РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
УДК 658.152:639.25.06
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ПРИБРЕЖНОГО РЫБОЛОВСТВА
Т.И. Аванесова
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
В статье по результатам анализа состояния и использования основных фондов прибрежного рыболовства были сформулированы и исследованы основные пути восстановления фондов и их ремонта. Рассмотрены возможные виды ремонта. Предложена система показателей, которая обеспечит получение достоверных данных в процессе мониторинга наличия, технического состояния и эффективности использования основных фондов.
Ключевые слова: судоремонт, судостроение, расширенное воспроизводство (основных фондов), планово-предупредительный ремонт, текущий ремонт, средний ремонт, капитальный ремонт, гарантийный ремонт, аварийный ремонт, энерговооруженность, фондонасыщенность, фондовооруженность.
Effectiveness increase ways of off-shore fishing fixed assets. T.I. Avanesova (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)
Main ways of assets' restoration and repair were stated and studied on the basis of results obtained from state and fixed assets of off-shore fishing exploitation analysis. Offered metrics will provide receiving reliable information during monitoring process of availability, technical state and efficiency utilization of fixed assets.
Key words: ship repair, shipbuilding, expanded reproduction (fixed assets), preventative maintenance, repairs, average repair, overhaul, warranty repairs, emergency repairs, available power, fixed assets saturation, available fixed asstes.
Камчатка является регионом, где прибрежное рыболовство - важнейший способ занятости населения. Поэтому наибольший интерес приобретает ретроспективный анализ прибрежного рыболовства, вскрытие причин возникновения наиболее серьезных проблем и определение методов их оптимального решения. Предметом исследования являются основные фонды прибрежного рыболовства Камчатского края. В статье «Анализ состояния основных фондов рыбной отрасли Камчатского края» была дана оценка динамики, наличия основных фондов с выделением активной их части, рассчитаны показатели технического состояния фондов, изменений этих показателей за несколько лет [1]. Эффективность использования основных фондов меняется год от года и зависит от различных факторов, зависящих и не зависящих от предприятия. Меняется и структура фондов, хотя и не столь значительно.
Результаты анализа легли в основу разработки выводов и предложений по улучшению стимуляции, связанной с основными фондами прибрежного рыболовства.
Следует отметить, что за последние несколько лет:
- наблюдается замедление темпов внедрения прогрессивных промысловых схем в рыболовстве;
- происходит незначительный рост уровня механизации промысловых процессов;
- остается преобладающей доля тралового флота, хотя наблюдается некоторое снижение его удельного веса в общем объеме флота;
- несколько улучшается технический уровень и качество основных орудий лова (наблюдалось не внедрение новых конструкций, а модернизация отдельных узлов системы оснастки);
- не уделяется должного внимания повышению селективности тралов;
- не наблюдалось внедрение новых отечественных механизмов (промысловые механизмы отечественных добывающих судов в целом имеют более низкое качество, чем зарубежные);
- наблюдается отставание в надежности механизмов;
- имеет место достаточно высокое удельное потребление ресурсов отечественными механизмами;
- не получала должного решения проблема оснащения добывающих судов сетными барабанами и промысловыми кранами;
- на российских судах недостаточно активно устанавливаются промысловые комплекты (судовая радиоэлектронная аппаратура пятого поколения из мирового судостроения). В отечественном промышленном рыболовстве значительно уступает зарубежным аналогам и рыбопоисковая аппаратура. Подавляющее большинство эхолотов, которые относятся к самой массовой рыбопоисковой аппаратуре, считается морально устаревшей техникой (гидроакустические и рыбопромысловые);
- технический уровень приборов контроля за параметрами орудий лова значительно ниже зарубежных.
Таким образом, главным направлением в развитии научно-технического прогресса в рыбном хозяйстве является преодоление отмеченного отставания от лучших мировых образцов.
Проведенный анализ состояния, структуры, состава, движения, технического состояния и эффективности использования основных фондов показал сохранение негативных тенденций:
- значительное сокращение флота за счет списания отслуживших нормальные сроки судов;
- необоснованная, экономически неэффективная реализация судов, имеющих достаточную долю годной стоимости;
- продолжается рост уровня физического износа;
- происходит неуклонное моральное старение основных фондов;
- появление многочисленных акционерных обществ, товариществ и индивидуальных частных предприятий привели к ситуации исчезновения единой технической политики в области обновления фондов предприятий, в частности судов;
- отсутствие достаточных финансовых средств у судовладельцев привело к снижению заказов на серийную постройку судов как на отечественных, так и на иностранных верфях;
- приватизация флота отрицательно отразилась на его эксплуатации. Рациональная расстановка судов многочисленных организаций на промысле стала практически неосуществимой;
- нарушилось соотношение между добывающими, обрабатывающими и транспортными мощностями;
- уменьшилось количество научно-исследовательских, поисковых и других вспомогательных судов;
- диспропорция производственных мощностей отрицательно сказалась на эффективности использования основных фондов (мощность производственных фондов заметно превышают объемы выделенных квот).
Существенную роль играет судоремонт в повышении эффективности работы промыслового флота. Промысловый флот работает в сложных условиях. В первую очередь это относится к режиму эксплуатации. В связи с изменением состояния сырьевой базы и освоением новых отдаленных районов промысла время пребывания судов в море доходит до 90% всего времени нахождения судна в эксплуатации. Длительное пребывание судна в море приводит к износу корпуса судна, надстроек, палубных механизмов и устройств, а также к обрастанию подводной части корпуса судна морскими организмами и водорослями, ведущими к большой потере скорости. Промысловые функции весьма многообразны, вследствие этого постоянно меняется режим работы судового оборудования, что ведет к его перегрузке.
Для устранения полученных в процессе эксплуатации дефектов и приведения машин, механизмов, оборудования, корпуса судна в надлежащее техническое состояние требуется проведение ремонта. Ремонтные работы в зависимости от их сложности и объема могут выполняться без вывода судна из эксплуатации (т. е. в порту или во время рейса) или с выводом судна из эксплуатации (т. е. с постановкой на ремонт). Данные отчетов показывают, что суда промыслового флота находятся в ремонте на судоремонтных предприятиях около 25% календарного времени, иными словами, в составе флота рыбной промышленности каждое четвертое судно не работает. Удельный вес времени эксплуатации в календарном времени и соотношение ходового и стояночного времени - основные показатели, характеризующие режим работы судна.
Вывод судна из эксплуатации приводит к прямым экономическим потерям судовладельца: уменьшаются объемы уловов, выпуск продукции и, следовательно, размеры прибыли. Увеличиваются непроизводительные и другие расходы: на судне, вставшем на ремонт, необходимо содержать часть команды и платить им зарплату, оплачивать место стоянки, отопление и освещение судна. Таким образом, чем дольше стоит судно без работы, тем выше убыток судовладельца, поэтому он заинтересован в скорейшем вводе судна в эксплуатацию. Кроме того, сам ремонт также оплачивается судовладельцем, вследствие чего увеличиваются затраты на содержание флота. Экономические потери судовладельца очевидны.
Естественно, что всякое сокращение сроков ремонта и уменьшение его стоимости, если только это происходит не за счет качества ремонтных работ, способствует повышению эффективности работы флота. Еще одним направлением повышения эффективности работы флота является улучшение качества ремонта, которое в значительной степени определяет надежность судов в эксплуатации.
Значительный объем ремонтных работ также выполняют формально не входящие в эту отрасль различные судоремонтные производительные единицы, филиалы, цехи, базы технического оборудования (БТО) и т. д., являющиеся не самостоятельными предприятиями, а составными частями различных рыбопромышленных производственных объединений, предприятий флота и т. д. Зачастую ремонт осуществляется за границей.
Для совершенствования эксплуатации основных фондов необходимо осуществлять четко организованное воспроизводство основных средств, то есть процесс их возобновления в виде системы мер (рис.1).
Изношенные средства производства в промышленности и на транспорте восстанавливают или заменяют в ходе планово-предварительного ремонта. Ремонт судов также следует организовать по этой системе. В ходе планово-предупредительных ремонтов устраняют повреждения, возникающие в процессе естественного износа судна при нормальной его эксплуатации. В отличие от них устранение повреждений от непредвиденных обстоятельств (аварий, стихийных бедствий) не поддается планированию.
Планово-принудительный ремонт предусматривает замену механизмов, узлов и частей конструкции и агрегатов по истечении определенного установленного для каждого из этих элементов срока эксплуатации, независимо от степени их износа. Данная система используется при ремонте скоростных судов речного флота, эксплуатируемых в экстремальных режимах, когда к работе техники предъявляются повышенные требования.
Планово-предупредительный ремонт (ППР) судов флота рыбной промышленности и рыболовецких колхозов проводят в течение установленного срока службы. Это единый комплекс технически и экономически обоснованных мероприятий по организации и проведению планового ремонта с целью предупреждения прогрессирующего износа и выхода элементов судна из
строя и поддержания характеристик и параметров элементов судна в допустимых эксплуатационных пределах, установленных эксплуатационно-технической документацией.
Текущий ремонт отдельных частей корпуса судна и надстроек, судовых механизмов, оборудования и устройств заключается в частичном восстановлении и замене быстроизнашивающихся деталей и узлов, производстве необходимых регулировочных работ, смазке и очистке механизмов, очистке поверхностей и окраске.
Средний ремонт выполняется с целью восстановления работоспособности изделия в течение среднего ресурса времени между средними (или средними и капитальными) ремонтами с заменой или восстановлением отдельных его деталей и сборочных единиц, проверкой технического состояния остальных частей и регулировкой изделия.
Капитальный ремонт судовых механизмов заключается в полной разборке, дефектации, замене или изготовлении новых базовых деталей и частей, сборке и испытании механизма. В результате капитального ремонта технико-эксплуатационные характеристики механизма восстанавливаются полностью или до определенного предела, о чем выдаются соответствующие паспорта.
Средний ремонт судна предназначен для поддержания и частичного восстановления его технико-эксплуатационных характеристик путем проведения работ по графикам текущего, среднего и частично капитального ремонта элементов судна для обеспечения его нормальной эксплуатации до следующего планового ремонта или до момента списания судна.
Капитальный ремонт судна проводят с целью полного или близкого к нему восстановления его технико-эксплуатационных характеристик и параметров с подтверждением (или восстановлением), при этом в основном осуществляют средний и капитальный ремонт корпуса, механизмов и оборудования, вплоть до замены непригодных для дальнейшей эксплуатации элементов судна на новые.
Гарантийный ремонт выполняет предприятие - изготовитель судна на основании договора, предусматривающего проведение ремонта этого судна после определенного периода его эксплуатации в течение гарантийного срока. При гарантийном ремонте устраняют поломки, неисправности и дефекты, происшедшие не по вине судового экипажа, а также проводят наладку и регулировку судовых технических средств, у которых в течение гарантийного срока эксплуатации выявлены отклонения технико-эксплуатационных характеристик и параметров от допускаемых пределов.
Аварийный ремонт выполняют согласно аварийному акту для ликвидации повреждений, поломок и неисправностей судна, вызванных аварией или аварийным происшествием.
Ремонт судов промыслового флота финансируется из разных источников.
Такие работы возможно будет проводить в необходимом объеме и на достаточно высоком качественном уровне при наличии четко отлаженной и технически-оснащенной системы ремонтных служб, для чего следует наладить подготовку и образование квалифицированных кадров.
В настоящее время профессиональный уровень трудовых ресурсов характеризуется следующими показателями: около 9% имеют высшее образование и 24% среднее специальное. В стране создан образовательный комплекс, в который входят 5 государственных технических университетов и 1 государственная академия рыбопромыслового флота, 7 морских рыбопромышленных колледжа, 1 мореходное училище, 3 рыбопромышленных техникума, 3 учебно-парусных судна и т. д.
Однако проблемы снижения финансирования поставили под угрозу качество подготовки специалистов для отрасли. Необходимо внедрять новые технологии обучения, осуществить полное соответствие образовательных стандартов требованиям международных конвенций по ди-пломированию моряков. Созрела необходимость создания четко продуманной стратегии работы учебных центров повышения квалификации.
Следует отметить, что важную роль в формировании хозяйства и внедрении научно-технического прогресса играет научно-технический потенциал. Последний комплексно характеризует развитие науки, инженерного дела, техники и ресурсов, которыми располагает отрасль для решения научно-технических проблем. Научно-технический потенциал отрасли объединяет несколько составляющих (рис. 2).
Рис. 2. Научно-технический потенциал
Необходимо продолжить расширение рыбохозяйственных исследований и разработок в области различных наук (рис. 3).
Научно-техническая информация производственных процессов
Социальные
Правовые
Биологические
Международное сотрудничество
Рис. 3. Науки, участвующие в исследованиях
Обеспечение расширенного воспроизводства основных фондов можно осуществлять различными путями (рис. 4).
--- Обеспечение расширенного воспроизводства основных фондов v 4
1
Реконструкция Г
Новое строительство Г
Техническое перевооружение ^^
С Модернизация оборудования > Г
с
Расширение действующих предприятий
9
Рис. 4 . Мероприятия расширенного воспроизводства основных средств
Многомесячное пребывание промысловых судов в открытой воде, доходящее до 90% эксплуатационного времени, а также тяжелые условия их работы на промысле (частые перегрузки главного двигателя, судовых механизмов и устройств, удары при швартовке в море и т. д.) приводят к интенсивному изнашиванию судов и повышению вероятности аварий, требуют организации обеспечения судов в условиях океана всеми необходимыми запасами, создания нормальных условий труда и отдыха членам судовых экипажей. Все это составляет специфику эксплуатации рыбопромыслового флота, отличает ее от эксплуатации судов морского транспортного флота.
Планирование, учет и контроль работы флота, а также анализ выполнения его производственных заданий осуществляют с помощью ряда показателей и измерителей.
Показатели представляют собой абсолютные величины, характеризующие количественную сторону работы флота: количественный состав судов, объем добытой рыбы или выбранной продукции и т. д.
Измерители - это качественные показатели, представляющие собой отношение различных абсолютных значений показателей работы флота. Они характеризуют организацию его работы и качество использования эксплуатационно-технических средств.
Различают относительные измерители (коэффициент использования судов по времени; коэффициент выхода продукции из сырья, направленные на обработку; коэффициент загрузки судов и т. д.) либо средние (вылов на среднесписочное судно; среднее количество груза, перевезенного за рейс; средняя дальность перевозки 1 т груза и т. д.).
В настоящее время в рыбной промышленности сложилась определенная система показателей работы флота, которые делят на четыре группы.
Первую группу показателей применяют для определения численного состава флота: списочное и среднесписочное количество судов.
Вторую группу составляют эксплуатационные показатели, определяющие режим использования судов: общее календарное время, время нахождения судов вне эксплуатации и в эксплуатации, по составляющим элементам режима.
Третья группа показателей работы судов - производственных - отражает объем добычи (прием), выпуск продукции по основному ассортименту, количество груза, которое необходимо доставить на промысел и с промысла в порт.
Четвертая группа показателей - экономических - отражает эксплуатационные расходы по статьям затрат, товарную продукцию в действующих или расчетных ценах, прибыль.
Контроль за уровнем использования основных средств производственного процесса следует осуществлять по показателям:
- энерговооруженность:
Кэв = М-, (1)
где Мэ - мощность установленных двигателей и аппаратов, кВт, Ч - среднесписочная численность работников;
- механовооруженность:
СР
кмв -_тм, (2)
ЛРМ
Ч
где Срм - среднегодовая стоимость рабочих машин и оборудования, тыс. руб.; - фондонасыщенность:
ОС,
1фн _
КФН ' (3)
где ОС - среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб., П - производственная площадь
предприятия, м2;
- фондовооруженность:
ОС„,
Кфв -—-. (4)
Следует постоянно отслеживать соотношение темпов роста среднегодовой выработки 1 работника (СГ) и фондовооруженности (ФВ).
Об удовлетворительной ситуации может свидетельствовать соотношения:
Д1%
^---V +
1.
-ДФВ
0 ДСГ%
Д1%
0 ДФВ%'
Д1%
А_
г
ДСГ%
- ДФВ% ДСГ% 0
Недопустимы следующие ситуации, характеризующие неудовлетворительную, неэффективную обеспеченность фондами:
Д1%
2.
3.
. . .
-ДСГ% 0 ДФВ%
Д1% +
.- -ДСГ% ДФВ% Д1% 0 +
. . .Л. .
г
ДСГ%
ДФВ%
Все эти ситуации свидетельствуют о неэффективных инвестициях в основные фонды, необоснованном удорожании себестоимости и в итоге - недополучении прибыли.
Сомнительными считаются ситуации, при которых:
1. ДСГ% = ДФВ%,
2. -ДСГ% = -ДФВ%.
Комплекс мероприятий, предложенный в заключении статьи, должен обеспечить стабилизацию отрасли, особенно в реализации достижений научно-технического процесса по внедрению и созданию новых, более производительных и качественных основных фондов.
Анализ выделил факторы, от которых зависит эффективность использования основных фондов в соответствии с рис. 5 [1].
Товарная продукция
Фондоотдача основных производственных фондов
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов
Фондоотдача активной части фондов
Л.
Изменение структуры оборудования
Изменение времени работы оборудования
Изменение выработки оборудования
Целодневные простои или дни переработки
Коэффициент сменности
Внутрисменные простои или «сверхурочные» часы работы
1и^ м
-Л ои *
Т
Внедрение нового оборудования
Внедрение мероприятий научно-технического прогресса по совершенствованию технологии и организации производства
Мероприятия социального характера
Рис. 5. Схема влияния факторов, характеризующих использование основных фондов
+
+
+
0
Повышение эффективности использования основных фондов оказывает существенное влияние на основные технико-экономические показатели работы предприятия (объем производства, прибыль, рентабельность).
Рост эффективности тесно связан с мобилизацией как экстенсивных факторов (увеличение времени полезного использования активной части основных фондов), так и интенсивных факторов (повышение производительности оборудования в единицу времени).
Систему резервов улучшения использования основных фондов предприятия можно представить в следующем виде:
I. Техническое усовершенствование средств труда:
- внедрение новой техники;
- модернизация оборудования;
- ликвидация диспропорции в производственных мощностях предприятия;
- механизация и автоматизация вспомогательных и обслуживающих производств;
- внедрение прогрессивных технологий;
- культивирование и развитие изобретательства и рационализации.
II. Увеличение времени работы машин и оборудования:
- ликвидация устаревшего, бездействующего оборудования (реализация, лизинг, сдача в аренду и т. д.);
- сокращение сроков ремонта оборудования;
- выполнение графиков планово-предупредительных ремонтов;
- своевременное техническое обслуживание;
- снижение простоев как внутрисменных, так и целодневных;
III. Улучшение организации и управления производством:
- ускорение достижений проектной производительности вновь введенных производственных систем;
- внедрение прогрессивной организации труда и производства;
- улучшение обеспечения материально-техническими ресурсами;
- совершенствование управления производством через компьютеризацию и другой вычислительной техники;
- развитие материальных стимулов у работников, способствующих развитию эффективности производства;
- повышение квалификации работников;
- улучшение условий труда и отдыха;
- проведение оздоровительных мероприятий и др.
На государственном уровне следует решать проблему восстановления судостроительной отрасли, развивать научные изыскания по поиску прогрессивных подходов к строительству новых судов.
Литература
1. Аванесова Т.И. Анализ состояния основных фондов рыбной отрасли Камчатского края // Вестник КамчатГТУ. - 2013. - № 24.- С. 59-67.
2. Гинзбург А.И. Экономический анализ: Учеб. для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2011. - 448 с.
3. Иванов И.Н. Экономический анализ деятельности предприятия: Учеб. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 348 с.
4. Романов Е.А. Экономика рыбохозяйственного комплекса. - М.: Мир, 2005. - 336 с.
5. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учеб. пособие / В.К. Скляренко, В.М. Прудников, Н.Б. Акуленко, А.И. Кучеренко; под ред. проф. В.К. Скляренко, В.М. Прудникова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 256 с.