УДК 622.619:622.349.5
© О.Н. Алексеев, М.Н. Дадиев, 2014
О.Н. Алексеев, М.Н. Дадиев
пути повышения надежности эксплуатации импортных подземных самоходных машин на урановых рудниках россии
Изложен комплекс организационно-технических мероприятий по повышению надежности самоходных машин, применяемых при добыче урановых руд на рудниках ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение». Описан опыт работы сервисного центра «Sandvik» по обслуживанию импортных ПДМ. Приведены основные причины выхода из строя зарубежных самоходных машин. Ключевые слова: погрузочно-доставочная машина, сервисный центр, надежность, ремонт, простой.
Стрельцовское рудное поле находится в Краснокаменском районе Забайкальского края. Недропользователем является Открытое акционерное общество «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (ОАО «ПППХО»), которое с 1968 г. ведет добычу и переработку урановых руд на месторождениях Стрельцовского рудного поля [1].
Широко применяемая в ОАО «ПППХО» технология добычи руды основана на применении нисходящей слоевой выемки с закладкой выработанного пространства твердеющей смесью [2]. При данной системе разработки доставка руды до рудоспуска
осуществляется погрузочно-доставоч-ными машинами (ПДМ) отечественного и зарубежного производства. В таблице представлены технические характеристики ПДМ, используемых на рудниках ОАО «ПППХО» [3].
Первые импортные горные машины производства Финляндии модель «ТОНО-151Д» (рис. 1) поступили в 2006 г. по программе технического перевооружения ОАО «ПППХО».
На сегодняшний день парк ПДМ состоит из 64 шт.: «ТОНО-151Д» -8; «Мюгоэсоор-ЮОЕ» - 12; ПД 2Э - 30; МПД 1Э - 14.
Анализ эксплуатации машин зарубежного производства показал, что
Рис. 1. ПДМ «TORO-151Д»
№ п/п Наименование параметра ед. изм. Тип ПДМ
МПД-1Э ПД-2Э М1ето8соор 100Е ТОЯО 151
1 2 3 4 5 6 7
1. Геометрические параметры:
длина мм 5900 6200 5030 6970
ширина мм 1260 1500 1050 1480
высота с поднятым ковшом мм 1900 1950 2320 1840
емкость ковша м3 0,75 1,16 0,54 1,5
2. Эксплуатационная масса кг 6700 7000 3640 8700
3. Ходовые характеристики:
скорость порожней машины км/ч 8 6,2 8,5 24
скорость груженой машины км/ч 7,6 5,6 8,0 5,010,0
радиус поворота (наружный) мм 4100 4500 3375 4730
преодолеваемый уклон град 12 15 15 10
4.' Техническая производительность т/ч 20 36 15 46
5. Грузоподъемность кг 1500 2600 1000 3500
6. Тип двигателя:
дизельный марка «Де^г» Р6Ь914
электрический марка У225Б-4 4АМ200Ь-4УЗ ТА
7. Мощность двигателя кВт(л.с.) 37(49.9) 45(60,7) 30(40,5) 52(70,2)
' длина откатки 50 м.
из-за низкой квалификации обслуживающего персонала горная техника часто выходит из строя. На приобретение и доставку запасных частей требуется значительное время, что приводит к простою машин и высоким материальным потерям.
На основании комплексного статистического анализа результатов производственных испытаний зарубежных машин (хронометражных наблюдений причин отказов, расхода запасных частей и т.д.) установлены основные организационно-технические причины простоев ПДМ на урановых рудниках ОАО «ПППХО» [4]. Результаты анали-
организация
Рис. 2. Простои за год погрузочио-до-ставочных машин на рудниках ОАО «ППГХО»
за представлены на рис. 2. Как видно из диаграммы, большая часть простоев ПДМ падает на проведение текущих ремонтов.
Для повышения надежности работы зарубежных ПДМ в 2011 г. в ОАО «ПППХО» был создан сервисный центр фирмы «Бап<<-у1к» (рис. 3).
Целью сервисного центра является послепродажное обслуживание самоходных машин фирмы «Бап^к», т.е. обеспечение технической надежности зарубежных ПДМ («ТОНО-151» и «М1сгозсоор-100») на протяжении всего гарантийного срока эксплуатации.
Парантийный ремонт включает комплекс работ, связанных с выполнением гарантийных обязательств, направленных на устранение неисправностей и отказов для восстановления утраченной в период гарантийного срока работоспособности по вине фирмы «Бап<<у1к». Это позволяет избежать значительных материальных и трудовых затрат на поддержание горных машин в работоспособном состоянии. В перечень работ, осуществляемых сервисным центром на месте эксплуатации (в забое) самоходных машин, входит: диагностические и регулировочные работы; плановое техническое обслуживание; внеплановый ремонт; тестирование горных машин после ремонта; техническая экспертиза состояния машины.
Диагностические и регулировочные работы производятся с целью контроля технического состояния самоходных машин и своевременной регулировки для поддержания оптимальных параметров в системе управ-
рис. 3. Общий вид сервисного центра
рис. 4. Microscoop-100 в капитальном ремонте
ления оборудования. Диагностика и регулировочные работы сложных узлов и агрегатов, проведение которых невозможно в условиях забоя, производятся в ремонтной мастерской сервисного центра. Специалистами сервисного центра также выполняется капитальный ремонт горных машин и составляется прогноз наработки агрегатов и плановых ремонтов.
Плановое техническое обслуживание производится с целью контроля технического состояния горных машин, своевременной замены быстроизнашиваемых деталей, регулировки для поддержания оптимальных параметров в системе управления [5]. Внеплановый ремонт предусматривает досрочную замену узла, вызванную аварией оборудования. Техническая экспертиза включает проверку технического со-
стояния самоходных машин. При этом устанавливаются причины полученных неисправностей и определяются объемы работ и требуемые запасные части для восстановления работоспособного состояния оборудования. Капитальный ремонт предусматривает разборку погрузочно-доставочной машины [6], замену всех изношенных деталей и узлов (рис. 4).
Анализ статистических данных по эксплуатации ПДМ позволяют сделать вывод, что наиболее слабым звеном в конструкции ПДМ «Мюгоэсоор-ЮО» является шарнирное сочленение передней и задней полурам. Износ посадочного отверстия шарнирного сочленения происходит из-за неудовлетворительного состояния дорог. Следующим слабым звеном при эксплуатации ПДМ «ТОНО-151Д» и «Мюгоэсоор-ЮОД» является топливная аппаратура, которая выходит из строя вследствие применения дизельного топлива низкого качества.
Опыт эксплуатации ПДМ показал, что на складе сервисного центра должен постоянно храниться страховой запас быстроизнашиваемых деталей.
1. Щукин С. И. Состояние и перспективы развития минерально-сырьевой базы ОАО «ПППХО» // Горный журнал. - 2008. -№ 8. - С. 24-27
2. Култышев В.И., Решетников А.А. и др. КСУКП ПДП. Система разработки горизонтальными слоями с нисходящем порядке и твердеющей закладкой. СТП 0106-1202000. - Краснокаменск: АООТ «ПППХО», 2001. - 45 с.
3. Алексеев О.Н. Техническое переоснащение на рудниках ОАО «ПППХО». Международная научно-практическая кон-
коротко об авторах_
Сервисный центр «Бап^к» предоставляет гарантию сроком на 3 месяца для запасных частей, узлов и агрегатов.
Следующим направлением решения проблемы надежности самоходной техники в ОАО «ПППХО» является формирование в подземных выработках специально оборудованных мест для проведения ремонтов. Исходя из технологии ведения подземных очистных работ, а также большого количества самоходной техники, ремонтную базу рекомендуется формировать в зоне максимальной концентрации оборудования.
Дополнительно, на рудниках ОАО «ПППХО» рекомендуется организовать систему подземных складов, что позволит оптимизировать процесс транспортирования запасных частей на глубокие горизонты и существенно сократить время простоя горной техники.
Реализация перечисленных организационно-технических мероприятий позволит обеспечить требуемый уровень надежности зарубежных ПДМ в уранодобывающей отрасли.
_ список литературы
ференция «Проблемы обеспечения качества производства и услуг»: материалы конференции. - Чита: ЗабПУ, 2011. - С. 4-8.
4. Отчет о работе погрузочно-доставоч-ных машин на рудниках ОАО «ПППХО». -Краснокаменск: ОАО «ПППХО», 2012. - 10 с.
5. Донченко А.С., Донченко В.А., Сос-нин А.А. Справочник механика рудной шахты - М.: Недра, 2001. - 368 с.
6. Малеев Г.В., Гуляев В.Г., Бойко Н.Г. и др. Проектирование и конструирование горных машин и комплексов: Учебник для вузов - М.: Недра, 1988. - 368 с. ЕШ
Алексеев Олег Николаевич - главный инженер ООО «Ремонтно-механический завод», e-mail: [email protected],
Дадиев Максим Николаевич - И.О. начальника участка ООО «Ремонтно-механический завод», корпорация «Атомредметзолото».
UDC 622.619:622.349.5
WAYS OF IMPROVING OPERATIONAL INTEGRITY OF FOREIGN UNDERGROUND SELF-PROPELLED MACHINES IN URANIUM MINES IN RUSSIA
Alekseev O.N., Chief Engineer, ООО «Ремонтно-механический завод», e-mail: [email protected], Dadiev M.N., Acting production supervisor, Repair and Engineering Works Ltd Atomredmetzoloto Corporation..
The article describes operation of Sandvik service center of foreign load-haul-dumpers (LHD). Causes of breakdowns of foreign self-propelled machines are presented. Basic methods of accumulating data on reliability of mining machines in a mine were chronometration, recording and record keeping of operating time between breakdowns and the breakdown elimination time in the machine maintenance-and-running log: data on factual consumption of spare parts; data on LHD breakdowns and downtime durations obtained from attending personnel. The most credible information fed by the chronometration was used to derive actual reliability indexes, considering conditions of operation, maintenance and repair of underground self-propelled machines.
The analysis of operation of foreign mining machines has resulted in a package of administrative and technical measures toward higher reliability of self-propelled machines in operation in uranium mines of Priargunsky Industrial Mining and Chemical Union.
Implementation of the administrative and technical measures will ensure the required reliability of mining machines at operation stage.
Key words: load-haul-dumper, service center, reliability, repair, downtime.
REFERENCES
1. Shhukin S.I. Gornyj zhurnal, 2008, no 8, pp. 24-27
2. Kultyshev V.I., Reshetnikov A.A. i dr. KSUKP GDP. Sistema razrabotki gorizontal'nymi slojami s nishodjashhem porjadke i tverdejushhej zakladkoj. STP 0106-120-2000 (Complex system of the product quality control in mining. Top-down horizontal slicing with solidifying backfill. STP 0106-120-2000), Kras-nokamensk, AOOT «PPGHO», 2001, 45 p.
3. Alekseev O.N. Tehnicheskoe pereosnashhenie na rudnikah OAO «PPGHO». Mezhdunarodnaja nauch-no-prakticheskaja konferencija «Problemy obespechenija kachestva proizvodstva i uslug»: materialy konfer-encii (Technical reequipment of PIMCU JSC mines. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Problems in Production and Servicing Quality Control), Chita, ZabGU, 2011, pp. 4-8.
4. Otchet o rabote pogruzochno-dostavochnyh mashin na rudnikah OAO «PPGHO» (Report on performance of load-haul-dumpers in mines of PIMCU JSC), Krasnokamensk, AOOT «PPGHO», 2012, 10 p.
5. Donchenko A.S., Donchenko V.A., Sosnin A.A. Spravochnik mehanika rudnoj shahty (Ore mining machine attendant's reference book), Moscow, Nedra, 2001, 368 p.
6. Maleev G.V., Guljaev V.G., Bojko N.G. i dr. Proektirovanie i konstruirovanie gornyh mashin i kom-pleksov: Uchebnik dlja vuzov (Design planning and construction of mining machines and teams of equipment: Higher education textbook), Moscow, Nedra, 1988, 368 p.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАРИСОВКИ_
Шахтеры средневековой Германии нашли красный минерал, напоминающий медную руду. Однако извлечь медь из него не удалось, руду назвали Kupfernickel (Kupfer по-немецки медь). В 1751 году барон Кронштедт снова попытался извлечь медь из купферникеля, но в результате открыл новый металл белого цвета, который впоследствии и был назван никелем.
Источник: en.wikipedia.org