ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ВОДОПЛАВАЮЩИХ ПТИЦ В РОССИИ: ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
С. Б. Розенфельд, Е.Е. Сыроечковский, Б. И. Убушаев
ИПЭЭ РАН, Москва, Рабочая группа по гусеобразным Северной Евразии, Москва, ВНИИприроды Минприроды России, Москва,
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, Элиста
Охранение биоразнообразия и научно обоснованное развитие охотничьего хозяйства, базирующееся на принципах неистощи-тельного использования ресурсов - актуальные задачи современности. Одной из наиболее эффективных мер, направленных на рациональное использование и сохранение мигрирующих гусеобразных является научно обоснованное регулирование охоты в ключевых местах остановок на путях миграций. Это необходимо также и потому, что места крупнейших миграционных остановок гусеобразных, наряду с охотничьими видами, используют редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды гусей и казарок, иногда образующие большие концентрации на ограниченных территориях. Необходимо внедрение системы мер, позволяющей сочетать неистощи-тельное использование охотничьих видов гусеобразных, и сохранение редких видов. В связи с этим необходима ревизия существующей системы определения допустимых сроков охоты, объёмов/квот добычи, ежедневных норм добычи. Обширный позитивный опыт в этой области накоплен в США, Канаде, некоторых странах Евросоюза и Казахстане. Учитывая его, мы рекомендуем закрепить в нормативно-правовой базе термины «миграционная популяция» и «миграционный путь» как элементарную и территориальную единицы управления ресурсами. Без этих понятий трудно регулировать использование ресурсов. Важным шагом в этом направлении является создание кадастра ключевых территорий миграционных остановок мигрирующих гусеобразных на территории Российской Федерации (рис. 1).
Сохранение редких видов, использующих те же пролетные пути, что и виды, отнесенные к объектам охоты, наша обязанность, но его желательно проводить без ущемления интересов охотпользовате-лей. Данные многолетнего мониторинга показывают, что сроки пролёта редких и охотничьих видов гусеобразных не всегда совпадают и могут существенно различаться
каждый сезон (Rozenfeld, 2011). Например, лесной гуменник (Anser fabalis fabalis) - кандидат на включение в Красную книгу РФ. Это подвид гуменника, численность которого за последние несколько лет на всем ареале сократилась вдвое и продолжает снижаться. Поскольку внешнее сходство лесного гуменника с массовым охотничьим подвидом - тундровым гуменником, очень велико, а пути их миграции частично совпадают, действенной мерой по сохранению лесного гуменника может быть закрытие охоты на всего гуменника в европейской части России и Западной Сибири, что ущемит интересы охотников. Альтернативой, позволяющей сохранить исчезающую популяцию лесного гуменника, может быть адекватное планирование сроков охоты в России. Применяя кольцевание и спутниковое мечение можно выявить миграционные пути, места остановок и зимовки на всем ареале редких видов, скорректировать сроки охоты таким образом, чтобы лесной гуменник по минимуму попадал под ее пресс, и при этом сохранить охоту на массовые охотничьи виды. Такой подход требует разработки современных научно обоснованных планов управления популяциями гусеобразных птиц и развития сети временных зон покоя на протяжении всего миграционного пути.
В 2010 г. Рабочей группой по гусеобразным северной Евразии (РГГ), при поддержке UNEP AEWA и NOF-Birdlife International начаты работы по проекту «Регулирование весенней и осенней охоты на водоплавающую дичь на территории Кумо-Манычской миграционной остановки». Итогом стала согласованная с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Калмыкия «Стратегия оптимизации использования ресурсов гусеобразных птиц Кумо-Манычской миграционной остановки» (Розенфельд, Сыроечковский, 2010) и проект соответствующего «Плана действий», где предусмотрены корректировка сроков и производства охоты, оптимизация системы лицензирования охотничьих хозяйств и меры по повышению культуры охоты. В рамках реализации Стратегии администрацией Республики Калмыкия План утвержден в 2011г. С 2009 г. период весенней охоты в Калмыкии ограничен до 9 дней, при этом охота на территории Кумо-Манычской впадины запрещена на местах ночевок, местах кормежки редких видов, водоемах и в 1000 метровой береговой зоне. План действий предусматривает также ограничение осенней охоты с использованием гибкой системы открытия и закрытия охоты в зависимости от характера пролета редких видов на территории ключевых участков. Принципы внедрения этих положений на примере краснозобой казарки на территории Кумо-Манычской впадины проиллюстрированы рис.2.
По результатам мониторинга пролета гусеобразных, который ведется с 2002 г. (Розенфельд, Сыроечковский, 2011) были выявлены ключевые участки их концентраций, и подготовлены соответствующие предложения для трех административных районов Республики Калмыкия. В 2011г. приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия охотпользователям было поручено информировать Министерство о появлении на подведомственной им территории редких видов гусеобразных. Соответственно, Отделом по надзору, контролю и выдачи разрешений в области охраны и использования объектов животного мира в охотничьих угодьях каждого из этих районов на период осенне-зимней охоты были установлены временные передвижные зоны покоя площадью не более 1000 га. Также сотрудниками Отдела был организован регулярный мониторинг передвижения и распределения гусеобразных с целью своевременного перемещения зон покоя в места концентрации редких видов. Кроме того, в рамках заключенного соглашения о сотрудничестве с Министерством образования, культуры и науки РК планируется внедрение в школьную программу разработанного курса по редким птицам Калмыкии и принципам их охраны.
Полученный опыт является уникальным, примененные методы регулирования охоты доказали свою эффективность (Rozenfeld, 2011), и мы
рекомендуем использовать их в других субъектах Российской Федерации.
На наш взгляд, первыми шагами в этом направлении могут быть следующие действия:
• доработка федерального и регионального законодательства, включая Закон об охоте;
• создание подробного кадастра ключевых мест миграционных остановок гусеобразных в России;
• разработка и внедрение системы мониторинга состояния популяций гусеобразных и оценки добычи охотничьих и редких видов, для начала в модельных регионах, с последующим распространение опыта;
• разработка планов первоочередных мероприятий по регулированию охоты на гусеобразных для каждого субъекта Российской Федерации;
• подготовка обоснований для Минприроды России и местных администраций для принятия соответвующих решений,
• внедрение предлагаемой системы мер в местах ключевых миграционных остановок.
Рисунок 2. Тактика временного ограничения осенней охоты
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Розенфельд С. Б., Сыроечковский Е. Е. Стратегия оптимизации использования ресурсов гусеобразных птиц Кумо-Манычской низменности (Предкавказье) // Казарка. 2010. № 13. С. 147-159.
Розенфельд С. Б., Сыроечковский Е. Е. Сохранение и оптимизация использования ресурсов гусеобразных птиц Кумо-Манычской миграционной остановки // Вестник охотоведения. 2011. № 8 (1). С. 79-89.
Rozenfeld Sonia Regulation of Spring and Autumn Hunting on Waterbirds in the Kumo-Manych Depression, Russian Federation, March 2010-February 2011 // AEWA Lesser White-fronted Goose International Working Group Report Series. 2011. No. 2. Bonn, Germany. 34 р.
Rozenfeld S. The number of Red-Breasted Goose (Branta ruficollis) and Lesser White-fronted Goose (Anser erythropus) on the migration routes in 2010 // Goose Bulletin. 2011. № 12. P. 8-14.
Рисунок 1. Территории, требующие специального управления охотой на водоплавающих на территории России
по федеральным округам. Экспертная оценка РГГ.