Шабанов В. А. Shabanov V. Л.
кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электротехника и электрооборудование предприятий», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Алексеев В. Ю. Лlekseev V. Yu.
кандидат технических наук, доцент кафедры
«Электротехника и электрооборудование предприятий», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Юсупов Р. З.
Yusupov R. Z.
аспирант кафедры «Электротехника и электрооборудование
предприятий», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
УДК 621.316
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЛОКИРОВКИ ЗАЩИТЫ МИНИМАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ОТ ТОКОВОЙ ЗАЩИТЫ ВВОДА
Защиты минимального напряжения (ЗМН) широко применяются на нефтеперекачивающих станциях для выявления режимов нарушения электроснабжения и обеспечения бесперебойности технологического процесса перекачки нефти по магистральным нефтепроводам. Такая защита должна срабатывать только при коротких замыканиях (КЗ) в питающей электрической сети и не должна действовать при КЗ в распределительной сети предприятия. Функция блокировки ЗМН при КЗ в электрической сети нефтеперекачивающих станций возлагается на максимальную токовую защиту (МТЗ) ввода. Эффективность такой блокировки зависит от длины зон действия ЗМН и МТЗ. В статье исследуется влияние параметров электрической сети и высоковольтных электродвигателей на зоны действия ЗМН и МТЗ ввода при КЗ.
Показано, что зоны действия ЗМН и МТЗ зависят от режима питающей электрической сети, причем зона действия ЗМН линейно растет при увеличении сопротивления системы, а зона действия МТЗ линейно снижается. В зависимости от величины сопротивления питающей электрической сети длина зоны МТЗ может быть больше, равной или меньше, чем длина зоны ЗМН. В режимах работы питающей сети, когда длина зоны МТЗ может быть меньше, чем длина зоны ЗМН, блокировка ЗМН от МТЗ ввода при КЗ в сети предприятия становится не эффективной. При этом возможно ложное срабатывание ЗМН.
Для обеспечения блокировки ЗМН при КЗ в сети предприятия предложено использовать либо специальное блокирующее токовое реле, либо МТЗ ввода с пуском по напряжению. Обеспечение блокирующих функций токового реле и МТЗ ввода с пуском по напряжению достигается либо согласованием тока срабатывания МТЗ с длиной зоны действия ЗМН, либо выбором напряжения пуска МТЗ не ниже, чем напряжение срабатывания ЗМН.
Ключевые слова: защита минимального напряжения, максимальная токовая защита, длина защищаемой зоны, электрическая сеть, нефтеперекачивающая станция.
IMPROVING THE EFFICIENCY OF LOCK PROTECTION MINIMUM VOLTAGE BY OVERCURRENT RELAY PROTECTION
Undervoltage protection is widely used in oil pumping stations, to identify regimes of power outages and ensure continuity of the technological process of pumping oil through main pipelines. Such protection should only be operated when short-circuits in power electric circuits and must not operate when short circuits in the distribution network of the enterprise. Lock of undervoltage protection at short circuit in electrical grids pumping stations run with help overcurrent protection on input electrical grid. The effectiveness of the lock depends on the zones length of undervoltage protection and overcurrent protection. The article studies the influence of parameters of electric grids and high voltage electric motors on the zones length of the undervoltage protection and overcurrent protection in case of short circuits.
It is shown that the coverage of the undervoltage protection and overcurrent protection depend on the mode of power supply, and the protected area of the undervoltage protection linearly increases with the resistance of the system, and the zone of protection overcurrent linearly decreases. Depending on the resistance value of the electric grids, the length of the zone of over-current protection may be greater than, equal to or less than the length of the zone of undervoltage protection. In the operating modes of the power supply when the length of the zone of overcurrent protection may be less than the length of the zone of undervoltage protection protection, blocking protection undervoltage protection overcurrent protection of local switch in case of short circuits in the network of the company becomes effective. It is possible false triggering of the protection of the undervoltage protection.
To ensure the locking of the protection of the undervoltage protection when a short circuit in the network of the enterprise is proposed to use any special blocking current relays, or overcurrent protection of local switch to perform the start-up voltage. Blocking functions current relay and a overcurrent protection with start-up voltage is achieved either by agreement of the current operation the overcurrent protection with range undervoltage protection, or by the voltage selection trigger the overcurrent protection is not lower than the voltage operation undervoltage protection.
Key words: undervoltage protection, overcurrent protection, length of the protected zone, electricity grids, oil-pumping station.
Защиты минимального напряжения (ЗМН) являются одним из видов защиты от потери питания электродвигателей и широко применяются на подстанциях промышленных предприятий [1, 2]. По принципу действия пуск ЗМН происходит при снижении напряжения в электрической сети по любой причине, в том числе и при коротких замыканиях (КЗ). Однако ЗМН должна срабатывать только при КЗ в питающей электрической сети и не должна действовать при КЗ на шинах 6, 10 кВ и в распределительной сети предприятия, а также в режимах пуска и самозапуска электродвигателей [3-5]. На насосных перекачивающих станциях (НПС) нефти и нефтепродуктов ЗМН используются для выявления режимов нарушения электроснабжения и обеспечения бесперебойности технологического процесса перекачки нефти
по магистральным нефтепроводам [6, 7]. Исследованию ЗМН на НПС и анализу их недостатков уделяется много внимания [8-11]. В случае неселективного срабатывания ЗМН при КЗ в сети предприятия происходит ложное отключение одной из секций шин распределительного устройства. При этом теряет питание часть магистральных насосных агрегатов, что может привести к полному расстройству процесса перекачки нефти или газа по трубопроводу [12-14]. Блокировка действия ЗМН при КЗ в электрической сети НПС выполняется по факту пуска максимальной токовой защиты (МТЗ) ввода 6(10) кВ [15]. Эффективность такой блокировки зависит от согласования зон действия ЗМН и МТЗ ввода [16]. В статье исследуются пути повышения эффективности такой блокировки при КЗ в электрической сети НПС.
Рисунок 1. Схема электроснабжения НПС и подключения ЗМН и МТЗ ввода
Типовая схема электроснабжения НПС при двухсекционном ЗРУ-6(10) кВ с расположением ЗМН и МТЗ ввода приведена на рисунке 1.
Электродвигатели Д1 и Д2 магистральных насосных агрегатов, выполняющих перекачку нефти по магистральным нефтепроводам, получают питание от шин технологического закрытого распределительного устройства (ЗРУ). Защита минимального напряжения на НПС выполняется двухступенчатой. Первая ступень ЗМН-1 с выдержкой времени 0,5 с действует на отключение выключателя ввода ^1) в режимах потери питания с глубоким снижением или исчезновением напряжения. По факту отключения выключателя ввода (от блок-контактов выключателя) происходит пуск схемы автоматического включения резерва (АВР), включается секционный выключатель Q6 и напряжение на терявшей питание секции шин восстанавливается. Вторая ступень ЗМН-2 с выдержкой времени 5-7 с действует на отключение электродвигателей, потерявших питание. Работает она при отказе ЗМН-1 или при отказе АВР. В этих случаях технологический процесс перекачки сохраняется за счет включения электродвигателя (Д2) резервного магистрального насосного агрегата [13, 14, 17]. КЗ в сети предприятия (в точке К1) должны отключаться быстродействующими защитами присоединений (линии Л1) [15]. Для блокировки ЗМН-1 при КЗ в сети предприятия используется дискретный сигнал от
токовых реле МТЗ ввода. Рассмотрим, при каких условиях блокировка ЗМН-1 от МТЗ ввода на НПС будет эффективной.
Уставки срабатывания ЗМН по напряжению и МТЗ по току
Напряжение срабатывания ЗМН-1 принимается из условия возврата реле напряжения при самозапуске электродвигателей после отключения внешнего КЗ или после включения секционного выключателя при срабатывании автоматического включения резерва по выражению [1, 6, 16]:
, (1)
измн— „ ^ ' V >
лотс' н
где иЗМН—напряжение срабатывания ЗМН-1; КОТС — коэффициент отстройки; КВН — коэффициент возврата реле минимального напряжения при восстановлении питания (после включения секционного выключателя КВН = 1); иоСТ — наименьшее остаточное напряжение на шинах при самозапуске электродвигателей:
, (2)
С.НБ + Э
где иС — напряжение питающей сети; ХСНБ — наибольшее эквивалентное реактивное сопротивление питающей сети (сопротивление сети в минимальном режиме); ХЭ — эквивалентное сопротивление электродвигателей.
Ток срабатывания МТЗ ввода принимается из условия возврата реле тока при самозапуске после отключения КЗ по выражению [2, 16]:
1^=Котс'1сзп, (3)
к„
Рисунок 2. Графики зон действия МТЗ (а) и ЗМН (б) при изменении расстяния до КЗ на отходящей линии
где КОТС — коэффициент отстройки; КВТ — коэффициент возврата реле тока; 1СЗП — ток самозапуска;
1сзп=_Чс_, (4)
л/з-(хс.нм+хэ) где ХСНМ — наименьшее эквивалентное реактивное сопротивление питающей сети (сопротивление сети в максимальном режиме).
Токи и напряжения при КЗ При КЗ в распределительной сети НПС ток КЗ 1К и напряжение на шинах иш будут соответственно:
иг .
1.=
к л/3-(Хс+Хк)'
иг-х.
иш= с к , Хг + Хт,-
(5)
(6)
где ХС — эквивалентное реактивное сопротивление питающей сети.
Графики изменения тока КЗ и напряжения на шинах Иш в функции расстояния LК до точки КЗ на отходящей линии (на линии Л1 на рисунке 1), построенные по выражениям (5) и (6), приведены на рисунке 2. По мере увеличения расстояния LК до точки КЗ от шин ЗРУ-6(10) кВ ток КЗ 1К снижается, а остаточное напряжение на шинах ЗРУ Иш растет.
Анализ эффективности блокировки ЗМН от МТЗ
Защиты ЗМН и МТЗ срабатывают при выполнении, соответственно, условий:
щи и 1мл ^ 1К. (7)
Точки пересечения графиков тока и напряжения при КЗ с горизонтальными прямыми 1МТЗ и ИЗМН на рисунке 2 определяют зоны действия защит ЬМТЗ и ЬЗМН. На рисунке 2, а зона действия МТЗ LМТЗ превышает зону действия
• с.нм ' с гт
Рисунок 3. Зависимость зоны действия ЗМН и МТЗ от эквивалентного сопротивления питающей сети
ЗМН ЬЗМН. При этом МТЗ ввода будет блокировать ЗМН. Если же зона действия МТЗ ЬМТЗ меньше зоны действия ЗМН ЬЗМН, то при КЗ на расстоянии ЬК в интервале ЬМТЗ < ЬК < ЬЗМН МТЗ не работает (рисунок 2, б), а ЗМН может сработать. В результате блокировка от МТЗ не действует, и ЗМН может ложно отключить выключатель ввода.
Длина зоны действия ЗМН и МТЗ зависит от эквивалентного сопротивления питающей электрической сети и сопротивления электродвигателей [2, 16]. Подставим в (1) значение остаточного напряжения на шинах иоСТ из (2) и приравняем полученное значение иЗМН и напряжение на шинах при КЗ по (6). При этом, подставляя ХК = LЗМН ^Х0, после преобразований получим для длины зоны действия ЗМН:
(8)
__1_
К(т: ' Кв-Н ' С..НБ ~ Хэ ) _
где Х0 — удельное индуктивное сопротивление линии.
Аналогично, для длины зоны действия МТЗ ввода из выражений (3)-(5):
квт • (Х(
с.нм Котс • Хс
(9) 21
Графики изменения зон действия ЗМН и МТЗ при увеличении сопротивления системы ХС, построенные по (8) и (9), приведены на рисунке 3. Графики построены при варьировании Х от наименьшего значения Х „ „ до
С С.НМ
наибольшего Х^^.
С.НБ
Наибольшая длина зоны ЗМН Ь„гат„ и
ЗМН.НБ
наименьшая длина зоны МТЗ ЬМТЗНМ при постановке в (8) и (9) ХС = ХСНБ. Наименьшая длина зоны ЗМН Ь„ ^ т , и наибольшая длина
ЗМН.НМ
МТЗНБ будут при подстановке в (8)
зоны МТЗ Ь
и (9) ХС = ХС.НМ.
Средства повышения эффективности блокировки ЗМН
Найдем, при каких значениях сопротивления питающей сети возможен отказ МТЗ ввода. Граничным значением сопротивления питающей сети ХС ГР будет такое, при котором выполняется условие ЬМТЗ = Ь
ЗМН'
Для его определения приравняем правые части (8) и (9) и решим полученное уравнение относительно сопротивления питающей сети ХС. Получим для граничного значения сопротивления ХСГР , при котором равны зоны действия МТЗ и ЗМН:
^ Г ГР —
_ [кв.т • (Xç.HM Ктс ' Кщ. ' №слб +
^ОТС ' КОТС■ ' 1/^<Ж7 * ^В Н ' {^С.НБ ) — ]
. (10)
Так как в соответствии с (5) и (6) напряжение на шинах и ток КЗ связаны выражением
иш=4ъхк
то принимая напряжение на шинах равным напряжению срабатывания ЗМН для условия согласования, получаем:
2 ^ ЦЗМН
4ъ-хй ■ Ьзмн
Это неравенство должно выполняться при любом значении сопротивления питающей сети, а, следовательно, и при любом значении зоны действия ЗМН, в том числе, и при наибольшем ЬЗМННБ. При этом ток срабатывания блокирующего реле следует определять по выражению:
1 _ КО.Б'изМН , (11)
" ^ЗМНЛБ
где КОБ — коэффициент отстройки блокирующего реле, принимаемый меньше единицы.
Наибольшая длина зоны действия ЗМН в выражении (11) определяется по (8) при подстановке наибольшего значения сопротивления питающей электрической сети:
Хд.НБ ' Хэ
Котс ' К в н ' (Хс.нб + Хэ ) - Хэ X,
. (12)
уд
При сопротивлении питающей сети больше граничного значения длина зоны действия МТЗ становится меньше длины зоны действия ЗМН, и МТЗ ввода перестает выполнять блокирующие функции. Для обеспечения блокировки МТЗ в таких режимах работы электрической сети необходимо либо повышение чувствительности МТЗ ввода, либо использование других блокирующих средств, например специальной блокирующей токовой защиты (токового реле).
Выбор параметров срабатывания блокирующих устройств
При установке блокирующего токового реле ток его срабатывания следует выбирать по согласованию с длиной зоны действия ЗМН. Условие согласования можно сформулировать следующим образом: если КЗ происходит в конце зоны действия ЗМН и напряжение на шинах равно напряжению срабатывания ЗМН, то ток КЗ должен быть больше тока срабатывания блокирующего реле 1Б:
При выборе тока срабатывания блокирующего реле по (11) зона его действия всегда будет больше зоны действия ЗМН. При этом, если при КЗ в сети предприятия сработают пусковые реле напряжения ЗМН, то сработает блокирующее токовое реле, и действие ЗМН на отключение выключателя ввода будет запрещено.
Другой способ повышения эффективности блокировки ЗМН — использование МТЗ ввода с повышенной чувствительностью. Причиной недостаточной чувствительности МТЗ ввода является необходимость отстраиваться от токов самозапуска. На НПС с высоковольтными синхронными двигателями для повышения чувствительности МТЗ ввода используется МТЗ с пуском по напряжению. Такую защиту можно использовать и для обеспечения блокировки ЗМН в тех случаях, когда простая МТЗ ввода не эффективна. Ток срабатывания МТЗ с пуском по напряжению отстраивается не от тока самозапуска по (3), а определяется исходя из обеспечения доста-
точной чувствительности при КЗ на шинах по выражению
т _ IКЗ.МИН , (13)
МТЗ т/~
кч
где 1КЗМИН — ток ввода при КЗ на шинах в минимальном режиме работы сети; КЧ — требуемое значение коэффициента чувствительности.
Для целей блокировки ЗМН ток срабатывания МТЗ ввода должен выбираться равным наименьшему из значений, найденных по
(11) и (13).
Напряжение срабатывания пускового органа МТЗ ввода при использовании для целей блокировки должно быть согласовано с напряжением срабатывания ЗМН. Для этого достаточно принять напряжение пуска МТЗ равным напряжению срабатывания ЗМН по (1).
Выводы
1. Зоны действия ЗМН и МТЗ зависят от режима питающей электрической сети, причем зона действия ЗМН линейно растет
при увеличении сопротивления питающей сети, а зона действия МТЗ линейно снижается. В зависимости от величины сопротивления питающей электрической сети длина зоны МТЗ может быть как больше, так и меньше, чем длина зоны ЗМН.
2. В режимах работы питающей сети, когда длина зоны МТЗ меньше, чем длина зоны ЗМН, блокировка ЗМН от МТЗ ввода при КЗ в сети предприятия становится не эффективной. При этом возможно ложное срабатывание ЗМН.
3. Для обеспечения блокировки ЗМН при КЗ в сети предприятия следует использовать либо специальное блокирующее токовое реле, либо МТЗ ввода с пуском по напряжению. Обеспечение блокирующих функций токового реле и МТЗ ввода с пуском по напряжению достигается либо согласованием тока срабатывания МТЗ с длиной зоны действия ЗМН, либо выбором напряжения пуска МТЗ не ниже, чем напряжение срабатывания ЗМН.
Список литературы
1. Корогодский В.И., Кужеков С.Л., Паперно Л.Б. Релейная защита электродвигателей напряжением выше 1 кВ. М.: Энергоатомиздат, 1987. 264 с.
2. Андреев В.А. Релейная защита и автоматика систем электроснабжения. М.: Высшая школа, 2008. 639 с.
3. Ершов М.С., Егоров А.В., Федоров В.А. Некоторые вопросы повышения устойчивости электроприводов многомашинного комплекса с непрерывным технологическим процессом при возмущениях в системе электроснабжения // Промышленная энергетика. 1992. № 7. С. 23-26.
4. Ершов М.С., Рупчев И.О. Адаптация защит узлов электрических сетей к потере питания при несимметричных возмущениях // Промышленная энергетика. 2004. № 1. С. 28-30.
5. Ершов М.С., Егоров А.В., Новоселова Ю.В. О влиянии состава нагрузки на устойчивость промышленных электротехнических систем // Промышленная энергетика. 2004. № 10. С. 16-24.
6. Шабанов В.А., Алексеев В.Ю. Выбор уставок защит минимального напряжения на нефтеперекачивающих станциях // Энергетик. 2008. № 7. С. 37-39.
7. Шабанов В.А., Алексеев В.Ю., Валишин А.Р. Выполнение защит минимального напряжения на нефтеперекачивающих станциях // Повышение надежности и энергоэффективности электротехнических систем и комплексов: межвуз. сб. науч. тр. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2010. С. 93-98.
8. Шабанов В.А., Алексеев В.Ю., Плеханов М.К., Юсупов Р.З. Повышение надежности пусковых органов минимального напряжения АВР на НПС // Электронные устройства и системы: межвуз. науч. сб. Уфа: УГАТУ, 2010. С.271-275.
9. Шабанов В.А., Алексеев В.Ю. Повышение эффективности первой ступени защиты минимального напряжения на нефтеперекачивающих станциях // Электромеханика, электротехнические системы и комплексы: межвуз. науч. сб. Уфа: УГАТУ, 2010. С. 179-183.
10. Шабанов В.А., Алексеев В.Ю., Валишин А.Р., Плеханов М.К. Недостатки
защит минимального напряжения на нефтеперекачивающих станциях // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». 2010. № 2. URL: http://www.ogbus.ru/authors/ Shabanov/Shabanov_1.pdf
11. Шабанов B.A., Алексеев В.Ю., Валишин А.Р., Плеханов М.К. Пути устранения недостатков защиты минимального напряжения на нефтеперекачивающих станциях // Научно-технический журнал «Нефтегазовое дело». 2011. Т. 9. № 2. С. 91-94.
12. Беляев А.В. Противоаварийное управление в узлах нагрузки с синхронными электродвигателями большой мощности. М.: НПФ «Энергопрогресс», «Энергетик», 2004. 80 с.
13. Шабанов В.А., Алексеев В.Ю., Мустафин Т.С., Валишин А.Р. Сравнительный анализ роли самозапуска и технологического АВР в обеспечении устойчивой работы НПС с синхронными электродвигателями // Научно-технический журнал «Нефтегазовое дело». 2008. Т. 6. № 1. С. 143-146.
14. Шабанов В.А., Алексеев В.Ю. Ускорение включения технологического резерва на НПС при нарушениях в системе электроснабжения // Промышленная энергетика. 2010. № 6. С. 31-35.
15. Шабанов В.А., Алексеев В.Ю., Клименко С.Е., Юсупов Р.З. Согласование выдержек времени релейной защиты НПС // Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и энергоресурсов. 2007. Вып. 4 (70). С. 84-89.
16. Шабанов В.А., Алексеев В.Ю., Токмаков Д.А., Шепелин А.В. Недостатки блокировки защиты минимального напряжения на нефтеперекачивающих станциях // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». 2015. № 6. С. 234-252. URL: http://ogbus.ru/issues/ 62015/ogbus6 2015_ p234-252_ShabanovVA_ru.pdf.
17. Шабанов В.А., Алексеев В.Ю., Павлова З.Х. Обеспечение бесперебойной работы частотно-регулируемых электроприводов магистральных насосов и технологического режима перекачки при кратковременных нарушениях электроснабжения. Уфа: Изд-во «Нефтегазовое дело», 2012. 171 с.
References
1. Korogodskij V.I., Kuzhekov S.L., Paperno L.B. Relejnaja zashhita jelektrodvigatelej naprjazheniem vyshe 1 kV. M.: Jenergoatomizdat, 1987. 264 s.
2. Andreev V.A. Relejnaja zashhita i avtomatika sistem jelektrosnabzhenija. M.: Vysshaja shkola, 2008. 639 s.
3. Ershov M.S., Egorov A.V., Fedorov V.A. Nekotorye voprosy povyshenija ustojchivosti jelektroprivodov mnogomashinnogo kompleksa s nepreryvnym tehnologicheskim processom pri vozmushhenijah v sisteme jelektrosnabzhenija // Promyshlennaja jenergetika. 1992. № 7. S. 23-26.
4. Ershov M.S., Rupchev I.O. Adaptacija zashhit uzlov jelektricheskih setej k potere pitanija pri nesimmetrichnyh vozmushhenijah // Promyshlennaja jenergetika. 2004. № 1. S. 28-30.
5. Ershov M.S., Egorov A.V., Novoselova Ju.V. O vlijanii sostava nagruzki na ustojchivost' promyshlennyh jelektrotehnicheskih sistem // Promyshlennaja jenergetika. 2004. № 10. S. 16-24.
6. Shabanov V.A., Alekseev V.Ju. Vybor ustavok zashhit minimal'nogo naprjazhenija na nefteperekachivajushhih stancijah // Jenergetik. 2008. № 7. S. 37-39.
7. Shabanov V.A., Alekseev V.Ju., Valishin A.R. Vypolnenie zashhit minimal'nogo naprjazhenija na nefteperekachivajushhih stancijah // Povyshenie nadezhnosti i jenergojeffektivnosti jelektrotehnicheskih sistem i kompleksov: mezhvuz. sb. nauch. tr. Ufa: Izd-vo UGNTU, 2010. S. 93-98.
8. Shabanov V.A., Alekseev V.Ju., Plehanov M.K., Jusupov R.Z. Povyshenie nadezhnosti puskovyh organov minimal'nogo naprjazhenija AVR na NPS // Jelektronnye ustrojstva i sistemy: mezhvuz. nauch. sb. Ufa: UGATU, 2010. S. 271-275.
9. Shabanov V.A., Alekseev VJu. Povyshenie jeffektivnosti pervoj stupeni zashhity minimal'nogo naprjazhenija na nefteperekachivajushhih stancijah // Jelektromehanika, jelektrotehnicheskie sistemy i kompleksy: mezhvuz. nauch. sb. Ufa: UGATU, 2010. S. 179-183.
10. Shabanov У.А., Alekseev У.Ли., Valishin А^., Plehanov М.К. Nedostatki zashhit minimal,nogo naprjazhenija па nefteperekachivajushhih stancijah // Ыекгоппу] паиеЬпу] 2Ьигпа1 «Neftegazovoe delo». 2010. № 2. URL: http://www.ogbus.ru/authors/ ShabanovZShabanov_1.pdf.
11. Shabanov В.А., Alekseev У.Ли., Valishin А.Я., Plehanov М.К. Рий ustгanenija nedostatkov zashhity minimal'nogo napгjazhenija na neftepeгekachivajushhih stancijah // Nauchno-tehnicheskij zhumal «Neftegazoуoe delo». 2011. Т. 9. № 2. S. 91-94.
12. Beljaev А.У Pгotivoavaгijnoe upгavlenie у uzlah nagгuzki s sinhгonnymi jelektгodvigateljami bol'shoj moshhnosti. М.: NPF «Jeneгgopгogгess», «Jeneгgetik», 2004. 80 s.
13. Shabanov У.А., Alekseev У.Ли., Mustafin T.S., Valishin А^. Sгavnitel'nyj analiz гoli samozapuska i tehnologicheskogo АУ^ v obespechenii ustojchivoj гaboty NPS 8 sinhгonnymi jelektrodvigateljami // tehnicheskij zhuгnal «Neftegazovoe delo». 2008. Т. 6. № 1. S. 143-146.
14. Shabanov У. А., Alekseeу У Ли. Uskoгenie vkljuchenija tehnologicheskogo гezerуa na NPS
pri narushenijah у sisteme jelektrosnabzhenija // Promyshlennaja jeneгgetika. 2010. № 6. S. 31-35.
15. Shabanov У А., Alekseev У Ли., Klimenko S.E., Jusupov R.Z. Soglasovanie vydeгzhek vгemeni relejnoj zashhity NPS // Pгoblemy sbora, podgotovki i tгanspoгta nefti 1 jenergoresursov. 2007. Vyp. 4 (70). S. 84-89.
16. Shabanov У.А., Alekseev У.Ли., Tokmakov D.A., Shepelin А.У. Nedostatki blokiгovki zashhity minimal'nogo napгjazhenija na neftepeгekachivajushhih stancijah // Jelektronnyj nauchnyj zhuгnal «Neftegazovoe delo». 2015. № 6. S. 234-252. URL: http:// ogbus.ru/issues/ 62015/ogbus6 2015_ p234-252_ShabanovVA_ru.pdf.
17. Shabanov У.А., Alekseev УЛи., Pavlova Z.H. Obespechenie bespeгebojnoj raboty chastotno-reguliruemyh jelektropriуodov magistгal'nyh nasosov i tehnologicheskogo гezhima perekachki pгi kгatkovгemennyh naгushenijah jelektгosnabzhenija. Ufa: Izd-vo «Neftegazovoe delo», 2012. 171 s.