Шокиров Равшан Сидикович,
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой мировая экономика ТГУПБП Каюмов Фуркат Гайбуллоевич, аспирант кафедры экономики предприятий и предпринимательства ТГУПБП
ПУТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТАДЖИКИСТАНА
Республика Таджикистан после распада единого экономического пространства в рамках СССР постепенно начала выбирать себе путь рыночной экономики. В начале формирования рыночных отношений экономический механизм полностью разрушился, вследствие чего воспроизводственный процесс почти остановился.
Собственником основных средств производства до начала реформ было государство. Но целью проводимых реформ была передача имущества и средств производства в частную собственность. Иными словами, реформа была нацелена на приватизацию госимущества, введение частной собственности.
На начальном этапе рыночных реформ рыночная экономика понималась как самостоятельная, ибо государственное вмешательство исключалось. В результате этого хозяйственная система в определённый период стала неуправляемой. Вдобавок к этому, усложнившаяся политическая обстановка привела к глубокому экономическому кризису. В этих условиях государственное вмешательство приобрело крайне необходимый характер. Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Тем более, что для Республики Таджикистан это является необходимым условием экономического развития. В рыночных условиях государству приходится постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это гибкость принятия решений как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе из эффективного стабилизатора и регулятора она
превратится в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан, где активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
б) стабилизация экономики. Для преодоления спада производства, для снижения инфляции, сокращения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику;
в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство производит товары и услуги, которыми не занимается частный сектор. Государство формирует программы развития образования, здравоохранения, создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку и т д.;
г) обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.
Как известно, государственное регулирование экономики охватывает систему типовых мер законодательного, исполнительного характера, которые осуществляются непосредственно государством через его правомочных учредителей в целях стабилизации социально-экономического механизма. Эти меры регулирования условно можно разделить на две группы - прямые и косвенные.
К прямым мерам экономического регулирования можно отнести те меры, которые осуществляются в процессе производства товаров и услуг (финансирование, ценообразование). Эти меры осуществляются через государственный бюджет для сохранения макроэкономического равновесия внутри страны. При этом государству следует учесть совокупность спроса и предложения на внутреннем рынке. Категория совокупного спроса более чётко определяет положение рынка, и с его помощью формируется совокупное предложение. Во многих литературных источниках совокупность спроса трактуется как сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции.
Кривая совокупного спроса отражает функциональную зависимость между величиной совокупного спроса и средним уровнем цен при прочих
равных условиях[1, 374]. Необходимо отметить, что на состояние совокупного спроса оказывает влияние уровень цен на потребительные товары, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт, что можно рассчитать с помощью следующей формулы: AD = С + I + G + е [2, 192],
где С - спрос населения на потребительские товары I - Инвестиции С - Гос. закупки е - Чистый экспорт.
Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов.
Эти меры госрегулирования широко рассмотрены экономистами-неоклассиками. Именно их модель, т.е. неоклассическая модель, косвенно влияет на государственное регулирование.
Высокие налоги и инфляция являются главными преградами на этом пути. Увеличение налоговых ставок ограничивает рост капиталовложений, а инфляция, удорожив кредит, тем самым затрудняет использование заёмных средств для накопления. В связи с чем неоконсерваторы стали осуществлять антиинфляционные мероприятия на базе рекомендаций монетаристов по предоставлению налоговых льгот предпринимателям.
Сокращение налоговых ставок сократит также и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией, а это, в свою очередь, сокращает государственные расходы, т.к. имеет место отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.
Таким образом, государственное вмешательство в экономику в переходных условиях является крайне необходимым, ибо без его участия невозможно формировать эффективный экономический механизм.
Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, который называют государственным сектором.
С первых дней существования государственности возник государственный сектор. После зарождения государства общество осознало необходимость государственного вмешательства. Некоторые экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство, которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социально -экономических
процессов в обществе.
Важной проблемой нашего государства на сегодня является его роль в экономической системе, которая определяет необходимость изучения функционирования государственного сектора экономики, влияние госсектора на протекание рыночных процессов в Таджикистане. Необходимость существования государственного сектора подчёркивает современные тенденции увеличения государственного вмешательства во все сферы жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. Это связано со сложившимся экономическим кризисом и неспособностью частного капитала удовлетворить потребности жителей, а также с отсталостью основных производственных фондов. Инструменты экономической политики таджикского государства находятся в состоянии становления. Развитие рыночных отношений с приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет претерпевать изменения и в государственном регулировании экономики.
При рассмотрении госсектора как хозяйственного субъекта его можно трактовать в качестве крупного предпринимателя. В рыночных условиях суть государственного сектора отражается в удовлетворении основных общественных, и государственных потребностей необходимыми товарами. Здесь целесообразно рассмотреть сущность государственного сектора как экономической категории (понятийный аппарат).
Единая терминология в определении базовых понятий, таких как, «сущность», «структура», «динамика», «роль в экономике государственного сектора» отсутствует. В первую очередь это относится к понятиям «государственная собственность» и «государственный сектор». К определению данных понятий существует несколько подходов как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
В общем виде государственный сектор можно представить как совокупность юридических лиц, которые связаны между собой принадлежностью к государственной собственности и выполняют свои функции для достижения установленных государством целей. Для того чтобы определить сферу деятельности государственного сектора экономики, используются критерии общественной полезности, общественной активности.
По мнению Б.И.Герасимова, Ю.В.Иода, государственный сектор - это «комплекс хозяйствующих субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным властям» [3,46].
Данные авторы рассматривают государственный сектор в виде совокупного предпринимательства, которое охватывает все сферы жизнедеятельности государства (публично-правовые, государственные холдинги, корпорации, акционерные общества и т.д.).
Мы согласны с тем, что государственный сектор может охватывать все сферы экономического механизма государства, но, помимо этого, государственный сектор должен рассматриваться как стимулирующий предпринимательство в целях обеспечения социально-экономической стабильности внутри государства.
Именно такую трактовку данной категории даёт профессор В.И. Куш-лин. Он, рассматривает государственный сектор как «многокомпонентный, многоуровневый и многофункциональный комплекс». [4,403] Автор рассматривает государственный сектор в смешанной экономике и разделяет его на три блока: государственные предпринимательские структуры и государственные коммерческие предприятия, государственные бюджетные некоммерческие организации, госимущество. Все эти три блока охватывают различные предпринимательские, коммерческие, некоммерческие, производственные предприятия государства, а также владение основными средствами производства со стороны государства. Вообще, основываясь на идее Кушлина, можно сказать, что государственный сектор представляет собой общественный сектор, где основным собственником является государство.
Если речь идёт о собственности, то в условиях рыночной экономики владение государством всеми основными средствами производства приводит к разрушению рыночного механизма.
Существует ещё определение государственного сектора, предложенной Л.И. Якобсоном, которое предполагает «сферу государственной собственности, а также бюджет и другие ресурсы, находящиеся в непосредственном распоряжении государства»[5.с.5]. Исходя из данного определения, можно предположить, что государственный сектор включает в себя все активные средства производства. Иными словами, государственный сектор - это всё имущество, которое находится в руках государства. Но в этом случае государству необходимо выполнять ряд экономических функций, без которых невозможно осуществлять участие в воспроизводственном процессе.
Констатируя все вышеперечисленные подходы к определению сущности государственного сектора в условиях Республики Таджикистан, мы даём следующее определение государственного сектора. Государственный сектор -это особая сфера экономической деятельности государства, которая направлена на сохранение макроэкономического равновесия, а также социально-экономической стабильности в стране.
Данное определение исходит из особенностей таджикского государства. Эти особенности предопределили введение особой экономической деятельности со стороны государства, которая характеризуется следующим образом.
Во-первых, Республика Таджикистан пока ещё находится на пути становления и перехода к рыночной экономике. В этих условиях государственное вмешательство в экономику является крайне необходимым.
Во-вторых, только после 2005г. в республике наблюдается сохранение макроэкономической стабильности. До этого периода, даже и в современных условиях, в некоторых отраслях национального хозяйства существует недостаток основных средств производства. Другими словами, они находятся в кризисном состоянии.
И, в-третьих, таджикский менталитет способа производства доказывает то, что его самостоятельность приводит к разрушению механизма рыночной экономики. И поэтому государству необходимо участвовать в воспроизводственном процессе для сохранения социально-экономической стабильности.
Изучение зарубежной практики также говорит о том, что государство обладает определённым объёмом средств производства, участвует в воспроизводственном процессе и выполняет необходимые экономические функции.
Для обозначения границ госсектора в зарубежной практике используются более конкретные критерии. В некоторых случаях к нему относят предприятия при участии государства, и те чей капитал составляет более 50%, но нередко применяются и менее жёсткие нормы.
Во Франции существует ежегодно обновляемый официальный перечень госпредприятий, к числу которых относятся юридические лица с государственным участием более 30% (включая филиалы).
В Турции, где относительно эффективный госсектор сформирован, все предприятия делятся на две группы - государственные экономические предприятия (ГЭП) и государственные экономические организации (ГЭО). ГЭП - это юридические лица с принадлежащим Правительству капиталом, действующие в соответствии с принципами рыночной экономики, а ГЭО- это юридические лица с принадлежащим Правительству капиталом, занимающиеся производством и распределением конкретной продукции, объём, ассортимент и цены на которую устанавливаются государством (ГЭО, как правило, относятся к монополиям). И те и другие имеют "трёхзвенную" структуру, т.е. состоят из хозяйственных единиц, весь капитал которых принадлежит государству (establishments), дочерних организаций, где государство владеет более 50% капитала (sudsidiaries), и образований с долей участия государства в 15-50% (participations).
В западных странах используется понятие двухсекторной экономики: с точки зрения участия государства в деятельности хозяйственных структур, национальная экономика, как правило, делится на государственный, или общественный (public), и негосударственный, или частный (private) секторы.
В Китае применяется иная классификация - все предприятия по имущественной спецификации разделяются на три группы: государственные, негосударственные, смешанные.
Так, при сравнении с международной практикой, трёхсекторная модель таджикской экономики имеет свои особенности.
Уточняя данное выше общее определение госсектора, в таджикской экономике к её хозяйствующим субъектам в состав государственного сектора можно включить:
• государственные унитарные предприятия;
• государственные учреждения;
• акционерные общества, в уставном капитале которых более 50% голосующих акций находится в государственной собственности;
• дочерние предприятия, чьи головные (материнские) компании входят в состав госсектора;
• предприятия, входящие в холдинг, головная (материнская) компания которого относится к госсектору.
Государственное вмешательство в экономику преследует определённые функции. В основном государство корректирует те явления, которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство создаёт равные условия для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей, государство также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг. Государственное регулирование в экономической жизни страны определяется ещё и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливого распределения дохода, так как государство должно заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках.
Таким образом, анализируя различные подходы к определению сущности государственного сектора, в том числе и по отношению к собственности, можно сделать вывод о том, что его суть состоит в обеспечении воспроизводственного процесса в стране. Констатируя эту точку зрения, нами обосновывается сущность государственного сектора в условиях Таджикистана, где главной экономической функцией государства является повышение производительности труда и рациональное использование имеющихся ресурсов, с тем чтобы государство на долговременный период сохраняло безопасность страны.
Обоснование функции государства говорит о том, что в любых условиях экономического развития государство играет важную роль в общественном производстве.
Список литературы:
1. Ройзберг Б.А., Позовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. -М.: Инфра-М, 2005, с.374.
2. Макконел Кэмпбелл Р., Брю Стэнли А. Экономикс в 2-х частях. Часть II. Макроэкономическое равновесие. - М.: Республика 1995, с. 192.
3. Герасимов Б.И., Иода Ю.Б. Введение в экономику: основы экономического анализа. -Тамбов 2004, с. 46.
4. Государственное регулирование рыночной экономики. Под общей ред. д.э.н. В.И.Кушлина. - М. : «РАГС», 2005, с. 403.
5. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. - М.:Аспект Пресс, 1995, с.5.
Р. С. Шокиров, Ф.Г. Каюмов Пути развития государственного сектора в условиях рыночных отношений
Таджикистана
Ключевые слова: государственный сектор, рыночные отношения, государственная собственность, реформа, государственные предприятия, государственные учреждения.
В статье рассмотрены теоретические основы становления и развития государственного сектора в Республике Таджикистан. Исходя из необходимости государственного вмешательства в современных условиях, выявлена его роль в экономической системе, которая определяется необходимостью изучения функционирования государственного сектора экономики, влияния госсектора на протекание рыночных процессов в Таджикистане. Авторы, изучая сущность и содержание государственного сектора, констатируют, что государственный сектор в Республике Таджикистан имеет свою специфику и выполняет ряд экономических функций государства. Предложена авторская трактовка сущности государственного сектора и определены важнейшие направления экономической функции государства в переходных условиях.
R.S. Shokirov, F.G. Kaymov
The Ways of Development of State Sector under the Conditions of Market Relations
Key words: state sector, market relations, state-owned property, reform, state-owned enterpreises, state institutions
The article dwells on the theoretical gzounds offormation and development of the state sector in Tajikistan Republic. Proceeding form the assumption of the necessity concerned with state interference under modern conditions the authors elicit the role of the state sector, its influence upon market processes in Tajikistan. Studying the essence and contents of the state sector they assert that it has the specificity of its own in Tajikistan Republic carrying out a number of state economic functions. The authors move their own thesis related to the state sector and determine the most important streamlines concerned with the economic function of the state in the transitional period.