УДК 332.145:339.137 ББК 65.050.2 К 65
Х.А. Константиниди
Кандидат экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ (филиал в г. Краснодаре), г. Краснодар. Тел.: (918)217-90-71, е-mail: [email protected].
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье определены факторы конкурентоспособности региональных экономических систем; выявлены направления, возможности и перспективы повышения конкурентоспособности региональных экономических систем; проведен анализ предпосылок и возможность нового промышленного развития, формирования новых индустрий в границах старых промышленных районов; изучен опыт появления новых промышленных районов в агломерациях России и за рубежом; предложен подход к созданию условий для формирования нео-индустриальных районов в Российской Федерации.
Ключевые слова: конкурентоспособность, региональная экономическая система, стратегия развития, нео-индустриализация, новые индустрии, инвестиционная привлекательность, маркетинг территорий.
Kh.A. Konstantinidi
Candidate of Economic Sciences, Head of Management and Marketing Department of Financial University under the Government of the Russian Federation (Krasnodar branch), Krasnodar. Ph.: (918)217-90-71, е-mail: [email protected].
WAYS TO ENHANCE THE COMPETITIVENESS OF REGIONAL ECONOMIES
Abstract. The article defines the factors of competitiveness of regional economies; identified trends, opportunities and prospects for increasing the competitiveness of regional economies; an analysis of the prerequisites and the possibility of a new industrial development, the formation of new industries within the boundaries of the old industrial areas; studied the experience of new industrial areas in the agglomerations in Russia and abroad; An approach to the creation of conditions for the formation of neo-industrial regions in the Russian Federation.
Keywords: competitiveness, regional economic system, development strategy, neo-in-dustrialization, new industries, investment attraction, marketing territories.
Раскрывая содержание функций региональной экономической политики, направленные на обновление индустриальных районов, необходимо осуществить преобразование понятия «новый промышленный район» применительно к условиям нео-индустриализации на мезо-уровне. В результате такого преобразования Р.Н. Берлизевым правомерно сформулировано понятие «нео-индуст-риальный район» — институционально упорядоченная и структурно закреплен-
ная территориальная локализация пучка промышленных предприятий, для которых характерны признаки:
— опора преимущественно, на технологии пятого и шестого технологических укладов, что обеспечивает потребности постиндустриального роста;
— использование человеческого фактора, обладающего адекватными по отношению к данным укладам исключительными компетенциями, — то есть интеллектуальным капиталом;
— генерация качественно новых конкурентных преимуществ, обеспечение глобальной конкурентоспособности территориального хозяйства [1].
Функция формирования нео-индус-триальных районов дополнительно актуализируется в ходе анализа опыта развития соответствующих локализаций в экономике стран ЕС. Реализация данной функции предполагает опору на имеющиеся инфраструктурные площадки, ресурсную базу и квалифицированный компонент человеческого фактора региональной экономики.
В процессе нео-индустриализации освобождаются площади в существующих границах поселений, а также наиболее инвестиционно-привлекательные площади — в центральных районах городов. Данные площадки могут использоваться для формирования необходимых мощностей муниципальной инфраструктуры, жилищного строительства, развития транспортной системы. Успех подобных проектов заключается в их многофункциональности и отказе от огромных монопрофильных объектов в застройке, таких, как например, крупные торговые комплексы, монофункциональные общественные центры без интегрированной в проект инфраструктуры. Муниципальные пространства — бывшие промышленные районы, портовые терминалы или устаревшие и изношенные транспортные узлы требуют возобновления использования на качественно новом уровне или перепрофилирования.
Примерами обновления промышленных районов являются: Лондон — популярная галерея Тейт-Модерн в Лондоне разместилась в корпусе одной из электростанций; в районе доков на берегу Темзы оборудован Докленд-музей, жилые комплексы и административный центр; в австрийском городе Грац на базе старой фабрики построен концертный зал Хельмута Листа, который подходит не только для представлений, но и для записи музыки, а на месте городской ярмарки построен комплекс для проведения художественных мероприятий, спортивных соревнований, телевизионных проектов, конференций и симпозиумов. Данные объекты обеспечивают привлечение туристического потока, являются экономически эффективными
проектами, обеспечивающими привлечение инвестиций [2].
Примером масштабного возрождения старого промышленного района на основе создания новой индустрии стала бывшая зона заводов «Пирелли» в Милане. В 1980-е гг. началась масштабная работа по нео-индустриализации. Этот район, расположенный на севере города, в свое время был одной из важнейших промышленных зон Европы. Задачей проекта являлась интеграция зоны в единую среду города и создание на месте промышленных цехов современного центра дизайна, культуры, науки, образования и сферы услуг. Над проектом работало итальянское архитектурное бюро Gregotti Associati International. Авторы проекта сохранили существовавшую на тот момент общую структуру района и сетку дорог, делящую его на три части. Западную часть задумали как жилую и рекреационную зону, с большим процентом озеленения, к чему располагали уже имеющиеся там парки. Срединная часть центр деловой активности, — где расположились местная администрация, офисы, а также здания Университета Бикокка, официально открытого в 1998 г. Здесь все строения организованы блоками вокруг пешеходных площадей. В третьей, восточной части, сконцентрировано жилье, коммерческие и сервисные предприятия. Кроме университетских, коммерческих и жилых зданий за это время здесь появился оперный театр. Вместе с тем, на месте бывших заводов «Пирел-ли» находятся офисы компании и принадлежащий ей исследовательский центр.
Кроме того, в рамках реорганизации промышленного района Милана был создан Креативный центр via Forcella Superstudio, который включает в себя многофункциональный комплекс для проведения различных мероприятий, офисы креативных компаний, большой парк с современными скульптурами, площадки для проведения различных мероприятий, фотостудии и т.д. Креативный центр стал точкой притяжения для сформированной на прилегающих к нему территориях инфраструктуры услуг: ресторанов, баров, парковочных площадок. Superstudio был открыт в 1983 г., когда последние промышленники были выведены с территории для открытия домов мод (Esprit,
Kenzo, Zegna, Hugo Boss), выставочных площадей, редакций журналов, школ мод. А когда Giorgio Armani открыл здесь свой новый штаб в бывшем здании Nestl^ территория стала значительным центром влияния в индустрии моды [3].
Речь идет о развитии креативных ин-дустрий как движущей силе и факторе формирования инвестиционной привлекательности регионов и городов.
Музеи, театры, кинотеатры, картинные галереи, памятники архитектуры, исторические объекты в связке с комфортной и современной инфраструктурой — формируют культурную инфраструктуру.
Малое и среднее предпринимательство активно развивается именно в сфере креативных индустрий и инновационных креативных проектов, способных ускорить процесс формирования новых, успешных моделей развития городской и региональной экономики. Изучение успешного опыта становления креативных индуст-рий позволит раскрыть инвестиционный потенциал, переосмыслить стратегии формирования регионального имиджа и создаст предпосылки для более активной интеграции в мировые (глобальные) интеграционные экономические процессы.
На основании изложенного можно сформулировать тезис: «Культура становится ресурсом социально-экономического развития территории».
Теперь перейдем к анализу российского опыта. Процессы обновления промышленных районов в городах России обусловлены сложившейся структурой города, с невысоким качеством жилых помещений и рекреационных зон, высокой концентрацией промышленно-складских комплексов в центральной части города, перегруженной транспортной системой; новыми требованиями к качеству городской среды, сформированными процессами трансформацией экономических процессов и отношений, развитием новых технологий, ростом доходов населения и изменением их потребностей; сменой характера урбанизации, где на первый план выходят экономические и социальные интересы частных субъектов экономики, свободно выбирающих место своего жилья и бизнеса.
В советский период индустриализации страны осуществлялось крупномасштаб-
ное строительство крупных заводов и фабрик, предприятиям выделялись земли в приоритетном порядке, что привело к росту промышленной застройки в центральных районах городов. Промышленные предприятия постепенно «обрастали» жилой территорией. Сегодня они оказались полностью окруженными жилой застройкой, которая имеет свою разнообразную структуру, предметно-пространственную среду, не связанную с промышленными зонами по архитектурно-художественному облику и уровню благоустройства. Концепция вынесения промышленных предприятий и перепрофилирования их территорий детально прорабатывалась в 1980-е гг. Совет Министров СССР издал постановление, которое запрещало строительство крупных промышленных предприятий в таких городах, как Москва, Ленинград, Красноярск, Свердловск, Казань. Планировалось поэтапное перемещение производств в средние и малые города путем создания в них филиалов промышленных предприятий. Процесс перемещения производственных мощностей был призван обеспечить снижение выбросов промышленного производства в окружающую среду, оздоровление экологии и социальной атмосферы, высвобождение площадей под рекреационные зоны. Вместе с тем указанные города, получали предпосылки для постиндустриального формата развития становясь научно-исследовательскими и образовательно-культурными центрами. Процесс деиндустриализации крупных городов прекратился в связи с распадом СССР. Кроме того, в постсоветсткий период была существенно утрачена индустриальная база.
В современной России редевелопмент промышленных территорий способен принести очевидные результаты с точки зрения экономического развития. В последнее десятилетие в стране появились первые результаты трансформации промышленных зон.
Решение вопроса трансформации промышленных территорий не подкреплены выработанными соответствующими политическими решениями и экономическими рычагами в рамках обоснованной концептуальной экономической политики, а отдельные проекты перепрофилирования в основном стихийны.
Для эффективного и результативного внедрения в жизнь необходимо внедрение механизмов государственно-частного партнерства в разработку и реализацию специальных проектов. Муниципальные и региональные власти при реализации эффективной экономической политики должны изучить и адаптировать к региональным условиям лучшие отечественные и зарубежные практики и опыт реорганизации территорий старых промышленных зон и районов.
В России показательные примеры арт-пространства, сформированные на территории бывших фабрик и заводов, находятся в Москве и Санкт-Петербурге.
Яркими примерами переоборудован -ных в арт-пространства индустриальных пространств в Москве являются Винзавод, ArtPlay, Flacon, «Красный Октябрь».
В Петербурге переоборудованы в Арт-проект «Rizzordi Art Foundation» и Креативное пространство «Ткачи», включающие шоурумы, фотостудии, рекламные, маркетинговые и креативные агентства, дизайнерские магазины.
Но российские проекты имеет в основном точечный характер и реализуются как правило в границах отдельных предприятий, в отличие от зарубежных примеров, где процесс обновления идет в границах старых промышленных районов и носит кластерный характер.
Применительно к Краснодарскому краю рассмотрим проект преобразования центра г. Краснодара.
Целью перспективного развития города в рамках обновления центральной его части определено придание ему столичного облика и улучшения условий проживания жителей.
В официальной информация об инвесторах по реконструкции центральной части города Краснодара обозначены 59 компаний. В перечне объектов строительства у 43 инвесторов первым пунктом указаны многоэтажные жилые дома. У остальных 16 инвесторов указаны административные здания, парковки, торгово-развлекательные центры и незначительная часть — гостинич-но-деловые центры, объекты, предложение которых существенно опережает спрос.
Из приведенных данных мы можем сделать вывод, что концепция реконструкции старого центра состоит не в фор-
мировании делового центра, а преимущественно сводится к формированию жилого района, что в результате приведет к еще большей перегрузке как социальной, так и инженерной и транспортной инфраструктуре.
Кроме того, подобный проект не имеет инновационного ядра, не имеет новых индустрий и новой промышленности, не интегрирован в муниципальную и региональную экономику, а значит, мало интересен инвесторам.
Актуальной представляется концептуальная разработка проблемы развития современного мегаполиса как особой институционально-хозяйственной подсистемы, обладающей специфическим структурным содержанием.
Выведение структурной позиции, роли и характера внешних взаимосвязей мегаполиса определяется эффективным его позиционированием на одном из уровней глобального экономического пространства.
В условиях сложно структурированного глобального экономического пространства национальное государство и местные сообщества потеряли свою специфическую абсолютность и вынуждены конкурировать с другими субъектами экономических отношений за ограниченные финансовые ресурсы.
Мегаполис и соответствующая ему экономическая система относится к внутренней среде национальной экономики и финансового рынка; они расположены на втором мезо-уровне глобального экономического пространства.
Системное качество экономической системы мегаполиса определяется устойчивыми интеграционными связями экономических отношений, обеспечивающих воспроизводственный процесс на микро-уровне и макро-уровне. С другой стороны, мегаполис как системный субъект локального финансового рынка выступает ещё и узлом сети экономических взаимодействий между совокупностью крупных городов в глобальном экономическом пространстве. Другими словами, финансовый рынок мегаполиса есть устойчивая форма пространственной интегрированной сетевой локализации экономических отношений, которая в своем функционировании и развитии одновременно и субординирована, и находится в се-
тевых отношениях с глобальным, интернациональным и национальным рынками и, вместе с тем, открыта для интеграционных взаимодействий с другими, позиционированными «ниже» и «выше» ее, системами экономических отношений.
Мегаполисы притягивают качественный человеческий капитал, привлекают инвестиции, находятся в центре кластера меньших городов, что порождает сетевые эффекты и ускоряет в их хозяйственных системах экономических рост и производительность.
Итак, идея развития мегаполисов применительно к России жизнеспособна в том случае, если они изначально «встроены» в структуру глобальной экономики, обладают глобальной конкурентоспособностью.
Применительно к городу Краснодару, преображение исторического центра должно реализовываться на основе кон-
цепции, увязанной со стратегией социально-экономического развития Краснодарского края и эффективно интегрированной в региональную и национальную экономику, опираясь на наиболее перспективные и конкурентоспособные с точки зрения развития сектора экономики. Необходимо выявить ядро развития, способное обеспечить необходимый импульс развитию и выстраивать вокруг него интегрированные кластеры [4].
Приоритетным кластером или ядром развития может стать инновационный научно-образовательный креативный кластер, призванный обеспечить развитие новых индустрий, востребованных нео-ин-дустриализацией.
Краевой центр целесообразно развивать и позиционировать как место самореализации высококвалифицированных специалистов и талантливой молодежи.
Примечания:
1. Берлин С.И. Методологические аспекты инвестиционной привлекательности // Фундаментальные исследования, 2005. №3. С. 23-25.
2. Воротилов В.А. Территориальная интеграция и региональная экономика в России // Региональная экономика. 2001. №11.
3. Захарова Е.Н., Авраменко Е.П. О перспективных направлениях совершенствования механизма управления экономическим потенциалом Краснодарского края // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2010. Вып. 3(66). С. 148-155.
4. Попов Р.А. Экономика региона: теория, методология, методика: монография. М.: Вузовская книга. 2012 г. 430 с.
References:
1. Berlin S.I. Methodological aspects of the investment attractiveness // Fundamental researches, 2005. №3. Pp. 23-25.
2. Vorotilov V.A. Territorial integration and regional economy in Russia // Regional Economy. 2001. №11.
3. Zakharova E.N., Avramenko E.P. On the promising directions in improvement of the management mechanism of the economic capacity in the Krasnodar Region // The Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Economics. 2010. Issue 3(66). Pp. 148-155.
4 Popov R.A. Economy of the region: theory, methodology and technique: monograph. M.: High school book. 2012. 430 pp.