Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ВЬЕТНАМА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ВЬЕТНАМА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕШЕНИЯ / ВЬЕТНАМ / ФАКТОР / ПАНДЕМИЯ COVID-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куанг Фан Хюи, Буянова Марина Эдуардовна

В настоящее время нет официального исследования и публикации авторитетной организации о состоянии мировой экономики, находящейся в кризисе. Но экономический спад и отрицательный рост многих ведущих стран показывают огромное влияние пандемии COVID-19 на мировую экономику. Решение проблемы выхода экономики Вьетнама из этой ситуации актуализирует вопрос обоснования эффективных стратегий развития. Это действительно сложный процесс, который приводит к достижению конкурентных позиций по сравнению с регионом АСЕАН. Контент научной статьи основан на материалах текущих источников, исходящих из международных организаций и периодики, сводных данных изданий статистического управления Вьетнама, а также на литературе историко-экономического характера. На основе результатов рейтинговых оценок международных организаций определены наиболее конкурентоспособные элементы экономики Вьетнама и предложены приоритетные направления развития государства. Ключевые рекомендации включают структурные реформы, направленные на изменение модели роста с фактора на производительность, повышение качества технологий и людских ресурсов, а также улучшение бизнес-среды, обеспечение макроэкономической стабильности, модернизацию инфраструктуры и поощрение инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE VIETNAM’S COMPETITIVENESS AND ECONOMIC RECOVERY IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

There is currently no official research and publication by an authoritative organization on the state of the world economy in crisis. The economic downturn and negative growth of many leading countries show the huge impact of the COVID-19 pandemic on the world economy. Solving the problem of Vietnam’s economy’s recovery from this situation actualizes the issue of justifying effective development strategies. This is indeed a complex process that results in achieving a competitive position compared to the ASEAN region. The content of the scientific paper is based on the materials from current sources, i.e. international organizations and periodicals, summary data from publications of the Vietnamese statistical office, as well as historical and economic literature. The factors ensuring the country’s competitiveness were analyzed on the basis of ratings of international organizations whereby it is possible to determine the most competitive elements of the Vietnamese economy and propose priority directions for state development. Key recommendations include structural reforms aimed at changing the growth model from a factor to productivity, improving the quality of technologies and human resources, as well as improving the business environment, ensuring macroeconomic stability, upgrading infrastructure and encouraging innovation.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ВЬЕТНАМА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

бш

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2021.3.10

UDC 338.242 LBC 65.050.1

Submitted: 02.08.2021 Accepted: 16.08.2021

WAYS TO IMPROVE VIETNAM'S COMPETITIVENESS AND ECONOMIC RECOVERY IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

Phan H. Quang

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Marina E. Buyanova

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. There is currently no official research and publication by an authoritative organization on the state of the world economy in crisis. The economic downturn and negative growth of many leading countries show the huge impact of the COVID-19 pandemic on the world economy. Solving the problem of Vietnam's economy's recovery from this situation actualizes the issue of justifying effective development strategies. This is indeed a complex process that results in achieving a competitive position compared to the ASEAN region. The content of the scientific paper is based on the materials from current sources, i.e. international organizations and periodicals, summary data from publications of the Vietnamese statistical office, as well as historical and economic literature. The factors ensuring the country's competitiveness were analyzed on the basis of ratings of international organizations whereby it is possible to determine the most competitive elements of the Vietnamese economy and propose priority directions for state development. Key recommendations include structural reforms aimed at changing the growth model from a factor to productivity, improving the quality of technologies and human resources, as well as improving the business environment, ensuring macroeconomic stability, upgrading infrastructure and encouraging innovation.

Key words: competitiveness, national competitiveness, solutions, Vietnam, factor, COVID-19 pandemic.

Citation. Quang Ph.H., Buyanova M.E. Ways to Improve Vietnam's Competitiveness and Economic Recovery in the Context of a Pandemic. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Journal of Volgograd State University. Economics], 2021, vol. 23, no. 3, pp. 112-122. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/ekjvolsu.202L3.10

УДК 338.242 ББК 65.050.1

Дата поступления статьи: 02.08.2021 Дата принятия статьи: 16.08.2021

(N О (N

X ©

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ВЬЕТНАМА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Фан Хюи Куанг

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

©

Марина Эдуардовна Буянова

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В настоящее время нет официального исследования и публикации авторитетной организации о состоянии мировой экономики, находящейся в кризисе. Но экономический спад и отрицательный рост многих ведущих стран показывают огромное влияние пандемии СОУГО-19 на мировую экономику. Решение проблемы выхода экономики Вьетнама из этой ситуации актуализирует вопрос обоснования эффективных стратегий развития. Это действительно сложный процесс, который приводит к достижению конкурентных позиций по сравнению с регионом АСЕАН. Контент научной статьи основан на материалах текущих источников, исходящих из международных организаций и периодики, сводных данных изданий статистического управления Вьетнама, а также на литературе историко-экономического характера. На основе результатов рейтинговых оценок международных организаций определены наиболее конкурентоспособные элементы экономики Вьетнама и предложены приоритетные направления развития государства. Ключевые рекомендации включают структурные реформы, направленные на изменение модели роста с фактора на производительность, повышение качества технологий и людских ресурсов, а также улучшение бизнес-среды, обеспечение макроэкономической стабильности, модернизацию инфраструктуры и поощрение инноваций.

Ключевые слова: конкурентоспособность, национальная конкурентоспособность, решения, Вьетнам, фактор, пандемия СОУЮ-19.

Цитирование. Куанг Ф.Х., Буянова М. Э. Пути повышения конкурентоспособности и восстановления экономики Вьетнама в условиях пандемии // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2021. - Т. 23, №№ 3. - С. 112-122. - DOI: https://doi.Org/10.15688/ek.jvolsu.2021.3.10

Введение. Постановка задачи

Выживание и успех страны в период интеграции все больше зависят от ее конкурентоспособности [Moon et al., 1995]. Национальная конкурентоспособность связана с национальным развитием ввиду ее очевидной связи с экономическим потенциалом страны [Porter, 1990; The Global Competitiveness ... , 2020]. Поэтому оценка конкурентоспособности стала одной из основных частей стратегии экономического развития каждого государства.

Однако распространение пандемии COVID-19 бросило тень на глобальный рост экономики в 2020 г. и вызвало рецессию по размеру и жестокости мировых войн. Согласно отчету МВФ и ВБ, рост мировой экономики в 2020 г. снизился с -5,2 % до -4,4 %, что ведет к замедлению развития торговли, туризма, снижению инвестиций, производственной и деловой активности [World Economic Outlook, 2020; Global Economic Prospects, 2020]. Согласно отчету конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, глобальные ПИИ сократились примерно на 40 % по сравнению с 2019 г. и продолжат сокращаться на 5-10 % в 2021 г. [World Investment Report, 2020].

Фактически из-за субъективности по отношению к COVID-19 США и Бразилия больше всего пострадали от этой пандемии с прогнозируемыми темпами роста -8 % и -5,3 % соответственно, за исключением Японии (-5,2 %)

и Европы (-7,1 %). Напротив, приоритетное внимание к борьбе с эпидемиями с самого начала помогло Китаю, чудо-исключению в мире, добиться роста экономики на 1,2 %, а Вьетнаму - на 2,5 % [Global Economic Prospects, 2020]. Таким образом, современные реалии требуют кардинальных изменений в экономической политике каждой страны, что предопределило основную цель настоящего исследования - обобщить и проанализировать опыт Вьетнама по экономическому восстановлению страны в период пандемии. В результате также даются рекомендации по повышению национальной конкурентоспособности в текущих условиях.

Общая часть

Конкурентоспособность - это концепция, охватывающая многие аспекты, такие как экономика, управление, история, политика и культура [Waheeduzzaman et al., 1996]. Это сложное, многомерное и относительное понятие, его сущностные характеристики меняются со временем и в контексте каждой страны [Chaudhuri et al., 1997; Competitiveness in Construction ... , 2007; IMD ... , 2019]. Б. Скотт и Дж. Лодж [U.S. Competitiveness ... , 1985] определяют национальную конкурентоспособность как способность страны производить и распространять товары и услуги на международных рынках, конкурировать с промышленными товарами и услугами, производимыми

в других странах, и тем самым повышать уровень жизни. Конечным мерилом успеха является не «благоприятный» торговый баланс, положительный счет текущих операций или увеличение валютных резервов, а повышение уровня жизни. Это подтверждается и подчеркивается более глубоко у M.E. Портера [Porter, 1990], в своем исследовании он признал конкурентоспособность как фактор, создающий богатство и повышающий экономическую эффективность. Возможность сделать это зависит от производительности, с которой используются труд и капитал страны. Однако в исследовании П. Кругмана утверждается: «Производительность - это еще не все, но в долгосрочной перспективе это почти все» [Krugman, 1994]. Способность страны повысить уровень жизни с течением времени почти полностью зависит от способности рабочих увеличивать объем производства. Точно так же Х.Ч. Мун и Н. Пири [Moon et al., 1995] отмечают, что конкурентоспособность не следует путать с производительностью, потому что конкурентоспособность - это положение по отношению к конкурентам, а производительность - это внутренние возможности организации.

Следует отметить, что механизмы повышения конкурентоспособности часто формируются из-за опасений по поводу иностранных конкурентов, а не просто ввиду замедления роста производительности труда внутри страны. Итак, С. Гарелли [Garelli, 2006] определяет конкурентоспособность как экономическое поле, в котором с учетом внешних и внутренних условий формируются методы и инструменты создания и поддержания более благоприятных условий для развития региона и благосостояния людей. Национальная конкурентоспособность определяется комбинацией различных критериев, распределенных по четырем факторам: 1) экономическая эффективность; 2) эффективность бизнеса; 3) эффективность правительства; 4) инфраструктура [IMD ... , 2019, p. 16].

Таким образом, глобальная конкурентоспособность страны в данном исследовании определяется как совокупность институтов, способных обеспечивать устойчивые темпы экономического развития и повышения благосостояния своих граждан. Также конку-

рентоспособность целесообразно трактовать в качестве совокупности инструментов выявления и анализа проблемных моментов в национальной экономической политике и разработки стратегий по достижению устойчивого экономического прогресса.

Методы исследования

Исследование основано на анализе отчетов, касающихся конкурентоспособности международных организаций, и официальных документов правительства Вьетнама. В связи с необычным и внезапным развитием пандемии COVID-19 в конце 2019 г. рейтинг глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума был приостановлен в 2020 году. Однако Отчет о глобальной конкурентоспособности за 2019 г. является последним из серии отчетов, публикуемых ежегодно с 1979 г. и содержащих оценку движущих сил производительности и долгосрочного экономического роста. Отчет о глобальной конкурентоспособности 2020 г. фокусируется на представлении приоритетных решений по восстановлению экономики стран по всему миру, при этом исследуются основы перехода к новым экономическим системам, сочетание целей «производительность», «люди» и «планета». В 2021 г. будет продолжена оценка индекса глобальной конкуренции 4.0 для определения устойчивости экономического развития стран. Поэтому в исследовании использованы последние данные рейтинга глобальной конкурентоспособности, то есть рейтинга за 2019 год.

Кроме того, дополнительные данные собираются из конкретных источников, а именно: 1) данные по макроэкономическим показателям, производительности труда - от Главного статистического управления Вьетнама;

2) данные по глобальному индексу творческих инноваций собираются Всемирной организацией интеллектуальной собственности [The Global Competitiveness Report, 2019];

3) рейтинг бизнес-среды и данные о прямых иностранных инвестициях в стране собираются Всемирным банком [Global Economic Prospects, 2020; Doing Business, 2020; The Global Innovation Index ... , 2020; E-Government Survey, 2020]. Методологической основой ис-

следования является статистический метод анализа информации, анализа и сравнения ситуации экономического развития Вьетнама и других стран региона АСЕАН.

Результаты и обсуждение

Оценка и анализ конкурентоспособности Вьетнама

Вьетнам - одна из немногих стран, которые хорошо контролировали эпидемию COVID-19 [Asia Power Index, 2020, p. 12], но все же экономика страны серьезно пострадала. Темпы экономического роста в 2019 г. составили 6,8 % по сравнению с 7,1 % в 2018 году. Из-за вспышки пандемии корона-вируса рост ВВП Вьетнама замедлился до 2,9 % в 2020 г. и, по прогнозам, вырастет до 5,5 % в 2021 г. (табл. 1). Хотя рост по-прежнему является положительным числом, это самый низкий показатель за период 20112020 годов. Вместе с тем Вьетнам - одна из немногих стран с положительным ростом в текущих условиях. Этот результат демонстрирует эффективную деятельность правительства по управлению экономикой во время пандемии COVID-19.

Таблица 1 также показывает, что соотношение государственного долга к ВВП с 63,7 % в 2016 г. постепенно снизилось до 55 % в 2019 г., достигло 56,8 % в 2020 г. и снизится до 46,1 % в 2021 году. Это результат ужесточения денежно-кредитной политики и новых ограничений на государственные гарантии. Инфляция в 2019 г. замедлилась до 2,8 % (по сравнению с 3,5 % в 2018 г.); в 2020 г. составила в среднем 3,2 % и прогнозируется на уровне 2,1 % в 2021 году. Этот положительный результат подтвердил усилия правитель-

ства Вьетнама по координации и согласованной реализации денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, а также в обеспечении баланса между спросом и предложением товаров и стабилизацией цен. Кроме того, следует отметить, что уровень безработицы во Вьетнаме особенно низок. Он достиг 2,2 % в 2018 и 2019 гг. и, как ожидается, останется примерно на том же уровне в 2021 году.

Несмотря на многочисленные негативные последствия пандемии, экономика Вьетнама по-прежнему остается ярким пятном в контексте мировой экономики и в регионах, где экономика демонстрирует отрицательный «рост». В этом контексте важно оценить конкурентоспособность экономики Вьетнама посредством выявления влияния таких факторов, как производительность труда и рост общей факторной производительности (ОФП).

Оценка и анализ производительности труда

Производительность труда во Вьетнаме играет все более важную роль в экономическом росте даже в условиях пандемии. В 2020 г. в постоянных ценах 2010 г. она увеличилась только на 5,4 % (по сравнению с ростом на 6,2 % в 2019 г.) и находится на самом низком уровне за последние 5 лет, достигнув 117,94 млн донгов в текущих ценах (что эквивалентно 5 081 долл. США) [Вьетнамский статистический ежегодник, 2021]. Повышение производительности труда во Вьетнаме в основном является результатом увеличения капиталовложений наряду с перемещением рабочей силы из сельского хозяйства в обрабатывающую промышленность, производство и сектор услуг. Приме-

Таблица 1

Основные социально-экономические показатели Вьетнама

за период 2018-2020 гг. и прогноз на 2021 г.

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. (f)

Рост ВВП, % 7,1 7,0 2,9 5,5

Инфляционный, % 3,5 2,8 3,2 2,1

Безработица, % 2,2 2,2 3,3 2,7

Государственный долг, % ВВП 58,3 55,0 56,8 46,1

Примечание. Составлено авторами по: [Вьетнамский статистический ежегодник, 2021; Global Economic Prospects, 2020]. (f) - данные прогноза (цена не изменилась, % изменение ежегодно).

чательно, что темпы роста производительности труда во Вьетнаме в период 20112020 гг. составляют 5,11 %, что выше среднего показателя по АСЕАН (3,11 %) и выше, чем в большинстве стран АСЕАН. Однако этот темп роста все еще ниже, чем у Китая (7 %) и Индии (6 %) [Фам и др., 2021]. Темпы роста производительности труда показаны на рисунке 1.

Оценка и анализ общей факторной производительности

По сравнению с двумя показателями производительности (рабочая сила и капитал), ОФП является комплексным показателем эффективности экономики, так как он представляет способность повышать общую производительность независимо от основных затрат труда и капитала. Таблица 2 показывает, что темпы роста ОФП Вьетнама в настоящее время относительно высоки в регионе, особенно в 2019 г., когда они составили 3,6 %, что намного выше, чем в других странах региона АСЕАН. Основная причина этого связана с совершенствованием технологий, что привело к увеличению вклада ОФП в рост ВВП с 38,22 % в 2015 г.

до 44,35 %. Средний вклад ОФП в период 2016-2020 гг. составляет около 38,3 %, что намного выше, чем в период 2011-2020 гг. (26 %). Вклад ОФП в рост ВВП Вьетнама показан на рисунке 2.

Всемирный экономический форум (ВЭФ) оценил показатели национальной конкурентоспособности Вьетнама в 2019 г. как лучшие в мире - Вьетнам поднялся на 10 позиций, получив общий балл на 3,5 балла выше, чем в 2018 г. (занял 67-е / 141-е место в рейтинге стран и достиг 61,5 / 100 баллов). Конкурентоспособность Вьетнама резко возросла по сравнению с 2018 г. благодаря таким факторам, как: совершенствование политических институтов, внедрение информационных технологий в бизнесе, повышение инновационной активности. Тем не менее во Вьетнаме по-прежнему существует ряд компонентов, развитие которых остается на низком уровне, таких как инфраструктура, здравоохранение, образование (слабо обеспечивающее возможности формирования профессиональных навыков в условиях инновационного развития), финансовые рынки. Оценка компонента конкурентоспособности Вьетнама в 2019 г. представлена в таблице 3.

8,00 6,00 4,00 2,00 0,00

6,12 -■- 6,20 и

а-— 6,36 >■ 5,40

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Страны 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Индия 1.6 1.9 0.4

Индонезия -0.5 0.2 0.9

Малайзия 0.5 0.0 0.2

Мьянма 0.7 0.7 0.5

Филиппины 0.3 -1.3 -1.1

Сингапур 0.5 -0.1 -3.7

Таиланд 6.7 2.0 1.3

Вьетнам 3.0 1.3 3.6

Рис. 1. Темп роста производительности труда во Вьетнаме (в сравнении с 2010 г.), % Примечание. Составлено по: [Вьетнамский статистический ежегодник, 2021].

Таблица 2

Темпы роста ОФП стран региона АСЕАН, %

Примечание. Составлено по: [Фам и др., 2021].

Рис. 2. Вклад ОФП в рост ВВП Вьетнама, % Примечание. Составлено по: [Фам и др., 2021].

Оценка и анализ бизнес-среды

Конкурентоспособность страны тесно связана с уровнем развития бизнес-среды. По оценке Всемирного банка, бизнес-среда во Вьетнаме улучшалась медленными и нестабильными темпами. В мировом масштабе Вьетнам переместился с 90-го места в 2015 г. на 68-е место в 2017 г., но опустился на 69-е и 70-е места в период с 2019 по 2020 г. [Doing Business, 2020]. Основная причина - это неадекватная правовая база, высокие административные барьеры, низкая инвестиционная активность.

Как и все страны мира, Вьетнам значительно пострадал от эпидемии COVID-19, закрытие границы снижает привлечение новых иностранных инвестиций. Тем не менее есть еще несколько важных моментов в привлечении иностранных инвестиций в некоторые от-

расли, а также в некоторые населенные пункты, такие как Бакльеу, Хошимин и Ханой. По состоянию на 20 декабря 2020 г. общий капитал прямых иностранных инвестиций во Вьетнам, включая вновь зарегистрированный капитал и приобретение акций иностранными инвесторами, достиг 28,5 млрд долларов США, что на 25 % меньше по сравнению с 2019 годом. Причем в эту сумму включены 2 523 новых лицензионных проекта с уставным капиталом в размере 14,6 млрд долларов США, что на 35 % меньше по количеству проектов и на 12,5 % по зарегистрированному капиталу по сравнению с предыдущим годом [Investments in Vietnam, 2021, p. 9]. Однако в условиях широкого распространенная пандемии COVID-19 указанные показатели представляются достаточно высокими. Успех Вьетнама в привлечении прямых иностранных инвестиций измеряется не только коли-

Таблица 3

Оценка конкурентоспособности Вьетнама по основным компонентам социально-экономического развития в 2019 г.

Группа Рейтинг Рейтинг Изменение

в 2018 г. в 2019 г. рейтинга

Эффективность функционирования правительства 94 89 *

Инфраструктура 75 77 Ф

Применение информационных технологий 95 41 *

Макроэкономическая стабильность 64 64

Здравоохранение 68 71 *

Образование 97 103 Ф

Товарный рынок 102 79 *

Рынок труда 90 83 *

Финансовый рынок 59 60 Ф

Размер рынка 29 26 *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сложность бизнеса (административные барьеры) 101 68 *

Инновационный потенциал 82 76 *

Общий рейтинг 77 67 *

Примечание. Составлено авторами по: [The Global Competitiveness Report, 2019]. «Т» - увеличение; <Д» - уменьшение; «-о» - без изменений.

чеством уставного или выплаченного капитала, но и усилиями государства по улучшению инвестиционной среды и применению налоговых льгот.

Согласно Национальному отчету о бренде за 2020 г., опубликованному Brand Finance, стоимость бренда Вьетнама в 2020 г. выросла на 29 % (самый быстрый рост в мире), достигнув 319 млрд долларов США, заняв 33-е место и поднявшись на 9 позиций (с 42-го места в 2019 г.) [National Brands, 2020]. Улучшению бизнес-среды способствовало введение системы Электронного правительства. Согласно оценке Организации Объединенных Наций, индекс Электронного правительства Вьетнама в 2020 г. поднялся на 2 позиции, заняв 86-е место из 193 стран, участвующих в рейтинге, и 24-е из 47 стран Азии. Кроме того, реформа административных процедур была целенаправленной, радикально реализованной и дала много положительных результатов [E-Government Survey, 2020]. В 2020 г. Правительство поручило сократить и упростить около 1 000 административных процедур, 3 900 условий ведения бизнеса, 6 800 списков товаров, подлежащих специализированной проверке; была проведена реформа административных процедур и получила развитие система Электронного правительства, экономия около 14 900 млрд донгов в год [Вьетнамский статистический ежегодник, 2021].

Правительство обьявилo «Национальную программу цифровой трансформации до 2025 года с перспективой до 2030 года», которая является важной вехой в процессе цифровой трансформации Вьетнама до 2030 года. Масштабы цифровой экономики Вьетнама в 2016-2020 гг. оцениваются в 14 млрд долларов США, что соответствует порядка 5 % ВВП с динамичным ростом развивающихся секторов экономики, таких как: информационные технологии, телекоммуникации, электронная коммерция, Fintech, Edtech, Proptech и т. д. Глобальный индекс инноваций и творчества Вьетнама в 2020 г. занял 42-е место, лидируя в группе из 29 стран с одинаковой экономикой и уровнем доходов. Вьетнам занимает 3-е место в АСЕАН (после Индонезии и Сингапура) по количеству стартапов за период 20162020 гг. [E-Government Survey, 2020]. Таким образом, цифровая экономика, инновации, твор-

чество и стартапы быстро развиваются благодаря поддержке правительства.

В 2020 г. Вьетнам занял 42-е место среди ведущих стран со средним уровнем дохода в рейтинге глобального инновационного, творческого индекса 2020 г., опубликованном Всемирной организацией интеллектуальной собственности. Вьетнам второй год подряд удерживает эту позицию (в 2014 г. - 71-е место). Вьетнам считается страной, добившейся значительных достижений в области инноваций и инновационной активности за последние 10 лет, находится в группе стран с более высоким уровнем инноваций и творчества по сравнению с уровнем доходов. Среди стран этой группы уровень инноваций и творчества во Вьетнаме такой же, как в Таиланде, но выше, чем в Индонезии и на Филиппинах (см. табл. 4).

Росту глобального инновационного индекса способствовало стабильное улучшение показателей «ресурсной» составляющей инновационной деятельности - развитие бизнеса, особенно быстрые темпы роста наукоемких отраслей; развитие технологий и экономики знаний, отражающееся в увеличении числа патентных заявок на изобретения и полезные модели.

С другой стороны, по-прежнему нестабильны и неэффективны нормативно-правовые условия инновационной деятельности, политическая ситуация, качество регуляторной среды, использование венчурного капитала и др.

Рейтинг Глобального инновационного индекса (ГИИ) стран региона АСЕАН представлен в таблице 4.

Приведенный анализ показывает, что Вьетнам действительно прилагает усилия для повышения своей национальной конкурентоспособности в контексте пандемии. Правительство страны сосредоточило внимание на улучшении бизнес-среды, приняв и реализовав множество соответствующих постановлений и политик, наиболее важной из которых является реформа по совершенствованию условий бизнеса и поддержки предпринимательства, продвижения инноваций и творческого стартапа.

Однако во времена социального дистанцирования из-за вспышки эпидемии СОУГО-19 многие предприятия были вынуждены закрыть-

Таблица 4

Рейтинг Глобального инновационного индекса (ГИИ) стран региона АСЕАН

Страны 2018 г. 2019 г. 2020 г.

ГИИ * (1) (2) ГИИ * (1) (2) ГИИ * (1) (2)

Индия 57 63 57 52 61 51 48 57 45

Индонезия 85 90 73 85 87 78 85 91 76

Малайзия 35 34 39 35 34 39 33 34 36

Филиппины 73 82 68 54 76 42 50 70 41

Сингапур 5 1 15 8 1 15 8 1 15

Таиланд 44 52 45 43 47 43 44 48 44

Вьетнам 45 65 41 42 63 73 42 62 38

Примечание. Составлено авторами по: [Global Innovation Index, 2020]. (1) - ресурсы инноваций; (2) -результаты инноваций; * - количество стран: 2018 г. - 126, 2019 г. - 129, 2020 г. - 131.

ся, а производственная и коммерческая деятельность была отложена [Фам и др., 2021]. Цепочка спроса и предложения была разорвана, в результате чего общий зарегистрированный капитал прямых иностранных инвестиций во Вьетнаме в 2020 г. оценивается в 28,5 млрд долларов США, что на 25 % меньше по сравнению с 2019 годом. Количество вновь зарегистрированных предприятий уменьшилось на 2,3 % по сравнению с 2019 годом. Хотя число предприятий, возвращающихся в бизнес, увеличилось на 11,9 %, количество предприятий, временно приостанавливающих деятельность (до 46,6 тыс.), возросло на 62,2 % по сравнению с 2019 годом [Вьетнамский статистический ежегодник, 2021]. Это показывает, что эпидемия СОУГО-19 очень серьезно влияет на бизнес-ситуацию.

Таким образом, влияние пандемии коро-навирусной инфекции на экономику Вьетнама совершенно очевидно. Типичными признаками являются заметное замедление экономического роста, падение производительности труда, рост безработицы и обострение долговых проблем на уровне отдельных лиц, предприятий и домашних хозяйств. Пандемия подтолкнула к переходу на удаленную работу, и компании ускорили внедрение проверенных временем технологий, включая оцифровку и автоматизацию процессов с помощью роботов. Степень экономического воздействия новой пандемии СОУГО-19 зависит от ее развития и мер контроля.

Приведенные выше оценки показывают: хотя качество экономического роста Вьетнама улучшилось, он все еще остается медленным и низким по сравнению с регионом и ми-

ром. Проблемы, стоящие перед экономикой, по-прежнему огромны, в том числе: необходимость догнать и идти в ногу с глобальным экономическим развитием; преодолеть риск отставания в промышленной революции 4.0; раскрытие потенциала, ограниченного слабой инфраструктурой и человеческим капиталом; глобальная угроза изменения климата и загрязнения окружающей среды.

Этот факт согласуется с рекомендациями групп решений Всемирного экономического форума по повышению глобальной конкурентоспособности стран всего мира [The Global Competitiveness Report ... , 2020], включая: 1) восстановление и преобразование благоприятной среды; 2) восстановление и трансформацию человеческого капитала; 3) восстановление и трансформацию рынка; 4) восстановление и трансформацию инновационной экосистемы.

Рекомендации для повышения конкурентоспособности Вьетнама

Решение проблемы восстановления и развития экономики Вьетнама в контексте кризиса, связанного с пандемией COVID-19, заключается в необходимости перехода к более гибкой системе планирования и управления, что определяет важность создания механизмов повышения национальной конкурентоспособности.

Во-первых, Вьетнаму необходимо продолжить реформирование институтов, улучшить инвестиционную и деловую среду. Однако следует также разработать новый подход к планированию и реализации научно обо-

снованной экономической политики, адекватной современным условиям.

Во-вторых, необходимым является преобразование модели роста на основе инноваций. Вместе с тем следует отметить, что научные и технологические достижения, связанные с исследованиями и разработками (НИОКР), зачастую отличаются от общих тенденций на рынке, предпочтений инвесторов. Следовательно, научно-исследовательская и инновационная деятельность является высокорискованной. Однако необходимо рисковать и поощрять предпринимательство, чтобы способствовать инновациям; продвигать исследования и разработки в направлении увеличения числа инновационных стартапов и передачи технологий за счет прямых иностранных инвестиций.

В-третьих, синхронное развитие инфраструктуры рассматривается как одно из приоритетных стратегических достижений. Дорожная инфраструктура в настоящее время является узким местом, определяя приоритет в планировании и модернизации системы автомагистралей, автомобильных дорог, железных дорог, аэропортов и причалов.

В-четвертых, развитие человеческих ресурсов должно быть сосредоточено в направлении повышения производительности труда, совокупной факторной производительности и повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий.

В-пятых, необходимо уделять больше внимания диверсификации экспортных рынков, развитию внутреннего производства и потребления. В то же время правительству надлежит ускорить процесс цифровой трансформации и определить важность механизма работы и управления бизнес-формами электронной коммерции.

Заключение

Хотя экономика Вьетнама приложила большие усилия, оказавшись под воздействием пандемии СОУГО-19, некоторые основные экономические показатели и рейтинги конкурентоспособности улучшались медленно, занимая скромное место в рейтинге по сравнению с другими странами региона АСЕАН. Таким образом, повышение национальной конкурентоспособности является важной страте-

гией восстановления и развития экономики Вьетнама в нынешних условиях.

Усилия по совершенствованию институтов, рынков, производственных мощностей и навыков персонала направлены на создание благоприятных условий для экономической деятельности отечественных и иностранных инвесторов. Конкуренция заставит предприятия и правительства постоянно вводить новшества, улучшать методы производства и организации управления бизнесом, внедрять инновации в технологии, применять научно-технические достижения, разрабатывать новые продукты, повышать производительность труда. Это считается движущей силой устойчивого процветания страны.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Вьетнамский статистический ежегодник 2020. - Ханой : Государственное статистическое управление, 2021. - 1056 с. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.gso.gov.vn/ default.aspx?tabid=621&ItemID= 19760 (дата обращения: 30.07.2021). - Загл. с экрана. Фам, Х. Ч. Качество экономического роста Вьетнама в контексте пандемии COVID-19 / Х. Ч. Фам, К. Т. Нгуен // Национальная конференция «Экономика Вьетнама в 2020 году и перспективы в 2021 году». - Ханой : Национальный экономический университет, 2021. - С. 28-43. Asia Power Index 2020. - Sydney : Lowy Institute, 2020. - 25 p. - Electronic text data. - Mode of access: https://think-asia. org/bitstream/handle/ 11540/12760/lowy-institute-2020-asia-power-index-key-findings-report.pdf?sequence= 1 (date of access: 20.06.2021). - Title from screen. Chaudhuri, S. The Competitiveness Conundrum Literature Review and Reflections / S. Chaudhuri, S. Ray // Economics and Political Weekly. -1997. - №> 32 (48). - P. 83-91. Competitiveness in Construction: A Critical Review of Research // Construction Management and Economics. - 2007. - №№ 25 (9). - P. 989-1000. -DOI: https://doi.org/10.1080/01446190701258039. Doing Business 2020. - Washington, DC : World Bank, 2020. - 149 p. - Electronic text data. - Mode of access: https://documents1.worldbank.org/ curated/en/688761571934946384/pdf/Doing-Business-2020-Comparing-Business-Regulation-in-190-Economies.pdf (date of access: 21.06.2021). - Title from screen. E-Government Survey 2020. - New York : Union Nations, 2020. - 364 p. - Electronic text data. -

Mode of access: https://www.redgealc.org/site/ assets/files/12071/2020_un_e-government_ survey_full_report.pdf (date of access: 21.06.2021). - Title from screen.

Garelli, S. Competitiveness ofNations: The Fundamentals. -Lausanne : International Institute for Management Development, 2006. - Electronic text data. - Mode of access: https://www.yumpu.com/en/document/ view/22623403/competitiveness-of-nations-the-fundamentals-imd (date of access: 18.03.2021). -Title from screen.

Global Economic Prospects. - Washington, DC : World Bank, 2020. - 238 p.

IMD World Competitiveness Yearbook 2019. -Lausanne : International Institute for Management Development, 2019. - 553 p. -Electronic text data. - Mode of access: https:// www.nesdc.go.th/article_attach/article_file_ 20191114160558.pdf (date of access: 21.04.2021). - Title from screen.

Investing in Vietnam 2021. - Hanoi : KPMG, 2021. -36 p. - Electronic text data. - Mode of access: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/vn/pdf/ publication/2021/Investing-in-Vietnam-Mar2021.pdf (date of access: 18.03.2021). - Title from screen.

Krugman, P. Competitiveness: A Dangerous Obsession / P. Krugman // Foreign Affairs. - 1994. -№ 73 (2). - P. 28-44. - DOI: https://doi.org/10. 2307/20045917.

Moon, H. C. Competitiveness of Product, Firm, Industry, and Nation in a Global Business / H. C. Moon, N. Peery // Competitiveness Review. - 1995. - № 5 (1). - P. 37-43. - DOI: https://doi.org/10.1108/eb046319.

National Bands 2020 // Brand Finance. - Electronic text data. - Mode of access: https://brandirectory. com/rankings/nation-brands/ (date of access: 21.04.2021). - Title from screen.

Porter, M. E. The Competitive Advantage of Nations / M. E. Porter. - New York : The Free Press, 1990. -DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-349-11336-1.

The Global Competitiveness Report 2019. - Geneva : World Economic Forum, 2019. - 666 p. -Electronic text data. - Mode of access: http:// www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobal CompetitivenessReport2019.pdf (date of access: 10.06.2021). - Title from screen.

The Global Competitiveness Report Special Edition 2020. - Geneva : World Economic Forum, 2020. -95 p. - Electronic text data. - Mode of access: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobal CompetitivenessReport2020.pdf (date of access: 11.07.2021). - Title from screen.

The Global Innovation Index 2020: Who Will Finance Innovation? - Geneva : World Intellectual

Property Organization, Cornell University, INSEAD, 2020. - 448p. - Electronic text data. -Mode of access: https://www.wipo.int/edocs/ pubdocs/en/wipo_pub_gii_2020.pdf (date of access: 21.06.2021). - Title from screen.

U.S. Competitiveness in the World Economy / B. R. Scott, G. C. Lodge, eds. - Boston : Harvard Business School Press, 1985. - 543 p.

Waheeduzzaman, A. N. M. Definition, Perspectives, and Understanding of International Competitiveness: A Quest for a Common Ground / A. N. M. Waheeduzzaman, J. K. Ryans // Competitiveness Review. - 1996. - N° 6 (2). -P. 7-26. - DOI: https://doi.org/10.1108/eb046333.

World Economic Outlook. - Washington, DC : International Monetary Fund, 2020. - 204 p.

World Investment Report 2020. - New York : Union Nations, 2020. - 260 p. - Electronic text data. -Mode of access: https://unctad.org/system/ files/official-document/wir2020_en.pdf (date of access: 21.06.2021). - Title from screen.

REFERENCES

V'etnamskiy statisticheskiy ezhegodnik 2020 [Vietnam Statistical Yearbook 2020]. Hanoi, Gosudarstvennoe statisticheskoe upravlenie, 2021. 1056 p. URL: https://www.gso.gov.vn/ default.aspx?tabid=621&ItemID=19760 (accessed 30 July 2021).

Pham H.C., Nguyen K.T. Kachestvo ekonomicheskogo rosta V'etnama v kontekste pandemii COVID-19 [The Quality of Vietnam's Economic Growth in the Context of the COVID-19 Pandemic]. Natsional'naya konferentsiya «Ekonomika V'etnama v 2020 godu i perspektivy v 2021 godu» [National Conference "Vietnam's Economy in 2020 and Prospects in 2021"]. Hanoi, Natsional'nyy ekonomicheskiy universitet, 2021, pp. 28-43.

Asia Power Index 2020. Sydney, Lowy Institute, 2020. 25 p. URL: https://think-asia.org/bitstream/ handle/11540/12760/lowy-institute-2020-asia-power-index-key-findings-report.pdf? sequence= 1 (accessed 20 June 2021).

Chaudhuri S., Ray S. The Competitiveness Conundrum Literature Review and Reflections. Economics and Political Weekly, 1997, no. 32 (48), pp. 83-91.

Flanagan R., Lu W., Shen L., Jewell C. Competitiveness in Construction: A Critical Review of Research. Construction Management and Economics, 2007, no. 25 (9), pp. 989-1000. DOI: https:// doi.org/10.1080/01446190701258039.

Doing Business 2020. Washington, DC, World Bank, 2020. 149 p. URL: https://documents1.worldbank.

org/curated/en/688761571934946384/pdfDoing-Business-2020-Comparing-Business-Regulation-in-190-Economies.pdf (accessed 21 June 2021).

E-Government Survey 2020. New York, Union Nations, 2020. 364 p. URL: https://www.redgealc.org/site/ assets/files/12071/2020_un_e-government_ survey_full_report.pdf (accessed 21 June 2021).

Garelli S. Competitiveness of Nations: The Fundamentals. Lausanne, International Institute for Management Development, 2006. URL: https://www.yumpu.com/en/document/view/ 22623403/competitiveness-of-nations-the-fundamentals-im (accessed 18 March 2021).

Global Economic Prospects. Washington, DC, World Bank, 2020. 238 p.

IMD World Competitiveness Yearbook 2019. Lausanne, International Institute for Management Development, 2019. 553 p. URL: https://www.nesdc. go.th/article_attach/article_file_20191114160558.pdf (accessed 21 April 2021).

Investing in Vietnam 2021. Hanoi, KPMG, 2021. 36 p. URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ vn/pdf/publication/2021/Investing-in-Vietnam-Mar2021.pdf (accessed 18 March 2021).

Krugman P. Competitiveness: A Dangerous Obsession. Foreign Affairs, 1994, no. 73 (2), pp. 28-44. DOI: https://doi.org/10.2307/20045917.

Moon H.C., Peery N. Competitiveness ofProduct, Firm, Industry and Nation in a Global Business. Competitiveness Review, 1995, no. 5 (1), pp. 3743. DOI: https://doi.org/10.1108/eb046319.

National Brands 2020. Brand Finance, 2020. URL: https: //brandirectory. com/rankings/nationbrands (accessed 21 April 2021).

Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. New York, The Free Press, 1990. DOI: https:// doi.org/10.1007/978-1-349-11336-1.

The Global Competitiveness Report 2019. Geneva, World Economic Forum, 2019. 666 p. URL: http:// www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobal CompetitivenessReport2019.pdf (accessed 10 June 2021).

The Global Competitiveness Report Special Edition 2020. Geneva, World Economic Forum, 2020. 95 p. URL: http://www3.weforum.org/docs/ WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2020.pdf (accessed 11 July 2021).

The Global Innovation Index 2020: Who Will Finance Innovation? Geneva, World Intellectual Property Organization, Cornell University, INSEAD, 2020. 448 p. URL: https://www.wipo.int/edocs/ pubdocs/en/wipo_pub_gii_2020.pdf (accessed 21 June 2021).

Scott B.R., Lodge G.C., eds. U.S. Competitiveness in the World Economy. Boston, Harvard Business School Press, 1985. 543 p.

Waheeduzzaman A.N.M., Ryans J.K. Definition, Perspectives, and Understanding of International Competitiveness: A Quest for a Common Ground. Competitiveness Review, 1996, no. 6 (2), pp. 7-26. DOI: https://doi.org/ 10.1108/eb046333.

World Economic Outlook. Washington, DC, International Monetary Fund, 2020. 204 p.

World Investment Report 2020. New York, Union Nations, 2020. 260 p. URL: https://unctad.org/ system/files/official-document/wir2020_en.pdf (accessed 21 June 2021).

Information About the Authors

Phan H. Quang, Postgraduate Student, Department of Economic Theory, World and Regional Economy, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7034-654X

Marina E. Buyanova, Doctor of Sciences (Economics), Professor, Head of the Department of Economic Theory, World and Regional Economy, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1052-3780

Информация об авторах

Фан Хюи Куанг, аспирант кафедры экономической теории, мировой и региональной экономики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7034-654X Марина Эдуардовна Буянова, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории, мировой и региональной экономики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1052-3780

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.