ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АЛМАЗОГРАНИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
А. Т. НАЗАРОВ, генеральный директор ОАО «Саха Даймонд»
Системный экономический кризис переходного периода в 1990-е гг. затронул все отрасли Российской Федерации. Однако наибольший ущерб от кризисных тенденций ощутили на себе предприятия промышленности.
Спецификой Республики Саха (Якутия) была и остается ярко выраженная ресурсная направленность экономики региона с малой долей перерабатывающих производств. Поэтому в начале экономической реформы благодаря федеральной политике предоставления максимальной экономической самостоятельности регионам было принято решение о создании и наращивании базы перерабатывающих производств. Наиболее перспективным направлением руководство Республики Саха (Якутия) посчитало создание и развитие алмазогранильной отрасли.
В рамках реализации данного направления в начале 1990-х гг. было создано значительное количество алмазогранильных предприятий по всей территории Республики Саха (Якутия). В планах казалось возможным обустраивать даже надомные производства. За период времени с 1992 по 2005 г. на рынке огранки алмазов функционировало 64 предприятия различных форм собственности.
По состоянию на 01.01.2006 на территории Республики Саха (Якутия) стабильно работали 25 предприятий, остальные по разным причинам прекратили или приостановили производственную деятельность. Основными причинами этого послужили: неблагоприятная конъюнктура рынка, нехватка опыта работы, низкая квалификация огранщиков и низкая производительность их труда, высокие издержки производства. Тенденции диверсификации производства крупных компаний привели к тому, что эпизодически огранкой занимаются 7 предприятий, в основном ювелирного профиля, у которых огранка не является профильным производством.
Опыт показал, что развитие данной отрасли промышленности имеет существенные сложности в связи со значительными колебаниями конъюнктуры на мировом рынке бриллиантов и острой конкурентной борьбой на мировом рынке сбыта. В настоящее время гранильная отрасль испытывает кризис в связи с высокой стоимостью отпускаемого алмазного сырья и относительно низкой ценой реализации, в результате которой маржа огранщиков снизилась до небывало низкого уровня. Решение данных проблем требует глубокого изучения ситуации и разработки стратегии дальнейшего развития алмазогранильной отрасли региона с учетом объективных условий региона.
Нами выявлены основные факторы продолжающегося кризиса алмазогранильной отрасли Республики Саха (Якутия), в частности: отсутствие собственных оборотных и заемных средств предприятий; крайне высокая капиталоемкость ведения бизнеса ввиду высокой стоимости алмазного сырья, доля которой в себестоимости бриллиантов составляет более 90 %. Также отсутствует налаженная система кредитования алмазодобывающих и гранильных предприятий, что в конечном итоге ведет к удорожанию готовой продукции и снижению рыночной конкурентоспособности. Налицо высокая стоимость кредитных ресурсов для предприятий в банковской сфере Российской Федерации и отсутствие хорошей кредитной истории предприятий для стабильного получения более дешевых кредитов в крупных западных банках. Высокий уровень государственного контроля за тем, как приобретается, используется и реализуется алмазное сырье, отсутствие свободы передвижения товара, необходимость специального учета, лицензирования, таможенные барьеры, механизмы квотирования также служат сдерживающими факторами развития бизнеса. Большое значение для эффективной деятельности предприятий также имеет складывающаяся внешне-
политическая обстановка. В свою очередь, необходимо учитывать высокий уровень конкуренции на рынке ювелирной продукции и бриллиантов, наличие на рынке сильных игроков с раскрученными брэндами, контролирующими значительные доли национальных рынков.
В настоящее время происходит увеличение доли экспорта алмазодобывающими компаниями Российской Федерации алмазного сырья за границу. Этому способствуют нормы, установленные в гл. 21 части второй Налогового кодекса РФ «Налог на добавленную стоимость», и отсутствие нулевой ставки налога на добавленную стоимость на реализацию алмазодобывающими предприятиями алмазного сырья на внутренний рынок.
Практическое прекращение реализации на внутренний рынок алмазодобывающими компаниями наиболее крупных, чистых, дорогих алмазов произошло ввиду сохранения заниженных пороговых значений ценовых характеристик для признания алмазов уникальными и подлежащими специальному государственному учету и контролю. Эти характеристики были введены постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1068 «О порядке и критериях отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных» и не подлежат изменению после неоднократного повышения учетных цен по Прейскуранту, утверждаемому Министерством финансов Российской Федерации.
Экономическое обоснование проведено нами с помощью методики расчета синтетического показателя — обобщающего коэффициента экономического потенциала предприятия алмазогра-нильной отрасли промышленности. Для этого были выделены следующие группы показателей:
• показатели финансовой устойчивости предприятий (прибыли и убытки предприятий, наличие кредиторской задолженности, превышение кредиторской задолженности над дебиторской, наличие просроченных финансовых обязательств по платежам в бюджет);
• показатели, характеризующие состояние основных фондов предприятий (степень износа, наличие собственного и арендованного оборудования; соответствие мировым требованиям);
• показатели, характеризующие кадровый потенциал (укомплектованность огранщиками и прочим персоналом, соотношения количества огранщиков и прочих видов персонала, квалификация огранщиков);
• показатели эффективности производственного процесса (производительность труда огранщиков, валовой выпуск готовой продукции, валютная эффективность производства, выход годного на предприятии, себестоимость производства 1 карата готовой продукции). Применение методов корреляционно-регрессионного анализа позволило создать также прогнозную модель расчета экономического потенциала на среднесрочную перспективу, что дает возможность смоделировать так называемые «точки роста» для повышения производственных параметров и выхода предприятий на траекторию устойчивого экономического развития. Это, в свою очередь, должно произойти за счет привлечения внутренних и внешних инвестиций, в т. ч. иностранных. Для совершенствования инвестиционной привлекательности предприятий региона необходимо совершенствование нормативно-правовой базы экспортных операций с сырьем и готовой продукцией, снижение бюрократических препонов, что позволит повысить скорость оборота средств предприятия и повысить производительность труда.
Спецификой северных регионов, к которым относится Республика Саха (Якутия), являются высокие производственные издержки производства. Это обусловлено высокой стоимостью жизни на Севере, необходимостью выплачивать работникам северные надбавки и районный коэффициент. Но и в этих условиях производство бриллиантов якутской огранки может стать рентабельным ввиду высокого качества сырья и производимой продукции.
Для анализа и прогноза экономических и финансовых показателей устойчивости деятельности алмазогранильных предприятий рассчитываются средние показатели по всем предприятиям региона. Вторым этапом построения коэффициентов является расчет средних значений региональных показателей по группам. На основе этих данных рассчитывается обобщающий коэффициент экономического потенциала предприятий по следующей формуле:
п ;=1 Рср.
(1)
где i=1, п;
Ру — расчетные показатели по каждому предприятию;
рср. — среднереспубликанское значение; п — количество предприятий. Расчеты по модели (табл. 1) убедительно доказывают тезис о том, что на многих предприяти-
ях алмазогранильной отрасли имеется нехватка собственных оборотных средств для проведения закупа сырья для изготовления готовой продукции, имеется значительный износ основных фондов.
В табл. 2 приведен прогноз обобщающего значения обобщающего потенциала на основе проведенного по модели корреляционно-регрессионного анализа. Прогнозная модель имеет следующий вид:
Я = 1.2* хл +1.05* х,. 2 + 0,67* х,3 +
+ 0.32 * х. 4 + 0,67 * х.5 + 0.32 * х.6 + 0.122,
, 4 ' ,5 ,6 5
где х.. — соответствующие показатели для каждого
у
предприятия.
F = 21.33>^ =2,76, при а =0,05.
кр. набл. ' ' г
Коэффициенты Стьюдента ^=4,21, /2=4,01, ¿3=2,12 значимы при а=0,05. Относительный коэффициент аппроксимации равен 0,159, множественный коэффициент детерминации ^=0,897.
На основе величины значения обобщающего коэффициента экономического потенциала была проведена классификация предприятий по величине данного значения методом кластерного анализа. Выделены 4 группы предприятий, которые условно разбиты по величине экономического потенциала на уровни (табл. 2).
Кластер, условно названный группой с низким уровнем экономического потенциала, составили предприятия, уровень производства которых находится на критически низком уровне. Недостаточна финансово-экономическая стабильность предприятия, низкими остаются показатели эффективности производства, в т. ч. производительность труда огранщиков и валютная эффективность производства. Для преодоления кризисных явлений предприятиям, вошедшим в данный кластер, необходимо:
1) провести реконструкцию и модернизацию производства, в т. ч. техническое переоснащение производства;
2) оптимизировать расходы на административно-управленческий персонал и прочие непроизводственные затраты;
3) предусмотреть привлечение долгосрочных финансовых инвестиций.
Кластер со средним уровнем экономического потенциала составили заводы, имеющие достаточную для осуществления производственной деятельности материальную базу, но показатель экономического потенциала в этой группе предприятий имеет низкое значение по причине финансовой нестабильности, нехватки оборотных средств. Для увеличения экономического потенциала данной группе необходимо:
провести оптимизацию численности персонала; привлечь кредитные ресурсы для восполнения собственных оборотных средств предприятий;
Устойчивым уровнем экономического потенциала обладают предприятия, вошедшие в группу 2. Эти предприятия отличаются гибким подходом в формировании политики в отношениях со сбытовыми организациями и имеют устойчивый налаженный канал сбыта продукции на внешние рынки. Однако для достижения ими еще более высоких параметров эффективности производства предприятиям нужно проведение некоторой диверсификации производства, создание смежных производств, в основном ювелирных. Это обусловит повышение показателей реализации продукции на внутреннем рынке Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации, которые имеют тенденцию к стабильному росту. В дальнейшем для повышения экономического потенциала предприятий алмазог-ранильной отрасли промышленности Республики Саха (Якутия) и преодоления кризисных явлений необходимо:
• создать вертикально интегрированную структуру по добыче, переработке и сбыту продукции [1], включая розничную торговлю ювелирными изделиями;
• привлекать инвестиции с созданием и продвижением новых брэндов на рынках стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), эффективность данного механизма доказана на опыте продвижения продукции ОАО «Саха Даймонд» на японском рынке;
• для достижения устойчивости функционирования отрасли следует обеспечить достаточный уровень государственной поддержки путем долгосрочного кредитования предприятий и создания достаточного для нормального функционирования предприятия объема собственных оборотных средств;
• упрощение процедуры таможенного оформления при экспорте бриллиантов и алмазного сырья, что позволит минимизировать риски ведения бизнеса, сократить время проведения валютных операций, повысить эффективность производства;
• заключение долгосрочного соглашения с АК «АЛРОСА» (ЗАО) на поставку нужного ассортимента алмазного сырья для установления долгосрочных партнерских равноправных отношений с предприятиями-инвесторами без ущемления прав алмазогранильных предприятий региона;
Таблица 1
Расчет обобщающего показателя экономического потенциала алмазогранильных предприятий Республики Саха (Якутия)
Показатель Кадровый потенциал Оборудован-ность станками Квалиф. огранщиков Расходы на огранку Оплата труда Финансовая устойчивость Прозводство продукции Производительность труда Обощающий показатель экономического потенциала
В среднем по РС (Я) 1 1 1 1 1 1 1 1 1
ОАО "ТУЙМААДА ДАЙМОНД" 2,396 0,035 0,027 2,428 1,494 1,000 0,021 0,413 0,977
ООО "ПО "ТИСПА" 0,141 0,000 0,000 0,033 0,374 0,000 1,638 0,000 0,437
ОАО "САХА ДАЙМОНД" 1,974 1,128 1,058 1,805 1,358 0,000 1,219 0,749 1,161
ООО "БЕРАГЗ" 0,846 0,352 0,772 0,033 0,061 0,000 0,000 0,000 0,344
ОАО "ПОКРОВСКИЙ ГРАНЗАВОД" 2,714 1,233 0,842 1,156 0,654 0,000 0,484 0,272 0,919
ООО "ЭПЛ ДАЙМОНД" 11,489 8,247 1,329 5,867 0,791 1,000 6,385 0,536 4,456
ООО "САПИ-ДИАМ" 0,106 0,106 1,852 0,071 0,918 0,000 0,062 0,407 0,440
ООО "ТУНАЛГЫ" 1,551 1,057 1,263 1,104 0,845 0,000 1,057 0,692 0,946
ЗАО САХА БЕЛЬГИЙСКАЯ АК "САБЕ" 0,035 0,035 1,852 0,080 3,585 0,000 0,098 1,924 0,951
ООО "САХА-ДИАМ" 0,705 0,705 1,852 0,234 0,523 1,000 0,062 0,061 0,643
ООО "ДДК" 1,128 0,493 0,810 1,083 1,453 1,000 2,750 3,859 1,572
ООО "ЭРЭЛ" 0,916 0,493 0,997 0,483 0,809 0,000 0,318 0,446 0,558
ООО "САТА' 1,586 1,057 1,235 1,359 1,325 1,000 0,832 0,545 1,117
ООО "КРИСТАЛЛ-99" 3,947 2,291 1,075 1,212 0,484 1,000 1,483 0,448 1,492
ООО "ЧОРОН ДАЙМОНД" 5,639 3,278 1,076 1,321 0,367 1,000 3,539 0,748 2,121
ООО "НВ ДАЙМОНД" 0,634 0,352 1,029 0,230 0,565 1,000 0,414 0,813 0,630
ЗАО "АВРОРА ДИАМАНТ" 1,233 0,916 1,376 0,780 0,933 0,000 0,292 0,220 0,719
ООО "КАРАТ-2000" 0,106 0,141 0,056 0,098 1,459 1,000 0,208 1,020 0,511
ЗАО "ДАЙМОНД ТААС" 0,987 0,705 1,323 1,081 1,018 0,000 1,903 1,869 1,111
ООО "КРИСТАЛЛ ДАЙМОНД" 0,211 0,141 1,235 0,064 0,469 1,000 0,340 1,668 0,641
ООО "ЗАРНИЦА" 1,551 1,057 1,263 1,132 1,150 1,000 0,375 0,246 0,972
ООО "КЭСКИЛ ДАЙМОНД" 0,035 0,000 0,000 0,000 0,000 1,000 0,156 0,000 0,238
ООО "ТИСПА' 2,678 0,000 0,000 1,042 0,613 0,000 0,027 0,000 0,623
ООО "САХАОГРАНСБЫТ" ООО "ЛЕНА ДАЙМОНД" 0,000 0,035 0,000 0,000 0,000 0,000 0,163 3,205 0,851
0,388 0,141 0,673 0,438 1,752 0,000 0,175 0,859 0,553
Таблица 2
Группировка предприятий алмазогранильного производства по величине экономического потенциала
Предприятия Обощающий показатель экономического потенциала Прогноз обобщающего коэффициента 1-й вар. Прогноз обобщающего коэффициента 2-й вар.
Группа 1. Высокий уровень 3,282 3,274 3,266
ООО "ЭПЛ ДАЙМОНД" 4,456 4,444 4,473
ООО "ЧОРОН ДАЙМОНД" 2,121 2,106 2,060
Группа 2. Устойчивый уровень 1,290 1,300 1,284
ООО "ДДК" 1,572 1,617 1,552
ОАО "САХА ДАЙМОНД" 1,161 1,171 1,164
ООО "САТА" 1,117 1,065 1,099
ООО "КРИСТАЛЛ-99" 1,492 1,505 1,473
ЗАО "ДАЙМОНД ТААС" 1,111 1,142 1,135
Группа 3. Средний уровень 0,749 0,755 0,761
ОАО "ТУЙМААДА ДАЙМОНД" 0,977 0,945 1,042
ОАО "ПОКРОВСКИЙ ГРАНЗАВОД" 0,919 0,988 0,958
ООО "ТУНАЛГЫ" 0,946 0,978 1,054
ЗАО САХА БЕЛЬГИЙСКАЯ АК "САБЕ" 0,951 0,884 0,877
ООО "САХА-ДИАМ" 0,643 0,587 0,591
Окончание табл. 2
Предприятия Обощающий показатель экономического потенциала Прогноз обобщающего коэффициента 1-й вар. Прогноз обобщающего коэффициента 2-й вар.
ООО "ЭРЭЛ" 0,558 0,615 0,603
ООО "НВ ДАЙМОНД" 0,630 0,647 0,627
ЗАО "АВРОРА ДИАМАНТ" 0,719 0,745 0,732
ООО "КАРАТ-2000" 0,511 0,593 0,545
ООО "КРИСТАЛЛ ДАЙМОНД" 0,641 0,686 0,628
ООО "ЗАРНИЦА" 0,972 0,932 0,956
ООО "ТИСПА" 0,623 0,609 0,714
ООО "САХАОГРАНСБЫТ" 0,851 0,749 0,661
ООО "ЛЕНА ДАЙМОНД" 0,553 0,610 0,663
Группа 4. Низкий уровень 0,281 0,281 0,281
ООО "КЭСКИЛ ДАЙМОНД" 0,238 0,243 0,244
ООО "САПИ-ДИАМ" 0,440 0,418 0,434
ООО "ПО "ТИСПА' 0,437 0,350 0,453
ООО"БЕРАГЗ" 0,344 0,356 0,409
• совершенствование ценовой политики предприятиями — поставщиками алмазной продукции с учетом реальной конъюнктуры мирового рынка алмазов и бриллиантов и показателей его емкости, расширения сбыта бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами на внутренний рынок Российской Федерации;
• повышение конкурентоспособности продукции алмазогранильной отрасли, для чего считаем возможным внести изменения в гл. 21 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на добавленную стоимость» в части введения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации бриллиантов на внутренний рынок;
• стимулирование увеличения внутренних продаж и поддержки отечественного производителя бриллиантов алмазодобывающими компаниями Российской Федерации путем внесения изменений в гл. 21 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на добавленную стоимость» в части введения нулевой ставки налога на добавленную стоимость на реализацию алмазодобывающими предприятиями алмазного сырья на внутренний рынок;
• для стимулирования реализации на внутренний рынок алмазодобывающими компаниями наиболее крупных, чистых, дорогих алмазов ввести зависимость пороговых значений ценовых характеристик для признания алмазов уникальными и подлежащими специальному государственному учету и контролю (введенных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1068 «О порядке и критериях отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных») от изменения учетных цен по Прейскуранту, утверждаемому Министерством финансов Российской Федерации;
• предприятиям алмазогранильной отрасли проводить гибкую политику по созданию смежных производств по изготовлению ювелирной продукции в связи с расширением спроса на внутреннем рынке Республики Саха (Якутия).
ЛИТЕРАТУРА 1. Т. Потоцкая. «Алмазный трубопровод — состояние и перспективы» //Алмазы и золото России. 2005, № 6. С. 48 - 57.