Е. В., 2017
тает в крупных холдингах. Основными особенностями таких объединений являются:
• большая численность и структурная неоднородность трудового коллектива (по возрасту, гендеру, профессии и т. д.);
• территориальная разобщенность предприятий, входящих в состав холдинга;
• влияние особенностей общественно-политической и экономической ситуаций, сложившихся в регионе, где расположены предприятия холдинга;
• разная производственно-экономическая специализация предприятий внутри холдинга (серийные заводы, научно-производственные институты, ремонтные и сервисные предприятия).
Высокий уровень корпоративной общности в холдинге позволяет успешно решать такие ключевые вопросы, как распространение общих стандартов, норм управления предприятием, оперативное решение возникающих проблем филиалами без привлечения головного предприятия, обмен опытом, реализация лучших практик на всех предприятиях холдинга, ротация персонала между предприятиями холдинга, решение кадровых проблем и повышение жизнеспособности не только отдельных дочерних обществ, но и холдинга [1].
Результатом всех действий, направленных на формирование корпоративной общности, является создание доверительных отношений. Доверительность возникает при решении общих проблем и взаимодействии на основе общих интересов. Перечисленные выше механизмы интеграционных процессов используются для решения общих проблем, их применение позволяет сформировать деловые отношения, в первую очередь на уровне
руководства дочерних обществ. Кроме того, сложившиеся на основе общих интересов контакты способствуют решению задачи формирования корпоративной общности на уровне индивидуумов и коллективов предприятий.
В данной статье механизмы развития корпоративной общности рассмотрены на основе проектов, выработанных участниками программы выявления лидеров трудовых коллективов Концерна ВКО «Алмаз - Антей» [2, 3]. В рамках специально организованного конкурса было разработано 14 проектов, содержащих конкретные предложения и механизмы их реализации.
Интересы и увлечения людей весьма многообразны, но среди них можно выделить наиболее естественным образом подходящие для формирования горизонтальных связей в корпоративных структурах. Их можно разделить на несколько групп:
• научно-технические конференции и семинары;
• тематические сборы по профессиональным и межпрофессиональным группам;
• корпоративные средства массовой информации (СМИ);
• праздничные мероприятия;
• спортивные соревнования;
• интеллектуальные игры;
• творческие конкурсы;
• индивидуальные увлечения. Научно-технические конференции и семинары
Важной и необходимой формой общения исследователей, разработчиков, технологов и производственников являются научно-технические конференции и семинары. Эти мероприятия способствуют формированию связей между работниками и распространению знаний, передового опыта, повышению квалификации специалистов, их научному росту. Специализированные конференции Концерна проводятся крупными институтами и конструкторскими бюро, а более общие - Научно-образовательным центром ВКО «Алмаз -Антей» им. Академика В. П. Ефремова [4, 5]. Тематические сборы по профессиональным и межпрофессиональным группам Одним из наиболее эффективных инструментов обмена лучшими практиками явля-
ются регулярные (как правило, ежегодные) сборы руководителей и ведущих специалистов, представляющих определенные профессиональные группы (генеральные директора, руководители кадровых отделов, бухгалтеры, сотрудники отделов информационных технологий, пресс-служб, служб качества и др.). Во время этих встреч происходит обучение, обмен опытом, подведение итогов ежегодных конкурсов, неформальное общение, налаживание профессиональных связей.
Кроме того, стоит отметить встречи представителей межпрофессиональных групп, например, участников программы выявления лидеров трудовых коллективов и Совета капитанов, стипендиатов Концерна, Корпоративного совета молодых специалистов (КСМС). Корпоративные СМИ
Можно выделить три категории корпоративных СМИ: научные журналы, издания широкого профиля и электронные СМИ.
Научные журналы предназначены для публикации результатов оригинальных исследований и разработок. Наличие опубликованных научных статей - необходимое условие защиты кандидатских и докторских диссертаций. В связи с этим крупные корпоративные структуры с развитым научно-техническим потенциалом вкладывают средства и прилагают усилия на поддержание своих журналов, отвечающих требованиям Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Журнал «Вестник Концерна ВКО «Алмаз - Антей» выходит четыре | раза в год и открыт всем желающим для бес- о платной публикации в рамках своей тематики " (рис. 1). Специальный Вестник Концерна ВКО | «Алмаз - Антей» предназначен для опублико- | вания закрытых материалов. §
Газеты и журналы широкого профиля со о всех сторон освещают деятельность Концер- 5 на в целом и его дочерних обществ. Крупные ^ предприятия имеют свои издания, которые ¡2 пользуются большой популярностью в кол- Ц лективе и являются действенным механизмом § единения сотрудников. ®
В последние годы активное развитие по- I
лучили электронные СМИ. К ним относятся, §
га
прежде всего, корпоративные сайты, страницы в социальных сетях, интернет-порталы и
ЕГ*|>ЯМТ л ВАК
О
см
■Ч-
О!
<
I
(0 те
0 ^
СО те
1
о.
<и
I
о
о <и со
см ■ч-ю о
I
см ■ч-ю см
со
(П
ВЕСТНИК
Концерна В КО «Алмаз - Антей»
Рис. 1. Вестник Концерна ВКО «Алмаз - Антей»
форумы. Использование этих инструментов позволяет эффективно формировать информационную среду для общения и обмена опытом между сотрудниками холдинга за счет регулярной публикации пресс- и пост-релизов мероприятий, сообщений на наиболее важные или актуальные темы, создания онлайн-обсужде-ний. Ключевую роль здесь играют пресс-службы холдинга в целом и дочерних обществ, входящих в его состав.
Праздничные мероприятия
На всех уровнях от семейного до государственного отмечаются дни рождения, дни основания холдинга и отдельных организаций.
День Победы - фактически второе рождение страны. На государственном уровне этот праздник способствует формированию патриотизма граждан, особенно молодых, через осознание величия труда и подвигов предыдущих поколений (рис. 2).
День основания является хорошим поводом вспомнить о выдающихся людях, заложивших фундамент, на котором зиждутся современные научные и производственные успехи. На уровне предприятий и корпоративных структур это хороший повод подвести итоги работы коллективов, наградить и поздравить передовиков. По инициативе участников программы выявления лидеров трудовых коллективов будет создана Книга почета Концерна с именами передовиков. Спортивные соревнования В современном мире спорт становится все более важным механизмом подтверждения странами своего статуса на международной арене. Победы на мировых первенствах и олимпиадах приобрели политическое значение и оказывают большое психологическое влияние на граждан.
Рис. 2. Акция «Бессмертный полк» в АО «ФНПЦ «ННИИРТ»
В интегрированных структурах спортивные соревнования между командами предприятий имеют большую популярность и вызывают повышенный интерес сотрудников. Начиная с 2011 г. в соответствии с решением руководства Концерна ежегодно проводятся общекорпоративные спортивные соревнования на кубок Концерна по мини-футболу и настольному теннису. С 2018 г. дополнительно были включены еще два вида спорта: волейбол и плавание среди мужчин и женщин.
Проведение соревнований организовано в два этапа. Региональные соревнования базируются в Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновске и Екатеринбурге. По их итогам спортсмены, занявшие 1-2-е места, принимают участие в финальных играх, проводимых в спортивном комплексе ООО «Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз - Антей». Следует особо отметить, что высокие спортивные достижения в течение нескольких лет показывают работники ПАО «МЗиК» (г. Екатеринбург), что является результатом хорошей организации спортивной работы на данном дочернем мероприятии (рис. 3).
Проводя дальнейшую аналогию с профессиональным футболом, можно заключить,
что для развития корпоративной общности и Концерну целесообразно выйти на более высокий уровень соревнований. В частности, соревноваться с другими интегрированными структурами оборонно-промышленного комплекса и иными корпорациями. Первый шаг в этом направлении уже сделан. Так, в 2017 г. представители двух предприятий, входящих в Концерн (АО «ФНПЦ «ННИИРТ» и АО «ММЗ «Авангард»), приняли участие в летних играх «Ростех», проходящих в г. Алушта. Спортсмены выступали по двум видам спорта: мини-футбол и настольный теннис. Следующим этапом в развитии этого направления станет создание общей команды Концерна, объединяющей в себе лучших спортсменов дочерних обществ.
Не менее важным с точки зрения формирования корпоративной общности является развитие детского спорта на уровне холдинга. Так, с 2016 г. Концерн ВКО «Алмаз - Антей» в память о легендарном форварде футбольного клуба «Зенит», начинавшем свою футбольную карьеру в команде СК «Большевик» (ныне футбольный клуб «Алмаз - Антей»), проводит международный детско-юношеский турнир «Кубок Льва Бурчалкина»
X га
s ф
о
X S т О
<и
У S
s о г о
т
т
х
г .о
га
О о m
<D
V
m га
Рис. 3. Футбольная команда ПАО «МЗиК» - многолетний обладатель Кубка Концерна
о см
■ч-
О!
<
I
(0 га
0 ^
СО га
1
о.
<и
I
о
о <и со
см ■ч-ю о
I
см ■ч-ю см
со
(П
Рис. 4. Футбольная команда «Алмаз - Антей» (г. Санкт-Петербург)
(рис. 4). Цель проведения турнира - создание положительного имиджа России, укрепление дружественных связей, в том числе в странах Евросоюза, пропаганда и популяризация футбола среди подрастающего поколения. В соревнованиях участвуют спортсмены не старше 13 лет - представители известных футбольных клубов России и Европы: «Зенит» (г. Санкт-Петербург), ЦСКА (г. Москва), «Вильярреал» (Испания), «Локомотив» (г. Москва), «Бродаратц» (Сербия), ХИК (Финляндия), «Динамо» (г. Москва) и др. Обладателями первых двух кубков стали гости из испанского «Вильярреала». Команда «Алмаз -Антей» в 2017 г. заняла почетное 3-е место. Интеллектуальные игры Интеллектуальные игры и конкурсы имеют в нашей стране большую популярность, что связано с высоким интеллектуальным потенциалом граждан. КВН и «Что? Где? Когда?» стали фактически народными увлечениями. Они популярны в школах, университетах и на предприятиях различных отраслей, в том числе оборонных. В Концерне ВКО «Алмаз - Антей» на ряде дочерних обществ созданы команды, между которыми ежегодно проходят соревнования. В 2017 г. впервые были проведены интеллектуальные соревнования между молодежью дочерних обществ. В марте на базе НПО «Алмаз» состоялась игра «Что? Где? Когда?» (рис. 5), а в ноябре Ижевский электромеханический завод принял молодых интеллектуалов из 32 дочерних предприятий, которые соревновались на «Управленческих поединках» (рис. 6).
Рис. 5. Команда Северо-Западного регионального центра Концерна ВКО «Алмаз - Антей» - победитель игры «Что? Где? Когда»
Рис. 6. «Управленческие поединки» - новый формат интеллектуальных игр
Кроме того, в 2017 г. состоялось первое соревнование на межкорпоративном уровне, имевшее большой успех и вызвавшее значительный интерес сотрудников Концерна. В соревновании участвовало по две команды с каждой стороны. Финальный этап прошел в исключительно острой, захватывающей борьбе. В дальнейшем планируется развитие этого начинания, и уже брошен вызов команде Концерна «Вега». Творческие конкурсы
Главным корпоративным событием Концерна является фестиваль «Кураж», проводимый уже несколько лет по инициативе Ижевского электромеханического завода «Купол» [5].
Третий фестиваль, состоявшийся в 2016 г., собрал беспрецедентное количество молодежи - 350 человек, представляющих 23 пред-
приятия от Санкт-Петербурга до Новосибирска. В конкурсную программу по традиции были включены творческие задания (КВН, хореографическое шоу «Кинопробы», «Лучший арт-объект»), спортивные соревнования (волейбол, спортивный туризм) и интеллектуальные игры.
Большой популярностью пользуются творческие конкурсы по подготовке новогоднего концерта в Северо-Западном региональном центре Концерна ВКО «Алмаз - Антей» (рис. 7) [6].
Индивидуальные увлечения
Объединение людей происходит не только по производственному признаку, но и по другим интересам и увлечениям. Оказывается содействие расширению подобных контактов сотрудников дочерних предприятий с помощью вывода их на корпоративный уровень. В частности, объединив самодеятельных поэтов, к очередной годовщине Концерна можно издать сборник стихов, на основе творчества любителей живописи провести выставку картин (даже в электронном варианте), создать электронный ресурс для общения рыболовов, охотников, садоводов и пр. Подобные замыслы могут быть реализованы без серьезных финансовых затрат,
они не предполагают отрыва людей от производственной деятельности, а их польза для развития корпоративной общности очевидна.
Подобные инициативы будут реализо-вываться силами самих участников программы выявления лидеров трудовых коллективов, одной из задач которой является развитие корпоративной общности дочерних коллективов Концерна. В плане реализации программы в
2017 г. были проведены заочные туры и сборы, на основании которых была выявлена группа из 54 победителей из 27 дочерних обществ. В
2018 г. реализуется ее второй этап, и в результате число победителей удвоится. Для организации взаимодействия с участниками программы создан Совет капитанов команд, участвовавших в отборочных турах. Структура связей участников программы показана на рис. 8. Совет капитанов выполняет следующие функции:
• формирование плана работ;
• координация взаимодействия команд;
• взаимодействие с центром;
• мониторинг ситуации с лидерами;
• подготовка годового отчета;
• выработка предложений на перспективу.
СОВЕТ КАПИТАНОВ
о см
Ol
<
I
(0 те
0 ü CQ те
1
о.
ф
ПОБЕДИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
КОМАНДА
Рис. 8. Структура общности участников программы
выявления лидеров трудовых коллективов
План работ предусматривает участие победителей программы и команд в реализации большей части перечисленных выше мероприятий по развитию корпоративной общности. Их деятельность ведется в прямом контакте с руководством программы в головной компании, курирующей работу Совета капитанов и оказывающей финансовое и административное содействие.
Победители программы, находясь в постоянном взаимодействии, работая над решением полученных задач, расширяют свои связи внутри Концерна и развивают управленческие навыки. Вместе с другими формами программных мероприятий такими, как повышение квалификации, обучение в аспирантуре, получение степени Master of Business Administration (MBA) ОПК, защита диссертаций, деятельность по наставничеству, это должно способствовать росту их компетенций, формированию чувства ответственности не только за результаты своей работы, но и предприятий Концерна в целом.
Заключение
Обсуждаемые мероприятия по формированию корпоративной общности весьма разно-плановы по своей сути и формам организации, но все они имеют единую цель - сплочение многотысячного коллектива Концерна. Это необходимое условие безусловного выполнения его ключевой миссии по защите страны в воздушно-космической сфере. Список литературы
1. Захарова Л. Н., Леонова И. С., Коробейни-кова Е. В. Ценностный конфликт и психологическая жизнеспособность персонала российских предприятий. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ 2017. 411 с.
2. Программа выявления лидеров трудовых коллективов Концерна ВКО «Алмаз - Антей» / Д. Ю. Большаков, С. Е. Ерошин, Г. В. Козлов и др. М.: Миттель Пресс, 2017. С. 104.
3. Программа выявления лидеров трудовых коллективов / Д. Ю. Большаков, С. Е. Ерошин, Г. В. Козлов и др. М.: Новое Время, 2018. С. 180.
4. Козлов Г. В., Ерошин С. Е., Большаков Д. Ю. Методы формирования корпоративной общности // Инновации. 2017. № 7. С. 11-15.
5. Ерошин С. Е., Новиков Я. В., Федоров В. В. Развитие системы ДПО в рамках оборонно-промышленных объединений // Инновации. 2015. № 11. С. 75-78.
6. Ерошин С. Е., Федоров В. В. Становление научно-образовательных центров в рамках оборонно-промышленных холдингов // Инновации. 2017. № 12. С. 13-16.
Поступила 30.11.17
о
о
V
со
см
■Clin о
I
см
■Clin см
W (П
Козлов Геннадий Викторович - доктор физико-математических наук, профессор, заместитель руководителя аппарата генерального директора - руководитель секретариата АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей», г. Москва. Область научных интересов: радиофизика, управление холдинговыми структурами, формирование организационной культуры.
Коробейникова Елена Владимировна - кандидат психологических наук, заместитель начальника службы - начальник отдела по работе с персоналом Акционерного общества «Федеральный научно-производственный центр «Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники», г. Нижний Новгород. Область научных интересов: управление персоналом, формирование организационной культуры, оценка и развитие персонала, повышение эффективности менеджмента.
Development paths of integration processes in holding entities
The paper focuses on the mechanisms of increasing the corporate community of large industrial associations and introduces new approaches to developing the corporate culture at the integrated structures level. The experience of the "Almaz - Antey" Air and Space Defense Corporation in arranging scientific-technical, sport, mass cultural events and creative activities is summarized.
Keywords: aerospace corporate community, integrated structures, corporate culture, leader identification program.
Kozlov Gennadiy Viktorovich - Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Deputy Head of the Office of the Director General - Head of the Administrative Office, the "Almaz - Antey" Air and Space Defense Corporation, Joint Stock Company, Moscow.
Science research interests: radiophysics, management of holding entities, corporate culture development.
Korobeynikova Elena Vladimirovna - Candidate of Psychological Sciences, Deputy Head of Service - Head of HR Department, Federal Research and Production Centre "Nizhniy Novgorod Research Institute of Radio Engineering", Joint-Stock Company, Nizhniy Novgorod.
Science research interests: personnel management, corporate culture development, appraisal of personnel performance, staff development, management efficiency improvement.