ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БОЛГАРСКОГО ВИНОДЕЛИЯ
СУЛЕЙМАНОВ В.Э.,
преподаватель, Бакинский государственный университет, e-mail: [email protected]
Болгария традиционно считалась одним из крупнейших поставщиков продукции виноделия на мировом рынке. Сектор виноделия является основополагающим для пищевой промышленности страны. В последнее время наблюдается спад экспорта, вызванный усилением конкуренции на рынке виноделия. Автором статьи рассмотрены пути повышения конкурентоспособности болгарских вин.
Ключевые слова: международные рынки; экспорт; импорт; виноделие; конкурентоспособности продукции.
Bulgaria is a traditional supplier of wine in the world market. Wine sector is fundamental to the food industry. There has been a decline in exports. This is due to increased competition in the wine industry.
The author discussed about the way of raising competitiveness of Bulgarian wines.
Keywords: international markets; exports; imports; wine industry; the competitiveness of products.
Коды классификации JEL: Е23, F14, Q17.
Болгария известна на международном рынке тем, что предлагает вина с оригинальными вкусовыми качествами, достигнутыми благодаря природным условиям и давнему опыту в технологии. В 1989 г. Болгарии принадлежали 3,8% от экспорта в мире. По абсолютному объему экспорта вин в восьмидесятые годы она занимала 6-е место в мире после таких стран, как Испания, Франция, Италия, Португалия. На протяжении ряда десятилетий виноделие является одним из наиболее конкурентоспособных секторов болгарской пищевой промышленности, а вино как экспортный продукт приносит самую высокую окупаемость вложений. На рынке предлагаются более 25 разновидностей белых и красных вин с регистрированным происхождением. В 2009 г. доля вин в аграрном экспорте уменьшаетс, с 12,6% в 2000 г. до 2,46% (см. табл. 1 и табл. 2).
Таблица 1
Доля болгарского вина в национальном экспорте, млн долл.
Годы 2000 2003 2005 2006 2007 2008 2009 2009: 2000,%
Аграрный экспорт 491,6 783,2 1267 1316 1685 2 858 2801 564,7
Экспорт вина 61,8 69,6 93,8 97,0 118 х 69 111,6
Доля вина в аграрном экспорте, % 12,6 8,88 7,4 7,4 7,0 х 2,46 х
Источник: Аграрный доклад, МЗЛ, Ситуационно-перспективный анализ винных сортов винограда, 2004-2005
Экспорт бутилированных вин достигает самого низкого уровня в 2009 г., когда с 53,8 тыс. т в 2000 г. падает до 43,3 тыс. т (табл. 3). Экспорт увеличился за счет улучшения экспортных позиций Болгарии в СНГ. В 2003 г. торговые потоки экспорта бутилированных вин распределяются по рынкам следующим образом: 37% — в СНГ, 26% — в страны ЦЕФТА и 23% — в ЕС. Остальные 14% — экспорт в другие страны.
На международном рынке Болгария участвует экспортом бутилированных и разливных вин в соотношении 80,6%:19,4%. Экспорт игристых вин сократился до незначительных количеств (табл. 3).
© В.Э. Сулейманов, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
240
В.Э. СУЛЕЙМАНОВ
Таблица 2
Динамика экспорта вин, тыс. т
Годы Экспорт, всего Бутилированные вина Разливные вина Игристые вина
1996 209,1 136,8 46,6 25,7
2000 76,7 53,8 21,1 1,8
2003 76,8 59,8 16,1 0,9
2004 90,5 70,7 19,3 0,5
2005 114,2 89,0 24,2 1,0
2006 112,2 91,0 20,6 0,7
2007 114,2 92,6 20,8 0,9
2008 87,3 72,4 14,3 0,8
2009 53 ,8 43,3 9,0 1,5
2009:1996-% 25,74 31,65 19,10 5,80
Источник: Таможенное агентство
Таблица 3
Структура болгарских вин
Типы вин/годы 2001 2003 2005 2006 2007 2008 2009
Разливные 30,1 20,9 21,2 18,4 18,2 16,4 16,6
Бутилированные 68,5 77,8 77,9 81,0 81,0 82,9 80,6
Игристые 1,4 1,2 0,9 0,6 0,8 0,7 2,7
Всего: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Источник: Таможенное агентство
Болгария занимает 4-е место по поставкам бутилированных вин в Российскую Федерацию. Болгарские вина известны и пользуются спросом на этом рынке.
Отмечена некоторая активизация экспорта в Польшу, которая является традиционным партнером Болгарии, — с 9,8 тыс. т за 2000 г. до 13,0 тыс. т за 2009 г. Болгарские вина, с характерным для них хорошим качеством и доступными ценами, пользуются спросом среди польских потребителей. Возрастает экспорт в Чехию и Венгрию (табл. 4).
Таблица 4
Экспорт бутилированных вин в ЕС, тыс. т.
Регион 2000 2003 2008 2009
Экспорт, всего 53,8 59,8 72,5 43,3
Великобритания 11,4 6,4 2,3 1,3
Германия 8,8 4,6 1,1 0,6
Швеция 2,2 1,0 0,8 0,6
Дания 0,6 0,2
Польша 9,8 13,6 16,1 13,0
Чехия 1,3 1,8 2,2 2,0
Россия 1,7 20,9 44,9 21,3
Источник: НСИ, Аграрный доклад, 2009,2010
Тем не менее, Болгария уступает рыночные позиции, которые занимала в течение многих лет. Ежегодный спад экспорта свидетельствует об утрате имиджа и полном вытеснении болгарских вин с рынка. Серьезно затронуты болгарские экспортные позиции в Германии, Великобритании, где импорт бутилированных вин за последние пять лет снизился многократно.
Экспортные цены на бутилированные вина варьируют в зависимости от объявленного происхождения, категории, района и года производства. Самая высокая экспортная цена болгарского вина достигнута в ЕС. По мере уменьшения количеств на экспорт ценовая конкурентоспособность улучшается. Цена возрастает с 0,91 долл. США/л в 2001 г. до 1,9 долл.США/л в 2009 г. (табл. 5). Сложившаяся тенденция на практике идентифицирует и важнейшую проблему качества. Ограниченное число экспортеров, оставшееся на этом рынке, предлагает вина с лучшими качествами, что позволяет им реализовать и более высокие валютные доходы.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БОЛГАРСКОГО.
241
Таблица 5
Средние экспортные цены на вино, долл. США
Типы вин/годы 2001 2003 2005 2006 2007 2008 2009
Разливные 0,45 0,66 0,66 0,69 0,79 0,97 1,1
Бутилированные 0,87 0,96 0,86 0,89 1,08 1, 32 1,9
Игристые 0,92 1,04 1,19 1,19 1,48 1,71 2,8
Источник: Аграрный доклад, МЗЛ, 2003 и 2004, Ситуационно-перспективный анализ винных сортов винограда, 2004-2005
Самая высокая цена достигнута в Финляндии — 1,90 долл. США/л, а самая низкая во Франции — 0,77 долл. США/л. Самыми низкими являются экспортные цены вин, вывезенных в СНГ. На этом рынке Болгария может вступить в конкуренцию преимущественно на базе знакомых потребителю более дешевых вин, доступных для массового потребителя. Россия ограничила импорт вина из Молдовы и увеличила импорт из Болгарии. Наряду со знакомыми болгарскими марками для России, разрабатываются и свои более легкие вина с фруктовым вкусом. Делаются заявки на импорт вин более высокого качества, выдержанных, напоминающих старые испанские вина. Ожидается, что с увеличением доли этих вин повысится и экспортная цена. Для каждого типа и марки вина можно искать отдельные рыночные ниши, менее или более платежеспособных потребителей.
На мировом рынке конкурентами Болгарии являются 79 государств-экспортеров. Экспорт разливных вин с
53,2 тыс. т в 1998 г. упал до 21 тыс. т. в 2000 г. и 8,9 тыс. т в 2009 г. (табл. 6 ).
Таблица 6
Экспорт разливных вин в основные страны, т
Основные страны 2000 2003 2008 2009 2009:2000,%
Франция 1 479 1 394 152 302 20,41
Великобритания 2 286 1 325 852 644 28,17
Япония 3 691 1 724 253 156 4,22
Германия 10 236 6 081 1075 767 7,49
Россия 217 3 326 9 586 4 488 2068
Польша - - 392 776 х
Всего: 21 175 16078 14 296 8 944
Источник: НСИ
В 2009 г. экспорт разливных вин тоже уменьшается по сравнению с предыдущим годом — на 37%. Самые значительные объемы вина вывезены в Россию — 4 488 293 л (на 53% меньше по сравнению с 2008 г.). Экспорт в Германию падает на 29% и составляет 766 800 л. Экспорт в Швецию и Великобританию тоже уменьшается, соответственно на
1,2 и 24%.
Средняя экспортная цена на разливные вина за 2009 г. составляет 1,01 долл.США/л при цене 0,97 долл.США/л за 2008 г. Самые низкие цены реализуются опять-таки на рынке в СНГ, что объясняется экспортом более дешевых вин.
Цены болгарских вин значительно ниже цен основных конкурентов нашей страны — Чили, Испании, Венгрии. Основные причины того, что экспорт вин остается на уровне, далеком от возможностей страны, имеют комплексный характер и охватывают всю продуктовую цепочку — от производства и переработки сырья до конечной реализации.
Первый спад, имевший место в начале 90-х гг., после распада СЭВ, можно определить как рыночный, потому что Болгарии некуда был реализовать огромные количества вина, предназначенные для российского рынка. Всего лишь за несколько лет экспорт сократился в три раза — с 172 тыс. т в 1989 г. до 56,6 тыс. т в 1991 г. В этот период торговля с Россией ограничилась сильно и потеряла свой регулярный характер. Были введены высокие ставки таможенных пошлин, которые сделали наши вина неконкурентоспособными.
Второй спад произошел в 1999 г., когда экспорт вин сократился более чем в два раза по сравнению с пиковым достижением в 1996 г. В отличие от первого, этот спад можно определить как производственно-рыночный, потому что он был вызван уменьшением производства винных сортов винограда и утратой завоеванных ранее рынков после того, как исчерпались запасы вина.
По завершении реституции земель под виноградники крупные виноградные массивы превратились в отдельные ряды и множество мелких земельных участков. Часть насаждений осталась без всякого ухода со стороны новых собственников, поскольку они не были в состоянии заботиться о них. Некоторые насаждения выкорчевывались, чтобы земля использовалась для других целей, а немалая часть виноградников стала невыгодной для обработки из-за ухудшения возрастной структуры, прореживания и заболеваний. Средняя урожайность стала падать, а затраты на
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
242
В.Э. СУЛЕЙМАНОВ
единицу продукции — возрастать. Виноградарство из прибыльной отрасли превратилось в нерентабельную, в результате чего производство винных сортов уменьшилось с 655 тыс. т. в 1992-1993 гг. до 382,8 тыс. т в 2003 г.
Увеличение выкупных цен в 1998 г., осуществленное с целью стимулирования производства, не решило проблему с сырьем. Высокие цены удорожают производство вин и ухудшают конкурентоспособность конечного продукта в период, когда на международном рынке конкуренция ужесточается вследствие появления новых стран, которые предлагают вина высокого качества по низким ценам.
Все эти обстоятельства и, в особенности, спад выкупных цен на виноград под влиянием рынка, бумерангом вернулись к производителям винограда. Очевидно, кризис будет дольше из-за серьезных проблем, затрагивающих всю цепочку — производство сырья, переработку и реализацию. Выход из него связан с восстановлением производства из сырья от многолетних насаждений, для которых необходимы крупные инвестиции и время.
Таким образом, производство винных сортов винограда нестабильное и не удовлетворяет полностью спрос со стороны перерабатывающих предприятий:
1. Только 30% от производства винограда предназначено для промышленной переработки, в то время как в 80-е гг. эта доля составляла 50-60%.
2. Количество производимого винограда привлекательных для винодельческих предприятий престижных сортов — Мерло, Мавруд, Широка мелнишка лоза — не удовлетворяет повышенный спрос.
3. Средняя урожайность винного винограда в Болгарии низкая — 316-380 кг/га, в то время как во Франции и Италии она составляет 620-700 кг/га. Низкая продуктивность обусловливает высокие производственные затраты на единицу продукции.
4. Качество определенной части полученного винограда неудовлетворительное, потому что из-за недостаточности финансовых средств фермеры не проводят необходимые фитосанитарные мероприятия. Сильная раздробленность виноградарей и небольшие размеры виноградных массивов делают борьбу трудной, дорогой и неэффективной. Качество винограда как сырья ухудшается дополнительно и тем, что в рамках одной партии поставки предлагаются разные сорта, иногда различной степени зрелости.
5. Отсутствует однонаправленность интересов виноградарей и переработчиков, что снижает мотивацию, способствующую увеличению производства и повышению качества винограда. Восстановление частной собственности на виноградники не содействовало решению этой проблемы. Посредники в выкупе продукции уже многие годы оказывают ценовой демпинг на производителей, что отразилось неблагоприятно на виноградном хозяйстве.
В свою очередь, современные тенденции указывают на глобализацию рынков вина. Причины глобализации объясняются увеличением потребления вина. Динамика потребления, как фактора, оказывающего влияние на рост производства, показывает, что страны-производители вин стремятся удовлетворять свои внутренние потребности за счет собственного производства. Две трети потребления вина сосредоточено в Европе, где существуют самые старые винные традиции. Тенденции к уменьшению потребления наблюдаются в странах Восточной Европы, Азии. Ожидается, что потребление вина в мире будет понемногу возрастать и повысит производство, развивающееся более низкими темпами, но не станет достаточным для того, чтобы накопившиеся излишки были исчерпаны до конца.
Международный рынок вина характеризуется:
♦ Глобализацией рынка вина. Калифорнийские и австралийские фирмы инвестируют в виноградники Франции, а французские компании — в виноградники Китая и Аргентины.
♦ Консолидацией сбытовых организаций с целью обеспечения стабильных финансовых ресурсов для гарантирования качественных марок вин на международном рынке.
♦ Спросом на прямой контакт с производителями и сокращением пути поставок.
♦ Расширением потребительского спроса на красные вина и вина более высокого качества из определенных регионов мира.
В ЕС осуществляется около 60% от торговли в мире. Баланс предложения и спроса на рынке ЕС показывает перенасыщенность и излишек. Болгарское виноделие должно справляться с вызовами как со стороны крупнейших производителей вин в ЕС — Франции, Италии, Испании, Португалии, так и со стороны новых стран на рынке — Австралии, Южной Африки, Чили, которые резким увеличением своего производства и экспорта принимают серьезное участие в перераспределении рынка вина. Их винная экспансия обусловлена экспортом оригинальных, высококачественных вин с более низкой себестоимостью, полученных в результате модернизации производства, быстрой консолидации производителей и благодаря вмешательству государства, нашедшему выражение в создании облегченных законных режимов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Национальный статистический институт Болгарии. URL:http://www.nsi.bg.
2. Таможенное агентство Болгарии. URL:http://www.customs.bg.