УДК 332.1
И.А. КОРШИКОВА, научный сотрудник, e-mail: [email protected]
ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕОДНОРОДНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Рассмотрены основные причины неоднородности экономического пространства, а также их следствия. Преодоление неоднородности экономического пространства в первую очередь направлено на устранение причин и следствий неоднородности. Одним из инструментов, способным обеспечить снижение неоднородности экономического пространства, может стать многоуровневая система стратегического планирования развития территорий, представляющая собой пространственно-временную декомпозицию стратегических целей, направлений и приоритетов территориального развития.
Ключевые слова: экономическое пространство, неоднородность экономического пространства, многоуровневая система стратегического планирования развития территорий.
Korshikova I.A. Ways of overcoming the heterogeneity of economic space.
The main reasons for the heterogeneity of economic space and their consequences are considered in the article. The overcoming of the economic space heterogeneity, first of all, is aimed at eliminating the causes and consequences of the heterogeneity. One of the tools that can reduce the heterogeneity of the economic area could be a multilevel system of strategic planning of territorial development, which is represented by the spatial-temporal decomposition of
strategic goals, directions and priorities of the territorial development.
Keywords: economic space, heterogeneity of economic space, multilevel system of strategic planning of territories development.
Неоднородность экономического пространства связана с крайне неравномерным распределением населения, природных ресурсов, климатическими условиями, а также может увеличиваться из-за возникновения новых точек роста, полюсов развития, эффективных кластеров. Следствием усиления неоднородности экономического пространства становится расширение границ бедности и депрессивного неконкурентоспособного экономического развития, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия.
Среди наиболее известных исследователей, ведущих свои разработки в области пространственной экономики, можно отметить А.Г. Гранберга [1, 2, 3], В.В. Радаева [4], П.А. Минакира [5], О.В. Иншакова [6], П. Кругмана [7], В.Н. Василенко [8].
Цель статьи - определить пути преодоления неоднородности экономического пространства.
В настоящее время существует несколько трактовок экономического пространства: территориальный, ресурсный,
© И.А. Коршикова, 2018
процессный; информационный, управленческий, институциональный и т.д.
В научной литературе представлены разные определения экономического пространства. Согласно территориальному подходу экономическое пространство - это экономически организованная территория, вмещающая множество объектов и связей. По определению академика РАН А.Г. Гранберга «...экономическое пространство - это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети и т.д.», каждая территория имеет свое внутреннее экономическое пространство и связи с пространствами других территорий [1]. Это определение наиболее емко отражает сущность территориального подхода.
В отличие от определения экономического пространства А.Г. Гранберга, в определении, данным В.В. Радаевым, основной упор делается на «экономические действия», и под экономическим пространством понимается совокупность «экономических действий», как определенная связь между целями и средствами, что предполагает особый характер самого экономического действия, возникающего по поводу воспроизводства ограниченных ресурсов» [4].
В своих трудах П. Минакир и А. Демьяненко отмечают, что экономическая деятельность теперь исследуется в рамках не географического, а экономического пространства, которое устанавливается системой полей (подпространств), обязанных своей структурой неравномерному распределению отдельных видов ресурсов и может восприниматься в форме связей, присущих как отдельному агенту экономической деятельности, так и экономической системе в целом [3].
По мнению Б.М. Данилишина, «.экономическое пространство - это объединенная экономическими интересами совокупность объектов и субъектов хозяйствования определенной территории, взаимодействие и пространственная организация которых направляется (через систему отношений и соответствующие механизмы) на решение задач экономического и социального развития, повышение конкурентоспособности экономики регионов и страны в целом, сохранение благоприятной среды жизнедеятельности населения» [9, с. 9].
С точки зрения других ученых (О. Иншаков и др.), экономическое пространство представляет собой особый вид жизненного пространства, в котором ведется хозяйство и создается особая система отношений между людьми в трансформациях и трансакциях факторов [6].
В определении П. Кругмана, экономическое пространство - «абстрактный экономический ландшафт динамического распределения ресурсов в зависимости от конъюнктуры и их местоположения» [7]. В данном определении речь идет о гносеологических основах определения экономического пространства.
В работах В.Н. Василенко «экономическое пространство может быть представлено в трехмерном измерении (территория, население, хозяйство), архитектоника (построение) которого позволяет упорядочивать знания об организационных формах взаимодействия материальных объектов или элементов производительных сил. При этом эти организационные формы могут приобретать любые конфигурации и размеры, например, такие, как: межгосударственные экономические союзы и объединения, межрегиональные образования (экономические районы), внутри региональные объединения (кластеры или сети), межотраслевые структуры (вертикально или гори-
зонтально интегрированные компании) и т.п.» [8, с. 72].
Основными свойствами экономического пространства выступают его возможная однородность или неоднородность: однородность характеризуется единством условий для существования и развития сложившихся организационных форм (как для хозяйства в целом, так и для всего населения), а неоднородность -наличием различий в этих условиях [8, с. 73].
А.Г. Гранберг выделяет три комплекса причин развития процессов усиления неоднородности экономического пространства страны и углубления дифференциации регионов по уровню экономического развития [2, с. 42]:
появление механизма рыночной конкуренции, разделяющего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам, высветившего различную адаптируемость к рынку регионов с разной экономической структурой и разным менталитетом населения и власти;
значительное ослабление регулирующей роли государства, что выражается в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства экономических и социальных компенсаторов;
возникновение фактического неравенства различных субъектов РФ в экономических отношениях с центром, часто не мотивированное объективной экономической обстановкой.
На основании этого можно выделить основные причины неоднородности экономического пространства: разная ресурсная база и как следствие происходит дальнейшая локализация ресурсов (концентрация производства); дальнейшее усиление роли городов (т.н. урбанизация), а следствием этого - разрастание городов и превращение их в городские агломерации (за счет усиления диспропорций в распределении населения по
территории); территориальное и отраслевое разделение труда (усиление специализации), следствием чего является появление фрагментарности экономического пространства.
Пути преодоления неоднородности экономического пространства можно рассмотреть через прямые и косвенные способы воздействия. Под способами принято понимать образ действий, приемы, методы для осуществления, достижения чего-либо. Прямые осуществляются путем использования организационных и административных методов, которые базируются на силе власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное воздействие осуществляется с помощью различных мер экономической политики. Одни прямые способы не могут обеспечить эффективное преодоление причин возникновения неоднородности экономического пространства, они должны использоваться в сочетании с косвенными.
Организационные способы представляют такую совокупность мер, способов и приемов, с помощью которых создается та или иная система (предприятие, организация, учреждение), - типовые организационные структуры, методы проектирования структур (целевой, нормативно-расчетный, функциональный, информационно-операционный), регламентирование (уставы, положения, должностные инструкции).
Административные способы воздействия представляют собой действия, осуществляемые с помощью приказов, распоряжений, директив, соглашений, указаний и т.п. Характерными особенностями административных методов государственного управления являются: прямое воздействие на управляемый объект путем установления его полномочий (прав и обязанностей); односторонний выбор субъектом управления ближайшей и конечной цели, задач управленческого
процесса, порядка, сроков его выполнения объектом, ресурсного обеспечения, условий выполнения задач на каждом конкретном этапе; юридическая обязательность актов управления (указов, постановлений, решений, распоряжений, приказов и резолюций), невыполнение которых рассматривается как нарушение обязанностей и может повлечь не только административную или дисциплинарную ответственность, но даже уголовную.
Сущность экономических способов заключается в воздействии на экономи-
ческие интересы с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов. Экономические способы оказывают стимулирующее или регулирующее воздействие на развитие регионов.
Преодоление неоднородности экономического пространства в первую очередь направлено на устранение причин и следствий неоднородности для каждого из элементов экономического пространства (табл. 1).
Таблица 1
Предполагаемые меры преодоления неоднородности экономического пространства
Элементы экономического пространства Экономические способы Организацио нные способы Административные способы Стратегическое планирование
Хозяйственный комплекс налоги (регулирование), льготы на создание предприятий создание кластеров приказы, распоряжения планы программы прогнозы
Население уровень заработной платы создание новых рабочих мест приказы, распоряжения
Экономические связи создание совместных производств аутсорсинг, краудсорсинг договоры, соглашения
Стратегическое планирование - это особый вид плановой работы, состоящий в разработке стратегических решений в виде прогнозов, проектов и программ, предусматривающих выдвижение целей и стратегий развития, реализация которых обеспечит их эффективное и устойчивое функционирование в долгосрочной перспективе [3, с. 337].
Стратегическое планирование может включать такие виды работ, как подготовку проектов и программ развития, стратегических планов и прогнозов.
Планы - документ стратегического планирования, содержащий цели, направления, индикаторы, планируемые промежуточные и окончательные результаты деятельности федерального органа исполнительной власти на среднесрочный период и предусматривающий в рамках установленных полномочий фе-
дерального органа исполнительной власти обеспечение реализации документов стратегического планирования.
Программы — документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям, ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития.
Прогнозы — документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о стратегических рисках социально-экономического развития и об угрозах национальной безопасности.
В настоящее время отсутствует системность в управлении пространственным развитием экономики республики. Оптимизация пространственной структу-
ры экономики страны не является одним из приоритетов проводимой политики: пространственная составляющая большинства стратегических документов является во многом формальной и «остаточной».
Основным инструментом, способным обеспечить снижение неоднородности экономического пространства, может быть многоуровневая система стратегического планирования развития территорий, представляющая собой пространственно-временную декомпозицию стратегических целей, направлений и приоритетов территориального развития.
В настоящее время стратегии и программы отдельных территорий представляют собой совершенно автономные документы, в лучшем случае они могут отражать вертикальные взаимосвязи показателей статистики. Поэтому главной целью формирования системы стратегического планирования территориального развития является обеспечение тесных связей и отношений между содержанием документов стратегического планирования и неразрывного их единства с экономическим и социальным положением территорий.
При формировании системы стратегий поступательного развития территорий разработка стратегий территориального развития должна предшествовать разработке соответствующих доктрин и концепций. Эти документы должны предоставлять описание проблемных и конкурентных преимуществ соответствующих территорий, представление перспектив их развития и основные направления и возможности развития.
Система стратегий поступательного развития территорий должна рассматриваться как многоуровневая система, сформированная из многих проблемных составляющих. Одной из основных особенностей системы стратегического планирования развития территорий является то, что стратегии развития территорий
могут составлять собой своеобразную пространственную проекцию, в которой необходимо учитывать влияние внешних факторов экономического, политического и географического характера.
Основу иерархии системы стратегического планирования территориального развития составляет пространственно-временная декомпозиция (расчленения) стратегических целей, направлений (подцелей) и приоритетов (задач) территориального развития в соответствии с документами стратегического планирования (этапами их разработки, согласования и реализации).
В иерархическом отношении система стратегического планирования территориального развития может быть разложена на четыре уровня.
Первый (верхний) уровень - государственный, на котором разрабатываются и реализовываются документы, в которых содержится описание наиболее важных установок развития страны и отдельных видов экономической деятельности на долгосрочную перспективу (от 7 до 20 лет).
Второй уровень - государственный стратегический или долгосрочный, на котором разрабатываются и реализовы-ваются документы, в которых содержится описание наиболее важных целей, стратегических направлений (подцелей) и важнейших приоритетов развития регионов и отдельных видов экономической деятельности на долгосрочную перспективу (от 5 до 10 лет).
Третий уровень - местный тактический или среднесрочный, на котором разрабатываются и реализовываются документы, в которых содержится описание подцелей (стратегических направлений) и приоритетов развития территорий и отдельных видов экономической деятельности на среднесрочную перспективу (от 3 до 5 лет).
Четвертый уровень - местный оперативный (базовый), на котором разраба-
тываются и реализовываются документы, в которых содержится описание приоритетов развития территорий на ближайшую перспективу (1 год).
Исходя из этого можно сделать вывод, что пути преодоления следствий неоднородности экономического пространства в широком смысле формируются исходя из предполагаемых мер устранения неоднородности экономического пространства. Преодоление неоднородности экономического пространства в первую очередь направлено на устранение причин и следствий неоднородности. А, именно: разная ресурсная база и как следствие — происходит дальнейшая локализация ресурсов (концентрация производства); дальнейшее усиление роли городов (т.н. урбанизация), а следствием этого — разрастание городов и превращение их в городские агломерации (за счет усиления диспропорций в распределении населения по территории); территориальное и отраслевое разделение труда (усиление специализации), следствием чего является появление фрагментарности экономического пространства.
Среди путей преодоления неоднородности экономического пространства можно выделить прямые и косвенные способы воздействия. Прямые осуществляются путем использования организационных и административных методов, которые базируются на силе власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное воздействие осуществляется с помощью различных мер экономической политики. Все это осуществимо в рамках многоуровневой системы стратегического планирования развития территорий, представляющей собой пространственно-временную декомпозицию стратегических целей, направлений и приоритетов территориального развития.
Список использованной литературы
1. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А. Г. Гранберг. - 2-е изд. - М. : ВШЭ, 2001. - 495 с.
2. Гранберг, А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / рук. авт. колл. и отв. ред.
A.Г. Гранберг. - М. : ЗАО Изд-во «Экономика», 2000. - 435 с.
3. Гранберг, А.Г. Стратегическое управление: Регион, город, предприятие: учеб. пособие / А.Г. Гранберг, Д.С. Львов, С.А. Обозов. - М.: Экономика, 2010. - 337 с.
4. Радаев, В.В. Что такое «экономическое действие» / В. В. Радаев // Экономическая социология. - 2002. - Т. 3. -№ 5. - С. 18-25.
5. Минакир, П.А. Пространственная экономика: эволюция подходов и методология / П.А. Минакир, А. Н. Демьяненко // Экономическая наука современной России. - 2010. - № 3. - С. 7-25.
6. Иншаков, О.В. Экономическое пространство и пространственная экономика / О.В. Иншаков, Д.П. Фролов // Экономическая наука современной России. - 2005. - № 4. - С. 174-180.
7. Krugman P. Complex landscapes in economic geography / Р. Krugman // American Economic Association, Papers and Proceedings. 1994. - № 84. - P. 412-416.
8. Василенко, В.Н. Многомерность параметров региона: территории, системы, пространства: монография /
B.Н. Василенко; науч. ред. В.В. Дружинина. - Дружковка: Юго-Восток, 2016. -408 с.
9. Економiчний проспр i динамша розвитку продуктивних сил Украши: теоретико-методолопчш основи дослщ-ження / за ред. Б.М. Данилишина. -К.:РВПС Украши НАН Украши, 2008. -220 с.
Статья поступила в редакцию 29.01.18