Научная статья на тему 'Пути повышения технического уровня судовых малоразмерных дизелей'

Пути повышения технического уровня судовых малоразмерных дизелей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
177
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОВОЙ МАЛОРАЗМЕРНЫЙ ДИЗЕЛЬ / ТЕХНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / МОДЕЛЬ С ГАЗОТУРБИННЫМ НАДДУВОМ / ВИХРЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ / КАМЕРА СГОРАНИЯ В ПОРШНЕ / УДЕЛЬНАЯ МАССА / MARINE SMALL-SIZED DIESEL ENGINE / TECHNICAL LEVEL / MODEL WITH GAS-TURBINE FORCED ASPIRATION / VERTICAL COMBUSTION CHAMBER / COMBUSTION CHAMBER IN THE PISTON / SPECIFIC WEIGHT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Гасангусенов Омар Гапизович

Предложен ряд эффективных путей повышения технического уровня отечественных малоразмерных дизелей: создание на их базе моделей с газотурбинным наддувом; их перевод вихревой камеры сгорания на камеру сгорания в поршне; снижение удельной массы дизелей до 1,7÷5,0 кг/кВт без снижения их долговечности. Библиогр. 2. Ил. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Гасангусенов Омар Гапизович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF INCREASING OF TECHNICAL LEVEL OF MARINE SMALL-SIZED DIESELS

A number of effective ways of increasing of technical level of Russian marine small-sized diesel engines such as creation of models with gas-turbine forced aspiration on their basis, their transfer of the vertical combustion chamber to the combustion chamber in the piston and also decrease in specific weight to 1.7-5.0 kg/kw without decreasing of their durability is offered.

Текст научной работы на тему «Пути повышения технического уровня судовых малоразмерных дизелей»

УДК 621.43.06

О. Г. Гасангусенов

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ СУДОВЫХ МАЛОРАЗМЕРНЫ1Х ДИЗЕЛЕЙ

Для удовлетворения нужд судостроения, передвижных и стационарных электроагрегатов, сварочной, компрессорной и насосной техники российская промышленность выпускает два типа двигателей с диаметром цилиндра менее 100 мм. Это малоразмерные дизели типа Ч 8,5/11 и Ч 9,5/11 с числом цилиндров 2, 4 и 6, удовлетворяющие диапазону мощности от 7 до 44 кВт. Они имеют практически одинаковые конструкции и технико-экономические показатели. Так, их уровни форсирования: по среднему эффективному давлению Ре = 0,565^0,630 МПа; по частоте вращения коленчатого вала п = 25^31,75 с-1; по средней скорости поршня Ст = 5,5^6,6 м/с. Их топливная экономичность на номинальном режиме работы находится на уровне ge = 262^280 г/(кВт • ч), а их пусковые качества характеризуются необходимостью применения вспомогательных средств для облегчения воспламенения топлива и проворачивания коленчатого вала как при положительных, так и при отрицательных значениях температуры пуска.

Сопоставление перечисленных показателей с техническими характеристиками лучших дизелей ведущих мировых фирм показало, что отечественные малоразмерные дизели существенно проигрывают. Вследствие этого возникает необходимость наметить наиболее рациональные пути и эффективные меры повышения их технического уровня.

Так, до 80 % современных малоразмерных дизелей оборудованы агрегатами малых размеров для газотурбинного наддува, что позволяет существенно повысить как показатели эффективности (среднее эффективное давление Ре, эффективная мощность N эффективный крутящий момент Ме), так и показатели экономичности (удельный ge и часовой От расход топлива). Последовательное использование энергии газов в цилиндрах и газовой турбине снижает разность между индикаторной и эффективной работой, т. е. увеличивает как механический Лм, так и эффективный Ле дизеля.

В этой связи одним из эффективных путей повышения технического уровня отечественных малоразмерных дизелей является создание на их базе моделей с газотурбинным наддувом. Ранее они не могли быть созданы из-за отсутствия агрегатов наддува малых размеров, а в условиях рыночной экономики проблемы такого типа не возникают.

Вторым эффективным путем повышения технического уровня рассматриваемых дизелей является их перевод с вихревой камеры сгорания, размещенной в головке цилиндров, на камеру сгорания в поршне.

Вихревая камера сгорания (рис., а), занимающая 52 % общего объема камеры сжатия, во время хода сжатия обеспечивает интенсивное организованное вихревое движение воздушного заряда и хорошее перемешивание топлива с воздухом как на номинальных, так и на частичных нагрузках, что обеспечивает стабильность показателей рабочего процесса на всех эксплуатационных режимах работы дизеля.

Однако неизбежные тепловые потери в стенке, гидравлические потери на перетекание и вихреобразование не позволяют получить высокую топливную экономичность и хорошие пусковые качества, присущие дизелям с камерой сгорания в поршне. Поэтому зарубежные фирмы и отечественные заводы осуществили перевод дизелей с вихревой камеры сгорания на камеру сгорания в поршне. В ходе перевода для отечественных дизелей широко использовалась классическая камера сгорания ЦНИДИ (рис., б) с суженной горловиной, т. к. она позволяла реализовать индикаторный расход топлива gi = 174 г/(кВт • ч) при п = 25^50 с-1 и Ре = 0,67 МПа [1], а конфигурация камеры обеспечивала необходимое вихреобразование без профилирования впускных каналов для закрутки воздушного заряда в цилиндре [2].

Однако небольшой диаметр горловины камеры сгорания в поршне (не более 30 и 34 мм) при диаметре цилиндра 85 и 95 мм привел к перегреву межклапанной перемычки в головке цилиндров, кромки горловины камеры в поршне и соплового наконечника распылителя форсунки. Следствием явилось быстрое закоксовывание сопловых отверстий распылителя и растрескивание кромок горловины межклапанной перемычки в головке цилиндров.

3

Камеры сгорания малоразмерных дизелей Ч 8,5/11 и Ч 9,5/11: а - вихревая камера сгорания; б - классическая камера ЦНИДИ; в - тороидальная камера ЦНИДИ; г - камера с профилированным выступом; д - циилиндрическая камера сгорания

а

Попытки специалистов устранить указанные недостатки созданием модификации камеры ЦНИДИ: торообразной (рис., в) и с центральным выступом (рис., г) оказались безуспешными. Поэтому было признано целесообразным применение камеры ЦНИДИ при диаметре цилиндра Д < 100 мм.

В настоящее время осуществляются комплексные исследования цилиндрической камеры сгорания в поршне для малоразмерных дизелей с организацией осевого воздушного вихря на всасывании путем профилирования впускного канала (рис., д). Выполнена отработка индикаторного рабочего процесса, не уступающая по качеству процессу в классической камере ЦНИДИ, при одновременном снижении температуры соплового наконечника распылителя, предотвращении закоксовывания его сопловых отверстий и перегрева межклапанной перемычки в головке цилиндров и горловины камеры в поршне. Задача была решена за счет увеличения диаметра горловины камеры в поршне до 43 мм при диаметре цилиндра до Д = 85 мм и до 48 мм при Д = 95 мм.

Исследованы пусковые качества дизеля с рассматриваемой камерой в поршне, на стадии завершения находятся исследования по повышению срока службы сопряжения канавка поршня-первое поршневое кольцо малоразмерного дизеля, актуальность которых обусловлена повышением температуры, удельного давления и скорости скольжения в указанном сопряжении из-за перевода камеры сгорания из головки цилиндра в поршень.

Третьим эффективным путем повышения технического уровня малоразмерных дизелей является снижение удельной массы дизеля до 1,7^5,0 кг/кВт без снижения их долговечности. Это требует форсирования дизелей как по частоте вращения коленчатого вала до п = 50 с-1, так и по средней скорости поршня до Ст = 11 м/с. При этом для сохранения срока службы необходимо будет совершенствовать конструкции сопряжений деталей; улучшить условия их смазки и фильтрации масла, топлива и воздуха; улучшить качество моторного масла, износостойкость трущихся поверхностей и их макро- и микрогеометрию.

В этой связи повышение технического уровня малоразмерных дизелей является комплексной и весьма сложной проблемой. Роль технологии изготовления деталей и узлов, сборки и испытания дизелей перед их вводом в эксплуатацию весьма значительна.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Бордуков В. В. Исследование влияния закрутки заряда на показатели рабочего процесса высокооборотного дизеля // Науч. тр. ЦНИДИ. - Л., 1980.

2. Иванченко Н. Н., Семенов Б. Н. Проблема топливной экономичности дизелей // Науч. тр. ЦНИДИ. -Л., 1980.

Статья поступила в редакцию 11.03.2009

THE WAYS OF INCREASING OF TECHNICAL LEVEL OF MARINE SMALL-SIZED DIESELS

О. G. Gasangusenov

A number of effective ways of increasing of technical level of Russian marine small-sized diesel engines such as creation of models with gas-turbine forced aspiration on their basis, their transfer of the vertical combustion chamber to the combustion chamber in the piston and also decrease in specific weight to 1.7—5.0 kg/kw without decreasing of their durability is offered.

Key words: marine small-sized diesel engine, technical level, model with gas-turbine forced aspiration, vertical combustion chamber, combustion chamber in the piston, specific weight.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.