Сивакова Светлана Юрьевна
Sivakova S.Yu Смоленский филиал ФБГОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Financial University under the Government of the Russian Federation, Smolensk branch кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы» Ph.D. in Economics, Economics and Finance Department, associate professor
кандидат экономических наук / доцент E-Mail: [email protected]
Шеломенцева Марина Владимировна
Shelomentseva M.V.
Смоленский филиал ФБГОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Financial University under the Government of the Russian Federation, Smolensk branch
старший преподаватель кафедры «Экономика и финансы Economics and Finance Department, senior teacher E-Mail: [email protected]
Региональная экономика
Пути повышения инвестиционной привлекательности смоленской области
The ways of increasing the investment attractiveness of the smolensk region
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблематике - повышению
инвестиционной привлекательности региона. На основе проведенных исследований выделяются факторы, снижающие инвестиционную привлекательность региона, и предложен ряд мероприятий, способствующих значительно увеличить приток инвестиций в экономику Смоленской области.
The Abstract: The article is devoted to one of the current problems related to the increasing of the investment attractiveness of the region. Based on the performed research the factors decreasing the investment attractiveness of the region are identified, and some actions contributing to a significant increase of investment inflow into the economy of the Smolensk region are offered.
Ключевые слова: Конкурентоспособность региона, инвестиции, инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, инвестиционный рейтинг.
Keywords: Competiveness of the region, investment, investment attractiveness, investment potential, investment-grade rating.
***
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года) «целью государственной политики по социально-экономическому развитию Смоленской области на долгосрочную перспективу является повышение конкурентоспособности региона в условиях интеграции в глобальный рынок и рост на этой базе благосостояния жителей региона» [1].
Достижение указанной цели невозможно без активизации инвестиционных процессов. В этой связи привлечение инвестиций в экономику региона является ключевой задачей. Для
ее решения необходимо повысить инвестиционную привлекательность Смоленской области для потенциальных инвесторов.
Инвестиционная привлекательность региона - это совокупность признаков (условий, ограничений), определяющих приток капитала в регион и оцениваемых инвестиционной активностью. Инвестиционная привлекательность региона формируется с одной стороны -инвестиционным потенциалом территории, а с другой - возможными рисками. В свою очередь инвестиционный потенциал и риск - это агрегированное представление целой совокупности факторов [2].
Как показывают исследования, в Смоленской области проводится политика по развитию инвестиционной деятельности, налицо положительная динамика инвестиционных потоков, имеются перспективные инвестиционные проекты. При этом инвестиционные рейтинги Смоленской области имеют достаточно низкие значения, несмотря на исключительно выгодное географическое положение, существенные территориальные и сырьевые ресурсы, а также значительный технический и интеллектуальный потенциал, развитую транспортную и коммуникационную системы [3].
Так, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» инвестиционный рейтинг Смоленской области в 2010-2012 годах находится в группе 3В1, что означает пониженный инвестиционный потенциал при умеренном риске. По итогам 2012 года среди регионов России Смоленская область занимает 45-е место по инвестиционному риску и 46-е по инвестиционному потенциалу. Наименьший инвестиционный риск - экологический, наибольший инвестиционный потенциал - институциональный.
В результате проведенного анализа социально-экономического положения Смоленской области, нормативно-правовой базы в области инвестиционного регулирования и анализа сложившихся тенденций развития инвестиционных процессов в целом по России можно выделить факторы, снижающие инвестиционную привлекательность региона. К ним относятся:
• слабая правовая инфраструктура инвестиционной деятельности;
• недостаточное содействие экономическому росту и развитию малого и среднего
бизнеса;
• отсутствие эффективной системы стимулирования НИОКР и инноваций;
• низкий уровень культуры предпринимательства и инициативы;
• перекосы в отраслевой структуре инвестиций, где большую часть инвестиций
составляют инвестиции в транспорт и связь, обрабатывающие производства, а инвестиции в другие сектора экономики гораздо меньше;
• большой объем правовых и налоговых обязательств компаний;
• нерациональное использование трудовых ресурсов, имеющих высокий образовательный уровень (более 50% занятых имеют высшее профессиональное и среднее специальное профессиональное образование) и квалификационный уровень [4];
• административные (бюрократические) барьеры.
В целях повышения инвестиционной привлекательности Смоленской области целесообразна реализация следующих мероприятий:
1. Расширение государственно-частного партнерства.
Необходимо развивать сотрудничество между органами государственной власти,
бизнесом и населением. Г осударственно-частное партнерство является важным направлением развития инвестиционных процессов. В данном контексте государство является не только партнером, располагающим значительными ресурсами, но и организатором, регулятором и заказчиком инвестиционных взаимодействий.
Использование частного капитала, в том числе зарубежных инвестиций, в реализации инвестиционных соглашений позволит региональным органам государственной власти решить важнейшие социально-экономические задачи без дополнительных бюджетных затрат, а также повысить конкурентоспособность региона.
Главными условиями расширения участия частного капитала в инфраструктурных проектах является предоставление государственных гарантий и обеспечение благоприятного делового климата.
2. Формирование эффективной системы мер государственного воздействия на инвестиционную привлекательность региона с учетом особенностей развития отдельных территорий (муниципальных образований).
Муниципальные образования Смоленской области характеризуются социальноэкономической неоднородностью, что предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае определенного набора экономических рычагов и стимулов.
В случае условного разделения муниципальных образований на развитые (инвестиционно привлекательные) и слаборазвитые (непривлекательные для инвесторов) можно дифференцировать набор экономических рычагов и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности территорий (табл.1).
Таблица 1
Экономические рычаги и стимулы для повышения инвестиционной привлекательности территорий
Муниципальные образования Набор экономических рычагов и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности Направления социально- экономического развития
Слаборазвитые Создание общих экономических и других предпосылок и условий для эффективного действия в муниципальных образованиях рыночных механизмов хозяйствования с ориентацией на общерегиональные цели и задачи. Необходимость в мерах государственного регулирования, таких как: - дотации; - субсидии; - налоговые кредиты и льготы; - финансовая помощь посредством создания специальных фондов. Развитие природноресурсного, производственного, потребительского, институционального потенциалов.
Развитые Либерализация экономической жизни Развитие
муниципальных образований, сокращение инновационного,
прямого вмешательства государства в трудового,
деятельность отдельных компаний и инфраструктурного,
отраслей, интеллектуального
при этом использование рычагов и потенциалов
инструментов опосредованного действия, к муниципальных
которым относятся: образований,
- сокращение административных барьеров поддержание
при реализации инвестиционных проектов; достигнутого уровня
- оптимизация процедур по доступу к инфраструктуре; - совершенствование таможенного администрирования; - меры налоговой политики, направленные на стимулирование инвестиций в модернизацию и инновационное развитие экономики; - координация сопровождения инвестиций и защита прав инвесторов. развития.
Дифференциация экономических рычагов и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности территорий позволяет более адекватно направлять и использовать инвестиционные средства, в том числе бюджетные, направляемые на развитие экономики региона, что является одной из основных экономико-политических функций региональных властей.
3. Реализация на территории Смоленской области инвестиционных мегапроектов.
Мегапроекты - это целевые инвестиционные программы, содержащие множество взаимосвязанных конечным продуктом проектов. Такие программы могут быть международными, государственными, региональными [2].
Под региональными мегапроектами понимаются проекты особо крупного размера, оказывающие существенное и долгосрочное влияние на регион.
К примеру, на территории Смоленской области возможна реализация инвестиционных мегапроектов по строительству таможенно-складских, транспортно-логистических, торговоразвлекательных и т.п. комплексов.
Кроме того, следует отметить, что Смоленская область обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом. Учитывая высокие темпы роста спроса на рекреацию со стороны жителей мегаполисов и роста мобильности населения, целесообразна реализация мегапроектов по развитию туристического потенциала, которая может стать одним из важных направлений экономического развития области.
Перспективным направлением действий по развитию рекреационного туризма в Смоленской области может стать развитие турпродуктов по Национальному парку «Смоленское Поозерье» (500 памятников археологии, истории и архитектуры; в водах рек и озер около 40 видов рыб; в лесах более 50 видов животных, 140 видов птиц, 6 видов представителей фауны занесены в Красную книгу, около 700 видов растений).
Программы посещения Национальных парков являются востребованными у всех существующих категорий туристов и способны инициировать новые туристские потоки людей, интересующихся именно этими продуктами.
Территориями, пригодными для развития рекреационного и природно-экологического туризма, также могут стать:
• Велиж, Рудня - на западе от Национального парка «Смоленское Поозерье»;
• Пржевальское - на западе и востоке от парка;
• Демидов - южнее парка;
• Сычевка - к северу от парка, на границе Вазузской гидросистемы;
• Г агарин - на Вазузском и Яузском водохранилищах.
Данные проекты могут иметь важнейшее значение для повышения качества жизни жителей региона. Такие крупные начинания позитивно скажутся на развитии региона в целом. Возможный вклад инвестиционных мегапроектов в экономику региона отражен на рис. 1.
Создание производственных мощностей ^ Создание новых рабочих мест ^ Рост покупательной способности населения
- рост ВРП; - потребность в кадрах; - потребность в инвестициях; - потребность в образовании. - рост уровня занятости; - уменьшение безработицы; - создание образовательных программ; - обеспечение повышения социальной защищенности. - рост уровня потребления; - рост номинальных и реальных доходов на душу населения; - обеспеченность услугами здравоохранения, образования и т.д.
*1 *1 *1
ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
Рис. 1. Возможный вклад инвестиционных мегапроектов в экономику региона
4. Создание специальной экономической зоны.
Географическое положение Смоленской области является важнейшим ресурсом регионального развития и определяется соседством с Московской областью и Москвой как главным экономическим центром страны, а также близостью Санкт-Петербурга и зарубежных стран-партнеров (Беларусь, страны Балтии, Евросоюза). Объем внешнеторговых грузовых перевозок через Смоленскую область составляет почти 2/3 всего российского грузооборота [5].
Из общей длины границ области 463 километра приходится на государственную границу России и Беларуси. Администрация региона совместно с правительством государства Беларусь может использовать территорию области для создания специальной экономической зоны, включающей создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на основе предоставления таможенных, налоговых и других льгот по сравнению с общими режимами хозяйствования.
Как показывает международный и отечественный опыт формирования свободных экономических зон, льготы и стимулы могут иметь некоторые количественные отличия по различным зонам, но по существу они, как правило, схожи. Вместе с тем социальноэкономические выгоды от функционирования зон достаточно весомы: создание
дополнительного количества рабочих мест, оживление международного торгового обмена, повышение научно-производственного потенциала территории и т.д.
Основными целями создания специальной экономической зоны в Смоленской области могут стать: развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с
регионами России и зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения отечественного и иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, а также повышения потенциала предприятий к решению задач социально-экономического развития.
Так, при создании специальной экономической зоны в Смоленской области целесообразно предусмотреть следующие льготные условия осуществления инвестиционной деятельности:
• внешнеторговые льготы - беспошлинный ввоз и вывоз товаров на территорию специальной экономической зоны;
• налоговые льготы - налоговые каникулы на срок 5-20 лет, полное или частичное освобождение от налогов реинвестируемых прибылей на срок до 5 лет, скидки с налога на прибыль и т.п.;
• финансовые льготы - инвестиционные субсидии новым вкладчикам капитала, льготные государственные кредиты для инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение;
• административные льготы - упрощенный порядок регистрации компаний, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан.
Специальная экономическая зона в Смоленской области как механизм селективной либерализации инвестиционного климата будет концентрировать экспортно-ориентированное и импортозамещающее производство, представлять собой своего рода «ловушку» для инвестиций, стимулируя межрегиональные и внешнеэкономические связи. Она будет способствовать сосредоточению технико-технологических инноваций, освоению современного рыночного механизма хозяйствования.
Организация специальной экономической зоны в Смоленской области может стать одним из путей интеграции экономики региона в мировое хозяйство, средством интенсификации межрегиональных экономических связей, инструментом повышения притока отечественных и иностранных инвестиций в регион.
Реализация предложенных в данной статье мероприятий позволит повысить инвестиционную привлекательность Смоленской области, и как следствие, обеспечить конкурентоспособность региона в долгосрочной перспективе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Администрации Смоленской области № 418 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года)» от 26.11.2007 [Электронный ресурс]ЦКЬ http://econ.admm-smolensk.ru/~ekon/img/897_strategy_smolensk21.doc (Дата доступа 27.04.2013)
2. Колтынюк Б. А. Инвестиции: Учебник - СПб.: Изд-во Михайлова, 2003. - 848 с.
3. Сивакова С.Ю. Инвестиционные потоки и инвестиционный потенциал Смоленской области // Новый университет. - 2012. - №11(21). - с.44 - 48.
4. Шеломенцева М.В. К вопросу о конкурентных преимуществах демографически проблемных регионов Центральной России // Региональные исследования - ООО "Универсум", Смоленск - 2012 - (36), 2. - с.110 - 113
5. http://www.raexpert.ru
Рецензент: Петрова О.П. , кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, экономики и управления Смоленского гуманитарного университета