ДьячковаМ.А. Пути повышения конкурентоспособности...
УДК 338.45:639.2/3(045)
Пути повышения конкурентоспособности рыбопромышленного комплекса
М.А. Дьячкова
Экономический факультет МГТУ, кафедра менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы
Аннотация. Эффективная работа рыбопромышленного комплекса России зависит от эффективной работы смежных с ним отраслей народного хозяйства. В каждой из этих отраслей можно наблюдать ряд проблем, которые необходимо решать, решать быстро, эффективно и экономически целесообразными методами. В статье рассмотрены основные направления развития рыбопромышленного комплекса в совокупности с другими отраслями экономики, обобщен зарубежный опыт поддержки рыбной промышленности, а также изложены критические замечания по работе рыбопромышленного комплекса России.
Abstract. Effective work of the fishing complex of Russia depends on effective work of adjacent sectors of the national economy. In the paper ways of fishing complex development with other branches of economy have been considered, foreign experience of fishing industry support has been generalized, and critical remarks on work of the fishing complex of Russia have been stated.
Ключевые слова: рыбная промышленность, кредитование рыбной отрасли, рыбопромысловый флот, конкурентоспособность, инновации. Key words: fishing industry, crediting of fishery branch, fishery fleet, competitiveness, innovations
1. Введение
Рыбное хозяйство Российской Федерации представляет собой многоотраслевой комплекс, включающий широкий спектр видов деятельности. Это добыча водных биоресурсов, их переработка и транспортировка, обеспечение безопасности мореплавания, научно-исследовательские и проектноконструкторские работы, сохранение и воспроизводство биоресурсов, производство орудий лова, машиностроение, судоремонт и судостроение, изготовление тары, материально-техническое снабжение, торговля и сбыт, подготовка кадров и другие виды деятельности. Успешная работа рыбопромышленного комплекса напрямую зависит от экономического состояния взаимосвязанных отраслей.
В условиях модернизации экономики рыбный бизнес представляет собой широкое поле для инноваций. Развитие рыбохозяйственного комплекса России должно происходить в первую очередь за счет модернизации и обновления рыбодобывающего флота, что позволит рентабельно осваивать не только высоколиквидные виды, но и использовать значительный уже имеющийся резерв водных биоресурсов России, а также вернуться в районы Мирового океана.
2. Рыбная промышленность: современное состояние и направления развития
Основные направления развития рыбной отрасли определены в Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2020 года, Морской доктрине и ряде других документов. В нормативных актах определена государственная политика в рыбной отрасли: цели, задачи, направления и способы достижения национальных интересов в области рыболовства; определены основные экономические меры, которые должно использовать Федеральное Агентство по рыболовству (ФАР) и его региональные органы для стимулирования и развития рыбоперерабатывающих производств и повышения предпринимательской активности (Морская доктрина..., 2001).
Однако, несмотря на принятые нормативные акты, а также меры, направленные на улучшение работы всего комплекса, основные вопросы рыбной промышленности так и остаются нерешенными. Это касается раздробленности производства (точнее сказать, несогласованности действий добытчиков и переработчиков), износа и старения производственных фондов (в том числе и рыболовных судов), отсутствия реальной господдержки, недостаточности собственных и кредитных оборотных средств и др. Если рассматривать более детально: обновление флота - в стадии обсуждения; организация оборота рыбы и морепродуктов на биржах - вначале превратилась в идею возрождения распределительной системы через магазины "Океан", а в итоге ни к чему не привела (Быстров, 2005).
Анализируя данные по добывающему флоту, нужно отметить, что более 50 % судов эксплуатируются свыше нормы (нормы регламентируются Руководством по техническому надзору за судами, находящимися в эксплуатации, нормативно-методическими указаниями по определению технического состояния корпусов морских судов в эксплуатации, Методикой оценки технического
106
Вестник МГТУ, том 14, №1, 2011 г.
стр.106-109
состояния корпусов судов и др.). Основную массу (около 90 %) промыслового флота отрасли составляют суда, построенные по проектам 60-80-х годов. По своим технико-эксплуатационным характеристикам они не могут полностью отвечать требованиям сегодняшнего дня. Возрастную структуру флота характеризуют следующие цифры. Суда возрастом до 5 лет составляют только 4,6 %, 6-10 лет - 16,9 %, 11-15 лет - 20,4 %, 16-20 лет - 20,2 % и более 20 лет - 37,9 %. Наиболее устаревший флот -обрабатывающий, 70,3 % его судов необходимо заменить, в том числе 51,5 % плавбаз, 85,4 % производственных рефрижераторов. В составе вспомогательного флота более 60 % судов превысили нормативный срок службы. Наиболее "молодым" можно считать транспортный флот, но и здесь 45,7 % судов должны быть списаны (http://www.morskayakollegiya.ru/morsk/promyshlennoe_ry/flot/).
Эксплуатация старых судов вызывает ряд негативных последствий:
- отрицательно сказывается на техническом состоянии флота;
- приводит к росту затрат на ремонт;
- приводит к удорожанию продукции;
- не позволяет сокращать экипажи судов и улучшать социальные условия их жизни и работы в море и др.
В то же время ФЦП "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах" выполнена в 2009 году только на 46 %. Ситуация, сложившаяся в рыбохозяйственном комплексе, не побуждает ни финансовые институты, ни бизнес к вложениям капитала. При таком положении решение проблем обновления флота, стимулирования промысла недоиспользуемых объектов, развития грузовой и складской инфраструктуры в портах может отодвинуться на "далекое" будущее.
При отсутствии экономического механизма проблемы отрасли могут решаться только с привлечением высших эшелонов управления. Стоит вспомнить рекордные уловы 2010 года. В Мурманске, например, возникли трудности с реализацией живой и охлажденной рыбы (мойвенная путина 2010). Проблема была решена на государственном уровне, на уровне высшего менеджмента. Однако ее решение не устранило причин ее возникновения в будущем. Проблемы отрасли носят комплексный характер, решать их нужно не столько методами административного управления, сколько с использованием экономических инструментов, учитывая при этом специфику рыбной промышленности: ее сезонность, капиталоемкость и множество других факторов.
Положительным сдвигом в работе отрасли можно считать наделение рыбодобывающих предприятий квотами на долгосрочный период. Предприятия получили доли в исключительной экономической зоне на 10 лет, в прибрежном рыболовстве - участки на 20 лет (Олудина, 2010). Наделение квотами позволит рыбопромышленникам обрести стабильность в получении доходов для модернизации флота и строительства новых судов. Теперь бизнес заинтересован в сохранении популяции водных биологических ресурсов (ВБР), чтобы иметь возможность получать прибыль в будущем.
Но этого все равно недостаточно, перед отраслью остро стоит финансовая проблема. Причины сложившейся ситуации кроются в ограниченности у добывающих компаний оборотных средств; низкой стоимости основных фондов; низкой оборачиваемости капитала; увеличении затрат на промысел и, как следствие, снижении его рентабельности и др.
Мало наделить предприятия квотами. Для решения вопросов, связанных с обновлением и модернизацией флота, перерабатывающих производств, необходимы реальные крупные инвестиции. Стоит вопрос: где же их взять? У рыбаков их недостаточно, ждать субсидий государства - маловероятно в нынешней экономической ситуации. Для банковского кредита нужны гарантии. Устаревший флот, береговые сооружения в качестве залога не возьмёт ни один банк. Единственное, что есть у рыбаков для залога, - это их доли. Необходимо разрешить закладывать их в банк на определённый срок, например, на год или два, как это делается в других странах. Под эти гарантии можно взять кредит в банке. И здесь возникает следующая проблема - ставки по кредитам. В некоторых странах предприятия рыбной отрасли могут получить кредиты под 0,5-1,5 %, причём это долгосрочные кредиты. В России долгосрочный кредит - это максимум три-пять лет. А ставки и вовсе непомерные - до 28 % годовых. Эта проблема может быть решена лишь на уровне правительства.
3. Инновационный путь развития
Премьер-министр России Путин В.В. в своих выступлениях неоднократно говорил о необходимости перехода России на инновационный путь развития. Правда, речь больше идет о поддержке обрабатывающей промышленности, но для успешной работы всего рыбохозяйственного комплекса необходима слаженная работа и других смежных отраслей. Рыбная промышленность имеет сложный состав и многоотраслевую структуру. Кроме собственных рыбопромышленных подотраслей и производств (рыбодобыча, рыбопереработка, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов), она включает целый ряд вспомогательных и обслуживающих отраслей и производств, а также элементы
107
ДьячковаМ.А. Пути повышения конкурентоспособности...
производственной и социальной инфраструктуры. Наиболее важные из них: судоремонт, строительство, транспорт, портовое хозяйство, тарное и сетеснастное производство.
Переход на инновационный путь развития в рыбной промышленности должен идти за счет интеграции предприятий отрасли, увеличения ассортимента выпускаемой продукции посредством инновационных технологий, субсидирования процентных ставок по кредитам, обновления материальнотехнической базы, материальных и человеческих ресурсов, развития смежных производств, инфраструктуры, создания инновационных центров и научно-образовательных комплексов.
В части обновления промыслового флота российским компаниям-судовладельцам необходим комплекс мер господдержки на основе инвестиционно-инновационного подхода по следующим направлениям:
- закупка серийных проектов промысловых судов у зарубежных компаний - лидеров мирового судостроения, так как опыта в проектировании и строительстве эффективных конкурентоспособных на мировом рынке промысловых судов у российской судостроительной промышленности нет;
- адаптация и модернизация российских верфей под размещение заказов на строительство судов по этим проектам;
- льготные кредитные и лизинговые механизмы;
- льготы по ввозимому оборудованию и комплектующим для обновления и модернизации промыслового флота на время, пока отечественная промышленность не освоит выпуск высокотехнологичных промысловых судов.
Если посмотреть на показатели "инерционного" и "инновационного" сценариев развития рыбной отрасли на 2015 г., можно говорить, что разрыв значений показателей существенный (см. рис.).
Из представленных данных видно, что инновационный путь развития отрасли является более предпочтительным. Это связано с более высокими показателями отрасли нежели при инерционном сценарии. Инновационный сценарий предполагает повышение объемов добычи ВБР во всех частях Мирового океана, что обеспечит российскому рыболовству возврат ранее утерянных позиций, повысит престиж российского добывающего флота в глазах мирового рыбного сообщества, увеличит конкурентоспособность отрасли и ее инвестиционную привлекательность.
Актуальным для рыбной отрасли является развитие стратегического управления инновационной деятельностью, способствующей проведению реконструкции и модернизации предприятий отрасли, видов оборудования, внедрения новых технологических линий, производству конкурентоспособной продукции, высокопроизводительного технологического оборудования, переоборудования судов для освоения шельфовой зоны и др.
Анализ российской отраслевой практики последних лет показывает, что сокращается количество и качество научно-исследовательских разработок. Ощущается недостаток финансирования инноваций крупными и средними предприятиями. В числе проблем, препятствующих развитию инноваций, -отсутствие информационного поля о проектах инноваций, из-за чего инвестор не может найти, куда вкладывать деньги, и отсутствие организационного механизма внедрения инновационных технологий.
Частный рыбопромышленный бизнес не станет решать крупные затратные научные проблемы, особенно на ранних стадиях технологических НИОКР. Между тем мировой рыбный рынок ориентирован на появление все новых видов пищевых и непищевых рыбных товаров, где Россия малоприметна. Главный вывод по этой "инновационной ситуации" таков: уровень сложности российских проблем таков, что нужна компактная, но добротная фундаментальная и прикладная наука.
Рис. Показатели "инерционного" и "инновационного" сценариев развития рыбной отрасли, млн тонн (Бобылов, 2010)
108
Вестник МГТУ, том 14, №1, 2011 г.
стр.106-109
По мнению Ю. Бобылова (2010), при значительной доле государственного финансирования на ранних стадиях НИОКР, коммерческая готовность создаваемого научно-технического продукта делает выгодным участие в его промышленном освоении на более поздних стадиях самих крупных и средних компаний. Поэтому ряд таких стран, как Норвегия, Корея и др., обладают развитой высокотехнологичной судостроительной промышленностью, позволяющей строить рыболовные и иные гражданские суда значительно быстрее и экономичнее, чем это происходит в России. В мировом рыболовстве широко применяются рыболовные субсидии (от дотирования части затрат на топливо до поддержки маркетинга рыбных товаров и др.), которые в морском рыболовстве составляют 15-20 % от затрат на промысел.
Российское рыбное хозяйство включено в систему мирового рыболовства, вследствие чего повышение эффективности функционирования отечественной рыбной отрасли во многом зависит от степени изученности (и внедрения) передовых инструментов управления отраслью таких стран, как Норвегия, Исландия, Япония, Канада, Китай. Можно привести опыт исландской биржевой торговли, который сейчас изучают российские организаторы рыбной биржи, но весь этот опыт требует более тщательной адаптации к существующим российским реалиям, чтобы сделать его эффективным инструментом управления водными ресурсами. За рубежом эта система складывалась десятками лет и носит добровольный характер. У нас же она внедряется непродуманно и с применением силовых методов принудительной работы на бирже.
Все большую долю в научных активах рыбной отрасли должны занимать такие элементы новой "инновационной экономики" России, как стратегические международные соглашения и проекты экономического и научно-технического сотрудничества с другими странами, патенты, бренды, ноу-хау по организации производства и др.
4. Заключение
Анализ развития рыбопромышленного комплекса показывает, что проблема повышения инновационной активности и восприимчивости предприятий рыбной отрасли к изменениям, новациям и др. может быть решена при наличии необходимой методической базы, которая должна быть разработана на принципах гибкости и взаимоувязки систем и механизмов управления инновационной деятельностью в рыночных условиях.
Проблему повышения качества и конкурентоспособности российской рыбопродукции можно решить только при непрерывном внедрении в производство новейших достижений науки и техники и усилении инновационной деятельности. Здесь решающая роль отводится интеграции науки и производства, обеспечивающей разработку и внедрение в производство новых видов продукции, новейших технологий, обусловливающих рост производительности труда, повышение качества и снижение издержек производства. Все это будет способствовать повышению конкурентоспособности продукции, росту спроса и сбыта. Нужно отметить, что новые идеи должны появляться не только в направлениях добычи и переработки водных биоресурсов, но и в хранении, замораживании, логистике, разработке орудий лова, технологического оборудования, судостроении, автоматизации и контроле производственных процессов и других смежных областях.
Литература
Бобылов Ю. Новая миссия отраслевой экономической науки. Новости рыболовства, 2010. URL: www.fishnews.ru.
Бобылов Ю. "Белые пятна" в российской рыбохозполитике. Рыбные ресурсы, 2005. URL: www.fishres.ru. Быстров И. Пять лет в законе. Рыбак Сахалина, № 23, 2010. URL: www.fishnews.ru.
Олудина Е. Рыбная отрасль в море проблем. Парламентская газета, № 7(2423), 2010. URL: http://pnp.ru/newspaper/20100226/2189.html.
Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Рыбное хозяйство, № 5, c.3-11, 2001. Морская коллегия при правительстве РФ. URL: www.morskayakollegiya.ru.
Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. URL: www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=41569&PrintVersion=1.
109